Замужество Александры оказалось очень неудачным. На первом же году совместной жизни обнаружилось, что супруг страдает психическим расстройством. Сначала у него были припадки необоснованной дикой ревности. Потом появилась мания преследования: ему казалось, что враги хотят отнять у него жену, окружают его дом, и единственным спасением будет бежать от них. Однажды он приказал слугам заложить коляску, велел Алине приготовиться к отъезду. Во время быстрой езды ему почудилось, что за ними мчится погоня, и он решил, что для них будет лучше умереть, чем попасть в руки врага. Он велел Алине стрелять в него и сам выстрелил в грудь беременной супруги. Затем вынес истекавшую кровью женщину из экипажа, положил на дорогу и ускакал. Проезжавшие мимо крестьяне подобрали ее и отвезли на телеге к пастору, который перевязал рану и послал за доктором. К счастью, рана в груди оказалась неопасной для жизни. Вскоре Карл приехал к ней, притворился раскаявшимся в своем поступке и попросил у пастора свидания с женой. Безумец воспользовался минутой, когда они остались вдвоем, и снова попытался лишить Александру жизни. Завязалась борьба, на крики прибежали слуги, скрутили умалишенного и увели. Карла Ивановича поместили в больницу для душевнобольных, в которой он пробыл долгие годы. Затем его заперли в собственном петербургском доме, где он находился под полицейским надзором. Позднее у него появилась мания величия: больное воображение рисовало ему картины, будто он король Швеции. Александра Ильинична после случившегося никогда больше не виделась с супругом. Она переехала в родительский дом в Петербурге и там родила мертвого ребенка. Опасаясь за ее психику, родные скрыли от нее смерть младенца. Ей сказали, что ребенок жив и показали родившуюся у жены графского повара девочку, которую назвали Пашенькой. Позже, узнав правду, Александра продолжала любить Пашеньку, как родную дочь, и та росла в ее доме на правах члена семьи. О дальнейшей судьбе приемной дочери Александры, Пелагее Ивановне Настасьиной, известно лишь то, что она была убита горем после смерти своей приемной матери и даже намеревалась уйти в монастырь, но близкие ее отговорили. Пелагея Ивановна умерла от туберкулеза в 1846 году.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/17/...

Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.» (Иов. 42:1—6). Спор проигран. Мятеж подавлен. Иов посрамлен. Сколько вопросов и недоумений отпало бы, если бы на этом и закончилась книга! Как облегченно вздохнули бы многие богословы! Тогда она стала бы вполне добропорядочной книгой Ветхого Завета, научающей тому, сколь тщетно и безумно восстание против Бога ( «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» — (Пс. 13:1). Ее смысл так хорошо гармонировал бы с множеством других мест Библии, например, из пророка Малахии: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему.» (Мал. 3:13—18). Или из Псалтыри: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их... И думал я, как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их... Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, Тогда я был невежда, и не разумел; как скот был я пред Тобою.» (Пс. 72:2—4, 16—17, 21—22). Но книга Иова заканчивается иначе, являя своей концовкой последнюю и самую удивительную из загадок. Бог оправдывает страдальца, и не за то, что он безвинно терпел, а за то, как он говорил о Нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2794...

Опахалову пригрозить. Конспекты сочинений спросить. В постные дни готовить стол из соленой рыбы: трески или селедки, ухи свежей. А чай пить со сливками, ради немощей моих. (Молоко, яйца не надо.) Прости мне, Господи, слово злобы и зависти против отца моего (протопресвитера Павла), да не дойдет до него слово мое. По утрам никогда не пей чаю, ибо питье чаю утром и не нужно вовсе, и бесполезно, и вредно для тела и для души; равно также не есть поутру. Зачем я сегодня пил утром кофе и чай, когда дал слово не пить? Безумец, непостоянный, не имеющий твердости. Зачем я на ночь ем, когда это для меня очень вредно? Ветхая старая прелесть. Все, что у меня, – не мое, а Божие: и потому отнюдь я не должен жалеть чего-либо из вещей ближнему, а жалеть только ближнего: от чиста сердца друг друга любите прилежно [ 1Пет. 1, 22 ]. Если кто обижает меня – это он делает по научению и по насилию от диавола и не заслуживает, чтобы я на него гневался или озлоблялся: виноват диавол, а человек немощен. То по всему телу разольется золотуха, то концентрируется. Беда, коль по всему телу: когда концентрируется, легче – она тогда близка к исходу. Устроить чтение Ветхого и Нового Завета в зале какой-либо в известные дни, особенно в пост. Познакомить с пророками. Пожар в Кронштадте был как будто делом [...]: появилась вдруг какая-то женщина пьяная, просила вспоможения, а сама между тем выглядывала, где бы получше сделать поджог, и вот сделала поджог в доме [К.] и у лютеранской церкви. А я еще дал ей рубль! Митрополит Иннокентий. Толстой. Филарет 90 . В банях Бритнева – прегадкая вода, нечистая. Свербеж ужасный от ней делается. К голове Филиппу Степанову сходить, захватив свои две книжки – Беседы и св. Евфимию, и напомнить о наперсном кресте. Директор взыскал с меня за то, что я опаздываю в класс несколькими минутами по службе церковной или не могу вовсе быть в классе, и за беспорядки, делаемые учениками в мое отсутствие. Кто наблюдает за преподаванием Закона Божия? – Сам директор или инспектор, а не гувернеры и не учителя других предметов или кто-либо из законоучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

120 Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – русский писатель, юрист, психолог, этнограф и общественный деятель. Мысли об упадке духовности Кавелин высказывает, например, в статье «Философия и наука в Европе и у нас» (Кавелин К. Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 278–292). 121 Это положение архим. Михаила подтверждается и современной антропологией и этнографией. Как указывает известный современный этнограф В. Кабо, «одним из наиболее первичных, элементарных, универсальных понятий, созданных первобытным сознанием, является понятие о всеобщей таинственной, могущественной силе» (Кабо В. Круг и крест: Размышления этнолога о первобытной духовности. Канберра, 2002). 122 Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – английский богослов-схоластик, архиеп. Свое доказательство Ансельм построил как обличение нелепости утверждения человека, о котором говорится в Псалтири: Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» ( Пс.13:1; 52:2 ). 123 См.: «Ибо если оно уже есть по крайней мере только в уме, можно представить себе, что оно есть и в действительности, что больше. Значит, если то, больше чего нельзя ничего себе представить, существует только в уме, тогда то, больше чего нельзя себе представить, есть то, больше чего можно представить себе. Но этого, конечно, не может быть» (Ансельм Кентерберийский. Прослогион//Соч. М., 1995. С. 128–129). 124 Гаунилон (Gaunilo) _ современник Ансельма, монах-бенедиктинец из монастыря Мармутье, который в своей «Книге в защиту безумца» выступал против онтологического доказательства бытия Божия. 125 См.: «Такой способ познания Бога – через Его идею – дает нам большие преимущества: ведь мы одновременно постигаем, и кто Он, насколько это допускает слабость нашей природы. А именно, обращаясь к врожденной нам идее Бога, мы видим, что Он вечен, всеведущ, всемогущ, что Он источник всяческой истины и справедливости, творец всех вещей, наконец, что в Нем заключено все то, в чем мы ясно можем заметить некое бесконечное совершенство, не ограниченное никаким несовершенством» (Декарт Р. Первоначала философии//Соч.: В 2 т. М, 1989. Т. 1. С. 322–323).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Антоний 28 февраля 2019, 14:15 Дорогая сестра Иоанна! Божьего Вам благословения! Лишь безумец не видит атеизма, абортов и страданий мучеников. И каждый повинный в этом уже несет (аще преставился) или понесет (аще жив есть) ответственность за всякое злодеяние. Мы уже немало дискутировали на эту тему. Но заметьте, коммунизм ушел (на самом деле коммунизм ушел гораздо раньше - его в прямом смысле расстрелял Сталин вместе с ленинской гвардией, тогда же и абортам конец положили, и семейные ценности возродили, и Церковь, и много чего хорошего сделали), а на смену ему пришло что? Верно: эгоизм, потребительство, наркомания и прочее. " Бери от жизни всё " , " Live fast, die young " и т.д. - вся эта духовная гадость с Запада приперлась. Иоанна_ 27 февраля 2019, 10:39 Заметили всеправославное совещание, но не заметили новомучеников, Антоний. В 1948 году сколько ещё народу по лагерям сидело, за веру в том числе... Странное для христианина предпочтение государственных интересов правде Божией, которая при советах попиралась нещадно. Вы, наверное, жили на каком-то оазисе, если не видели ни атеизма, ни абортов, ни " духовной грязи " своей, местного разлива, а отнюдь не западного. р. Б. Ника 26 февраля 2019, 22:30 Антоний, что же вы всё с ног на голову перевернули то? Причину со следствием попутали... В первых рядах при(х)ватизаторов разве не коммунисты с комсомольцами бежали? А либералы российские, которые западу души продали не сыновья-дочки партработников? Задумайтесь, отчего так случилось. Антоний 25 февраля 2019, 22:09 Как удивителен мир! Советская Россия прославилась Всеправославным Совещанием, приняв на своей земле в 1948 году архипастырей Христовых. Метко назвал это событие " симфонией Церкви и государства " подлинный Патриот, д.и.н., протодиакон Владимир Василик! Неудивительно, что с падением " безбожной власти " , гарантировавшей право и на жилище, и на исповедание любой религии, народ перестал плодиться и размножаться, деревня, наука и промышленность получили от при(х)ватизаторов урон похлеще, чем от гитлеровской орды, а поток духовной грязи с Запада вымыл из голов молодежи всё то разумное, доброе, вечное, что в них пребывало. Воистину, " Смеялись вы над девушкой с веслом,/И получили девушку с бутылкой " .

http://pravoslavie.ru/119494.html

Думы и намерения богача, как результат его забот, были такими же абсурдными и безумными, как и сами заботы: «Вот что сделаю, и это самое разумное, что я могу предпринять, – сломаю житницы мои, потому что они слишком малы, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и тогда буду спокоен». Почем уже безумен разговор богача с самим собой? Во-первых, безумие с его стороны называть плоды земли своими плодами и своим добром. Ему, вероятно, было приятно подчеркнуть, что это его плоды и его добро, в то время как всё, что мы имеем, принадлежит Богу: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней» (Пс. 23: 1). Нам же всего лишь предоставлена эта земля для пользования, мы являемся управляющими Господним имением, Его рабами неключимыми – ничего не стоящими, делающими то, что должны сделать. Во-вторых, безумием было накапливать богатство, а потом думать, как бы получше всё это разместить. Ветхий Завет строго предписывает дела милосердия: избытки урожая надлежало отдавать и бедному, и левиту – священнослужителю Бога Живаго, не имеющему своей земли, – и пришельцу, и сироте, и вдове. В-третьих, всегда безумие превозноситься своим состоянием и благополучием, толковать о расширении житниц, как будто следующий год обязательно должен быть таким же плодородным, как этот, ведь может случиться, что в следующем году его новые житницы окажутся слишком большими, как в этом году они оказались слишком малыми. В-четвертых, безумно со стороны богача думать, что строительством новых житниц он облегчит свои заботы; наоборот, строительство добавит ему новые заботы. Как хорошо об этом сказал премудрый Екклезиаст: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (Еккл. 5: 11–12). В-пятых, было безумием замышлять и решать все так категорично и безоговорочно: «Вот что сделаю: разрушу житницы мои и построю большие… Я это сделаю!» – и он не добавляет при этом, как должны помышлять все мы, верные рабы Господни: «если угодно будет Господу и живы будем» (Иак. 4: 15). Безоговорочные проекты – это безумные проекты, ибо наши дни – в руках Божиих, а не в наших и мы не знаем, что случится завтра.

http://pravoslavie.ru/108857.html

267 Этот параграф цитировали на Халкидонском соборе, см.: Schwartz. II. 1. 1. Р. 22, 8; II. 4. Р. 123, 1. 269 В синод, переводе: «по благодати Божией». Чтение, приводимое свт. Амвросием, также встречается в греческих рукописях. 276 Противопоставление между простотой веры и изысками красноречия неоднократно встречается у свт. Амвросия, ср.: expl. ps. 12, 47. 24; exp. ps. 118, 11. 2 и др.; см.: Moreschini. Р. 165, not. 4. 277 Этот параграф, так же как и следующий, несколько раз цитировали на Эфесском соборе (см.: Schwartz. I. 1. 2. Р. 42, 26–43, 8; I. 1. 7. Р. 92, 23–32) и на Халкедонском соборе (II. 1. 1. Р. 22:17), см.: Faller. Р. 84, not. 288 С этого места до середины параграфа 96 текст цитировался на II Константинопольском соборе 553 г., см.: Fallen Р. 91–92, not. 301 Морескини отмечает, что безумец «сказал в сердце своём», то есть подумал, а еретики говорят вслух, см.: Moreschini. Р. 181, not. 2. 306 Второй книгой свт. Амвросий заканчивал своё изложение «О вере» и здесь начиналась заключительная часть сочинения. 313 Блж. Иероним возражал против подобного толкования свт. Амвросия, см.: in Hiezech. 11, praef.; nom. hebr. 51. 24; 57. 30; 80. 19. 314 Возможно, это косвенное указание на смерть под Адрианополем в августе 378 г. императора Валента, противника Никейской веры. 315 Война, на которую отправлялся Грациан, была против восставших готов, поселившихся на территории Римской империи с разрешения властей. 318 В 376 г. готам было предоставлено право проживать в пределах Римской империи на правах конфедератов, они приняли на себя обязательство охранять границы Империи. См. об этих событиях: Аммиан Марцеллин, resgest. 31. 319 Отсылка к языческой практике ауспиций, наблюдением за полётом птиц, для предсказания исхода сражения. Читать далее Источник: Собрание творений: на латинском и русском языках/свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012-./Т. 5. - [сост. Н.А. Кулькова]. - 2015. - 519 с./О вере. 21-419 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В России существовал обычай (светского происхождения) сопровождать движение крестного хода в пасхальную ночь фейерверком, иллюминацией, а также орудийным или ружейным салютом. Сразу же после завершения крестного хода, когда начиналась Светлая Заутреня, стрельба и фейерверк прекращались — Сост. 4 Христианския кончины живота нашего… — слова из просительной ектений — Сост. 5 В 1924–1925 гг. епископ Вениамин (Федченков) был законоучителем в двух кадетских корпусах — Русском и Донском им. генерала Каледина — Сост. 6 Сергиевское подворье в Париже было основано в середине двадцатых годов трудами управляющего русскими приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского), кн. Г. Н. Трубецкого, М. М. Осоргина и других русских изгнанников. При подворье был создан Богословский институт, в котором преподавали о. Сергий Булгаков, Г. В. Флоровский, Б. П. Вышеславцев, А. В. Карташев и В. Н. Ильин. Епископ Вениамин был профессором, а также занимал должность инспектора института. По отзывам современников, владыке Вениамину Богословский институт во многом был обязан царившей в его стенах особой духовной атмосферой, почти монастырским укладом жизни — Сост. 7 Граф А-н — вероятно, граф Апраксин — член так называемого " Крымского Синода " , Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) епархий юго-востока России, членом которого состоял и владыка Вениамин — Сост. 8 Библейская книга Псалтирь, включающая 150 псалмов, для употребления ее при богослужении разделена на 20 отделений, называемых кафизмами. На воскресной утрене, входящей в состав всенощного бдения, читаются вторая и третья кафизмы. В состав второй кафизмы входит 13-й псалом, начинающийся словами: " Сказал безумец в сердце своем: " Несть Бога… " (Пс. 13, ст. 1) — Сост. 9 Речь идет о книге русского публициста, социолога и естествоиспытателя Н. Я. Данилевского " Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского " (Т. 1–2. СПб., 1885–1889) — Сост. 10 Казанский монастырь в Тамбове, основанный в 1667 году, с 1761 года существовал как архиерейский дом — резиденция архиерея — Сост. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Это является фактом и с этим фактом нельзя не считаться православному человеку, тем более при преподавании эволюционной теории в православных школах». 59 К этому прекрасному списку духовных светил можно добавить имена свят. Николая (Велимовича) Жичского и свят. Макария Невского , Апостола Алтая . Первый пишет так: «Если бы историю XVIII–XX веков можно назвать одним-двумя словами, то, вероятно, самым подходящим было бы такое название: Протокол суда между Европой и Христом, ибо за последние 300 лет в Европе не происходило чего-нибудь, не имеющего связи со Христом… Христос: — Как можете вы, люди, жить только плотской похотью? Я пришел сделать вас богами и сынами Божиими, а вы предаетесь суете и погибаете в борьбе сами с собой, уподобляясь бессловесным скотам. Европа: — Ты устарел, и вместо Твоего Евангелия мы нашли биологию. И сейчас мы знаем, что мы потомки не Твои и не Отца Твоего Небесного, а орангутангов и горилл. И сейчас мы заняты самосовершенствованием, чтобы стать богами, ибо мы не признаем других богов, кроме нас самих». 60 А апостол Алтая вещает: «Давно, тысячи лет назад тому говорил безумец, притом только в сердце своем: несть Бог. А в наше времена уже не в сердце, а на улицах кричат и печатно проповедуют, что нет Бога, что все произошло само собой, случайно, все управляется судьбой, якобы силы природы производят все, что человек произошел будто бы из грязи и прочь. Сколько чудес допускается здесь теми, кто не хочет верить чудесам Божиим! Все-де произошло случайно, все управляется судьбой: не чудо ли это? Человек вышел из грязи, а сейчас рождается от подобных себе, — не чудо ли это? Притом, чудо без чудотворца! Что может быть невероятнее такого чуда? Не гораздо ли легче объясняется все, если допустить личного любящего Бога, от Которого все и Который над всем? Отрицатели Бога все хотят объяснить самопроисхождением, причинами всех причин. Понимание такого объяснения и миропроисхождения гораздо труднее, чем понимание христианской веры для самого простого ума. Вот эти понятные для всякого истины. Любящий Бог из Своего существа рождает Сына, как Свет от Света; от Отца исходит Святый Дух. Бог, по любви Своей, мудростью и всемогуществом Своим создал мир и человека по свободной воле Своей; и человек имел свободную волю, но злоупотребил ею; он отпал от общения с Богом и лишился блаженства. Тогда приходит на землю Сын Божий, делается человеком и совершает его искупление и спасение. Дело спасения, как и мироздание, есть дело также любви Божией. Все это так просто и понятно и для простого ума, и для мудреца». 61

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Из евангельского рассказа о Страстях Господа мы знаем, что крестная казнь была приготовлена распинателями ради предельного унижения и позора Христа. И ныне враги Креста Христова по-прежнему не желают видеть в нем ничего иного, кроме как максимальное проявление всевластия смерти и абсолютного людского бесславия. Они утверждают, что только безумец может увидеть в Кресте знак победы и славы Божией! Священномученик Борис (Разумов) говорит об этом так: «Ничто иное в мире не смущало так сильно человеческий ум и не раскрывало так ясно его бессилие, как это сделал Крест. Еще много веков назад, когда он впервые встал над Голгофой, Крест стал для мира сильнейшим соблазном и самым страшным безумием. Когда богоозаренный апостол Павел попытался проникнуть в тайну Креста и открыть ее человеку, мир назвал его безумцем. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых , – сила Божия ( 1Кор.1:18 )». Однако святые отцы решительно и настойчиво говорят именно о величайшей славе Креста. В этом они следуют святому апостолу Павлу, некогда с восхищением провозгласившему: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ). С ним согласен святитель Кирилл Иерусалимский, который в «Тринадцатом огласительном слове» утверждает: «Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 )… Крест есть слава для Иисуса». Святые отцы не перестают удивляться и поражаться парадоксу Креста, который из орудия позора и уничижения вдруг обратился в явление Господней славы и благоволения для всего человеческого рода. Изначально по людскому замыслу Крест был предназначен стать лишь орудием вражды падшего грехом мира против Бога, ставшего Человеком. Крест был призван явить максимальную меру ненависти грешников к Сыну Божию, стать надежным и предельно жестоким способом изгнать из мира Бога Слово, вступившего, воплотившись, во вселенную и добровольно – по плоти – ставшего ее частью.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010