Слово безумен по русскому словоупотреблению означает человека, лишенного ума, или, что то же, неразумного,– но в настоящем выражении: рече безумен в сердце своем – слово это употреблено в другом значении, как это можно видеть и по связи этого выражения с последующими речениями псалма и вообще по употреблению его в Священном Писании. Весь Пс.13 есть не что иное, как выражение жалобы на нечестивых и беззаконных, а потому и словом безумен пророк обозначает здесь, должно думать, не одно какое-либо определенное лицо, а вообще человека нечестивого или, вообще, развращенного беззаконною жизнью. «Прирожденная духу нашему идея (мысль) о Боге есть сущность разумной природы человека и наилучшее ее украшение; истина же бытия Божия есть коренное начало, жизнь и душа всякого ведения; без этой истины неразрешимы все высшие вопросы человеческого знания. А потому, действительно, только безумный может сказать, что нет Бога». Справедливо замечает блж. Августин и другие толковники, что Давид разумеет здесь таких людей, кои умом сознают бытие Божие, но по нечестию, из любви к греху не веруют или, лучше сказать, не хотят, боятся верить в Бога-Промыслителя, Судию и Мздовоздаятеля, живут без Бога, а потому и предаются пороку необузданно. Слово безумен на языке Священного Писания означает нечестивого, ибо и на самом деле нечестие есть безумие, потому и Давид свое беззаконие называет безумием ( Пс.37:6 ). Весьма уместно здесь припомнить евангельскую притчу об одном безрассудном богаче, который, быв предан любостяжательности и сластолюбию до забвения о Боге, не знал надлежащего употребления временному богатству своему и думал употребить его на свою роскошь и пресыщение, за что именно и назван был от Самого Господа Иисуса Христа «безумным» ( Лк.12:16–21 ). Так вот такой-то нечестивец, безумец, и сказал в сердце своем: нет Бога, нет Судии и Мздовоздаятеля. Растлеша и омерзишася в начинаниих – в этих словах и заключается достаточное подтверждение тому что под словами рече безумен пророк разумел не одно какое-либо определенное лицо, а вообще хотел выразить свое мнение о безбожии или неверии современных ему евреев, или еще более общую мысль о повреждении человеческой природы и необходимости спасения свыше. Люди развратились, потеряли веру в истинного Бога, сделались суеверны, безбожны и нечестивы, – а без веры в Бога и все дела их оказывались пред очами Божиими гнусными и мерзкими ( Рим.1:24, 32 ); омерзишася в начинаниих, так что не стало между ними человека добродетельного, который совершал бы только доброе и полезное дело: несть творяй благостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

XXXIV. Смерть Самуила и Саула, воцарение Давида В те дни умер древний судья Самуил и плакал по нем весь Израиль, собравшийся к его погребению. Давид, с дружиной своей, перешел в пустыню Маонскую, где паслись близ Кармила стада богатого Навала, безрассудного умом, дикого нравом. Давид послал к нему отроков своих, с дружеской мольбой, уделить ему что-либо для пищи. «Кто Давид и кто сын Иессеев? Отвечал безумный отрокам будущего Царя, много ныне скитающихся в Израиле!» Гневом воскипела душа Давида; с четырьмя стами вооруженными пошел он отмстить Навалу; но Авигея, мудрая жена его, услышав о грозном шествии, сама устремилась на встречу с корзинами хлеба, вина и плодов; увидя издали Давида, она пала пред ним на землю и кроткой речью умоляла простить вину безумного супруга. Тронулся Царь словами мудрой жены, и возблагодарил Бога Израилева, который спас его от пролития невинной крови; приняв дары с миром отпустил он Авигею, и когда на другой день изтрезвившийся Навал услышал, от какой опасности избавила его супруга, внезапный ужас овладел его сердцем и смерть его постигла. Тогда Давид предложил Авигеи заступить место его супруги Мелхолы, дочери царской, которую отдал Саул на иного. Еще однажды Давид доказал верность свою Царю, когда опять хотели выдать его жители пустыни Зиф. С тремя тысячами воинов ополчился Саул, на распутьи при холме, и сон, посланный от Господа, сошел на него; в колеснице спал Царь Израилев, подле него воевода Авенир и около вся дружина. Давид, с одним из соглядатаев, отважился проникнуть в стан вражий, до самой колесницы царской, у которой водружено было высокое копье Саула. «Ныне предал Господь в руки твои врага, сказал ему спутник; позволь, я поражу его копьем и не повторю удара;» но Давид удержал дерзкого: «кто подымет руку на помазанника Божия и останется невиновным? – разве поразит его сам Господь, или придет день его; ты же возьми только копье от возглавия и сосуд для воды.» Они взяли копье и сосуд и пройдя ущелье, стали на высоком холме, в виду спящего стана; громко воззвал оттоль Давид к вождю Авениру: «так ли охраняете покой Царя вашего? Посмотри, где копье и сосуд, бывшие при его изголовьи?» – Воспрянул Саул и ужаснулся, распознав знакомый голос. «Твой ли это голос, сын мой Давид?» спросил он, и Давид ответствовал: «я раб твой, зачем гонишь меня, или какая нашлась во мне неправда? Внемли мне, Царь: если Бог возбуждает тебя против меня, да будет благословенна жертва твоя; если же люди, да будут прокляты изгнавшие меня из удела Божия в земли богов чуждых, и да не прольется кровь моя пред лицом Царя Израилева, который ищет, как лев, души моей, и гонит меня, как вран ночной по горам.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

§ I Матренушка-босоножка, по происхождению из Костромской губернии, причисляется к тому немногочисленному сонму русских подвижников и подвижниц, которые известны под названием «Христа ради юродивые». Юродство Христа ради, имеющее для себя основание в словах святого апостола Павла ( 1Кор. 4, 10 ), есть высокий подвиг веры и благочестия, добровольно и сознательно принимаемый для преуспеяния в любви к Богу, и в ряду христианских подвигов есть один из трудных и изумительных подвигов, почему лишь немногие ревнители благочестия принимали на себя этот исключительный путь благоугождения Богу. Кажущееся отречение от пользования разумом, отрешение от внешних правил гражданского общежития, презрение к принятым мирским приличиям, добровольное лишение себя дозволенных земных благ, удобств и невинных радостей и щедрая благотворительность к бедным – вот те черты, которые в общем являются характерными для юродивых и невольно привлекают к ним внимание публики. При столь необычном или даже загадочном образе жизни такие странные личности являются как бы выходцами из какого-то другого мира и в глазах большинства и особенно интеллигентных представляются безрассудными, сумасшедшими, и их удивительные жизнь и поступки нередко вызывают глумление и презрение. Но для правильного суждения об юродивых следует поглубже всмотреться в это непонятное для большинства мирских людей явление и не опускать из внимания многих, иногда поразительных проявлений высокодуховной жизни юродивых. При внутреннем сознании себя и своих обязанностей юродивые действительно представляются иногда безумными, смешными и жалкими для людей, между тем и при странных своих действиях они не дозволяют себе чего-либо греховного, какой-либо несправедливости и неуважения к ближним. Отказываясь от всяких земных благ, юродивые обыкновенно презирают богатство и свое имущество, равно и поступающие к ним доброхотные подаяния щедро раздают нищим и нуждающимся, а сами, принимая на себя непривлекательный облик, всегда терпят различные лишения, нередко зимой и летом ходят босыми, в неприглядной или даже грязной одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Атеизм, или безбожие Это такое извращение мыслей, по которому отвергают самое бытие Творца и Промыслителя мира и человеков – Бога. Так как идея Божества неразлучна с существом нашего духа, так как она глубоко запечатлена в разумной природе нашей и весь окружающий нас мир и судьбы жизни человеческой громко говорят нам о Боге, то не без основания сомневаются некоторые, чтобы были когда-либо собственно безбожники. Но, с другой стороны, так как идея эта сама по себе необъятна для нашего разума и её развитие и прояснение не иначе возможно, как при помощи нашего же духа и зависит от свойства и степени умственного и нравственного нашего образования, то нельзя отвергать возможности, в некоторой степени, и этого ужаснейшего заблуждения. По ложным началам, примечаемым в основании этого заблуждения, безбожников разделяют на теоретиков и практиков. Атеизм бывает теоретический, когда он вытекает из философской или научной, вообще мыслительной деятельности, стремится обосноваться на философских началах и оправдать себя научными данными и рассудочными доводами 3 ( Ncaл. IX, 25, 32; XIII, 1 ; Puм. I, 22 ; 2Кор. Х, 5 ; 2Nemp. III, 4 ), и практический, когда человек самой жизнью своей, преступной и безобразной, мало-помалу приводится сначала к забвению о Боге, а потом и к дерзкому отрицанию Его ( 1Kop. XV, 34 ; Фuлun. III, 19 ; Tum. I, 16 ). Психологически вполне возможны и действительно бывают случаи, что человек, никогда не читавши безбожных сочинений и не слыхавши безбожных речей, но долго ведя жизнь развращенную, настолько помрачает и обезображивает образ Божий в своей душе, что последний как бы совсем изглаживается в ней; мысль о Боге посещает Его все реже и реже, и, наконец, и самое напоминание о Боге становится для него тягостным и неприятным; недостаток любви к Богу постепенно превращается в неприязнь к Нему, усыпление совести и омертвление духа и сопровождающее их забвение Бога переходит, особенно под влиянием дьявола 4 , в безрассудное по упорству и слепое отрицание Бога или даже и в яростное, совершенно уже безумное, богохульство. Забывая Бога, но не имея возможности забыть Его окончательно и совершенно,– так как о Нем напоминают и природа, и люди, и история, и собственное существование,– нося в своей душе хотя и смутное, но тем не менее мучительное предчувствие и ожидание страшной кары за преступную жизнь,– нераскаянный грешник усиливается заглушить этот мучительный страх, уверяя себя, что все кончится с концом земной жизни, что на небе нет карателя нечестия, нет Бога (Псал. XIII, 1–5; ср. Ncaл. LII, 2–6 ). Так как отрицательным безбожием следовало бы называть совершенное отсутствие Бога в человеке, а между тем в действительности такого состояния не бывает, бывает же только большее или меньшее отчуждение человека от Бога и от истинного боговедения и от богопочитания или, что то же, от религии,– то отрицательное безбожие точнее можно было бы назвать полубезбожием не в строгом смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В то время, когда Россия, процветая в результате самодержавного правления, наслаждалась всем счастьем и всей славой, которые могла доставить ей знаменитая государыня, почти все другие царства Европы далеки были от счастья и славы! Там происходили ужасные беспорядки, начались которые во Франции. Жители этой несчастной страны, известные своим легкомыслием и непостоянством, вовлекли в то время свое Отечество в неслыханные бедствия. После войны, происходившей в Америке между Англией и Северо-Американскими колониями, многие Французы, участвовавшие в ней, вернулись в Европу с легкомысленными мечтами о независимости и с безрассудным желанием перемен в управлении государством. Такое желание, ни на чем не основанное и противное тем правилам, которые составляли счастье их Отечества на протяжении целых столетий, довело Французов до величайших беспорядков. Почти с каждым днем беспорядки увеличивались и меньше чем за три года достигли ужасных размеров. Следуя новому, своевольному образу мыслей, они перестали считать священной власть государя — эту власть, установленную законом Божьим. После этого стоит ли удивляться, что они мало-помалу перестали бояться и самого Бога! А человек, дошедший до такого жалкого состояния, человек, имевший несчастье забыть своего милосердного Творца, чего не сделает, на какие злодеяния не решится? Это доказали в полной степени тогдашние Французы. Как только необузданное своеволие довело их до забвения Бога, все преступления стали казаться им дозволенными, но и все несчастья были посланы небесным правосудием на безбожников. Их добродетельный король, Людовик XVI, был первой жертвой ужасного переворота, происшедшего тогда во Франции: безумцы, проповедуя свободу, начали с того, что отняли ее у своего законного повелителя. Этого было еще мало: они лишили его жизни! Они подвергли той же участи и все его семейство и всех тех, кто проявлял малейшую привязанность к нему или к прежнему порядку правления. Невозможно описать все ужасы, какие происходили тогда во Франции: достаточно сказать, что не один год кровь там лилась рекой; что неслыханные злодейства под названием справедливых дел совершались там ежедневно.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Г. Будь нестяжателен (Мф.19:21–22) 1. Библейские тексты о любостяжании (скупости, жадности к приобретению богатства) Любостяжание а) запрещено: «Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). – «Кумиры богов ...сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью» ( Втор.7:25 ). – «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). «Заповеди: не кради... не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9 ). – «Воля Божия есть... чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво» ( 1Фес.4:3, 6 ). – «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:5 ). б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: «Любостяжатель... есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). – «Любостяжание... есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). – « Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ). в) ненасытимо: «Человек одинокий... а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством... И это суета и недоброе дело» ( Еккл.4:8 ). – «Кто любит серебро, тот не насытится серебром... и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это – суета» ( Еккл.5:9, 10 ). г) исходит из сердца и оным овладевает: « Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы... кражи, лихоимство... завистливое око... безумство» ( Мк.7:21, 22 ). – «Твои глаза и твое сердце обращены только к твоей корысти... к тому, чтобы делать притеснение и насилие» ( Иер.22:17 ). – «Сердце их увлекается за корыстью их» (Иер.33:31). – «Сердце беззаконников приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: «Желающие обогащаться впадают... во многие безрассудные и вредные похоти... Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 14 1–7. О мудрости и глупости вообще. 8–19. Более частное изображение мудрых и глупых, главным образом со стороны различия их жизненного жребия. 20–27. О богатстве и бедности в их причинной связи с мудростью. 28–35. Параллельное изображение мудрых и глупых, богатых и бедных, наконец, господ и слуг. Притч.14:1 .  Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притч.14:2 .  Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем. Притч.14:3 .  В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их. Притч.14:4 .  Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов. Притч.14:5 .  Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи. Притч.14:6 .  Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко. Притч.14:7 .  Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. Конкретным проявлением мудрости является мудрая, созидающая дом жена, а таким же примером глупости – безумная жена, расстраивающая свой дом и все его благосостояние собственными руками (ст. 1, сн. Притч 12.4 ). Далее противополагаются – страх Божий, ведущий человека прямыми путями, и дерзкое пренебрежение памятью о Боге, соединяющееся с хождением кривыми путями (ст. 2), – высокомерие речи безумных и скромность речи мудрых (ст. 3. Ср. Притч 12.6 ), – свидетели истинный и ложный (ст. 5, сн. Исх 23.1 ; Притч 12.17 ), недоступность мудрости людям, лишенным страха Божия, и полная доступность ее для исполненных страха Божия и чистых сердцем (ст. 6), почему и дается совет устраняться от глупого, у которого нечему научиться (ст. 7). Вне видимой связи с общею мыслью рассматриваемого отдела стоит хозяйственная заметка ст. 4, имеющая, по-видимому, цель научить человека – не переоценивая значения богатства (ср. Притч 10.15 ; Притч 13.8 ), сообразовать попытки умножения имущества с распространением орудий производства и вообще жизненных средств. Притч.14:8 .  Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > То, что беспечно теряют продажные юристы, обретают свободные граждане Николай Дорошенко о заявлении адвоката кощунниц из Pussy Riot 24.07.2012 1527 Время на чтение 4 минуты В Интернете среди прочих новостей на главной странице Яндекса я вдруг встретил и вот эту: «Адвокат Pussy Riot назвала обвинительное заключение инквизиторским». И – тяжесть вдруг отпала от моей души, как отсохшая от раны корочка. Оказалось, что это только кажусь я себе таким безрассудно ненавистливым к пойманным в сети гельманоидов женским особям (прошу прощения, что ни женщинами их назвать не могу, ни девицами, поскольку совершенно непонятна мне их не только нравственная конституция, но и физиология. Ну, например, одна из них, будучи беременной, готовясь вроде бы даже стать матерью, устроила публичное совокупление, оскверняя не просто некий перфомансный плод, а собственное дитя и в собственном чреве. Как тут не смутиться человеку такому, как, например, я?) Мы ведь люди простосердечные, когда встречаем особи непонятные, то даже с уважением к этой их непонятности относимся. Имея школьный опыт преждевременного чтения Гегеля и Канта, мы, русская интеллигенция, в своем зрелом возрасте упрямо дожидаемся того мига, когда и непонятности Pussy Riot станут нам понятными. И, к сожалению, готовы видеть в этом свою способность к развитию. И еще, например, мы, чистосердечные совки, не верим, что гельманоидное безумие может быть более респектабельным, чем благоразумие какой-нибудь школьной учительницы из глубинки, восхищенной либо нафталинным Шекспиром, либо нерыночным Пушкины м. Не верим потому, что не безумен же наш госбюджет, окормляющий не нормальное и понятное со времен «Илиады» и «Одиссеи» искусство, а эдакое аж, страшно сказать, пуссирайтовское «актуальное искусство». Гельман один выедает из бюджета столько, сколько не позволяется никому. Мы об этом знаем, но и твердо веруем, что это лишь результат некоего временного технического сбоя в внутри государственного механизма (нам же внушили, что «теория заговора» неприлична).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/24/to...

Книга 1 2 3   КНИГА ПЕРВАЯ 1 . И из ваших писем и из писем многих я узнал, что в школе Тиранийца 1 , «языком псов из врагов моих» ( Пс.67:24 ), возражают мне, зачем я перевел на латинский книги Περ ρχυ. О беспримерное бесстыдство! Обвиняют врача за то, что он указал яд, – для того конечно, чтобы своего (продавца лекарств) φαρμαχοπλην защитить не свидетельством невинности, а сообщничеством его преступлению, как будто число согрешающих уменьшает виновность и обвинение заключается в лицах, а не в делах. Против меня пишутся книги, всюду распускается слух о них, и однако, они не издаются, чтобы и поколебать ими простецов и у меня отнять возможность отвечать за себя. Новый род злобы – обвинять в том, что боишься выдать, писать о том, что скрываешь. Если справедливо то, что пишет он, то почему он побоялся публичности? Если ложно, то зачем писал? Когда-то мальчиками мы читали: «Думаю, что безрассудному свойственно писать что-либо, что хотел бы скрыть» (Cicero lib. 1 Academ. Quaest.). Спрашивается: что это за оскорбление? Чего они неистовствуют, чего безумствуют? Что я оттолкнул напыщенного панегириста, что не захотел похвал от коварных уст, что под личиною друга понял ковы врага? Во введении я называюсь братом и товарищем, и довольно явно высказываются мои преступления, – что я писал, какими похвалами возносил Оригена на небо. Говорит, что он сделал это с добрым намерением. А каким же образом теперь, как враг, он ставит мне в вину то, за что прежде, как друг, хвалил? Он хотел в переводе подражать мне, как предначинателю, и заимствовать авторитет для своего труда от моих произведений. Достаточно было однажды сказать, что я писал. Какая была надобность одно и то же повторять в другой раз и часто упоминать, и как будто никто не верит его похвалам, приводить самые выражения? Похвала, столь заботливая о том, чтобы верили ей слушатели, не искрення и не чиста. Чего он убоялся, как бы ему не поверили в восхвалениях меня без приведения моих слов? Видите, что мы понимаем его мудрость, понимаем, что часто упражнялся он в приемах сатирического панигиризма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О том, что душам пристрастных к богатству,как животолюбивым, при смерти трудно расставаться с жизнию Глава 1. Поэтому души пристрастных к богатству, разлучаясь с телом, много мучаются, и исходят, и назад возвращаются, будучи изъяты из тела, снова в нем скрываются; в доказательство же борьбы, с какою противятся отторжению от тела, представляют проливаемый пот, и как велико их пристрастие к настоящему, ясно показывают, непрестанно обращаясь к оставляемому и, по привязанности к здешнему, с трудом отходя отсюда. Но если бы призывало их туда желание видимого там стяжания, то, без сомнения, поспешили бы устремиться к нему, усматривая, что будущее привлекательнее оставляемого, по блистательности тамошнего презрев остающееся здесь. Таков был другой богач, в котором плодоносие поля увеличивало болезнь ненасытности: непрестанно разорял он житницы и созидал большие, потому что не было места, где положить плоды земледелия; прежние кладовые переполнены были старыми урожаями, потребное же для нуждающихся ограждал он для безопасности крепко построенными прикрытиями для стражей и, ни с кем не разделявший своей трапезы, говорил душе, предрекая ей не обманчивое наслаждение на многие годы, а как показало Божественное определение, не предусматривая и того, что будет на следующий день (см. Лк. 12, 16–21 ). Ибо действительно справедливо было, чтобы замысливший никого не принимать в участники наслаждения и сам не вкусил мечтаемого удовольствия, но насильно был взят и повлечен на суд за бесчеловечие. Что же? Не было разве тогда нищих, изнуренных голодом, и потому стало нужно с такою безрассудностию собирать в житницы земные плоды? Не было разве нуждающихся в необходимом, которым можно было бы больше доверить, нежели тле, дозволить, чтобы в употреблении хлеба предварили неблагодарных сотрапезников – червей и с большим правом расходовали то, что в скором времени без благодарности истребили бы черви – эти как бы жестокие и свирепые какие-то матереубийцы, по недостатку другой пищи поядающие родивших их, после беззаконного пира выползающие из житниц и всенародно являющиеся непризванными свидетелями безумия хранившего свою пшеницу, потому что так определил Праведный Судия, чтобы и худо собранное погибло, и собиравший не имел благовидного предлога порицать Промысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010