Вот и преподобный Макарий говорит: «если заметишь ты что доброе, то не приписывай его себе, а отнеси к Богу и возблагодари Его за это».    После из-за этого случая мне многое стало ясно в языке нашем. Например, в обыкновенных разговорах люди всех стран и религий, а особенно христиане, весьма честно употребляют имя Божие, если даже почти не замечая этого.    — Боже сохрани! Бога ради! Бог с вами. Ах, Господи!    — Да что это такое Боже мой! Ой, Боже мой! и т.п. А самое частое употребляемое имя Божие — при прощании:    — С Богом!    Отчего все это? Оттого, что люди опытно, веками, коллективным наблюдением заметили пользу от одного лишь употребления имени Божия, даже и без особенной веры и молитвы в тот момент.    Но особенно достойно внимания отношение к похвалам нашего русского «простого», а, в сущности, мудрого человека. Когда вы спросите его: «Ну, как поживаете?», он почти никогда не похвалится, не скажет «хорошо» или «отлично». А сдержанно ответит что-либо такое:    — Да ничего, слава Богу...    А другие еще благоразумнее скажут, если все благополучно:    — Милостив Бог. А вы как? Или:    — Бог грехам терпит.    Или просто совсем и обычно:    — Помаленьку, слава Богу!    И повсюду слышишь осторожность, смирение и непременное ограждение именем Божиим.    Например, завяз воз в грязной котловине. Лошаденка из сил бьется. Иной безумец и бьет ее, несчастную, и бранится отчаянными словами. А благоразумный крестьянин дает ей отдохнуть, приободрит, погладит. Потом подопрет воз плечом мужицким, махнет для приличия кнутом и крикнет:    — Э-э, ну-ка, родимая! С Богом!    И глядишь, выкарабкались оба...    Читал я у одного современного писателя рассказ о силе имени Божия. То было в немецкую войну. Перевозили на позицию пушки.    Прошел дождь. Дорогу развезло. Тяжесть неимоверная. Несколько пар лошадей. Пушка завязла в выбоине. Солдаты бьются, мучаются, сквернословят, хлещут лошадей. Ни взад, ни вперед...    И чем бы кончилось это бесплодное мучение и людей и лошадей, Бог весть. Но в это время к этому месту подошел один благообразный, пожилой уже, мужичок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

23 декабря 1988 г. День моего рождения. Вспомнил об этом только накануне вечером, когда взглянул в церковный календарь. А сегодня думал об этой дате раза два или три. По-моему, это первый день рождения за последние несколько лет, когда я не чувствовал уныния и тоски. Никто здесь не знал, что у меня день рождения, и никто поэтому не поздравил. Как я благодарен всем за их незнание, за покой, который они даруют моей душе этим незнанием. Нормальный человек подумает — безумец ты или эгоист, когда рассуждаешь так. Верно, Апостол Павел проповедовал «соблазн для Иудеев и безумство для Еллинов». 24 декабря 1988 г. Вчера в аварию попал отец наместник. Сотрясение мозга, перелом правой руки в двух местах. Ехали в монастырь поздно вечером и не заметили машину, стоящую на дороге без габаритных огней. 25 декабря 1988 г. Грех не в осквернении — это следствие, а в лености, осуждении, гордости, беспечности. 29 декабря 1988 г. Милосердый Господи! Да будет воля Твоя, хотящая всем спастися и в разум истины прийти: спаси и помилуй раба Твоего/имя рек/. Приими сие желание мое, как вопль любви, заповеданный Тобою. 3 января 1988 г. Глас 4. Свято-Введенская обитель/Оптина пустынь достоблаженная/присно уповающая на милость Богоматери/; и на брегах реки текущей в живот вечный/, взрастила чудное древо старчества/и уподобилася еси граду сошедшему с небес/идеже Бог обитает с человеки,/отымая от очей их всякую слезу./Темже возликуем братие,/Христа Царя и Бога нашего воспоим/и Владычицу мира Пречистую Деву восславим, яко дарова нам пристанище во спасение/и наставников — отцев преподобных. 31 января 1988 г. Павел художник просил записать: когда писали икону Спасителя, на о. Ипатия и Татьяну (тоже художница) с потолка упал огромный кусок штукатурки (потом собрали — оказалось 2 ведра). Потолок (снаружи по крайней мере) был чист и не требовал ремонта. Икона и о. Ипатий не пострадали, только Татьяна на память об этом дне носит небольшой синяк под глазом. 27 февраля 1989 г. И нет ничего без ущерба, Все тень от небесных красот

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

- Но в православной среде есть мнение, что позицию Секретариата президента разделяет и группа лиц в УПЦ, называющих себя реформаторами. Во всяком случае, точно можно сказать, что на интернет-сайтах, которыми руководят епископ Александр (Драбинко), протоиерей Георгий Коваленко, постоянно появляются статьи, агитирующие за автокефалию, переход с церковно-славянского языка на украинский при богослужении, изменение церковного календаря и пр. Что Вы думаете о подобных реформах и о самих реформаторах? - Церковь веками держится на учении Святых Отцов. И любые группы реформаторов, которые идут против святоотеческого учения, как показывает опыт, проваливаются. Никакие реформы в подобном направлении не пройдут. Некоторые люди берут на себя слишком много. - Бывший подчиненный протоиерея Георгия Коваленко, иерей Андрей Дудченко, который за клеветническую статью о церковных ктиторах был уволен с сайта «Православие в Украине», а его статья была осуждена собранием киевских благочинных, продолжает призывать к обновлению Церкви на своем личном сайте. Причем на его сайте по-прежнему находятся материалы, где он отрицает существование Благодатного Огня, святость царя-страстотерпца Николая... - Как тут не вспомнить известные слова Псалмопевца: «рече безумец в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1)». Таким … закон не писан. Думаю, такие, как иерей Андрей Дудченко, - позор Церкви. Но мы должны относиться к этому с пониманием, зная, что на великое множество достойных священников всегда найдется один Иуда. Знавал когда-то похожий случай, когда недостойный священник говорил, что для него, что олимпийский огонь, что Благодатный - все равно. А насчет обновления... Вот «обновились» католики, и во что они превратились? Их храмы пусты, вероучение деградировало... - Вы имеете в виду второй Ватиканский Собор? - Не только. Я имею в виду, прежде всего, 1054 год, когда наступило самое катастрофическое изменение, когда они откололись от Церкви. «Умным» не удастся провести у нас свои реформы. У нас есть народ Божий, который имеет в своих сердцах страх Божий, который, как известно из Притчи, есть начало премудрости.

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/10/...

Святой Георгий, услышав, какая участь его ожидает, не пал духом. По дороге к месту казни он молился. Житие донесло до нас молитву святого: «Спаситель скорбящих, прибежище гонимых, надежда безнадежных, Господи Боже мой! Услышь молитву раба Твоего, призри на меня и помилуй меня. Избавь меня от коварств супротивного и дай мне соблюсти до конца моей жизни исповедание имени Твоего Святого. Не оставь меня, Владыка, за мои грехи, чтобы не сказали мои враги: «Где Бог его?» Покажи силу Твою и прославь имя Твое во мне, непотребном рабе Твоем. Пошли мне Ангела, хранителя меня недостойного, – Ты, претворивший печь вавилонскую в росу и сохранивший Твоих отроков невредимыми (Дан. 3), ибо Ты благословен во веки. Аминь» Помолившись и осенив себя крестным знамением, Георгий спустился в яму. Воины связали его и засыпали негашеной известью. Около ямы император приказал поставить стражу – он опасался, что христиане заберут останки святого Георгия. На третий день император повелел воинам извлечь из ямы кости мученика и разбросать их так, чтобы христиане не могли их найти. Однако воины, разгребавшие известь, были удивлены – они нашли святого Георгия не только целым и невредимым, но и свободным от уз. Мученик по-прежнему благодарил Бога за все Его благодеяния. Они привели Георгия к императору и свидетельствовали о том, что и во рву с негашеной известью он остался цел. Слуги и народ, присутствовавшие при этом, пришли в ужас и удивление и, как бы едиными устами, прославляли Бога Георгиева, называя Его Великим. Тогда император спросил святого: – Откуда, Георгий, в тебе такая сила, и какой магией ты пользуешься? Я думаю, ты нарочно притворился верующим во Христа, дабы удивить всех своим чародейством… и завоевать великую славу. – О, царь, – отвечал святой, – Христос, Сын Божий, незримыми крылами покрывает и сохраняет от всякого зла уповающих на Него. Ты же прельщен дьяволом и впал в глубочайшее заблуждение, называя магией чудеса Истинного Бога, которые совершались на твоих глазах. Поэтому ты, слепой безумец, недостоин даже моего ответа c. 14].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Некоторые исследователи считают, что отсутствие одного основательного и убедительного доказательства бытия Божия и замена такового несколькими доказательствами свидетельствует о слабости этих последних. Это глубоко неверно! Как купол здания зиждется не на одном основании, но одновременно на многих, так и доказательство истины бытия Божия зиждется на совокупности нескольких отдельных частных доказательств. Священное Писание мало и редко говорит о том, что называется доказательством бытия Божия, считая эту основную религиозную истину настолько самоочевидной, что отрицающего его квалифицирует как безумного («Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» – Пс.13:1). К сожалению, авторитет Священного Писания имеет свое полное значение только для верующих, для скептиков же оно не имеет никакого значения. После этих предварительных замечаний перейдем к рассмотрению так называемых доказательств бытия Божия. 9. Доказательства бытия Божия Космологическое доказательство бытия Божия одно из самых древних и в простой наглядной форме нередко встречается в Священном Писании, часто указывает на творение как на очевидное свидетельство о бытии Творца мира: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2), «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20). У святых отцов Церкви космологическое доказательство бытия Божия раскрывается у святителя Афанасия Великого в форме заключения от творения к Творцу; у святителя Василия Великого и у святителя Григория Богослова – в качестве опровержения мнения о случайном происхождении и сохранении мировых законов; у святого Иоанна Дамаскина – в виде умозаключения от изменяемого к неизменяемому. В истории философии древнейшее высказывание в защиту космологического доказательства мы встречаем у Аристотеля (как заключение от движения, замечаемого в мире, к бытию Перводвигателя). У Лейбница это доказательство сводится к форме заключения не от движения к Перводвижетелю, а от условного к безусловному. У философа Вольфа оно сводится к умозаключению от случайного к необходимому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Христиане! И российская история представляет разительный пример, сколь необорима сила крестного знамения. В смутные времена самозванцев, когда злонамеренные бояре тщетно принуждали святейшего патриарха Гермогена, чтобы тот согласился принять на Всероссийский престол польского короля Сигизмунда, один из вельмож устремился на архиерея Божьего с кинжалом. Гермоген тотчас оградил его крестным знамением и едва сказал: «Буди на тебе сила крестная», – оружие выпало из рук убийцы, и злоумышленники, хотя скрежетали зубами, но к человеку Божьему на тот раз прикоснуться не смели. Чудотворная сила святых икон 176 Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллией, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника, молящегося на коленах пред образом Победоносца, с насмешкой сказал товарищам: «Вот безумец, доске поклоняющийся!» – и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону: но стрела, вопреки направлению, устремилась вверх и, с силой низвергшись, пронзила руку у варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушёл домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука опухла. Сарацин ожидал пагубных последствий; но, к счастью, в услужении у него жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что проступок твой заслуживает смерти. Если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно». Сколько сарацин ни был ожесточён против христиан, но, видя опасность, с радостью согласился на предложение служанки, и священник пришёл. «Какую силу имеет образ, которому ты в бытность нашу в церкви столь усердно поклонялся?» – спросил у него сарацин. «Всю силу имеет только один Бог, – отвечал священник. – Ему я и поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображённого, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу». – «Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?» – опять спросил варвар. «Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник. – Был человек, нам подобный, но, за славу имени Христова претерпев мучение и смерть, получил от Бога благодать чудодействовать. Любя угодника Божьего, мы почитаем его икону и, взирая как бы на самого, поклоняемся ей, лобызаем её. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». – «Что же мне присоветуешь сделать? – спросил поколебавшийся в неверии варвар. – Посмотри на мою руку! Я мучаюсь и, без сомнения, умру». – «Если хочешь быть жив, – отвечал пресвитер, – то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея. Пусть она горит всю ночь; а на другой день помажь им руку твою, и веруй, что исцелеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

" Церковь веками держится на учении Святых Отцов. И любые группы реформаторов, которые идут против святоотеческого учения, как показывает опыт, проваливаются. Никакие реформы в подобном направлении не пройдут. Некоторые люди берут на себя слишком много " , - подчеркнул владыка Павел. Как известно, бывший подчиненный протоиерея Георгия Коваленко, иерей Андрей Дудченко, который за клеветническую статью о церковных ктиторах был уволен с сайта " Православие в Украине " , а его статья была осуждена собранием киевских благочинных, продолжает призывать к обновлению Церкви на своем личном сайте. Причем на его сайте по-прежнему находятся материалы, где он отрицает существование Благодатного Огня, святость Царя-Страстотерпца Николая и т. д. Комментируя деятельность иерея Андрея Дудченко, владыка Павел заявил: " Как тут не вспомнить известные слова Псалмопевца: " Рече безумец в сердце своем: несть Бог " (Пс. 13, 1). Таким... закон не писан. Думаю, такие, как иерей Андрей Дудченко, - позор Церкви. Но мы должны относиться к этому с пониманием, зная, что на великое множество достойных священников всегда найдется один Иуда. Знавал когда-то похожий случай, когда недостойный священник говорил, что для него, что олимпийский огонь, что Благодатный - все равно " . " А насчет обновления... Вот " обновились " католики, и во что они превратились? Их храмы пусты, вероучение деградировало. (…) Я имею в виду, прежде всего, 1054 год, когда наступило самое катастрофическое изменение, когда они откололись от Церкви. " Умным " не удастся провести у нас свои реформы. У нас есть народ Божий, который имеет в своих сердцах страх Божий, который, как известно из Притчи, есть начало премудрости " , - заключил архиепископ Вышгородский Павел. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

http://ruskline.ru/news_rl/2009/02/10/ar...

Ни диавол, ни демоны, ни человек по природе не являются злыми, но они добровольно становятся злыми по своему злому произволению, недобрым помыслам и злым делам. «От чего пал Эосфор (диавол)? Не от произволения ли и согласия с лукавым помыслом? А Каин от чего стал братоубийцей? Не от того ли, что по злому произволению предпочел себя Творцу, и, последовав злым помыслам, стал пленником зависти и совершил убийство?.. По природе ли все это было или от злого произволения? Ясно, что от злого произволения, ибо по природе никто не был злым, и Бог – творец не злых тварей, но весьма добрых» (Cat. 4, 65–80). Поэтому человек изначально поставлен перед свободой выбора. Преподобный Симеон в связи с этим высказывает мысли, близкие к учению о двух путях жизни: «Перед нами две возможности – жизнь и смерть; и два мира – видимый, конечный и невидимый,      также и двое действующих, в этих мирах и борющихся между собою – то есть Бог и противостоящий ему диавол, из которых Один заботится о спасении нашем и призывает нас к жизни и вечному Царству, а другой желает гибели и смерти нашей» (Eth. 11, 560–568). Поэтому человек должен бежать от врага и просить помощи у Бога, чтобы не впасть в рабство диаволу, потеряв свое самовластие. Свобода выбора – это искушение ложной свободой, через которое должен пройти каждый человек, чтобы утвердиться в добре. Большинство людей не выдерживают этого искушения, поддавшись соблазну исполнять свою автономную волю, не согласованную с волей Божией. Преподобный Симеон, как он сам свидетельствует о себе, тоже не избежал этого искушения и даже на определенном этапе своей жизни впал в «сети диавола». Об этом периоде своей юности он вспоминает во 2-м Благодарении: «Поскольку Ты не принудил нас, но установил, чтобы мы спасались по самопроизвольному выбору, то оставил и меня явить в себе достоинство самовластия и показать через соблюдение заповедей самопроизвольную любовь к Тебе. Я же, безумец и презритель, подумал, что достоинство самовластия есть (то же самое, что) для коня разрешение от пут; и, удалившись от Твоего господства, я бросился в ров» (Euch.2, 22–28). Из этого рва погибели юношу Симеона извлек его духовный отец – старец Симеон Благоговейный (Ibid. 52–73).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Господи! После Тебя, Святейшего Синода, государя, моих покойных родителей я всем обязан семейству Несвицких, моей жене, вдовице сей – Анне Константиновне Несвицкой. Даждь мне якоже богов их имети по Тебе в любви и почтении. Даждь мне возненавидеть себя. Блудной ли и во всем лживой, злой, гордой, корыстолюбивой, своенравной, упрямой, забывчивой и ленивой плоти своей я доверяю и последую? Что я за безумец в 44 года? Прими к сведению, что сестра твоя Анна Константиновна сознает и чувствует и признательна, что обязана тебе по горю, то есть не тебе, а Богу, милующему тебя, и что она тяготится своим пребыванием у тебя. Сделай, чтобы она не тяготилась, ибо всё Божие, но награду Бог даст именно тебе, если охотно и с любовию будешь довольствовать ее с детьми. Ноября 23. Чрезвычайно много дано мне от Бога чрез семейство Несвицких (да помню это), а я для них делаю очень мало, – да не тягощусь же пребыванием у меня на помещении и на хлебах вдовы Анны с чадами, да переношу некоторые неудобства и беспокойства. Господь близ. 21 ноября. Введение во храм Пресвятой Девы. Господи! Благодарю Тебя за силу Твою, ниспосланную мне с небеси по молению моему и спасшую меня от коварства и злобы лукавого диавола. Молебен я совершил во благодати, успешно, бодро у Николая Сидорова в доме Байкова. В сердце чревоугодника и человекоугодца, как в дырявом сосуде, вера не может держаться. 21 ноября После обедни. Благодарю Господа, милосердно на меня, недостойного раба Своего, призревшего и огнь сластей от внутренностей моих отъявшего и не попустившего плоти моей совсем подавить духа моего тяжестию и зноем сластей. Благодарю Господа, даровавшего мне громогласно и бодро совершить Божественную литургию и царствующий дом весь выговорить, кроме великой княгини Екатерины Михайловны. Лют противник! Но и велика сила Бога моего и милосердие Его! Берегись гордости и злобы как огня: она поест все добрые дела твои, и ты наг отойдешь из этой жизни, без дерзновения. Мысли, желай, предпринимай, говори, делай всё по доброму началу, а не злому. 22 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Царь последний раз присутствует на литургии в Александро-Невской лавре. Август. 31. Последний раз в Павловске у императрицы-матери Марии Феодоровны. Осень. Глава 2. Бегство в ожидании ухода? Безумец бедный Год 1825. Сентябрь. 1. 4 с четвертью пополудни. Александр перед выездом в Таганрог посещает могилы дочерей, умерших во младенчестве. У ворот Лавры царя ожидают митрополит Серафим, монастырская братия. Молебен у раки святого Александра Невского, небесного покровителя царя. Государь в слезах. Митрополит проводит Александра в крохотную келью схимника. Царь: «Где же он спит?» Архипастырь: «Перед этим распятием, на полу». Схимник: «Нет, Государь, и у меня есть постель, пойдем, я покажу тебе ее». За перегородкой гроб, покойницкое облачение, погребальные свечи. «Смотри… вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас; в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго». У заставы коляска останавливается, и царь долго смотрит на спящий город. 22 сентября (или около этой даты) Пушкин набрасывал полупокаянное письмо к царю с просьбой разрешить ему переезд в одну из столиц или за границу и не знал, что в тот же день почта доставила в Таганрог письмо царева любимца графа Аракчеева, извещавшего о зверском убийстве его многолетней сожительницы Настасьи Минкиной и ставившего царя в известность о намерении переехать из столицы неизвестно куда. «Случившееся со мною несчастие потерянием верного друга, жившего у меня в доме 25 лет, здоровье и рассудок мой так расстроило и ослабило, что я одной смерти себе желаю и ищу, а потому и делами никакими не имею сил и соображения заниматься. Прощай, батюшка, помни бывшего тебе слугу; друга моего зарезали ночью дворовые люди, и я не знаю еще, куда осиротевшую свою голову преклоню; но отсюда уеду». Письмо не просто выдавало смятение писавшего, нарушало все эпистолярные каноны эпохи (включая своеобразную и заведомо неформальную норму, по обоюдному молчаливому согласию установившуюся в неофициальной части переписки Александра с Аракчеевым). Оно действительно дышало настоящим безумием.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/6/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010