Вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии . Вед.: Здравствуйте! На вопросы зрителей программы «Беседы с Архипастырем» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Владыка, сегодня большая часть вопросов нашей почты посвящена исповеди. Наверное, потому, что это таинство занимает очень важное место в жизни каждого христианина… Митрополит Лонгин: Исповедь — это таинство, в котором Господь прощает человеку исповеданные им перед священником грехи. Мы недаром употребляем здесь слово «таинство» потому что не можем каким-то способом описать или объяснить то, что происходит в этот момент встречи человека и Бога. У нас в Православной Церкви, как вы знаете, семь таинств. В каждом из них употребляются какие-то естественные, обычные вещи: вода в таинстве крещения, миро в таинстве миропомазания. В таинстве исповеди участвуют кающийся человек и священник, который, как верит и как говорит об этом Церковь, является свидетелем его покаяния. То есть сам священник ничего не делает − он только свидетельствует о покаянии, а прощает человека, разрешает его от грехов Сам Бог. А вот о том, как это происходит, мы не знаем, поэтому исповедь это таинство, где таинственным, непостижимым, неописуемым в обычных категориях способом действует Бог. Можно описать, например, как действует электричество. С обычной точки зрения тоже бывает непонятно: нажал кнопку − свет загорелся… Но все-таки это возможно объяснить. А вот как в таинстве действует Бог, мы не можем сказать, но верим и знаем, что это именно действие Божие. Исповедь — это таинство, в котором Бог прощает человеку его грехи, в которых он искренне, от всего сердца раскаивается, которые он исповедует, то есть называет вслух священнику — такому же человеку, как он сам. Тем самым он наступает на самое главное препятствие — гордыню, потому что во время исповеди ведь обычно рассказывают не о самых хороших своих качествах, а о том, что мы обычно прячем от окружающих, что мы сами пытаемся забыть как можно быстрее. А здесь мы вытаскиваем из себя на свет Божий эти неприятные, порочные или просто недолжные поступки. И если грех исповедан, если человек в нем искренне раскаивается и полагает в своем сердце никогда больше этого греха не совершать, происходит удивительное чудо — Господь омывает человека от этих грехов, и он отходит от таинства исповеди очищенным. Он имеет ту возможность, о которой, наверное, мечтает каждый,— начать свою жизнь сначала. Исповедь — это как раз возможность освободиться от греховного груза и идти дальше, стараясь не набрать его опять. К сожалению, это не всегда получается, все равно, живя в мире, человек чем-то связывается. Но если он регулярно старается очищать свою совесть покаянием, если он пытается бороться со своими грехами, то ему гораздо легче от них избавиться.

http://pravoslavie.ru/71357.html

702 Путешественник XVIII в. Барский (Путеш. по св. местам, I ч. 50–53 стр. Спб. 1783 г.) и другие (в Церк. Вед. 1901 г. прот. К. Фоменко ) так описывают мощи св. Николая. Под престолом церкви, ему посвященной, в небольшом углублении, стоит массивная мраморная гробница, покрытая тяжелою крышкой. В последней есть небольшое отверстие, приникши к которому можно различать внутренность гроб- ницы, наполовину наполненную особой светлой жидкостью, или св. миром. В этом то мире и растворилось тело святителя, только белые кости лежат на дне гробницы, но вследствие перенесения св. мощей с далекого востока, из М. Азии, они смешались, и теперь трудно уже различить, какая кость от какой части тела. В это отверстие опускают на шнурке губку, впитывающую св. миро, и помазывают им богомольцев. 705 Так в «Киевской старине” (за 1876 г. 6 кн.) был описан следующий опыт врача Саенко. С согласия монастырских властей, Саенко ваял одну из мироточивых глав, вытер ее вместе с блюдом насухо внутри и снаружи сукном, обвязал все протечной бумагой и запечатал. Точно также запечатана была и комната, куда положена была на ночь глава. На другой день, распечатав комнату и осмотрев главу, Саенко нашел однако под нею святое миро. Были и другие подобные опыты. См. у Протопопова. Нетление св. мощей. Душ. Чт. 1888 г. I ч. 273–274 стр. 706 Папа Григорий В. в послании к императрице Констанции сообщает, что в Риме задержаны были греческие монахи, которые вырывали кости мертвых на кладбище церкви св. Павла, что за городом, и на допросе признались, что имели намерение выдать кости у себя дома за мощи святых. Блаж. Августин (De opere monachorum, с. 28) говорит о бродячих западных монахах, что alii между ними membra martyrum, si tamen martyrum, venditant. И в позднейшее время случаи подделывания мощей для продажи у греков бывали (Исповедан. веры Митрофана Критопула, 16 гл). См. у проф. Голубинского. Истор. канониз. 38 стр. В подобных же злоупотреблениях протестанты обвиняли позднейшее р.-католическое духовенство, и не без оснований. В Artic. Smalc. (II р II art. 22) о мощах в р.-католичестве говорится: «reliquiae sanctorum refertae multis mendaciis, ineptiis et fatuitatibus. Canum et equorum ossa ibi saepe reperta sunt“. А в качестве вообще останков святых, по уверениям лютеранских богословов первых времен реформации, р.-католические священники будто бы показывали народу перо архангела Михаила, выпавшее у него из крыла в борьбе с диаволом, – рог, из которого пил пр. Моисей, луч той звезды, которая вела волхвов в Вифлеем, даже слезы Спасителя, пролитые при воскрешении Лазаря, молоко Богоматери и т. п. И в новейшее время бывали случаи, когда р.-католическое духовенство уверяло простой народ, будто на статуях Спасителя и Богоматери, иногда носимых по улицам городов, волосы чудесно вырастали вновь каждый год сами собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

—289— от грех их ( Мф.1:20–21 ). Потом свящ. Писание приступило к удостоверению (в истине сказанного); ибо оно опять говорит так: сие же все бысть, да сбудется реченное Исаиею пророком, глаголющем: се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил ( Мф.1:22–23 ). Мы увидим, что и сам Еммануил подкреплял веру в Себя посредством предвозвещенного пророками и требовал, чтобы Его познавали уже из самых событий и сличающие с предвозвещенным совершившиеся дела уже нисколько не сомневались в том, что Он именно и есть предвозвещенный законом и пророками. Так пришли к Нему некоторые из учеников Иоанна, любопытствуя и говоря: Иоанн Креститель посла нас к тебе, глаголя: ты ли еси грядый, или иного чаем? Он же хотя и мог сказать, что это – Я, а не иной Кто, убеждает их обратиться к древнему пророчеству, говоря: шедша возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют: и блажен есть, иже аще не соблазнится о мне ( Лк.7:20:22 ). Итак, истинно, что, как говорит пророк, внегда приближитися летом, познаешися, что во времена, предопределенные волей и советом Бога и Отца, явился Христос; ибо в последние времена века Он явился нам, был познан и исповедан, как, напр. прежде других Нафанаил воскликнул говоря: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Исраилев ( Ин.1:49 ). Итак, Он познан был, когда приблизились времена, то есть, время домостроительства во плоти, познан был святыми и наконец всей вселенной; ибо посреде двою животных мы познали умилостивление —290— (очистилище) как предуказанное в прообразах законных, то есть Христа. 2220 Авв.3:2 . Внегда смутитися души моей во гневе, милость помянеши. Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данною ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти. Посему праотец Адам, как корень рода человеческого, услышал: земля еси и в землю отъидеши ( Быт.3:19 ). Но Творец не совсем презрел нас, но как Бог помиловал нас; ибо если и пожре смерть возмогши, по слову пророка, но паки отъят Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людей отъят от всея земли» ( Ис.25:8 ). Во Христе упразднена держава смерти, по уничтожении греха, ради которого мы и подверглись поношению. Господь вспомнил о нас и помиловал нас, как и воспевает божествен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы увидим, что и сам Еммануил подкреплял веру в Себя посредством предвозвещенного пророками и требовал, чтобы Его познавали уже из самых событий, и сличающие с предвозвещенным совершившиеся дела уже нисколько не сомневались в том, что Он именно и есть предвозвещенный законом и пророками. Так пришли к Нему некоторые из учеников Иоанна, любопытствуя и говоря: «Иоанн креститель посла нас к тебе, глаголя: ты ли еси грядый, или иного чаем»?» Он же хотя и мог сказать, что это — Я, а не иной Кто, убеждает их обратиться к древнему пророчеству, говоря: «шедша возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепи прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют: и блажен есть, иже аще не соблазнится о мне» (Лк.7:20—23). Итак, истинно, что, как говорит пророк, «внегда приближитися летом, познаешися», что во времена, предопределенные волей и советом Бога и Отца, явился Христос; ибо в последние времена века Он явился нам, был познан и исповедан, как, например, прежде других Нафанаил воскликнул, говоря: «равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Исраилев» (Ин.1:49). Итак, Он познан был, когда приблизились времена, то есть время домостроительства во плоти, познан был святыми и наконец всей вселенной; ибо «посреде двою животных» мы познали умилостивление (очистилище) как предуказанное в прообразах законных, то есть Христа. Авв.3:2. Внегда смутитися души моей во гневе, милость... помянеши.    Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти. Посему праотец Адам, как корень рода человеческого, услышал: «земля еси и в землю отидеши» (Быт. 3:19). Но Творец не совсем презрел нас, но как Бог помиловал нас; ибо если и «пожре смерть возмогши, — по слову пророка, — но паки отят... Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отят от всея земли» (Ис.25:8). Во Христе упразднена держава смерти, по уничтожении греха, ради которого мы и подверглись поношению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3522...

На другой день, в воскресенье, в час дня, Аврамий Сергеевич был исповедан и приобщен обеденными святыми дарами. Исповедь происходила по 10-ти заповедям и восполняема была нагорною беседою Спасителя. После исповеди больной сказал мне: «всё ли, батюшка, я исполнил по правилам св. православной Церкви?..» Молитву пред причащением: Верую Господи и исповедую... Аврамий Сергеевич читал с глубоким, сердечным умилением; слезы струились из глаз его. После причащения св. Христовых Тайн прочитана была благодарственная молитва . Отпуск сделан был со св. крестом. По окроплении св. водою, Аврамий Сергеевич сказал мне: «хорошо, батюшка, что вы не забыли этого св. обряда». Во время исповеди в причастия больной стоял на коленах, опершись на табурет, покрытый кожею. 20 января Аврамий Сергеевич призвал меня к себе и сказал: «батюшка, если Господу угодно будет взять меня из этой жизни, исполните следующее: наденьте епитрахиль, возьмите из этого ковчежца белый камень от горы Голгофы и положите мне во гроб, под голову, под подушку, как сделали вы, когда скончалась жена моя; потом вложите мне в руки кипарисный, с перламутовым распятием, крест с гроба Господня. Думаю, что последнее не будет вопреки правилам церковным; евангелия у меня не будет в руках, значит, есть различие между мною и священником. Еще, сказал он, указывая на киот, вот то евангелие, которое лежит пред иконами, перевязанное ленточкою, положите мне также во гроб под голову; в нем хранятся письма Высочайших Особ, родительское благословение (письма) и волоса жены моей. Письма Высочайших Особ выньте из евангелия и положите на стол.» Я дал верное слово исполнить все это в точности. 21 января Аврамий Сергеевич опять прислал за мною. Я явился немедленно. Приняв благословение, он сказал: «батюшка, не на то евангелие я указал вам вчера; вот, которое, должно взять (и указал на это евангелие); оно в шелковом переплете, с греческим и славянским текстом, и лежало на гробе Спасителя нашего, – подайте мне его!» Сказавши это, он приподнялся и сел на диван. Я развязал ленточку и подал ему евангелие. Аврамий Сергеевич сам отобрал письма Высочайших Особ и положил на столик; потом, обращаясь ко мне, сказал: «перевяжите евангелие ленточкою и положите на прежнее место». Видно было, что Аврамий Сергеевич очень взволнован был воспоминанием прошедшего, а может быть еще и мыслию о близкой кончине своей. Я счел нужным удалиться, – Аврамий Сергеевич не удерживал меня. Приняв благословение, он сказал: «теперь навещайте меня, батюшка, как можно чаще, не менее двух раз в день, ведь это не обременит вас!» Во время этого разговора сторонних лиц не было; мы были вдвоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Теперь остановимся несколько подробнее на порядке и смысле священнодействий Анафоры. После завершения пения (и одновременного чтения в алтаре духовенством) Символа веры диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносить». Итак, мы должны со страхом и трепетом предстоять перед той реальностью, в которой священнодействует Сам Господь. Кроме того, мы должны «стоять добре» в истинной вере, которую только что исповедан и в Православном Символе. Как поясняет этот богослужебный возглас святой Николай Кавасила , «будем стоять в этом исповедании, не смущаясь разглагольствованиями еретиков: будем стоять со страхом, так как великая опасность угрожает тем, которые питают в душе какое-либо сомнение касательно сей веры». 308 Хор отвечает на слова диакона пением: «Милость мира, Жертву хваления». Здесь нам может вспомниться Божественное слово, открытое через пророка Осию: «… Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос.6:6 ). В этих словах, звучащих от лица хора, а значит, и от лица всех предстоящих в храме верных, милость, милосердие воспринимается как высочайшая жертва восхваления Бога, на которую только может быть способен человек. По мысли святого Николая Кавасилы , «милость – есть плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти, и ничто не мешает, чтобы она наполнилась милостью и жертвой хваления». 309 Тем самым, милость должна не просто выражаться в отдельных конкретных добрых поступках, но и являть себя как некое доброе и святое состояние человеческой души. Кроме того, милость в этих литургических словах – это еще и милосердие к нам Бога, приносящего Себя за нас в Жертву. В этом смысле наше состояние милости есть уподобление Христу, есть наш ответ на ту милость, которую явил человеческому роду Господь, принеся Себя в Жертву на Голгофе. Диакон, находившийся до этого момента на солее, поклонившись, входит южными дверями в алтарь, а священник благословляет молящихся, преподавая им апостольское приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа буди со всеми вами» (ср. 2Кор.13:13 ). Хор на этот возглас отвечает также апостольскими словами: «И со духом твоим» (ср. 2Тим.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Радость была великая, отцы и братия, заливаясь слезами, целовали батюшку и славили Бога за то, что он вернулся в свою келию. В благодарность Богу в эту ночь служили всенощное бдение. Следующий день отец Клеопа провел со своим духовником иеросхимонахом Паисием. Таким было возвращение в братство Сихастрии архимандрита Клеопы». Духовничество отца Клеопы Весть о приходе в монастырь Сихастрия старца Клеопы разошлась по окрестностям за несколько дней. Мало-помалу к нему снова стали отовсюду стекаться верующие, чтобы попросить у него совета и получить благословение. Каждый день приходили в его келию десятки и сотни верующих со всей страны и из-за границы. Они слушали советы и ободряющие слова старца Клеопы, задавали духовные и богословские вопросы, от самых простых до самых глубоких, и каждый выходил от него утешенным, радуясь, что видел старца и получил его благословение. Первое, чего требовал отец Клеопа от верующих всех возрастов и занятий, – это свято хранить правую веру, то есть догматы Православной Церкви. Отец Клеопа говорил, что без правой веры никто не может спастись, даже если он совершает добрые дела. Также батюшка придавал огромное значение исповеданию грехов, увещая верующих исповедоваться самое меньшее четыре раза в году. Он говорил: – Брат, когда видишь, что разболелась в доме твоем мама или другой кто, не врача зови прежде всего, а священника. Потому что врач не может прибавить ей и минуту жизни. Ибо если бы он мог, то не тебе отдал бы ее, а оставил бы для себя. Все делается так, как хочет Бог! Ты позови священника и скажи ему: «Батюшка, исповедуй папу или маму по книге». А священник пусть спросит его, совершил ли он такой-то или такой-то грех , так это было или так... После исповеди хорошо будет, чтобы исповедующийся признал, что он совершил все грехи. Потому что если мы не грешим делом, то грешим мыслью или словом. И священник в конце может разрешить его от всех грехов по благодати, данной ему Христом. Потом можешь позвать врача. Потому что, если умрет человек, чисто исповедавшийся, Церковь может вырвать его из ада и за сорок дней или, может, больше, но вызволит его. Но, если он не исповедан и несет на себе тяжкие грехи, нет ему больше прощения и не вызволит его из ада ни одно богослужение. Без исповеди нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Когда вскоре последовало пришествие во плоти Господа нашего Иисуса Христа, оно застигло вышеупомянутыя семь ересей в Иерусалиме, и сила Его угасила и разсыпала сии ереси. Все прочия ереси произошли уже после Его пришествия, — после благовещения Марии в Назарете и зачатия Слова, сшедшаго с неба из недр Отчих, рожденнаго предвечно и безначально, пришедшаго же в последние дни, Бога Слова, истинно рожденнаго от Бога Отца, единосущнаго Отцу и ни в чем не инаковаго со Отцем, но непреложнаго и неизменяемаго, всецело безстрастнаго, но состраждущаго нашему роду, сошедшаго с неба, зачатаго во утробе не от семени мужескаго, но истинно от Духа Святаго, возимевшаго тело от Марии, создавшаго Себе плоть от святых ложесн, приявшаго душу человеческую и ум, и все, что есть человек, соединившаго в Себе с Своим Божеством. Сей Бог — Слово, рожденный в Вифлееме и обрезанный принесен был в Иерусалим, принят здесь в объятия Симеоном, исповедан Анною пророчицею, дочерью Фануиловою, и отнесен был в Назарет. В следующий год пришел (в Иерусалим), чтобы явиться пред Господом, ради родства отнесен был Материю в Вифлеем, потом опять взят был в Назарет. В течение втораго года снова приходил в Иерусалим, носимый Своею Матерью; в Вифлееме с Своею Матерью и Иосифом, уже старцем, но не оставлявшим Марии, вошел в дом и здесь во второй год по Своем рождении был обретен (волхвами), принял дары, и в ту же ночь, по откровению от Ангела Иосифу, взят был в Египет и оттуда снова, по прошествии двух лет, возвратился, когда Ирод умер, преемником же его сделался Архелай. Спаситель раждается в Вифлееме иудейском; в тридцать третий год Ирода, и в сорок второй царя Августа, удаляется же в Египет в тридцать пятый год Ирода, а возвращается из Египта по кончине Ирода. По этому в тридцать седмой год того же правления Иродова Господь был отроком четырех лет, когда Ирод, по исполнении тридцати семи лет, кончил жизнь. Архелай же царствует девять лет; в начале его царствования Иосиф с Мариею и Отроком, услышав, что царствует Архелай, удалился в страны галилейския и поселился в Назарете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

3. С Сионом людие языков, светильники нося, изыдем во сретение: внидем во храм, купно со Храмом, Который есть Бог и Христос. Со Ангелами воскликнем песнь Ангельскую: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его (Ис. 6, 3): полны концы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его: исполнено все человечество снисхождения Его. Небесная, земная и преисподняя, полны суть благоутробия Его: полны милости Его, полны щедрот, полны даров, полны благодеяний Его. 4. Итак, вси языцы восплещите руками (Пс .46, 2): все концы земли приидите и видите дела Божия (Пс. 66, 5). всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6), вся земля да поклонится (Пс. 66, 4), и всяк язык да поет, всяк да воспевает, всяк да славословит Отроча Бога, четыредесятидневного и предвечного: Отроча малое и ветхое деньми (Дан. 7, 9) : Отроча ссущее и Творца веков (Евр. 1, 2). Младенца вижу, Бога моего познаю: Младенца ссущего, и мир питающего: Младенца плачущего, и миру жизнь и радость дарующего: Младенца повиваемого, и меня от пелен греховных избавляющего: Младенца в объятиях матерних, с плотию истинно, и неотлучно, на земли: и Того же в недрах Отчих, истинно и неотлучно на небесех. 5. Младенца вижу от Вифлеема во Иерусалим входящего, и никак от горнего Иерусалима не отлучающегося. Младенца вижу по закону во храме жертву приносящего на земли: и Того же на небесах приемлющего благочестивые всех жертвы: Сего на руках старца по смотрению, и Того же на Херувимских престолах Боголепно (Пс. 79, 2): Сего приносимого и очищаемого, и Того же вся освящающего и очищающего. Сам дар, и Сам храм есть: Сам Архиерей, Сам жертвенник, и Сам очистилище, Сам и преносящий, Сам и приносимый за мир в жертву, Сам и древо жизни и ведения (Быт. 2, 9). Сам Агнец, и Сам огнь: Сам всесожжение (Быт. 22, 6, 7, 9, 10, 13), . Сам и нож духовный (Еф. 6, 17): Сам и Пастырь, Сам и овча: Сам жрец, и Сам жремый: Сам приносимый, и Сам жертву приемлющий: Сам закон и Сам ныне под законом бывающий (Гал. 4, 4). 6. Но послушаем о дни сем и от Священных Евангелий. Ибо дивный Лука о Христе сказал: яко егда исполнишася дние очищения его по закону Моисеову, вознесоста иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзали ложесна. Свято Господеви наречется (Лк. 2, 22, 23). Хотя и Самуил, и Исаак, и вместе Иаков, также Иосиф, и другие, родившиеся от неплодства сверх надежды, и разверзшие неплодные ложесна матерей. Святи Господеви нареклися: но Христос, Един (Единого Отца Единородный Сын) от Единые Девы родившийся, и Девственных врат не разверзший, не только Свят Господеви, но Святый Святых (Дан. 9, 24), и Господь господей (1 Тим. 6, 15), и Бог богов, и Первороден первородных, и Князь князей, и Царь царствующих (Апок. 19, 16), и наречется, и верою исповедан будет, и покланяем будет, и ныне во Храме от Симеона проповедан будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

е. плотскими и земными соображениями и побуждениями, а самим Отцом небесным. Что же говорит после этого Спаситель? Вслед за сим тотчас Он говорит о церкви, которую намерен создать, и именно об основании, на котором имеет быть создана Его церковь . Основание церкви, следовательно, по мысли Спасителя, стояло в самой внутренней и неразрывной связи с тем ответом на вопрос о Сыне человеческом, которого ожидал Он, и с тою твердою и сердечною верою, с какой он был дан Симоном. Обращаясь к Симону, Иисус Христос говорит: «и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камне созижду церковь Мою. И врата адова не одолеют ее». Главным звеном, связывающим предыдущую речь Спасителя с последующею, как это сразу можно заметить, служит здесь термин Петр πτρος, означающий в собственном смысле камень, скалу, твердыню, а в переносном – твердость, несокрушимость, непоколебимость. Как же понимать этот термин в связи речи? Что больше обозначается им, лице ли Симона, за твердость веры названного Петром, или то, чему послужил Симон своим личным характером, исповедавши твердую и непоколебимую веру в Сына Божия? Ясно, что здесь больше имеется в виду последнее. Речь шла не о том, кто за кого принимает Сына человеческого, а о том, за кого Он кем принимается. Главное, значит, здесь не в том, кто, Симон ли, или другой кто с верою исповедал Его Христом, Сыном Бога живого, а то, как Он и с какою верою был исповедан. Последние слова Спасителя, поэтому, будут иметь такой смысл. Он как-бы так говорит Симону: настоящее твое исповедание так твердо, как камень, посему называю Я тебя Петром, и на сем камне, на таком-то твердом, как камень исповедании, Я созижду церковь мою. Если под камнем, на котором имеет созидаться церковь, разумеет и Петра лично, то в этом случае он мог быть назван камнем церкви на столько, на сколько представил в себе то основное начало веры, на котором имела созидаться жизнь церкви. Но в этом отношении каждый из учеников Христовых и каждый верующий может быть назван камнем церкви. Не Петр сам себя сделал камнем церкви, а вера сделала его таковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010