«Все тайные советы, все важные государственныя дела, писал Елянский, будет опробовать настоятель, как боговдохновенный сосуд, так как в нем – полный дух небесный с Отцем и Сыном присутствует, и поэтому все, что он из уст своих скажет, то, действительно, Дух Святый устами его возвещает». Только теперь правительство поняло, куда скопчество протягивает свои грязные руки. Только теперь вспомнили и о существовании в России Св. Синода, и заинтересовались его мнением о скопчестве. Синод отвечал, что «скопцы – богохульная ересь, потому что начальника секты почитает Христом; вредит обществу, осуждая брак, искажая людей и истребляя потомство». Тогда только и правительство объявило их «врагами человечества, развратителями нравственности, нарушителями законов Божиих и гражданских». Против скопцов были приняты строгие меры; их разыскивали и предавали суду. 7-го июня 1820 года, с большими предосторожностями, был выслан из Петербурга сам Селиванов, для заточения в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, причем, настоятелю этого монастыря было предписано: «принять начальника секты скопцов в монастырь с человеколюбивою ласковостью, с христианским расположением сердца, из сострадания к страсти его, из сожаления о заблуждении его, и поместить его в келье, которая бы служила, по уединению своему, к спокойствию его и ко благоразмышлению». Но и в своем монастырском заключении Селиванов не переставал вести пропаганду своего лжеучения через своих приверженцев. Даже в самом Суздале, в женском Покровском монастыре, был устроен скопческий корабль с большим числом оскопленных. Не переставал здесь Селиванов мечтать и о скором наступлении его царства. Впрочем, по словам суздальских монахов, он умер (20 февраля 1832 г.), будто бы, примирившись с Церковью: «оказал раскаяние в своих заблуждениях и грехах и, по долгу христианина православной церкви, исповедан и сподобен св. Таин». Современное состояние скопчества Селиванов умер: но учение его осталось. Правительство приняло строгие меры против скопцов; но число их не уменьшалось; напротив, в каждой епархии оно постоянно возрастало.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Вот ещё что: к выражению (в моих листках) «владеющие ключами разумения дух. истины» сделайте такое примечание под чертой: в избежание ложных перетол- —417— ков, которых автору нельзя уже опасаться, он считает нужным заметить, что разумеет под «владеющими ключами разумения духовной истины» вообще людей благочестивого направления, любящих и письменно делится с другими своим разумением тех или других Божиих истин, или выводит других в то же разумение. Дальше области простой духовной учёности и науки, в современном их состоянии, никто и ничего здесь не касается ни даже мыслью. Простите. Желаю доброго здоровья Екатерине Петровне Вчерашнее невоздержание, Бог дал, обошлось без вредных последствий для моего здоровья. Видно искренняя доброта и любовь, подобно вере, делает, что и вредное не вредит. Готовый к услугам А. Фёдор. 9. Добрейший Александр Алексеич! Вчера получил Ваше письмо. По сегодняшнему слуху Ал. Васильич известил меня, что протоиерей Райковский исповедан и приобщён, но пока ещё жив. Я спрашивал, нет ли каких видов о месте у Владыки, но ничего об этом не известно. О дальнейшем извещу Вас, как скоро сам получу известие. С Богом, старайтесь об этом месте! Поправки не только описок или речений, но и фраз делайте, как найдёте лучшим – без сомнения. Я уверен, что Вы не будете портить дела, как несколько попорчена поправителями Ваша статья в «Страннике». – Кланяюсь Екатерине Петровне и Вашей мамаше. Ваш А. Фёдор. 2 окт. 1860 г. 10. Добрейший Александр Алексеич! Я писал Вам по городской почте, но боюсь, не затерялось ли это письмо. Снова посылаю Вам выражения искреннего моего желания, чтобы Вы похлопотали о священниче- —418— ческом для себя месте, по случаю вакансии и перемещений со смертью о. протоиерея Райковского. Не слышу, кого имеют в виду собственно на место протоиерея, или кто просится сюда. Но предложение есть у некоторых, не переведут ли в Казанский Собор Сергея Алексеича Галахова. Вот Вам бы на его место – учит девочек!.. Это, кажется, лучше бы всего и по Вашим склонностям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«По кончине человека открытие дел его» ( Сир. 11:21 ). На занятном столе почившего святителя мы увидели книгу: «Жизнь Иисуса Христа», сочинение Феррара, и «Толковое Евангелие от Матфея», архимандрита Михаила; еще увидел я акафист «Покрову Пресвятыя Богородицы» (издание 1848 г.), раскрытый на последнем кондаке. Этот кондак есть молитва Божией Матери, читая которую святитель взывал перед сном: «покрый мя всемощным омофором Твоим и в час кончины моея, о Всеблагая, предстани мне». Не знаменательна ли эта предсмертная молитва его в высшей степени? «Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его»! 23. О кончине преосвященного Никодима, епископа Дмитровского, викария Московского Преосвященный Никодим, епископ Дмитровский, своим рождением и воспитанием принадлежит к Московской епархии. Получив образование в Спасо-Вифанской семинарии, потом в Московской духовной академии, – с 1852 года он поступил на духовно-училищную службу. Постриженный в монашество и рукоположенный во иеромонаха в Вологдской семинарии, он скоро назначен был инспектором и профессором сперва Вифанской, а потом Московской семинарии. В 1858 году посвящен в архимандрита. В 1862 году назначен был ректором Вифанской семинарии, потом в 1866 году Московской духовной семинарии. Управлял Златоустовским и Богоявленским монастырями. В 1873 году определен был наместником Александроневской Лавры. В 1875 году в апреле хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского, а в июле 1876 года переведен на кафедру епископа Дмитровского. Давно уже здоровье его было потрясено. Он прибыл в Москву болезненным и слабым. В конце мая 1877 г. почувствовал он себя гораздо хуже прежнего, и в половине июня переселился в Саввинский Звенигородский монастырь, надеясь здесь более поправиться в здоровье. Здесь, 17 июня, он принял таинство елеосвящения от преосвященного Игнатия, епископа Можайского. Многократно был исповедан и приобщен св. Христовых таин; сподобился св. причащения и накануне своей христианской кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

И служители алтаря Господня получают в глазах народа вид продавцов и разносчиков. Сказано резко, но справедливо. Обыкновенно, стараются доказывать, что священники, при исправлении треб, берут деньги не за молитвы и таинства, а за труд при совершении их. Но это объяснение, очевидно, придуманное для успокоения совести священников, не в силах ни изменить народного взгляда, ни оправдать взимания платы за требы. Народ твердо убежден, что он платит духовенству именно за молитвы и таинства, а не за труд при совершении их . Это доказывается тем, что когда священника призывают к больному, который, находясь в бесчувственном состоянии или в бреду, не может быть исповедан и приобщен; тогда священнику ничего не платят, хотя бы он был разбужен ночью и шел несколько верст в дурную погоду. Самые выражения народа: „нанять священника служить обедню или молебен“ – показывают, что народ платит за священнодействия, а не за труды служащих. Взимание платы за требы нельзя оправдывать трудом при совершении их; потому что труд священников, при совершении треб, нельзя ставить в уровень с трудом промышленным, предпринимаемым с целью добыть насущный хлеб; напротив этот труд, на основании слов Спасителя ( Мф.10:8 ), должно сравнивать с трудом, предпринимаемым благотворительностью, с целью служения благу человечества. Никто не станет спорить, что назначение священнического служения выше назначения служения сестер милосердия. Но сестрам милосердия не платят за навещение больного, за сделание перевязки, за ночь, проведенную без сна у постели умирающего и за другие труды. Почему же священнику нужно платить за каждый труд, предпринятый им для спасения души ближнего?!... 2) Взимание священниками платы за требы причиняет духовный вред их пастве. Часто приходится слышать от приходящих на исповедь, что они несколько лет не исповедовались и не приобщались Св. Таин, потому что им нечем было заплатить священнику за исповедь. Другие, по этой же причине, не решаются говеть два раза в год, хотя бы душой и желали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Одно время для того, чтобы народ не беспокоил и не теснил Владыку во время богослужения, в соборе, вокруг кафедры была сделана оградка. Но простояла она недолго – Владыка велел ее убрать. Он не захотел даже внешним образом отделять себя от народа. – Я люблю своих чад, – сказал он, – и они меня, надеюсь, тоже любят. А если кто нечаянно толкнет при большом стечении народа, то не беда. Пусть только больше народа приходит в храм Божий! А народу в то время в собор ходило действительно очень много. Большое внимание Владыка уделял исповеди. Много было сказано им слов о покаянии и о значении истинного покаяния. Владыка отвергал общую исповедь. Он говорил, что только на индивидуальной исповеди христианин может по-настоящему очистить свою совесть от грехов и получить разрешение от них. Когда с кем-нибудь случалось несчастье или кто-либо заболевал, Владыка первым долгом советовал как можно строже исповедаться, причаститься и только после этого приступать к исправлению того положения, в котором человек оказался, или к лечению болезни. – Значит какой-то грех не исповедан тобой, как нужно. Перебери все в памяти, вспомни и открой духовнику. Подумай хорошенько, может быть постеснялась какой-то грех исповедать? Вот Господь посылает тебе напоминание, чтобы ты не понесла из-за этого греха еще большее наказание. Помни всегда, что нераскаянный грех ведет к духовной смерти. – Нечистая исповедь – вот корень всех наших бед. А почему? Потому, что Господь хочет, чтобы все спаслись, вот и спасает нас через всевозможные напасти. Только в напасти мы вспоминаем о Боге, а в благополучии нашем нам не до Него. – Исповедь воспитывает христианина, – говорил Владыка. – Если ты откровенно исповедуешь грехи, у тебя есть гарантия впредь их не повторять. Воспоминание о том стыде, который переживает кающийся во время исповеди, вовремя остановит в другой раз от совершения подобного греха, поможет в целом бороться со грехом. Часто бывало, что Владыка сам исповедовал, особенно новоначальных. Он давал им особую молитву, где перечислялись все возможные грехи, которые человек может совершить и благословлял в течение некоторого времени читать эту молитву ежедневно, тщательно вспоминая все свои грехи, содеянные в течении всей жизни, начиная с семилетнего возраста и записывать все, что вспомнится. А потом Владыка принимал эту исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

«Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться» (св. Афанасий Великий). Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Не богословие Петра как сумма теоретических положений и предметов веры лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа ( Иак.2:19 ), но они вне Церкви. «Святая Церковь Божия есть образ Бога, потому что она, подобно Богу, объединяет верующих» (преп. Максим). Святоотеческое богословие в воплощении Сына Божия видит основу нашего спасения и краеугольный камень Церкви. Под камнем ( Мф.16:18 ) мы можем разуметь Сына Божия воплотившегося, то есть самое Воплощение, не учение о нем, не идею, но факт. Толкование католиков как слишком житейское является жалким в смысле идейно-богословском. Школьное богословие подпадает упреку святого Иринея Лионского , упреку в маловерии, потому что оно не ставит во главу угла истину воплощения Сына Божия и эту истину не соединяет с истиной Церкви, как это должно быть по слову Самого Господа. Церковь живет идеалом обожения, которым жила и в древности, за который боролись до крови ее выдающиеся богословы и учители. Прислушайтесь к церковным песнопениям, вчитайтесь внимательно в молитвы ее – всюду и неизменно слышится гимн воплощению и учению о воплощении. Все богослужебные книги проникнуты этим святоотеческим духом, этой святоотеческой мыслью. Особенно догматически глубокий и прекрасный гимн воплощению воспевает Церковь в день Рождества Христова. В предпразднственный день на повечерии поется в каноне: «Не дивися ныне, о Мати, видящи яко Младенца, Егоже из чрева прежде денницы роди Бог: восставити бо и спрославити человеческое падшее естество приидох явственно». А в службе на самый праздник мы слышим: «Видев Зиждитель гиблема человека, руками егоже созда, преклонив небеса сходит: сего же от Девы воистину воплощся, всего осуществует (принимает все его существо». «Уподобившийся (нам) чрез соединение и бренным убожеством (нашим) и восприятием земной плоти соделавший (нас) причастниками Божественного естества».

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

Прошу и о р.Б.Валентине молитв,что не ушла в Вечность во мраке неверия. Также прошу ваших молитв о тяжело болящей р.Б.Елене,рак. С благодарением р.Б.Виктори(прошу молитв и о себе,благословлена в монашество). Виктория 2017/12/16, 17:48:34 Афонские Отцы и братья ,прошу Ваших молитв чтоб мне попасть на Гору Афонт р.б.Дмитрию.Спаси Господи Вас.Аминь. Дмитрий 2017/12/16, 17:41:03 Просим молитв о спасение души для Царствия Небесного , у вас и Божьей Матушки И Покрыла ОМОФОРОМ.СВЯТЫМ нас. р.б.Прт.Георгия,иреямонаха Кирилла,Дмитрия, болящей Татьяны со чад,младенца Иоанна.Аминь. Дмитрий 2017/12/16, 05:27:56 Здрасвуйте. Братья святой горы Афона.дорогие прошу вас страх .и он следит юрий .мне сьрашно за себ детей моих.умоляю вас Прошу вас умоляю слезно помолиться за нашу семью один человек из прошлой жизни психически больной следить за детьми за нами.прошу вас умоляю помолиться что б наш господь избавил нас от страха боятся наша семья она очень большая помогите умоляю вас.нам страшно он следит пускай этот человек уйдёт из нашей жизни юра.помоги господи умоляю тебя Он сидел много лет за убийства он психичиски больно помоги господи умоляю тебя .помоги Полиция не чего не делает. Спасибо 2017/12/16, 00:56:39 дорогие отцы и братия! Прошу ваших святых молитв о здравии и помощи в учении и успешной здачи екзаменов рабов Божьих: Экатерини Юлиани, Экатерини . Спаси Господи экатерина 2017/12/15, 23:19:11 Дорогие Братья! Прошуваших молитвза моего брата Валентина, сегодня внезапно потерял сознание, клиническая смерть,еле успели врачи, теперь он в искусственной коме. Срок на всё- три дня,если не пойдет за это время на поправку, значит уйдет в мир иной..а .он совсем не готов...к уходу,не исповедан, не Причащен...может болезнь приведет его к покаянию, прошу молитв, чтобы Господь дал ему еще время и он примирился с Богом,а там -как Господу угодно. Главное ,чтобы не должником.Храни вас Господи! 2017/12/15, 22:31:21 Прошу молитв о здравии Веры, Ольги, Артемия, Кирилла. 2017/12/15, 21:44:44 Дорогие старцы! Молю Вас помолитесь за мою маму рабу Божью Тамару. Прошу здоровья для нее. Прошу милости Господней. До земли кланяюсь Вам и Господу нашему. Храни всех Господь

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=81

Принадлежит ли он, если он истинен, к числу таких догматических теорем, которые до времени оставались вне догматического поля зрения и лишь с определенного момента вступают в него? Может ли такой догмат явиться догматическим новшеством (хотя бы в том относительном смысле, в каком это вообще возможно), или же он принадлежит к числу конститутивных условий всякого религиозного опыта, есть как бы а priori церковности? В том виде, как папский примат понят и установлен на Ватиканском Соборе, очевидно, может быть только последнее. Своеобразный экклезиопапизм, там провозглашенный, объявляющий подчинение папе условием церковности и делающий последнего живым начальником Церкви на земле, земным викарием Христа, то есть земным Христом относительно Церкви, очевидно, мог бы быть лишь столь же изначальным, как и та аксиома веры, что Христос есть Глава Церкви. И очевидно, что провозглашение такого догмата возможно только как торжественная декларация, а не как плод обсуждения и разрешения догматической проблемы, поставленной в виде «схемы» Собору для обсуждения и принятия или непринятия. Собор, провозглашающий непогрешительную власть в Церкви ex sese sine consensu ecclesiae, совершает акт противоречивый и бессмысленный, сам себя уничтожающий, есть reductio ad absurdum (сведение к нелепости (лат.) – Прим. ред.) самого этого Собора. Поэтому Ватиканский догмат внутренне саморазлагается. Такой догмат вообще не мог быть провозглашен Собором в форме догматического постановления, а разве только исповедан в виде верноподданнического адреса с изъявлением преданности и послушания. Такой догмат, по смыслу его, властен произнести только папа, притом всякий папа и во всякое время, не только Пий IX в Ватикане, но и, например, Мартин V в Констанце или Евгений IV в Базеле. Поэтому не только оба последние Собора, но даже и Ватиканский с его борьбой и попытками противодействия со стороны меньшинства оказываются фактическим отрицанием мнимой догматической аксиомы. Самые эти попытки являются уже незаконным действием членов Собора, их обязанностью, но прямым церковным бунтом и ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но Ульянов не утерпел и скоро стал совершать требы для раскольников, а потому по приказанию преосвященного от 16 дек. 1759 г. велено было отослать его в Капшин монастырь в число 6ратии, как «оказавшегося прихожанам своим к содержанию раскольнического суеверия потатчиком». В августе месяце 1760 года жена попа Ульянова подает еп. Вениамину самое слезное прошение, чтобы престарелого больного мужа её освободили из Капшина монастыря и опять позволили жить во Ржеве в своем доме Другой эпизод. Октября 7 дня 1771 года дьякон Оковицкой церкви Федор Харлампиев доносил преосвященному Тверскому Платону следующее. «Ржевские купцы с начала моего поступления нападают на меня ...ругают и бьют смертно и впредь похваляются убить до смерти за едино только, что я их раскольническому суеверию не склонен. Затем в доносе дьякона перечисляются случаи таких нападок. В 1766 году марта против 5-го, пишет дьякон, во 2-м или 3-м часу ночи шел я мимо ржевского магистратора и в то время от этого магистратора нагнав меня жительствующие во Ржеве отставной регистратор Кирилл Иванов Хромцовский с детьми Семеном и Степаном и прочими своими родственниками – ржевскими купцами, били меня дубьём и кистенями и ограбили у меня несколько платья и пр. по цене на 13 руб. 70 коп. и пограбивши меня, волокли за власы ко оному магистрату втащивши в том магистрате в избу паки тирански мучили, и проломив голову и оковав мои ноги, и на шею надели стул с цепью и отвели в тюрьму и потом меня били же смертно и оставили едва жива, и на утро в оном магистрате я чаял себе смертного часу, для чего преображенским священником Михаилом Семеновым исповедан и св. Таин сподоблен, и содержался в том магистрате 15 дней, а потом просил я о защищении и боевым моим ранам осмотре, – и описать; точию ничего не учинили» 51 . Второй случай нападения на дьякона, о котором он упоминает в доносе, был в ноябре 1770 года. Тогда Ржевские купцы, записные раскольники – Афанасий Григорьев Берсенев, Афанасий Федотов Долгополов и Алексей Петров с товарищами схватили в доме купца Немилова – упомянутого дьякона и били его «озорнически яко сущего злодея немилостивно, от коих их смертных побоев едва мог ко двору своему уйти».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

После приобщения Святых Таин надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться на прежние грехи (преподобный Амвросий Оптинский). Следует всякому христианину трижды в год причащаться Пречистых Таин и каяться в своих грехах, а по нашей слабости хотя однажды в год – в Великий пост. Если кто и этого не сотворит, а случится ему смерть, лучше бы ему и не родиться (святитель Иоанн Златоуст). Кто старцу или духовнику исповедается в винах своих со смехом, тот не имеет страха Божия и, не имея желания отстать от любимого греха, кается лицемерно… После перечисления грехов хорошо говорить духовнику: «Нет возможности перечислить все грехи мои по множеству их». Но не следует говорить: «Всем грешен» или: «Нет греха, которого бы не совершил». Так сказать – не значит ли клеветать на себя? Ибо во всяком случае найдется немало грехов, которых мы не имели, а о иных и понятия не имеем. Грехи, которые прежде были разрешены на исповеди и после не повторялись, нет надобности снова исповедовать; если же о них духовник спросит, то следует сказать: «Прежде было, но покаялся». Когда духовник спросит о таком грехе, который еще не был исповедан, то следует отвечать: «Грешен» (из иноческого календаря). Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременною греховною жизнию греховные навыки, они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным». Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству немощь. Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего; тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце, соделать боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце духовное, святое (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаянием начинается христианская нравственная жизнь человека. Чтобы начать новую, благодатную жизнь, нужно покинуть прежнюю, греховную; нельзя полюбить добро, устремиться к нему, не возненавидев предварительно или одновременно зла, не отказавшись, не отвернувшись от него. Покаяние есть акт нравственного воссоздания человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010