И самое непрерывное продолжение твари, и сохранение, и управление учат нас, что есть Бог, создавший все это, и содержащий, и сохраняющий, и всегда промышляющий. Ибо каким бы образом соединились друг с другом для совершения единого мира противоположные природы – природы огня и воды, воздуха и земли – и как они остаются неразрушимыми, если какая-либо всемогущая Сила не соединила их вместе и не сохраняет их всегда неразрушимыми? Что же есть устроившее все, что на небе и на земле, что движется по воздуху и живет под водой, а еще более, в сравнении с этим, небо, и землю, и воздух, и природу огня? и воды? Что соединило это и разделило? Что привело это в движение и движет беспрестанно и беспрепятственно? Разве не Художник этого, во все вложивший основание, по которому вселенная и идет своим путем, и управляется? Но Кто – Художник этого? Разве не Тот, Кто создал это и привел в бытие? Потому что невозможно предположить такой случайности. Ибо пусть принадлежит случаю происхождение, а Кому устроение? Если угодно, предоставим случаю и это. Кому же – соблюдение и сохранение законов, сообразно с которыми это сначала осуществилось? Разумеется, другому, не случаю. Но что же это другое есть, если не Бог? Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894, Кн. 1, гл. 3, с. 4–7. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс. 13, 1 ). Нет основания, а как стоит здание? Нет дна, а на чем держится судно? Нет кораблестроителя, а как строится корабль? Нет строителя, а откуда дом? Нет зодчего, а кто построил город? Нет земледельца, а как поля приносят жатву? Нет музыкантов, а откуда гармония на лире мира? Нет Промыслителя, а как все подчиняется Промыслу? Нет возницы, а как движутся колесницы стихий? Нет ваятеля, а как же люди, словно живые изваяния, наполняют мир? Нет творца сводов, а кто раскинул над тобой свод небес? Нет золотых дел мастера, а кто положил перед тобою на небе солнце, как будто блюдо чистого золота на столе? Нет устроителя светильников, а кто, как серебряную лампаду, дал тебе луну ночью? Нет светодавца, а кто дал тебе светила, служащие источником света и сияния? Нет единого, творящего великие светила, а кто дал тебе блеск звезд на высоте, как говорит пророк: «Сотворил светила великие... солнце – для управления днем... луну и звезды – для управления ночью ( Пс. 135, 7–9 ). Нет создателя, а как красота создания свидетельствует о созданиях: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» ( Прем. 13, 5 ). «Сказал безумец в сердцем своем: «нет Бога». Все, что бывает в мире, и делается, и производится, имеет установителя и совершителя, и только мир не имеет управителя? Если нет Бога, что ты делаешь в Его владениях? Ты остаешься в доме Божием и не признаешь его Хозяина? Или будь благодарен за жилище, или уходи из дома. Святитель Иоанн Златоуст ( 39, 620–621 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Несколько дней я боялся, что воду и сами цветы могут послать на экспертизу и тайна моя раскроется. Действительно, такие предложения высказывались, но работники музея раз и навсегда заявили, что экспертизы не будет, а журналисты против обыкновения не настаивали. Удивительно, но в черством, падком на разоблачения городе не нашлось ни одного человека, пожелавшего чуду оказаться меньшим, чем чудо. Что-то странное происходило и со мной: первый раз после своего самозваного чудотворчества заглянув в этот зал, я долго не мог из него уйти, робкая, какая-то стыдливая радость поднялась из неведомых мне самому глубин и, дивясь и благодаря, я стоял посреди Божьего мира, мира, бывшего чудом и полного чудес, в немом, неторопливом благоговении, похожем на забытье. - Бога нет. Практика моя закончилась вчера. Бога нет. " Не верую, Господи, - не тронь моего неверия! " Мне страшно об этом думать, я снова лечу в бездну, но что мне делать, если Его нет? Я не умею обманывать себя, только других. Прощание с отделом было до нелепости трогательным. Меня звали непременно возвращаться к ним на дипломную практику, а Ольга Абрамовна даже сочла возможным намекнуть, что несмотря на трудности, испытываемые музеем, они, наверное, смогут оставить меня стажером, если я не передумаю заниматься русским барокко. Потому что " Вы же понимаете, Александр, науке нужен приток свежей молодой крови, в противном случае она будет стареть вместе с нами " . Я понимал, я столько всего понимал, что отчаяние мое было беспредельно. " Рече безумец в сердце своем - несть Бог. " Пусть я безумец, - но кому от этого легче?! От этого не легче даже мне самому ... Во всяком случае, довольно фальшивых чудес во имя фальшивой веры. Завтра в незамутненную " чудесными " добавками воду поставят свежие цветы, и все пойдет по-старому. Цветы будут вянуть и умирать, как то и положено цветам, а я стану украшать стены вновь разверзшейся во мне бездны яркими жизнерадостными наклейками-фантиками - таков удел человеческий. Роль чудотворца оказалась мне не по силам, я растерял даже те немногие утешительные заблуждения, которые имел. Горе мне.

http://foma.ru/zhivyie-czvetyi.html

Если Пасхе Господней предшествует Страстная седмица, то Пасхе Богородичной – Успения празднику – предшествует Крестный день: светозарное Древо Крестное осеняет начало Успенского поста, благословляя нас на постный подвиг воздержания и омовения грехов, прежде, чем достигнем мы поклониться Успению Пречистой и Ее восхождению в горные обители. «Ангели, успение Пречистыя, видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо». Крест Господень возвдигается в середине Великого поста для поддержания сил духовных, и возлагается посредине храма, чтобы верующие могли черпать силу и отраду в созерцании Света Любви в Крестном подвиге Господнем. А в середине Успенского поста огнем Фаворским возгорается лучезарный праздник Преображения и зовет он верующих к подвигу восхождения по каменистой и тернистой дороге в борьбе со злом, с грехом и тлением. Кто безумец вопросить может ныне: во имя чего воздерживаться нам от страстей? Какой безумец, при свете Преображения, решится остановиться на полпути своего восхождения к Свету-Христу, к Цели жизни нашей – к Его обителям при виде Христа на Фаворской горе, слыша Его беседующего с Илией и Моисеем, утверждающих реальность жизни вечной, и слыша Отчий глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный – Его слушайте». О, человек, к царственной вечности призванный! являешь ты ныне собою образ странника, с пути сбившегося. Вознеси очи твои горе, – поклонись Кресту, на нем же распята Любовь Божия к тебе; взыди на гору преображения плоти твоей, приникни к гласу ангелов, воспевающих Пречистой с плотию на небо восхождение, и ты, со всею силой убеждения, воскликнешь: «для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Врата Горнего Иерусалима, врата Дома Отца Небесного отверсты ныне всем, во Христа крестившимся и во Христа облекающимся. Аминь. Успение Пресвятой Богородицы Сегодня св. Церковь прославляет в своих песнопениях два события: Воскресение Христово и Успение Пречистой. Два события – радость и скорбь – как будто они не совместимы. Но нет, по смыслу своему они тесно связаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Meilleur ami. Я должна написать тебе. Но, ты сам видишь, не могу. Не могу!.. Так пусть твоё ангельское сердце всё расскажет тебе. Что не придумывали бы другие. Какие бы наветы. МУЗЫКА ОТ 38 МИН 40 СЕК ДО 43 мин 20 сек БАЛЕТ – БАЛ АМБИЦИЙ И ТЩЕСЛАВИЯ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ОТКРОВЕННУЮ ОРГИЮ БЕСОВ СЦЕНА ШЕСТАЯ. КАБИНЕТ КОМПОЗИТОРА. ЗА ОКНОМ МОСКВА 1869 ГОДА. 18. ЧАЙКОВСКИЙ, ЛАРОШ. ЛАРОШ: Новость! Вот так новость: Петруша, я только узнал, что в прошлом месяце твоя Дезире Арто приняла предложение Падилла-и-Рамоса! Того баритона! ЧАЙКОВСКИЙ: В прошлом месяце? Баритона? ЛАРОШ: Того испанского payaso, помнишь – чёрный, пучеглазый, и простой как кукла. ЧАЙКОВСКИЙ: Я не помню. Не знаю. ЛАРОШ: Ты не знаешь? Ты?! Я, что, опередил Николая? Он не говорил с тобой? ЧАЙКОВСКИЙ: Я сегодня не виделся с Рубинштейном. ЛАРОШ: Чёрт, заскочил наперёд батьки. Ладно. Так это что же, – она не оповестила тебя о своём замужестве? ЧАЙКОВСКИЙ: Ну, может я слышал … но забыл. ЛАРОШ: Всё совершенно так, как мы предполагали: актрисе нужен партнёр по сцене. Тогда всё практично, всё полезно – общие гастроли, общие контракты. Даже гримёрки рядом. ЧАЙКОВСКИЙ: За баритона… за Рамоса. ЛАРОШ: Ты вправду удивлён? Ну, брат, это тогда анекдот! Просто анекдот! Ведь ты же, Петруша, так страдал, что чуть было с нами не разругался. С нами! Из-за кого? Променять настоящих, верных друзей на … «как ветер в мае»? И важнее того: ты воспылал мыслью променять свою, свою! славу русского композитора на чужую космополитическую закулису. Родину на шапито. ЧАЙКОВСКИЙ: Нет, ты что-то не правильно запомнил. Разве я противился? ЛАРОШ: А то! Если бы не Рубинштейн, ты бы точно засунул свою светлую головушку в петлю. Ты был как безумец – да ты и был безумец! Ты точно был замагнитезирован. Заколдован! Заворожён. Только подумать: бросить всё – отлаженную концертную деятельность, консерваторию, театральное и светское общество, даже Россию. Всё! Ради чего? L'amour! L'amour, bon sang! Ты бы просто погиб там. Спился. Ну, кто ты там – никто, нелепость.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/31/...

Потрясенная, Соня вслушивалась в то, что коснулось ее души. Впервые в жизни она поняла, что значит — духовная радость. Но все прошло; исчезло, оставило ее утешение, она недостойна была его. Она не ходила в церковь, не молилась, она была там чужой. Но как ей пойти туда?! Как открыться священнику, как решиться просить его помощи?! Для него она — отступница! “Отступник!” — в который раз мысленно восклицал в этот несчастный день апостол Карп.  Обычно он спокойно и стойко переносил все лишения и несчастья, и тех, кто оступился и пал, он кротко наставлял на истинный путь. Но сегодняшний случай отчего-то совершенно разрушил его мирное устроение. Негодование неутолимым пламенем охватило его.  Как мог этот безумец, крестившийся во Христа Иисуса, почитавшийся всеми христианином, знавший, что все, что имеем мы, мы имеем милостью Божией, как мог этот безумец, чьи грехи омыл Своею пречистою кровью Спаситель мира, — как мог он сделаться снова язычником?! Соблазниться льстивыми речами злочестивого?! Отступиться, предать?!  - Отступник! Иуда!  Вот и полночь уже наступала, и время было апостолу вставать на молитву, но тихой, покаянной молитве не находилось в нем места. Ильиною ревностью горело сердце его. “Как носит таких нечестивцев земля?! — вопрошало оно. — Как терпит их Господь?!” И само неудержимо взывало ко Христу: “Господи, низведи на беззаконников с неба огонь! Да погибнут они от праведного гнева Твоего!”  Внезапно горница его потряслась и расступилась, и апостол увидел себя стоящим на дворе. Несказанный свет осветил его.  Он поднял глаза и увидел небо отверстым и Иисуса Христа, в неизреченном свете сидящего на Престоле. В то же время и земля расступилась под ногами его. Там, в сумрачной, страшной бездне, пресмыкался огромный змей, скрежеща зубами. А невдалеке, на самом краю ее, стояли в страхе и трепете те двое, отступник и соблазнитель, кары которым просил апостол. Какие-то темные люди били их и толкали в пропасть, к чудовищному змею. Но те все удерживались и не падали.  - Да погибнут нечестивцы! — воскликнул апостол и поднял глаза на Бога. И застыл, пораженный. 

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Апостол Павел говорит, что слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Этот образ напоминает образ рассеченного пополам человека. Верный раб – это тот, кто верен слову Божию, откликается на него и воплощает его в жизнь. Неверный – тот, кто не хочет слышать это слово и следовать ему. Обоюдоострый меч слова Божия рассекает человечество на две части: на овец и козлов, на тех, кто войдет в Царство Небесное, и тех, кто наследует муку вечную. Но этот же меч рассекает напополам одного конкретного человека, если его жизнь не соответствует правде Божией, если человек не готов отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света ( Рим. 13:12 ). Злой раб забыл о своем господине и в его отсутствие начал вести себя так, будто его вовсе не существует. Еще в Ветхом Завете, в цитированном выше 13-м псалме, зло и непотребство представлены как прямое следствие неверия в существование Бога и в Его присутствие среди людей: Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро ( Пс. 13:1–4 ). Время, в которое жил Иисус, отнюдь не было временем массового неверия: Его современники и соотечественники признавали существование Бога. Это не помешало значительной части еврейского народа не распознать в Нем обетованного Мессию, не откликнуться на Его призыв к покаянию, а религиозно-политической верхушке народа – открыто противостать Ему и добиться для Него смертного приговора у римской власти. Его первое пришествие разделило народ израильский на две неравные части: уверовавших в Него и оставшихся равнодушными к Его проповеди либо противоставших ей. Его второе пришествие проведет окончательную разделительную линию между теми, кто вне зависимости от этнической принадлежности или социального положения исполнял волю Божию, и теми, кто подобно злому рабу строил свою жизнь так, будто Бога не существует. Вся история человечества после распятия и воскресения Иисуса и вплоть до Его второго пришествия укладывается в тот промежуток времени, который символически обозначен в притче как время отсутствия господина. Этот промежуток оказался значительно дольше, чем того ожидали первые христиане. И если во времена Иисуса ни один безумец не посмел бы вслух сказать, что Бога нет, то с веками человечество все более дерзко оспаривало власть Бога над собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во всем этом ум является послушным слугой сердца, исполняет его приговоры и решения. Кто доволен здешним ограниченным миром, удовлетворяется земною действительностью, не чувствует потребности в другом, лучшем бытии, тому непонятна будет истина бессмертия и не желательно бытие другой жизни. Кто не чувствует всей глубины своего падения, не сознает своей вины и своего недостоинства перед Богом, тот не поймет тайны Искупления и других действий всепрощающей любви Божией. Человеку, ослепленному величием своих сил, не чувствующему слабости и бессилия в деле нравственного самоусовершенствования и не желающему высшей Божественной помощи, непонятна будет тайна христианского духовного возрождения. Человек всегда понимает то, что сам переживает, испытывает, чувствует. Живущий в довольстве и роскоши и не испытавший нужды и горя не поймет голодного бедняка, валяющегося у его ног и своими стонами раздирающего душу у всякого, кто сам испытал подобное несчастное положение. Неверующий или равнодушно относящийся к религии, но испытавший сладостных чувств истинного благочестия и молитвы, во всех подвигах истинной религиозности видит или заблуждение, или лицемерие и ханжество; ему непонятны частые хождения в храм, длинные стояния, умилительные и трогательные церковные песнопения. Распутный человек не верит целомудрию строгих подвижников; честолюбец во всех действиях самоотверженных тружеников подозревает самолюбивые цели. V. Учение Св. Писания и свв. Отцев о нравственных условиях Богопознания Истинно правильный путь к вере в Бога и к уразумению Божественных истин есть путь жизненный, практический, путь религиозно-нравственного опыта. Такой именно путь указывается Словом Божиим. Св. Писание . Псалмопевец говорит: сказал безумец в сердце своем:. «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела, нет делающего добро. ( Пс. 13:1 ). Безумец отверг бытие Бога не в уме своем, а в сердце, потому что желания сердца побуждали его к разврату и гнусным делам, а заповедь Божия запрещала это и требовала творить добро. Спаситель обещает познание Бога не многоученым книжникам, а людям с чистым сердцем и святой жизни: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

«Мы безумны Христа ради», – сказал апостол. Но чем безумство апостолов отличается от безумства безумца? Ведь безумец может так же обращаться к Богу, даже действовать во Имя Его. Почему же в первом случае есть плоды, а во втором – нет? Возможно, потому что безумец обращается к Творцу не для того, чтобы услышать ответ, а лишь для того, чтобы оправдать свои действия. Писатель, приводя своего героя – особенно любимого героя – к смертному одру, говорит, по сути, о том, как умирать д о лжно и правильно, как ему самому хотелось бы умереть. Здесь вариантов немного – смерть в бою, за идею, смерть в пути к цели или смерть в окружении любящих людей, с миром в сердце и со словами благодарности. Дон Кихот умер в 1615 году, на последней странице великого романа. Смерть его вызывает искреннее умиление. Когда Санчо, пытаясь его утешить, говорит, что они скоро отправятся на рыцарские подвиги, идальго отвечает: «Нет, все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения; я уже не Дон Кихот, я снова Алонзо Добрый, как меня некогда называли, – Alonbu ol Bueno». Удивительно, что именно доброту он упоминает как главную свою добродетель – не храбрость, не жажду справедливости, а именно доброту. Потому что это и было главным свойством его души. И на Страшном Суде в свое оправдание он предстанет именно со своей добротой. Через год – 26 апреля 1616 года – с земной жизнью простился Сервантес. С годами его религиозные размышления углублялись, все более удаляя его от мирских забот. Все чаще он находил утешение в уединенной молитве. За всю свою долгую и трудную жизнь он ни разу открыто (кто знает, какие бури бушевали в душе писателя) не возроптал на Бога. В 1609 году Сервантес вступил в ряды Братства святейшего причастия. Под его влиянием обе сестры, а вскоре и жена постриглись в монахини. В 1613 году писатель стал членом религиозного братства мирян францисканского ордена, а за несколько дней до смерти принял полное посвящение. 23 апреля 1616 года Мигель де Сервантес Сааведра мирно почил. Его похоронили в монастыре Святой Троицы с непокрытой головой, как члена ордена. В 1633 году монастырь был оставлен монахами. Могила Сервантеса была забыта и столетия оставалась затерянной. Только в марте 2015 года останки писателя были обнаружены и опознаны в одном из склепов в монастыре де лас Тринитариас. В июне того же года они были перезахоронены.

http://pravmir.ru/bezumstvo-dobryih-pamy...

Почему нам следует верить – как всегда веровали и до сих пор веруют поколения христиан, – что Иисус из Назарета был Богом? В истории христианской мысли приводились самые разные основания для подобной веры, однако в современной христианской апологетике на первый план вышли следующие два аргумента. Первый – это так называемый аргумент «Бог – Лжец – Безумец», впервые сформулированный в XII веке Блезом Паскалем как довод в пользу достоверности свидетельств евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна), а уже в наше время, в 1950-е годы, ставший популярным благодаря К.С. Льюису. Второй аргумент представляет собой ссылки на исторические данные, подтверждающие величайшее из чудес, которое, как предполагается, имело место в жизни Иисуса, – Его воскресение. В дальнейшем изложении мы сосредоточим наше внимание на первом аргументе. Те же, кого интересует аргумент исторический, могут обратиться к источникам, перечисленным в списке рекомендуемой литературы в конце данной главы. Доказательство «Бог – Лжец – Безумец» начинает с посылки: Сам Иисус, во всяком случае косвенным образом, притязал на божественность 10 . Далее указывается, что это утверждение Иисуса должно быть либо истинным, либо ложным; если же оно ложно, то Иисус либо знал о его ложности, либо не знал. Если Иисус заявлял о Своей божественности, зная, что это неправда, то Он был (по определению) лжецом. Если же Иисус заявлял о Своей божественности, не зная, что это неправда, то Он был сумасшедшим. Поразительно, однако, сколь немногие готовы сказать, что Иисус был либо лжецом, либо безумцем – и не только потому, что это было бы политически некорректно. Влияние учения Иисуса на духовную жизнь Запада было громадным. Сотни миллионов, в буквальном смысле сотни миллионов, людей обрели мир, душевное здоровье и добродетель, следуя в своей жизни Его учению. Даже те, кто не поклоняется Ему как воплощенному Богу, часто видят в Нем мудреца или святого. Совокупность всех этих фактов придает весьма правдоподобный вид утверждению, что Иисус не был ни настолько порочным и самовлюбленным, чтобы сознательно внушать другим заведомо ложное представление о Своей божественности, ни настолько психически неуравновешенным, чтобы радикальным образом заблуждаться относительно собственной личности, происхождения и способностей. Если же Иисус не был ни лжецом, ни безумцем, говорится далее в доказательстве, то остается единственная альтернатива: Его утверждение о собственной божественности было истинным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Как ни строг был надзор, он сумел обмануть сторожей. Вечером 18 января, когда один из них вышел или задремал, Булатов разбил себе голову об стену. Его перевезли, еще живого, в госпиталь. На следующий день, 19 января, утром он скончался. Причастил ли его добрый о. Петр Мысловский, духовник арестантов по делу 14 декабря? Он так любил и жалел их, что не побоялся бы взять грех на душу. Булатов — «безумец»? Но нет ли таких пределов человеческой муки, которые кажутся тем, кто не испытал этих мук, «безумием»? Как бы то ни было, но в последние минуты сознания он говорил слова не безумные. «Каждый христианин, имея крест, должен нести его, ибо Сам Спаситель нес крест, данный Ему Отцом Его». Вину своей гибели он брал всю на себя и никого не судил. «Не только не кляну тот день, в который попал в партию заговора, но в последние минуты жизни моей благословляю его и благодарю моего старого товарища Рылеева». И всех остальных заговорщиков «желал бы обнять, как друзей». У Аракчеева, злейшего врага своего, просил прощения: «отомстя ему за ненависть к русскому народу, прошу его прощения, принося ему мое совершенное благодарение, ибо одно имя его дало случай уловить меня в сей заговор». Государю возвращал слово, которым он простил его. Так умер этот «безумец». Среди «невинных преступников» 14-го декабря есть много людей более сильных и свободных духом, чем Булатов; но нет ни одного более чистого сердцем и кто бы так страдал, как он. «По последнюю минуту дыхания моего люблю отечество и народ русский и за пользу их умираю самою мучительною смертью». Он это сказал и сделал. ДЕКАБРИСТЫ В 60-е ГОДЫ «Я давно уже разделил Российскую историю на два периода. Первый — феодализм с Рюрика, второй — деспотизм с Иоанна III. Третьему семя положено 14 декабря… И сие 14 декабря к будущему относится так, как Иоанн Калита к Иоанну III» («Дневник» Погодина, 1826 г. — «Жизнь и труды М. П. Погодина» Н. Барсукова, кн. II, с. 18). В свободомыслии трудно заподозрить Погодина; но у него было чувство исторической действительности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010