Рассуждая о преобразовательном значении перехода Иудеев чрез Чермное море, св. Иоанн Златоуст приводится мыслью сопоставить понятия образа – τυπος и истины – αληθεια, т. е. отображения реальности и самой реальности. Часть 22 Что же такое тень и что истина? Мы обратим речь к изображениям, которые пишут живописцы (заметим, что хорошие иконописцы назывались и у нас, и в Греции живописцами, зографами и изографами). Ты часто видел, как на царском изображении, закрашенном темной (κυανω – собственно темно-синей, цвета ночного неба) краской, живописец проводит затем белые линии (γραμμας) и изображает царя, и царский престол, и коней, и предстоящих ему, и копьеносцев, и врагов связанных и поверженных. Но, видя вместе эти абрисы, ты и не все узнаешь, и не все понимаешь; но что рисуется человек и конь, не ясно… а какой это царь и какой враг, ты не очень отчетливо видишь, пока наложенные настоящие краски не изобразят лица их и не сделают их яснейшими. Поэтому, как в этом изображении ты не требуешь всего прежде наложения красок, но, хотя бы ты получал некоторое неясное представление о предмете, считаешь картину довольно совершенною, так рассуждай и о Ветхом и Новом Завете и не требуй от меня всего точного представления истины в образе; тогда мы и будем иметь некоторое сродство с новым, и тот переход (чрез Чермное море) с нашим крещением. Там вода, и здесь вода; здесь купель, и там все: в этом сходство. Хочешь ли теперь узнать истину этих оттенков? Там чрез море избавились от Египта; здесь (чрез крещение) – от идолослужения; там потоплен фараон, здесь – диавол. Там потонули египтяне, здесь погребается ветхий, греховный человек. Видишь сходство образа с истиною и превосходство истины пред образом. Образ не должен быть совершенно чуждым истине – иначе он не будет образом; но, с другой стороны, он не должен быть и равным истине – иначе он будет самою истиною, а должен оставаться в своих пределах, и не иметь всего, и не быть лишенным всего, что имеет истина. Если бы он имел все, то был бы самою истиною, а если будет лишен всего, то не может быть образом; но он должен одно иметь, а другое оставить истине. Итак, не требуй от меня всего в событиях Ветхого Завета; но, если получишь некоторые малые и неясные намеки, принимай это с любовию. В чем же сходство этого образа с истиною? В том, что там все и здесь все: там посредством воды, и здесь посредством воды; те освободились от рабства, и мы – от рабства, но не такого: те от рабства иноплеменникам, а мы от рабства греху; те приведены к свободе, и мы также, но не такой, а гораздо лучшей. Если же наши обстоятельства лучше и превосходнее тех, не смущайся этим. Таково особенное свойство истины – иметь великое превосходство пред образом, но не противоположность и не противоречие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Во времена Ветхого Завета Бог обитал в Скинии и храме, но только образно, по отношению к Новому Завету; а по исполнении времен вся полнота Божества уже не образно, но действительно открылась в Лице Богочеловека Иисуса Христа. Еще, слову: стене противополагается у Апостола образ вещей или, как объясняют сие слово, сущность, истина вещей 5 . Эта метафора, изображающая типическое отношение Ветхого Завета к Новому, заимствуется из области живописи; св. Златоуст так объясняет сие подобие: «Что такое тень, и что такое действительность? Мы приложим сие слово к картинам, которые пишут живописцы; ты часто видал, как пишут портрет царя: прежде, наводят грунт; потом, живописец проводит белые линии, и изображает царя, трон царский, и при нем всадников, побежденных неприятелей, и подданных. Впрочем, когда ты смотришь на сии очертания и облики, – ты и знаешь и вместе не знаешь, что такое написано: знаешь, что обрисованы люди, а не знаешь ясно, кто царь, и кто неприятель, пока, наконец, живые краски верно не обозначат лица. Посему, как в том изображении не узнаешь всего, прежде нежели оно покрыто будет живыми красками; но если получишь некоторое темное познание о предмете, то и думаешь, что очертание довольно совершенно: так разсуждай и о Завете Ветхом и Новом; не ищи в образе полной действительности, смотри только на сходство фигуры с действительностию и на преимущество действительного пред его образом» 6 . Еще у Апостола встречаем подобозначущее прообразованию понятие: πδειγμα, образец; Евр.8:5, 9:23 , говорится, что ветхозаветные священники служат образу небесных, т. е., все действия обрядового закона имеют целию будущие события из жизни Христа и Церкви, которые они предъизображают собою. Сему понятию противополагаются понятия: πουρνια και αληθιν ( Евр.9:24, 8:5 ), которыми выражается отношение прообразовательных действий к самой истине небесной ( Ин.1:17 ), принесенной на землю Спасителем. Ибо, как в воде отражается звездное небо, и как в зеркале изображается вид человека, существенно отличный от изображаемого: так и в Ветхом Завете предъизображены Лице и жизнь Искупителя, и сие изображение (πδειγμα) не есть самая действительность, но слабое изображение ее, по которому можно было бы иметь разумение о действительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Необыкновенно яркие красные розы услышали от человека, что он так старательно за ними ухаживает, что просто стыдно им быть такими бледными. Оранжевым ноготкам человек сказал, что они слишком оранжевые, что маленьким цветкам неприлично быть яркими. А желтые золотые шары оказались виноваты в том, что сколько их ни тряси, не упадет ни одной золотой монетки. Только зря называются золотыми. Зеленую траву человек упрекнул в том, что она лохматая-косматая, хотя раньше считалось, что трава просто густая и пышная. Голубым незабудкам человек сказал, что скромность — это хорошо, но не до такой степени, чтобы разглядеть было трудно. Синие колокольчики оказались виноваты в том, что не умеют звенеть так же, как серебряные колокольчики-звоночки на дверях дома. Фиолетовым тюльпанам человек сказал, что, сажая их луковицы, хотел, чтобы выросли белые цветы, а потому, оказавшись фиолетовыми, тюльпаны очень огорчили, а может, даже обманули его. В общем, для всех цветов неизвестно откуда взялись у человека недобрые слова. В конце концов, окинув взглядом цветы, человек сказал еще несколько слов: — Да и какая от всех от вас польза? Выполоть вас! С корнем вырвать надо, а двор асфальтом залить! Человек и сам зажмурился, услышав собственные страшные слова. А цветы… Цветы и трава так испугались, что мгновенно потеряли свои яркие чудесные краски и стали серого цвета. Цвета серых мышей или даже крыс. Солнце вздрогнуло, увидев, что случилось, вздрогнули легкие облака, застыло небо, радуга качнулась. Ты ведь помнишь, что в те давние времена радуга каждый день сияла. Нужно было что-то делать. И быстро! Пока зажмурившийся человек не открыл глаза. Пока не увидел, что серыми стали цветы. Людям нельзя видеть серые цветы — это очень, очень опасно… И тогда семицветная радуга в один миг бросила свои яркие ленты цветам: розам — красную, ноготкам — оранжевую, золотым шарам — желтую, траве — зеленую, незабудкам — голубую, колокольчикам — синюю, тюльпанам — фиолетовую. Цветы стали еще прекраснее. А человек, уже, конечно, открывший глаза, стал прежним. Таким, как вчера, позавчера, раньше. Его собственные злые слова будто окатили его ледяной водой, в которой растворилась обида и несправедливость. Осталась, правда, легкая головная боль. Но она скоро пройдет. Человек попросил у цветов прощения.

http://azbyka.ru/fiction/skazki-dlya-dob...

У мною почитаемого Виктора Викторовича Конецкого есть такое интересное наблюдение. Если ты, став дедушкой, сидя в ванной, вдруг принялся играться игрушками твоего внука, то знай, это тебе привет с того света. Старики исподволь, не осознавая, начинают готовиться к уходу, и тогда обостряется желание внимательнее рассмотреть и познать то, что всю жизнь тебя так привычно окружает и мимо чего ты проходишь и не обращаешь никакого внимания. Смотрю на фотографию моей внучки: она сидит на каком-то берлинском лужке перед каким-то мемориальным зданием и внимательнейшим образом изучает одуванчик. Когда-то раньше я тоже срывал эти белые пушистые шарики, дул на них изо всех сил и смотрел, как разлетаются в разные стороны их маленькие парашютики. Потом перестал это делать – недосуг, да и по-детски всё это как-то. А теперь мы вместе с Лизаветой снова дуем на цветок, и меня на самом деле это увлекает. photosight.ru. Ник (Арадан) Столько лет под моим окном каждое лето стрекочут кузнечики, а как они это делают, никогда не видел. Скажу больше, мне было совершенно безразлично, как они это делают, до тех пор, пока этим вопросом не заинтересовалась моя внучка. Мы-таки нашли большого зелёного кузнечика «Кузю», который сидел на веточке высокого куста, прямо напротив наших глаз. Когда мы приблизились к нему совершенно и, отведя в сторону другие ветки, увидели стрекочущего Кузю, то поразились, с каким самозабвением он это делал. Мой «львёнок» тут же решил схватить кузнечика, но я объяснил ей, что крошечный скрипач так увлёкся своей маленькой скрипочкой, что потерял всякую осторожность. И что он так старается, чтобы всех нас порадовать своей виртуозной игрой. – Нельзя обижать музыканта, малыш. Иначе мир потеряет свои привычные краски, а наша жизнь станет серой и скучной. Вот попытался бы я то же самое про маленькую скрипочку и про кузнечика «Кузю» рассказать Лизаветиной маме или тому же отцу благочинному – представляю, как бы они на меня посмотрели. А Лизавета поняла. Наверно, наши души – детей и стариков – способны входить в некий неведомый науке резонанс.

http://pravmir.ru/ispoved-gastarbajtera/

— Как, ещё красивее?! — удивился Кирилл. — Но ведь и эти — просто шедевры мировой живописи! — Дело не в красоте, — ответила Наташа, — видишь, что здесь нарисовано? Тут — все отмечают Рождество. Шарики старинные, для художника это современные костюмы. А на остальных трех шариках — само Рождество. Вот здесь волхвы, а здесь пастухи идут поклониться Младенцу Христу. Видишь? А на пятом шарике было само Рождество — да он вот какой, смотри, я нашла в Интернете! — и Наташа показала ему фотографию на большом листе. Краски были блеклые, но можно было всё-таки разглядеть неимоверную красоту последнего шарика. Очевидно, он был из одного набора с остальными: такие же цвета и линии рисунка, но что-то неуловимое отличало его, какая-то серьезность, словно это была уже не совсем ёлочная игрушка, а что-то большее. Кирилл разглядел под сводами пещеры ясли, от которых исходил ослепительный белый свет, Марию и Иосифа, склонившихся над яслями, стоящий вокруг скот. Над пещерой сияла звезда. За её пределами кружили такие же белые вихри, что и на остальных, и сплетались в удивительный узор. — Вот это да... — прошептал Кирилл. — Видишь? И без этого шарика все остальные не имеют смысла, потому что детям нечего праздновать, волхвам и пастухам некуда идти. Нет даже звезды, — Наташа печально смотрела на картинку, — без этого шарика наша ёлка никогда не станет самой прекрасной. — До чего же необычные игрушки! Но, послушай, раз он тебе так нравится, этот шарик, ведь тебе рано или поздно кто-нибудь его подарит, правда? Наташа покачала головой: — Нет, Кирюшка. Это очень, очень редкий набор. Мне и эти-то достались чудом. А шариков с Рождеством — я узнавала — осталось, по-видимому, всего два на свете. Один в Америке — это он тут и сфотографирован, но с ним хозяева ни за что не расстанутся. А второй когда-то был в России, но его след давно потерян. Так что бесполезно и надеяться. У Кирилла ещё шли последние в четверти уроки — выставление оценок, поздравление с праздниками, ну и так далее, а у первоклассников уже начались утренники. Когда он остановил Мишу около его класса, тот был в костюме прекрасного принца, хотя очки по-прежнему не снял.

http://foma.ru/samaya-chudesnaya-elka.ht...

— Второй тип проявлений стресса — эмоционально-психологический. Сниженный эмоциональный фон, апатия, уныние, не радует даже то, что радовало раньше.  Например, я не могу без отвращения думать о своих пациентах, я теряю интерес к научной деятельности. Тягостное ощущение, что все пропало, все усилия бесполезны, все тлен, бессмысленность и пустота. Мне один врач так это описывал: «У меня все было в сером цвете. Такое ощущение, что все краски поблекли». — Очень похоже на описание депрессии. А выгорание и депрессия — это разные явления? — Мне очень понравилось объяснение, которое я нашла в одной из научных англоязычных статей. Выгорание — крайнее проявление длительного, неконтролируемого, плохо пережитого стресса. У него, в свою очередь, есть четыре фазы. Так вот, последняя фаза, крайняя степень выгорания — это и есть депрессия.  С депрессией невозможно бороться вне контекста медикаментозной либо психологической поддержки, самому ее не победить. Наивно предполагать, что можно мобилизоваться, собраться, отдохнуть, взять себя в руки, в общем что-то такое сделать, чтобы победить выгорание. Если врач уже находится внутри выгорания, он нуждается в профессиональной поддержке, психологической и, возможно, психиатрической. — Поведение при выгорании как меняется? — Человек стал более агрессивным, конфликтным, раньше ссорился с домашними раз в неделю, а теперь — дважды в день. Или не может заставить себя, придя домой, разговаривать с домашними, все время молчит. Поскольку одним из признаков выгорания является неспособность чувствовать, то если спросить у человека: «Что ты чувствуешь?», он ответит: «Не знаю, у меня нет ощущений, я как будто замерз». Нарушения сна — один из самых первых тревожных сигналов. Не могу заснуть, не могу проснуться, просыпаюсь посреди ночи. Одна, две ночи — не показатель, а если это длится больше четырех-шести дней — это однозначный повод обратиться к специалисту. — А сны могут говорить о выгорании? — Кто-то видит сны, кто-то не видит, кто-то видит черно-белые, кто-то цветные. Сомнологи говорят, что на самом деле все видят, но не все запоминают. Здесь ключевым критерием является «не так, как раньше». Раньше никогда не видел сны, а теперь начал. Или наоборот: раньше всегда видел сны, а теперь сплю как убитый, тяжелым, свинцовым сном, вообще снов не помню. Любые изменения — повод задуматься: что со мной происходит? Спросите: «Что я могу сделать для тебя?»

http://pravmir.ru/vygoranie-tam-gde-besp...

Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. V век      Приземистое здание обнимает входящего целиком. Купол и своды бездонно глубокого синего цвета, цветочно-звёздные россыпи переливаются на расстоянии вытянутой руки. 446 год. Ты ожидал увидеть уцелевшие фрагменты — но сверкающими камушками заполнено всё пространство — купол, стены, арки и даже пол. Ты внутри калейдоскопа! Над входом в мавзолей — прекраснейшее создание раннехристианского искусства — Христос в образе Доброго Пастыря, сидящий на камне, окружённый стадом белых овец. Спаситель здесь юный, как само христианство, ещё похожий на Орфея. Это, наверное, самая удивительная композиция из всех равеннских сюжетов, совершенная, нежная. Уже 16 веков эти смиренные райские краски так внятно говорят о любви Божией к миру, как мало какие слова. «Тихое успокоение по смерти и надежда на жизнь небесную, светлую — такой мыслью руководились, очевидно, украшавшие усыпальницу, и эту мысль постигаешь вполне, пробыв здесь некоторое время», — писал искусствовед Редин. Искусные греки помещали неподвижные фигуры на фоне пёстрой, стремительной, богатой динамики орнамента. Иначе работали итальянцы: линии плавны, золото используется осторожно, узор прост и выразителен. Райские фонтаны, пышные гирлянды зелени, цветов и фруктов ещё так реалистичны, и апостолы облачены в белые римские тоги. Мавзолей долгое время считался усыпальницей императрицы, женщины драматической и яркой судьбы. Удивительно, как в наш жадный до приключений век Голливуд не ухватился за столь привлекательный сюжет. Галла Плацидия была дочерью Феодосия Великого — последнего императора неразделённой империи — и младшей сестрой императора западной её части Гонория. В результате попыток сената спасти гибнущий Рим в 409 году Галла оказалась в заложницах у вестготов. Вскоре новый вестготский король Атаульф сделал её своей женой, и благородная римлянка стала королевой варваров. Она родила сына, через год овдовела и стала предметом торга: императору Гонорию удалось обменять сестру на несметное количество зерна. Возвращённую Галлу немедленно, против её воли, выдали замуж за полководца, которому суждено было впоследствии стать императором. В браке с ним родила сына Валентиниана, будущего императора, и дочь Гонорию, которая прославилась благодаря дикой выходке. Чтоб избежать брака с престарелым сенатором, она предложила себя в жёны гунну Атилле, отправив ему своё кольцо. Гуннский вождь не преминул воспользоваться случаем и направил на Италию свои орды: где тут моя невеста? Ему не терпелось заполучить в приданое часть Западной империи. Интересно, что косвенным результатом причуд Гонории стала Венеция: первой под удар гуннов попала древняя Аквилея, жители которой устремились на запад, в лагуны, и основали Светлейшую…

http://pravoslavie.ru/76383.html

Красивая женщина с длинными волосами, глаза подкрашены розовыми тенями. Ее родители и муж пока выбраться не могут — записались к перевозчику, но никого не пропустили, машину развернули назад. Сейчас сидят где-то в деревне. Даня с мамой остановились у знакомых. Возвращаться домой не будут. — Попробуем здесь обустроиться, будем смотреть. Я как раз сегодня после обеда узнала, что тут можно консультацию получить насчет садика.  — А деньги есть у вас? — Нет у нас ничего… Вчера вот сходила в соцзащиту, написала заявление. Сказали, 10 тысяч в течение месяца. — Мама, ну есть тут краски-карандашики? Из канцелярки для Дани находятся два маркера, две синие ручки, простой карандаш, альбом. Маме дают продуктовый набор. За ними женщины в очереди знакомятся, обмениваются новостями. — А ты с откуда? — С Северодонецка. У нас был дом. Мама, я — нас восемь человек выехало. У меня пятеро детей, младший — семимесячный. И сегодня все добомбило. У нас осталась одна земля с кирпичом. Было три прилета, когда мы тикали 30 марта. И только 1 апреля меня пропустили через таможню. Люди нас приютили — вообще через пятое-пятое-пятое колено. Разрешили два месяца пожить, пока начнем регистрацию. А вообще нужно искать где-то жилье… — Говорят, в ПВРах сейчас хорошо, там кормят. Бывает, предлагают работу — сидеть-то тоже надоедает. Там документы помогают оформить. — Я одно взяла — все документы. Без вещей, но с документами… Так в ПВР, а потом все равно куда? Нам некуда деваться. Чтобы снять жилье, надо тысяч 20. Сама квартира 11-12, плюс коммуналка, плюс хозяева будут просить залог… «Девочка со склада» Волонтер Диана выдает последний продуктовый пакет и закрывает журнал учета. Она здесь с 10 утра каждый день. Склад работает до 15:00, но волонтеры уходят позже. Еще нужно расфасовать наборы на завтра. — «Вы нам это не дали», «Вы нам то должны». Тяжело каждому объяснить. Это же не мое личное, это нам принесли люди. Мы даем то, что есть. Чего нет, стараемся заменять, — говорит она. Серое тонкое пальто, белые кроссовки, солнечные очки. Диана зовет себя «девочкой со склада». Здесь сама оделась и обулась, когда приехала из родного Стаханова.

http://pravmir.ru/mariupol-kramatorsk-ru...

Да, человек перед стихией абсолютно беззащитен, его маленькая черепная коробочка пока не может подсказать, как с ней справиться. Зато размышлять о всемогуществе человека, о его равности Создателю, может. Вдоволь насладившись и охладившись, отправился в каюту, где дописал заметки за сегодняшний день и лег спать. День двадцать девятый. 28.07 Проснулся около семи. Ровно в семь запело радио. Первая ночь в море прошла хорошо. Как ни странно, к 7:30 в столовой были практически все, только Сергей остался спать. Время потянулось медленно, наверное, сказывалось отсутствие привычки, где-то там, за люмом, проносились темно-синие холодные волны, слегка покачивая пол, мы же, завалившись на койки, продолжали дремать. А за иллюминатором баландается море, Японское. И ни одного японца. После обеда я решил порисовать – времени «море», моря тоже «море», вот только сильный ветер норовит сдуть краски и автора этих строк в пучину. Вглядывался в игру волн, в эти безумные переливы цветов, в белые барашки, оседлывающие наиболее резвые волны. Глубина под ногами чуть больше километра, Японское море одно из самых глубоких, а мы, как ни в чем ни бывало, ходим по палубе, думаем о чем-то, рисуем… признаться, так и не получилось у меня изобразить его. Наверное, нужно немало прожить на берегу или, лучше, на палубе, чтобы научиться чувствовать эту стихию. Никогда не видел, чтобы море повторялось, каждый миг оно разное, с каждой секундой меняется его цвет, форма, настроение. За ночь мы успели отойти от материка и теперь, насколько охватывал взгляд, везде нас окружала вода, туманно сливаясь на горизонте с небом. Пасмурно сегодня и, как положено, ветер. Решили пойти с Олей полазать по кораблю, все-таки, впервые на таком большом судне, все любопытно. Залезли почти на самый верх – отсюда видно гораздо больше, чем с палубы, кружишься, и кажется, будто все вертится вокруг тебя, море, небо, снова море, и ни одной чайки – далеко отошли от берега, сюда они не полетят. А вот на носу, у самых валов, где все бешено ревет навстречу, Оле не понравилось: «а, вода, да ее везде полно!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

За рядом контрфорсов, дальше от моста и от реки, которая здесь круто поворачивает, виден прелестный эркер смотрительского дома и аккуратно подстриженный газон перед ним. Попасть внутрь можно с Лондонской дороги, пройдя под массивной каменной аркой; кто-то может заметить, что она излишня для защиты двенадцати стариков, но нельзя отрицать, что с нею богоугодное заведение обретает благообразную солидность. За воротами, которые открыты для всех и каждого с шести утра до десяти вечера, а в остальное время распахиваются лишь перед тем, кто разыщет шнурок хитроумно подвешенного средневекового колокола (задача для чужака неразрешимая), так вот, за воротами открывается вид на шесть дверей в комнатки стариков и на узорчатую железную калитку, через которую счастливейшая часть барчестерской элиты попадает в райскую обитель мистера Хардинга. Мистер Хардинг мал ростом, и хотя стоит на пороге шестидесятилетия, годы мало сказались на его внешности: волосы лишь слегка тронуты сединой, кроткие глаза смотрят живо и ясно (впрочем, пенсне, которое болтается на руке, когда не сидит на носу, доказывает, что время всё же не вполне их пощадило); руки изящно белые, ладони и ступни маленькие; он всегда носит чёрный сюртук, чёрные панталоны, чёрные гетры и — к возмущению некоторых чрезмерно клерикальных собратьев — чёрный шейный платок Даже самые ярые поклонники не назовут мистера Хардинга деятельным — обстоятельства жизни никогда от него такого не требовали, — и всё же язык не повернётся упрекнуть его в праздности. За время регентства в соборе он опубликовал, со всеми возможными добавлениями телячьей кожи, типографской краски и позолоты, собрание нашей старинной церковной музыки, дополненное обстоятельными заметками о Пёрселле, Кроче и Нейрсе. Он заметно улучшил барчестерский хор, который под его управлением не уступает лучшим кафедральным хорам Англии. Он совершает службы в соборе несколько чаще, чем требовало бы справедливое распределение обязанностей, и ежедневно играет на виолончели перед теми слушателями, каких ему удаётся сыскать, или, faute de mieux, без слушателей.

http://predanie.ru/book/220111-smotritel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010