Святитель Иоанн Златоуст посему и пишет: « Нет ничего хуже зависти и злобы. Через них смерть вошла в мир. Когда диавол увидел человека в чести, то не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его » 117 . Словами « диавол увидел человека в чести » Златоуст как бы говорит: он увидел, что потерял, – и « не вынес его благоденствия и сделал все, чтобы погубить его (человека. – О.С.)» – то есть из зависти. Мытарство 11-е « Подобным образом прошли мы и мытарство гордости , где надменные и гордые духи испытывают тех, кто тщеславен, много думает о себе и величается; особенно же тщательно здесь испытывают души тех, кто непочтителен к отцу и матери, а также к поставленным от Бога властям: рассматриваются случаи неповиновения им, и прочие дела гордости, и тщеславные слова. Мне весьма и весьма мало потребовалось добрых дел, чтобы покрыть грехи по этому мытарству, и я получила свободу ». Мы не можем позволить себе пройти данное мытарство с той же легкостью, как и блаженная Феодора, и остановим наше внимание на проблеме связанной с: Гордыней ; Тщеславием ; Непочтительным отношением к родителям (физическим и духовным) и к Богом установленной форме власти . Если о Сыне Божием сказано: « Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу » ( Флп. 2, 6 ), – то выпадение дьявола из духовного мира и происходит из-за хищения почитать себя « быть равным Богу ». Любя Господа пламенеющей любовью, Люцифер стремился как можно ближе приблизиться к объекту любви – Богу. В какой-то момент религиозного экстаза пламенеющий любви он потерял ощущение дистанции между Творцом и тварью, и это было хищение, начало его выпадения из духовного мира. Тогда и родилась гордость… Каждый гордец как бы проходит тем же путем, что и Люцифер. Сказано: « Погибели предшествует гордость, и падению – надменность » ( Притч. 16, 18 ). Так совершается и грехопадение Адама и Евы, когда дьявол предлагает принять участие в хищении Божественных прав и приоритетов словами « вы будете, как боги » ( Быт. 3, 5 ). И грехопадение в развитии – безумное утверждение: «Бога нет» или «Бог умер». Сказано: « Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро » ( Пс. 13, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Царь Иоанн, покойный мой отец. Мне скучно ждать. (Входит Бучинский). Ты здесь опять, Бучинский? Что, кончено? Бучинский. Подписан приговор. Димитрий. Подай сюда... (читает) «За дерзкую крамолу, За клевету... За козни на Царя... Законного, помазанного Богом... Решением всех выборных людей От княжества Московского... Василий Иванович, князь Шуйский, осуждён На смерть, в пример другим и в наказанье»... Вот подписи бояр, людей духовных, Дворян, купцов. – Не спорили? Бучинский. Никто. Димитрий. Что ж Шуйский? Бучинский. Твёрд. Ослаб от тяжкой пытки, Но духом бодр и смело говорил. Димитрий. Что говорил? Бучинский. Перед лицом собора Он клеветал, он умолял бояр. Не изменять отечеству святому; Просил дворян, духовных и купцов Не предавать души своей обману. Димитрий. И что ж они? Бучинский. Иные из дворян, Церковники, в молчании суровом Внимали речь; бояре и купцы Завопили и заглушили голос. Димитрий. Старик упрям. Я этого не ждал. Поди, я подпишу. (Бучинский уходит). Зачем же медлю?Я подпишу... перо моё дрожит. Как будто бы бездушному известно, Что кровь оно невинного прольёт! В глазах темно!– А, этот чудный старец! До сей поры и правдой, и душой Всем жертвовал перед кумиром власти, И вдруг восстал и умирать готов, И в первый раз как будто вспомнил совесть, Высокий род и доблести отцов. Простить? Нельзя. Казнить его? Мне больно! Твоей души, жестокий Иоанн, Мне не дал Бог . Рука дрожит невольно, Душа скорбит... О, как тяжёл обман! Но для чего ж судьбе не покорился, К чему на бой, безумец, он восстал? Или, слепой, уставов Провиденья И Божией он воли не узнал? Да, я не сын царей! Но предо мною Кто путь открыл, исполненный чудес, Меня подъял, как бурною волною, И на престол из праха вдруг вознёс? Кто вёл меня под тьмою неприступной, Туманами покрыл народов взор, И Годунова род преступный Моей рукой с лица земного стёр?.. (Задумчиво). Но если путь уже свершён, и если Досель меня ведущая рука Сама теперь завесу раздирает? Бороться с ней? Не лучше ль уступить, Стать пред лицом народов удивлённых

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Идейный багаж юных подвижников невыразимо скуден; отправляясь в пустыню, они берут с собой вместо евангелия «Исторические письма» Лаврова, – так и спят на них, положив под изголовье. За это евангелие и идут на смерть, как некогда шли люди за сугубое аллилуйя. Святых нельзя спрашивать о предмете их веры: это дело богословов. Но читая их изумительное житие, подвиг отречения от всех земных радостей, терпения бесконечного, любви всепрощающей – к народу, предающему их, – нельзя не воскликнуть: да, святые, только безумец может отрицать это! Никто из врагов не мог найти ни пятнышка на их мученических ризах. За Лавровым, за Боклем явно стоит образ иного Учителя, зовущего на жертвенную смерть. Если от мира подпольных социалистов обратиться к искусству 70-х годов, то мы поразимся, как в гражданской поэзии, в живописи передвижников – всюду возносится сорванная с киота икона Христа: Крамской, Поленов, Ге, Некрасов, К. Р. Надсон не устают ловить своей слабой кистью, лепечущими устами святые черты. Этот бледный Христос, слишком очеловеченный, слишком нежный, может раздражать людей консервативной церковной традиции. Но еще большой вопрос, чей Христос ближе к Подлиннику. В одном своем автобиографическом произведении Михайловский вспоминает о сильном впечатлении, какое на него, юношу, произвела картина Семирадского «Суд над христианами при Нероне». Характерно, что он, не колеблясь, почувствовал: христиане – это мы, а наших гонителей, жандармов, прокуроров, надо искать среди язычников. Атеисты-народники отзываются о Христе всегда с величайшим уважением. Они проникнуты сознанием, что социализм обосновывается в христианской этике. Д. С. Мережковский с большой убедительностью вскрывал христианские черты в творчестве Некрасова и Глеба Успенского. Их можно восстановлять по скудным библиографическим фрагментам, какие нам остались, и для многих революционеров этой эпохи – конечно, не для всех. Ни в ком, быть может, они не поражают так, как в Александре Дмитриевиче Михайлове, великом организаторе «Народной воли».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Оно сделалось доступным каждому. Достоянием всех возрастов, всякого развития и всякого положения. Кончают с собой бедняки и богачи. Уходят от жизни и девушки, и юноши, и матери, и отцы семейств, мало известные и знатные, простолюдины и вельможи. Кончают с собою священники. Недавно «Сибирская Жизнь» сообщает, что в Енисейской епархии на протяжении короткого времени покончили жизнь самоубийством целый ряд священников. В с.Ирбейском, Канского у., повесился священник Попов; в том же уезде зарезался священник Василий Каменев; в Енисейском у., зарезался священник Дмитрий Быстров и застрелился священник Петр Баженов; в с.Даурском, Ачинского у., застрелился священник Гениш; в Минусинском у., застрелился о.Кирилл Шелковский и, наконец, в с.Иркутском, Красноярского у., застрелился священник Рахманин... Кончают с собой 12–13 летние дети. И из ста случаев в сорока – коренной причиной является упадок состояния, безвыходность положения, потеря близкого лица; а в шестидесяти – один общий лейтмотив: «скучно жить»... «надоело жить»... «пусто в жизни»... Что ужаснее всего, – это, последний основной мотив самоубийства в возрасте от 13 до 20 лет, который является чуть ли не единственным. «Жить надоело». «Жизнь наскучила». Это тринадцатилетнему ребенку! Это только что начинающему жить юноше! Нет, это ужасно!... А между тем, как бы ни переоценивали самоубийство, как бы ни старались его исказить, принизить, – покончить свою жизнь дело не легкое. Что-нибудь из двух: решающийся на такой шаг, или должен быть человеком, придавленным страшным гнетом жизненных страданий; загнанным жизнью в такой невозможный тупик, за которым нет ни просвета, ни свободного продуха. Или же это должен быть безумец, в точном смысле этого слова. Человеческая выносливость чрезвычайно метко охарактеризована бессмертным психологом Ф.М.Достоевским, который определил ее приблизительно следующими словами: «Человек – подлец: он привыкает ко всякому положению. Мне кажется, если бы его поставили на узенькой дощечке среди волн безбрежного океана, он и там бы сумел привыкнуть к своему положению».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Небольшое, но существенное добавление. В конце книги ее автор – насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидат богословия, иеромонах Митрофан (Волкодав) – пишет: «Текстология славянского «Добротолюбия» является отдельной большой темой, и ею пока никто не занимался... Поэтому в настоящее время не все текстологические вопросы решены до конца. Например, неизвестно, насколько изменила переводы преподобного Паисия правка редакторами в Александро-Невской и Троицкой семинариях». Так что же мешает автору узнать?! Было бы весьма желательно, чтобы он продолжил работу над славянским «Добротолюбием». Да поможет ему в этом святом деле своим небесным предстательством преподобный Паисий Величковский , как, верим, помогал и во время истинно монашеского труда при написании данной книги! 6 июня 2002 года Профессор Московской Духовной академии Константин Ефимович Скурат Введение Сказал безумец в сердце своем: «Нет Бога» ( Пс. 13, 1 ). Спросите любого атеиста, хоть и самого ученого, как можно убедиться в правильности его веры в то, что будто бы Бога нет. Ничего разумного он на это сказать не сможет. Православие же всем предоставляет возможность встретить и ощутить Бога в своей жизни. Для этого просто поверить еще недостаточно, поскольку и бесы веруют и трепещут ( Иак. 2, 19 ), но необходимо победить страсти, стяжать смирение и другие добродетели, ибо только чистые сердцем... Бога узрят ( Мф. 5, 8 ) и Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3, 34 . Иак. 4, 6 . 1Пет. 5, 5 ). Однако многострастные и грехолюбивые люди, разобщенные с благодатью и лишенные ее, всячески противоречат, не желая трудиться для стяжания добродетелей. Да и могут ли следовать Евангелию порабощенные удовольствиям и ищущие славы от людей?! Известно, что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, и напротив, тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ( Мф. 7, 13–14 ). В духовной жизни необходимо употреблять усилия, ибо Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11, 12 ). Стремящийся найти смысл содержания заповедей только через чтение или изучение, не выполняя их, подобен воображающему тень вместо истины. Преподобный Паисий Величковский говорит: «Верою, терпением, смирением и всяким образом воздержания и беспристрастия, более же добродетелями вооружившись, христианин, как некую крепость, осаждает Царство Небесное, чтобы завладеть им, хотя бы оно было неприступно». Правильные (ортодоксальные) знания о духовном мире можно почерпнуть из творений святых отцов, которые принесли обильный плод праведности и тем засвидетельствовали истинность своих убеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Итак, братия и сестры, христианин должен вкушать пищу с благоговением и благодарить за нее Господа. Для того, чтобы победить чревоугодие, Иоанн Лествичник советовал перед вкушением пищи от всего сердца помолиться Богу и, вкушая пищу, помнить, что настанет час, когда само наше тело будет пищей для червей, и помышлять о том, как Господь на Кресте вкусил желчь и оцет. Вторая язва, второй грех – это блуд. Иоанн Лествичник говорит: «Кто хочет угасить блуд, не победив чревоугодия, тот подобен человеку, который хочет затушить костер, бросая в него солому». Как победить эту страсть? Преподобный авва Иоанн пишет: «Нужно возлюбить уничижение, пить поругания и клевету как исцеляющий, очищающий напиток; необходимо иметь во всем смирение – и внутренне, в сердце, и наружно, в одежде своей и в обращении с людьми». Затем он советует удаляться от всяких поводов и причин к соблазну. Он говорит: «Победа над этой страстью есть бегство. Как человек, который стоит рядом с пропастью, может упасть от первого же толчка, так может впасть в этот гнусный грех человек, который проявил неосторожность». Затем святой продолжает: «А если человек далеко стоит от пропасти, то, хотя бы и тащили его к ней, он может еще кричать о помощи, может схватиться за кусты и деревья и удержаться». Третья язва нашей души – гнев. Мы гневаемся, когда не исполняются наши желания. Поэтому, чтобы победить гнев, надо сделаться бесстрастным, не отдавать своего сердца земному и мирскому. Гнев разделяется на несколько видов. Во-первых, ярость. Ярый – значит огненный. Это – неудержимый гнев, который овладевает человеком настолько, что он ведет себя как безумец. Другой вид гнева – злопамятство, когда человек долго не забывает обиды, – это самый страшный и опасный вид гнева, человеческое сердце как бы превращается в логово затаившихся во мраке змей. Молитва злопамятного не бывает услышана Богом. Другие разновидности гнева – ненависть, обидчивость, излишняя подозрительность человека, когда он во всем видит чьи-то козни против себя, в каждом слове – порицания, намеки и насмешку; когда, как сказал один богослов, человек похож на бомбу, заряженную грязью, и достаточно неосторожно пройти мимо, чтобы бомба взорвалась и всех обдала страшным зловонием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Чаадаев скачет. Тонкие конские ноздри дышат глубоко и ровно. Не упадет конь, не оступится. Без стиха страна бессловесна, народная память нема. Не изведут Пушкина рабы. Прискакал Чаадаев, спешился, посмотрел в конские умные глаза. Конь был гордый и на людской взгляд ответил: закинул голову. Начинали уже привыкать к пушкинскому неблагополучию, к ссылке его, которая не начиналась, к слухам о нем, которые все росли. Привыкали. Приезд Чаадаева все изменил. Точно, Пушкину грозила беда. Время не стало неподвижным. Что грозит? Но ведь что бы из всех приговоров ни грозило, было ясно одно: пришла пора спасать – гусары заговорили. Катерина Андреевна долго ничего не говорила. Чаадаев, как всегда, был спокоен, внимателен. И, конечно, он был прав. Николай Михайлович, как всегда, тонок и мудр. Она знала, что завтра предстоит главный разговор. И она решила, что скажет, как всегда, правду, и только правду: единственный человек, который может спасти Пушкина, это Николай Михайлович. Его голос перед государем – все решит. Чаадаев прав. Она знала, как трудно это будет. Ну, что же, она опять будет хитрить, будет лукавствовать, будет спокойной. У Николая Михайловича будет свидание с государем скоро. Как трудно говорить об этом! Но не погибать же Пушкину. Конечно, Пушкин безумец, а его эпиграммы тем ужасны, что смешны. И в каждой эпиграмме виден он сам, слышен он сам – оттого и смешны, тем и страшны. Так все и вышло. Самым важным оказался простой вопрос: если не крепость, если не Испания, то к кому и куда? Император вдруг краем губ улыбнулся. Он не склонен был в этот день к грозным явлениям. У Карамзина была милая жена. И когда Карамзин сказал о юге, он вдруг ответил ученому: – Инзов? Хорошо. Это странное имя принадлежало главному попечителю колонистов южного края. Это был юг: Екатеринослав. И так это была Коллегия иностранных дел – это даже не ссылка. Перевод. Императрица Екатерина играла именами. В одной пьесе она назвала авантюриста: Калифалкжерстон. Это был ряд имен многих авантюристов.

http://azbyka.ru/fiction/pushkin-tynjano...

В произведении «Гимназисты» К. Гарина-Михайловского описывается, как постепенно мальчик сбрасывает с себя «цепи религии». Окончательно потеряв веру, гимназист (очевидно, сам автор) иронически заявляет: «Мне говорили, что без религии нет морали; а вот я не верю, но не имею потребности ни убивать, ни грабить». И «оправдана премудрость чадами ее» ( Мф.11:19 ). Один из приемов сатаны для достижения обладания душой человека – это заставлять его забыть о Боге. «Трепещу, – пишет святой Василий Великий , – чтобы по невнимательности ума или по занятию суетным не отпасть от любви к Богу. Ибо тот, кто ныне обольщает нас, и мирскими приманками старается произвести в нас забвение о Благодетеле, к погибели душ наших ругается». И не ругается ли так громадная масса современной беллетристики, в том числе и детской? Нельзя закрывать себе глаза на то, что литература, написанная авторами безбожного миросозерцания, будет если не отравлять, то во всяком случае подавлять духовную жизнь детей. Родители не в силах в полной мере уберечь от соблазна своих чад, и чем старше они становятся, тем труднее это сделать. Но и здесь, как во всех сторонах воспитания, родители должны предпринять все от них зависящее. Прежде всего – сами подбирать ту литературу, которая питала бы детей духовно. При недостатке такой литературы (а ее сравнительно мало) следует искать книги, которые были бы написаны если не живыми по духу христианами, то хотя бы не врагами их, и были бы близки к христианству (например, Диккенс). «Кто не против вас, тот за вас», – сказал Господь ( Лк.9:50 ). В отношении же литературы вроде Марка Твена, Уэллса и т. п. – надо стараться, чтобы та кой литературы дети читали меньше и по возможности менее, чем здоровой по духу. Вместе с тем, надо раскрывать истинное лицо ее авторов и героев, их безумие («Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:1 ) и порочность их миросозерцания. Книги же богоборческого характера, вроде «Гимназистов» и «Студентов» Гарина-Михайловского, не должны попадать в руки детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Миша. Закончил 3 курса Казанской Духовной семинарии. Его жена, Аня, после свадьбы два года не могла забеременеть. Родители повезли их в Ровенскую область на Украине . Есть там такой источник – святой праведной Анны. Мишина жена искупалась в нём и недуг исчез «сам собой». Сейчас у них двое ребятишек. Но что-то произошло, что-то «сломалось». И сейчас мы имеем совершенно другую картину. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» Пс.13:1. А это, наверное, вообще самый трудный момент для православных родителей - проблема зарождения личной веры у ребёнка. Именно - личной ! И именно - веры ! А не её суррогата. Чтобы в храм Божий он бежал САМ, по своей инициативе, а не под давлением родителей. Когда она проявится у него? И проявится ли вообще? Большой, таинственный вопрос. Ведь всё, что родители сделали до того – лишь подготовка, внешнее обрамление к принятию веры самим ребёнком. Или, увы,… к её отторжению. Перед глазами – старт космической ракеты. Двигатели первой ступени (папка с мамкой) разогнав корабль и отработав своё, отделились и, падая, «сгорают в плотных слоях атмосферы». А у центральной части ракеты (ребёнок) включается маршевый двигатель, мощная струя пламени разгоняет ракету дальше, и она успешно выходит на орбиту. Как-то так. А если «маршевый двигатель» не спешит включаться? Или временно, или совсем? А «первая ступень» уже давно на кладбище. Что тогда будет с «ракетой»? То-то и оно… Куликов И.Ю.: От веры Анатолий никогда и не отпадал. Просто потому, что её у него никогда и не было. Возможно, у него просто пошёл протест – сделать что-то назло родителям! Журмилова С.В.: Рождество Пресвятой Богородицы 2016г. Старшие сыновья пришли в храм как хиппи – белые волосы, зелёные штаны в обтяжку (как трико). Ужас! Протоиерей Виталий Кузянов: Святитель Марк Эфесский устоял в искушениях, а они?! Ляпина Е.В.: Анатолий рано ушёл из семьи, вольный был. Жил какое-то время в Москве, смотрел ролики Невзорова. А остальные у него на поводу. Иван, например, в последнее время от рук совершенно отбился. Раньше и Апостол на службе читал, а потом, глядя на Анатолия и Михаила, совершенно к вере охладел. Зато айфон имел.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/16/...

«Боже, сокруши зубы их в устах их, разбей, Господи, челюсти львов! Да исчезнут, как вода протекающая, как распускающаяся улитка, да не видят солнца, как выкидыш женщины... Возрадуется праведник, когда увидит отмщение, омоет стопы свои в крови нечестивого... Поставь над ним (врагом) нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва эта – да будет во грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его – вдовой. Да скитаются дети его и нищенствуют и просят хлеба из развалин своих. Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его, да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде. Да будет воспомянуто перед Господом беззаконие отцов его, грех матери его да не изгладится. Да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле... О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полной ненавистью ненавижу их, враги они мне» 419 . Ясно, что это отношение к нечестивому и врагу далеко не христианское. Хотя нечестивый, враг Божий и утеснитель невинного и в христианине возбуждает негодование, но у истинного христианина оно не может выражаться в такой жесткой форме ненависти и зложелательства. Но будем ли винить за это Давида? Вспомним время, когда он жил и закон, под которым он жил. В нем сказался, в этом случае, ветхозаветный человек, не озаренный светом евангельского учения. Однако, этот ветхозаветный человек, в то время, как другие, может быть, и не предчувствовали другого, высшего нравственного настроения, чем то, которое определялось буквою ветхого закона, спускался до общего уровня, вероятно, только под влиянием глубокого негодования на беспредельное безумие врагов Божиих «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» 420 и на нестерпимые злоухищрения своих собственных врагов, в спокойном же состоянии духа являлся предтечей высшей духовной жизни, так что чувство, наполнявшее его душу, и молитвы, в которых выливалось это чувство, справедливо приняты были за образец благочестивого настроения и молитвенного обращения в самой церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010