А тут вода течет от кладезя, а из того места вода идет в сад; тут же на восточной стране в стене в граде киотка сделана, а в ней камешек невелик, четвероуголен, пяди на две в ширину, а толстоты неведомо, понеже вделан меж кирпич, и тот камень мрамора белого, христиане приходя целуют 83 , а на стенах имя свое пишут, кто в коем году был. И тут пели параклит Богородице и две свечи возжгли у той киотки у камени, и кадили ладаном, и дали турчину почесть; а то место зовется Матария, а камень белый мрамор, сказывают, на нем Христос сидел, егда Богородица мыла пелены его. Того ж дни Патриарх Александрийский прислал корму: кувшинец горячего вина, икры и три рыбы соленых. Египет место велико и многолюдно, подобен Царьграду; немочно разуметь, кто из них больше: оба велики и многолюдны и богаты. В Египте здание каменное. Близко Нила реки стоит самый город от реки с версту, а слободы стоят на самом берегу Нила реки. А как полая вода и река потечет сквозь града, нарочно сделан ров великий, каменный выкладен, якобы река великая течет. И на той реке на берегу, на каменной стене сделаны у них места, и на них смотрят, сколько воды прибудет или сколько убудет, и потому уразумевают, хлеб того года дорог или дешев будет. Египет стоит на ровном месте, не яко Царьград из холмов; здание города и домы и торги все каменное, стройно гораздо. Город меньшой, в нем же паша живет, стоит на острогу, сиречь на самом краю горы. К нему вода идет приводная, от Нила реки волокут колесом 84 волами; тут же на горе близко пашина двора был двор Иосифа прекрасного Иаковлева сына; стоят палаты все пусты, а иные целы, иные попортились; одна палата великому диву точна: стоят внутрь ее и теперь 32 столба каменных мраморных, высота сажен 9 или 10, круглы якобы точены, из единого камени, а не составленные, и на них основан был свод палатный. Да сверху была вкруг палаты тоя подпись, строка деревянная, слова резаны из древа и наклееваны на стене, величеством слова те сажен трех есть, были позолочены, и ныне иное стоит, иное попортилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

11 Января. Поучение о Пресвятой Деве Богородице И Тебе Самой оружие пройдет душу ( Лк.2:35 ) Кто может, хотя бы приблизительно, сравниться с Господом в терпении, с которым Он переносил страдания на земле, так же, как Пресвятая Богоматерь Его? Старец Симеон, украшенный сединами, как белый лебедь, пророчески предвидел Ее боли в будущем и сравнил эти боли с теми, которые вызывает меч, пронзающий насквозь душу. Один меч прошел сквозь Ее душу тогда, когда праведный Иосиф усомнился в Ней во время беременности; второй – когда Она вынуждена была бежать в Египет от меча Иродова, третий, четвертый и десятый, и многие-многие – когда Она видела злобу и интриги старейшин иудейских против Сына Ее, изо дня в день на протяжении всего времени Его проповедования и чудодействования среди людей. Но самый острый меч прошел сквозь Ее душу, когда Она стояла под Крестом Сына и Господа Своего. Этот меч предвидел и предсказал Ей святой старец Симеон. Величественно и волнующе Ее молчание, которым Она, как завесой, покрывала все боли Свои, все раны сердца Своего. В сумраке всех этих многочисленных болей, накопившихся в сердце Ее пречистом, светила неугасимая лампада веры и надежды в Бога и преданность Богу. Непревзойденная в благородстве слуга Господня! Она ясно видела Себя в Божием плане спасения людей; она читала у пророков о Себе; она беседовала с Ангелами – вестниками Божиими. Поэтому все, что нисходило на Нее – радость ли, страдание ли, – Она знала, что это от Бога нисходит, потому не ликовала в радости и не роптала в страданиях. А молчала и все собирала в сердце своем. О, Пресвятая Дево Богородице, помоги и нам быть, подобно Тебе, покорными воле Божией. Сыну Твоему и Господу через Тебя слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Где ж Твоя, Господи, прежняя милость, В которой истиной клялся Своей? Людям, что Твой преступают закон, Зачем позволяешь Ты нощно и денно Бесславить царя, что помазан на трон Тобою, о Господи, благословенный? Аминь! 89-Й ПСАЛОМ (ЭЙТАНА АЭЗРАХИ) Н. Басовский. 89-Й ПСАЛОМ (ЭЙТАНА АЭЗРАХИ) Н. Басовский Господи, Твою милость из рода в род воспою, устами своими прославлю силу и мудрость Твою, ибо великое благо мой народ получил, когда Ты сказал: " С Давидом Я завет заключил. Я возложу корону на Давида, раба Моего; вовеки веков на престоле будут потомки его " . И небеса прославят, Боже, Твои дела; среди святых Твоя правда свои раскрыла крыла. Где небосвод сияет, белый и голубой, кто на земле и в небе может сравниться с Тобой? Грозен Господь, всю землю видящий с высоты; кто на земле и в небе, Боже, сильней, чем Ты? Вот разъярилось море, но Ты владыка над ним, Ты укрощаешь волны одним движеньем Своим. Ты низложил Египет, рассеял его войска, ибо над всей землёю мышца Твоя крепка. Ты сотворил вселенную, север создал и юг и всё, что её наполняет, всё, что видим вокруг. На правде и справедливости покоится Твой престол, милость Твоя безмерна и спасает от зол. Мир наполняется ею от неба до самых низов; счастлив народ, который слышит Твой трубный зов! Милость Твоя возвышает нас и сегодня, как встарь; от Бога Святого Израилева тот, кто над нами царь. Благочестивым людям ответил Ты на вопрос: " Избранного из народа Я над народом вознёс — нашёл Я среди достойных Давида, раба Моего, и священным елеем помазал на царство его. Давида могучую руку мышца Моя укрепит: врага, наделённого силой, не убоится Давид. От беззаконных злодеев Мною Давид храним; тех, кто его ненавидит, Я сокрушу пред ним. Верность Моя и милость будут с Давидом навек, чтобы над всем народом возвысился человек. Руки его на море, на реки Я возложу и ему подчиняться стихиям Я прикажу. Он будет как сын Мне, первенец, и Меня назовёт отцом, и сникнут цари земные перед его лицом. Буду Я верен слову и наш союз укреплю — буду хранить Давида, потомство его продлю в силе его и славе, в царствии над землёй, и будет вечным, как небо, Давидов престол святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Христиане же на царском дворе вопили со слезами: «Владыко, помилуй род христианский!» И стали взывать: «Господи, помилуй!» И выпил патриарх чашу до дна, и показалось ему вино сладким, хорошим. И был он цел и невредим. И сказал патриарх царю: «Вели мне подать немного воды. Царь приказал ему дать воды. Лицо же его осветилось – как солнце. Все стали дивиться красоте лица его. И принесли ему воду. А он влил воду в кубок и, взболтав ее, принес иудею и сказал ему: «Я от твоей доброй веры пил смертное зелье, а ты от моей от недоброй веры испей воду». Но иудей не хотел пить. Тогда патриарх сказал: «О царь, рассуди меня с иудеем. Я из его рук пил зелье, которое он делал всю неделю. А я перед тобою воду влил – не зелье». Тут же стояло много народу, и все они закричали на иудея. И царь ему приказал пить. И выпил он воды той немного, и вот стало тело его пухнуть. Он побежал из палаты в дом свой. А царь послал за ним янычара посмотреть, что с ним будет. И через полчаса пришел к царю янычар и сказал: «Царь, окаянный иудей мучительно умер: лопнула его утроба и выпала». А царь сказал: «Старец, проси у меня что хочешь, но не гневайся на меня. Не я тебе то зелье давал; а кто его тебе давал, тот и погиб». Патриарх же ответил: «Дай мне, царь, тех христиан, которые в Египте живут, чтоб я ими ведал и их судил, и чтобы за ними стражники твои не ходили и не продавали их». Царь отдал ему христиан и грамоту ему отдал. И вот он пошел от царя. Христиане понесли его на своих руках, славя Бога, и устроили богатую и честную трапезу для странников и убогих. А турки с тех пор стали его почитать и очень бояться. Когда же святейший патриарх пришел в свою келью, у него от того лютого зелья выпали зубы один за другим, без боли. Старец же пек ему повседневно опресноки и мягкий белый хлеб, тем его и кормили. И после того злого зелья он был в Египте патриархом 16 лет. Но вот к Египту пришел с войском царь Сулейман турецкий из Царьграда и захватил Египет в 7022 -м году, и того царя Гаврилу захватил, и приказал его повесить в царском одеянии на железных воротах в конце большого торга.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 6 Здесь описывается вскрытие Агнцем печатей, которыми запечатлена была книга в деснице Всевышнего. Дальнейшее в Апокалипсисе (до 18-й главы) можно рассматривать как «три семерки»: семь печатей, семь труб и семь чаш. Теперь рассмотрим вскрытие семи печатей. Через это картина неба, показанная Иоанну (картина А), соединяется с картиной земли (картина В), которая еще совсем не показана, но постепенно будет наполняться все новыми и новыми образами. Открываются печати небесной книги и показывается, что через это происходит на земле. Снятие первой печати, означающее апостольское учение Откр.6:1 И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Первые четыре печати схожи. Каждый раз, как будет вскрываться печать, одно из четырех животных будет громовым голосом призывать Иоанна подойти и посмотреть. Поскольку далее ясно будут перечислены второе, третье и четвертое животные, то ясно, что здесь одно из четырех животных – первое, подобное льву. Этим означена царственная власть апостолов над демонами, т. к. вскрытие первой печати и показывает апостольскую проповедь. Иди и смотри – говорит святому Иоанну Лев. Иоанн подходит. Откр.6:2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Я взглянул. Никто не был достоин посмотреть в эту книгу ни на небе, ни на земле, ни под землею (5,3), но вот открывает ее Божественный Агнец, и посвящается в ее тайны бывший рыбак из Вифсаиды. И вот, конь белый, и на нем всадник. Первые четыре печати, к рассмотрению которых будут призывать четверо животных, показывают нам четырех всадников на конях разного цвета. Последние три печати будут своеобразны. Вот выходит конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. Этим означена апостольская проповедь Евангелия. Конь белый указывает на светлость и нравственное совершенство апостолов, вышедших на проповедь Евангелия. С Елеонской горы посылает их на это Божественный Учитель: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). Подобно быстрому коню обходят апостолы за тридцать лет землю от Испании до Индии и от Эфиопии до Скифии. Всадник, имеющий лук, – этим и означена собственно евангельская проповедь апостолов, которая стрелой поражала сердца людей и покоряла их Единому Живому Богу и Спасителю Господу Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И тогда серп упал на землю, и Ангел совершил жатву. Он обрезал виноград на земле и бросил его в «великое точило гнева Божия». Семь чаш гнева Божия (15 гл.) Начались последние испытания человеческого рода и новый; сильный призыв грешников к покаянию. Св. Иоанн увидел, как из храма (небесного) вышли «семь Ангелов, имеющих семь язв». И услышал св. Иоанн из храма голос, говорящий: «Идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (16:1). И Ангелы исполнили повеление. Тогда тяжкие кары Божии постигли людей. Но при всех своих бедствиях, грешники не покаялись, но хулили Бога за испытания, им посланные. Жена, сидящая на звере (17 гл.) Один из семи Ангелов сказал св. Иоанну: «Пойди, я покажу тебе суд над великой блудницей». «И повел меня в духе в пустыню – говорит св. Тайнозритель, – и увидел я жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными... Она упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (17:3 и 6). «Жена, сказал Ангел, есть великий город, царствующий над земными царями» (17:18). Во времена св. Иоанна Богослова это был несомненно Рим, но в будущей истории человечества этим «Римом» может оказаться, как уже было отмечено, всякий другой столичный город, правящий миром, новый Вавилон. Падение Вавилона (18 гл.) И увидел св. Иоанн нового Ангела, сходящего с неба и имеющего великую власть. «Земля осветилась от славы его». Он предсказал окончательное разрушение греховной столицы, центра земного могущества, торговли и цивилизации. «Пал, пал, Вавилон, великая блудница», – взывал Ангел. И неожиданно для всех, в один день пришел на него конец, смерть и плач, и голод. В один час погибло великое богатство, накопленное неправдами в течение столетий... Гибель Вавилона – Рима явилась возмездием Божиим за все преступления великого города, в особенности за мучения христиан, «ибо, – как говорит св. Тайнозритель, – в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (18:24). 6. Конь белый и сидящий на нем (19 гл.) Уже после снятия первой печати с книги тайн Божиих, св. Иоанн видел, как конь белый и сидящий на нем венценосный всадник «вышел как победитель, и чтобы победить» (6:2). Теперь же этот всадник вновь появился на небе. «И увидел я, – пишет св. Иоанн, – отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него, как пламень огненный, и на голове Его много диадим... Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие» ... И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый... Из уст же Его исходит острый меч, чтобы поражать народы». (19:11–15).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» ( Откр. 19, 11 ). Если раньше Ангел говорил, что наступает брак Агнца, то теперь брак уже осуществляется. Как происходит брак на Востоке? Невеста сидит дома и готовится, а жених приходит к ней и забирает ее к себе. И вот здесь мы видим, как Жених Небесный, Христос, выходит, чтобы забрать к себе Церковь . Господь обещал перед Своей смертью: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин. 14:18 ). И вот Он возвращается во всей славе Своей, чтобы забрать Церковь к Себе. Иоанн видит, как небеса открываются – таким образом исполняются просьбы древних пророков. Пророк Исаия восклицал: «О, если бы Ты расторг небеса [и] сошел! горы растаяли бы от лица Твоего» ( Ис. 64:1 ). Небеса сворачиваются, как свиток, и Христос выходит на бой. «И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» ( Откр. 19:11 ). Белый конь – это знак высших небесных сил, пребывающих в чистоте. Здесь мы сразу вспоминаем четырех коней из начала Апокалипсиса. Там тоже был белый конь и на нем всадник с золотой короной, который вышел победить – это апостольская Церковь проповедников Евангелия, совершающая победоносный поход против мира. И вот этот победоносный поход завершается– Христос, Победитель вселенной, выходит, чтобы на белом коне довести до конца Свою миссию. Он «запечатывает» историю мира. И первое имя Его – Верный, то есть Спаситель остается верным всегда, всегда держит Свое слово. «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого» ( Откр. 19:12 ). Христос выезжает как триумфатор, и у Него множество корон на голове, ведь Он – Царь царей, и всякое зло выжигается Им, тьма не способна устоять перед Его глазами. У Него множество корон на голове, как у соделавшего все добрые дела мира. Ведь все истинные, добрые дела совершаются силой Иисуса Христа. Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). И короны, которые надеваются на спасенных, это короны Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Невеста: Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки. Тамо дам сосца моя тебе (6:11). Жених: Подумал Я: влез бы Я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и сосцы твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков (7:9). На пальме и яблоне не только их плоды, но и принадлежащие другим деревьям. В этом – единение и нераздельность всех добродетелей. На заднем плане вдали белый город – Горний Иерусалим. Он изображен в двух ярусах на двух грядах гор. Это – Церковь земная и небесная. Только в истинной Церкви душа может упокоиться и навеки соединиться со Христом. Только в ней можно услышать сладостное Христово: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). Белый Олень бежит ко Христу и Суламифи. А если мысленно продолжить направление его бега, то он устремлен к Небесному Граду – святому Иерусалиму. Там, в вышнем Граде – край и предел желаний и устремлений христианской души... Там – вечный дом для души, не желающей более быть скиталицей возле стад и шатров товарищей в мире сем. На фресках [К] и [Я-И] изображен не град, а два домика, между которыми дерево. Там будут обитать Христос и Суламифь, там их покой и отдохновение... Там – древо жизни, там нет печали и расставания. Душа, подлинно любившая Христа, томится и печалится на земле от расставания с Ним. Так апостол Павел восклицал: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:6 ). Когда после долгих искушений и богооставленности Господь явился прп. Антонию Великому , он воскликнул: «Где был Ты, милосердный Иисусе? – где был Ты, и почему с самого начала не явился исцелить мне раны?» А как слезно скучала о Господе душа прп. старца Силуана Афонского ! О! Эти святые души там навеки упокоются со Христом на божественном ложе райского блаженства! На фресках [К] и [Я-И] белый олень не спереди устремляется ко Христу и Суламифи, а на заднем плане бежит мимо них. Это еще более создает ощущение нематериальности и неотмирности всего изображенного. Здесь, вблизи, Христос и Церковь (Суламифь) в образах земных, человеческих, вещественных. А там, вдали – белый олень, райский луг и горние обители. Все говорит о мире ином, неземном. Там совершаются невидимые тайны, имеющие свое видимое отражение здесь...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

31 . «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр.2:17 ). Что такое скрытая, сокровенная манна? Это тайна небесной пищи, которая дается нам уже сейчас в Святом Причастии, но которая будет явно дана только в Царстве Небесном. Во времена Ветхого Завета, когда евреи странствовали по пустыни, Господь послал им манну, падающую с небес. Так же и христиане будут питаться небесной, ангельской пищей, то есть сокрытой, тайной силой Бога, которая способна напитать человека. Манна называется сокровенной, потому что Бог , по могуществу Своей природы, бесконечно удален от всего сотворенного Им. Сокровенная – значит не познаваемая, тайная, которую нельзя понять, но которая является пищей для всех нас. Эта манна будет питать человека, то есть, другими словами, человек будет питаться Богом. Мы сейчас питаемся земной пищей, через которую Бог дает нам силы, в Царстве же Небесном Он будет насыщать нас уже только Самим Собой. Кроме того, интересно, что манна небесная обладала именно тем вкусом, который нужен был человеку: для того, кому нужен был хлеб, она становилась по вкусу хлебом; для того, кто нуждался в крупе, она становилась крупой. Манна была универсальной, изменяющейся в зависимости от нужд человека. Так и Божественная сокровенная манна – Божественная сила – наполняет человека тем или иным образом в зависимости от того, какова его жизнь. Побеждающий будет от Бога получать все, что ему необходимо, и тогда, когда ему необходимо. И более того, дальше сказано: «Дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр.2:17 ). Человеку будет дано особое, уникальное задание, особые, неповторимые отношения с Богом. Это в аду все будут в одну шеренгу, а в Царстве Небесном, наоборот, каждый человек – личность, каждый имеет имя, «которого никто не знает, кроме того, кто получает», и белый камень особого дара, особого контакта с Богом. Вот таково обещание тем людям, которые победят. Хотите стать личностью – побеждайте, потому что лишь побеждающий получит эту награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

7 . Третье постановление о проказе гласит: «Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, и на месте нарыва появилась белый рубец, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику» ( Лев.13:18–19 ). Из-за обилия в теле нечистой и вредоносной жидкости появляется язва. Вот и язва души понимается так, что она возникает от скверны страстей или от нечистых помыслов. Если же благодатью веры и прощением грехи исцелены и душа стала здоровой, но остался «рубец», и этот «рубец» не телесного цвета, но «белый», то такой человек объявляется прокаженным (ср. Лев.13:20 ). Воистину страсти в нем столь ясны и очевидны, что издалека заметны оставшиеся следы греха, и, возможно, этот «грех к смерти» (ср. 1Ин.5:16 ), и потому упоминается не только белый рубец, но и красный (ср. Лев.13:19 ). И, как сказано, сам рубец оказывается «ниже кожи» (ср. Лев.13:20 ), так как, без сомнения, пятно греха делает душу низкой и низменной. 8 . В четвертом постановлении о проказе говорится: «Если у кого на коже тела будет ожог, и на зажившем ожоге окажется красноватое или белое пятно», то, как сказано, «это проказа, она расцвела на ожоге» ( Лев.13:24–25 ). Поэтому посмотри, не имеется ли «ожог» в каждой душе, которую поражают «раскаленные стрелы лукавого» (ср. Еф.6:16 ), и не опаляем ли огнем тот, кто сожигаем плотской любовью. Таким образом, эти ожоги – также от обжигания огнем. Но страдает от ожога и тот, кто воспламенен жаждой человеческой славы, или кто возгорается приступом гнева и ярости. Если же такая душа верой исцелится от полученных ран, но затем пренебрежет Тем, Кто сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Ин.5:14 ), семя старого порока начнет произрастать из закрытого рубца, и рубец не выровняется с кожей остального тела, но окажется «ниже» ее и сохранит тот цвет, который он имел во время проказы, и тогда говорится, что «она расцвела на ожоге», и потому священник «объявит его нечистым» (ср. Лев.13:25 ). 9 . Пятый вид проказы: «Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде, и она окажется углубленною в коже, то это проказа на голове или на бороде» ( Лев.13:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010