Скачать epub pdf Жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского 587 Родился Иоанн 18 октября 1829 года старого стиля, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского 588 , в честь которого он и наречен. «Новорожденный был до того слаб и хил, что родители не надеялись, что мальчик проживет даже до следующего дня, почему в ночь рождения поспешили его окрестить» 589 . Иван Ильич Сергиев, впоследствии прославившийся во всем православном мире протоиерей Иоанн Кронштадтский , родился в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Село расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, в 500 примерно верстах от Белого моря. Невдалеке от села большие холмы, белые алебастровые скалы с пещерами, леса, луга... В лесу много зверей и птиц... Во всем этом мощь, сила. Зато самое село и все вообще созданное там руками человека скудно, бедно: скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные, и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн, – не избушка, а, скорее всего, ветхая лачуга. Отец Ивана – Илья Михайлович Сергиев был псаломщиком местной сельской церкви и не очень грамотным человеком, а мать Феодора Васильевна еще менее сильная в грамоте женщина. Об отце сведений дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере, 350 лет. Среди скудости сельской жизни и быта единственным местом, где для мальчика открывалась сила человеческого делания, был Храм. В нем находил он и слова, и звуки, и краски – словом, все основное, в чем может выразиться человеческий дух. Отец постоянно брал сына на богослужения, а дома рассказывал ему иногда что-либо о Христе и о святых... «С самого раннего детства, как только я помню себя, – пишет отец Иоанн в автобиографии, – лет четырех или пяти, а может быть, и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным примером сделали из меня религиозно настроенного мальчика». Кроме того, с тех пор как он начал свободно читать, стал он находить постоянную опору и в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 205  голосов:  3.9 из  5) Свидание Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, я надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-okhotni...

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке. Наступило то время сумерек, когда фонари еще не горели, но могли вот-вот зажечься. И от этого «вот-вот», от ожидания внезапно вспыхивающих фонарей у меня замирало сердце. Тот зимний вечер в последний день девятнадцатого века не был похож на все остальные. Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что, казалось, с неба слета- ют на город легкие белые цветы. И по всем улицам слышался глухой перезвон извозчичьих бубенцов. Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации. Около елки лежала толстая книга — подарок от мамы. Это были сказки Христиана Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски. Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом — сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу. С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые. Это я понял гораздо позже. Андерсен научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. Тогда я уже знал пушкинские слова «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» и был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали.

http://foma.ru/est-li-bog-v-skazkah-ande...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.3 из  5) Глава 1. Белый дом с зелеными ставнями 1 Река Остер Спрыгнув с подножки поезда, мальчик в гимназической тужурке поднял воротник и двинулся по перрону. Моросил мелкий дождь. Сквозь мокрую пелену смутно угадывались: вокзал, большие, оштукатуренные буквы «Нежин» и керосиновый фонарь над дверьми, куда ныряли прибывшие бобруйским поездом пассажиры. На высоких козлах, укрывшись с головой попоной, спал извозчик. Дремала и лошаденка. – До города довезете? – окликнул мальчик. – Тридцать копеек, – пробурчал из-под укрытия сиплый голос. – Дешевле, барич, по вечернему делу никак нельзя. Бросив вперед чемодан, мальчик проворно залез в пролетку и прикрыл ноги кожаным фартуком. Лошадь, с трудом вытаскивая копыта из липкой грязи, побрела по размякшей проселочной дороге. Когда добрались до постоялого двора, хозяева уже спали. Ворча и спотыкаясь, чумазый мальчишка-половой зажег стеариновую свечу и отвел постояльца в свободную комнату. Ложиться было неохота. Не отпускало возбуждение от первого в жизни самостоятельного путешествия. Да, по правде говоря, и простыни на кровати выглядели сомнительно. Миша подошел к окну. Над Нежином пылал закат. На белые оштукатуренные стены одноэтажных домиков падал розовый отсвет, вечерние сады сливались в единое густо-зеленое шелестящее море. Пять золотых куполов собора сверкали в уходящем солнце. Мальчик распахнул окно. Запах осенних листьев, зрелых яблок, влажной травы, мешаясь, охватил его. Закатный луч упал на плывущий над куполами крест, и на мгновение показалось, что он горит – малиновые, алые, пурпурные краски захватили, заиграли на золотой крестовине и слились вдруг в кровавый красный цвет. Спал Миша плохо. Сомнения насчет простыней оправдались полностью: клопы. Утром вчерашний мальчишка объяснил постояльцу, как найти Лицей, и с неожиданным энтузиазмом вызвался проводить. Не будь провожатого, потонуть бы Мише в непросыхаемой луже, той самой, которую воспел в «Мертвых душах» читанный-перечитанный Гоголь. Чумазый Вергилий вовремя ухватил подопечного за рукав и благополучно доставил к речке. На узкой, недвижной ее поверхности, где, перемежаясь с зелеными бликами, быстро мелькали серебристые тени, уткнувшись носом в прибрежные кусты, стояла лодка. В ней, опершись на воткнутое в воду весло, ждал кого-то старик в накинутой на плечи серой хламиде.

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Ранняя весна в старинных русских городках отличается обычно своим суровым и непредсказуемым нравом: то внезапно пробежит по улицам веселой капелью оттепель, до вновь закружит и завьюжит густая метель, укутав купола соборов и крыши домов белоснежным покрывалом. Но обычно на праздник Благовещения уже чувствуется уверенная поступь весны: городские улочки словно оживают, празднично принарядившись, на деревьях распускаются почки, кое-где на проталинах зеленеет молодая травка. На представленном полотне художник мастерски передает это радостное, звонкое весеннее настроение, хотя зима и не спешит отдавать свои права. Еще промозгло и холодно на безлюдной улице, краски не так ярки на фоне серого пасмурного неба, на котором видны сквозь пелену облаков нежно-голубые проблески. Вдали робкие лучи закатного солнца окрашивают небосвод в нежно-розовый цвет. Белые березы задумались о чем-то, медленно пробуждаясь от долгой зимней спячки, насыщенный влагой воздух прозрачен и чист. Прекрасен и наряден храм Федоровской иконы Божией Матери, выкрашенные зеленой краской купола гармонично сочетаются с изумрудной травкой, пробивающейся робко на образовавшихся проталинах. Важно по тротуару прогуливаются голуби, все вокруг наполнено свежестью и каким-то особым радостным настроением, предчувствием грядущих Светлых пасхальных дней. Благовещение как бы предвозвещает Рождество Спасителя, Его крестную смерть и Воскресение. Подобно голубому плату простирается небосвод, будто слезами радости Пресвятой Владычицы омыты улицы. Светло и радостно на душе. Художник виртуозно передает это весеннее настроение, как бы играя приглушенными тонами, создавая особую симфонию красок, наполняя поэтичной мелодией полотно, погружая зрителя в атмосферу праздника, посвященного Благой Вести, открывающей врата к спасению людского рода. История Федоровский храм относится к числу типичных для своего времени построек и является ярким представителем периода зрелого ярославского зодчества, отличаясь лишь невероятной простотой декоративного оформления. Четверик храма – особенно крупный, но выполнен довольно просто, ведь лопатки выявляют четырехстолпное строение, при этом арочные оконные проемы совершенно лишены наличников. Входные проемы изначально были обустроены с западной, южной и северной сторон, и их оформляли небольшие крылечки. В первые десятилетия 18 столетия их разобрали, а сам четверик был обустроен приземистыми крытыми галереями. В 1736 году было пристроено с западной стороны высокое крыльцо, оснащенное тройной аркой и ажурным изразцовым поясом.

http://azbyka.ru/art/blagoveshhene-fedor...

Археологи обнаружили старинное надгробие XVII века, принадлежащее Анне Ртищевой 29 июня. ПРАВМИР. На улице Большая Лубянка в центре Москвы археологи обнаружили старинное надгробие XVII века, принадлежащее Анне Ртищевой, супруге приближенного царя Петра I. Плита из белого известняка была обнаружена при прокладке водопроводных труб и подготовке к благоустройству. Артефакт увидели в траншее, вырытой вдоль стены Сретенского монастыря, сообщает сайт мэрии Москвы. «Археологи объясняют уникальность находки тем, что плита не белого цвета, ее фронтальная часть выкрашена синим. Хорошо сохранилась не только краска, практически полностью читается надпись, высеченная на надгробии. Размеры находки 68 на 68 сантиметров, толщина плиты — 10 сантиметров», – говорится в сообщении. По словам руководителя департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова, обнаружить выкрашенную могильную плиту того времени — большая редкость. «Долго считалось, что все они белые только потому, что нестойкие краски полностью сходили с течением времени», – сказал Емельянов. Найденная плита относится к типу закладных надгробий, которые устанавливали в стену храма над местом погребения или рядом с ним. Надпись на ней выполнена в обронной технике: рельефные буквы высечены из камня пятистрочной вязью. Надпись практически полностью удалось восстановить. Она гласит: «Лета 1678 октября, в 31-й день на память святых апостолов Стахия и Амплия и иже с ними, преставися раба Божия боярина князя Петра Прозоровского жена княгиня Анна (погребе) на ноября в 1-й день». Анна Ртищева была представительницей знатного боярского рода. Она вышла замуж за Петра Прозоровского (1644–1720) совсем юной и прожила с князем почти 20 лет. Умерла Анна Ртищева молодой, ей едва исполнилось 35 лет. Петр Прозоровский не женился снова и прожил вдовцом до конца своих дней. Дочь Петра Прозоровского и Анны Ртищевой получила от родителей большое наследство и вышла замуж за князя Ивана Голицына. Она стала одной из первых придворных дам при Екатерине I.

http://pravmir.ru/nadgrobie-suprugi-spod...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина посвящена Воскресению Христову. Художник  повествует о женах-мироносицах: Марии Магдалине, Марии Иаковлевой, Саломии, пришедших после Распятия помазать тело Спасителя благовонными маслами, и увидевших, что гроб пуст. Их встречает Ангел Господень, открывающий им тайну Воскресения Христова: «И войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись…» ( Мк.16:6 ). Описание Перед зрителем представлена встреча жен-мироносиц с Ангелом. Сидящие возле входа в пещеру жёны одеты в темные траурные одежды, их лица выглядят уставшими и изнеможденными от пережитого горя. Три женщины заглядывают в Гробницу, заполненную ярким ослепительным светом. Однако перед их взорами предстает нечто неожиданное – камень от гроба оказывается отвален, а могила пуста. Испуг и недоумение читаются на лицах двух святых жен, растерянность ­– в позе третьей, представленной спиной к зрителю, упавшей на колено и ухватившейся в смятении за край Гробницы. В этот момент перед ними предстает Ангел, провозглашающий радостную весть  о том, что Христос не умер, Он воскрес из гроба. Художник изобразил его в потоке яркого света, льющегося из пещеры, с поднятой вверх правой рукой, словно останавливающим траурную процессию. Художнику удалось передать сильное смятение на лицах женщин, их сомнение в явившемся видении. Кажется, что они ещё не до конца поверили словам Ангела, они все ещё подавлены горем, которое читается в их глазах. Движение, развивающееся по диагонали в глубину, при этом снизу вверх, обостряет драматичность представленной сцены. Композиция построена так, что зритель находится справа, смотрит на изображенную сцену снизу и оказывается вовлеченным в происходящее, словно заглядывая в Гробницу вместе с женами-мироносицами. Фигуры даны в необычном ракурсе – со спины, взгляд женщин обращен в просвет пещеры, в которой виден златокудрый Ангел, облаченный в белые одежды. Художник использует приглушенные оттенки для изображения окружающей обстановки и более насыщенные краски для того, чтобы выделить фигуры. Хорошее знание художником анатомии позволило ему с необычайной точностью передать позы женщин. Сама картина отражает смешанные чувства грусти и воодушевления одновременно. История

http://azbyka.ru/art/svyatye-zheny-u-gro...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Образ жизни " - авторский радиоцикл протоиерея Алексия Бачурина, клирика Спасо-Влахернского монастыря Дмитровского района 03.01.2023 20:31 Протоиерей Алексий Бачурин Мир уже на уровне законов диктует нам, что родители и педагоги не имеют права не то что наказать чадо, а даже и запретить ему что-либо. Ложная свобода и вседозволенность уводят от Бога, а стремление к развлечениям и отвлечению от главного дела христианина – одна из самых востребованных ценностей со времен грехопадения. Современный человек по слабости в вере нуждается в утешении и ищет его всюду. Даже во многих храмах у нас теперь преобладают светлые краски, белые иконостасы, огромные окна, чего не было в древних церквях. Мы не терпим ничего, как нам кажется, темного и мрачного. А надо бы находить утешение не во внешнем, часто ложном благолепии, а в исполнении заповедей Божиих, недаром же и сам Дух Святой назван Утешителем. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 05.01.2023 - 10:11 Батюшка пеняет миру, что ему : Батюшка пеняет миру, что ему не говорят о Христе. Ну вот же, пришла в подворотню Манга. Порадуемся? Нет, погончики не нравятся. Как-то надо определиться. Непонятно, как в храм к батюшке попала манга и кто и с какой целью просит педалировать из передачи в передачу эту тему. Давайте покритикуем распятия, на которых убитый Христос, а не живой и обнимающий мир с креста, как на крестах священников? Ведь неканоничное католическое распятие в большинстве храмов. А иконы, а архитектура? По предлагаемым батюшкой канонам нужно будет переделать и перерисовать много чего. Не надо ожидать(как сказал сам батюшка) от продукта субкультуры таких же чувств, как от встречи с Патриархом. Манга - это не путь христьянина, оставьте её за воротами церкви. Кто и с какой целью с помощью критики манги пытается потопить отца Павла? Долг христьянина-укрепляться - несомненно, но невозможно наставлять тех кто вне храма. Манга- это указка на храм и веру православную, а не сама вера. Это очевидно. Почему бы не взяться за критику иллюстраций Доре к библии? Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2023/01/03/20-3...

Хотимль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения сооружена из кирпича, оштукатурена и покрашена в два цвета: желтый фон и белые детали; в архитравах, базах и капителях пилястр и колонн применен белый камень. Выполненный в стиле раннего классицизма храм редкого для 19 в. двустолпного типа. Высокий трехсветный четверик завершен пятью главами со сравнительно небольшими цилиндрическими барабанами (центральный - световой). Низкий и узкий прямоугольный алтарь заканчивается с востока полукружием апсиды, равновысокая ему прямоугольная трапезная чуть шире четверика. Подчеркнутая пластичность декора близка барокко. Четверик разделен антаблементом на два яруса (нижний - в два света) и украшен в вынутых углах пучками из трех колонн и парными пилястрами в простенках. В центре боковых фасадов в более высоком нижнем ярусе поставлены портики входов, охватывающие проемы обоих светов, с двумя парами массивных тосканских колонн на постаментах и пологими фронтонами. Рамочные наличники прямоугольных окон с консолями или восьмигранными нишами под подоконниками увенчаны в первом и третьем свете оригинальными, очень рельефными треугольными сандриками. Несколько более скромное убранство (пилястры, простые наличники, филенки) имеют фасады алтаря и трапезной; западный вход последней также отмечен портиком. Сложная система перекрытия основного объема, с двумя столбами по оси север—юг и подпружными арками между ними и стенами, восходит к 17 в. Столбы (внизу квадратные, а вверху крещатые) поддерживают коробовые своды центрального нефа, переходящие в сомкнутый свод в середине между столбами, прорезанный световым кольцом барабана; четыре ячейки боковых нефов перекрыты половинками сомкнутых сводов. Алтарь имеет коробовые своды с конхой, в трапезной система крестовых и цилиндрических сводов опирается на два сдвинутых к западной стене столба и пилястры против них на стенках. Росписи маслом (сюжетные композиции) и клеевыми красками (гризайльный орнамент) исполнены в 1-й пол. 19 в. в стиле классицизма. Подчеркнутая монументальность композиций, их несколько мрачный пафос и натурализм, скульптурность в изображении фигур придают яркую выразительность этому произведению. Фон стен — бирюзово-голубой. Краски потемнели, в настоящее время они глухие коричневые, серо-синие и темно-красные.

http://sobory.ru/article/?object=07742

По молитвам к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой «Достойно есть» (Милующая), которая находится в храме села Беловка Богатовского района Самарской области, от неизлечимых болезней исцеляются дети и взрослые. У святой иконы «Достойно есть!». Слева – настоятель храма иерей Сергий Ельченинов Первое чудо исцеления – История о том, как появилась в нашем храме эта икона Пресвятой Богородицы, пока не разгадана, – говорит настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы священник Сергий Ельченинов. – Так вышло, что однажды утром мы открыли храм и увидели большую икону. Была она темной, почти черной, без рамки. Никто из служителей храма также ничего не мог сказать о ее нежданном появлении. Перед святым образом отслужили молебен. Конечно, мы порадовались, что в храме стало одной иконой больше, но со временем об этом случае стали забывать… Но вот три года назад, на вечернем Богослужении в праздник Святой Троицы, случилось необычное. Я находился в алтаре, когда вдруг заблагоухала икона «Достойно есть». По храму разлился необыкновенный аромат, чем-то напоминающий запахи весенних полевых цветов, но более сильный. Немногочисленные прихожане радовались как дети… Об этом случае взволнованный священник сразу доложил благочинному. Тот ответил: «Если это от Бога – Господь Сам решит, каким быть дальнейшему…». А дальше события развивались так. Черная икона стала сама собой обновляться. Словно чья-то невидимая рука смывала темные краски – и обнаруживались краски белые, синие, розовые, красные. Вскоре уже можно было прочитать буквы на свитке, который держит Младенец Иисус. Вскоре случилось первое чудо исцеления. …Эту женщину-алкоголичку знали многие. В конце восьмидесятых годов прошлого века ее муж занимал высокие административные должности в руководстве Самарской области. Когда КПСС потеряла власть, эта семья потеряла смысл жизни. От переживаний муж-чиновник умер, а жена запила горькую. Ее много раз пытались лечить, но безрезультатно. В конце концов от нее отказались родители и дети. В некогда богатой квартире остался только холодильник – все было пропито.

http://pravoslavie.ru/36942.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010