Источники содержат примеры затворничества (как отдельно, так и в составе мон-ря) и странничества. Есть указания на то, что нек-рые отшельники подвизались в пустыне, мигрируя вместе со стадом животных (см. ст. Афу ). Отдельно следует выделить организацию монахов на Нитрийской горе ( Palladius. Hist. Laus. Cap. VII; Rufinus. Hist. mon. Cap. XX (lat. XXI)): там находились как минимум 3 типа поселений: «по одному, по двое и многие вместе». Наряду с этим существовали общие для всего комплекса институты: коллегия из 8 пресвитеров, общая система наказаний, общие пекарни, странноприимный дом и проч. По субботам и воскресеньям все монахи собирались в церкви для богослужения. Еп. Палладий пишет, что число иноков Нитрии составляло до 5 тыс. чел., однако эти цифры, возможно, преувеличены. Нек-рые элементы такой же организации можно усмотреть в Келлиях и в Скиту, поддерживавших с Нитрией тесные связи. Белый мон-рь (В. Египет) Белый мон-рь (В. Египет) Мон-ри зачастую вырастали постепенно из небольших общин, возглавляемых старцами. Однако отдельные обители возникали на местах языческих храмов, поблизости от церквей или мест, где подвизался известный подвижник, к тому времени уже почивший. Возможно, нек-рые мон-ри возникали на средства их основателей, к-рые становились настоятелями (см.: Palladius. Hist. Laus. Cap. XIV). Монашеское поселение могло образовываться за счет постепенного слияния неск. близлежащих общин в один комплекс - т. о., скорее всего происходило возникновение комплекса на Нитрийской горе, чем можно объяснить особенности его организации. Широко распространено мнение, что егип. монахи по большей части были необразованными копт. крестьянами. Точных данных о соотношении греков и коптов в монашеской среде источники не содержат. Однако недавние исследования показали большую роль городских и окологородских мон-рей в возникновении и развитии монашеского движения, а также то, что грамотность в монашеской среде была распространена в большей степени, нежели это ранее предполагалось (Э.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Так он говорил на поминках по Л.Н. Толстом. Но в этой муке, мы должны сознаться, мы все пребываем. Такого союза, очага мы ему предложить не могли. И он нашел это помещение в существующем вероисповедании, в Церкви старого обряда. И в том, что мы его не согрели, хотя любили слабой, бездейственной любовью, есть наш грех и слабость. Может быть, этот грех послужит нам к тому, чтобы впредь не только эта идея Голгофы, но и такие голгофские странники и мученики, собравшись воедино, принесли плод сторицею. Заседание 12 февраля 1917 г. Андрей Белый. Александрийский период и мы в освещении проблемы «Восток и Запад» (Чем был «Запад собственно») 1 329 Чем был «Запад собственно». Возникает он медленно от 10 века до нашей эры и возникает особенно: от 7-го до 5-го. Его родина – Греция. В двадцати пяти столетиях оплотневает он архипелагами отчетливых островков в многовидной зыби влияний, привычек, культур, стилей, мыслей; оплотневает в индивидуальных сознаниях; он – в синтезе, в переработке всего материала истории; в определенной местности, в культуре, в науке нет «Запада собственно»; науки, искусства, культуры – его материалы. Финикийская кровь переливается свободно в субстанцию греческих мифов и свободно входит Египет, растворяясь в греческом пульсе, перерабатываясь и из него расцветая всеми видами метаморфозы богов. 2 Мысль грека странная; у нее вместо ног – хвост змеи, тянущейся за ней в миф мистерии и соединяющий ее, как пуповина младенца, с темным матерним чревом протагоновой, орфической ночи мистерии и ужасов; ужасает она темнотою своею; таковая, хвостатая, мысль еще даже у греческих физиков (Анаксимандра, Фалеса); при медленном погружении в мысли ранних философов чувствуешь, как волосы встают дыбом и тело пульсирует; от панических ужасов: это есть ползающая змея, а не мысль в нашем смысле, которою мы владеем и которую изживаем; змеевидные мысли греков, обвиваясь вокруг нас, как вкруг древа, сами мыслят себя, изживая нас. Смысл принято нами связывать с определенною, покорною, нами созданной и нам послушною мыслью; и потому-то нам в архаической мысли греков нет внятного смысла; есть иллюзия смысла мысли; в нем сознание наше головокружительно расширяется в образы давних былей, – о первозданных громадах: о рухнувших космосах; все в ней – прошлое; напоминает, а не внятно учит она; взятая нашей мыслью, она – существует, как отзвук чего-то, как...

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Под звуки утренних молитв и припевов к акафисту, которые неслись из трюма, я переходил от одной группы паломников к другой и всем старался сообщить что-нибудь о Ливане. На корме парохода еврейский раввин только что окончил свои утренние молитвы и снимал с головы полосатый талес. – Вот видите, – говорю ему, – белый Ливан! Моисей подошел к обетованной земле с юго-востока и молил Господа, чтобы он «показал ему добрую землю за Иорданом и Ливаном», а мы теперь подходим к ней с противоположной стороны, то есть с северо-запада, и прежде всего видим цветущий Ливан. – А, так это Ливан! – оживился раввин и произнес несколько фраз по-еврейски. Я напомнил ему, как пророк Иеремия, указывая на постоянное пребывание снега на Ливанских горах, противоставлял ему непостоянство народа Израильского по отношению к Богу. Сразу раввин ничего не ответил и еще старательнее занялся укладкою в ящик книг и талеса, но потом, вдруг быстро поднялся и, указывая на Ливан, произнес вдохновенным голосом: – Как этот снег всегда на горах, так и Израиль никогда не оставит того Бога, с которым говорил Моисей. В семь часов мы подходили к Триполи. Солнце уже высоко стояло на небе и заливало город ослепительным светом. Еще пароход не стопорил машины и подвигался довольно быстро, а арабские лодки одна за другой приставали к борту, не взирая на крики команды и офицеров. Тут мы полюбовались поразительною ловкостью лодочников сирийцев. На волнении, на быстром ходу фелюк, они смело перепрыгивали с одной на другую, легко сохраняя равновесие, и в то же время сильно работали руками и ногами. Крику и гаму было довольно. Иные вскарабкались по борту парохода на палубу и стали предлагать паломникам свои услуги перевести их в Ель-Мину, в порт Триполи. Читать далее Источник: Паломничество в Палестину к гробу господню : Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию/И.П. Ювачев. - Изд. Александро-Невск. о-во трезвости, что при Воскресен. церкви " О-ва распространения религиозно-нравств. просвещения в духе православной церкви " . - Санкт-Петербург : Тип. СПб. акц. общ. печ. " Слово " , 1904. - XVI, 365, с., 126 ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНСЛЕБ Вáнслеб [франц. Vansleb; нем. Wansleben] Иоганн Микаэль (1635- 1679), нем. ориенталист. После углубленного изучения эфиоп. и араб. языков в 1664-1665 гг. прибыл в Египет с намерением предпринять путешествие по Эфиопии, но копт. патриарх Матфей IV (102-й патриарх кафедры св. Марка (1648-1675)) отсоветовал ему делать это. Затем В. отправился в Рим, принял католичество и вступил в орден доминиканцев. Он получил заказ на приобретение вост. рукописей для Парижской королевской библиотеки. С этой целью прибыл в Египет, где оставался с июня 1672 по окт. 1673 г. Он посетил Белый мон-рь и мон-рь св. Антония . В., сопровождавшему епископа Асьюта в его пастырской поездке, первому из европейцев удалось побывать в самых юж. районах Египта и наблюдать там жизнь христиан-коптов - многое из того, что он увидел, В. описал в отчете, к-рый вышел в Париже в 1677 г. Затем В. посетил Стамбул, где написал «Историю Александрийской Церкви», содержащую краткий очерк иерархии Коптской Церкви, ее обычаев, богословия, литургики и канонического права, с приложением списков копт. патриархов и арабоязычных копт. авторов, с перечислением их сочинений. В 1676 г. он вернулся во Францию, где был обвинен заказчиком в том, что затянул свое пребывание в Турции и не пытался проникнуть в Эфиопию. Способности В. находить и приобретать рукописи, имеющие большую научную ценность, выдвинули его в первый ряд исследователей и путешественников, к-рые познакомили Зап. Европу с христ. Египтом. Среди 355 кодексов, приобретенных им в Египте, были трактаты Абу-ль-Бараката , «История патриархов египетской Церкви», «Церкви и монастыри Египта и соседних стран». Эти рукописи составили основу для сравнительных лексиконов копт. слов и их араб. эквивалентов, исследований по копт. каноническому праву и литургике. Соч.: Conspectus operum Aethiopicorum. P., 1671; Histoire de l " église d " Alexandrie. P., 1677; Nouvelle Relation en forme de journal d " un voyage fait en Égypte en 1672 et 1673. P., 1677. Лит.: Pougeois A. Vie et voyages de Vansleb, savant orientaliste et voyageur: sa vie, sa disgrâce, ses œuvres. P., 1869; Omont H. Missions archéologiques françaises en Orient aux XVIIe et XVIIIe siècles. P., 1902. P. 54-174, 883-951; Carre J. -M. Voyageurs et écrivains français en Égypte. Cairo, 1956. Vol. 1. P. 29-36; Martin M. Note sur la communauté copte entre 1650 et 1850//Annales islamologiques. 1982. Vol. 18. P. 193-215. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/154059.html

Восполнить пробелы в исследованиях своих предшественников довелось русскому востоковеду Владимиру Георгиевичу Боку. Выпускник С.-Петербургского университета, он в 1888–1889 гг. совершил свою первую поездку в Египет, откуда вывез коптские узорчатые ткани, пополнившие собрание Эрмитажа. В 1897– 1898 гг. В. Г. Бок предпринял вторую поездку в Египет. Там он занимался раскопками древних христианских монастырей, сделал множество снимков и обогатил Эрмитаж памятниками коптского искусства. Посетив Белый и Красный монастыри, В. Г. Бок составил описание этих обителей и привез в Россию множество фотоснимков. В его сочинении «Материалы по археологии христианского Египта» (Спб. 1901), изданном посмертно, опубликовано по пять фотоснимков Белого и Красного монастырей 739 . Но это лишь выборка из фотоархива русского исследователя. Описательный текст посмертного издания основан на кратких черновых заметках самого В. Г. Бока. (Владимир Георгиевич проводил раскопки в Ахмиме, Накаде, Самайне и Фаюме. Едва ли не единственный из русских ученых XIX в., он посетил Большой оазис в Ливийской (Западной) пустыне. Здесь, в пяти километрах к северу от городка Эль-Харга, находится Эль-Багауат – обширный коптский некрополь IV-VI веков. Описание и фотографии этого раннехристианского сооружения заняли достойное место в книге В. Г. Бока 740 .) В середине 1880-х гг. В. Г. Бок был назначен хранителем Отделения Средних веков и эпохи Возрождения императорского Эрмитажа, и в этой должности он состоял до конца жизни. Кроме того, с 1891 г. и до самой кончины В. Г. Бок исполнял обязанности хранителя музея Русского Археологического Общества. Владимир Георгиевич Бок скончался 4 мая 1899 г. в Берлине, на 49-м году жизни... 741 Недалеко от рыночной площади Сохага стоят микроавтобусы. Достаточно сказать: «Дейр-эль-Аби-ад», и тут же вам укажут пикап, идущий к Белому монастырю. У врат обители дежурит солдат, но не с автоматом, как в Сохаге, а с винтовкой. Здесь сельская местность, и всё по-простому, по-домашнему. Однако приходится охранять эту древнюю обитель от посягательства исламских фундаменталистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Матерь Божия! Спаси Израиль, потому что из его рода произошла Ты и Сын Твой, Господь наш Иисус Христос! Хотя и поныне Израиль гонит Тебя в Египет, Ты, Владычица, спаси и Египет, потому что он дал тебе приют от Иродова преследования. Спаси, Владычице, все народы, любящие Тебя и ненавидящие, призывающие Сына Твоего в молитвах своих и проклинающие Его святейшее имя. Спаси и нас, Царица Небесная, стремящихся прославить святое и благоухающее имя Твое. Кто бы мы ни были: русские, татары, греки, болгары, американцы, англичане, израильтяне или египтяне, немцы или итальянцы, французы или испанцы, белые или черные, красные или желтые, грешные или праведные, – все мы – Твои бедные дети, а Ты – наша Мать! Твое святое присутствие заставило некогда камень дикий улыбаться. Приди и к нам, Пречистейшая Дева Мария и умягчи наши каменные сердца... Не спасешь нас – мы погибнем, Не помилуешь – сгнием, А помилуешь – воздвигнем Тебе жертвенник с огнем... Тебе радуются камни, Гимн поет Тебе гранит. Славословить Тебя нам ли? – Херувимска песнь гремит! А моя душа рыдает, Славит, плачет и поет, Тебя Матерью считает, Сердце пламенное шлет!.. Опять кто-то стучит в окно. На этот раз тихо и спокойно. «Тук-тук-тук!»... Кто бы это мог быть? Да еще так рано. Алая заря чуть-чуть зарделась на востоке. «Тук-тук-тук!»... Быстро поднимаюсь с постели, накидываю одежду и... к окну. Никого. Смотрю через стекло на белый снег – следов никаких. Вот так дела!.. Что же это такое? Причудилось? Приснилось? Да что вы, давно ведь уж не сплю, а только лежу в постели и греюсь. Хорошо как под теплым одеялом, а в хате почти мороз, а за окном снег. Вот потревожили! Хр-хр, как холодно раздетому. Бух, опять под одеяло. И только улегся поудобнее, как в окно снова: «Тук- тук-тук!» Вот затея нелегкая! Что? Опять вставать? Нет, подожди, не удастся более так подшутить. Минутный перерыв, и снова: «Тук-тук, тук-тук, тук-тук!» Уже настойчивее, серьезнее, как будто даже повелительнее. Но все равно не выйдет дело. Вставать воздержимся. Довольно раз обмануть. Раз! И подушкой закрыл голову, уши. Вот теперь хоть стекла бей – все равно не услышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Доехавши до Дамасских ворот, мы свернули влево и поехали по Наблусской дороге мимо доминиканского монастыря, оставив вправо пещеру прор. Иеремии, находя- —681— шуюся на расстоянии трёхсот шагов от ворот. Скоро мы должны были остановиться для прощания с провожавшими нас. Прощание было весьма трогательное, особенно с Н. Г. Михайловым, так внимательно относившимся к нам во всё время пребывания нашего в Иерусалиме. В лице его Преосвященный поблагодарил Палестинское Общество за те удобства, которые оно доставило нам и облегчило нам наше путешествие. До скорого свидания простились мы с о. Начальником миссии, проф. Каптеревым, о. Анастасием и другими спутниками, которые завтра имели выехать иным путём в Назарет. До далёкого свидания, в Посаде, распростились мы и с остальными спутниками нашими – студентами, из которых одни на другой день имели отправиться в Египет, страну фараонов, а другие, по болезни или снедаемые „тоской по родине“, – в дорогую Россию. Получив архипастырское благословение Преосвященного, все провожавшие нас отправились обратно в Иерусалим, сиявший теперь во всём блеске от полуденного солнца. Невольно слёзы полились из глаз. Прощай Св. Град! Два часа дня. Жара во всём разгаре. Но надо спешить, чтобы до вечера достигнуть назначенного ночлега в Бетине. Поудобнее рассевшись на своих маленьких животных и, по возможности, освободив себя от лишней одежды, приготовились мы к трудному и, как нам говорили, едва выносимому, в такое жаркое время, путешествию. Преосвященный, надевший вместо рясы белый шерстяной плащ и сменив клобук на серую шляпу с широкими полями, пришпилив к краям их белый платок для защиты от солнца, быстро сел на осла, приказав немедленно двинуться в путь. Теперь вполне определившаяся наша кавалькада расположилась на пути таким образом. Впереди, в некотором отдалении от нас, ехал на прекрасной арабской лошади турецкий жандарм, с ружьём за плечами, готовый каждую минуту защищать нас от нападения кочующих бедуинов. За ним, также на лошади, чистой белой масти, ехал уже известный читателю черногорец Марко, красиво сидящий на своём арабском скакуне, гордо носящем на себе стройного всадника, издали казавшегося совершенно молодым, благодаря своему вы-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

P. 61–66; 80; 165. Эфиопида ...И после этого Фетида, похитив из костра труп сына, переносит его на Белый остров 16 . (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 1. С. 296) Алкей Один из значительнейших поэтов-лириков конца VII – начала VI в. до н. э. из Митилены (Лесбос). В античности был известен сборник его стихотворений из 10 книг различного содержания. До нас дошли некоторые стихотворения целиком и многие фрагменты, в одном из которых Ахилл назван владыкой Скифии. Издания: Poetarum Lesbiorum Fragmenta/D. L. Page. Oxford, 1955; Е. Lobel, D. L. Page. Oxford, 19632. P. 112–291; Sapho/Th. Reinach, A. Puech. Paris, 1989. P. 41–42. Переводы: Эллинские поэты VIII–III вв. до н. э. М., 1999. С. 341–356. Литература: Crusius in: RE I. Col. 1498–1505; Davies 1989. P. 53–73; Treu 1952; Voigt 1971. Отрывок из стихотворения Фр. 354 (Page). О Ахиллес, владыка земли скифской 17 . (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 1. С. 297) Гекатей Милетский Гекатей, живший в малоазийском городе Милете в VI – начале V в. до н. э., считается одним из родоначальников античной географии, учеником Анаксимандра и предшественником Геродота. Помимо «Землеописания», Гекатей написал также «Генеалогии» – исторический труд, основанный на мифологических преданиях. «Землеописание» было составлено в двух книгах, называвшихся по материкам: «Европа» и «Азия» (куда входили также Египет и Ливия). Гекатей уже проводит границу между Европой и Азией по Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу, как это будет принято в европейской и арабо-персидской географии вплоть до Нового времени. Возможно, его описание сопровождалось картой мира. Дошедшие во фрагментах некоторые географические и этнографические сведения о Северном Причерноморье имеют большое историко-географическое значение: это древнейшие свидетельства о Скифии и Кавказе; кроме того, иногда данные Гекатея обширнее и подробнее, чем данные полемизировавшего с ним Геродота. Издания: Fragmenta historicorum Graecorum/Ed. С. Mullerus. Parisiis, 1841. Vol. I. P. 1–31 (FHG); Fragmente der griechischen Historiker/Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Линия разделения конусов – сознание граней рассудка; в Александрии и Греции нет его; и оттого-то РАЗВИТИЕМ выглядят все попытки РАЗВИТИЯ Платоновой мысли; мысль, ударившись о рассудок, повергнута; в умении править страстью – преодоление граней и стоицизм перед нами; или: в чувственность упадает мысль, отрицая себя: скептицизм. 13 Скептицизм, стоицизм – обвал мысли Греции; мысль срывается с кряжей: Алекс период – огромнейший перепрыг души мысли в дух мысли; и поэтому – выпрыг он, нам являющий эпилептический припадок чувственно рожденных понятий; тело мысли здесь корчится: дух не сошел в него. 14 Мысли вылезли из утробы земной; земны мысли в еврействе; мысль в кипениях крови прорылась сквозь кровь; и кипение крови мыслью – пророчество; обратное – образование паров над кипением родовой, кровной жизни есть мысль древней Греции; в поздней Греции образование мыслей – осадки: облако струит дождь; атмосферична мысль Грека. Голубой покров атмосферы – она. В Александрийский период воздушная атмосфера разорвана; солнце грека из неба упало, как фаэтон; сорваны лазури вселенной; Небеса слились свитком; черна верхняя бездна: в нее – звезды нового Космоса смотрят; как в разбитое темя вселенной; в нее сыплятся метеориты из мыслей. Меж Александрией и Грецией нет еще буфера в виде линии мысли от блаженного Августина до наших дней; падение Александрии на Грецию здесь, поэтому выглядит разбитием черепного покрова: ударом болида о темя; так с безмерностью Космоса сопрягается сознанием человек; окрыленная человечья глава – это ангел. И ангелично – сознание. В безмерные, синие зыби Лети, литургия моя: В земле, упадающей глыбе, О Небо, провижу Тебя. Восторгом меня преисполни, Родной стариною дыша: Из светочей, блесков и молний Сотканная, плачет душа. Все вспомнилось: прежним приветом, Слетает в невольный мой стих Архангел, трепещущий светом На солнечных крыльях своих 336 . 15 Александриею прорастает Греция в Иудею: Египет бросается в Грецию. Соединяются: ЗАПАД с ВОСТОКОМ; и – вера со знанием.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   Подобное радостное ощущение присутствия Божия истинно верующие испытывают во время молитвы, во время чтения Слова Божия, также при размышлении о судьбах человечества и о явлениях видимой природы, свидетельствующих о присносущной силе Божией, в них открывающейся. Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.    Когда Господь из купины возвестил Моисею повеление идти в Египет и извести отсюда евреев в землю, кипящую медом и млеком, Моисей уклонялся от исполнения сего повеления, изъявляя, между прочим, опасение, что евреи не поверят его словам о явлении ему Бога.    Господь вооружил Моисея чудесами против этого неверия. Одно из них состояло в том, что рука Моисея покрылась проказой, как только он вложил ее в пазуху и потом вынул, и мгновенно очистилась от проказы, когда он снова вложил ее в пазуху и снова вынул. Совершив предварительно над Моисеем это чудо, Господь повелел Моисею повторить его перед старейшинами израильскими, что и сделал он, и через это и вместе другое чудо приобрел их доверие.    Проказа — это болезнь, похожая на злокачественный лишай, переходящий в гнойные язвы. Гной въедается в мускулы и уничтожает их, обнажая кости. Голос зараженного делается хриплым, нервы теряют чувствительность, глаза непрестанно слезятся. Мучительные сны, уныние, отчаяние — неразлучные спутники проказы. Прокаженный — это ходячий мертвец, заживо разлагающийся труп, распространяющий вокруг нестерпимое зловоние. Прокаженные удаляемы были от общежития из-за прилипчивости их болезни и отвращения, возбуждаемого зрелищем ее. Прикосновение к прокаженному делало нечистым прикоснувшегося и отнимало у него право на несколько дней иметь общение с людьми. Проказа поражала все тело, но иногда один какой-либо член, и давала ему белый, жемчужно-подобный вид. Подобной проказой поражена была и рука Моисея.    С проказой сходно греховное состояние. Грех расстраивает здравие души и повреждает все силы, все отправления ее, помрачает ум, расслабляет волю, притупляет в сердце чувствительность к добрым впечатлениям, заглушает голос совести до того, что грешник утрачивает понятие о различии добра и зла, и привычка к греху делается у него как бы второй природой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010