При этом мы имеем в виду не естественные в своем роде массовые порывы или взрывы энтузиазма или паники, повышенное национальное или даже партийное самосознание. Общественная жизнь, по–видимому, невозможна без группового или национального самоутверждения и без некоторых его эксцессов. Речь идет здесь о более или менее длительных состояниях массового психоза, подстегиваемого «рессентиментом». Под «рессентиментом» понимается повышенноэмоциональный комплекс, движимый главным образом мотивами зависти и мести за свою реальную или воображаемую неполноценность, или коллективная мания величия, подобная гитлеровскому варианту фашизма. Макс Шелер вслед за Ницше справедливо придавал такое решающее значение для массовой психологии комплексу «рес–сентимента» , который он тщательно отличал от нормального духа соревнования. Главная же беда заключается в том, что массовая психология, вызванная к жизни пробуждением масс, характеризуется упрощенным мышлением (только черные и белые краски) и крайностями: апатией, легко переходящей в крайнюю возбудимость, нетерпимостью, садизмом (стремление найти «козла отпущения»). Склонность к панике сочетается тут с порывами самопожертвования («на миру и смерть красна»). Массовое подсознание патологично в большей степени, чем подсознание индивидуального невротика. Так, массовый энтузиазм легко переходит в массовую истерику. Если человек, страдающий манией преследования, опасен, ибо у него легко вырабатывается агрессивно–маниакальная реакция, то тем более опасна масса, одержимая, например, шпиономанией. И в прежнее время можно было при особых условиях стать невинной жертвой озверевшей толпы. В наше время еще страшнее масса, организованная «вождями», которые искусственно разжигают человеконенавистнические инстинкты. Психология «толпы» является лишь частным случаем массовой психологии, где стихийный садизм толпы уступает место организованному садизму . Одним словом, массовое подсознание архаично. Оно регрессирует, психологически говоря, в каменный век. Поэтому с выступлением масс на сцену истории вождями становятся гениальные демагоги, эти «великие упростители», по словам Буркхарда .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

14–17 109 . В этой группе обращаю внимание (рис. 194) на заставку Троицкой рукописи на л. 239, в снимке 25, 193. Заставка, л. 23 об. 194. Заставка, л. 239 выведенную лентой из сплошных плетенок или жгутов, с тремя рядами беленьких кружков, которым в среднем ряду дан вид жемчужин: при этом подражание природе оказалось не только в дырочках, которыми жемчужины прикреплены к ленте, но и в живописном приеме дать рельефность каждой жемчужине, оттенивши их все снизу зеленоватым отражением фона, на котором они выступают. 4 . Во второй группе орнамент из кругов или также сплетенных овалов и из решеток принадлежит к тому разряду украшений рукописей XV века, который отличается сплошным фоном, переполненным разными подробностями, а не сквозным рисунком, оставляющим под собой белые полосы и пятна писчей бумаги или ровный одноцветный фон какой-нибудь краски. Сверх того, группа эта подразделяется на два отдела: к одному принадлежат орнаменты геометрические, именно в заставках на лл. 6 (рис. 195), 26 об. (рис. 196), 207, 223 (рис. 197), 200 (рис. 198), 218, 250, 258, 270 об. и 266 (рис. 199), в снимках 5, 8, 16, 19, 24, 26 и 27; к другому – орнаменты с подробностями живописными, в заставках на лл. 168, 188, 190, 204 об., 209, 238, 253, 181, 196, 232 (рис. 200) и 247, в снимках 12, 13, 14, 15, 17, 20, 22, 23, 24 и 25. Этот последний отдел особенно отличается сплошной массой подробностей, по которой располагается общий рисунок орнамента, и по своей оригинальности и изяществу составляет существенное дополнение к образцам XV века, изданным у г. Бутовского. Эту живописность при богатстве сплошных фонов, может быть, надобно приписать к дальнейшим успехам искусства в развитии славяно-русского орнамента в XV веке, как переход уже к новому стилю, принятому в рукописях XVI века 110 . 195. Заставка, л. 6 196. Заставка, л. 26 об. 5 . Потому заставка из разряда живописных в Троицкой рукописи имеет уже вид не фантастического герба или загадочного иероглифа тератологического, а воспроизведения действительной ткани, ковра или рогожки, иногда ситца или набивки мелкого разноцветного рисунка; например, на лл.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Тут-то и сбылась давняя мечта отца Рафаила о машине. Магнитофон немедленно был продан, и отец Рафаил выторговал себе во Пскове на автомобильном рынке старенький «Запорожец». Покупка была отвратительного грязно-оранжевого цвета. Отец Рафаил сам взялся ремонтировать эту полуразбитую колымагу. Он залез в недра «Запорожца» и выбрался на свет только через месяц. Машина получилась на самом деле уникальная. Не знаю, как он этого добился, но разгонялась она до ста пятидесяти километров. Оставалось только сменить ужасную окраску. Отец Рафаил уехал во Псков на желто-оранжевом уродце, а вернулся в деревню почти на лимузине черного правительственного цвета, с белыми занавесками на задних окнах. На вопрос, почему он выбрал именно черный цвет, отец Рафаил пояснил, что на автостанции было только две краски — черная и красная. И естественно, он выбрал черный, монашеский тон, потому что не может ездить на машине цвета коммунистического флага. Думаю, это был единственный в СССР «Запорожец» представительского цвета. Никому больше в голову не приходило покрасить такой драндулет черной краской, да еще и навесить на задние стекла белые шторки, что тогда было признаком чиновничьих автомобилей. Как ни печально признать, но со стороны иеромонаха Рафаила все это было не чем иным, как явным и преднамеренным хулиганством. Особенно нравилось отцу Рафаилу дразнить важных областных функционеров. Он садился на хвост черных «Волг», долго тащился позади, а потом, когда они пытались оторваться, обгонял их на своем реактивном «Запорожце» и молниеносно уходил вперед. А уж если это была «Волга» псковского уполномоченного по делам религий Юдина, день считался прожитым не напрасно. Приходской дом в Лосицах и его обитатели Приходской дом отца Рафаила в деревне Лосицы представлял собой самую простую деревенскую избу в одну комнату. Но в остальном здесь все было необычно. На печи жил бесноватый Илья Данилович — могучий старик, который и на землю-то спускался нечасто. Никогда — ни до, ни после — я не встречал никого, подобного Илье Даниловичу: когда он начинал рассказывать (не имело значения — о давно ли минувших годах или о недавних событиях), слушатели невольно замирали, понимая, что столкнулись с чем-то совершенно уникальным. Илья Данилович обладал поистине эпическим складом ума. Наверное, за всю мировую историю так излагали только Гомер, Толстой и бесноватый Илья Данилович.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

В 7200 (1692) году марта 31, по указу Патриарха, архимандритом Царе-Константиновского монастыря Иосифом составлена опись монастыря и по его описи монастырь представляется в таком состоянии: «Лета 7200 марта 31, в Боголюбовском стану патриарш домовой Любецкой монастырь, на берегу реки Клязьмы, в том монастыре настоящая церковь во имя Успения Пресв. Богород. и на той церкви верх шатровой, а круг церкви паперти и стены церковные и кровли и паперти ветхи, в той же церкви местной образ Успения Пресв. Богор. икона большая, вкруг того образа оклад серебряной басемного дела, золочен, венцы на Спасове образе и Богородичне и ангел и апостолов серебряные, золочены резные по счету больших и малых 38 венцов, у Спасова образа цата серебряная золочена, прикладу 5 алтын копеек золоченых, у Пресв. Богор. цата серебряная золочена резная, в цате и в венце 6 каменей, привесу золоченых копеек 5 алт., икона писана на красках ветха, у той же иконе завеса крашенинная, пелена дорогильная ветха, да свеща восковая поставная писана краски, на свеще шандалы жестяные, возле той иконы образ местной Живонач. Троицы писан на золоте ветх, венец и 8 цаты серебряные золочены басенного дела, пелена ветха, у образа лампада жестяная новая кисть нитная разных цветов, возле той иконы образ местной Казанския Пресвятой Богородицы в киоте, венец серебряной золочен резного дела, в венце 4 каменя, цата серебряная резная, оклад вкруг иконы серебряной золочен басемного дела, привесу у оной иконы золоченых копеек 16 алт. 4 ден., убрус белого шелку, пелена выбойчатая, киот писан разными краски, у киота завеса кумач красной, возле тое иконы образ Николая Чуд. писан на золоте ветх, цата серебряная золочена басемная; на левой стороне образ местной Богородицы Одигитрии писан на золоте, образ Пресв. Бог . Достойно Есть Блажити Тя Богородицу, писано мелкого письма на золоте ветх, образ св. вел. муч. Парасковеи, нарицаемыя Пятницы в тяблах писан краски, на том образе 2 убруса полотняных белые, у всех трех икон пелены крашенинныя ветхи; царския двери и сень и столицы и северные двери писаны на красках, обои те двери ветхи, над царскими дверями Спасов образ деисусы и Богородицы и Предтечи архангелов и апостолов и пророков и святителей и на тех же цках, что писаны пророки, Двоенадесятые праздники, все то писано краски по счету на 24 цках ветхо, пред Спасовым образом паникадило медное малое, на нем 12 шандалов, кисть шелковая разных цветов, яблоко деревянное, в алтаре за престолом крест выносной четвероконечной большой, на нем Воскр.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

16 . Петрушка Ларионов, крестьянин вотчины Воскресенского монастыря, села Здвиженского (Дорны), делает у Стенки ж образцы сырые, а мастер сказал, что то ж краски наводит и печи делает. 17 . Алешка Левонов, крестьянской сын вотчины Воскресенского монастыря села Ивановского, делает у Стеньки ж, тож краски наводит и печи кладет. 18 . Сенка Трофимов, крестьянской сын вотчины Воскресенского монастыря села Вознесенского, делает то ж, краски наводит и печи кладет. д. Стекольчатых оконных дел мастеры: 19 . Ивашка Волчок, родом иноземец, Ошменого города, посацкого отца сын, взяли его к Москве полоном Костромичи, Дети Боярские, тому ныне другонадцатый год и, не доведши до Москвы, покинули его на дороге, потому что занемог, и обмогшись пришел в Иверской монастырь, и из того монастыря взят в Воскресенской монастырь; делает из готовых стекол окончины всякими образцы с свинцом гладкие, а не писаные, церковные главы, паяет по жести и жестяные всякие суды делает. 20 . Ивашка Иванов, делает тож, что Ивашка родом Корелянин, отец у него водовзводного дела мастер Ивашка Яковлев жил в Воскресенском монастыре с отцом своим. 21 . Зиновейка Дмитриев, учитца у мастера у Ивашка Волчка тому ныне 6 год, родом иноземец, Велижа города, крестьянской сын, взят полоном и привезен в вотчину Романа Федорова сына Бобарыкина, в деревню Кашино, а ныне та деревня за Воскресенским монастырем, по тому что тое деревню купил у него, Романа, бывший Патриарх Никон , а сколь давно ево в полон взяли и привезли в вотчину, того не упомнит, потому что был мал, а в Воскресенском монастыре как он жил, тому ныне 8 год. е. Да сверх отписки и росписки объявились: 22 . Печного дела Самошка Григорьев, делает печи и кладет в образцах, и сам белые образцы делает, родом иноземец Копоси города мещанского отца сын, взят он в Иверской монастырь, и жил в Воскресенском монастыре, тому ныне двенадцать лет. 23 . Порохового дела Ивашка Остафьев, из готовой селитры порох делает доброй, родом иноземец Смоленского Уезду, посацкого отца сын, пришел своею волею к Москве, и жил на Москве лет с 8, а Москвы сшел в Воскресенской монастырь, и жил в том монастыре года с полтретья (отметка: «В Пушкарской Приказ»).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

и вдруг каким убогим, жалким, пустым покажется сегодняшнее наше время! Как ослабела и обесцветилась наша вера! Все сегодня в нашей христианской жизни стало каким-то поверхностным, поспешным, все делается напоказ, не ради Богоугождения, вяло, безжизненно. Никто уже не напишет таких глубоких, таких духовно содержательных святых изображений, никто не станет уже так кропотливо вырисовывать каждую прожилку на бесчисленных райских цветах и не найдет терпения и времени, чтобы покрыть тонким кружевом камни стен. Интересы и вкусы людей сильно изменились, немного находится сегодня людей, действительно ревнующих о благоукрашении храма Божиего. А древние фрески все больше стареют: краски блекнут, исчезают. Черные контуры осыпались и превратились в белые: белые зрачки глаз, белые брови, разрез губ, белые «тени» на ликах, как будто изображения Святых стали негативными. Может быть, это от того, что и мир наш стал негативным по отношению к святости: черное зовется теперь белым и белое черным? Святые фигуры на фресках как будто скрываются в толщу стен от все более развращающегося человечества. Мы, современные христиане, похожи на нищих, которых позвали в трапезную по окончании великого пира собирать крохи и объедки со стола. Все званные на праздник гости, навеселившись и получив подарки, с почестями разъехались по домам. На нас стол не был рассчитан, но по милостивому снисхождению Владыки дома нам позволили «добрать» то, что осталось от обеда, и мы лишь по этим остаткам блюд и по некоторым удивительным предметам некогда пышной обстановки можем догадываться, какие чудесные события здесь происходили. Но и за это великое благо мы должны искренне благодарить Домовладыку, благодарить за оказанную нам, недостойным, милость, за то, что хоть и не роскошна трапеза наша, но все же мы сыты, и не умираем от голода. 1 Слава Богу за все! БЕТАНИЯ В XX ВЕКЕ К концу XIX века положение монашества в Грузии было весьма плачевным: еще в начале века Грузинская Церковь потеряла автокефалию, был установлен экзархат, Грузия находилась в положении провинции Российской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Посему я и прежде сказал, и теперь говорю, и не перестану говорить, что, кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и не незначительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает. О необходимости покаяния 8 . Итак, научимся уже отсюда не возвращаться к прежней блевотине (См. 2Пет.2:22 ). А о том, что нужно прежде покаяться и отстать от прежних пороков, и таким образом приступать к благодати, послушай, что говорит Иоанн, а что верховный из апостолов – намеревающимся креститься. Первый говорит: «Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам» ( Лк. 3:8 ), а второй говорил спрашивающим его: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ). Кающийся уже не принимается за те дела, в которых покаялся; посему нам и заповедано говорить: «Отрекаюсь от тебя, сатана», чтобы нам уже не возвращаться к нему. Как бывает у живописцев, так пусть будет и теперь: те, положив перед собой доски, начертив на них белые линии и набросав царские образы, прежде чем нанести настоящие краски, со всей свободой одно стирают, а другое вместо того пишут, исправляя погрешности и переделывая то, что нехорошо сделано, но когда наконец нанесут краски, то уже не властны опять стирать и переписывать, поскольку повредят красоту образа, и работа выйдет дурная. Так поступай и ты: представляй, что твоя душа есть образ. Итак, прежде чем будет нанесена истинная краска Духа, сотри находящиеся в тебе дурные привычки: клясться или лгать, или оскорблять, или сквернословить, или насмехаться, или, если имеешь привычку делать что-либо другое непозволительное, истреби эту привычку, чтобы после Крещения опять не возвращаться к ней. Купель уничтожает грехи, а ты исправь привычку, чтобы, когда уже нанесены краски и воссиял царский образ, тебе уже не стереть его и данной тебе от Бога красоте не причинить ран и рубцов. Внешние обстоятельства не могут нанести вреда душе и воспрепятствовать добродетели

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кирпич вырабатывали по 100–150 штук на человека в день. В 1720-м году заготовляли 30.000 разных моделей по 8-и рублей за 1.000 689 . В 1724-м голу подряд взял на 500.000 штук Семен Бабин 690 . Изготовляемый па кирпичных заводах кирпич перевозим был с подряда к строениям 691 . 12-го сентября 1719-го года архитектор каменного строения Христофор Кондратьев явил три модели кирпича для церкви и к палатному строению на взымзы, требуя сделать по 10.000 каждой модели. Но за поздним временем никто в этом году не взялся на заводах 692 . На кирпичных заводах изготовлялись и изразцы. В1714-м году их выделано было 4.652, в 1715-м году 6.536. Главная масса шла в Монастырь, но часть выдавалась подьячим, строившим дома, некоторая часть уходила и на сторону. Изразцы изготовлялись белые, осиновые и главным образом зеленые 693 . Монастырские «образцы» белые, осиновые и зеленые, выделываемые на кирпичных заводах 694 , сделаны были разнолично, не под один цвет, и для печей в парадные комнаты приходилось покупать не только живописные изразцы, но и белые. Гончары объясняли свою неудачу тем, что расходчик купил плохие краски 695 . В сентябре 1724-го года кирпичных заводов надзирателю Никите Бегетеву велено, чтобы монастырские гончары сделали для опробации кафли на печь из синей глины, которую доставали при Невском из Черной речки. Проба оказалась неудачною, так как, оказалось, сделанные из этой глины кафли «в сырье садятся, а в сушке колются» 696 . Делали и черепицу. В апреле 1716-го года из Данцига архимандрит Феодосий пишет Рубцову: «черепицу велите делать нынешнего лета со тщанием неотложно и кафельного мастера до моего возвращения не отпущайте, смотрите прилежно, чтоб данных ему учеников учил тщательно» 697 . В мае 1716-го года умер мастер кафельного дела 698 . Рубцов недоумевал, делать ли черепицу, и кому делать 699 . Черепицу пришлось купить на казенных заводах – в ионе 1716-го года 700 . B июне 1724-го года на кирпичный завод прислан был архитектором мастер Марк Ефимов с подручными – обучать делать черепицу – гладкую и с крюками. С 4-е июня по 10-е сентября сделано было ими черепицы 28.400, тысяча обошлась за работу по 2 рубля 16 алтын 3 деньги. Другие партии обходились уже на 5–10 алтын дешевле. Столько же приблизительно стоил и обжиг черепицы, так что в итоге черепица обошлась по 2 рубля 20 алтын за тысячу, а за выключением лома – по 5 рублей 20 алтын 2½ деньги 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010