«ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» – Дух апостольской проповеди, свидетельство об Иисусе Христе – это Тот же Святой Дух, Которым и я даю тебе пророчество, а потому мое пророчество и твое свидетельство имеют равное достоинство.  Вообще следует сказать, что вопрос о поклонении Ангелам был очень актуален в I веке, ибо, как мы знаем из истории Церкви, среди христиан распространялись тогда ложные учения о служении Ангелам (ср. Кол 2, 18; Евр. 1).  11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. 12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. 13 [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: " Слово Божие " . Здесь говорится о Втором пришествии Христа.  «отверстое небо» – Христос приходит с небес. Ср. Деян. 1, 11. «конь белый» – Христос приходит как Царь, чтобы открыть Свое Царство. У царей существовал обычай при вступлении на царство торжественно въезжать в свою столицу. Белый конь означает победу, Христос – Победитель.  Кроме того, Христос есть Жених Церкви, Жених верных Ему душ. Он приходит, чтобы взять Своих верных к Себе. Ибо обычно жениху при бракосочетании приходить в дом невесты, чтобы взять ее к себе.  «Верный и Истинный» – этим именем Христос назван в 3, 14. «Верный» – Бог исполнит абсолютно все, что обещал в Писании через пророков и апостолов.  «Истинный» – см. комм. на 1, 5. «очи у Него как пламень огненный» – сказано о Божием всеведении, которое все проникает и судит. Праведников этот пламень просвещает, а нераскаянных беззаконников попаляет. См. также комм. на 1, 14. «на голове Его много диадим» – знак царской власти над творением, над всем бытием. В древности иногда цари имели короны по числу находившихся в их управлении областей. «имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» – имя здесь означает сущность Бога, и эта сущность непостижима ни для какого тварного существа. Святитель Григорий Палама говорит, что все имена, какими Священное Писание именует Создателя – такие, как Бог, Господь, Вседержитель и др., – а также все свойства, которые Ему приписываются, относятся только к энергиям Бога, к Его Благодати, тогда как сущность Божества превыше всех этих наименований и невыразима никаким словом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале Четыре всадника Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2). И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр 6:4). Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5). И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр 6:8). Вслед за снятием Агнцем первых четырех печатей с запечатанной книги перед нами последовательно появляются четыре всадника: на белом, огненно-рыжем, вороном, то есть черном, и «бледном» коне. Последние три очевидным образом обладают негативной символикой, указывая на такие бедствия, как война, голод и мор. Интересно, что в оригинальном греческом тексте о цвете четвертого коня сказано «зеленый». Как правило, такой цвет понимается метафорически, как указание на нездоровый цвет лица смертельно больного человека. Отсюда и традиционный перевод «бледный». Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020) Что касается первого всадника, то с пониманием этого образа дело обстоит гораздо сложнее. Белый цвет коня и характеристика сидящего на нем как «побеждающего» указывает на то, что этот всадник — носитель спасения. Это может быть Сам Христос или образ спасающей человека благодатной силы Церкви. Таким и было доминирующее в святоотеческую эпоху толкование: первый всадник понимался либо как образ Самого Христа (Ириней Лионский), либо как образ торжествующей евангельской проповеди (Андрей Кесарийский). Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам ( Мф.28:1-7 ). Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше им восхищаешься. Без сомнения, это шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Вид Ангела радостен, сияющ, трепетен — да и как же может быть иначе: ведь он возвестил людям самую восхитительную, самую жгучую, самую невероятную весть из всех вестей на свете, — что Христос воскрес из мертвых и Его нет больше во Гробе!!! Отойдешь немножко назад — взгляд Ангела с тобой, приблизишься к гробнице — он властно держит тебя, этот взгляд, и ты никак не можешь освободиться от него, ты во власти сообщенной Ангелом потрясающей, неземной вести. Таким увидел Божиего посланника средневековый безымянный мастер — и оставил его нам: для восхищения и благоговейного созерцания, чтобы мы остановились, пораженные, и простояли на одном месте и час, и другой, и третий, не замечая ни времени, ни пространства, ни самих себя… Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встречаешь везде: и в гостинице, и в салоне междугородного автобуса, и в студенческой аудитории, и в келлии монаха, и в кабинете министра. Югославская авиакомпания “ЮАТ” летает как бы на крыльях Белого Ангела, — взяв в руки авиабилет, каждый пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника. Почему это произошло? Почему Белый Ангел начертан в книгах и журналах, а точнее, в сердце каждого серба? Потому что он возвещает Воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, каждого верного последователя Христа, воскресение всей прекрасной Сербии. Слободна вожня

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

В толковании на данный стих Икумений 13 и Арефа Кесарийский предлагают понимать первую смерть как разлучение души от тела, свойственное всем – и праведникам и грешникам, а вторую смерть – как еще «более пагубную» смерть «от греха». «Эту смерть (а именно страстную жизнь) [претерпев] побеждающий не потерпит вреда от геенны в непрекращающуюся смерть» 14 . Таким образом, духовный победитель характеризуется не только тем, что он будет удостоен наград рая как Небесного Царствия, но и возможности избежать ада – как при жизни (в переносном смысле), так и по смерти. Апок. 2:17 Откр.2:17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. χων ος κουστω τ τ Πνεμα λγει τας κκλησαις. Τ νικντι δσω ατ το μννα το κεκρυμμνου, κα δσω ατ ψφον λευκν κα π τν ψφον νομα καινν γεγραμμνον οδες οδεν ε μ λαμβνων. Данный стих из обращения к Ангелу Пергамской Церкви говорит о других регалиях, или трофеях, победителя – белой манне и новом имени, написанном на белом камне. Данные дары являются новыми неожиданными дарами победителя, не соответствующими никаким примерам и образцам. Икумений понимает «белую манну» в следующем смысле: «Описательно же он сказал: Я дам ему наполниться умопостигаемыми и будущими благами» (περιφραστικς δ φη δσω ατ μπλησθναι τν νοητν κα μελλντων γαθν). «Белый камень», согласно тому же толкователю, – это «побеждающее во славе сияние» 15 . Прп. Неофит Затворник называет все дары победителя (манну, белый камень и новое имя) «подтверждениями сладости приобщения Святому Духу и наслаждение невыразимой жизнью» 16 . В этих достаточно кратких и редких толкованиях подчеркивается благодатный характер будущего бытия победителя, кто, удостоившись рая и избегнув ада, вступит в вечные кровы Небесного Царствия. Акцент на умопостигамом уровне приобщения будущим умопостигаемым благам позволяет связать экзегезу данного стиха с общими представлениями о будущем Небесном Царствии как об умопостигаемом – в противовес чувственным представлениям о потерянном рае, который в своем земном статусе никогда не вернется. Апок. 2:26–28

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вышеприведенное предупреждение Христа о грядущих скорбях мира более раскрыто в 6-й главе Откровения. История новозаветного человечества развертывается по мере снятия Агнцем с книги судеб семи печатей. Она начинается при снятии первой печати с пришествия на землю Господа Иисуса Христа, прообразом Которого является «конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» ( Откр.6:2 ). Значение символа – всадника на белом коне – ясно из другого места Откровения: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. ... Он был облачен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих " » ( Откр.19:11, 13–16 ). Этот текст не оставляет сомнений, что всадник на белом коне – это Сын Божий Иисус Христос. Вполне понятна разница в описании всадника на белом коне в обоих случаях. В последнем случае Господь является уже во второй раз на землю как грозный Судия, во всей Своей славе и во главе воинства небесного. Не таково было Его явление в начале новозаветной истории. Здесь Господь – всадник на белом коне – вооружен только луком, символом поражения стрелою сердца народов. Эти сердца должны поражаться любовью и неизъяснимой красотой кроткого страдальца за грехи мира, поражаться истиной и мудростью Его поучения. Он украшен здесь лишь терновым венцом. Он вышел, чтобы победить. И Он победил мир, хотя вся новозаветная история есть история также человеческих скорбей. То же говорит Господь и на Тайной вечере Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). В связи с этим и в соответствии со словами Господа мир начинает поражаться бедствиями. Наступление их не следует хронологическому порядку: различные бедствия наступали часто и одновременно, но описание их в Откровении дается в той же последовательности, как в Евангелии:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Далее сказано: «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр.2:17 ). Итак, братья и сестры, что такое «манна сокровенная»? Андрей Кесарийский поясняет: «Манна сокровенная есть небесный хлеб жизни, сшедший с небес ради нас и соделавшийся ядомым, поядаемым. Манной же образно называются будущие блага, сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. Победившие дьявола наследуют эти блага. Они же, удостоившись стать одесную, получат и камень белый, то есть побеждающий, и новое имя, не известное в настоящей жизни. Ибо око не видело, ухо не слышало и ум не уразумел будущих благ и нового имени, которое наследуют святые». Итак, «манна сокровенная» – это те евхаристические благословения, которые Господь пошлет тем, которые до конца останутся верны Православию. Но приступающие к сей Небесной «манне» недостойно потерпят урон даже во дни достойные снисхождения. «“Тому, кто победит, дам немного той сокровенной манны” – то есть невидимого Хлеба, Который нисходит с небес; Который для того сделался человеком, чтобы “хлеб ангельский ел человек” ( Пс.77:25 ); прообразом Которого послужила манна в пустыне. Вкусившие той манны умирали, поскольку, по слову Господа, оставаясь неверующими, они не вкушали этой сокровенной и единственно духовной манны, через которую верующим обещано бессмертие. Ибо Он сказал: “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни вечной” ( Ин.6:53 )» («Тиконий», VII век). Первый Рим пал, второй Рим пал, Москва называется третьим Римом, и у нас тоже было падение – падение в безбожие. Когда были расстреляны почти все священники, когда были разрушены почти все храмы, когда эти бесовские красные звезды были везде. Детям надевали на шею красные ошейнички и проводили рядом с вечным огнем. Когда устраивали ДЕМОНстрации – демонические шествия… Итак, мы запятнаны красным язычеством. Поэтому на исповеди надо вспомнить все моменты вашего личного участия в детстве, в юности, в молодости в обрядах красного язычества и покаяться. Потому что если мы не покаемся во всем этом, эта нечистота может вызвать гнев Божий против нас. Тем из нас, которые состояли в разных организациях: в пионерской организации, в комсомольской организации, в коммунистической организации, – нам недостаточно просто бросить партбилет, надо принести покаяние. Потому что эти богоборческие идеологии – они сатанинской направленности, они даже хуже сатанизма. Сатанисты знают, что есть Бог, и боятся Его. Сказано: «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ). А коммунисты хуже сатанистов, потому что они говорят:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, «отверстое небо» – это Небеса, которые раскрываются, и Сын Божий входит в реальность нашего мира. Сейчас мы видим реальность духовного мира, как апостол Павел пишет, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» ( 1Кор.13:12 ), то есть многое, что мы думаем о нем, будет совсем иначе. Когда мы умрем, мы познаем тот мир, так как и мы познаны. А для Бога мы абсолютно прозрачны, Он нас видит, какие мы есть. И вот когда мы умрем, мы будем видеть другой мир реально, более реально, чем сейчас видим наш. Пришествие же Христа – это соединение мира духовного с миром материальным, неслиянное соединение. Тогда всем будет очевидна власть Христа, Его Ангелов, Его святых. Апостолы даже будут судить ангелов, которые не сохранили своего достоинства. Сказано: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» ( 1Кор.6:3 ). «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» . Андрей Кесарийский поясняет: «Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы». То есть, Господь входит в этот мир, как бы восседая на белом коне. Он в окружении святых, как в рое пчел, – так в видении Серафиму Саровскому Он явится в этот мир. Так много будет святых, что они будут казаться пчелиным ульем, роем пчел: такие золотистые пчелы, у них брюшки золотистые… И вот святые с Сыном Божиим будут входить в реальность нашего мира, и их будет так много, что будет казаться: Господа мы видим посередине, а там – ой-ой-ой, сколько много-то!.. Это будет так удивительно! И вот давайте еще прочитаем это истолкование. «Белый конь указывает на светлость святых, восседая на которых, Он будет судить народы, испуская огненный пламень из Своих огненно-пламенных очей, то есть всевидящею силою Своею просвещающий, а не опаляющий праведников и пожирающий грешников». Итак, взор очей Сына Божия будет как пламень, но вы видите, как один и тот же пламень будет для одних просвещающий, радующий их светом Евангельской любви, а для других – опаляющий. Для других этот пламень не будет даже источником света, он будет как адский пламень. То есть, огонь-то один и тот же будет, – это истолкование мы уже второй раз встречаем у Андрея Кесарийского , – а восприятие людей будет разное. Для одних это пламя будет как адское, а для других – радостное, как огненные языки в день Пятидесятницы над святыми апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но какую печальную картину видим часто сегодня: не победившие, нет – полностью потерпевшие поражение, не раскаивающиеся, далекие от верности Христу, приступают к этому сокровенному таинству. Небесная манна обращается в испепеляющий огонь. Господи Боже наш, как взираешь на сие?! Но будет и Небесная вечеря Агнца. Сам Господь преподаст тогда победившим лукавого сокровенную пищу, небесные блага, к тому столу уже не приступит ни один в небрачной одежде. Блаженны имеющие вкусить сокровенную манну с того «стола»! Не вкусившие идоложертвенного вкусят манну сокровенную, не запятнавшемуся любодеянием дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает . В крещении, в слезах покаяния убеляется человек, ему дается как бы белый камень и на нем начертано его новое имя. В крещении человек получает новое имя, которое записывается в Книгу Жизни на небесах. Некогда был древний обычай. При состязаниях царь брал белую плиточку, писал на ней имя победителя, разламывал ее, так что одна часть была у него, а другая – у победителя. И когда потом многие претенденты приходили к царю, то их плиточки не подходили к царской – излом был не такой и никакого имени не получалось. Но один был, чья половинка плиточки точно подходила к царевой, это и был победитель. Так и в христианстве. Многие поищут, как войти, но не войдут ( Лк. 13:24 ). Не подойдет их плиточка к царской, не подходит их земная жизнь к небесной, не получается нового имени. Сей камень белый и имя новое получает только победивший, облекшийся в белую ризу праведности, носящий имя Христа, не отрекающийся от Него и не порочащий Его. Четвёртое послание Откр.2:18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. И в Фиатирах при апостолах была основана Церковь . Господь представляет Себя им как Сын Божий, ибо знает, что у них есть лжепророчица, и многие последовали ее учению. Ей, лжепророчице, Он противопоставляет Себя, Сына Божия, Истинного Бога, второе Лицо Пресвятой Троицы. У Которого очи, как пламень огненный , видящие и готовые испепелить всякое беззаконие в этой Церкви. Ноги подобны халколивану , чтобы судить нераскаянных. Ибо, как у медного жертвенника во дворе скинии древние иудеи своими жертвами удовлетворяли правде и суду Божию, сами же раскаивались, так в суде над нераскаянными удовлетворится правда Божия, о чем говорят ноги Судии, подобные меди.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Откровение Иоанна Богослова 2. Господь Бог обращается к каждому человеку, и каждый верующий ответит на суде примет он это Слово, или нет. Ибо суд Божий потому нелицеприятен и праведен, потому что он личностный. Называющие себя апостолами, но не таковые, есть все деятели ВСЦ, и они лжецы, а это значит говорят слово из подземелья. Потому Господь и сказал: 20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня. МФ 10, 40; Лк 10, 16.(Ин 13) К тому же в Откровении сказано: 17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает. Ис 65, 15; Ин 6, 33. [Откровение Иоанна Богослова (Откр 2: 17)] Если никто не знает, то и никто более, кроме получившего Белый Камень, и не может свидетельствовать о новом имени Бога. Ваш раб, следовательно, обязан об этом свидетельствовать, а, слушающие Слово, обязаны принять его и исполнить во спасение душ и телесной жизни на земле. Потому все, что новые фарисеи говорят против данного слова, - есть ложь, ибо служит сатане и гибели, не утвержденных в Слове Божием. Приходилось читать толкования, что младенец, восхищенный престолу Бога Вседержителя, это Господь Иисус Христос. Это не так, ибо Господь Иисус Христос и есть Господь Вседержитель. Он Недро Отчее, рожден от Отца прежде всех век, и сойдя на землю не отошел от Отца, но всегда в Отце пребывает, как и Отец в Нем. То есть рождаться Ему в Церкви не надо. Ибо Он сотворил все, и земле повелел держаться на небе и Церковь основал неколебимо. И потому является посреди рая Божия, посреди семи светильников и держа в руке семь звезд, ангелов семи церквей. Не может церковь, родить Бога, основавшего церковь и держащего семь ангелов церквей в деснице. Это утверждение явное недомыслие! И именно Господь говорит, что даст побеждающему Белый камень и напишет на нем имя Свое Новое, и даст ему манну небесную. И дает эту манну младенцу, которого и восхищает Своему престолу. И, открывает Свое новое имя. А это Слово Божие дает Господь Иисус Христос, ибо был мертв и се, жив. Разве Господь Сам Себе дает Слово, или манну небесную, уже после того, как воскрес и подал в Евангелии всю полноту Божьего Слова? А иначе, для чего восхищать только что рожденного младенца престолу? И, если церковь не родит младенца и Господь не восхитит его престолу, то, как же исполнятся писания?

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=13

Покайся… Покаяние – это суд над собственной душой прежде Страшного суда. Оно отводит кару Божию и превращает проклятие в благословение. Слезы – это крылья покаяния. …а если не так, то скоро приду к тебе… Приду в скорбях, приду в гонениях; сами гонители станут Моими рабами, исполняющими Мою волю; приду в буре, ломающей гнилые ветви деревьев, приду внезапно, когда ты не ждал Меня. …сражусь с ними мечом уст Моих. Этот меч – слово Божие: для праведных – слово любви и утешения, для грешных – кары и отвержения. Словом Божиим сотворен мир; словом Божиим будет судим мир еще до Страшного суда, и города грешников, как преступное Пятиградие 101 , превратятся в пепелище. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Откр. 2, 17 ). Сокровенная манна – Причастие Тела и Крови Христа на земле и причастие Божественного света в вечности. Сокровенная манна – это благодать Божия, ниспосланная, как награда за победу. Сама вечная жизнь для спасенных – это обОжение через благодать. …и дам ему белый камень… Белый – символ чистоты; камень – сердце, непоколебимое в любви к Богу, ставшее таинственной скрижалью, подобной скрижали во Святом святых. На этой нерукотворной скрижали написано новое имя. Оно дано Сыну Божию в Превечном Совете Святой Троицы; оно предвозвещено пророками, оно принесено во все концы земли апостолами, оно прославлено мучениками, оно воспето преподобными, оно древнее и новое, так как в Иисусовой молитве, будто в неумолкаемом гимне, оно раскрывается в своих неисчерпаемых глубинах. Вечная жизнь – это вечное приближение ко Христу, вечное озарение Божественным светом, вечное восхождение на духовный Фавор, где всегда все ново. …которого никто не знает, кроме того, кто получает. Это состояние можно пережить, но нельзя передать и описать; его знают только двое – душа и Бог. Часть 5 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану ( Откр. 2, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010