Церковь - единственное уцелевшее здание Б. м.- в плане представляет собой прямоугольное укрепленное сооружение (37 ´ 75 м), окруженное по периметру толстыми и высокими (12 м) стенами, сложенными из тщательно притесанных друг к другу квадров белого известняка (отсюда совр. название места). Кое-где в стены вложены куски розового гранита, взятые, вероятно, из развалин соседнего г. Атрибиса. Стены имеют значительный наклон назад - архитектурная особенность, свойственная древнеегип. постройкам. По всем сторонам стен расположены 2 ряда четырехугольных окон. Первоначально, по предположению Бока, здание имело четверо ворот. Угол, соединяющий зап. и юж. стены, был впосл. переложен. Тогда же, возможно, стены в нек-рых местах с внешней стороны были укреплены контрофорсами. Большую часть внутреннего пространства, по предположению Бока, занимала большая трехнефная базилика с апсидой в форме трилистника (апсида могла быть воздвигнута позднее). Затем, возможно, в XI в. церковь подверглась значительной перестройке: ее внутреннее пространство было сильно сокращено кирпичной перегородкой, построенной на месте арок, над апсидой сооружен купол. Освободившееся пространство между стенами и колоннами нефов впосл. использовалось под жилые помещения. Вдоль юж. стены к базилике непосредственно примыкает длинное помещение, назначение к-рого неясно. По предположению Бока, там изначально располагались кельи монахов, а также хозяйственные и служебные помещения (трапезная, кухня и т. д.). Здесь же находится колодец. Вдоль большей части зап. стены тянется узкий зал, возможно, служивший притвором базилики, позднее здесь были построены апсиды в юж. и сев. концах зала. В конхах апсид сохранились фрески с изображениями Христа во славе, 4 евангелистов, Креста, к-рый несут ангелы, с перекинутым через него платом и др., а также надписи на копт. и арм. языках. Согласно арм. надписи «владыка Григорий построил» (по чтению Н. Я. Марра), можно предположить, что в перестройке церкви участвовал арм. еп. Григорий, посланный в Египет в кон. XI в. своим родственником, католикосом Григором II, чтобы окормлять здесь арм. общину. Абу-ль-Макарим сообщает, что в нач. XII в. в мон-рь удалился везир халифа аль-Хафиза армянин Бахрам. Помимо этого на стене часовни, построенной во дворе базилики, есть эфиоп. надпись (1563 по датировке К. Конти Россини), оставленная здесь паломниками.

http://pravenc.ru/text/77970.html

Писали медленно, писали невероятно качественно, не спешили. И плюс еще, за счет того, что люди были потрясающей, колоссальной духовной внутренней культуры, интеллигентности, то они очень многие вещи просто писали в стол, потому что не позволяли себе лгать, не позволяли себе подстраиваться под какую-то непонятную нам парадигму, и поэтому очень многие вещи просто переводили в стол. И Алла Ивановна, например, лучшие свои переводы раннехристианских текстов, знаменитых гностических текстов Наг-Хаммади, колоссальную грамматику, основную грамматику сейчас в мире коптского языка она издала после 2000 языка, когда было позволительно уже издавать религиоведческие исследования во всей их полноте. Елена Зелинская: Виктор, вот мы сейчас с Вами говорим об истории, так? Давайте сдвинем стрелки в современность. Скажите, изучение раннехристианского периода Египта — это же область, очевидно, менее известная, чем изучение Древнего Египта, так ведь? Вот в этой области сейчас что-то делается, какие-то интересные находки? Виктор Солкин: Да, безусловно. Да, безусловно, вообще, на самом деле, традиции русской коптологии, они очень сильны, и здесь можно и назвать имена основоположников, был потрясающий ученный Оскар Эдуардович фон Лемм, это конец века. Елена Зелинская: Давайте заодно немножко расскажем, кто такие копты . Ну, мало ли, студенты и школьники слушают. Виктор Солкин: Да. Копты — это египетские христиане, которые сохранили свой особенный, совершенно потрясающий пласт культуры, это монастыри V–VI века, которые на самом деле сейчас до сих пор функционируют в Египте. И я приведу такой, наверное, самый удивительный пример, это так называемый Белый монастырь, Дейр Амба Шенуда. Это Средний Египет, для ориентира — три часа езды на север от Луксора. Это колоссальный монастырь… Елена Зелинская: Вот Луксор-то наши туристы хорошо знают. Виктор Солкин: Конечно, просто это отправная точка для движения. Елена Зелинская: Там обычно уже пролегает маршрут туристический. Виктор Солкин: Вы знаете, порой идет туристский автобус, и они не знают, что находится за соседним холмом, в Луксоре такое тоже есть.

http://pravmir.ru/v-poiskax-smysla-egipt...

Он преобразился и преобразил мир, и из темноты будут расти деревья — ростки вечной жизни. И ученики будут потом теми, кто, обретя веру и апостольский дух, станут сами совершать чудеса. Но этот путь надо пройти. Преображение в иконах и картинах: Миниатюра Евангелия Иверского монастыря. XI в. Афон, Греция Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Палехская икона. Cepeд.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Фра Беато Анжелико. Преображение Господне. 1440-41 гг. Монастырь Сан Марко, Флоренция Пьетро Перуджино. Преображение Господне. 1500. Палаццо деи Приори, Перуджа Рафаэль Санти. Преображение Господне. 1518-1520 гг. Пинакотека Ватикана Воскрешение Лазаря В субботу, которая теперь называется Лазаревой, Христос с учениками приходит в маленький город Вифания близ Иерусалима. Идти туда уже опасно, у Христа множество врагов, его ищут. Ученики об этом знают и предупреждают Учителя, но Он говорит: «Лазарь, друг наш, уснул, мы должны пойти и разбудить его». Ученик Фома скажет: «Пойдем, и мы умрем с Ним», и в этих словах будет больше отчаяния и сомнения, чем духа. Поэтому в картинах и иконах о Воскрешении Лазаря ученики стоят за спиною Христа небольшой горсткой растерянных, робких людей. Скорее, вопрошающих, чем убеждающихся. Икона «Воскрешение Лазаря», 1470-80 гг. 89 × 58 см. Новгородский историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород Новгородская икона очень лаконична. Люди закрывают лица и носы — они боятся смрада смерти, который идет из пещеры. Христос же просит открыть вход в нее — «Лазарь, выйди вон!» И, как любят показывать художники на протяжении целых эпох, из этой черноты пещеры, из небытия выходит навстречу зову Христа Лазарь, спеленатый в белое. Если черный цвет — смерть, то белый — бессмертие.

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Во время набегов нубийцев заставляли их охранять имение, подвергая явной опасности, дорого брали за бани, не платили поденной платы и т. п. И всё это происходило в эпоху всеобщего экономического и социального упадка в III и IV столетиях, причём в Египте ещё присоединилось и недостаточное разлитие Нила. Правительство было бессильно даже против яростных набегов нубийцев; с помещиками оно не могло ничего сделать, чиновники-язычники не обращали внимания на вопли бедных, и только те из них, которые сделались христианами, считали своим долгом облегчать, насколько возможно, их положение. Но особенно видная роль в этом отношении принадлежит церкви. Когда не действовали увещания и угрозы, представители церкви прибегали к решительным мерам, и в этом отношении особенную деятельность обнаружили монастыри и их наиболее яркий представитель, создатель всего того, что является характерным для копта – знаменитый архимандрит Шенути. Это была исключительная натура – египтянин с сильным характером и твёрдой волей. Он родился ок. 333 г. и умер в год 4-го Вселенского собора – 451 г., таким образом, жил 118 лет. Это было время, когда массовые переходы в христианство стали понижать уровень верующих, переносивших с собой в церковь свои языческие привычки и нравы. Праздники в честь мучеников стали напоминать древнеегипетские паломничества с их оргиями и разгулом; древние суеверия стали возрождаться в новом облике, благочестие и нравственность падали. И вот люди, воодушевлённые ревностью, уходили в пустыни, собирались в обителях, монашество росло и развивалось. Но после кончины Пахомия В., его монастырь стал склоняться к упадку и терять притягательную силу для коптов также благодаря засилию братии из греков. И вот, в том же номе Шмина, в половине IV столетия, возникают две новые кеновии – аввы Пшаи и аввы Пжоля у Сохага и Атриба, монастыри, так наз. Красный и Белый. Уставы их в смысле строгости шли дальше Пахомиевых, – этого требовало время. Пжоль был дядей по матери Шенути, который поступил в его монастырь и после его кончины сделался его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Помните историю о прекрасном Иосифе? Прекрасный, премудрый Иосиф был продан братьями в Египет за сребреники, и Бог открыл ему, что после плодородных лет наступят годы страшной засухи и страшного голода. И мудрый Иосиф по поручению фараона стал копить хлеб. Для чего? Чтобы народ мог выжить, когда наступят страшные времена засухи и голода. Мы сейчас должны копить духовный хлеб, потому что те времена, которые приближаются, – это будут времена духовного голода. Как сказано у пророка Амоса: «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.8:12 ). Что значит «не найдут слова Господня»? Я думаю, что Библия будет находиться в библиотеках, но правильного истолкования этого слова не будет. Будут арестованы и убиты священники, которые будут держаться правильного смысла Писания. Может быть, сейчас здесь присутствуют христианки и христиане, которые станут мучениками, один Бог знает. Может быть, не дай Бог, здесь присутствуют те, которые не выдержат мучений и отрекутся от Христа. Когда Книга Откровений говорит нам: «иди и виждь», «иди и смотри» , как снимается вторая печать, как говорит второе животное, – это напоминание о временах мучеников. Итак, белый конь – это символ первоначальной Церкви. Снятие второй печати, второе животное, телец, символизирует Церковь в период гонения. И мы читаем далее: «И вышел другой конь, рыжий» ( Откр.6:4 ). Кто такой «рыжий конь»? Может быть, это Чубайс? Давайте все-таки посмотрим Андрея Кесарийского , он пишет: «Рыжий конь означает или пролитую кровь или же сердечную ревность мучеников за имя Христово». Вы знаете, сейчас многие используют Книгу Откровение для того, чтобы найти объяснение любому событию. Кто-то рассматривает эту книгу и находит там Ельцина, кто-то находит там Горбачева, но мы с вами изучаем эту книгу по истолкованию святых Отцов, сообразуя тексты Книги Откровения с другими текстами Священного Писания. Так принято у православных. Итак, «…другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» ( Откр.6:4 ). Итак, Андрей Кесарийский говорит, что рыжий конь означает или пролитую кровь, или же сердечную ревность мучеников. «“И сидящему на нем дано взять мир с земли” – эти слова указывают на волю Божию, в напастях посылающую испытания для верных», – так пишет Андрей Кесарийский . Итак, Господь иногда специально посылает нам испытания, забирает мир из нашей среды и рассматривает нас, как мы поведем себя в условиях войны, войны духовной, войны социальной, войны религиозной. Бог испытывает нас не потому, что Он не знает нас, Он это делает для того, чтобы показать нам самим наше действительное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Полагается и голубая лента с двумя красными полосками при сем знаке. Как эти две алые полоски небесной зари восходящего солнца пробиваются в замкнутой крестом голубой ленте ясного неба, так в вечном мире вечная взаимная любовь Бога и людей истекает из этого великого, чудного креста Господня. Этот знак Палестинского Общества имеет в себе и образ Марии, Божией Матери. На щите знака золотая монограмма Христа, это – на руках Своей Матери воплощенный Иисус, благословенный плод чрева Ее. Самый щит – Божественный покров «ширший облака», а белый цвет его – чистота и святость Приснодевы. В русском народе есть обычай вместе с крестом на груди носить и круглый образок Божией Матери. т. е. каждый православный христианин, как бы член Палестинского Общества, лучше сказать, как член Небесного Иерусалима, носитъ на сердце его Божественные знаки. О вы, напоминающие о Господе, члены и сотрудники Палестинского Общества! Не умолкайте, не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. Приготовляйте путь народу! Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни! Поднимите знамя для народов! ( Ис. 62: 7, 10 ). И увидят народы правду твою, Иерусалим, и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою – на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою –»замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетавается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой ( Ис. 62: 2–5 ). 27 Еще называют их богомольцами, а в древних сказаниях встречается описательное название – землепрοходец. 28 По отчету за 1900 – 1 г., расход общества выразился в 407.169 р., в том числе за поддержание православия 133.319 р. и на пособие паломникам 150.541 р. Читать далее Источник: Паломничество в Палестину к гробу господню : Очерки путешествия в Константинополь, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и Грецию/И.П. Ювачев. - Изд. Александро-Невск. о-во трезвости, что при Воскресен. церкви " О-ва распространения религиозно-нравств. просвещения в духе православной церкви " . - Санкт-Петербург : Тип. СПб. акц. общ. печ. " Слово " , 1904. - XVI, 365, с., 126 ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Священном Писании очень чётко выражена мысль, что исправление человека, вера в Бога позволяют излечиться от болезни, однако эта же болезнь легко может поразить стоявшего в истине, но соблазнившегося на грех человека. Так Господь, избавивший от проказы Неемана через пророка Елисея, наказывает за сребролюбие, обман, вымогательство слугу Елисея Гиезия. В праведном суде Своём Господь говорит устами Пророка: «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег» ( 4 Цар.5:27 ). Слово «наказание» означает научение. Господь, попуская болезни, не желает их и тем более не желает нашей смерти. Господу угодно наше покаяние, исправление, исцеление и обретение жизни вечной. Поэтому, как только с глубоким смирением и покаянием человек прибегает к Богу, позволяет через причащение Святых Христовых Тайн действовать в себе Врачу душ и телес наших Христу, исправляя и спасая нас, врачуются наши дух, душа и тело. После того, как посредством церковных таинств исцеляется душа человека, не возникает более препятствий к телесному излечению. Имея возможность исцелить человека сверхъестественно, Господь желает, чтобы один человек явил свою любовь к другому посредством врачевства. Для этого Господь наделил разумом человека, чтобы он мог познать многосложный мир — космос, познать столь же многосложный организм человека — микрокосмос, и, используя природные, сотворённые Богом вещества, составляя из них лекарства, опираясь на свои знания, но более всего на помощь Божию, мог лечить болезни. О врачах мы читаем уже во времена Иосифа: «И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля» ( Быт.50:2 ). По мнению многих специалистов, искусство врачевания возникло в Египте, так что и Моисей был научен ему. Египет, по словам Плиния, изобиловал болезнями. Геродот сообщает, что в Египте каждый врач имел свою специальность и лечил только один род болезней. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в книге «Бытие» говорится о врачах во множественном числе.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-v-ko...

Географические условия, среди которых возникла и развилась эта цивилизация, представляют интересное взаимодействие африканского материка и двух океанов. Узкая вытянутая долина Нила окружена с трёх сторон пустынями; она как бы погребена между Сахарой и близкой к ней географически Аравией, что в связи с подтропическим положением должно было бы обусловить исключительно знойный климат. Но истоки Нила лежат на высоком обширном плоскогории экваториальной Африки, покрытом сетью больших озёр, где пары Индийского, отчасти и Атлантического океана, сгущаясь на прохладных лесистых и водных поверхностях, дают обильные периодические дожди на Абиссинском плоскогории и постоянные в области экватора. Последние питают могучий Белый Нил, первые, вместе с тающими снегами, переносят чрез Собат и Атбару с её притоками и бурный Голубой Нил огромные массы воды, дробящей гранитные скалы и несущей строительный материал, который отлагается в течение тысячелетий в Нильской долине. У Хартума воды эти смешиваются с Белым Нилом, который несёт в Египет огромное количество продуктов гниения растительных элементов из болот экваториальной Африки. Из соединения пластического материала, приносимого с абиссинских гор, с этими растительными частицами и получается тот ил, который создал Египет и даёт ему плодородие, в то время как масса воды, приносимая Белым Нилом, не даёт ему иссякнуть и растеряться в песках пустыни. Шесть порогов в Нубии и пять в верхнем течении Белого Нила являются важными регуляторами вод могучей реки – без них разливы были бы слишком быстры и кратковременны. И роль пустыни, как фактора географической среды, также должна быть отмечена. «Действуя большую часть года как гигантский огненный костёр, песчаная пустыня устанавливает летом грандиозную тягу вертикального воздушного столба, образуя над собою обширнейшую площадь низкого давления, куда устремляется со всех сторон воздух соседних районов атмосферы с высоким давлением (Средиземное море) и, в силу этого, летом же устанавливается господствующий ток на Египет со стороны Средиземного моря… а так как ветры северных румбов дуют в году приблизительно около 300 дней, то ими, главным образом северным ветром, и определяется характер местного климата; он отличается в общем умеренностью температуры, умеренною влажностью необыкновенно прозрачного воздуха, безоблачным, тёмно-синим небом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Второе правило, которое надо помнить для верного написания слова по-древнеегипетски , – это правило слитного написания прилагательных, образованных от словосочетаний на основе подчинительной связи. Наречие по-древнеегипетски образовано от прилагательного древнеегипетский , а оно, в свою очередь, от названия государства Древний Египет , которое представляет собой словосочетание, построенное на основе подчинительной связи: Египет (какой?) – Древний (слово Древний зависит от слова Египет , подчиняется ему). Такие прилагательные пишутся слитно, в отличие от прилагательных типа черно-белый или мясо-молочный , образованных на основе сочинительной связи, предполагающей равноправие понятий (ср. черный и белый , мясной и молочный ). И, наконец, третье правило: написание прилагательных, образованных от имен собственных, с прописной или строчной буквы. Прилагательное древнеегипетский пишется со строчной буквы, так как в его составе есть суффикс -ск- . Ср. с прилагательными Валин , Мишин , которые тоже образованы от имен собственных, но пишутся с прописной буквы, потому что в их состав входит другой суффикс – -ин . Каждое из этих правил по отдельности хорошо известно, но применение их комплекса вызывает затруднения. – Так же, как стечение знаков препинания? – Действительно, больше всего ошибок появляется в тех местах, где надо одновременно поставить два знака, например, и запятую, и тире, при этом каждый из знаков должен быть поставлен по своему правилу. Эти трудности связаны с необходимостью одновременно применить два-три правила, а такие случаи в школьной грамматике практически не отрабатываются, так как в школе надо успеть выучить хотя бы ядро правил, а на их разнообразные комбинации времени уже не остается. Сочетание разных правил, в общем-то, самоочевидно, надо только помнить, что стечение двух знаков возможно, несмотря на то, что это часто пугает пишущих, они нередко задают вопрос: «А разве могут стоять рядом одновременно два знака?» Да, могут, и даже должны, так как каждый из них отвечает за свою сферу. В первой части Тотального диктанта этого года был такой пример: …Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр . В нем надо было перед тире поставить запятую, закрывающую придаточное которые смогли бы сыграть его произведения , а тире – по правилу бессоюзного сложного предложения, вторая часть которого начинается с указательного местоимения так .

http://pravmir.ru/v-samom-yazyike-oshibo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Нил Нил, река в Африке, самая длинная река в мире (протяженность свыше 6500 км). Под названием Кагера она берет свое начало сев. оз. Танганьика и протекает через озера Виктория и Альберта. Затем, под названием Бахр-эль-Джебель, река прокладывает свое русло в скалах и течет по болотистым землям Судана. Прим. в 800 км сев. оз. Альберта в реку впадают три притока – Бахр-эль-Газаль, Бахр-эс-Сарафа и Собат. Н. получает здесь название Бахр-эль-Абиад, или Белый Н.; близ Хартума в него впадает Бахр-эль-Азрак, который называется также Голубым Н. Между Хартумом и Средиземным морем в Н. впадает лишь один приток – Атбара. Протекая по пустыне, река мелеет, но больше всего воды теряется из-за оросит. каналов. ⇒ Египет почти не знает осадков; без вод Н. он был бы такой же мертвой пустыней, как и Сахара. В период полноводья (с июня по сентябрь) Голубой Н. и Атбара несут много ила, который при разливах остается на полях Египта. Эти многовековые отложения создали плодородную пойму, ширина которой колеблется от 0,5 до 15 км. Дельта Н. также имеет наносное происхождение. После сбора урожая (в апреле и мае) до нового разлива (т.е. с мая по июль) можно было только возделывать землю вблизи речного русла или строить ирригац. сооружения. Такие оросит. сооружения упомянуты во Втор. 11:10 , где о Египте говорится как о земле, которую надо было поливать как масличный сад. Сегодня уровень воды регулируется дамбами и плотинами, что позволяет собирать три урожая в год. На участке от второго до первого порога (от Вади-Хальфы до Асуана) река становится судоходной. Здесь на берегах Н. встречаются многочисл. следы древнеегип. культуры. В древности сильные егип. гарнизоны защищали население долины Н. от набегов нубийских кочевников. Собственно Египет с его храмами, дворцами, алеей сфинксов, обелисками и пирамидами начинается ниже Асуана, где долина реки расширяется. Несколько ниже Бени-Хасана от Н. ответвляется рукав Бахр-эль-Юсуф, текущий парал. основному потоку на протяжении свыше 300 км (⇒ Египет , IV,2). В Дельте река делится на несколько рукавов, поэтому в Библии можно встретить выражения «реки Египетские» или «воды Египетские» ( Исх. 7:19 ; Исх. 8:6 ; 4Цар. 19:24 ; Ис. 37:25 ). Роль Н. в жизни Египта всегда была огромной. Он давал стране воду и плодоносный ил. Египтяне рано научились измерять землю и строить ирригац. сооружения. Когда позднее егип. зодчие по поручению фараонов сооружали огромные памятники, то камень для них доставляли по реке – Н. был водной артерией Египта. Эту страну по праву называют «даром Нила». Поэтому так страшны библ. пророчества: «И река иссякнет и высохнет» ( Ис. 19:5 ) или «И реки сделаю сушею» ( Иез. 30:12 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010