Египет простился с любимым Папой Шенудой III Каир, 21 марта 2012 г. Собравшиеся у собора святого Марка смотрят на большие экраны, на которые трансируются траурная служба. Сотни тысяч христиан и мусульман собрались во вторник утром в соборе Святого Марка, Аббасия, Каир, чтобы оплакать потерююю столь любимого всеми главы Коптской православной церкви, папы Шенуды III, скончавшегося в субботу. Тысячи политиков, международных и национальных религиозных лидеров и общественных деятелей были среди собравшихся, и в их числе премьер-министр Египта и все члены Высшего совета вооруженных сил (SCAF), главы африканских христианских конфессий, а также самого авторитетного в исламском мире теологического университета «Аль-Азхар». Для простых людей, которые не смогли попасть внутрь собора, во дворе были установлены большие экраны, на которые транслировалось служба. Многие из тех, кто приехали сюда, не спали сутками – например, один священник из южного города Сохаг рассказал Ahram Online , что он приехал еще в понедельник и спал не больше часа. Другой человек, прибывший из Асьюта, пытался два дня войти в собор, чтобы проститься с Папой. Между тем это удалось даже не всем обладателям приглашений – из-за огромного скопления людей собор закрыли для доступа на час раньше объявленного времени. Для коптов Папа Шенуда III был настоящим защитником в эти непростые времена. «Мы не знаем, что ждет завтра нас, коптов. Это зависит от того, кто станет новым президентом, и что будет написано в новой Конституции. Если президентом станет представитель «Братьев-мусульман» или салафит, это может быть бедственно для нас – ведь они будут управлять страной, основываясь на принципах ислама, и могут игнорировать нас и наши потребности», – сказал Ашраф Шукралла, 38-летний инженер из Каира. «Мы осиротели. На протяжении сорока лет Папа трудился дял коптской общины. В таких ситуациях, как Масперо, он знал, как поступить взвешенно и правильно – он умел быть посредником между мусульманами и христианами», – добавляет Самра, 65-летняя жительница Шубры. Пока она говорит, начинают звучать псалмы и молитвы. Под усиленной охраной из собора выносят белый гроб с телом Папы Шенуды, чтобы доставить его на вертолете в монастырь преподобного Бишоя в районе Вади Натруни и похоронить его там согласно завещанию.  Скорбящие пытаются пробиться через силы безопасности, плача и крича «Мы любим тебя, отец!» По прибытию расположенный в пустыне монастырь толпы окружили кортеж, и полиции потребовалось полчаса, чтобы автомобиль с гробом мог въехать в ворота монастыря, где и был похоронен глава Коптской Церкви, сообщает Ahram Online . 21 марта 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/52350.html

В рукоделии выполнялось общее и строго определенное задание, которое нельзя было самовольно менять и даже увеличивать. Это была подлинная жизнь и подвиг сообща, в строгой общности, во взаимном внимании и заботах, где ничто не должно было оставаться утаенным... По преданию, Ангел Божий дал устав преподобному Пахомию и пояснил: " устав я дал для тех, у кого ум еще не зрел, чтобы они выполняя общее правило жизни по страху перед Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа " ... Идеал остается тот же, что и у отшельников. Свобода духа... Но изменяется путь. А с течением времени на опыте открывается и познается положительная и высшая ценность общей жизни, общения в жизни и подвиге... Сам Пахомий основал всего девять отдельных киновий, и все они подчинялись единому настоятелю, жившему сперва в Тавенниси, потом в Певоу. Уже при жизни Пахомия общежития возникают по всему Египту. Сестра Пахомия организует женские киновии... Особо нужно отметить " Белый монастырь " около Атрипы, основанный отшельником Бгулем, где настоятельствовал много лет грозный и суровый авва Шенуди. Порядок был здесь особенно строг, применялись даже телесные наказания. Характерно, что испытанным инокам предоставлялось уходить в уединение, - они должны были только четыре раза в год собираться все вместе в своей обители... К концу века весь Египет как бы застроен монастырями. Монашеское население исчисляется уже в тысячах. И сюда собираются паломники и ревнители из разных стран, из Азии и с Запада... Уже в начале IV-ro века монашеское движение перекидывается в Палестину. Первый монастырь отшельнического типа образуется в двадцатых годах вокруг келлии преподобного Илариона, из учеников преподобного Антония, около Газы. Невдалеке был монастырь известного Епифания, впоследствии епископа Кипрского. Позже возникают " лавры " (λαρα οервоначально означает, по-видимому, " узкий проход " или улица). Прежде всего, лавра Фаран, устроенная преподобным Харитоном, вблизи Иерусалима. Затем целый ряд других лавр на пути из Иерусалима в Иерихон и в окрестностях Вифлеема.

http://sedmitza.ru/lib/text/538190/

– Господа! – примиряю я их, – этот эпизод необходим в нашей поездке на Иордан Без него мы не испытали бы всей полноты впечатлений древних паломников в эту местность, подверженную разбойничеству и насилию со стороны бедуинов. Впрочем, взаимное незнание языков скоро нас смирило, и мы, проворно осмотрев монастырь, покорно отправились на Иордан. Можно подъехать совсем близко к реке и не видеть священных вод ее, потому что оба берега густо заросли деревьями и кустами. Было еще рано. Чувствовалась свежесть и в воздухе, и в воде. Солнце хотя освещало землю, но не грело еще тенистых берегов Иордана. Мутная, светло-серая река бежала очень быстро. От каждой свесившейся в воду ветки расходились две сильных струи. Для купанья мы разделились попарно. У паломников составилось понятие, что окунаться голому в водах Иордана, освященных крещением Господа Иисуса, не только неприлично, но и грешно. Непременно надо прикрыть свою греховную плоть новою рубашкою. В Иерусалиме можно купить у некоторых русских паломниц специально для этой цели сшитое белье из коленкора за весьма ничтожную цену. Таким я и запасся накануне отъезда на Иордан. Мой же спутник, почтенный семьянин, разоделся, как на праздник: все нижнее белье от рубашки до носков было сделано заранее в России по особому заказу из хорошего материала. Не забыт был и белый галстук. Все было вперед строго обдумано, потому что это белье будет тщательно сберегаться до гроба, чтобы в нем представиться и пред судилищем Христовым. Мы выбрали место для купанья у более глубокого берега, среди нависших над водою ветвей. Товарищ опустился в воду первым и, держась за ветви дерева, окунулся три раза, а я в это время пел крещенский тропарь. Затем настала моя очередь. С большим трудом натянув на себя сшитое на живую нитку узкое белье, я спрыгнул в воду и хотел выйти на более глубокое место, но с первым же шагом почувствовал, что мои ноги теряют почву: мягкий грунт на дне расступался под ними, а сильное течение влекло меня в сторону. – С большой опаской, – предупреждал нас о. Дионисий, – купайтесь в Иордане. Не один раз тонули и хорошие пловцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь - единственное уцелевшее здание Б. м.- в плане представляет собой прямоугольное укрепленное сооружение (37 ´ 75 м), окруженное по периметру толстыми и высокими (12 м) стенами, сложенными из тщательно притесанных друг к другу квадров белого известняка (отсюда совр. название места). Кое-где в стены вложены куски розового гранита, взятые, вероятно, из развалин соседнего г. Атрибиса. Стены имеют значительный наклон назад - архитектурная особенность, свойственная древнеегип. постройкам. По всем сторонам стен расположены 2 ряда четырехугольных окон. Первоначально, по предположению Бока, здание имело четверо ворот. Угол, соединяющий зап. и юж. стены, был впосл. переложен. Тогда же, возможно, стены в нек-рых местах с внешней стороны были укреплены контрофорсами. Большую часть внутреннего пространства, по предположению Бока, занимала большая трехнефная базилика с апсидой в форме трилистника (апсида могла быть воздвигнута позднее). Затем, возможно, в XI в. церковь подверглась значительной перестройке: ее внутреннее пространство было сильно сокращено кирпичной перегородкой, построенной на месте арок, над апсидой сооружен купол. Освободившееся пространство между стенами и колоннами нефов впосл. использовалось под жилые помещения. Вдоль юж. стены к базилике непосредственно примыкает длинное помещение, назначение к-рого неясно. По предположению Бока, там изначально располагались кельи монахов, а также хозяйственные и служебные помещения (трапезная, кухня и т. д.). Здесь же находится колодец. Вдоль большей части зап. стены тянется узкий зал, возможно, служивший притвором базилики, позднее здесь были построены апсиды в юж. и сев. концах зала. В конхах апсид сохранились фрески с изображениями Христа во славе, 4 евангелистов, Креста, к-рый несут ангелы, с перекинутым через него платом и др., а также надписи на копт. и арм. языках. Согласно арм. надписи «владыка Григорий построил» (по чтению Н. Я. Марра), можно предположить, что в перестройке церкви участвовал арм. еп. Григорий, посланный в Египет в кон. XI в. своим родственником, католикосом Григором II, чтобы окормлять здесь арм. общину. Абу-ль-Макарим сообщает, что в нач. XII в. в мон-рь удалился везир халифа аль-Хафиза армянин Бахрам. Помимо этого на стене часовни, построенной во дворе базилики, есть эфиоп. надпись (1563 по датировке К. Конти Россини), оставленная здесь паломниками.

http://pravenc.ru/text/77970.html

С XVII в. на мон-ри Сохага начали обращать внимание европ. путешественники. Основным объектом изучения был Белый мон-рь, сохранивший б-ку и сокровищницу. В 1845 г. обители посетил архим. Порфирий (Успенский) . Первым рус. исследователем этих мон-рей стал В. Г. Бок , к-рый во время 2 командировок в Египет (1888-1889 и 1897-1898) собрал коллекцию копт. тканей и др. произведений искусства (ГЭ), провел археологические исследования Файюма , Накады, Самайны, Ахмима , сделал множество фотоснимков ( Бок. 1901). В ходе исследований Бок видел в К. м. 2 надписи IX-X вв. (Там же. С. 66. Рис. 78-79; утрачены после 1973), в к-рых, согласно переводу А. Маллона, упоминались ктиторы К. м.- Коллуф и его сын диак. Павел ( Mallon A. Copte (épigraphie)//DACL. 1914. Vol. 3. Col. 2870), а также надпись 1301 г., оставленную художником мон. Меркурием из Белого мон-ря (Ibid.; Бок. 1901. Рис. 76; Monneret de Villard. 1925-1926. Vol. 2. Fig. 221). Архитектура В научной лит-ре Красный и Белый мон-ри сравнивают между собой. Оба монастыря были построены практически одновременно. Их общие планы идентичны; К. м. представляет собой упрощенную архитектурную копию Белого и уступает ему по площади (23×43,5 м, что соответствует ок. 2/3 размера Белого мон-ря). Также в храме К. м. редуцированы многие из архитектурных элементов, в нем больше симметрии, отсутствуют второстепенные детали (нартекс, развитая и многочастная форма пастофориев). Однако, по замечанию Э. Болман, храм К. м. благодаря своей сохранности в наст. время стал более важным для истории искусства памятником, чем храм Белого мон-ря, т. к. сохранившиеся в нем росписи занимают более 80% поверхности стен триконха. Уникальной считается и сохранность скульптурного декора, в особенности триконха, отчасти дверных и оконных проемов основного наоса. Красный мон-рь. Общий вид Красный мон-рь. Общий вид Внешние стены храма толще у основания, чем наверху, украшены профилем в виде каветто («каблучок»), который напоминает об архитектурном облике стен древнеегип. храмов, выстроенных с похожими конструктивными и декоративными особенностями.

http://pravenc.ru/text/2458977.html

В 1673 году французский исследователь христианских памятников Египта о. Ванслеб посетил Белый монастырь и оставил тщательное его описание. Впоследствии описание этой обители было составлено о. Сикаром, а в 1737 году монастырь был описан английским исследователем Пококом. В 1759 г. о. Виталиан Донати сообщал, что в монастыре находилось много рукописей. Однако эта богатая библиотека постепенно разошлась отдельными листами по различным европейским собраниям; ее остатки были найдены в монастыре в 1883 году 735 . Со времени французского похода в Египет Белый монастырь посещали многие западные исследователи. Однако в эти годы он претерпел беды. Белый монастырь разрушался мамлюками и в 1798 г., и около 1812 г. А. С. Норов , путешествуя в 1834–1835 гг. по Нилу, был вблизи обоих монастырей, но, к сожалению, не смог их посетить. В своих записках он ограничивается лишь кратким упоминанием об их местоположении. «Возле Саувача, на западном берегу, пролегает дорога вдоль нового канала к двум монастырям, из которых первый называется Красным, а второй Белым, – пишет русский автор. – Они находятся недалеко один от другого и построены, по свидетельству коптов, во времена святой Елены; эти монастыри, в своем разрушении, замечательны строгим зодчеством, напоминающим египетские построения, что самое уже показывает их древность» 736 . В 1845 году Белый и Красный монастыри посетил архимандрит Порфирий (Успенский) . В его записках об этих обителях упоминается предельно кратко. Белый монастырь он называет «Амба-Шнуда» – по имени основателя этой обители. «Белый монастырь на запад от Сугача (Сохага – а. А.) с малою выступкою на север, в расстоянии 1У 4 часа. Красный монастырь 1 ч. 35 мин. от Сугача на северо-запад» 737 . Вот и всё, что можно прочесть у о. Порфирия о Белом монастыре. В его книге помещен план обеих обителей, либо составленный его помощником, либо заимствованный из какого-либо западного сочинения. Так что вновь обратимся к запискам А. С. Норова , который кратко упоминает про архитектурное устройство этих монастырей: «Они представляют вид четырех египетских пилонов, соединенных в параллелограмм, который, на половине своей высоты, опоясан двумя рядами окон. Первый монастырь построен из кирпичей, а второй из тесаного камня. Оба эти монастыря были сожжены во время французской экспедиции» 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Во время набегов нубийцев заставляли их охранять имение, подвергая явной опасности, дорого брали за бани, не платили поденной платы и т. п. И всё это происходило в эпоху всеобщего экономического и социального упадка в III и IV столетиях, причём в Египте ещё присоединилось и недостаточное разлитие Нила. Правительство было бессильно даже против яростных набегов нубийцев; с помещиками оно не могло ничего сделать, чиновники-язычники не обращали внимания на вопли бедных, и только те из них, которые сделались христианами, считали своим долгом облегчать, насколько возможно, их положение. Но особенно видная роль в этом отношении принадлежит церкви. Когда не действовали увещания и угрозы, представители церкви прибегали к решительным мерам, и в этом отношении особенную деятельность обнаружили монастыри и их наиболее яркий представитель, создатель всего того, что является характерным для копта – знаменитый архимандрит Шенути. Это была исключительная натура – египтянин с сильным характером и твёрдой волей. Он родился ок. 333 г. и умер в год 4-го Вселенского собора – 451 г., таким образом, жил 118 лет. Это было время, когда массовые переходы в христианство стали понижать уровень верующих, переносивших с собой в церковь свои языческие привычки и нравы. Праздники в честь мучеников стали напоминать древнеегипетские паломничества с их оргиями и разгулом; древние суеверия стали возрождаться в новом облике, благочестие и нравственность падали. И вот люди, воодушевлённые ревностью, уходили в пустыни, собирались в обителях, монашество росло и развивалось. Но после кончины Пахомия В., его монастырь стал склоняться к упадку и терять притягательную силу для коптов также благодаря засилию братии из греков. И вот, в том же номе Шмина, в половине IV столетия, возникают две новые кеновии – аввы Пшаи и аввы Пжоля у Сохага и Атриба, монастыри, так наз. Красный и Белый. Уставы их в смысле строгости шли дальше Пахомиевых, – этого требовало время. Пжоль был дядей по матери Шенути, который поступил в его монастырь и после его кончины сделался его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Иначе сказать, — полное отсечение воли или самоволия. Вместо творческой импровизации отшельничества здесь осуществляется идеал мерной жизни, и ограждается суровой дисциплиной надзора и взысканий. Отшельники были мягче и снисходительнее к слабым и согрешающим. Монастырь преподобного Пахомия был своего рода воспитательным домом. Здесь принимали даже оглашенных. Принимали совсем несведущих и нетвердых в вере, не знавших даже молитвы Господней. Принимали после строгого искуса, проверяя чистоту и твердость намерения. И каждый вновь пришедший поступал под особое руководство кого-либо из старших братьев. Иноки жили в отдельных домах. человек по 40 в каждом, под управлением особого начальника. Для молитвы вся братия собиралась вместе. В рукоделии выполнялось общее и строго определенное задание, которое нельзя было самовольно менять и даже увеличивать. Это была подлинная жизнь и подвиг сообща, в строгой общности, во взаимном внимании и заботах, где ничто не должно было оставаться утаенным… По преданию, Ангел Божий дал устав преподобному Пахомию и пояснил: «устав я дал для тех, у кого ум еще не зрел, чтобы они выполняя общее правило жизни по страху перед Владыкой, хотя бы как непокорные рабы, достигали свободы духа…» Идеал остается тот же, что и у отшельников. Свобода духа… Но изменяется путь. А с течением времени на опыте открывается и познается положительная и высшая ценность общей жизни, общения в жизни и подвиге… Сам Пахомий основал всего девять отдельных киновий, и все они подчинялись единому настоятелю, жившему сперва в Тавенниси, потом в Певоу. Уже при жизни Пахомия общежития возникают по всему Египту. Сестра Пахомия организует женские киновии… Особо нужно отметить «Белый монастырь» около Атрипы, основанный отшельником Бгулем, где настоятельствовал много лет грозный и суровый авва Шенуди. Порядок был здесь особенно строг, применялись даже телесные наказания. Характерно, что испытанным инокам предоставлялось уходить в уединение, — они должны были только четыре раза в год собираться все вместе в своей обители… К концу века весь Египет как бы застроен монастырями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Апсида ц. св. Афанасия в Дейр-эз-Завья (мухафаза Асьют), позднее полностью перестроенной, декорирована великолепной 2-ярусной колоннадой с нишами (кон. V - нач. VI в.), близкой по оформлению к экседрам монастыря св. Шенуды. Встроенная в комплекс древнеегип. храма Хатхор в Тентире (ныне Дандара, мухафаза Кена) базилика нач. VI в., сложенная из тщательно отесанных каменных блоков вторичного использования и декорированная профилировкой и рельефами, отличается большим количеством ниш-экседр, размещенных в главной апсиде (5), в торцах нартекса (по 1), в боковых стенах храма (по 3), наличием 5 квадратных в плане помещений (крайние служили для входа в храм), расположенных перед нартексом, и двойной триумфальной арки перед входом в триконх. Такая арка использована в храме кон. VI в. (?), раскрытом в результате раскопок слева от главного пилона древнеегип. храма в Луксоре. Упрощенным повторением собора мон-ря св. Шенуды является церковь из кирпича-сырца в Дейр-Абу-Матта (оазис Дахла, мухафаза Нов. Долина, кон. VI в.?). Триконховые алтари были также в церквах мон-рей Дейр-эль-Матмар (также известен как Белый монастырь, в руинах) близ Арманта (VI в.?) и Дейр-Анба-Бахум (св. Пахомия) близ Ахмима (мухафаза Сохаг, VII - нач. VIII в., после перестройки уцелела юго-вост. часть). Среди сооружений Е. этого времени выделяются постройки в окрестностях Александрии, отмеченные влиянием средиземноморской архитектуры. Трехнефные базилики не имели зап. обхода в наосе, их полуциркульная апсида была выявлена вовне. Наиболее крупный храм подобного рода - 5-нефная базилика с однонефным трансептом и нартексом, соединявшим ее с баптистерием нач. VI в. (см. выше),- был возведен при копт. патриархе Михаиле (744-768) в Абу-Мине, на месте пришедшего в запустение мартирия-тетраконха. В результате завоевания Е. арабами в сер. VII в. христиане не только лишились возможности регулярно сооружать монументальные храмы, но и потеряли «последние контакты с Византией и эгейским миром и их архитектурой» ( Krautheimer.

http://pravenc.ru/text/187963.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010