Случилась с одним учеником беда и похуже тифа. На берегу Оки пекли на жаровне оладьи на постном масле, и продавались они по копейке за пару. Мальчик вздумал с торговкой держать пари: «20 штук съем, и тогда оладьи даром, а нет — заплачу». Съел все 20 — и умер от заворота кишок. А я едва не утонул. Ока река опасная. Нам позволяли купаться в присутствии надзирателя, но мы, пользуясь свободой беспризорности, бегали на реку и купались иногда по нескольку раз в день. Я уже шел ко дну. Журчанье воды… на миг сознание, что гибну… потом — состояние равнодушия и ощущение слияния с природой… Только самоотверженная энергия одного старшего ученика, отличного пловца, спасла меня: он бросился ко мне, я уцепился за него мертвой хваткой, он с силой оттолкнулся от бревна, случайно нащупав его ногой на дне, и подтянул меня к берегу. Всех нас, участников купанья, в тот день наказали — поставили на колени — и, хотя я был хороший ученик, ко мне отнеслись, как и ко всем, без снисхождения. Наша вольная жизнь вне стен училища давала немало поводов для проявления нашей распущенности. Мы любили травить собак, бегали по городу босиком, играли на улицах в бабки… благопристойностью и воспитанностью не отличались. Была в нас и просто дикость. Проявлялась она в непримиримой вражде к гимназистам и к ученикам Белёвского технического училища имени Василия Андреевича Жуковского. Они нас называли «кутейниками», мы их — «селедками». Ежедневно враждебное чувство находило исход в буйных столкновениях на мосту. Мы запасались камнями, палками, те тоже, и обе стороны нещадно избивали друг друга. Как-то раз я попался в плен и вернулся весь покрытый синяками. На эти побоища старые учителя смотрели сквозь пальцы, даже не без интереса относились к проявлениям нашей удали; лишь впоследствии начальство разъяснило нам всю дикость подобных схваток. Бывали у нас развлечения и иного — мирного свойства. В часы досуга, собравшись все вместе, мы пели песни. Голоса у нас были свежие, хорошие, но репертуар очень небогатый; более всего пели песни военные и вообще патриотические: «Славься ты, славься, наш Русский Царь», «Мать Россия, Мать Российская земля», «Было дело под Полтавой» и др.; особенно любили песню про освобождение крестьян: «Ах ты, воля, моя воля, золотая ты моя».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Высоко славя иночество, он еще выше ценил старческое окормление (воспитание или руководство). Про себя он говорил, что дня не мог пробыть, чтобы не быть у старца и не открыть своих помыслов. " Откровение положено святыми отцами, чтоб легче спастись, так как откровение облегчает тяготу душевную, это я на себе испытал,— писал он одной своей ученице,— а страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских) немощей, и считай себя достойною скорбей. Такая жизнь успокоит тебя " . Пользу откровения, в частности, он определял в том, что оно развивает сознание и болезнование о своей греховности, от чего рождается столь необходимое для дела спасения смирение. " Люблю,— говорил старец,— тех, кто все откровенно говорит о себе. Враг не может ничего посеять там, где все открывается духовному отцу " . Вообще о покаянии он говорил так: " Для покаяния не разбирай ни лица, которому приносишь покаяние, ни места, но во всем чистосердечно кайся и каждую минуту устремляй мысль на то, чтобы искренно покаяться. Если бы вы знали, что значит покаяние,— через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа! Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу " . Увещевая нести все неприятное без ропота, он в назидание передавал рассказ об одной белёвской монахине. Жила там хорошей жизни схимонахиня, имевшая много скорбей. Когда она скончалась, то одна близкая ей монахиня пожелала знать ее загробную участь. После усиленной молитвы она увидела во сне умершую. Сидела она в великолепной комнате и необыкновенном свете, но сама была невесела. На вопрос, почему она, находясь в хорошем месте, невесела, та ответила: " Мне хорошо, но несравненно было бы лучше, если бы я видела Лице Божие, а этого мне нельзя. Я не несла скорбей без ропота, а чтобы видеть Лице Божие, нужно пронести крест скорбей без ропота " . Поучая и наставляя свое стадо всем христианским и иноческим добродетелям, старец в то же время стремился более всего поддержать бодрость духа, чтобы в неудачах и поползновениях не впадали в уныние и отчаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Церковной земли по плану 1777 г. значилось 31 десятина 2161 кв. саженей, которая находилась в трех местах. 11 десятин близ церкви, из которой более 2 десятин усадебной. 16 десятин находилось на расстоянии 2 верст. Земля глинистая, на гористой местности, мало удобная. 6 десятин 20 кв. саженей находилось за рекой. По земле велся спор с белёвским купцом Прохоровым. Документы на землю имелись, кроме усадебной. Расстояние от духовной консистории 98 верст, от местного благочинного 35 верст. Ближайшие церкви: на севере Николаевская в селе Кстищи в 3,5 верстах, на западе Одигитриевская в селе Вейно в 8 верстах, на юге Троицкая в селе в селе Косьяново в 10 верстах, на северо-востоке Георгиевская в селе Сытичи в 9 верстах. Церковно-приходская школа открыта 15 ноября 1882 г. В 1893 г. законоучителем состоял приходской священник Александр Лебедев. Временно подменял его крестьянин села Долбино Дмитрий Ленков. С августа 1882 г. при церкви велись богослужебные собеседования. Приход Троицкой церкви в 1862 г. состоял: В селе Долбино временно проживала надворная советница Наталия Петровна Киреевская с детьми (1-2-2), её дворовых людей (0-7-5), временно-обязанных крестьян (38-123-137) при церкви. В д. Черемошня (Черемошна) временно-обязанных крестьян (6-36-22) в 3 верстах. В д. Зюзнево временно-обязанных крестьян (14-54-54) в 4 верстах. В д. Слобода (Слободка) временно-обязанных крестьян (13-52-52) в 4 верстах. В д. Курентяево временно-обязанных крестьян (2-12-11), государственных крестьян (1-2-4), мещан (1-3-9) в 6 верстах. В д. Ретюнь временно-обязанных крестьян (47-215-211) в 3 верстах. В д. Хамкино временно-обязанных крестьян (23-88-82) в 7 верстах. Солдат и солдаток в приходе (0-9-35). Итого за 1862 г. в 146 дворах проживало 603 мужского и 624 женского населения (Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г.//ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 541, л. 86 об.). Информация с сайта legostaev.kaluga.net До 1929 года с. Долбино Лихвинского уезда входило в состав Калужской губернии, а после введения нового районирования отошло сначала к Московской, а потом (в 1938 г.) к Тульской области. Сейчас Долбино находится в Белевском районе Тульской области.

http://sobory.ru/article/?object=43435

Ключом к разгадке могут послужить сведения клировых ведомостей, метрических книг, карт Тульской губернии и других исторических источников. В рассказе «Под началом побывал» представлены народные «церковные» обычаи: обычай приёма свадебников с приношением хлеба-соли до и после венчания; одевание в притворе церкви после венчания невесты в понёву и убор её головы в кичку; катание на Светлой седмице после общего молебна священников и диаконов по полю в облачении для лучшего урожая льна и замашек 18 ; созыв сельских девушек-невест «на попрядухи»; хождение на Светлой седмице по приходу для сбора подаяний с ночёвками с иконами в деревнях и оставлением богослужения в храме до вторника Фоминой недели; обычай хождения священников с причтом за две недели до Благовещения для сбора ржаной муки, из которой потом пекли «просфоры» и в праздник Благовещения раздавали народу весьма оригинальным способом – в мешках их вносили на колокольню, а по окончании обедни бросали оттуда прямо в народ, и каждый брал по одной. Одни священнослужители не обращали внимания на эти «старинные» обычаи, но были и те, кто пытался изменить или искоренить их. Так, например, отец Павел Тихонравов после долгих дум, как изменить обычай выпечки и раздачи ржаных просфор на Благовещение, решил поступить следующим образом: вместо ржаных просфор испечь пшеничные, вынуть по одной просфоре за хозяев каждого дома с домочадцами и потом раздать их по порядку домов, так чтобы каждому досталась именно та просфора, которая за него была вынута на проскомидии. Так он и сделал, и крестьяне остались очень довольны этим. Рассказы протоиерея М. Ф. Бурцева – ценный исторический источник о жизни российского общества во второй половине XIX века. Они представляют особую ценность и для воссоздания биографии самого автора. В них выражена любовь батюшки к родной истории, переживание за судьбы Отечества и Святой Церкви. Игумен Герасим (Дьячков) Московская духовная академия 15 октября 2017 года 1 Макарова В. А. Первая уездная библиотека Тульской губернии//Белёвские чтения (далее – БЧ). Вып. IV. М, 2004. С. 174. 2 Подробнее об А. П. Елагиной см.: Амелина И. В. Литературный салон Авдотьи Петровны Елагиной//БЧ. Вып. V. М., 2005. С. 87 – 92; Беэр А. С. Продолжение семейной хроники. М., 2013; Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина//Приокские зори. Литературно-художественный и публицистический журнал. Тула, 2006. 1. С. 202 – 217; Калашникова Л. В. А. П. Елагина (к 220-летию со дня рождения Авдотьи Петровны Елагиной)//Бурцевские чтения. Вып. 2. М., 2010. С. 122–127.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Весной 1846 г. по приглашению мон. Фомаиды в Каширу из богадельни г. Алексина прибыли 2 ее давние «сомолитвенницы» - послушницы Дария Васильева и Анастасия Дмитриева. В 1848 г., когда в общине проживало ок. 50 насельниц, скончался главный благотворитель Руднев, и сестричество стало испытывать финансовые трудности. По свидетельству мон. Леониды (Ждановой), «скудость чувствовалась во всем», мон. Фомаида «возмалодушествовала» и даже намеревалась оставить общину, но духовник, старец Виссарион, убедил ее остаться в Кашире: «...от Бога не уйдешь. Он строго накажет за твое нетерпение, знаешь ли? Здесь, где вы живете, место святое, здесь будет большая обитель». Мон. Фомаида старалась изыскать источники к содержанию обшины: в 1848-1849 гг. предоставила 3 банковских билета на сумму 11 238 р. 78 к., прося обратить их в пользу обители, приняла вклады, в т. ч. 10 дес. пахотной земли от жены титулярного советника Е. Попадичевой и 36 дес. от коллежского асессора И. Раевского. В 1852 г. от московских и каширских жителей мон. Фомаиде было предоставлено 3643 р. 78 к., а в 1857 г. от московского почетного гражданина Н. В. Лепёшкина - 571 р. 42 к., от коммерции советника С. Л. Лепёшкина 10 тыс. р., от Е. К. Кузовлевой 1 тыс. р. В 1858 г. каширский купец И. Ф. Попов пожертвовал 591/2 дес. леса в Киреевской пустоши, надворная советница М. К. Бабаева передала «огородное место» в г. Туле на Миллионной ул. В итоге сестры располагали 16 500 р. 98 к. и ок. 100 дес. пахотной и лесной земли. Среди прихожан храма числился 191 представитель «купцов, мещан и цеховых», 5 представителей «военного» и 38 представителей «гражданского ведомства». Вскоре по приглашению Алексия (Ржаницына) , еп. Тульского и Белёвского, в богадельню из Рязани была переведена опытная в хозяйственных трудах рясофорная мон. Олимпиада (Макарова Дарья Николаевна; † 1862), ставшая ближайшей помощницей мон. Фомаиды. К 1860 г., когда в богадельне насчитывалось ок. 70 насельниц, еп. Алексий неск. раз обращался в Синод с ходатайством о преобразовании ее в общину на правах общежительного мон-ря, «находя для этого и средства достаточными». Новый Тульский и Белёвский еп. Никандр (Покровский) выдал богадельне «сборную книгу» и благословил одну из сестер, Е. А. Вольфингер (урожд. Новикова), отправиться в С.-Петербург для сбора средств «в пользу устрояемой общины» (Там же. С. 44-45). Благодаря пожертвованиям членов царской семьи (имп. Марии Александровны, вел. княгинь Елены Павловны и Александры Иосифовны) и придворных особ капитал богадельни пополнился 689 р. 72 к. Вел. кн. Константин Николаевич выделил на облачение сестрам 700 аршин черного сукна. К нач. 60-х гг. XIX в. капитал богадельни составил ок. 26 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

«Послание» сохранилось в единственном списке XI в. из Кассельской земельной библиотеки (Kassel, Landesbibliothek, philol. 4). Издания: Первые издания, которые иногда продолжают использоваться в историографии, неудовлетворительны: Гильфердинг 1856. С. 8–34 (editio princeps по не вполне исправному списку с Кассельской рукописи); МРН 1/A. Bielowski. Р. 223–228 (по копии Кассельской рукописи и изданию А. Гильфердинга); Giesebrecht 2. S. 689–692 (по А. Гильфердингу и А. Белёвскому, с рядом конъектур); поэтому пользоваться надо научно-критическим изданием Я. Карвазиньской: Ер. Brun. Р. 97–106. Более полный список изданий см.: RFHMAe 2. Р. 592. Историю введения памятника в науку см.: Widera 1957. S. 94–103. Переводы: На немецкий язык: Voigt 1907. S. 436–443; Schiemann 1. S. 74–75 (только отрывок о Руси и печенегах); на польский язык: Abgarowicz 1966. S. 249–261; на итальянский язык: Ignesti 1951. Р. 97–105; на русский язык: Гильфердинг 1856. С. 8–34; Оглоблин 1873. С. 1–15 (перевод страдает вольностями); Свердлов 1. С. 49–51; ДР 314–315 (в последних двух изданиях – только «русско-печенежский» фрагмент). Литература: Kolberg 1884. S. 1–108; Voigt 1907; Manitius 2. S. 231–236; Zakrzewski 1925. S. 209–226; Kahl 1955. S. 161–193, 360–401; Wenskus 1956; Mieysztowicz 1958. S. 445–502; Widera 1959. S. 365–381; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 48–52; 3. S. Karwasiska 1972. S. 91–105; Sansterre 1990. P. 493–506. Благочестивому мужу церкви королю Генриху 196 Б. 197 , не более чем ничтожество, [желает] всего, что королю во славу и Господу всеведущему угодно. [Когда Бруно пребывал в стране венгров 198 , брат короля, епископ Бруно 199 сообщил автору, что король помнит и печется о нем. В ответ Бруно Кверфуртский намерен дать королю отчет в своих миссионерских делах.] Верно, уже целый год исполнился месяцами и днями с тех пор, как мы покинули венгров (Ungri) 200 , где понапрасну провели много времени, и направились к печенегам (Pezenegi), жесточайшим из всех язычников 201 . Государь 202 Руси (senior Ruzorum) 203 , великий державой (regnum) и богатствами, в течение месяца удерживал меня против [моей] воли, как будто я по собственному почину хотел погубить себя, и постоянно убеждал меня не ходить к столь безумному народу, у которого, по его словам, я не обрел бы новых душ, а одну только смерть, да и то постыднейшую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3438 . – 11 июля. О предписании закончить разбор неприсягавших церковников по Крутицкой епархии; о производстве следствия о допущенных опущениях при разборе По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по сообщённым Правительствующего Сената из Конторы ведениям и по доношению преосвященного Леонида, архиепископа Крутицкого, с приобщёнными с доношения ж Крутицкой епархии Белёвского духовного правления и Орловской провинциальной канцелярии с промемории копии, в которых написано: ведениях, в первом – города-де Кром и Кромского уезда (как Севская провинциальная канцелярия представляет) церковникам и их детям по силе Её Императорского Величества указов разбору не было для того, что-де от определённых из Коломны духовных персон города Орла от архимандрита Герасима и протопопа Симеона Иванова в прошлом 1737-м году смотр и разбор хотя быть и начинался, и из годных-де в службу взято было только три человека, но и тех-де оного протопопа сын поп Дмитрий у кромских солдат отнял и сказал, что и впредь-де годные в службу отданы не будут, и окроме-де тех к смотру и разбору от Орловского архимандрита Герасима и помянутого протопопа представлены были такие, которые от пяти и до десяти лет, а свыше годных в службу по многому требованию и ни единого человека не представляли и не представляют, и означенный протопоп присланного из Коломенского духовного правления для принуждения их в представлении оного причта к разбору поручика Кузяева и определённого от Кромской канцелярии солдата Щетинина был за то, чтоб они его к представлению не принуждали и под караулом не держали. И в прошлом 738-м году февраля 23-го дня как он, протопоп, так и архимандрит из Кром съехали, и поныне к тому разбору не приезжают, и в том разборе учинили остановку. И чтоб за таковой их духовных персон съезд без указу и за показанные непорядки, и что они в том разборе учинили остановку, учинено было по указам, и для того разбору и смотру в тот город определить бы духовных персон в немедленном времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VI. Пасхальные и рождественские общие поздравления иеросхимонаха Амвросия Но старческое служение о. Амвросия не ограничивалось только тем, что он постоянно принимал всех, приходивших к нему, исповедовал, разрешал, наставлял. Одни требовали продолжительного духовного врачевания и, расставшись с батюшкой, писали ему о том, что стало с ними после, и просили наставлений; другие, не имея почему-либо возможности сами повидать его, начинали с ним сношения заочно, письменно; он отвечал им. Так возник у о. Амвросия, по примеру прежних старцев, о. Льва и о. Макария, особый способ пастырского воздействия – письмами. И о. Амвросию писали тысячи писем, и он отвечал на них тысячами. Этот материал особенно дорог для характеристики личности о. Амвросия. Он – верен и истинен; он – серьёзен и глубок. Из тысячи этих писем особенно выделяются те, которые о. Амвросий писал в виде окружных посланий ко всем своим духовным детям к двум великим праздникам – Рождеству и Пасхе. Письма к частным лицам главное значение имеют для этих лиц. Не то эти послания: они важны для всех, ибо для всех и писаны. Они писались старцем из года в год, к каждой Пасхе и Рождеству. Обыкновенно он или сам писал или диктовал первый экземпляр послания. Затем с него снималось тут же несколько копий, которые рассылались к ближайшие женские монастыри, где монахини-почитательницы старца наперерыв спешили изготовить как можно более копий. Участвовать в этом добром деле считалось сёстрами за счастье. Особенно много таких копий писалось в Белёвском (Тульской губ.) женском монастыре. Затем, когда достаточно копий было изготовлено, они присылались к старцу, он их подписывал своим именем – и рассылал тысячами. Получавшие же их также старались распространить между своими близкими, как лучшие праздничные подарки. Старец смотрел на это дело серьёзно и потому обычно писал эти послания с большим усердием. Они – необыкновенно назидательны; в них глубокая аскетическая мудрость. Все они проникнуты горячей любовью старца к своим духовным детям: это пишет именно отец своим нежно любимым детям. Сии послания – самый драгоценнейший для будущего памятник пастырской деятельности почившего. Поэтому мы и считаем долгом напечатать их все сполна 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

В России Вишневецкий получил во владение Белёвское княжество, а его люди были верстаны поместным окладом в верховьях Дона. При поддержке русских войск во время походов на Крымское ханство Вишневецкий обосновался на Монастырском о-ве (в пределах совр. Днепропетровска). В 1562 г. он начал здесь строить новые укрепления, в 1563 г. Вишневецкий вернулся на службу к кор. Сигизмунду II Августу . Окончанию строительства З. С. на Монастырском о-ве помешала смерть Вишневецкого во время похода в Молдавию. Постройки были незначительными, поэтому большинством исследователей они не считаются З. С. После о-ва М. Хортица З. С. размещалась в следующих местах: на о-ве Томаковка - с 60-х гг. XVI в. до 1593 г., на о-ве Базавлук - в 1593-1638 гг., на мысе Никитин (Микитин) Рог - в 1638-1652 гг., на р. Чертомлык - в 1652-1709 гг., на р. Каменке - в 1709-1711 гг., в урочище Алёшки - в 1711-1734 гг., на р. Подпильной - в 1734-1775 гг. (Новая Сечь), в устье Дуная - в 1775-1828 гг. (Задунайская Сечь). В июне 1572 г. кор. Сигизмунд II издал указ о создании отрядов реестровых казаков на королевской службе (в 1572 их число составляло 300 чел., в 1578 - 600, в 1590 - 1 тыс., в 1625 - 6 тыс., в 1630 - 8 тыс., в 1649 - 40 тыс. чел.). Реестровые казаки должны были отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений укр. крестьян и в походах на Москву и в Крым. Реестровые казаки были приравнены к мелкой шляхте и получали плату за службу. Гетман реестровых казаков именовался «гетман Его Королевского Величества Войска Запорожского». Кор. Стефан Баторий начал выдачу земельных пожалований и льгот реестровым казакам. Первым земельным владением, дарованным реестровым казакам, был г. Трахтемиров (Терехтемиров) с мон-рем и землями до Чигирина. Трахтемиров стал центром реестровиков, здесь размещались арсенал, госпиталь и приют для инвалидов. В Трахтемировском монастыре, принадлежавшем реестровому казачьему войску с 70-х гг. XVI в., находили приют и запорожцы; мон-рь был разрушен поляками в 1664-1665 гг.

http://pravenc.ru/text/182605.html

В 1881 году начался новый этап жизни 38-летнего Оскара Павловича Каппеля. 13 ноября Высочайшим приказом он был отчислен за штат армии, а в декабре того же года прикомандирован в штаб Отдельного корпуса жандармов для испытания по службе. Корпус жандармов (с 1836 года – Отдельный корпус, далее – ОКЖ) был учрежден в России в 1827 году как орган политической полиции. Его образование подчеркивало ту значимость, которую правительство отводило политическому сыску. Сухие строки послужного списка Оскара Павловича фиксируют его перемещения на новом месте службы по губернским жандармским управлениям, рисуя обширную географию переездов. 4 февраля 1882 года перевод О.П. Каппеля в ОКЖ был утвержден Высочайшим приказом. 28 февраля того же года приказом 16 он был назначен адъютантом Киевского губернского жандармского управления. 19 марта 1883 года состоялся новый переезд – приказом по ОКЖ 18 О.П. Каппель был назначен адъютантом Владимирского губернского жандармского управления. 1 декабря 1884 года приказом по ОКЖ за 133 Оскар Павлович был назначен помощником начальника Тульского губернского жандармского управления в Белёвском уезде (уездный Белёв находится в 150 км юго-западнее центра губернии), где и оставался до своей смерти. 25 ноября 1884 года О.П. Каппель был переименован из штабс-капитанов в штабс-ротмистры, а 3 апреля 1886 года произведен в ротмистры. О.П. Каппель был женат на Елене Петровне Постольской, по всей видимости, дочери генерал-майора П.И. Постольского – участника Крымской войны, героя обороны Севастополя, кавалера ордена Св. Георгия 4-й степени, похороненного по завещанию на Братском кладбище защитников Севастополя. У Оскара Павловича и Елены Петровны родилось трое детей: сын Борис (23 февраля 1881 года), сын Владимир (16 апреля 1883 года) и дочь Вера (15 февраля 1885 года) – все крещенные в православие. Родового и благоприобретенного имущества за потомственными московскими дворянами Каппелями на конец XIX в. не значилось. Скончался Оскар Павлович Каппель 19 января 1889 года, в возрасте 46 лет. Жизнь, прожитая отцом, оказалась всего на несколько лет длиннее жизни его знаменитого сына…

http://pravoslavie.ru/5236.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010