Просто — гроб. Кто же ошибается? Ведь, право, можно закричать, а не только написать «кто ошибается», и отчего мы все ничего не знаем в том, что нам важнее всего и первее всего нужно знать? И что за колпаки, которые учительствовали над нами до сих пор! «Любовь», «примирение с Богом», «снятие первородного греха», «религия как свет и радость». Христианство смотрит на жизнь как на бесконечную непоборимую скорбь и непрерывный неодолимый грех. Чтó может быть печальнее? — Ничего. — Чтó такое жизнь? — Плач и рыдание и ничего более. — Нужно ли трудиться? — Да, сколько птицам небесным: сегодня сыты, завтра сыты, а послезавтра — умрем. Здесь опять «взгляните на птицы небесные, на лилии полевые» обозначает просто, что «вы скоропостижны к смерти и вот умрете, как птицы и цветы-поденки», так что нечего и «печься на утре», а не то чтобы там «попорхать» и «расцвести». Ничего подобного. Плакучая ива — вот подобие и образец для человека. Опусти ветви свои в воду и — плачь, плачь… Но, повторяю, тогда для чего же белый флаг? Можно с ума сойти от недоразумения. Я могу не иметь совершенной правды в поступках своих, в отношениях к людям: но не иметь совершенной правды в святая святых своей души? Это было бы ужасно! Но может быть, это ошибка веков и только односторонность развития Церкви? Не думаю. Ведь и «века» ошиблись же почему-нибудь и «преткнулись» ногою о какой-нибудь действительно лежавший на пути их «камень». Без «камня» не бывает «претыкания». Проходя по залам Эрмитажа, в отделах живописи XV—XVI веков, я был поражен чрезвычайно множеством и чрезвычайною красотою картин на тему, которую можно было бы объединить в названии: «Младенчество Иисуса Христа». Вот — «Бегство в Египет» и его варианты; вот встреча Елизаветы и св. Девы; и «Св. Семейство» без конца, т. е. в бесконечных повторениях. Тут все так чудно: Младенец, Мать. Так необходим этот старец Иосиф, о! бесконечно необходим: ведь старость равно прекрасна и равно тождественна младенчеству, ведь это возврат человека в младенчество, но в младенчество какое-то умудренное.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

Где ж Твоя, Господи, прежняя милость, В которой истиной клялся Своей? Людям, что Твой преступают закон, Зачем позволяешь Ты нощно и денно Бесславить царя, что помазан на трон Тобою, о Господи, благословенный? Аминь! Н. Басовский - 89-й псалом (Эйтана Аэзрахи) Н. Басовский Господи, Твою милость из рода в род воспою, устами своими прославлю силу и мудрость Твою, ибо великое благо мой народ получил, когда Ты сказал: “С Давидом Я завет заключил. Я возложу корону на Давида, раба Моего; вовеки веков на престоле будут потомки его”. И небеса прославят, Боже, Твои дела; среди святых Твоя правда свои раскрыла крыла. Где небосвод сияет, белый и голубой, кто на земле и в небе может сравниться с Тобой? Грозен Господь, всю землю видящий с высоты; кто на земле и в небе, Боже, сильней, чем Ты? Вот разъярилось море, но Ты владыка над ним, Ты укрощаешь волны одним движеньем Своим. Ты низложил Египет, рассеял его войска, ибо над всей землёю мышца Твоя крепка. Ты сотворил вселенную, север создал и юг и всё, что её наполняет, всё, что видим вокруг. На правде и справедливости покоится Твой престол, милость Твоя безмерна и спасает от зол. Мир наполняется ею от неба до самых низов; счастлив народ, который слышит Твой трубный зов! Милость Твоя возвышает нас и сегодня, как встарь; от Бога Святого Израилева тот, кто над нами царь. Благочестивым людям ответил Ты на вопрос: “Избранного из народа Я над народом вознёс — нашёл Я среди достойных Давида, раба Моего, и священным елеем помазал на царство его. Давида могучую руку мышца Моя укрепит: врага, наделённого силой, не убоится Давид. От беззаконных злодеев Мною Давид храним; тех, кто его ненавидит, Я сокрушу пред ним. Верность Моя и милость будут с Давидом навек, чтобы над всем народом возвысился человек. Руки его на море, на реки Я возложу и ему подчиняться стихиям Я прикажу. Он будет как сын Мне, первенец, и Меня назовёт отцом, и сникнут цари земные перед его лицом. Буду Я верен слову и наш союз укреплю — буду хранить Давида, потомство его продлю в силе его и славе, в царствии над землёй, и будет вечным, как небо, Давидов престол святой.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

Часто разделяемый островами, медленно катит он желтые воды в низменных берегах, не соответствуя, во время маловодья, шириною своей громкому имени. Иногда, над голыми брегами, возвышаются малые, пальмовые рощи, осеняя там и здесь рассеянные селения, убого выстроенные из земли и камня на крутых насыпях, в защиту от наводнений. Изредка отражаются в водах Нила высокие минареты прибрежных городков, или в частых изгибах подтекает он к какому-нибудь сантону, часовне, воздвигнутой над гробом отшельников мусульманских, которых множество в Египте привлекает к себе усердных арабов. Но мало жизни является по сторонам: то несколько поселян, на малых ослах, спешат в соседнее селение; то жены их с корзинами на головах, в длинных синих покрывалах, как тени скользят вдоль гладких берегов. Кое-где близ деревень, черные буйволы спускаются к водам, или белый ибис, иероглифическая птица Египта, одиноко сидит на пустынном острове, или белые паруса мелькают на дальней поверхности волн, и в одном из заливов чернеют голые мачты отдыхающих судов. Картина безмолвная, которой тишина, от времени до времени, нарушается монотонным криком тянущих бичевую арабов и скрипом колес, вращаемых в прибрежных колодцах, или унылым напевом муэззинов, с высоты бегущих назад минаретов. Но когда в июне начинают постепенно подыматься воды Нила, достигающие в августе всей полноты своей и упадающие только в октябре, тогда весь Египет обращается в одну обширную реку, грозно текущую по Ливийской пустыне и усеянную селами и городами, подобно нежной матери, которая приняла на лоно всех своих детей. Сильный противный ветер не позволил нам идти, в первый день далее городка Фуа, лежащего в дельте; в его заливе провели мы ночь, оглашаемую песнями рамадана, и только на рассвете проплыли мимо Рахманиэ, другого городка на противоположном берегу. Вспомнив о рамадане, нельзя не отдать справедливости мусульманам в строгости, с какою соблюдают они сей единственный пост их; он продолжается месяц, в течение коего днем никто не смеет ни есть, ни пить; незначительный для богатых, пирующих ночью, он тягостен для бедных, которые принуждены работать весь день. Тому примером служили восемь арабов нашей барки. Я не постигал, как могли они так жестоко отказывать себе в пище, попеременно тянув почти целый день бичевую, потому что во все время плавания мы имели ветер противный, исключая когда, при крутом повороте реки, на миг делался он нам благоприятным. Только по закате солнца и вечерней молитве, арабы готовили себе бобы на малом очаге, складенном из земли на дне барки, и принимали ту же пищу перед солнечным восходом; в этом заключалось всё их скудное пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Подобное радостотворное ощущение присутствия Божия истинно верующие испытывают во время молитвы, во время чтения Слова Божия, при размышлении о судьбах человечества и о явлениях видимой природы, свидетельствующих о присносущной силе Божией, в них открывающейся. Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. Когда Господь из купины возвестил Моисею повеление идти в Египет и вывести отсюда евреев в землю, кипящую медом и млеком ( Исх.3:8 ), Моисей уклонялся от исполнения этого повеления, выражая, между прочим, опасение, что евреи не поверят его словам о явлении ему Бога ( Исх.4:1 ). Господь вооружил Моисея чудесами против этого неверия. Одно из них состояло в том, что рука Моисея покрылась проказой, как только он вложил ее в пазуху и потом вынул, и мгновенно очистилась от проказы, когда он снова вложил ее в пазуху и снова вынул. Совершив над Моисеем это чудо, Господь повелел Моисею повторить его перед старейшинами израильскими, что он и сделал и через это и другое чудо приобрел их доверие. Проказа – это болезнь, похожая на злокачественный лишай, переходящий в гнойные язвы. Гной въедается в мышцы и разрушает их, обнажая кости. Голос зараженного делается хриплым, нервы теряют чувствительность, глаза непрестанно слезят. Мучительные сны, уныние, отчаяние – неразлучные спутники проказы. Прокаженный – это ходячий мертвец, заживо разлагающийся труп, распространяющий вокруг нестерпимое зловоние. Прокаженных изолировали от людей по причине заразности их болезни и отвращения, вызываемого ее зрелищем. Прикосновение к прокаженному делало нечистым прикоснувшегося и на несколько дней лишало его права общаться с людьми. Проказа поражала все тело, но иногда – один какой-либо член и придавала ему белый, жемчужноподобный вид. Подобной проказой поражена была и рука Моисея. С проказой сходно греховное состояние. Грех расстраивает здоровье души и повреждает все силы, все ее отправления, помрачает ум, расслабляет волю, притупляет в сердце чувствительность к добрым впечатлениям, заглушает голос совести до того, что грешник утрачивает понятие о различии добра и зла и привычка к греху делается у него как бы второй природой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

5 Экономы заведывали церковным хозяйством. Эконом при патриархе ведал церковные доходы патриархии. 6 Ираклий вёл страшную войну о Хозроем П, царем Персидским. Хозрой взял Сирию и Палестину; один из его отрядов завоевал Египет, а другой проник до Халкидона, находившегося на противоположность берегу Константинополя. Война была до того жестока, что, напр., при взятии Иерусалима, Хозрой разрушил церкви, осквернил св. места. При этом, по преданию, избито было 90000 христиан, и многие из них были куплены иу-деями с нарочного целью избиения их. Это было в 614 г. Во время этих тяжелых бедствий патриарх Иоанн Милостивый и явился истинным целителем скорбей христиан. Война кончилась миром после побед над Хоз-роем Ираклия. Мир заключен был в 628 г. уже сыном Хозроя, царем Сироем, который захватил пленных и Честный Животворящий Крест Господень. 7 Св. Софроний - ученый монах из Дамаска (в Сирии) известен своею защитою православия против монофе-литов, признававших в Иисусе Христе одну волю и одно действование - Божеское. Это учение выродилось из учения монофизитов. Софроний ясно и отчетливо доказывал монофелиту, Алексавдрийскому патриарху Киру (630- 640 г.), что учение о единоволии - ересь. В 634 г. Софроний поставлен был патриархом Иерусалимским и еще с большею ревностью защищал православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на которою, осудил мо-нофелитство, а в послании к другим патриархам изложил основания православного учения о двух волях во Христе. Умер в 644 г. Память его совершается 11-го марта. 8 Литра - фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам, в серебре стоила до 42 р., а в золоте до 606 р. Эту меру нужно отличать от литра - меры сыпучих и жидких тел. 9 Британия иди нынешняя Англия, в древности славилась обилием олова. 10 Декаполь или Десятиградие - в северной части Палестины,- города, заселенные Греками 11 Здесь разумеется нашествиё Персов на Египет, бывшее в 618 г., под предводительством Хозроя. 12 В 4 кн. Царств повествуется о том, как пророк Елисей исцелил Сирийского военачальника Неемана от про-казы, не взяв за то денег. Слуга же Елиссея Гиезий, пожалев, что господин его ничего не взял от Неемана, выманил у него много серебра и две перемены одежд. Узнав о сем, Елисей сказал Гиезию: " пусть проказа Неемана пристанет к тебе и к твоему потомству на век " . И вышел от пророка Гиезий белый от проказы, как снег (4 кн. Цар. гл. 5).

http://pravicon.com/info-2475

Чтобы свободных людей превратить в рабов для своих плантаций. Великие империи, еще недавно обозначенные на карте, были христианскими. В сознании аборигенов прочно закрепилось: христианин – это белый, белый – это угнетатель… И, наверное, не стоит удивляться тому отторжению, которое так ярко проявилось у местных жителей бывших колоний в отношении бывших захватчиков, когда империи рассыпались (да, алжирцы едут работать во Францию, но с чувством, что все им там должны – ибо прошлое варварство французы должны компенсировать нынешним гостеприимством). Что посеешь, то и пожнешь. Да, вместе с конкистадорами на кораблях приплывали и патеры с Библией. Но то-то и худо: лучше бы патерам приплывать на отдельных кораблях, всячески подчеркивая, что они вообще не знают этих парней с ружьями… Тем не менее… Сегодня христиане (потомки тех, кто когда-то давно был по-разному обращен в веру – кто словом, кто мечом) – самая гонимая религиозная группа на планете, и те, кто дал им веру, должны и сейчас отнестись к ним по-отечески. Эти христиане – пакистанцы, индийцы, филиппинцы, африканцы; все они – дети просвещенной христианской Европы. А бросать своих детей – это всё-таки как-то не по-евангельски… Рейтинг: 9.7 Голосов: 60 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Василий 2 октября 2013, 18:58 Евгений, прежде чем так категорично утверждать, прочитайте " Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию " . Евгений 30 сентября 2013, 19:38 Католичество - вера не христианская! Ересь нельзя называть Именем Божьим. Андрей 26 сентября 2013, 20:05 Отличная статья! В ней то, что мы (православные) переживаем в настоящий момент в наших душах, в этом мире. Хочется добавить к вышесказанному, что все-таки Европа, и США... и Москва, - уже давно не христианские! И это правда. Это возрожденный вавилон, египет... Это техно-молохи, пожирающие христиан и всё человеческое, и Божие - семью, добродетели, Церковь... Православная Русь - это прошлое. И говорить о ней сейчас - это заблуждение и иллюзия.

http://pravoslavie.ru/64263.html

Наиболее ранними из носящих программный характер и хорошо сохранившихся памятников живописи христ. Е. считаются росписи мавзолеев некрополя в Багавате в оазисе Харга. По верхнему периметру купола часовни «Исхода» (1-я пол. IV в.) представлены птицы среди виноградных лоз. Поверхность купола сплошь покрыта композициями: «Моисей, выводящий евреев из Египта», «Моисей на горе Синай», «Фараон с войском», «Ноев ковчег», «Адам и Ева», «Прор. Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Иона в пасти китовой», «Спасение Ионы»; также присутствуют изображения 7 дев, Ревекки, 2 сцен из истории прав. Иова Многострадального, сюжеты «Сусанна и Иеремия в храме», «Моление Сарры», «Мученичество св. Феклы», «Эдемский сад». В часовне «Мира» (V или VI в.) сохранились персонификация Дикайосюне (Справедливости), композиции «Прор. Даниил во рву львином», «Жертвоприношение Авраама», «Адам и Ева», «Наставление ап. Павлом св. Феклы», «Благовещение», «Ноев ковчег», изображения святых Ирины, Евхи, Иакова, а также граффити на копт., араб. и греч. языках. Росписи в часовне «Исхода» исполнены эскизно, фигурки мелкие, в часовне «Мира» рисунок более точен и фигуры большего размера, но художественное качество обоих памятников невысоко. Особенности иконографии, белый фон, небрежность письма внутри четких силуэтов, декоративная насыщенность сцен и яркие цветовые сопоставления сближают росписи с живописью рим. катакомб. Композиционный принцип росписи часовен - распределение сцен сегментами в куполе - близок, напр., к мозаической декорации собора св. Ианнуария в Неаполе. Декор купольного свода и конхи апсиды в мавзолее-часовне 25 (кон. IV или VII в.) орнаментальный и носит общий характер для памятников раннехрист. средиземноморской культуры. Однако в парусах свода купола на белом фоне изображены птицы (голуби или орлы) с распростертыми крыльями. К ранним образцам искусства формирующегося специфически копт. стиля ранневизант. периода (VI - 1-я пол. VII в.) можно отнести роспись церкви бывш. мон-ря св. Иоанна (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (мухафаза Эль-Минья, кон. VI в.). В живописном фризе представлены сцены из НЗ, композиции «Избиение младенцев» (с изображением царя Ирода, отдающего приказ воинам), «Бегство Елисаветы с младенцем Иоанном», «Благовестие Захарии», «Сон прав. Иосифа», «Бегство в Египет». Житийный цикл праведных Захарии и Елисаветы состоит из 5 сцен, в т. ч. «Благовестие Захарии», «Захария перед народом», «Благовестие Елисавете». Обводка силуэтов темной линией, моделировка форм цветными широкими штрихами, лица с широко раскрытыми глазами - приметы стиля переходного периода.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Иаков, брат Господень. Царские врата. Левая створка. 1688 г. Иконописец С. Дзагкаролас (Музей Бенаки, Афины) В составе минейных изображений И. известен по фрагменту на иконе на сент., окт. и нояб. (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Он представлен поверженным, обернувшимся к палачу, на И. розовая фелонь, синий подризник, белый омофор. Его единоличные изображения или сцена мученичества были включены в росписи ряда храмов средневек. Сербии, напр. ц. Вознесения Господня в Дечанах (ок. 1348) - на юж. стороне центрального нефа, в зап. травее (3-й ярус). Фигура И. в рост, облаченного в полиставрий, благословляющего обеими руками, представлена на фоне стены с башнями, символизирующими Иерусалим, и имеет подпись: «сты иеков брат гнь епспъ». В ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря (1376-1381) находятся погрудные изображения И. и свт. Арсения Иерапольского; в росписях ц. Богоматери в Пече (1561) композицию мученичества И., представленного коленопреклоненным, сопровождает подпись: «стыи свщеенно мученик Иаков брат гнь». Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. Бегство в Египет. Роспись Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия. 1-я пол. X в. На Руси чрезвычайную популярность образ И. имел в искусстве Вел. Новгорода. Два посвященных ему храма возникли еще в XII в., в соборе Св. Софии хранились крест с частицей мощей И. и др. мощевики. Помимо росписей в монастырских храмах 2-й пол. XII в. сохранились иконы XV-XVI вв. избранных святых, где И. изображен со святыми др. чина, прежде всего с целителями: напр., с мучениками Флором и Лавром (2-я пол. XV в., ГРМ - И. в центре, с удлиненной бородой, в коричневой фелони и светлом подризнике, с подписью: «брат г(осподе)нь»), со святыми врачами Космой и Дамианом (1-я пол. XVI в., ЦМиАР), с подписью: «агиос Иаков брат г(осподе)нь по плоти»; на нем полиставрий, синий подризник, золотые палица и епитрахиль. Особое явление представляют иконы, на к-рых И. изображен с избранными святителями, напр. со святителями Николаем, архиеп.

http://pravenc.ru/text/200153.html

заведовали церковным хозяйством. Эконом при патриархе ведал церковные доходы патриархии. вёл страшную войну о Xoзpoeм II, царем Персидским. Хозрой взял Сирию и Палестину; один из его отрядов завоевал Египет, а другой проник до Халкидона, находившегося на противоположном берегу Константинополя. Война была до того жестока, что, напр., при взятии Иерусалима, Хозрой разрушил церкви, осквернил св. места. При этом, по преданию, избито было 90000 христиан, и многие из них были куплены иудеями с нарочного целью избиения их. Это было в 614 г. Во время этих тяжелых бедствий патриарх Иоанн Милостивый и явился истинным целителем скорбей христиан. Война кончилась миром после побед над Хозроем Ираклия. Мир заключен был в 628 г. уже сыном Хозроя, царем Сироем, который захватил пленных и Честный Животворящий Крест Господень. Софроний — ученый монах из Дамаска (в Сирии) известен своею защитою православия против монофелитов, признававших в Иисусе Христе одну волю и одно действование — Божеское. Это учение выродилось из учения монофизитов. Софроний ясно и отчетливо доказывал монофелиту, Александрийскому патриарху Киру (630–640 г.), что учение о единоволии — ересь. В 634 г. Софроний поставлен был патриархом Иерусалимским и еще с большею ревностью защищал православие. Он созвал в Иерусалиме собор, на котором осудил монофелитство, а в послании к другим патриархам изложил основания православного учения о двух волях во Христе. Умер в 644 г. Память его совершается 11-го марта. фунт, византийская мера веса, равная 72 золотникам, в серебре стоила до 42 р., а в золоте до 606 р. Эту меру нужно отличать от литра — меры сыпучих и жидких тел. или нынешняя Англия, в древности славилась обилием олова. или Десятиградие — в северной части Палестины, — города, заселенные Греками. разумеется нашествие Персов на Египет, бывшее в 618 г., под предводительством Хозроя. 4 кн. Царств повествуется о том, как пророк Елисей исцелил Сирийского военачальника Неемана от проказы, не взяв за то денег. Слуга же Елиссея Гиезий, пожалев, что господин его ничего не взял от Неемана, выманил у него много серебра и две перемены одежд. Узнав о сем, Елисей сказал Гиезию: «пусть проказа Неемана пристанет к тебе и к твоему потомству на век». И вышел от пророка Гиезий белый от проказы, как снег (4 кн. Цар. гл. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Да созерцаю собор (сонм) святых иерархов и учителей Церкви, а именно: 1) как ревностно проповедовали они Евангелие и были пастырями Христова стада [букв.: пастырствовали над Христовым стадом . – Пер.]; 2) как утверждали они благочестивую веру и попирали ереси; 3) как ныне ликуют они в Царстве Христовом и помогают нам своими молитвами. Проповедь о Пресвятой Деве Богородице И Тебе Самой оружие пройдет душу 185 . Лк. 2:35 Кто бы хоть издалека мог сравниться с Господом в столь терпеливом перенесении страданий, как Его Пресвятая Богоматерь? Старец Симеон, украшенный сединами, словно лебедь белый, пророчески предвидел Ее скорби в будущем, сравнив их с такими болями, как если бы душу пронзил меч. Один меч прошел через Ее душу, когда праведный Иосиф усомнился в Ее чистоте во время чревоношения (беременности), второй – когда пришлось ей бежать в Египет от меча Иродова, третий, четвертый и десятый и еще многие – когда замечала Она ненависть и козни иудейских старейшин в отношении Ее Сына, изо дня в день, во все время Его проповеди и досточудного служения среди людей. Но самый острый меч пронзил ее душу, когда стояла Она под крестом Своего Сына и Господа. Этот меч предвидел и предрек святой старец Симеон. Величественно и тревожно Ее молчание, которым, как завесой, покрывала Она все Свои боли, все язвы Своего сердца. В сумраке всех этих многочисленных скорбей, копившихся в Ее пречистом сердце, светила неугасимая лампада веры и надежды на Бога и преданность Богу. О Непревзойденная в благородстве Раба Господня! Ясно созерцала Она Себя в Божием домостроительстве человеческого спасения; читала о Себе в книгах пророческих, беседовала с Ангелами – Божиими вестниками. И посему что бы ни посещало Ее – радость или скорбь, знала Она, что [все] это приходит от Бога. Оттого-то не восторгалась Она в радости и не роптала в скорби, но безмолвствовала и слагала все это в сердце Своем. О Пресвятая Дева Богородица, помоги и нам, подобно Тебе, быть покорными воле Божией. Сыну Твоему и Господу чрез Тебя слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 30 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010