Достаточно посмотреть дневники св. праведного Иоанна, чтобы убедиться, что оккультизм не мог получить никакого поощрения от него. Вот запись в дневнике св. Иоанна Кронштадтского о воззрениях Льва Толстого: «Не веруя в личного Бога, он, Толстой, считает бессмыслием и глупостью молитву, которую признавали нужною люди всех веков, всякого состояния и всякого культа. Он, безумец, не придает значения словам Творец и тварь, не признавая разумного Творца; сам себя он не считает тварью, а каким-то эволюционным продуктом; и многим другим библейским словам не придает он никакого значения, хотя бы например, словам Спаситель, грешник, так как он считает грех простым словом, несуществующим, а себя – безгрешным, не имеющим никакой нужды в Спасителе, и мечтает притом, что он сам собою достигнет совершенства» 1779 . Все суждения Льва Толстого, приведенные в данном отрывке и вызвавшие праведный гнев о. Иоанна, составляют суть и рериховского вероучения. И если пантеистические взгляды Толстого о. Иоанн называет «безумными», то не иначе назвал бы он и пантеистический оккультизм Рериха. Не могли бы получить благословения о. Иоанна и попытки Рериха создать синкретическую всемирную религию, встраивающую обрывки православия в нехристианскую религиозность. Вот только один фрагмент из «Мыслей о Церкви» о. Иоанна: «Чин обращения от разных вер и исповеданий и присоединения к Православной Церкви – что показывает? Необходимость оставления ложных вер и исповеданий, отрицания заблуждений, исповедания Православной Веры и покаяния во всех прежних грехах и обещания Богу хранить и твердо исповедовать веру непорочную, беречься грехов и жить в добродетели» 1780 . Народная любовь к о. Иоанну побуждала не только Рерихов, но и иных недругов православия заочно вербовать его в свои сторонники. Например, в 1932 г. в Вильно в иезуитском журнале «К соединению» некий ксендз Семяцкий заявил, что «о. Иоанн Кронштадтский много совершал чудес, пока был католиком, но как только отрекся от католичества, сила чудотворная оставила его». Поскольку аналогичные слухи распускались еще при жизни батюшки, однажды он сам высказался по этому поводу (в Витебске в Петро-Павловской церкви 7.4.1906): «Патеры без всякого зазрения совести клеветали на меня, что я будто перешагнул в католическую веру, да и сам царь, якобы сделался католиком. Столь бессовестно оклеветывая меня и царя, католики многих православных крестьян заставили принять католичество и навязать им чуждую веру. Это ли дух Христов?» 1781 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Так, зломысленный и вздорный Феодор, разоривший [ Церковь ] Мопсуэстийскую, говорит во Втором слове своих лжетолкований к чудесам: «Сказав прокаженному „хочу, очистись“ [ Мф.8:3 ], Спаситель показал, что [у Него] одна воля, одна энергия, производимые согласно одной и той же власти (ξουσαν); я говорю не о природе, а о благоволении, по которому с Богом Словом соединился человек, который, согласно предведению, родился впоследствии от семени Давида и уже в материнском чреве имел с Ним внутреннюю близость (νδιθετον… οκεωσιν)» 1331 . А порочный Несторий, последователь и преемник его безумия, в [трактате], названном им «Ясное посвящение», во Втором слове этого трактата, коварно пишет: «Мы сохраняем природы без слияния, ибо они соединены не по сущности, а по намерению (γνμ); потому мы и видим, что у этих [природ] одна воля, одна энергия и одно могущество (δεσποτεα), являемые в равенстве достоинства. Ибо, восприняв человека, которого Он предопределил, Бог Слово был избран им по логосу самовластия, по причине предузнанного расположения» 1332 . Этот же безумец пишет в Четвертом слове того же [трактата]: «[Дело обстоит] не так, будто Бог Слово – это один, а человек, в котором Он оказался, – другой. Лицо обоих было одно, и по достоинству, и по чести – лицо, почитаемое всяким творением; ни в каком месте и ни в какое время не разделяемое различием (τερτητι) решения (βουλς) и воли» 1333 . Лжедиакон Павел Перс 1334 , также принадлежавший к сквернейшей ереси Нестория, в своем сочинении О суде, богоборствуя вместе с ними, пишет следующее: «Поскольку не было единства по сущности Бога Слова и того человека, которого Он воспринял, то не было и одной природы; а если не было одной природы, то Христос не есть одна ипостась, имеющая одно лицо. Следовательно, это единство – [единство] по благоволению, скрепляемое тождеством решения и намерения, дабы и неслитное различие природ было показано, и таинство благоволения единицей решения явлено» 1335 . Как вы видите, о прекраснейшие, исследуя письмена, а прежде них догматы, в наше время у них установилось во всех отношениях согласное и созвучное единство, сплотившееся 1336 за наши грехи против непорочной веры: [Экфесис] 1337 подтверждает, подобно безумцам, будто у Христа одна воля и одна энергия 1338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Вопрос Прихожанина наемника. Я нахожусь в услужении у одного пана р. католика. Он и жена его ласкают меня, подговаривают меня, обещают дать двойную плату в год, если я присоединюсь к костелу, оставив свою Церковь … Я нахожусь в услужении у одного пана р. католика. Он и жена его ласкают меня, подговаривают меня, обещают дать двойную плату в год, если я присоединюсь к костелу, оставив свою Церковь . Я всегда отговаривался от этого. Наконец они привязались ко мне так, что никак нельзя от них отговориться. Тогда сказал им: обождите, я пойду к батюшке, и, если он позволит сие, тогда я исполню ваше желание, и против воли их, бежал от них. И вот я пришёл к тебе, отче, спросить: можно ли оставить православную Церковь и быть р. католиком? Я точного различия между православною Церковью и костелом не знаю. Ответ Священника. Безумец! И ты хотел бы, оставив веру православную истинную, принять веру р.·католическую – несправедливую? Твои деды и отцы, и вся родня твоя православная, а ты решился бы быть р. католиком за удвоенную годовую плату – каких-нибудь 25 рублей? Что дороже для тебя: сии ли ничтожные деньги, или вечное спасение души твоей. Не забудь, что вера православная из всех 1000 вер, существующих на свете, есть истинная; а латинская вера есть несправедливая, в ней много есть папских выдумок. Советую тебе оставить службу у пана своего, и служить у кого-нибудь из православных. Вот я тебе расскажу священную повесть о том, что ни за что в свете нельзя променять православной веры на другую веру. Слушай! «Юстина, мать западного Императора Валентиниана второго, жестоко огорченная ревностью Амвросия, Епископа Медиоламского, который Ариеву ересь привел в крайнее бессилие, решилась наконец погубить его. Чтобы исполнить сие, она вознамерилась, именем своего сына Валентиниана, издать указ, которым позволяла Арианам явно отправлять богослужение, и всех тех, кто осмелится делать им какое-нибудь препятствие, объявила мятежниками, нарушителями Церковного мира, оскорбителями Царского величества и преступниками, достойными казни. Для сего она призвала Беневола, первого Государственного Секретаря и приказала ему изготовить сей указ. Но сей муж, почитая имя православного выше всех достоинств, отрекся исполнить волю ее. Императрица принуждала его, угрожала гневом своим, обещала возвести на высшую степень; но благочестивый вельможа отвечал великодушно: «Я сею ценою не хочу покупать ваших достоинств; отберите у меня и то, что я имею, но оставьте мне мою совесть и мою веру. При сих словах он снял с себя пояс, который был знаком его достоинства, и положил к ногам Императрицы Юстины. Вскоре потом он удалился в Бересту, где остальное время жизни своей провел в строгом исполнении Христианских добродетелей, предписываемых православною Церковью 27 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Да, вера не очевидна для всех. Для иных «реалистически настроенных» людей вера имеет не больше смысла, чем смехотворные выступления каких-нибудь гадателей по телевидению. Она - не ходкий товар, который представители Церкви могут разложить перед всеми. Религиозное невежество не имеет границ. Увы, «Основам православной культуры» не обучены даже многие из наших ученых мужей. И некоторые из обретших лицензии в человеческих науках действительно находятся сегодня в духовных вопросах на уровне антирелигиозной пропаганды эпохи Емельяна Ярославского или Хрущева. Какие знакомые ассоциации вызывает невольно письмо десяти ученых к президенту Путину! Вспоминается знаменитое обращение деятелей культуры в октябре 1993 года, призывающее Ельцина к расправе над своими согражданами. Или нашумевшие письма академиков, которые «именем науки» (или «именем культуры») клеймили Вавилова и Солженицина, Прокофьева и Шостаковича, и превозносили Лысенко. Чтобы простые люди, которые не разбираются в тонкостях, могли действительно говорить как в избитой до неприличия демократами цитате: «Пастернака не читал, но осуждаю» или как безапелляционно утверждали в советские годы: «Наука доказала, что Бога нет». Весь расчет именно на это: слишком многие еще у нас привыкли доверять любому печатному слову. А средства массовой информации не очень склонны восхвалять Церковь, и в телепередачах и фильмах священники часто изображаются карикатурно. Цель организаторов этой провокации: настроить едва отставший от коммунистического безбожия народ против Церкви, «объяснить» ему, кто во всех его бедах виноват и кто обманывает его. Если не дать этим безумцам надлежащий отпор, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Где гарантия, что многие из тех, кто сегодня делает первые неуверенные шаги к Церкви, завтра не начнут кричать в толпе: «Распни, распни Его!» «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога», - говорит псалом. И далее: «Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13). Мало им было революции 1917-го года и десятилетий их «гнусных дел», они снова хотят ввергнуть в бездну безумия весь наш народ!

http://moral.ru/opc_a_sharg_07.htm

Католикос-Патриарх Мелхиседек III Патриарх Мелхиседек (Пхаладзе)(4) был человеком исключительных дарований. За всю историю Тбилисской семинарии он был единственным учеником, который никогда не получал других оценок, кроме высшего бала. Затем он поступил в Казанскую Духовную Академию. Его способности отмечал известный богослов Несмелов , желавший, чтобы молодой человек остался при Академии и занимался научной работой. Будучи студентом, Михаил (таково было мирское имя будущего Патриарха) настолько хорошо овладел греческим языком, что переводил на грузинский язык Геродота (эти переводы хранятся в библиотеке Тбилисского университета), а помимо того, самостоятельно изучал высшую математику. Он разработал оригинальный метод вычисления пасхалии, имеющий значение для исторической хронологии. Еще до принятия сана, являясь преподавателем математики, Михаил разрабатывал также математическую теорию шахмат. Кроме того, будущий Патриарх был церковным композитором и оставил несколько музыкальных литургических произведений, в том числе Херувимскую песнь. Вскоре после рукоположения во священники у него умерла супруга, и он принял монашество с именем Мелхиседек. Жизнь его была полна скорбей. Власти преследовали его, не давали ему служить. Рассказывают, что когда после епископской хиротонии владыка Мелхиседек был направлен в Сухуми, то первую свою проповедь он начал словами псалмопевца: Сказал безумец в сердце своем: нет Бога 24 . В то время эти слова воспринимались как оскорбление атеистической власти, и владыка оказался в положении человека, окруженного сворой разъяренных псов. Многие годы он оставался практически без средств пропитания – с детьми, которым надо было помогать. Наконец Патриарх Калистрат(5) выпросил для него, как большую милость, место при кладбищенской церкви, где владыка Мелхиседек, в то время уже митрополит, служил панихиды на могилах. Затем трагически погибла его дочь, и он всецело посвятил себя Церкви. При нем были восстановлены и открыты такие известные в Грузии храмы, как храм святого великомученика Георгия в Сигнахи, где находятся мощи святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, храм Моцамета в Кутаиси, куда были вновь перенесены мощи святых великомучеников Давида и Константина, князей Арагветских, Илорский храм святого Георгия, а также другие храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Он отправился к почтенному епископу и исповеднику Иакову Низибийскому , который учил и, вероятно, также крестил его, взял его с собой на Никейский собор в 325 г. и сделал учителем. Вскоре Ефрем приобрел большую известность благодаря своей учености, ревностной ортодоксии и аскетическому благочестию. В 363 г., когда Низибию уступили персам, он удалился на римскую территорию и поселился в Эдессе, в то время бывшей основным центром христианской учености в Сирии 2059 . Он жил отшельником в пещере рядом с городом и проводил свое время в аскетических упражнениях, в чтении, сочинительстве и проповедях перед монахами и народом, которые производили большое впечатление. Он совершенно овладел своим несдержанным от натуры характером, отказывал себе во всех удовольствиях и спал на голой земле. Он выступал против остатков идолопоклонства в окружающей местности и защищал никейскую ортодоксию от еретиков разного рода. Он совершил путешествие в Египет, где провел среди отшельников несколько лет. Он посетил также, по Божьему наставлению, Василия Великого в Кесарии, и тот рукоположил его диаконом. Василий очень уважал его, и позже послал в Эдессу двух своих учеников, чтобы рукоположить его епископом, но Ефрем, не желая принимать эту ответственную должность, вел себя как безумец, и вестники вернулись с сообщением, что он сошел с ума. Василий же ответил им, что безумны они сами, а Ефрем – человек, полный божественной мудрости. Незадолго до смерти, когда в Эдессе случился жестокий голод, Ефрем покинул свою одинокую келью и произнес впечатляющую проповедь в осуждение богатых, которые смотрят, как вокруг них умирают бедные, и сказал им, что их богатство погубит их души, если они не будут распоряжаться им на благо. Богатые прониклись этим упреком и доверили ему распределение своих благ. Ефрем организовал около трехсот постельных мест и сам помогал страдальцам, чужестранцам и местным, пока бедствие не закончилось. Потом он вернулся в свою келью и несколько дней спустя, около 379 г., умер, ненамного пережив своего друга Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Камнем преткновения для вступающего на путь христианской жизни оказывается склонность усматривать грехи не в собственной душе, не в самом себе, но у своего ближнего: «Любопытствующий о чужих грехах или по подозрению судящий брата не положил еще начала покаянию и не встал на путь познания собственных грехов (которые поистине тяжелее многопудовой свинцовой тяжести)... А поэтому, как безумец, бродящий во тьме, он пренебрегает собственными грехами и воображает о чужих, истинных или по подозрению мнимых» . Сопоставляя образ жизни, умонастроение и духовные опасности, по-разному грозящие монаху и мирскому человеку, преподобный Максим писал: «Тщеславию монаха свойственно тщеславиться добродетелью и ее последствиями. А гордыне его свойственно превозноситься собственными (духовными) достижениями, приписывать их самому себе, а не Богу... Достижения мирских людей суть падения для монахов. Например, достижения мирских людей суть богатство, слава, влиятельность, роскошь, телесное здравие, многочадие... Достигнув этого, монах погибает, ибо его достижения – нестяжание, бесславие, невлиятельность, страдание... Невольно оказавшись в подобных обстоятельствах, человек, любящий мир, считает их за великие бедствия и готов часто на самоубийство » . Особенность аскетических наставлений Максима заключается в том, что они сконцентрированы на видении конечного результата христианского подвижничества: у него реже встречаются советы прагматического характера относительно монашеского делания, чем, например, в знаменитой «Лествице» преподобного Иоанна, он редко приводит поучительные примеры из опыта подвижников, тем более, для предостережения наставляемых, примеры падений, решительно отличаясь в этом от аввы Дорофея. Из древних аскетических творений Максиму Исповеднику особенно близки «Духовные беседы» преподобного Макария Великого, который наставляет подвизающегося читателя не упускать из вида конечной цели христианской аскезы: мистического боговедения и богообщения. Так и преподобный Максим учит: «Сподобившийся боговедения и подлинно вкусивший сладость его презирает все удовольствия, порожденные (плотским) вожделением» . Но и взошедшие на ступень боговедения не остаются в безопасности, ибо «бесстрастное ведение божественных (вещей) не убеждает ум до конца презреть (вещи) материальные... Поэтому можно найти много людей, обладающих обильным ведением и, однако, наподобие свиней, валяющихся в грязи плотских страстей... Как простой помысл о вещах человеческих не заставляет презреть божественной вещи, так и простое ведение божественных вещей не убеждает ум до конца презреть вещи человеческие, потому что истина ныне существует в тенях и подобиях. А отсюда возникает нужда в блаженной страсти святой любви, сочетающей ум с духовными созерцаниями» .

http://pravoslavie.ru/101106.html

Все эти слова-помыслы произносятся внутри сердца. Вот помыслы окаянной дочери Вавилона: она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» А вот то, что будет ей за этот укоренившийся образ мыслей: «За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Откр. 18: 7–8). «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Это уже слова безумного с неумолимым практическим выводом из них в виде гнусных дел и развращения. Писание, как видим, не оставляет маневра для светского гуманизма или безбожной доброты. Это довольно строго. Многие верующие не на шутку напуганы этой строгостью Всеблагого Бога. Испугаться есть от чего. И если бы мы сами выдумывали Бога, а не Он открывал Себя, то мы выдумали бы Его образцом толерантности. Реальная строгость Писания путает нам лукавые карты. Впрочем, это не строже, чем огонь, льющийся на Содом. И это не строже, чем воды, заливающие всех, кроме сидящих в ковчеге. А ведь и у Содома, и у человечества при Ное были, надо пролагать, свои прочные мысленные конструкции. Вернее, они казались прочными, пока к одним не пришла вода, а других не накрыл огонь. Рейтинг: 9.8 Голосов: 4182 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей 28 ноября 2019, 01:07 Очень хорошая статья. Очень. Спасибо. Сергей Рымарев 28 марта 2018, 12:12 Всё абсолютно верно. Многая лета о. Андрею! Иоанна_ 25 марта 2018, 10:48 Получается, греховный помысел опасен только тем, что из него неизбежно проистекает грех делом. Но по-новозаветному другое: злые помыслы страшны прежде всего тем, что РАЗЛУЧАЮТ НАС С БОГОМ, даже если грех делом не совершается. Только чистые сердцем увидят Бога, одной телесной чистоты недостаточно. Здесь страх совсем другой, не страх жестокого наказания, а страх Богооставленности. Алексий 24 марта 2018, 08:38 Для почитательницы... о. Андрею не нужно отдыхать, он служит Богу, а если " убаюкаться " и не срываться, то и слова пастырские нас не будут цеплять. Это мы измученные с нервами на пределе. А в передаче по ТВ СПАС, не задавайте глупых вопросов, типа: " Сын не хочет на права сдавать, батюшка , что это с ним? " НЕ ГРУСТИТЕ,БОГ НАС ЛЮБИТ. С уважением ко всем, Алексий.

http://pravoslavie.ru/111641.html

Сими словами показывает, что от наказания нечестивого клеветника воспоследует полезное для верных наставление. Ибо узрев бедственное падение нечестивого, более почтут Бога, праведный суд Его видя, а таким образом утвердятся во страхе, дабы подобным беззаконием не оскорбить Владыку, и разные казни не навлечь на себя. Между тем и посмеются, коль безумно делает человек, когда оставя Бога, на тленное и скоро-гибнущее богатство уповает, превозмогая других не добродетелью, но коварством и злобой. Ст. 10–11. „Аз же яко маслина плодовита, т.е. не буду исторгнут и искоренен, как Доик – это сухое древо; но укоренюсь паче и паче, как маслина плодовитая и всегда зеленеющая. Заключает псалом принесением благодарения Богу за избавление от коварства Доика Идумейского, и обещает быть благодарным не на один только день, но и во все течение жизни... Ибо „терпеть имя Божие не что иное есть, как терпеливо ожидать милости Божией, хотя бы она была сокровенна, и ощущать свою зависимость от воли Господней, хотя бы возвещенное Им не исполнилось в продолжение многого времени. LII Псалом Ст. 1: к исполнению, о Маелефе (хоровое ликование 38 в научение. – Давиду. Псалом 52-й (небольшой – 7 стихов) представляет собой почти дословное повторение пс. 13-го, и лишь 6-й его стих – о рассыпании костей человекоугодников – здесь новый, сравнительно с тем псалмом, но и он имеет параллельный себе стих в другом псалме ( Пс. 140:7 ). Как и псалом 13-й, и 52-й пс. делится на 2 части: ст. 2–4 и 5–7. I. 2. Рече безумен в сердце своем: несть БОГ! Растлеша и омерзишася в беззакониих: несть творяй благостыню! 2. Сказал безумец в сердце своем: нет Бога! Развратились (они) и стали мерзкими в беззакониях (своих): нет делающего доброе! 3. БОГ с небесе приниче на сыны человеческия видети: аще есть разумеваяй или взыскаяй БОГА? 3. Бог приник с неба к сынам человеческим, чтобы видеть: есть ли (между ними) разумеющий или взыскующий Бога? 4. – Вси уклонишася, вкупе непотребни Быша: несть творяй благое, несть – до единого!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В отношении же писателей вроде Марка Твена, Уэлса и т. п. надо стараться, чтобы такой литературы дети читали меньше и по возможности менее, чем здоровой по духу. Вместе с тем надо раскрывать детям истинное лицо ее авторов и ее героев, их безумие («Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» , Пс. 13, 1)и порочность их миросозерцания. Книги же богоборческого духа, вроде «Гимназистов» и «Студентов» Н. Г. Гарина-Михайловского, должны тщательно устраняться и не попадать в руки детям. Говоря о современном увлечении светской литературой, старец Амвросий Оптинский дает такой совет одной воспитательнице: «В благие минуты можно сказать питомице, что она как христианка кроме журналов должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора — что можно родиться из пыли и что люди прежде были обезьяны». Из этих слов старца Амвросия видно, что опасность соблазна грозит нашим детям и от той части современной науки (точнее, лженауки), преподаваемой в школах, которая носит явно богоборческий характер, сеет ложь и обольщение мнимым могуществом человеческого разума. Современные христиане находятся в отношении обучения детей в том же положении, что и первая христианская Церковь среди господствовавшего языческого мира. И тогда христианские наставники предупреждали детей о необходимости критически относиться к материалу, который им преподавали. В сочинении «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» св. Василий Великий пишет: «Не без разбора брать от языческих учителей, а только полезное. Ибо стыдно, отвергая вредное в пище, не делать никакого разбора в науках, которые питают нашу душу». Основным противоядием языческой философии христианские родители считали благочестивое воспитание в семье и старались помимо школы сами давать духовное образование детям. Так воспитывался, например, Ориген. Когда он был мальчиком, отец ежедневно заставлял его заучивать Священное Писание и потом пересказывать. Эти занятия увлекали Оригена, и он удивлял отца своими богословскими вопросами. Отец был счастлив успехами и духовным настроением мальчика. По рассказам отца он нередко ночью тайком открывал грудь Оригена и целовал ее как «святилище Духа Божия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010