ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ О УМИРАЮЩИХ. Сведения о умерших У кого, когда исповедовались Где погребены смерти исповеди и причастия и святых тайн причащались С.Петербугской Партикулярной верфи кузнец Игнатий Яковлев, 50 лет. Оный показанный кузнец умер скоропостижной смертью , а погребен он по указу Духовного правления, а наперед сего имел отца духовного Ипатия повсягод-но. В Московской ямской церкви Иоанна предтечи. Ведомства дворцовой конторы квасника Федора Стефанова сын Стефан, году. Оный младенец к церкви ко принятию св. Таин приношен был и сподоблен от священника Гавриила Павлова, при церковнике Иване, Деменьеве сыне. В Московской ямской церкви Церкви св. великомученика Пантелеймона священника Ипатия Васильева попа-дья его Анна, Васильева дочь, преставися ноября 3 числа, от рождения жития её 60 лет. Исповедана и причащена от священника Аврамиева, октября 26 числа. Погребен у Вознесенья Местами погребения, чаще всего, означаются Ямская слобода и церковь Сампсония странноприимца, но изредка пишется, что погребены одни на Охте, другой – у Вознесенья, третий – в Екатерингофе. При этом, по вышеприведенному распоряжению, кладбищенским причтам посылались от приходских священников свидетельства для погребения усопших. Это видно из следующей отметки, в третьей части метрических книг Пантелеймоновской церкви за 1738 год, о смерти крестьянина Захара Вонифатьева, 47 лет: «исповедан и причащен священником Самуилом Васильевым мая 25 дня, и погребен на Охте живоначальной Троицы по прошению словесному, а не по письму». Других отметок в этом роде, за все эти годы, мы не встретили, значит, письма вводились в употребление. С 1737 года, стали подавать причты, по третям года, так называя табели о числе родившихся, сочетавшихся браком и умерших. Тогдашним статистам трудно было привыкнуть к составлению этих арифметических таблиц, и только с течением времени табели становились, год от года, более правильными и отчетливыми. Здесь представляется образчик табели, какая составлена была причтом Пантелеймоновской церкви за майскую и сентябрскую треть 1740 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Первая из них есть благовонный ландыш, только что расцветший к Светлому празднику, а вторая – возделанный огородец с хорошими овощами и поучительными орехами. Много священных лучезарных ликов греческих возникает теперь в душе моей. Много вещаний их витийственных я припоминаю; и в то же время чувствую и нуждусь говорить, что греческая церковь есть живая часть церкви вселенской, животворимой главой её Богочеловеком и Духом Святым. Ибо в ней непрестанно льются свыше потоки благодати, и текут струи поучений. Во вселенской церкви Христовой постоянно действуют две духовные силы, просвещение и освящение: просвещение посредством Слова Божия, содержащегося в Св. Писании, посредством устных наставлений пастырей церкви и помазания от Святого ( 1Ин. 2:20–27 ), сообщающего христианину полное и совершенное ведение предметов веры, любви и надежды и вместе живое и сильное убеждение в их важности, лепоте и способстве к спасению души, освящение посредством таинств и молитвословий. Как солнце освещает и согревает наши тела, так церковь озаряет и животворит наши души. Действие солнца на природу постоянно и неистощимо; таково же действие и церкви на человечество. В ней, не говоря о благодати, непрерывно повторяются глаголы Божии, так что вселенскую церковь по справедливости должно назвать неумолкаемым отголоском Бога Слова, учредившего её на земле. Отголоском Его всегда была и есть и частная церковь греческая на Востоке. Известны имена и число богоглаголивых учителей и витий, сиявших на тверди сей церкви до падения греческого царства. Но и после сего события она не умолкла. Слово жизни и спасения непрестанно предлагаемо было его верующим. Невозможно мне теперь передать всей полноты и всего обилия сего слова; и я ограничиваюсь кратким указанием на одни лучшие проявления оного. К сему побуждают меня благоговение к сей церкви-матери и нужда благовестия об её духовном плодородии в урок многим. Жизнь и крепость церкви в догмате. Был ли же он исповедан греческими пастырями и учителями в услышание всего христианского мира в последние четыре столетия? Да.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Находясь под разными искушениями, отец Пахомий неоднократно собирался оставить скит и перейти в другую обитель, забывая о том, что от искушений никуда невозможно уйти. По убеждению настоятеля обители отца архимандрита Ксенофонта и старца отца Иосифа он, однако, отлагал свое намерение навсегда проститься со скитом, куда всеблагий Промысл Божий привел его для спасения души. Наконец в исходе февраля 1908 года он заболел пятнистым тифом и перевезен был в монастырскую больницу. Здесь он был исповедан, сообщен Святых Христовых Таин и особорован. После сего он скоро впал в беспамятство. Но для всех замечательно и удивительно было, что, находясь в беспамятстве, отец Пахомий постоянно твердил Иисусову молитву: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго " . Оказалось, что вскоре, по поступлении в скит и потерявши голос, он по необходимости во время служб церковных становился в храме Божием позади и, вместо того чтобы петь басом, пел уже мытаревым гласом, непрестанно повторяя про себя молитву Иисусову, и так свыкся с ней, что даже и в беспамятстве повторял ее. 1908 года 9 марта, на память святых сорока мучеников, отец Пахомий скончался и похоронен на скитском кладбище. По кончине его на столе в его келлии осталось приготовленное им письмо, в котором он убедительно просил одного настоятеля из другого монастыря о принятии его в свою обитель. И это было последнее для отца Пахомия предсмертное искушение. Такое же явление, как непрестанно произносившаяся в беспамятстве отцом Пахомием молитва, показывает, как полезно всем и каждому из православных христиан навыкать Иисусовой молитве, ибо при исходе из сей жизни только в молитве душа и находит для себя опору и утешение. Монах Петр (Иванов) (†12/25 декабря 1867) В миру Петр Иванович Иванов. Родился в 1794 году. Пришедши в возраст, служил в военной части обер-аудитором 6-го пехотного корпуса. По выслуге пенсии вышел в отставку в чин титулярного советника. При воспоминании о своей мирской жизни Петр Иванович говорил, что жил весело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Протокол заседания облисполкома того времени − один из трагических памятников расказачивания, проведённого в Верненском уезде в мае-июне 1918 года. Вот выдержки из него: «Слушали. Заявление Быкова о том, что многие из бывших казаков-контрреволюционеров возвращаются обратно на свои места жительства и снова начинают своё тёмное провокационное дело. Областной исполнительный комитет, стоя на страже интересов трудового народа, дабы раз навсегда покончить с этой заразой, постановил: Не касаясь краевых полномочий тов. Мураева, выразить ему полное доверие и представить полную свободу действий по своему усмотрению по борьбе с контрреволюцией, казачьими выступлениями и провокацией. Начальнику Городской милиции немедленно сделать распоряжение и приступить к работе не позднее 7-го июня по наведению справок, сбору сведений, по составлению списков и домов казаков − контрреволюционеров, возвратившихся обратно на свои места жительства. Списки вместе с лицами немедленно представить на рассмотрение и распоряжение следственной комиссии при Ревтрибунале. Объявить всем бывшим казакам, чтобы немедленно очистили свои квартиры, куда возвратились и пусть живут, где хотят и как хотят. Трутням демократии контрреволюционерам не может быть пощады, и они немедленно должны быть изъяты из среды трудовой демократии» 377 . Это было первое в России расказачивание периода гражданской войны, проведённое советской властью раньше широко известного расказачивания, осуществлённого в станицах Донского войска в начале 1919 года 378 . Верненского владыку не могло обойти обжигающее дыхание междуусобной розни. Это был крещёный мир: отбиваясь от казаков, защитники крепости просили прислать священника. Умиравшие от тяжёлых ран с той и другой стороны исповедовались. И те, и другие просили отпевать умерших. В метрические книги градо-верненских церквей 379 в апреле-июне 1918 года священники десятки раз вписывали в графу «причина смерти»: убит, либо расстрелян. Вот некоторые записи. Константин Наумович Доронин, 17 лет, воспитанник Верненской гимназии, расстрелян 6 апреля 380 1918 г.; Василий Афанасьевич Зазулин, 22 лет, убит в бою 4 апреля 1918 г.; Тихон Андреевич Мацуцын, 37 лет, убит 11 апреля; Лев Илларионович Романенков, 18 лет, сын веренского купца, убит 2 мая в бою (…) Всех отпевал священник Всесвятской кладбищенской церкви Кондратий Казанский. В другой метрической книге: Иван Фёдорович Бородихин, 58 лет, казак Малой станицы, убит в тюрьме 12 мая 1918 г. «Исповедан и приобщён не был из-за внезапного расстрела, отпевал священник Парфений Красивский». Успел же этот священник исповедать и приобщить умерших от ран казаков Малой станицы: Фёдора Васильевича Роденкова, 33 года; Михаила Тихоновича Трубачёва, 20 лет; Павла Михайловича Белослюдова, 27 лет; Андрея Фёдоровича Нестерова, 34 лет Павла Фёдоровича Волохова, 49 лет; Ивана Капитоновича Белослюдова, 19 лет; сотника Ивана Георгиевича Войкова, 22 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

К ак приходит к человеку Царствие Божие в этой жизни? Через сердечное покаяние. П ростецы при исповеди без вопросов обыкновенно упускают из виду свои наиболее пагубные прегрешения, каются во внешних нарушениях обрядового закона, иногда исчерпывая всю исповедь приблизительно такими фразами: «Рано ем, пью», «Селедки постом покушали», или: «С маслом поела», «Глоток молочка проглотила, когда ребенка кормила», или: «Что ни ступила – согрешила». А что живет без церковного венца или в ссоре с соседями, пьянствует, блудничает, враждует, матерится, – о том и помину нет. П ришед от исповеди к себе домой, первее поблагодари сердечно Бога, что Он удостоил тебя и допустил до святой Исповеди и умиротворения совести. К то имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божиею человек может исправлять свое сердце. Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда не видит никакой надежды на его исправление (преподобный Амвросий Оптинский ). Г решники весьма часто и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза; если же почитают себя грешниками, то предаются адскому отчаянию, которое разливает глубокий мрак в их уме и сильно ожесточает их сердце (святой Иоанн Кронштадтский ). П осле приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский ). С ледует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год – в Великий пост . Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст ). К то старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно… После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил». Так сказать – не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В отличие от Византии каноническая дисциплина на Западе (poenitentia sollemnis/publica - покаяние торжественное/публичное) обрела в течение IV в. стабильный характер. Разряд кающихся (пенитентов) не только не исчез, но постепенно принадлежность к нему стала превращаться в один из видов пожизненной аскезы. В кон. IV в. в Риме покаянные обряды совершались накануне Пасхи в Латеранской базилике , как об этом говорит блж. Иероним Стридонский ( Hieron. Ep. 77. 4-5). Однако все проч. источники однозначно свидетельствуют о том, что принятие кающихся происходило в Великий четверг ( Innocent. I, papa. Ep. 25. 7). Сами обряды подробно описывает Созомен: «Там есть даже открытое место для кающихся, где они стоят унылые и как бы плачущие. Когда богослужение приходит уже к концу, кающиеся, не получив общения в принятии даров, со стоном и воплями повергаются на землю. В это время выходит к ним, плача, епископ и, также падая на землю, исповедует свое сострадание; а вместе с ним проливает слезы и все церковное собрание. Потом епископ встает первый и, подняв лежащих, возносит за кающихся грешников подобающую молитву и отпускает их. Пришедши домой, каждый смиряет себя либо постом, либо омовениями, либо воздержанием от яств, либо каким-нибудь другим предписанным способом, ожидая времени, которое ему назначено епископом. Наконец, в определенный срок, понесши наказание и тем как бы заплатив долги, он получает прощение во грехе и вместе с народом входит в церковные собрания. Римские иереи соблюдают это от самого начала и до нашего времени» ( Sozomen. Hist. eccl. 7. 16). Ключевую роль в каноническом покаянии играли епископы. Правила Карфагенских Соборов сообщают о епископском суде, во время которого назначались епитимии (Карф. 43(52)), а также о том, что кающийся исповедовался епископу тайно, наедине (Карф. 132(147); ср.: Aug. Ep. 153. 21). Блж. Августин, еп. Гиппонский , говорит о том, что не каждый грех должен быть исповедан публично ( Aug. Ep. 95. 3), и в связи с этим проводит различие между грехами, известными другим (coram omnibus), и грехами, совершенными тайно (secretius) ( Idem. Serm. 82. 10). Однако в Риме, вероятно, из-за разного рода недоразумений и скандальных ситуаций, подобных той, что описали Сократ Схоластик и Созомен, свт. Лев I Великий в 459 г. запретил публично перечислять свои грехи ( Leo Magn. Ep. 168. 2).

http://pravenc.ru/text/675011.html

Пальмер как бы упрекает Русскую Церковь в неблагодарности к великому её деятелю и ждет от Русской Церкви, «чтобы она воздала памяти великого Патриарха то же воздаяние, которое было сделано Св. Златоусту и Св. Филиппу митрополиту преемниками Государей согрешивших против Бога и Церкви, преследовавшей её великих заступников, и чтобы имя Никона было присоединено на литургии к именам Св. Митрополитов Петра, Алексея, Ионы и Филиппа». Такое суждение высказал Пальмер, не зная, повидимому, о чудесах у гроба Никона, ибо он о них не упоминал, принимая католическую точку зрения на канонизацию по человеческой оценке. Но, так как были свидетельства о Никоне и свыше через чудеса, то он подлежит канонизации и по правилам нашей Православной Церкви. Надлежит совершить такое же обращение к нему с мольбой о прощении, с каким обращался в свое время Царь Алексей Михайлович за своего предшественника Грозного Царя, чтобы общественный грех, тяготеющий за несправедливость, учиненную Никону, был снят с царской власти и со всего народа русского. Мы уже цитировали слова Пальмера о том, что «судьбы России были бы иными, если бы Никон остался Патриархом, но Никон пал, и его падение повлекло за собой заслуженное наказание и духовенства и боярства и предержащих властей, наказание, которое не могло быть отвращено, пока грех, причинивший его, не был бы достаточно исповедан и пока не была бы воздана справедливость тем правам Церкви, которыя представлял Никон. Ибо это была не личная только борьба, но борьба двух противоположных начал, встретившихся между собой около личности человека, который по своему положению и характеру становился представителем и олицетворением одною из них». Причину ссоры Никона с Царем Пальмер усматривает в обширном соумышлении бояр. «Их ненависть была напряжена до чрезвычайности, и такая напряженность вызывалась не церковными преобразованиями Никона, не защитой им прав Церкви, а чрезмерным влиянием на Царя и блеском его дарований. Наиболее раздражал бояр титул великого Государя, который и стал несправедливым и глупым обвинением против Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Относительно поездки в Москву ты ничего не пишешь: куда и зачем, а потому мне трудно определенно сказать что-то. Впрочем, у меня есть мысль, что проехать можно. Бог благословит; только не делай там опрометчивых шагов; прежде чем что-либо сделать помолись и подумай, будет ли это разумно и Богу угодно. Да хранит Господь в путешествии сем. Относительно исповеди: не могу посоветовать скрывать грех продолжающийся или бывший вообще после исповеди; но про прежний грех не следует говорить, ибо он уже исповедан как должно, и потому повторения не требуется; даже не советую говорить про прежнее. При исповеди настоящего можно вовсе не касаться прошедшего, сказав, что за прежнее время ничего скрытого нет, все исповедано, – и этим ты освободишься от лишних вопросов. А с неисповеданным грехом не должно приступать к Чаше святой; да и самая исповедь при скрывании главного греха теряет свое значение. Да поможет тебе Господь! Помни, чадо мое, что не попускает Господь искушений выше меры, и сил наших, поэтому не должно опускать руки; нужно мужественно стать противу греха, – и с Божиею помощию он будет побежден. Поверь мне, что за мое краткое служение я имею много примеров восстания из тины греховной. Не должна и ты погибнуть, нет на это воли Божией. Господь хочет твоего спасения. Сестрице твоей В[алентине] мой привет и Божие благословение. Да хранит ее Господь! О брате твоем N. помолюсь по мере сил моих. Да исцелит его недуги и душевные и телесные Всещедрый Господь. Девице N. Божие благословение. Мое здоровье, пока, слава Богу, хорошее, а далее что Бог даст. Усердно желаю тебе всех милостей Божиих. Приветствую с грядущими св. днями поста и праздника. Грешный Иеромонах Никон. Козельск. 15/28 декабря 1924 г. ПИСЬМО К Лидии Межековой Боголюбивая девица Лидия! Божие благословение да пребывает над тобою во веки. Письмо твое получил с запозданием, и сам, паче чаяния, замедлил по сложившимся обстоятельствам. Если еще дело не ушло, я поехать тебя к Батюшке Нектарию благословляю, если это тебе возможно по средствам и другим обстоятельствам. Но всегда при всякой поездке к духовному отцу или Старцу надо с молитвой ехать, как это я уже тебе говорил. Да управит же Господь все на пользу души твоей и спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

9 июля. Резолюция на прошении студентов Калужской духовной семинарии о включении их в число казеннокоштных студентов Московской духовной академии: «Академической конференции предлагаю, не в пример другим, обратить внимание на особенную ревность просителей к учению, которой они преодолевали трудности терпеливо и постоянно следовали, и, взяв о них сведения от наставников и испытав их, смотря по тому, что окажется, постановить надлежащее определение» (Резолюции. Т. 4. С. 250–251. 9561). 10 июля. Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора с мнением о том, что пользование простыми лекарствами иеромонаха Анастасия не считает противозаконным: «Иеромонах Анастасий во многом поступает неправильно. Пользуется полным здоровьем, а служит в больнице. В лечение, распространяющееся вне монастыря, вступил без благословения. Монашеские обязанности службы исполняет менее других, а между тем время и труд употребляет на дела, не относящиеся к его обязанности; хотя он оправдывается тем, что употреблял лекарства простыя и безвредныя, но в удостоверение о сем ничего не представляет; а между тем подвергает свое действование оспориванию и тем затрудняет начальство» (Резолюции. Т. 4. С. 247–248. 9553). 12 июля. Резолюция на рапорте исполняющего доджность бдагочинного о том, что диакон во время Божественной литургии случайно коснулся св. потира, из которого на св. антиминс вылилась Кровь Господня: «Диакона послать в Чудов монастырь на недедю с запрещением священнослужения, с тем чтобы неупустительно ходил ко всякому богослужению и, сверх того, ежедневно читал акафист Господу Иисусу и полагал поклоны по силе; потом чтобы был исповедан и, есть ли духовный отец не найдет сомнения, служил и приобщен был Святых Таин в обители святителя Алексия» (Резолюции. Т. 4. С. 219–220. 9497). 13 июля. Подписание Россией и западными державами (Англия, Франция, Пруссия, Австрия) второй Лондонской конвенции, регулирующей судоходный режим Босфора и Дарданелл и ослаблявшей безопасность России в Черном море и ее влияние в Османской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

В первую очередь, [следует заметить, что] никто из персов, или римлян, или франков, или индийцев не мог бы воспринять Моисея, или пророка, или Самого Господа, изъясняющего благочестивые учения (поскольку не были известны прежде всем этим народам речения [Писания] в тех собственно выражениях, в каких они сказаны ими), если бы они не были истолкованы им через некоторые другие речения, выражения и множество разных перифраз. Иначе бы ни евреи не были убеждены в том, что Слово – 1805D это «образ ( εκν) Божий» ( 2Кор. 4, 4 ; Кол. 1, 15 ), и «начертание ( χαρακτρ)» [ипостаси Отца] ( Евр. 1, 3 ) и «сияние ( απαγασμα)» [славы] (там же), поскольку этого не сказано точно в тех же словах нигде в Ветхом Завете; да и самаритяне не приняли бы ничего относительно будущего суда, поскольку об этом ясно не говорится нигде Моисеем; как и ариане и евномиане и другие [кто из них потом обратились в православие] не допустили бы к себе выражений о единосущии и совечности Отца, Сына и Святого Духа, поскольку в точно таких словах это нигде не говорится в Священном Писании , да и в написанном христианами в прежнее по отношению к ним время. Да и мы бы не приняли тогда само выражение отца нашего Афанасия о Господе, когда он говорит: 1808А «единая природа Бога Слова воплощенная», ведь и его никто прежде него [буквально в таких словах] не изрекал, хотя смысл [содержащейся в этом выражении] мысли уже издавна был исповедан. «Слово стало плотью» ( Ин. 1, 14 ) мы услышали от Богослова, и конечно же вместе с этими словами мы не услышали: «единая природа Бога Слова воплощенная», но поняли это из того же: «Слово стало плотью» ( Ин. 1,14 ). Проще говоря, если мы не убеждаемся лучше благочестивыми мыслями, как бы они не были провозвещены, но следуем [исключительно] букве речений, то всякое учение, провозглашенное впервые, даже когда оно совершенно правильное, будет осуждено как вводящее новые выражения и будет соблазнять слушающих. Ведь новые наставления [в вере] ( διδγματα) изрекаются, конечно, посредством нового сочетания речений, даже и там, где зачастую мы принимаем благодаря 1808В рассудительности, что ясное использование самих Священных Писаний истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010