Всегда он с боязнью встречал март месяц, говоря, что все его предки в этом месяце оканчивали жизнь. В последних числах января помянутого года он съездил в Белёвский женский монастырь для свидания со своей, по-монашески, сестрой, бывшей супругой, простудился и заболел. По этому случаю 9 февраля принял келейно пострижение в мантию без перемены имени. После пострига он всех удивлял своим душевным устроением, ибо преисполнен был духовной радостью и умилением. Со смиренным чувством он вслух все повторял: " О, что я чувствую теперь! Во всю мою жизнь, при разнообразных светских удовольствиях, никогда не ощущал я такой радости, как теперь! И кто я? И что я, что сподобил меня Господь такой великой милости? " . Вообще после пострижения в нем произошла такая перемена, что знавшие прежнюю его жизнь с удивлением смотрели на него. Вскоре после пострига пришел навестить его настоятель обители отец игумен (впоследствии архимандрит) Исаакий и, видя его, объятого такой духовною радостью, спросил: " Отец Александр! Видно, у вас были какие-либо добрые дела, что Господь привел вас в монастырь так мирно окончить дни вашей жизни " . Припоминая свои неисправности, отец Александр в укор себе ответил: " Конечно, были добрые дела — подавалась щедрая милостыня, но только не по закону! Велено творить милостыню так, чтобы шуйца не знала, что делает десница, а я делал так, чтобы не только моя шуйца, но чтобы и все шуйцы знали " . 12 февраля отец Александр был особорован святым елеем. Во время совершения Таинства, когда иеромонах отец Памво читал над главою его Святое Евангелие, он вдруг с испугом начал указывать пальцем в сторону на стоящее около него кресло, ничего не говорил, а только издавал неопределенные звуки: " Гм-гм " , давая тем разуметь около него стоявшим, что он что-то видит. После говорил, что ему представлялись сидевшие в кресле два курчавых мальчика. Соборовавшие поначалу несколько оторопели, но потом, оправившись, стали продолжать свое дело, и видение исчезло. В конце же соборования, когда раскрытое Евангелие по обычаю было возложено на главу болящего, открылось место со словами Господа: Грядущаго ко Мне не изжену вон! (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Церковь выстроена усердием городового магистрата бургомистром Яковом Орловым. Впоследствии в этой церкви устроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери; о нём упоминается в деле Тульской консистории за 1801 года. Когда и кем он построен, а равно когда был уничтожен. сведений не сохранилось. Можно догадываться, что этот придел был уничтожен вследствии крайней его сырости. Догадка эта основывается на донесении присутствующего духовного белёвского правления Тульской Консистории, священника Ивана Григорьева о состоянии церквей города Белёва за первую половину 1800 года. В этом донесении сказано, что " в приделе Казанской Божией Матери антиминс от сырости заплесневел и полинял " . Дальнейшая история храма состояла в различных поновлениях его внутри и снаружи. Наиболее крупная переделка в храме произведена в 1860 году: трапезная церковь, как мало поместительная, была заменена новою просторною, причём вновь устроен был в ней придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вся эта постройка произведена по завещанию купца Ивана Алексеевича Макарова его женою Анастасиею Михайловной Макаровой. В 1873 году холодный храм, а в 1881 году и тёплый украшены стенной живописью. Особенно чтимая икона в храме - образ Божией Матери " Не рыдай Мене Мати " . Заслуживает также внимания небольшой шестиконечный крест в семь вершков (30 см). Под распятием этого креста следующая надпись: " Сей крест во граде Ростове в Аврамиевом монастыре св. Иоанном Богословом дан пр. Авраамию победити идола Велеса, при князе Владимире преставися Авраамий в лето (1010г.). Зри о сём в прологе октября 29 дня " . Надо полагать, что крест этот представляет копию с того креста, который сделан из трости, данной Иоанном Богословом преподобному Авраамию для сокрушения идола Велеса, и хранится в Авраамиевом Ростовском монастыре. На этом же кресте воспроизведена без всякой оговорки надпись настоящего креста, способная подать повод к большим недоразумениям в области археологии. В приходе имеются два училища ведомства министерства народного просвещения: мужское и женское.

http://sobory.ru/article/?object=04687

Василий Шапкин, заказавший колокол " в поминовение " своего родителя, вряд ли был доволен ошибками, сделанными в его отчестве (Шапкин старший был Андреевич). Кстати, на колоколе неверно указано также имя владельца завода - на самом деле его звали Асон Струговщиков. Может быть, не понравился заказчику и звук колокола, " забракованный " , он был выкуплен туляками для новой колокольни. Очевидно, звук им показался подходящим, а надпись не составляла для них никакого значения. Сейчас, впрочем, эти загадки уже утратили свою актуальность: ведь звонницу после революции пустили на нужды " социалистического строительства " , а колокольню разобрали. Указом от 31 июля 1799 года император Павел повелел Святейшему Синоду: " По всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят " . Для Тулы, конечно, обретение собственной кафедры ( " Тульской и Белёвской " ) явилось благом. Церковно-административная жизнь упорядочивалась, налаживалось духовное образование. А обширный Успенский собор оказался вполне пригоден для торжественных архирейских богослужений, да и вообще имел все качечества, необходимые для кафедрального храма. Бывало, что " кремлёвский " собор портил тулякам по меткому русскому выражению, всю обедню. Тесный, душный - он отличался всевозможными неудобствами, не совместимыми с новым статусом города, почему зимние архирейские службы проходили, как правило, в других тульских церквах. Тем не менее, до постройки отдельного тёплого собора руки дошли только в середине XIX века. К тому времени все препятствия, касаемые плана и фасада нового собора, источника средств для строительства, а также другие бюрократические проволочки разрешились, проект был высочайше утверждён, строительство началось. К 1862 году Богоявленский собор уже стоял на том месте, где стоит и поныне, - правда, теперь он " замаскирован " под оружейный музей, да столь надёжно, что даже вход в него осуществляется через алтарную часть.

http://sobory.ru/article/?object=00829

НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых) НИКИТА Андреевич Сухарев (1876-1942), мч. (пам. 21 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР (XV или 1-я пол. XVI в.), Калужский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших) НИКИФОР (в монашестве Никита) (80-е гг. XVI в. - 1616), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Новгородец, пустынник Соловецкого о-ва НИКИФОР Романович Литвинов (1892-1937), диак., сщмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР (Парасхес-Кантакузин Николай; 1537-1599), сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; пам. в УПЦ 6 окт.), архидиак., экзарх К-польского Патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии НИКИФОР (Кучин Николай Иванович; 1880-1928), иером., прмч. (пам. 4 апр., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_37.html

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

К 1900 г. в Никольской ц. служил сотрудник Алтайской духовной миссии свящ. Василий Иванович Смольянников († нач. 30-х гг. XX в.), с 1908 г.- свящ. Иоанн Иоаннович Шелбагашев (1878 - ?) и с 1912 г.- псаломщик Е. И. Каныштаров. В 1918 г. число прихожан, проживавших в 16 населенных пунктах, составляло ок. 4 тыс. чел. В приходе действовали 2 молитвенных дома (в улусах Чувашка и Красноярский) и походная ц. во имя арх. Михаила в дер. Подобасской. К 1925 г. в 4 церковноприходских школах Никольской ц. (в с. Безрукове и в улусах Балбынский, Красноярский и Чувашка) обучались 142 чел. (105 мальчиков и 37 девочек). Средства на содержание школ, в т. ч. и на жалованье учителям, получали через Кузнецкий попечительский совет. Время закрытия Никольского храма неизвестно. Одним из последних его настоятелей был свящ. Григорий Трофимович Прибытков, вероятно отец еп. Белёвского, викария Тульской епархии, сщмч. Никиты (Прибыткова). Ок. 1944 г. церковное здание было оборудовано под сельский клуб, а к 1950 г. разобрано на бревна. 23 сент. 1996 г. по просьбе жителей с. Безрукова и по благословению архиеп. Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько) был зарегистрирован приход вмч. Пантелеимона. В 1997 г. его настоятелем был назначен свящ. Евгений Сапрыкин, в 1999 г. принявший монашеский постриг с именем Пимен. Под рук. иером. Пимена (Сапрыкина; с 2011 игумен) при храме сложилась братская община. 11 апр. 2008 г. еп. Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх (Смирнов) совершил 1-й монашеский постриг в обители. Первоначально богослужения проходили в деревянном доме, переоборудованном под храм. К маю 2019 г. в П. м. построены кирпичный 7-главый собор вмч. Пантелеимона с колокольней (1999-2005), освященный 16 окт. 2005 г. архиеп. Кемеровским Софронием и викарным еп. Прокопьевским Амвросием (Ермаковым), ограда со св. воротами, 2-этажный келейный корпус, др. корпус, гостиница, церковная лавка, баня, котельная; имеется подсобное хозяйство (крупный рогатый скот, куры, пасека). С 2008 г. при П. м. действует детская воскресная школа, в 2012 г. открыта воскресная школа для взрослых. В с. Краснознаменка Новокузнецкого р-на расположен монастырский скит с деревянными ц. во имя преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска (Гаврилова) и прав. Петра Мичурина, звонницей и кельями. В г. Новокузнецке обустраивается подворье П. м. при каменном храме святых Петра и Февронии, освященном 24 дек. 2017 г. еп. Новокузнецким и Таштагольским Владимиром (Агибаловым).

http://pravenc.ru/text/2578878.html

ВЕРА (раздел) – С.26-51. Школа «Фомы». Именины: Григорий . [Иллюстрированная информация:   Значение имени. Григорий – имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую»;   Дни памяти : 7 февраля - день памяти святителя Григория Богослова и 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святитель Григорий Богослов (329-389) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Григорий : Святитель Григорий Турский (538-594), Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252-326); Интересные факты ]. Ил.: Иллюстрация к гомилиям Григория Богослова, XI в.; Фото Hans Splinter/Flickr/CC BY-ND 2.0//Фома. - – февраль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры . На письмо в редакцию ( Владимир , Москва) отвечает Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина . Коллажи Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2017. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Избавьтесь от гнева до заката. Из слова после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, 20 марта 2013 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - – февраль 2017. – С.33. – (раздел « Вера »). Протоиерей Александр Авдюгин . Сева . Фото Виктора Квасова //Фома. - – февраль 2017. – С.34-35. -  (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Игнатий (Садковский) . 1887–09.02.1938 . Фото из следственного дела епископа Игнатия и фото 1920-х годов: Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, предоставленые автором//Фома. - – февраль 2017. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 34 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Спасского кладбища Тулы имеет очень запоминающийся облик. Во-первых, она фактически безордерна. На всё здание, с трапезной и колокольней, приходится всего 4 пилястры с базами и капителями (по бокам от дверей в " настоящую " церковь, северная из которых заложена). Остальные вертикальные членения представлены лопатками, у " настоящей " церкви - рустованными. Относительно низкий барабан купола прорезан окнами в форме полукруга, что встречается относительно редко. И настоящей находкой неизвестного зодчего является чрезвычайно эффектная компоновка проёмов южного и северного фасадов " настоящей " церкви. Прямо под портиком стену прорезает громадное окно в форме полукруга; его диаметру соответствует расположенная ниже композиция из двери с фланкирующими ее щелевидными окнами. При распахнутых дверях достигается максимальное насыщение храма светом: стена как бы превращается в некую сень. В построенной на четверть века позже ротонде тульской Петропавловской церкви использован то же сочетание полукруглого окна в верхнем ярусе и двери с прямоугольными окнами по бокам - в нижнем. Но пропорции проемов здесь совершенно другие, что делает их соседство случайным и сводит на нет художественный эффект. Особенно это заметно изнутри храма. 19 мая 2022. Спасо-кладбищенская церковь Тулы вовсе не относится к числу церквей, которые " всегда оставались действующими " . Она была закрыта ровно за 2 года до начала Великой Отечественной войны - постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 июня 1941 г. - и не действовала 9 лет. В период обороны Тулы здание оказалась на самой линии фронта, в нем размещалась воинская часть. Соответственно, от внутреннего убранства ничего не сохранилось. Церковь была возвращена верующим в 1948 г., при архиепископе Тульском и Белёвском Антонии (Марценко; арестован 31 декабря 1951, сведения о его дальнейшей судьбе до сих пор засекречены), Именно тогда в неё был перенесён мраморный иконостас начала ХХ века из соседней Знаменской церкви. Чтобы в храме могло поместиться больше молящихся, в трапезной восстановили только один боковой придел (до закрытия храма их было 2).

http://sobory.ru/article/?object=02372

На том месте, где ныне возведён храм во имя Казанской Божией Матери, а потом и другие строения Свято-Казанского женского монастыря, был лес. Дороги не было, только тропа верующих к источнику и могилке блаженной старицы Евфросинии, причисленной к лику Святых в 1988 году. В начале 1783 года в селе Колюпаново на средства Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина была выстроена деревянная церковь. В неё переносится с большим торжеством из дома Бобрищевых-Пушкиных икона Казанской Божией Матери, которую помещают в иконостас. Именно в этом храме в июле 1855 года с особого разрешения преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белёвского, и была погребена блаженная старица Евфросиния Христа ради юродивая княжна Вяземская. Храм, в котором в 1855 году была похоронена блаженная старица, просуществовал до 1929 года. В годы гонений за веру его разорили, устроили в нём скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а в 1931 году сожгли, не оставив ни одного камешка от цокольного основания церкви. Осталась поляна, окружённая лесом, где благочестивые люди смогли чудом сохранить могилку святой Евфросиньи. Сохранилось предсказание самой Евфросиньи, что после кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии, молитвенником, прибегавшим к её благодатной помощи, был схиархимандрит Христофор. Его стараниями было возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и вследствии чего - восстановление храма в селе Колюпаново. С июля 1991 года началось оформление документов на строительство церкви. На это потребовалось два года. В 1993 году владыка Серапион, митрополит Тульский и Белёвский благословил восстановление, а по существу - строительство нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери. 16 июля 1994 года, в день блаженной кончины старицы Евфросиньи, освятили первый закладной камень возводимого храма. Когда закладывали фундамент, нашли старинную закладную монетку прежнего храма. Всем миром собирали средства на строительство здания.

http://sobory.ru/article/?object=16690

Алешня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По документам и печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что Покровская церковь в селе Алешня, Фабрика бывшего Алексинского уезда построена в 1756 г. на средства и попечением тульского купца первой гильдии Иллариона Ивановича Лугинина. В книге «Прихода и церкви Тульской епархии» указано, что название села Алешня произошло от оврага Алешенка, а название «фабрика»- от бывшей тут парусной фабрики, возникшей при Петре 1, основанной Тульскими купцами Лугиниными. В церкви имелись в 1915г. два престола: «в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплом переделе во имя преподобного Максима Исповедника». По штату в церкви имелись священник и псаломщик. В 1959-2000гг. приход не действовал, службы в храме не совершались. Здание использовалось как складское помещение совхоза «Красный». Храм поставлен на Государственную охрану решением Тульского облисполкома от 09.04.1969г. и является памятником архитектуры местного Значения. Сохранились три храмовые иконы: «Покрова Богородицы»; «Воскресения Христова» и «Святителя Николая». С июля 2000 года в храме регулярно совершаются Воскресные и Праздничные Богослужения, требы прихожан. Силами и помощью прихожан, благотворителей и сельской администрации в 2000-2005гг. проведены первоочередные ремонто-восстановительные работы. Использованы материалы сайта tula.eparhia.ru Ещё в 1982 г. внутри храма были видны 2 надписи: справа от иконостаса (В 1-м оконном проёме) - " Построена сия церковь 1756 года тщанием Тульскаго 1-й гильдии купца Илариона Ивановича Лугинина " ; слева от иконостаса(также в 1-м оконном проёме) - " Сей храм и иконостас возобновленъ с разрешения преосвященного Питирима, епископа Тульскаго и Белёвскаго при священнике Дмитрие Афанасиевиче Боженове и церковномъ старосте Владимире Андреевиче Воробьёве 1899 и 1900 годах " . В 2007 г. 1-я надпись была сохранна, 2-я сбита после 3-ей строчки, видны окончания 4-й и 5-й строчек.

http://sobory.ru/article/?object=14498

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010