По редким планам и описаниям XVIII-XIX столетий всё же можно проследить эволюцию объёмно-пространственной структуры пустыни, её историческую планировку и застройку, определившую художественный облик удалённой, но по-своему выразительной и запоминающейся пустыни. Историко-архитектурные записки по каждому из важнейших архитектурных сооружений, необходимые для ведения реставрационных работ, будут представлены отдельными записками вслед за общими сведениями градостроительного характера. После смерти императора Петра I императрица Екатерина I в 1727 году издала указ, в котором повелевалось: «Маловотчинные монастыри, которые питались своими трудами без жалованья, те оставить на прежнем основании, и которые монахи из таких монастырей выведены в большие монастыри на жалование, тех отпустить в прежние их монастыри». Вследствие этого указа монахи, выведенные из Жабынской пустыни в Белевский Спасо-Преображенский монастырь, были отпущены обратно в свою обитель, которая однако продолжала числиться приписанной к данному монастырю. В 1744 году придворному чиновнику императрицы Елизаветы барону Ивану Антоновичу Черкасову были пожалованы деревни в Белёвском уезде, где он становится крупным землевладельцем, соседом Жабынской пустыни. Управлением нового имения барона занимался приказчик Пётр Демидов. Он не раз приезжал в Жабынскую пустынь с требованием от монахов документов, подтверждающих их право на владение землёй и строениями. В обители за утратой этих документов не оказалось. В 1746 году Демидов выгнал из обители всех монахов и разграбил монастырь. Затем он запечатал уже ограбленную церковь своею печатью, запер своим замком, приставил свой караул и никого не пускал в неё, «бил смертным боем» всех тех, кого усматривал в пустыни. В 1752 году барон Иван Антонович Черкасов умер и его землевладения в Белёвском уезде унаследовал младший сын Пётр Иванович Черкасов. При нём земельный конфликт с монастырём был улажен, но еще долгое время монастырь, претерпевший разорение, оставался в ветхом состоянии. Возможность поправить состояние пустыни открылась лишь в 1763 году. Московский купец, уроженец города Белёва, Иван Фёдоров пожелал обветшавшую каменную Введенскую церковь разобрать, а вместо неё построить новую каменную церковь во имя Вознесения Господня с пределами Введения и Знамения Пресвятой Богородицы, а все прочие обветшавшие строения отремонтировать. Архиепископом Сарским и Подонским Амвросием был утверждён план постройки, но ему не суждено было осуществиться, так как вскоре вышел указ Екатерины II о секуляризации церковных владений.

http://azbyka.ru/palomnik/Белевская_Свят...

26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых на Архиерейском юбилейном Соборе 13-16 авг. 2000 г.- общецерковно. 10 июля 1998 г. обретены его мощи и перенесены в храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1860 г. иером. Леонид (Кавелин) опубликовал заметку о М. (Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария//ДомБ. 1860. Вып. 47-48; ркп.- РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-1), через год составил «Сказание о жизни и подвигах... иеросхим. Макария» (2-е изд. книги вышло в 1881), митр. Филарет внес исправления в этот текст. В «Сказании...» содержатся многочисленные выписки из скитской летописи, сноски с биографическими справками об упоминаемых лицах, один из разделов посвящен переписке по поводу издания книг. Во 2-й пол. XIX в. прп. Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) собрал «Сказания о старце Оптиной пустыни Макарии» (Там же. Опт-298), в к-рых содержались воспоминания учеников о М., а также описание случаев его посмертной помощи. В 1900 г. скитоначальник прп. Иосиф (Литовкин) отправил письма в жен. и муж. мон-ри с просьбой собрать и сообщить в Оптину пуст. все имеющиеся сведения о М. (Там же. Опт-400-2). В ответ были получены различные материалы, в т. ч. воспоминания инокинь белёвского Крестовоздвиженского мон-ря (Там же. Опт-299-2; 299-4). По благословению прп. Иосифа в 1901 г. инок Павел (впосл. прп. Варсонофий (Плиханков) ) собрал материалы для составления нового жизнеописания М. и 11 сент. 1901 г. передал их схиархим. Агапиту (Беловидову) (Там же. Опт-367. Л. 71-71 об.). 12 сент. была составлена «Опись материала для жизнеописания старца иеросхим. Макария, собранного в 1900 и 1901 гг.» (Там же. Опт-299-5). В предисловии к тексту схиархим. Агапит указывал источники, которые использовал в работе: жизнеописание ( Леонид (Кавелин). 1861), письма преподобного, скитскую летопись, записки скитоначальника иеросхим. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)), ближайшего ученика М., монахинь белёвского Крестовоздвиженского и других монастырей, устные рассказы оптинских монахов-старожилов (Жизнеописание. 1997. С. 5). Жизнеописание М., составленное схиархим. Агапитом, было издано только в 1997 г. В ж. «Домашняя беседа» опубликованы «Воспоминания о старце Оптиной пустыни иеросхим. Макарии» (1862), сохранившиеся также в рукописном списке (РГБ ОР. Ф. 214. Опт-299-3). В поэме А. Н. Апухтина «Год в монастыре» (1885) в образе старца Михаила угадываются черты М.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Послушнице Елисавете, жаловавшейся на многочисленные скорби, иеросхим. Иосиф 14 и 17 нояб. 1906 г. писал: «...если бы не было скорбей, не было бы и святых», и вообще «скорби - добрый знак, показывают, что ты на тесном пути». 17 февр. 1907 г. старец убеждал послушницу творить Иисусову молитву, «главное надо, чтобы помыслы не блуждали кой-где, а на одном месте были». 10 сент. того же года преподобный просил ее терпеть все неурядицы и даже «не думать» о переходе в другой монастырь, а 29 мая 1908 г. предостерегал: «...отсюда-то уйдешь, да другого места не найдешь, вот чего надо опасаться». Одновременно старец напоминал об особой важности духовного общения со старцами Оптиной пустыни. «Не отбивайся от Оптиной!» - писал он Агриппине. О смирении, терпении и прощении обидчиц иеросхим. Иосиф писал мон. Февронии (Боминой Феодоре), послушницам Анисии Боминой, Юлии, Акилине, Иустине и др. (Житие оптинского старца Иосифа. 1993. С. 250, 252-256, 262, 275; РГБ. НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 1-1 об., 9-11 об.; Ед. хр. 13. Л. 4-4 об.). У оптинского прп. Нектария (Тихонова) окормлялась молодая каширская мон. Таисия. Согласно дневниковым записям монахини, она вместе с сестрой посещала Оптину пустынь и беседовала со старцем, в т. ч. в февр. и авг. 1918 г. Преподобный исповедовал, обучал ее Иисусовой молитве, предсказал, что К. м. вскоре «разгонят» и она нек-рое время будет служить у него келейницей. Затем старец дал ей 6 слив. Считается, что этим он пророчески предсказал мон. Таисии 6 месяцев жизни в Оптиной пустыни. В К. м. служили: в 1894 г. свящ. Квинтилиан Преображенский († после 1916), в 1915 г. прот. Симеон Краснов и свящ. Петр Нечаев, а также в кон. XIX - нач. XX в. свящ. Николай Архангельский, диак. Сергий Рождественский и духовник городского духовенства почитаемый прот. Василий Преображенский (1819-1909), дед сщмч. Лаврентия (Князева) , еп. Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Обитель посещали: в 1896 г. еп. Костромской и Галичский Виссарион (Нечаев) , 18-20 авг. 1897 г. и 23 авг. 1898 г.- еп. Тульский и Белёвский Питирим (Окнов) , неск. раз в 1904 г.- еп. Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов) , в 1905 г. викарий Московской епархии еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) , 20 июля 1907 г.- викарий Московской епархии еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский) . В обители служили викарии Тульской епархии епископы Каширские, в т. ч. неск. раз - Евдоким (Мещерский) и св. Иувеналий (Масловский) . 10-12 авг. 1899 г. в К. м. побывал вел. кн. Сергей Александрович. Он получил в дар от игум. Тихоны икону прп. Сергия Радонежского на чеканной доске. В 1905 г., узнав о гибели вел. кн. Сергея, игум. Тихона в сопровождении старшей учительницы монастырской школы В. Кирсановой отправилась в Москву, присутствовала на панихиде в Чудовом мон-ре и возложила на гроб почившего венок с надписью: «Незабвенному высокому посетителю Каширской двухклассной монастырской школы от благодарных детей». Храмы и другие постройки

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 102; Епарх. хроника//Тульские ЕВ. 1864. Приб. 17. С. 227; Леонид (Кавелин), архим. Ист.-стат. описание Белёвской Жабынской пуст. Тула, 1865 (то же, изм. загл.: Описание Белёвской Жабынской пуст. М., 2006); Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст.//ИВ. 1888. Т. 31. 3. С. 675-685; Восков И. Торжество в Жабынской Макариевской пуст.//ПрибЦВед. 1889. 49. С. 1505-1506; Зверинский. Т. 1. 105. С. 111-112; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 17-63; Вып. 30. С. 15-72; Памятная книжка Тульской губ. за 1890 г. Тула, 1890. С. 44; Фирсов А. И. В обители прп. Макария//ИВ. 1896. Т. 66. 10. С. 197-208; он же. Белёвская Жабынская пуст. Тула, 1898; Шарапов К. Ист. очерк белёвской Введенской Макариевской пуст. Тула, 19082; он же (Тихон (Шарапов), иером.). Жабынь//Листок Тульской ДС. 2005. 2. С. 10-12; 3. С. 8; 4. С. 11-12; 5. С. 5-6; 6. С. 10-11; 7. С. 11-12; 8. С. 11; 9. С. 8-10; 10. С. 7-8; 11. С. 2-3; А-й, инок. Белёвско-Жабынское торжество: (Память прп. Макария)//Рус. инок. 1912. 4; Яковлев А. И. Засечная черта Московского гос-ва в XVII в. М., 1916; Банников В. Жабынь - наша жемчужина, наша боль...//Коммунар: Газ. Тула, 1996. 8. С. 6; Семёнова Н. А. Белёв в истории Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря//Белёвские чт. 2002. Вып. 2. С. 64-69; Каркешкина Т. Возградитель св. обители//Тульские ЕВ. 2004. 9. С. 3; Агапов И., прот. Архитектура Жабынской Введенской пуст.//УЗ Тульской ДС. 2005. Вып. 1. С. 46-55; Левшин В. А. Топографическое описание Тульской губ. 1803 г./Сост.: С. Д. Ошевский. Тула, 2006. С. 157-165; Кудака Д. Н., прот. Белёвская Жабынская Введенская Макариевская пуст. и ее подвижник прп. Макарий чудотворец. М., 2007; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008; он же. Белёвский край: Очерки церк. жизни XX-XXI вв. М., 2010; Никитина Н. А. Белёв и его окрестности: (Край, дорогой моему сердцу). М., 2008; Желтова А. Б. Белёв - город храмов и мон-рей: Ист. очерки и святыни. Орел, 2009; Никишов В. Д. Жабынь: История Св.-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Варварино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1901. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тульская область, Арсеньевский район, село Варварино. Координаты: 53.661015, 36.55703 Проезд:От Арсеньево до села. Церковное место находится рядом с фермой. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1901 году в деревне Варварино Белёвского уезда Тульской губернии (теперь Арсеньевского района Тульской области) построили церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, и стало Варварино селом. В приход Троицкой церкви вошли: Варварино; деревня Сидорово, находящаяся в четверти версты от Варварино; деревня Ильинская, в полуверсте от Варварино; деревня Сидорово-Евреинка, в версте от Варварино. Ранее жители этих селений были приписаны к приходу Казанской церкви в селе Рудино. Об этом селе осталось лишь напоминанием кладбище, называющееся Захаровским. Построить церковь в то время было непросто. Одно дело – вместо деревянной церкви возвести церковь из кирпича. Другое дело – образовать новый приход и построить новую церковь. Церковное начальство требовало предоставить и документально оформить землю под здание церкви (так называемую усадебную), под кладбище,  дома, пашню и сенокосы для церковнослужителей. Предоставить план здания церкви и её фасада, оформить внутреннее убранство, приобрести необходимую для богослужения утварь вменялось в обязанность строителей и прихожан. Церковь в Варварино поставили деревянную, купленную в селе Кузмёнки Белёвского уезда (теперь Арсеньевского района). Там в 1895 году построили новую каменную Никольскую церковь с колокольней. Конечно, крестьянам Варварино такое приобретение было бы не под силу, деньги на церковь дали подполковник Павел Андреевич Плужников и его брат, московский купец Николай Андреевич Плужников, который был избран старостой церкви и в 1913 году финансировал перестройку колокольни, также деревянной. Но особое тщание в постройке принял уездный наблюдатель церковных школ, священник Георгиевской церкви села Манаенки Николай Михайлович Никольский, отец писателя Николая Николаевича Никольского и дядя писателя Пантелеймона Сергеевича Романова. С 1901 по 1908 гг. в здании церкви помещалась и церковно-приходская школа, позднее переданная в ведомство земства, а в 1908 году на своей земле купец Николай Андреевич Плужников построил здание земской школы для девочек.

http://sobory.ru/article/?object=43482

В праздничные дни в соборе стали проводиться службы. В 2003 году в соборе установили новый четырёхъярусный иконостас, соответствующий всем церковным требованиям. Он стал даром руководства и коллектива Тульского УФСБ в память о сотрудниках управления, погибших в Чечне при выполнении служебных обязанностей. На внутренней стене храма установили памятную доску с фамилиями героев. В 2004 году собор обрёл " голос " . Начальник управления ФСБ по Тульской области генерал-майор Владимир Петрович Лебедев сумел найти благотворителей, на пожертвования которых рядом с храмом построили звонницу с шестью колоколами. После крестного хода архиепископ Тульский и Белёвский Алексий освятил звонницу и колокола. Одна из самых торжественных служб в Никольском соборе совершается 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликии в итальянский город Бари. На архиерейскую службу и крестный ход в Епифань всегда приезжает митрополит Тульский и Белёвский. Сейчас Никольский собор включён в программу министерства культуры, по которой ведомство каждый год выделяет деньги на его восстановление. В 2008 году сняли и привели в порядок крест. Его высота составляет 250 см. Железный каркас в виде полого восьмиконечного креста обёрнут медной полой толщиной 1-1,5 мм, покрытой золотом " чрез огонь " . В яблоке-шаре диаметром 93 см реставраторы насчитали 68 пулевых отверстий. На его золочение ушло 40 граммов сусального золота. Летом 2009 года крест вернулся на своё место. Раньше убранство Никольского храма было поистине великолепным. Но, к сожалению, всё оно погибло в революционном угаре. Сейчас усилиями прихожан и благотворителей храм постепенно снова преображается. Многие иконы собор получает в дар. Одна из главных святынь храма - икона " Троеручица " . В соборе даже раньше существовал придел в честь этого образа. Кроме того, в Никольском соборе хранится старинная икона Иоанна Крестителя, датированная XVIII веком. Есть здесь замечательное собрание вышитых бисером икон. И, конечно, обращает на себя внимание старинный образ Святителя Николая Чудотворца в изящном окладе: он словно напоминает молящимся о чуде обретения подобного образа в далёком 1380 году.

http://sobory.ru/article/?object=00873

До 2-й пол. XVII в. настоятелями Б. м. являлись игумены, затем до 1773 г.- архимандриты, с 1773 до 1798 г.- вновь игумены. До 1788 г. Б. м. входил в Крутицкую епархию, а после ее упразднения в 1788 г.- в Коломенскую. С образованием в 1799 г. самостоятельной Тульской епархии Б. м. находился в ведении Тульских и Белёвских архиереев. В 1764 г. Б. м. был причислен к 3-му классу, указом Святейшего Синода в авг. 1906 г. обращен из необщежительного в общежительный. В нач. XIX в. в Б. м. было устроено Белёвское ДУ, в 1914 г.- лазарет на 12 кроватей, из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря. Во 2-й пол. XVII в. к Б. м. был приписан упраздненный Троицкий мон-рь Кромского у., в 1724 г. приписана Оптина пустынь , к-рая в том же году получила самостоятельность, до 1764 г. Макариев Жабынский мон-рь . Со 2-й пол. XVII в. до секуляризации 1764 г. Б. м. владел в Белёвском у. с. Манаенки, деревнями Кузьмёнки, Величной, Ламоновой, Кураковой, Сенюхиной, Подмонастырской и Игумновой слободами, пустошами Вороновская (прежде починок Анисимов), Толчева, Коровинская, Кренина, Крысина, Осанова, Добрятина, Котоланова; Корытной и Сластухиной Полянами, а также дер. Колычевой Кромского у. В оброчном владении Б. м. были 3 казенные мельницы в с. Манаенки, в дер. Кузьмёнки и Игумновой слободе. До 1764 г. к Б. м. было приписано 2329 чел., в 1797 г.- 2331 чел. После причисления к 3-му классу вотчины были отобраны в гос. собственность, назначено штатное жалованье - 956 р. 30 к. и угодья. К 1917 г. во владении Б. м. находилось 150 дес. земли. В Б. м. особо почиталась память блж. Никифора Алексеевича Трифонова († 1857). Накануне дня его кончины, 10 окт., совершалось соборное заупокойное всенощное бдение, 11 окт.- литургия с панихидой, в память подвижника организовывалась трапеза для нищих. В ризнице Б. м. хранились чтимые личные вещи блаженного, а также 2 прижизненных портрета. Ежегодно 22 апр. совершался крестный ход из Б. м. в белёвский собор св. Афанасия и Кирилла, 9 мая и 6 дек.- в Никольскую ц., что на Бересте, в к-рой находилась чудотворная икона свт. Николая. Др. чтимая святыня, Тихвинская икона Божией Матери, находилась в монастырской Тихвинской часовне на ул. Козельской. Во Введенском храме почиталась как чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://pravenc.ru/text/77896.html

В 1917 г. в Б. м. было 18 монахов и 6 послушников, в 1919 г.- 16 монахов и 4 послушника, последний известный настоятель (ок. 1918-1920) - архим. Василий. Постановлением Тульского губисполкома 82 от 7 сент. 1921 г. мон-рь был ликвидирован. В 1922 г., после признания белёвским духовенством обновленческого ВЦУ, противники обновленчества создали в Б. м. церковную правосл. Белёвскую Спасо-Преображенскую общину, ставшую ядром «Белёвской автокефалии» (см. Белёвское вик-ство ), возглавляемой викарием Тульской епархии еп. Игнатием (Садковским) . 8 нояб. 1922 г. на общем собрании членов Спасо-Преображенской общины было принято решение об утверждении устава и его регистрации в Белёвском исполкоме. В уставе, в частности, было записано: «Подчиняясь в духовном руководстве Преосвященнейшему епископу Белевскому Игнатию, община и в административно-церковном отношении подчиняется ему же без всякого стороннего посредства, как того определенно требуют правила Св. Христовой Церкви» (Архив Управления ФСБ по Тульской обл. Д. 19317. Л. 20). В том же году община была ликвидирована. В 40-х гг. XX в. ц. Иоанна Предтечи была разрушена. К 2002 г. сохранившиеся храмы Б. м. обезглавлены, в крепостных стенах - пробоины, бывш. братские корпуса отданы под квартиры местным жителям. 15 апр. 2008 г. на заседании Свящ. Синода было принято решение о восстановлении монашеской жизни в Б. м. Настоятелем мон-ря является архиеп. Тульский и Белёвский Алексий (Кутепов) . Наместником Б. м. на заседании Свящ. Синода 23 июня 2008 г. определено быть иером. Никодиму (Крюкову). В мон-ре совершается богослужение и проводятся ремонтно-реставрационые работы. Монастырь является памятником архитектуры федерального значения. Решением Свящ. Синода от 24 дек. 2010 г. Б. м. переименован в Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский муж. монастырь в связи с включением в его состав комплекса зданий бывшего Крестовоздвиженского жен. мон-ря. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 158. Оп. 1. Д. 5. Л. 85; Ф. 717. Оп. 1. Д. 891. Л. 1; Архив Управления ФСБ по Тульской обл. Д. 19317. Л. 20.

http://pravenc.ru/text/77896.html

24 марта 1885 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 3-й степени, а 14 мая 1896 г.- орденом св. кн. Владимира 2-й степени «за отлично-усердное служение». 4 июля 1906 г. Калужский и Боровский еп. Вениамин (Муратовский) в кафедральном соборе отслужил по М. панихиду. 5 июля того же года состоялось погребение М. в соборе белёвского Преображенского мон-ря, к-рое возглавил Лаврентий (Некрасов) , еп. Тульский и Белёвский. Арх.: ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 2352. Л. 34, 37-37 об.; Д. 3005. Л. 1-16; Воспоминания Н. В. Троицкого//ГА Воронежской обл. Ф. 3138. Оп. 2. Д. 23. Соч.: Беседы о Божественной литургии. СПб., 18812; Слова, беседы и поучения...: 1856-1879. СПб., 1881; Беседы и поучения на дни великопостные, 1864-1879 гг. М., 1882; То же: Великопостные поучения: 1864-1879 гг. Калуга, 1898. Белёв, 19044; Беседа в день памяти святителя Христова и чудотворца Тихона Задонского, говоренная в Задонском мон-ре в 100-летний юбилей от кончины святителя//Воронежские ЕВ. 1883. 18. С. 747-752; О священных изображениях Правосл. Церкви. Воронеж, 1884; Беседа, говоренная в Воронежской семинарской церкви, при открытии братства во имя Воронежских святителей и чудотворцев Митрофана и Тихона. Воронеж, 1885; Слово, говоренное при погребении почившего в Бозе Высокопреосв. Серафима, архиеп. Воронежского и Задонского//Воронежские ЕВ. 1886. 10. С. 346-350; Слово в день празднования 300-летнего существования г. Воронежа//Там же. 11. С. 410-423; Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни и разные случаи. Оренбург, 1893. Вып. 3; Священная лира в уединении: Сб. стихотворений. К., 1902. Вып. 1; Тула, 1903. Вып. 2; Белёв, 1902/1903. Вып. 3; 1905. Вып. 4; 1905/1906. Вып. 5. Лит.: Сообщение [о назначении еп. Макария (Троицкого) епископом Оренбургским и Уральским]//Воронежские ЕВ. 1886. 11. С. 405; Прощание преосв. Макария со своей паствой//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. 14. С. 353-360; Введенский В., свящ. Памяти старца-епископа//Там же. 1906. 16. С. 594-598; Кончина преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//Там же. 14. С. 495, 526; Памяти преосв. Макария, бывш. еп. Калужского и Боровского//ПрибЦВед. 1906. 41. С. 2736-2738; Акиньшин А. Предок высшего сословия//Воронежский курьер: Газ. 1995. 25 февр.; он же. Еп. Макарий (Троицкий), викарий Воронежской епархии//Воронежский епарх. вестн. 1999. 2. С. 33-35; он же. Еп. Макарий (Троицкий), 1882-1886//Воронежские архипастыри. 2003. С. 437-441; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008. С. 133-139; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2; Шицкова М. А. Новые арх. мат-лы об истории книгораспространения в Оренбургской губ.//Вестн. Челябинской гос. академии культуры и искусств. 2010. 4(24). С. 27-29; Сергий (Петров), митр. История Воронежской епархии от ее учреждения до 1960-х гг. Воронеж, 2011.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

После окончания учебы в семинарии в июле 1864 года правление семинарии предлагало ему отправиться на казенный счет продолжать образование в Московской Духовной Академии. Целый год трудился молодой выпускник на поприще приходского служения. Весной 1865 года он приехал в Тулу к ректору семинарии архимандриту Андрею, который, надо заметить, в то время был настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря. Михаил надеялся получить от него ободрение и поддержку в своем стремлении к получению академического образования. К величайшему удивлению, он услышал от архимандрита Андрея настойчивое предложение оставить мысль об академии и поступить на место приходского священника в город Белёв. «В этом деле мы видим особенный Перст Божий. Неизвестно, что стало бы с ним, если бы он отправился в Академию, — писал священник Белёвского Крестовоздвиженского монастыря Владимир Введенский. — Здоровье его тогда было очень слабым. Быть может, его давно уже не было бы в живых». Особенный Перст Божий в поступлении на священническое место в Белёв видел и отец Михаил. «В Белёве, — говорил он, — я сразу же нашел любовь и расположение со стороны духовенства и белёвцев. Уж если Господом назначено мне трудиться в скромной доле пастырского служения, то, значит, я здесь именно должен сделать всё, что только могу, для блага родной епархии». И он, действительно, начал трудиться с любовью, до самопожертвования, не покладая рук. Он избирает путь священника Воскресенской церкви г. Белёва, в сан которого был рукоположен в июне 1865 года. Но не только и, может быть, даже не столько по состоянию здоровья, он ступил на стезю приходского священника. По его же собственному позднейшему признанию, пастырское служение «...казалось нам (выпускникам семинарии) самым священным, самым важным из всех служений, самым дорогим для нас русских, православных христиан, а вместе и самым трудным из всех, потому именно, что мы ощущали в себе присутствие какой-то особенной, благодатной, неодолимой силы, которая звала нас именно к этому служению от дней младенчества нашего и теперь влекла нас к нему...». С 1865 года и до конца жизни он служил священником Воскресенской церкви (находилась на бывшей Воскресенской, ныне улица Софьи Перовской).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010