Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Державин Иван Дмитриевич; 17.01.1831, с. Кондрыкино Жиздринского у. Калужской губ.- 2.03.1902, Псков), еп. Псковский и Порховский. Род. в семье священника, окончил Калужское ДУ, затем ДС, в 1854 г.- МДА, 20 апр. 1855 г. удостоен степени канд. богословия. 26 февр. 1855 г. рукоположен во священника к Афанасиево-Кирилловской ц. г. Белёва Тульской губ. 24 окт. 1861 г. назначен инспектором Белёвского ДУ, с 1867 г., после введения в уч-ще нового устава, стал именоваться смотрителем. Служил цензором проповедей, неоднократно был членом строительных и ревизионных комитетов Белёва. После кончины супруги 25 дек. 1874 г. подал прошение о постриге и 28 февр. 1875 г. еп. Тульским Никандром (Покровским) был пострижен в монашество. 4 марта того же года назначен настоятелем белёвского в честь Преображения Господня мон-ря и благочинным мон-рей епархии. С 1 апр. 1878 г. архимандрит. В 1881 г. переведен инспектором (по нек-рым источникам, ректором) в Вифанскую ДС. 23 апр. 1883 г. уволен от преподавательской деятельности и назначен настоятелем московского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мон-ря , членом консистории. 27 нояб. 1883 г. А. был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. 18 окт. 1886 г. назначен епископом Ковенским, первым викарием Литовской епархии, 14 марта 1889 г.- епископом Полоцким и Витебским. Большое внимание уделял укреплению позиций Православия в Литве и Белоруссии, урегулированию отношений между православными, старообрядцами и местными властями. Поддерживал деятельность правосл. об-в, пожертвовал 2000 р. Ковенскому Свято-Николаевскому братству. Трудами А. при Тадулинском жен. мон-ре были открыты жен. уч-ще, приют для малолетних сирот, б-ка с читальным залом и музеем, учреждена пенсионная касса для духовенства Полоцкой епархии. По инициативе А. по всей епархии были введены внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. 3 сент. 1893 г. А. был назначен епископом Псковским и Порховским. Заботился о просвещении паствы, благоустроил здание епархиального жен. уч-ща, открыл богадельню для священнослужителей; не поощрял тех, кто противопоставлял земские школы церковным. А. отличался редкой душевной добротой и кротостью. Несмотря на потерю зрения за неск. лет до смерти, сохранял работоспособность. В нач. июля 1901 г. А. серьезно заболел, в помощь ему для управления епархией был прислан Герман (Иванов), еп. Люблинский, вик. Холмской и Варшавской епархии. А. погребен в усыпальнице Троицкого собора Пскова.

http://pravenc.ru/text/114024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никита (Прибытков), еп. Белёвский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Прибытков Николай Григорьевич; 6.12.1859 (по др. данным, 1857), с. Елбанское Бийского окр. Томской губ. (ныне Елбанка Усть-Пристанского р-на Алтайского края) - 3.01.1938, Тесницкий лес, Тульская обл.), сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)), еп. Белёвский. Из семьи пономаря, впосл. священника. Окончил Барнаульское ДУ. С апр. 1880 г. служил псаломщиком в Казанской ц. в с. Валериановка Мариинского окр. Томской губ. В мае 1884 г. был рукоположен во диакона. В 1886 г. служил в Михаило-Архангельском храме с. Мартыновского Кузнецкого окр. Томской губ. В марте 1887 г. переведен диаконом к Одигитриевской ц. в Кузнецк, позднее служил псаломщиком в городском Преображенском соборе. 18 июля 1888 г. рукоположен во иерея и назначен священником к Христорождественской ц. с. Подгородного Кузнецкого окр. 1 сент. 1889 г. перемещен на священническую должность в Троицкую ц. с. Берёзовского того же окр. В 1893 г. назначен священником в с. Мартыновское, где ранее служил диаконом. 12 марта 1896 г. назначен настоятелем Никольской ц. в с. Жуланском Барнаульского окр. Томской губ. С 1896 г. состоял сотрудником попечительства о бедных духовного звания, был действительным членом Алтайского православного миссионерского об-ва (с 1899). Не ранее 1903 г. переведен в Кузнецк. В 1910 г. был назначен священником в бийский Тихвинский женский мон-рь. В 1912 г. овдовел. Был награжден набедренником (1898), скуфьей, камилавкой (1908), наперсным крестом (1913). В 1914 г. (по др. данным, в 1918) принял монашеский постриг с именем Никита. Продолжал служить священником в Тихвинском мон-ре. Не позднее 1920 г. был возведен в сан игумена, в 1921 г. Бийским и Алтайским архиеп. Иннокентием (Соколовым) - в сан архимандрита. Был одним из активных сподвижников архиеп. Иннокентия в борьбе с обновленчеством на Алтае. После ареста и высылки в 1923 г. Бийского архиерея возник вопрос о руководстве правосл. епархией на Алтае. Видимо, кандидатура Н. для избрания к архиерейскому служению получила одобрение архиеп. Иннокентия и представителей алтайских приходов. Н. прибыл в Москву, где 23 янв. 1924 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон возглавил его хиротонию во епископа Кузнецкого. В конце того же года Н. был назначен епископом Рубцовским, управляющим Бийской и Алтайской епархией. В 1927 г. Н. удалось добиться от местных властей регистрации епархиального управления. С этого времени он стал именоваться епископом Бийским и Алтайским.

http://pravenc.ru/text/2565372.html

Позже здесь будет выстроена часовня над колодцем старицы Евфросинии и при ней купальня. Строительство велось на средства Иоанна Матвеевича Сурикова и освящена сия часовня была 14 июня 1909 года. Сохранилось в памяти и предсказание Ефросинии, что после кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Автор жизнеописания блаженной Евфросинии И. М. Суриков в 1911 году написал: " Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы " . И это время пришло. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и построен современный кирпичный храм в селе Колюпаново, где почивают мощи этой великой подвижницы. В 1993 году по молитвам старца Христофора и по благословению Серапиона, митрополита Тульского и Белёвского, началось строительство храма в Колюпаново. Это было начало зарождения монастыря. 16 июля, в день блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белёвского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II учреждён Свято-Казанский женский монастырь. Храм во имя иконы Казанской Божией Матери стал первой постройкой Свято-Казанского женского монастыря. Предвидения блаженной Евфросинии сбылись. Святынями монастыря являются: мощи блаженной Евфросинии, Христа ради юродивой под спудом, которые до этого находились на месте её захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери, а также святой источник блаженной Евфросинии в километре от обители, от воды которого, по молитвам Святой и по Вере своей многие получают исцеление души и тела. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор (ум. в декабре 1996 года). Он активно принимал участие в восстановлении многих храмов и монастырей Тульской Епархии - советом, молитвой и посильной помощью. По молитвам батюшки началось восстановление храма в честь иконы Казанской Божией Матери в селе Колюпаново. Старожилы Алексина знают, что из некогда большого богатого села к началу 90-х годов ХХ столетия Колюпаново превратилось в забытый людьми угол, где проживало четверо стариков. На месте вновь выстроенного Казанского храма был лес. Дороги не было, только тропинка для верующих, ведущая к источнику и могилке блаженной старицы Евфросинии. С июля 1991 года началось оформление документов на строительство храма. На это потребовалось 2 года.

http://sobory.ru/article/?object=10438

Сопоставляя все эти факты, нельзя не придти к заключению, что просвещение вятичей христианской верой в их области развивалось не вдруг, а постепенно и притом очень медленно и не повсеместно, так как в Мценске оставались упорствующие язычники ещё до XV века; но начало этого события всё-таки должно быть отнесено к началу XII века. Разумеется, что христианство в стране вятичей, дикой и лесной, слабое в начале своего существования, крепло всё более и более; в особенности когда черниговские князья , избегая татарских гонений, перешли из Чернигова княжить в местные вотчины свои, - земли вятичей и между прочим в Новосиль (в исходе XIII века), а затем основали новые княжения - Одоевское и Белёвское . Вообще образование удельных княжеств много способствовало распространению христианства между славянами-вятичами, населявшими Тульскую губернию . После уничтожения удельной системы край, населённый вятичами, был подчинён порядкам, установленным в Московском государстве, а имя вятичей постепенно исчезло из обращения русского языка и стало лишь достоянием истории. Источники   Афремов И.Ф. Историческое обозрение Тульской губернии. Москва, 1850, стр. 8 - 9.   Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Спб. 1889 г. Т. 2-й, стр. 30 - 31.   Митрополит Макарий. Цитиров. соч. Т. 1-й, стр. 21 -22.   Жур. Мин. В.Д. 1837 г. апрель, книжка 4 - я, стр. 107, 108.   Отечественные записки, 1825 г. апрель, стр. 429.   См. у Афремова И.Ф. в цитиров. соч. , стр. 42 - 43.   Удельными князьями вятичей были младшие родичи князей черниговских. Дети замученного (1246) в татарской орде св. князя черниговского Михаила Всеволодовича - Роман, Мечислав и Симеон - оставили Чернигов из опасения и боязни татарских нашествий и перешли княжить в землю вятичей, в частности, в г. Новосиль, а потом, разделившись, основали свои княжения Одоевское и Белёвское.   Карамзин Н. И. История Государства Российского, т. 4,стр. 25, т. 5, стр. 199.   Памятная книжка Тульской губернии на 1871 год. Тула, 1871. Статья: " Об открытии Тульской епархии " , стр. 120 - 131.

http://drevo-info.ru/articles/3527.html

В 2025 году – согласно предположительной дате основания – и монастырь отметит свое 500-летие. Но самое раннее письменное упоминание о нем датируется 1557 годом. По преданию, Преображенский монастырь в Белёве был основан одним из князей Белёвских на месте старого городища, крепости. Являясь крепостью духовной, он некоторое время продолжал выполнять и фортификационное назначение, сопрягая его с главным делом монастыря – молитвой. Сохранились данные, что дважды обитель посещал Иоанн Грозный. Первый визит был официальным и кратким (государь проверял готовность Засечной черты). Второй – неспешным: около недели царь молился у Белёвских святынь. В то время все постройки были еще деревянными. В XVII веке главный монастырский Спасо-Преображенский собор возвели в камне. Теперь это самое древнее каменное здание города.      – Храмы были белокаменные, либо полихромные – имели минимум три цвета, – рассказывает отец Арсений. – Ко времени начала реставрация на соборе не осталось ни малейшего фрагмента штукатурки. Но в элементах внешнего декора угадывалось присутствие цвета. Можно было, если приглядеться, в нишах закомар увидеть проблеск желтого оттенка. А когда подняли леса и начали исследовать памятник, то и нашли окраску. После закрытия монастыря в 20-х годах прошлого столетия собор 70 лет простоял практически без кровли. Реставрация в советское время была стихийной. Мы могли просто утратить этот памятник. Столпы собора ушли вниз на 40-60 сантиметров. Свод держался «на честном слове» и, к великому счастью, не обрушился, как и десятитонные подкупольные барабаны. Величественный и лаконичный собор удалось спасти.      – Монастырь там, где есть молитва, – говорит отец Арсений. – И наша обитель переживала нападения, подвергалась пожарам, но всякий раз восстанавливалась. Вот видите, позже к собору была пристроена колокольня. После одного страшного пожара колокола расплавились, ярус звона разобрали, а помещение оставили. Его в былые годы использовали под монастырский архив и книгохранилище.

http://pravoslavie.ru/138008.html

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского 3-классного мон-ря. СПб., 1863; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Очерк жизни настоятельницы белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-ря игум. Павлины. СПб., 1881; Никодим (Кононов), архим. Первоначальницы каширского Никитского жен. мон-ря мон. Фомаида и игум. Макария//ЖПодв. 1908. Дек. Ч. 1. С. 447-488; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. мон-ря в Кашире Тульской губ. К., 1909; Таисия (Карцова), мон. Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992; Ефремов А. В. Каширский Никитский мон-рь//Моск. журнал. 1997. 6. С. 42-45; Город Кашира: Храмы Каширского р-на/Сост.: свящ. О. Г. Пэнэжко. [Б. м.], 2001. С. 13-17; Преподобные Фомаида и Макария, основательницы мон-ря св. вмч. Никиты//Угодники Божии земли Каширской/Сост.: прот. В. Коценко, И. В. Якшичев. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 22-28. В. В. Каширина, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2561468.html

Крестный ход в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. 2014 г. Крестный ход в Макариевом Жабынском мон-ре. Фотография. 2014 г. В дек. 1922 г., когда Белёвский еп. Игнатий (Садковский) активно противостоял Тульскому обновленческому епархиальному управлению и белёвскому обновленческому благочинному прот. М. Щеплову, жабынские прихожане направили в Белёвский уездный исполком заявление. В частности, они писали: «Мы, верующие Жабынского прихода сельца Георгиевки, любим и уважаем преосвященного епископа Белевского Игнатия, желаем иметь именно его своим церковным и духовным наставником и архипастырем и никого другого не приемлем, а почему и просим Белевский уисполком поддержать наше свободное религиозное побуждение и защитить нас и нашего епископа Игнатия от всякого насильственного действия с чьей бы то ни было стороны». Однако в янв. 1923 г. еп. Игнатий был арестован и помещен в белёвскую тюрьму. Нек-рые насельники подверглись репрессиям. Так, бывш. благочинный и казначей архим. Игнатий (Жуков; 1868 - после 1931) в 1931 г. был арестован и сослан в Чимкент на 5 лет; иером. Исихий (Косоруков; 1875-1947) арестован в 1931 г., сослан в Казахстан, а затем расстрелян; иером. Гурий (Иванов; 1875-1937) в сент. 1921 г. был выселен из обители, служил в Белёве, постановлением Тройки при УНКВД по Тульской обл. расстрелян. До 1941 г. в дер. Боровна действовала артель по производству кирпича, в к-рой трудилась часть братии. В 1927 г. постройки М. Ж. м. были переданы в распоряжение 250-го стрелкового полка. Введенский храм, который разделили перекрытием на 2 этажа, использовался как жилое помещение. Знаменская ц. была переоборудована под столовую. Во время Великой Отечественной войны Жабынь оказалась в зоне боевых действий, в дек. 1941 г. Введенский храм, настоятельский и братский корпуса пострадали при артобстрелах. После 1945 г. сотрудники местного колхоза и частные лица разобрали сначала деревянные строения подсобного хозяйства, затем каменную ограду, руины приходской Введенской ц., колокольни, 2-этажных настоятельского и братского корпусов. В перестроенной Знаменской ц. размещалось почтовое отделение, в Макариевском соборе - школа, в братском корпусе - столовая. К нач. 90-х гг. XX в. Введенский и Макариевский храмы и др. постройки пребывали в полуразрушенном состоянии. 28 марта 1991 г. решением Тульского облисполкома сохранившиеся постройки М. Ж. м. были поставлены «на государственную охрану» как «историко-архитектурный комплекс».

http://pravenc.ru/text/2561260.html

5 марта 1873 года скончался скитянин монах Александр (Лихарев), штабс-ротмистр гвардии, помещик Рязанской, Тульской и Симбирской губерний (родился 23 мая 1817). В декабре 1868 года он с супругой поселился в гостинице Оптиной пустыни, а через год они разошлись по монастырям. 5 ноября 1869 года Лихарев поместился в Ключарёвском корпусе и был одет в подрясник. А роста он был огромного и тучный. Когда он пришел к старцу Амвросию, тот оглядел его и сказал добродушно: «По коню и сбруя». Супруга Лихарева поступила в Белёвский Крестовоздвиженский монастырь. Новый послушник, человек образованный, очень удивлялся старцам Амвросию и Илариону (его духовному отцу): «Ну, отец Амвросий, – говорил он, – все-таки получил образование в семинарии, а батя-то, батя-то (так называл он старца Илариона)? Ведь он в миру был портной и ни в какой школе не обучался никаким наукам, а какое благородство, какая сдержанность в манерах!». Случалось, посадят при каком-либо случае старцы отца Александра возле себя, а он потом сознавался, что частенько приходилось ему с князьями обращаться, и запросто, а вот здесь, перед простыми оптинскими старцами, чувствует он себя в стеснении и неловкости... В начале 1873 года он заболел (у него была водянка, которая в это время обострилась) и 9 февраля был пострижен в мантию. «О, что я чувствую теперь! – говорил он. – Во всю мою жизнь, при разнообразных светских удовольствиях, никогда не ощущал я такой радости, как теперь! И кто я? И что я, что сподобил меня Господь такой великой милости?». Вскоре пришел навестить его архимандрит Исаакий. «Отец Александр! – сказал он. – Видно, у вас были какие-либо добрые дела, что Господь привел вас в монастырь так мирно окончить дни вашей жизни!». Отец Александр ответил: «Конечно, были добрые дела, подавалась щедрая милостыня, но только не по закону! Велено творить милостыню так, чтобы шуйца твоя не знала, что делает десница, а я делал так, чтобы не только моя шуйца, но чтобы и все шуйцы знали». 5 марта 1873 года отец Александр мирно почил. Когда стали класть его в гроб для выноса в церковь , ощутили под спиною его теплоту. Узнав о сем, батюшка отец Амвросий сказал, что это есть знак милости Божией к почившему. Три года и четыре месяца прожил покойный в скиту. Бывшая супруга его, мать Александра, рассказала виденный ею сон, будто мчится она с бывшим супругом на тройке рысаков, отец Александр покрикивает: «Но! Пошел, пошел!..». Взглянула она на него, а вид его столь величествен и светел стал, что она сказала: «О, что-то ты уже как царь какой!». Он же отвечал: «Я не царь, а еду к Царю!» 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А понеже по синодальным октября 10 дня прошлого 1738-го годов определениям, по ведениям Сенатской конторы и по доношениям Орловской провинциальной канцелярии посланы из Святейшего Правительствующего Синода к реченным Крутицкому и Коломенскому архиереям с прежних отпусков в подтверждение паки указы, по которым определено во окончании помянутого разбора поступать им, как о том вышеозначенными прежде посланными указы повелено, со всяким прилежно-тщательным рачением, под опасением за неисполнение по силе тех указов неотменного суждения, и к тому окончанию и рассмотрению в города Орловской провинции отправить из духовных по Крутицкой епархии Белёвского архимандрита Тихона, по Коломенской Тульского уезда домового синодального Николаевского Венёва монастыря архимандрита ж. А о происшедших от прежних к тому разбору определённых духовных управителей во окончании того разбора препятствиях, наивяще же о взятках их, определив от Московской синодального правления Канцелярии духовную, а от Сенатской конторы светскую достойных к тому персон, исследовать без всякого пристрастия; и по тому следствию обще обоим оным правительствам учинить решение, как Её Императорского Величества указы повелевают, и что учинено будет, прислать в Святейший Синод обстоятельный рапорт, и из того следственного дела экстракт. Неприсягавших же церковников, которые от оного разбора (как помянутые архимандрит Герасим и протопоп Симеон преосвященному Вениамину, епископу бывому Коломенскому, что ныне Вятский, предлагали, а его преосвященство Святейшему Правительствующему Синоду представлял) бежали, и в укрывательстве имеются, взыскивать на отцах и родственниках их, при ком кто жительство имели, надлежащим образом без всякого упущения, сверх же того о сыску тех беглых под страхом такого штрафа, ежели кто их будет укрывать и содержать, равно как за беглых солдат, в надлежащих местах от оной новоучреждённой комиссии распубликовать указами; и кто из оных будут сысканы, то б хотя они и у присяг были, а на смотрах не явились, всех, кои будут годны, отдать в службу, а негодным чинить за побег наказание; а с не бывших у присяг взыскивать указные штрафы без упущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сухочево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Михаила Архангела Год постройки:приблизительно 1726 - 1775. Адрес: Россия, Тульская область, Белёвский район, с. Сухочево Координаты: 53.672014, 36.132467 Проезд:В 30 км. от города Болхова Орловской области при движении по трассе Р92 в сторону Белева после проезда деревни Бобриково свернуть налево по указателю на деревню Зайцево и проехать 3 км до села Сухочево. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В настоящее время здание храма заброшено и пустует. Хорошо заметны перестроенные в послевоенное время перекрытия, крыша и новые стены. Внутри здания расположены стойла для скота (возможно, здание использовалось как телятник). Кованые решетки на полукруглых окнах напоминают о былом величии храма. На западном фасаде сохранившегося здания заметны поздние пристройки с южной стороны и разрушенные остатки то ли крыльца, то ли колокольни. В восточной стене здания полукруглое окно апсиды расширено до размеров двери. Алтарная часть пустует, все ворота алтаря заложены кирпичом. Приход села Сухочево расположен в 120 верстах от г. Тулы, а от уездного Белева в 15 верстах. Название прихода произошло от речки Сухая Ручица, население его состоит из 144 душ крестьян муж. пола и 445 жен. пола. История ныне существующего в селе Сухочеве каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы мало известна. Предание указывает только на строителя храма Г. Ладыженского, устроившего одновременно с основанием храма и придел в нем во имя св. Архистратига Михаила. Местно чтимая икона «Живоносного источника Пресвятой Богородицы». Причт церкви состоит из священника и псаломщика, на содержание причта поступает пособие от казны в размере 392 руб. и 36 десятин земли. При церкви села Сухочева есть церковно-приходская школа, открыта в 1894 году. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии», Тула, 1895 г. Белевский уезд, стр. 193. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17992

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010