—107— кревского с уведомлением об уволенном из московских мещан для поступления в монашество Андрее Андрееве 36 лет, выдающем себя за монаха: «Мещанин Андреев находится в незаконном положении и имеет признаки сектатора: ибо 1) получив увольнение в монастырь, живет в городе и ходить по домам; 2) выдает себя за монаха, не будучи таковым; 3) ходит по домам и благословляет, следственно принимает на себя самозванно власть священнослужительскую; 4) найденный у него портрет его с наперсным крестом обличает, его в том что он присвояет себе звание, ему непринадлежащее, и даже отличие, даруемое только Высочайшей властью; 5) найденные у него деньги, в значительном числе, показывают, что он наружные виды благочестия употребляет не по чистой совести, а для корысти. Посему справедливым признается, чтобы вещи, служащие у него злоупотреблением: кресты, пелены, вериги, череп, костыль, были у него отобраны и он подвергнут был законной ответственности. Но предварительно не излишне было бы сделать опыт дознания религиозного образа мыслей его и увещания о возвращении на путь православия и законности, для чего, можно было бы поместить его на некоторое время в монастырь, с надлежащим распоряжением о испытании и наставлении его. О сем от меня ответствовать». 181 . Резолюция от 16 апреля 1856 г. на отношении моск. обер-полицеймейстера А. А. Тимашева-Беринга с испрашиванием разрешения, следует ли предать земле без погребения тело умершего 11 апреля от пореза горла дьячка Петропавловской, в Лефортове, церкви Семена Виноградова: 1) «Как донесено, что нанесший себе рану дьячок Виноградов, сохраняя память и объясняясь знаками, покаялся в своем преступлении, исповедан и на исповеди разрешен, только не приобщен святых Таин по невозможности; и посему правила церковные и тяжкого преступника покаявшегося в смертном случае велят разрешать и удостаивать причастия святых Таин: то посему Виноградов христианского погребения удостоен быть может, но без облачения в стихарь. 2) О сем ответствовать. 3) поскольку живущие у Виноградова показали, что он жизнь вел нетрезвую: то консистории допросить благочинного и местного священника, почему не доносили мне о его нетрезвости, что могло бы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они исполняли все по закону, но пользовались и другими писаниями, явившимися после закона, однако большую часть позднейших пророков отвергали. Назареи, что значит необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленного, в Пятикнижии святые имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самого Моисея, Аарона и Иисуса. Учат, однако же, что Пятикнижие не Моисеево писание, и утверждают, что вместо сего есть у них другие писания. Иродиане по всему были иудеи, но Христом признавали Ирода и сему последнему воздавали честь и приписывали имя Христа. Вот первое отделение, содержащее в себе обличение всех двадцати ересей; тут же и рассуждение о пришествии Христовом и изложение исповедания истины, единой и единственной истинной веры Божией. Доселе излагаемо было опровержение бывших до Христа двадцати ересей и слово о вере и о пришествии Христа во плоти. Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутые семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и рассыпала сии ереси. Все прочие ереси произошли уже после Его пришествия,– после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сошедшего с неба из недр Отчих, рожденного предвечно и безначально, пришедшего же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденного от Бога Отца, единосущного Отцу и ни в чем не инакового со Отцом, но непреложного и неизменяемого, всецело бесстрастного, но состраждущего нашему роду, сошедшего с неба, зачатого во утробе не от семени мужского, но истинно от Духа Святого, возъимевшего тело от Марии, создавшего Себе плоть от святых ложесн, принявшего душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившего в Себе со Своим Божеством. Сей Бог – Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный, был принесен в Иерусалим, принят здесь в объятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться перед Господом, ради родства отнесен был Матерью в Вифлеем, потом опять взят был в Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Года через два послушник Прохор тяжело заболел. Сначала думали, что он страдал водянкою: тело распухло, невозможно было двинуть ни рукой, ни ногой. В течение трех лет болезнь мучила его, полтора года Прохор провел в постели. Часто в тот период вспоминались слова Киево-Печерского схимника Досифея, предрекшего ему кончину в стенах Саровской обители. В эти месяцы открылось, как все в обители уважали и жалели молодого послушника; отец Иосиф часто сам служил у одра его. По просьбе болящего и по собственному усердию отслужил старец о здравии Прохора всенощное бдение и Божественную литургию, за которой больной был исповедан и причастился Святых Тайн. В тот миг, когда отец Иосиф приблизился к нему со Святыми Дарами, в правом боку Прохора открылась продолговатая рана. Сквозь нее стала истекать водянистая жидкость, причинявшая ему столько страданий. Лишь на склоне дней отец Серафим рассказал ученикам, что в ту минуту ему предстала Матерь Божия с апостолами Иоанном Богословом и Петром и, указав на страждущего, сказала: «Сей нашего рода», а затем возложила руку на голову страдальца. Таким чудесным образом был вторично избавлен от смертельного недуга. Прошло восемь лет со дня поступления Прохора в Саровскую пустынь. 13 августа 1786 года совершено было пострижение его в монашеский чин, при котором он получил новое имя Серафим, то есть, в переводе на русский, – Пламенный. В том же году монах Серафим посвящен был в сан иеродиакона. Обязанности иеродиакона отец Серафим, храня чистоту души и тела, исполнял в течение семи лет. Иногда во время богослужения он видел в алтаре близ Престола облаченных в священнические одежды ангелов, сослужащих и поющих с братией. «Сердце мое, – вспоминал старец, – как воск, таяло от неизреченной радости такого лицезрения, и не помнил я ничего, что было со мною, а только помнил, как я входил в церковь и как после служения выходил из нее». Рассказал он одному из собеседников незадолго пред кончиною и о таком его видении в бытность иеродиаконом: «Случилось мне служить с отцом Пахомием и казначеем Иосифом во Святый Великий Четверг 528 . Божественная Литургия началась в два часа пополудни, и по обыкновению – вечернею 529 . После малого выхода и паремий 530 возгласил я, убогий, у Святого Престола: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», – и, вошедши в Царские врата, навел на предстоящих орарем 531 и возгласил: «И во веки веков». Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа во образе человеческом, во славе, сияющего светлее солнца неизреченным светом и окруженного, как бы роем пчел, небесными силами: ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил молящихся. Затем Он вступил в икону, что близ Царских врат. Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просветленно, в сладости любви ко Господу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

56. Мой дедушка был исповедан перед смертью о. Игорем и отпет 22 февраля 1981 г. духовником нашей семьи протоиереем Георгием Лысенко, свечи матери Марии я затеплил и установил по четырем сторонам гроба. Образок преподобного Сергия и по сей день хранится у меня. 57. В частности, в кн.: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 240, 285, 290. Много фотографий подвижницы хранилось в семье Мальцевых. Протоиерей Игорь рассказывал, что после возвращения с фронта в сентябре 1945 г. он сфотографировал на трофейную " Лейку " мать Марию в схимническом облачении и домашней одежде - глухом темном платье и платке. Мне доводилось неоднократно рассматривать эти снимки, к сожалению, фотоальбом, в котором хранились эти фотографии и снимки, посвященные восстановлению лавры, был впоследствии утерян. 58. Архив УФСБ РФ по Саратовской области, д. 495. Передача снимка стала возможной благодаря старшему офицеру УФСБ А. Е. Сабурову († 2005 г.). 59. Василий († 1919 г.), иеросхимонах (в монашестве Анатолий), старец-затворник, жил в начале XX в. в Сарове на одном из монашеских хуторов, редко кому показывался и отвечал на вопросы приходивших к нему через своего келейника монаха о. Исаакия (Житие и страдания преподобномученицы Евдокии (Шейковой) и послушниц ее Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии//Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. Тверь, 1992. С. 95, примеч.). 60. Архив УФСБ РФ по Саратовской области, д. 495. 61. Опровержением данной гипотезы не может служить информация о том, что схиигумения Мария скончалась в 1961 г. в возрасте около 81 года (см.: Василевская В. Я. Указ. соч. С. 31). Если верно отождествление матушки Марии с инокиней Ксенией, родившейся в декабре 1863 г., то подвижница скончалась на 98-м году жизни. Однако, поскольку она жила по чужим документам (Сарычевой), то и возраст ее при кончине был указан, вероятнее всего, в соответствии с паспортом Сарычевой. Все знавшие мать Марию в 1940-1950-х гг. свидетельствовали о ее физической немощности и болезненности, что было, вероятно, следствием очень преклонного возраста.

http://sedmitza.ru/lib/text/475551/

3. И возгреме Господь с Небесе, и Вышний даде глас Свой ( Пс.17:14 ). Когда сие было? Когда Вышний даде глас Свой? Не дерзаем испытывать тех гласов Иеговы, кои давал Он до времен нашего мира, прежде бытия сих небес и сея земли. Желаем с благоговейным трепетом воспомянуть о гласах, кои слышал от Бога наш мир и кои относились к нашему миру и к нам. Первый глас Вышний даде, рекши: да будет свет – да будет твердь, т.е. тот глагол, которым не сущее изводилось в сущее. Второй глас Вышнего был тот, коим взыскал Он падшего Адама: Адаме, Адаме! где еси? и потом обличил его, вразумил, наказал и обетованием Спасителя утешил. Далее возгреме Господь с небесе на Каина-братоубийцу. Гремел Господь гласом угроз, прещения и суда на нечестивых обитателей первого мира, погибшего в водах. Даде Вышний, даде глас Свой Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, избирая и поставляя его в вождя народу Израильскому. Возгреме Господь с Небесе, изрекая в громах и молнии на Синае Свой Божественный закон, в десяти заповедях состоящий. Много было многочастных и многообразных гласов Божиих с небесе Пророкам, каждому из них особо и разно: Исайи, Иеремии, Иезекиилю, Давиду, днесь празднуемому Малахии. Но вот приближается уже предпразнуемый Церковью день, в который так гремел Господь с Небесе, как никогда прежде, такой даде глас Свой Вышний, какового никто никогда не слышал и не услышит. Что такое? Богомладенец Иисус спасен от зверского замысла Иродова; вот Он исповедан Богоприимцем Симеоном и Анною Пророчицею! Вот Он с мнимым Своим отцом Иосифом и с Пречистою Матерью Своею Марией благополучно возвратился из Египта в Назарет. Вот ежегодно с ними самими, по чувству благочестия их и при их водительстве Он посещает храм Иерусалимский и здесь совершает законные праздники, участвует в принесении тех жертв кровавых, кои имеет упразднить и отменить, Сам став за ны жертвою и, вместо ветхозаветной крови, излияв Свою Пречистую и Пресвятую Кровь на Кресте. Слушает купно со всеми закон Моисеев, коему Он дает высший и совершеннейший разум и смысл. Вот Ему, Его разуму и премудрости дивятся Первосвященники, беседуя с Ним – дванадесятилетним Отроком. Вот Он в безвестности несколько лет разделяет труд древоделя с Иосифом, по смерти его, один Себе и Своей Святой Матери снискивает пропитание. Наконец по 30 летах Своей жизни Иисус Христос исходит к Иоанну на Иордан в пустыню креститися от него. И здесь-то возгреме Бог Отец с Небеси: се есть Сын Мой возлюбленный, о Нем благоволих, Премудрость. Вонмем и добре станем, чтобы достойно исполнительно выслушать сей глас Вышнего. Читая или слыша слово сие: и возгреме и проч., Иисус Христос несомненно, прилагал оное к Себе Самому, яко пророчественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Конечно, непостижимость свойственна тайне божественной. Нам непостижимо соединение божеского и человеческого естества при единой Ипостаси. Однако Халкидонский догмат ясно очерчивает грани: единая Ипостась — Божеская, Второе Лицо Св. Троицы, и два естества, божеское и человеческое, соединенные нераздельно и неслиянно. Но что означает это соединение двух природ, ангельской и человеческой, в едином существе Предтечи? и какова эта ипостась — ангельская, или человеческая? или же та и другая одновременно? Есть ли Предтеча воплотившейся ангел уже в рождении и тогда как возможно такое воплощение? , или же это есть последствие очищения и освящения его человеческого естества, которое возводит его до ангельского естества? Но как возможен переход от одного к другому? или же, наконец, это есть жизнь одновременно в обоих мирах, ангельском и человеческом, и тогда как возможно такое совмещение? Мы можем только поставить эти вопросы на основании прямых церковных свидетельств, но бессильны человеческими силами ответить на них. Однако, по–видимому, следует склоняться к тому пониманию, что ангельское бытие Предтечи находится в связи с его участием в деле боговоплощения . Спаситель был воспет в ночь рождества Христова ангелами. В лице Предтечи Он был встречен и исповедан не только человеческим, но и ангельским миром. Иными словами, дело Предтечи имело значение для обоих миров, и человеческого, и ангельского. Но как человек мог соделаться и ангелом,,не переставая быть человеком, это есть тайна, ясно и торжественно свидетельствуемая, но далее не раскрываемая Церковию. Ясно одно, именно что только человек — в силу всей онтологической полноты своего существа — мог соделаться ангелом. Ангел, как бы высоко он ни стоял, не мог принять на себя человеческого естества, ибо оно чуждо ангельской природе, и только человеческий вид приемлет на себя ангел, являясь по воле Божией человеку и для этой беседы с ним временно как бы вочеловечиваясь, приемля на себя некое отражение человеческого естества. Общая мысль об ангельском достоинстве Предтечи (а не только о равноангельном его естестве) получает прямое подтверждение и в том месте, которое он занимает в иконостасном чине.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1744 году он приезжал к отцу для записи в раскол по месту жительства и отец снова всячески убеждал его оставить раскольническое суеверие и соединиться со святой церковью; но он не послушал. Прожив у отца целый год, он снова отправился в Выгорецкие скиты, где предался чтению книг, как старопечатных, так и новоисправленных (читал Библию, Кормчую, Маргарит, Беседы Златоуста, Толковый Апокалипсис, Сборник, Камень веры, Скрижаль, Цвет, Пращицу). Чтение этих книг также изучение грамматики, риторики привело его к православной церкви. В 1747 году он отправился в Олонец в воеводскую канцелярию и просил её выключить его из двойного оклада. Потерпев здесь неудачу, он отправился к своему отцу и прожил здесь у него до 12-го февраля 1748 года; а в 1747 году его постигла тяжкая болезнь и он „ради страха смертного“ был своим отцом исповедан и святых Таин приобщён. Во время пребывания своего в доме отца он и написал вышеупомянутые сочинения. Этот допрос в копии был послан в Св. Синод. После отобрания допроса, по распоряжению Преосвященного, Алексей Родионов был отправлен в Антониев монастырь, для „обучения и питомства“. Прожил он там недолго. Через две недели, именно 3-го апреля, в Вербное воскресенье Преосвященным „самоперсонально“ в Софийском соборе был принят в общение с православной церковью; причём торжественно анафематствовал все раскольнические заблуждения, и пред крестом и Евангелием засвидетельствовал искренность своего обращения и свою решимость действовать ко благу православной церкви 3731 . При этом он был приобщён и Св. Тайн. —141— После Пасхи Преосвященный Стефан прочёл сочинения Алексея Родионова и нашёл в них „некия погрешности“, которые, по словам самого Родионова, случились от недостатка разума его, и отдал их исправить „как должно по наукам“, в семинарию ректору Архимандриту Иосифу и префекту иеромонаху Иоасафу. Исправлял их, по словам Родионова, префект Иоасаф, а „куды она положена“, осталось Родионову неизвестным; только она ему не была возвращена. Н. Сахаров (Продолжение следует).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда Сергей первый сказал Павлу: «Христос воскресе», то прибавил: «мать тебе кланяется, ей там хорошо!» Павел, наконец, спросил Сергея: «да ведь ты, Сережа, умер?» Сергей ответил: «да, действительно, я умер». – Как же ты сюда пришел? – А нас до 12 часов ночи отпускают, только не дольше. Кое-как ободренный, Павел Каров встал, взял трубку, положил табаку и, закуривши ее, предложил брату, но Сергей отказался, сказавши, что «у нас не курят». Не веря себе ни в чем, Павел тихонько начал ощупывать сюртук Сергея и оценивать какой он доброты. Оказалось, что сюртук был драповый известного покроя, и Павлу не оставалось сомнения, что пред ним сидит именно его брат Сергей. Набеседовавшись, Сергей изъявил желание пойти домой и, выйдя от Павла из парикмахерской, направился прямо к церкви Николе Зарядному, где в колоннах паперти и скрылся совершенно. Но это еще не все. Во время беседы с Павлом, Сергей Васильевич сообщил ему следующее: «когда меня похоронили, то сестра, взявши в свою пользу все мое добро, до настоящего-то не добралась. У меня в сундуке моем было двойное дно, и так сделано незаметно, что, не зная его, всякий ошибется. Вот ты и возьми себе этот сундук: в нем положено сто пятьдесят рублей денег и расписка князя Голицына за год за бритье. Он тебе деньги выдаст». Таким образом Павлу Васильевичу осталось только проверить сказанное братом, и вот он проверил. В воскресенье на Фоминой неделе он выехал в Москву. Прибыл он туда без приключений. Явясь к сестре, похоронившей Сергея Васильевича, Павел расспросил о последних днях жизни брата, а равно и о том, в чем брат схоронен. Сестра рассказывала, что брата Сергея она положила в сюртуке таком-то, панталонах таких-то, манишке такой-то, словом, она утверждала собственный рассказ Павла, и даже удивленная, спросила его, откуда ему об этом известно. Павел пробормотал, что это он видел во сне. Потом, справляясь о том, по-христиански ли брат окончил жизнь, получил ответ, что он был отсоборован маслом, исповедан и приобщен святых тайн накануне смерти. Относительно же имущества, оставшегося после Сергея, она показала на пустой сундук. Павел попросил у ней этот сундук ради памяти брата. Сестра охотно согласилась. Привез Павел Каров сундук в свой номер и начал осматривать дно. Действительно, оказалось, что очень тонкая доска сверху дна привинчивалась к настоящему дну и поднималась, а под нею оказались ассигнации на сумму ровно сто пятьдесят рублей и расписка на 90 руб. князя Голицына.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В своем прошении он указывал, что Василий Шаронов проживал в Сретенском монастыре с 1902 года, усердно нес все возлагаемые на него монастырским начальством послушания в течение более 20 лет. За это время он был часовником, помощником свечника, в настоящее время несет послушание пономаря. В 1923 году ему исполнилось 57 лет (род. 25 марта 1866 г.). Он происходит из крестьян Московской губернии, Бронецкого уезда, Троицко-Лобановской волости, села Авдотино; был женат. «Человек он очень трудолюбивый и исполнительный по службе, но человек, не очень одаренный внешними качествами, по какой причине и не был до сих пор награждаем, несмотря на все свое усердие, но теперь же я считаю нужным – за его службу перед Церковью, а также и для православного общества – за необходимость довести до Вашего сведения о вышеуказанном послушнике и просить о возведении его в чин диакона – как бы в награду и утешение для его преклонных лет, о чем и прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, вместе со братией. Подписи: Игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан» . 28 декабря 1923 года архиепископ Петр поставил резолюцию: «Согласен, к допросу» . Василий Шаронов был исповедан и приведен к присяге духовником московского Сретенского монастыря иеромонахом Димитрианом . Рукоположение состоялось 3 января 1924 года при служении Святейшего Патриарха Тихона в храме Введения в Барашах высокопреосвященнейшим Петром, архиепископом Подонским . Иеродиакон Высокопетровского монастыря Анастасий обращался 19 (31) августа 1923 года с прошением к преосвященному Илариону, епископу, управляющему Московской епархией, с просьбой зачислить его в братию Сретенского монастыря . Состояние обители Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главнауки Наркомпроса, ссылаясь на декрет об охране памятников искусства и старины от 16 октября 1918 года и декрет об отделении Церкви от государства от 28 января 1918 года, извещал в январе 1923 года приходской совет Сретенского монастыря: «Древние здания монастыря с находящимся в них старинным убранством как памятник старины состоят на учете и под охраной отдела и без его разрешения не могут подвергаться ремонту или переделкам, изменяющим их облик» .

http://pravoslavie.ru/54512.html

Тут-то и открылось, как все, и прежде других начальники, уважали, любили и жалели Прохора, бывшего тогда ещё простым послушником. Наконец, стали опасаться за жизнь больного, и о. Пахомий настоятельно предлагал пригласить врача или, по крайней мере, открыть кровь. Тогда смиренный Прохор позволил себе сказать игумену: " Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери; если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством - причастием Св. Тайн " . Старец Иосиф, по просьбе Прохора и собственному усердию, особо отслужил о здравии больного всенощное бдение и литургию. Прохор был исповедан и причащён. В скором времени он выздоровел, что весьма удивило всех. Никто не понимал, как мог он столь скоро оправиться, и только впоследствии о. Серафим открыл тайну некоторым: после причащения Св. Таин ему явилась Пресвятая Дева Мария, в несказанном свете, с Апостолами Иоанном Богословом и Петром и, обратясь к Иоанну лицем и указывая перстом на Прохора, Владычица сказала: " Этот Нашего рода! " " Правую-то ручку, радость моя, - говорил о. Серафим церковнице Ксении, - положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл; и этим-то жезлом, радость моя, и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление, матушка; вода-то вся в него и вытекла, и спасла Царица Небесная убогого Серафима; а рана пребольшая была, и до сих пор яма-то цела, матушка, погляди-ка, дай ручку! " - " И батюшка, бывало, сам возьмёт, да и вложит мою руку в яму, - прибавляла матушка Ксения, - и велика же она была у него, так вот весь кулак и взойдёт! " Много душевной пользы принесла Прохору эта болезнь: дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога. В период послушничества Прохора, при настоятеле о. Пахомии, предприняты были в Саровской пустыне многие нужные постройки. В числе их на месте келии, в которой болел Прохор, строилась больница для лечения недужных и успокоения престарелых, и при больнице церковь о двух этажах с престолами: в нижнем во имя свв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010