Что же остается нам для отвращения сих самопроизвольных мучений? Предаться Богу и ответствовать на ненависть любовью, на коварство простотою, на злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными советами, на обиды благотворениями, на проклятие молитвами. Вот истинные оружия против врага! Делая это, по выражению великого Апостола, …ты собираешь на его голову горящие угли (Рим 12:20). Сколько бы он ни был жесток и окаменен — твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого — стыд сжигает его. Таким образом любовь ко врагу не только служит средством к твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения к добродетели! …Почто же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли благоразумие взирать на все с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчительна? Злословят? Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья вам бы не показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте спокойны; какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше бесчестие. Лишают имения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля, и исполнение ея (Пс 23:1). Гонения человеческие только приближают к царству Божию. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное (Мф 5:10). Угрожают смертию? Не бойтесь! Жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Флп 1: 21). Если эти размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь.

http://foma.ru/nenavid-vragov-bozhiix.ht...

А раз и по слову великого Дионисия " обожение есть уподобление Богу и соединение с Ним " как можем мы принять, что обожение - это природное подражание? Ведь уподобление нам нужно, чтобы соответствовать этому соединению, которым обожение завершается. Без соединения же уподобление не будет достаточно для обожения. Причем нужно, говорю я, то уподобление, которое происходит от делания и соблюдения заповедей Божиих, а оно совершается не просто природным подражанием, а силой Духа, сходящей к нам свыше при святом возрождении и неизреченно соединяющейся с крещаемыми. Ею те, кто " не от крови, ни от хотения мужа, ни от хотения плоти, но от Бога родились " (Ин.1:13), как новорожденные младенцы, " могут приходить в меру исполнения Христова " (Еф.4:13). Ведь " никогда, - говорит Дионисий, - ничто из дарованного от Бога не познает и не исполнит тот, кому не было дано Божественное существование " Итак, любезный, узнай досконально, как говорится, о сверхъестественности обожения: раз природа не дает ему начала сама от себя, то как же завершение его будет природным и тварным? И если по своему началу оно намного превосходит природное подражание, как, завершившись, будет оно природным подражанием? Крестит Иоанн, сын Захарии, но одной водой (Мф.3:11; Мк.1:8; Лк.3:16; Ин.1:26,31,33; Деян.1:5,11,16). Крестит и Иисус, Сын Божий, но водой и Духом (Там же, а также Ин.3:5). Что же прибавляется? Только ли название? Отнюдь нет. Но сама обоживающая благодать и сила, Сам Дух Святой, не по естеству изливающейся на крещаемого, а нисходящий по внутренне присущей благодати освящения. Если же она сотворена, и приняв от нее, мы стали причастниками чего-то тварного, как же будет нетварным Святой Дух? 8. " Если же мы причастием Духа " , говоря словами великого Афанасия, " делаемся причастны Божественной природы, то только безумец может сказать, что Дух имеет тварную природу, а не природу Сына " Если и Сам Христос, Сын Божий, крестил, подобно Иоанну, в тварном и вселял в крещаемых тварную силу и благодать, как мог Он, по слову Павла, " открыться " , то есть быть определенно узнанным, " Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскрешение из мертвых " (Рим.1:4)? Что за сила обнаружилась и явила Иисуса Сыном Божиим - неужели тварная? И как же Он мог тогда быть узнан через нее как Бог? И не говори мне, что она очищала прокаженных, просвещала слепых, выпрямляла согбенных, укрепляла расслабленных - ведь обращать внимание прежде всего на это свойственно близорукости фарисеев - а подумай, что сначала она незримо разрушила оковы греха, и уготовала место Духу святыни, и исправляет и просвещает внутреннего человека, и через соединение с Богом воскрешает из мертвых душу и дарует ей жизнь в Боге - Божественную и истинно вечную жизнь Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/717/...

А в отношении естественнонаучных и др. знаний, то Отцы были вполне людьми своей культуры, и их мнения вполне могли различаться. И совершенно неуместен Ваш искусственный вопрос: " Если все отцы были просвещаемы одним и тем же Богом, то между ними должно быть единое представление о природе тварного мира, не так ли? " . И уж совсем странно, когда Вы уже не от лица атеиста, а от себя пишете о св.отцах: " они по инерции, согласно данным античной науки, придерживались таких представлений аристотелизма, которые у современного человека вызовут лишь улыбку " . Сравните это с тем, что писал свт.Феофан: " При встрече, например, каких-нибудь оговорок в сочинениях отеческих против нынешних опытных познаний не должно в мыслях своих тотчас унижать их пред каким-нибудь многосведущим физиком. В его время ТАК БЫЛ (выд.мной. - пЕ) постигаем действительный быт вещей, в наше - он ПРИЗНАЕТСЯ ТАКИМ (выд.мной. - пЕ), - после, м.б., ЕЩЕ ИНАКИМ БУДУТ ЕГО ИЗОБРАЖАТЬ (выд.мной. - пЕ) " ( " Начертание христианского нравоучения " ,стр.242). Относительно цитаты Рим.1:19–20. Является ли мое понимание альтернативным Вашему? Даже без особого толкования, а только исходя из контекста, видно, что апостол пишет здесь прямо противоположное Вашему. Ведь речь идет о том, что для НЕПОВРЕЖДЕННОГО УМА книга природы открывает всемогущие, премудрость и благость Творца, но те, кто осуетился в умствованиях своих (1:21), чье несмысленное сердце омрачилось (там же), те, " называя себя мудрыми, обезумели " (Рим.1:22), т.к. " «сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " » (Пс.13:1). И современная секуляризованная наука в таком состоянии и находится. Надеюсь, мне удалось показать, что никакого " камня за пазухой " я не держу. И еще - просьба. Постарайтесь понять те вопросы и замечания, на которые Вы еще не ответили. Если Вы чего-то не поняли, пригласите к обсуждению своего руководителя или еще кого из Ученого совета. Ведь тема-то поднята интересная, а дискуссия еще не начиналась... иеродиакон Александр (Урбанович) 12 августа 2009, 21:00 Прот.

http://pravoslavie.ru/31197.html

Наконец, Гаряев сообразил, что в лаборатории они совершили кощунство – создали на волновом уровне некую карикатуру на Божие чудо беспорочного зачатия. Люди здесь не помогут – надо просить прощения и помощи у Бога. Петр стал ходить по храмам и монастырям, заказывая молебны об исцелении болящего Георгия. И только тогда его состояние начало улучшаться. Но самым поучительным в этом эксперименте было то, что непонятная болезнь случилась не только с Тертышным, но и… с его близкими родственниками. Одновременно начался сильнейший жар у жены и сына ученого. Неделю они лежали рядом с одинаковыми симптомами. А когда Святая Церковь стала отмаливать грехи Георгия, пошли на поправку все трое. Обсуждая потом свою непонятную болезнь, они пришли к очень интересному выводу. Близкие родственники постоянно связаны друг с другом на энергоинформационном уровне. У них общий “волновой аппарат наследственности”, который может повреждаться тяжким грехом одного из членов семьи. Тогда удар потусторонних сил обрушивается на весь этот энергоинформационный клубок, а не на его отдельные нити. Зато и выздоравливают все члены семьи одновременно, если покается виновник этого несчастья и Церковь отмолит его грех. После того эксперимента ученые поняли, что вера предков – это не фольклор, а некий способ выживания отдельных людей и целых народов. Эта вера основана на железных законах духовного и физического мира, нарушать которые смертельно опасно. Не ведая, что творят, ученые вошли в духовный мир “нахально, не постучав и не вытерев ног” (так выразился потом Петр Гаряев). Но покаялись в этом. В их лаборатории появились иконы. Перед работой они стали зажигать свечи и творить молитвы. И работают со страхом Божиим, понимая, что в этой области могут вести исследования (не повреждая себя и родственников) только люди с чистым сердцем, любящие Бога и соблюдающие Его заповеди. Так вот, в свете исследований, которые провели волновые генетики, становится вполне закономерным показанное по телевидению вымирание семьи иконоборца. Ведь он разрушил и сжег не просто доски, а семейные реликвии – намоленные образа. Они были материальными носителями памяти рода. И когда их уничтожил безумец, наступило беспамятство, порвалась связь времен, люди лишились корней, и родовое древо засохло.

http://sueverie.net/samoubijstvo-dushi.h...

С ним полностью согласен западный автор Тертуллиан († ок. 220г.), который говорит, что дьявол " подражает даже самим священным таинствам в идольских мистериях. И он сам крестит некоторых, – тех именно, кто верит в него и верен ему: он обещает взамен снятие грехов в этой купели. И Митра чертит там знаки на лбах своих воинов, празднует он и приношение хлеба, представляет образ воскресения " . Отцы Церкви резко и бескомпромиссно выступали против мистерий, но одновременно, руководствуясь миссионерским стремлением, они неоднократно увещали язычников: приходите к нам – истинные мистерии у нас! Мы встречаем подобный призыв у Климента Александрийского († 215г.): " Приди, безумец, приди к разумению! Я покажу тебе Логос и мистерии Логоса, и истолкую их тебе согласно твоим собственным представлениям. Здесь возлюбленная Богом гора – не предмет священных трагедий, но посвященная драмам Истины... на ней не безумствуют женщины, поглощенные плотской похотью, но дщери Божии, благие агницы, прорицающие о священных оргиях Логоса... Хор состоит из праведников, он поют гимн Творцу мира... О воистину священные мистерии, о чистый свет! Иерофант (первосвященник) – Господь, Он ведет миста к свету и дает ему печать; Он показует Отца верующим... Это праздник моих мистерий. Если хочешь, приди и ты, прими посвящение! " Христианская мистагогия Наконец, наступил IVb., когда христианство стало разрешенной, а затем и государственной религией. Враг в лице языческих соперников перестал быть опасным, не было больше нужды воевать с ним. С этого времени христианские авторы, уже не стесняясь, используют выражения из мистериального языка для описания христианского богослужения. Возникает даже своего рода богословская " мода " говорить о Таинствах на языке мистерий: готовящий уверовавших к вступлению в Церковь называется " мистагог " , а его учение – " мистагогия " ( " тайноводство " ), крещеные – это " посвященные " , а само Крещение обозначается как " просвещение " и т. д. В этот же период возникает т. н. " дисциплины тайны " (disciplina arcani). Ее предметом были определенные богослужебные действия и тексты: чинопоследования Крещения и Евхаристии, текст Символа веры, молитва " Отче наш " .

http://religare.ru/2_65464_1_21.html

Если Вам еще дорог мой совет духовного наставника, примите новое молитвенное правило: вечером вместо Иисусовой молитвы прочитайте 100 молитв (по четкам) примерно следующих: “Господи, Иисусе Христе, помилуй моего брата...” (и называйте имена). И так перечислите всех близких, начиная с собственной семьи. После каждой молитвы – поклон (а после молитвы о родных – земной поклон). Остановитесь на сотне (даже если придется некоторых помянуть дважды или трижды) и в последней молитве попросите милости Божией для всех. Надеюсь, это пробудит Вашу душу и в ней проснется любовь к братьям и сестрам, как к единоверцам, так и к прочим... Земной Вам поклон, и прошу простить за мои прегрешения и плохое пастырство в отношении Вас. Господи, помилуй нас всех... Уверяю Вас, каким бы ни было отныне Ваше отношение ко мне, мое к Вам – не изменится. С любовью о Христе, недостойный иеромонах Серафим». 1411 Хотя отец Серафим и предостерегал от шатаний из крайности в крайность, столь характерных для новообращенных, он никогда не противопоставлял им православных по рождению – это породило бы лишь глупое соперничество. Некоторые в Церкви полагали, что все нынешние церковные беды из-за новообращенных, дескать, не будет их – не будет и хлопот. Отец Серафим с этим решительно не соглашался. В письме к одному новообращенному, пытавшемуся разумным, взвешенным способом найти решение конкретной церковной проблемы, он отмстил, что тот в данном случае действует отнюдь не как «новообращенный безумец» и что не каждый урожденный православный смог бы так действовать: «Сдается мне, что слишком много мы наговорили о “новообращенных” ведь ловушки, в которые они попадают, – тс же, что угрожают любому верующему». 1412 Именно из-за этого отец Серафим возражал против ограничения влияния новообращенных, для чего выдвигалось требование проводить в англоязычных миссиях богослужения на церковно-славянском языке. В 1979 году один из священников американской миссии в Англии пожаловался в письме отцам, что, как он прочел в статье архиепископа Русской Зарубежной Церкви, службы на церковно-славянском стали «политикой Синода». Отец Серафим уверил его, что такой политики никто не вводил, и отметил, что взгляды владыки «крайне нереалистичны» и свидетельствуют об «очень небольшом опыте на миссионерском поприще». «Сами мы, – продолжал отец Серафим, – пользуемся полной свободой развивать нашу американскую миссию. У нас и в монастыре, и в общинах почти все службы проходят на английском, и владыка Антоний специально поощряет нас все делать на английском, как и он сам. И так обычно относятся к этому все наши епископы, а требования владыки N. вовсе не типичны». 1413

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Если во времена сталинской диктатуры врачи, делавшие аборты нелегально, походили на ночных убийц, то теперь по своему статусу врач убийца не отличается от хирурга, спасающего человеческую жизнь. Странный парадокс: больничный корпус как бы разделен на две части: в одной врачи борются со смертью, в другой — с жизнью. При этом последний вид «борьбы» несравненно более успешен — там 100% результат. Мы хотим напомнить тем, кто оправдывает аборты, что в прошлом были не менее тяжелые испытания, чем те, с которыми мы сталкиваемся теперь, но проблемы не решались через уничтожение детей. Значит, главная причина заключена в нас самих, в том, что мы перестаем быть людьми, и даже не понимаем этого. Радость победы Святой Антоний Великий писал о том времени, когда мир погрузится в темноту и всеобщее безумие покроет землю своими черными крыльями. Тех, кто не погасил в душе своей свет веры и не отдался во власть страстей, будут считать душевнобольными или гордецами — фанатиками. «Если ты не поступаешь, как все мы, то значит — ты безумец», — таким будет приговор мира над исполняющими заповеди Христа. На такого человека станут смотреть как на врага, который хочет лишить остальных людей радостей жизни и проповедует какое-то нелепое и непонятное учение о грехе и вечном возмездии. Теперь наступает время, когда считается, что «этической нормой», достойной современного человека, должна стать неограниченная свобода для возможности реализации всех его желаний и страстей, то есть — отсутствие нравственного фильтра. Но получается парадокс: вседозволенность вовсе не делает человека счастливым, напротив, происходит внутренний разлад, опустошенность и глубокая неудовлетворенность души; в лучшем случае — это тоска по чему-то дорогому и потерянному, а в худшем — это мертвенное безразличие, и отождествление себя со своими извращенными инстинктами. Затем открывается новая глубина человеческого падения, выявляется новый сгусток зла и концентрация душевной темноты — это демонизм, это порабощение человека невидимыми паразитивными существами, внедрившимися в его душу.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-vernut-v-s...

Что же Господь Бог, одними из безумцев отвергаемый вовсе, другими уничижаемый и бесчестимый? Дабы одних уверить в бытии Своем, другим показать истинные Свои качества, видимо явился в Единородном Сыне Своем Иисусе Христе, который с людьми, в образе человеческом жил, действовал, беседовал, учил, благотворил, благоволил претерпеть за нас, нашего ради спасения, страдания и крестную смерть, и по трех днех воскрес. Христос воскресе! Невидимая убо Божия, присносущная Его сила, Божество, совершенства отныне явны и ясны не от создания токмо мира творениями помышляема, но от воплощения Сына Божия, от Его жития земного, из Его учения, из Его Крестной смерти и из Его воскресения. Христос воскресе. Какой же безумец может говорить: несть Бог? Ст. 2. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети. Что же Ты, Боже Отче Слова, что ты видел у сынов человеческих до воплощения Ипостасного Слова Твоего, прежде, нежели Слово Твое, от вечности у тебе сущее, плоть бысть и вселися в ны; прежде, нежели Единосущный Сын Твой стал Сыном Человеческим. И что зришь ныне у сынов человеческих, когда Сын Твой и купно Сын Человеческий пожил с человеками, научил их истине Твоей, пострадал, умер и воскрес в третий день, и на небеса вознесся и всему миру проповедан Апостолами? О если бы Ты не узрел и ныне между нами верующими во единого Бога Отца, и во Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, и в Духа Святого, не узрел того же, что видел у омраченных безбожьем и многобожием! То есть: растлеша и омерзишася в начинаниих, несть творяй Евангельскую благостыню (ст. 1). Вси уклонишася от Христа и Христова духа, вкупе неключими быша (Ст. 3), заразясь духом вольномыслия и своеволия Господа Иисуса Христа не призваша (ст. 4), думают, желают, поступают христиане так, как бы не было и нет Христа и Христова закона, или же как будто Он проявился некогда, провозгласил Себя, учил, сотворил несколько чудес, потом осужден на смерть властями, яко человек подозрительный и преступный, казнен, умер и навсегда остался во гробе! Но нет, утрезвитесь и вразумитесь, братия, люди! Христос воистину умер и погребен; но воистину воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Обыденный, пусть и положительно прекрасный человек не может выдержать той высоты, на которую он вознесен — судьбою ли в жизни, волею ли автора в романе… Человек бежит от реальности в безумие. Эстетический эксперимент Достоевского завершился по истине страшным результатом: впечатление от впавшего в полный идиотизм (в медицинском смысле) князя едва ли не столь же тягостно, как и от картины Гольбейна. Лишенный человеческой сущности безумец — мёртвый Князь Христос… Бердяев Николай. Цит. соч. С. 21. Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1981. С. 174–175. Достоевская А. Г. Дневник 1867 года. М., 1993. С. 234. Достоевская А. Г. Воспоминания. С. 437. Бердяев Николай. Цит. соч. С. 21. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. Кн. 1. М., 1990. С. 98–99. Флоренский ПА. Столп и утверждение истины. Кн. 1. М., 1990. С. 99. Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 38–39. Св. Григорий Нисский. Творения. Т. 1. М., 1861. С. 345. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония… С. 432. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 127. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 104. Молитвослов. М., 1995. С. 39–40. «Жизнь и смерть». Сборник памяти дра Н. Е. Осипова. Прага, 1936. С. 43. Русская старина. 1900. Сентябрь. Приложение. С. 163. Писарев Д. И. Соч. Т. 3. М., 1956. С. 58. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 392. Мочульский К. Цит. соч. С. 403. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 144–145. Мочульский К. Цит. соч. С АОО. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 376. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 188. Лосский Н. О. Цит. соч. С. 130. Мочульский К. Цит. соч. С. 406. Ильин И. А. Т. 6, кн3. С. 385. Ильин И. А. Т. 6, кн3. С. 389. См. : Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М., 1997. С. 27–28. Ильин И. А. Т. 6, кн. 3. С. 386. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2449  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Скачать epub pdf Третье обретение главы Иоанна Предтечи Христос воскресе! Господь говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Спаситель не удивлялся тому, что иудеи хотели побить Его камнями; обращаясь к ним, Он сказал: «Много добрых дел показал Я вам (как Он Иоанну через учеников ответил: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются… мертвые воскресают», или накормил пятью хлебами пять тысяч человек), за которое из них хотите побить Меня камнями?» То есть Господь взывал к их разуму, но иудеи Его аргументы отметали. Так в мире всегда происходит. Спросишь иного русского человека, который Церковь ненавидит: откуда у тебя такая ненависть? Кто тебе письменность дал? Церковь . Кто твою архитектуру создал? Церковь . А музыку, а живопись? А кто из диких племен возрастил восточную христианскую цивилизацию? Тоже Церковь. Все более или менее прекрасное, созданное на нашей земле, – это плоды деятельности Церкви. Но человек на это отвечает: нет, вот Джордано Бруно… Хотя этот Джордано Бруно ни к нашей Церкви, ни к какой вообще отношения не имеет, потому что был еретиком и по закону того государства, где он жил, должен был быть сожжен на костре – как любой человек, выступивший против власти, в любом государстве получит то же самое: где электрический стул, где расстрел, где еще что-то. Человек почти никогда не подчиняется голосу разума, а подчиняется голосу своего сердца. Есть в русском народе очень хорошая поговорка, которая отражает самую суть дела: «Любовь зла, полюбишь и козла». Дурак? Дурак. Урод? Урод. Пьяница? Пьяница. Но люблю, не могу без него жить. Спрашивается: «Неужели получше-то нет?» – «Есть, но вот этого люблю, у меня сердце к нему лежит, ничего не могу с собой сделать». Сердце довлеет; ум говорит, что этот человек никуда не годится, а сердце все равно влечет. Если сравнивать по законам логики, по уму разные системные построения, то, конечно, рядом с христианской философией ни одна философия мира не устоит. Именно поэтому в открытый спор с Церковью никто не вступает – знает, что будет разбит беспощадно; от буддиста, мусульманина, сектанта, любого материалиста или агностика пух и перья полетят, потому что Церкви принадлежит самое совершенное и включающее в себя (как частный случай) все философии мира учение. Однако христианство – это не просто учение, и оно никого логикой не побеждает, в этом нет никакой нужды, потому что Богу не нужен только ум человека. Господь говорит: «Даждь Ми, сыне, твое сердце». Многие, когда их спрашиваешь, веруют ли они в Бога, говорят: ну, признаю. Но Богу это не нужно, потому что не признавать Бога может только безумец, как в Псалтири сказано: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог», то есть нет Бога. Так может сказать только человек, полностью лишенный ума, у которого нарушен аппарат восприятия полноты действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010