На возвратном пути, чрез Иерихонскую долину, они посетили все Иорданские обители, и так были поражены жизнью отшельников, что сами решились оставить свет и вступили в монастырь св. Герасима, которым тогда управлял Авва Никон. Духовное преуспеяние их шло быстро; вскоре им было дозволено, по их желанию, удалиться в пустыню, за Мертвым морем, где они провели двадцать девять лет в горниле молчания, терпения, страшных бесовских искушений и просветительной молитвы. Думая, что без понесения гонений, бесчестия и оскорблений от людей, нельзя вполне очистить сердца, Симеон приглашал Иоанна обратиться к такому подвигу. Но тот не признавал в себе на это ни достаточно силы, ни призвания; а потому они расстались. Симеон возвратился в Иерусалим, вторично посетил святые места и потом перешел в Емес, в Сирии, где оставался до конца жизни. Здесь смиренномудрый безумец, предался тем действиям юродства, который всегда смущали и будут смущать утилитарные смыслы гордых безумно-умников века, конечно, никак не могущих возвыситься до уразумения этой крайнейшей степени самоуничижения, для стяжания высше возможной человеку свободы духа. Описывать здесь разнообразные заявления его бесчисленных юродств, было бы излишне; как столь же излишне было бы говорить о гонениях, унижении, побоях, насмешках, поношении и злобе, которым он ежеминутно подвергался. Бог всегда всенародно оправдывал его, во всевозможных, самых грязных обвинениях. Мнимые преступления его, оказывались добродетелями; бессмысленные речи, сбывавшимися пророчествами; полуясные намеки – великими, спасительными уроками. Приведенные его мнимым безумием в разум истины благословляли его так, как под конец жизни проклинают своих лживых учителей приведенные их мнимою мудростью на край вечной гибели. Он скончался в царствование Юстина. За два дня до смерти он рассказал свою жизнь Иоанну архидиакону Емесийской Церкви, у которого он жил. Лет пятьдесят спустя, Леонтий, епископ Кипрский написал его житие по запискам этого архидьякона; сочинение это, как полагают, перешло чрез руки Метафраста, а потому почерпнутое нами о Симеоне из Церковной Истории Евагрия, должно быть признаваемо более верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отцовская роль стала особенно сложной и проблематичной даже в христианских семьях, где слово отца, обозначенное с древних времен как главенствующее и благословляющее, сегодня утратило свою силу. И дело тут совсем не в том, что современные мужчины уделяют меньше внимания семье и детям, а в том, что безбожие подорвало традиционное положение отца в семье как кормильца и ревнивого хранителя незыблемых основ Православия. Сегодня положение семьи резко изменилось: она перестала быть и Домашней церковью, и ячейкой государства, т. к. очертания ее (семьи), даже при очень внимательном взгляде, очень размыты или реконструированы до неузнаваемости. А количество разводов таково, что мать-одиночку (или брошенного отца с ребенком) трудно даже и назвать-то семьей. Каждая семья представляет собой, как сказано выше, Домашнюю церковь или ячейку, наполненную медом. А вся рамка с ее заполненными медом ячейками – это, скажем, Государство. Так если почти половина сотовых ячеек будет пустых или неполноценных, то можно (даже без наличия особого художественно-политико-экономического воображения) легко увидеть карикатурную и драматическую модель нашего общества. А если по предыдущей аналогии взглянуть на семью как на Домашнюю церковь, то на великом географическом пространстве нынешней России мы увидим огромное количество семей, сидящих в сени смертной. Так из семьи изгнали Бога, Закон же Божий упразднили, И у разбитого порога Стоим, глаза в безбожной пыли. Никакие теоретические разработки, методички и внушительные трактаты по воспитанию человека-семьянина, человека-патриота и гражданина никогда не заменят тех основ морально-нравственного Закона, который был Богом дан человечеству еще через пророка Моисея, а затем Богочеловеком Иисусом Христом. Сегодня Закон заменен Конституцией, как «гениальным» актом законотворчества безбожного и погрязшего в грехах социума, доведшего самого себя до крайней точки экономического и нравственного падения. Где критерии? Их нет! Человек сам себя хвалит, сам себя награждает, сам оценивает собственную деятельность по шкале, им же и изобретенной. Он живет жизнью организма, который высасывает энергию для поддержания деятельности из самого себя, отказываясь питаться от Источника Вечной Жизни. Неужели мы слепы? Неужели мы настолько бездушны, безумны, что отрицаем Вечную Любовь? Сказал безумец в сердце своем: нет Бога ( Пс. 13, 1 ). Неужели мы не изменились со времен царя Давида? Неужели для России 17й год не кончится никогда?

http://azbyka.ru/deti/protoierej-viktor-...

2. Из жития преподобного Ефрема Дивному Ефрему среди прочих добродетелей была присуща и та, что он боялся и избегал похвал. Преподобный не только не слушал тех, кто хвалил его, но и видно было, как сердился на них, точно также, как другие сердятся на насмешников и хулителей. Ефрем краснел, смотрел в землю, изменялся в лице и покрывался испариной. Он не произносил ни слова, будто перед ним происходит нечто постыдное. 3. Из жития преподобной Синклитикии Блаженная Синклитикия говорила приходившим к ней посетителям, что как тает воск от лица огня, так и душа слабеет от похвал и теряет силу. И напротив, как расплавленный воск твердеет на холоде и приобретает форму, так и брань и унижения укрепляют душу и делают ее твердой. Радуйтесь, сказано в Писании, и веселитесь, когда поносят вас и гонят... и прочее; и в другом месте говорится, что в скорби распространил мя еси (Ср.: Мф 5, 11–12 ). И не только это, но и главу добродетелей – смиренномудрие больше всего порождают в душе унижения. И в самом деле смиренномудрие укрепляют поношения, унижения, побои, уничижения, то есть когда тебя обзывают: «Безумец, нищий, простак, слабак, неумеха, урод, не умеешь и слово сказать...» – все эти бранные слова укрепляют смирение. Подобную хулу слышал и терпел поношения Господь. Ему говорили, что Ты самарянин и что бес в Тебе ( Мф. 8,48 ), его заушали, бичевали, называли злодеем и обманщиком. Вы должны подражать этому настоящему смиренномудрию. Бывают и такие, которые только делают видимость смиренномудрия, чтобы их прославляли. Но таких людей узнают по плодам. Если их хоть в чем-то начать порицать, они этого не вынесут и, как змеи, тотчас же выпустят яд. 4. Из жития святого Иоанна Милостивого У дивного патриарха Иоанна был племянник по имени Георгий. Как-то его оскорбил в городе какой-то кабачник. Юноша тяжело страдал, и его чувство было двояким: уж слишком велико было социальное различие между ним и оскорбителем – он близкий родственник Патриарха, а тот – ничтожный человек. Поэтому Георгий пришел на аудиенцию к святейшему, со слезами на глазах открыл ему смятение своего сердца и пожаловался на оскорбителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Об этом почти прямо говорит Иисус Христос, когда апостол Филипп требует от него «покажи нам Отца»: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» (Ин. 14: 9). Да и слова апостола Петра о том, что христиане призваны к тому, чтобы «соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), нельзя понимать иначе, чем быть принятыми в Божественное Общество. Какой безумец примется утверждать, что и земное общество – это не дух, что его «материю» можно взвесить, измерить, потрогать, что, познав анатомию его членов, познаешь и его? И, скажите, где вы, коммунисты, окажетесь со своей борьбой с «религиозным идеализмом» в таком случае? Это серьёзнейшая ошибка советских коммунистов, что они, борясь с «религиозными предрассудками», прибегли к «зряшному, пустому отрицанию» религии, не поняв, что без её тысячелетних духовно-нравственных «разработок» вопрос «воспитания нового человека» не может быть разрешён в принципе. В противном случае получается «перестройка» и ельцинизм, а также Содом и Гоморра европейских «новых левых». Это даже намного хуже, чем, скажем, если бы коммунисты, придя к власти, уничтожили бы все фабрики и заводы, потому что на них жирел капитал… Почему коммунистам не брать пример с единственного чуждого доктринёрства коммуниста Александра Лукашенко , сохранившего, как Вы верно замечаете в докладе, основные достижения советского социализма? Посмотрите, как он высказывается по этому вопросу в беседе с митрополитом Минским и Заславским Вениамином , Патриаршим экзархом всея Беларуси, состоявшейся 2 ноября 2020 года: «У нас очень модно говорить, что церковь отделена от государства. С первых дней своего президентства я говорил и повторяю неустанно: церковь, особенно православная, – основная скрепа нашего государства, особенно сейчас, когда мир вообще обезумел и потерял духовность. Как может быть церковь отделена от государства, читай: вне государства быть? Не может. Это опора, один из основных стержней государства, идеологических, если хотите». Логика президента Беларуси убедительна: 1) Церковь – это организация, способствующая духовному и нравственному воспитанию граждан; 2) государство не может существовать без духовного стержня, поскольку без него оно рухнет в пропасть безнравственности, что и демонстрирует смердящий в либерализме Запад, губящий и растлевающий всё и вся на планете Земля; 3) отделить Церковь от государства – это толкать его в бездну. Практика, которая является, как утверждают сами коммунисты, критерием истины, на примере СССР показала, что социализм не мыслим вне высочайшей духовности, вне стремления к нравственному совершенству. Вы полагаете, что советский народ не видел, как в последние десятилетия многие райкомы комсомола чуть ли ни в полном составе выезжали на оргии «на природу»? А потом те же самые райкомы «в тесном строю» уходили «на фронт» в отрядах «борцов за капитализм»...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/15/et...

Потоцким, и подготовили тот фундамент, на котором создавалось здание современного украинства. Всеми своими корнями украинская идеология вросла в польскую почву " (Труды подготовительной по национальным делам комиссии. - Одесса, 1912). П.Н.Дурново, подготовивший Государю записку в 1914 году, разбирая возможные геополитические выгоды или потери, указал, что “единственным призом в этой войне может быть Галиция”, но предупредил: “только безумец может хотеть присоединить Галицию. Кто присоединит Галицию, потеряет империю...” Для Ватикана были хороши любые средства. Бенедиктинец Х.Бауэр умилялся в 1930 году: “Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри”. “Не в этом ли... религиозная миссия безрелигиозного большевизма, что он обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли, делает tabula rasa и этим дает возможность к духовному воссозданию?” Русская Православная Церковь испытала это с начала гонений. В заявлении митрополита Антония (Храповицкого), основателя Зарубежной Русской Православной Церкви от 10 июня 1922 года говорилось о “точных сведениях”, что Папа Римский “не только вступил в соглашение с христопродавцами большевиками, но старается использовать гонения на Русскую Православную Церковь и ее главу в корыстных целях воинствующего католицизма”. Симптоматична судьба православного архиепископа Иоанна Теодоровича - полкового священника Центральной Рады. В 1924 году в Канаде, несмотря на “героическое” националистическое прошлое, он был подвергнут поношению и изоляции со стороны заправлявших в украинском зарубежье униатов. С горечью он писал: “Потому что ты не греко-католик, ты никак не можешь быть украинцем... ты не греко-католик, а значит ты кацап, москаль, проклятый схизматик”. Раздвоение сознания на Украине воплотили революционеры–демократы XIX в., затем либералы-националисты Центральной Рады, затем закрепили и оформили большевики, издавшие в 1923 году постановление ЦК ВКП(б) об обязательной украинизации, несмотря на то, что влияние " самостийничества " еще в первой четверти XX в.

http://pravoslavie.ru/5146.html

Но моя “гносеология” давно мне математически доказала, что наш умишко не смеет даже и заикаться вообще о какой-либо “невозможности” в мирах иных… Это уже — конечный для него пункт! Правда, ему (и “мне”) непостижимо. Несомненно! Но и только. Не больше! Ни одного шага дальше. “Не понимаю”,— вот это правильно и смиренно-логично. И я не понимаю умом. Но пока (до опыта “лицем к лицу” — 1 Кор. 13, 12) принимаю… На каком основании? Открыто, сказано, дано! Хотя бы вот это одно: учите и крестите “во имя Отца и Сына и Святого Духа”! (Мф. 28. 19). Все равны, а “имя” одно. И довольно, довольно! С избытком! Не дерзаю даже и пытать тайну: “Не терпит тайна испытания”, — говорится в церковной стихире… И мой ум знает это точно, ясно, даже по философским выводам. А сердце мое и вовсе не любит “пытать”: это даже для веры и по опыту — дерзко, грешно… Не говорю уже опять: и противоумно (безумец рече в сердце своем…). И верую, верую во Отца и Сына и Святого Духа, верую и исповедую! Откровение дано — не есть — так же и в непостижимое воплощение Сына Божия. Так же и в Благодать Святого Духа. В будущую загробную жизнь. В таинства. В Церковь. Все стоит на фундаменте Писания, на несомненном Слове Божием: Бог сказал! И я стал читать Слово Его — не по-семинаристски, а по-христиански. А тут на помощь пришла уже опытная сила действия самого Слова Божия. Доселе оно было преимущественно как бы “внешним” авторитетом для меня: веруя в Бога, я тем самым побуждался “принимать” и Его слово… Но постепенно и многократно, тысячи раз, истинность Писания, и в особенности Евангелия, стала проявляться мне изнутри его самого. Я это поясню. Есть два главных пути действия слова Божия: один — естественный, а другой — сверхъестественный, один — более или менее обычно-сердечный, рассудочный, другой — духовный, таинственный, благодатный. Можно добавить и третий, дополнительный, историко-критический… И все они — “научны” — только по-разному… Объясню. Начну с последнего. Многие исследователи и защитники Евангелий старались выяснить: на чем основывается достоверность этих источников нашей веры? И ответов было много — чуть не с самого появления Евангелия и посланий — и до наших дней.

http://pravmir.ru/detskaya-vera-dushi-vn...

И все пылинки только по любви На этажерки и шкафы садятся. Не будем приписывать автору паламитское видение мира, это просто детская шутка, но посмотрите, с какой, я бы сказал, зоркостью автор замечает, что даже между банальными, привычными вещами мира есть таинственное взаимоотношение, говоря словами св. Василия Великого, симпатия. Любовная лексика – крутит голову, быть от любви в угаре, не спать по ночам… Дай Господи, и нам чувствовать эту гармонию, это созвучие и любовь всех частей мироздания… А вот замечательная мысль архиеп. Иоанна (Шаховского): «Благодать держит мир в огне… Земную пищу кладем в холодильник, чтобы сохранялась. Пища вечная хранится в пламеннике» . Это каламбур. Холодильник – и пламенник. Что значит «пламенник»? Значит – горение нашей веры. Прохладность, равнодушие в вере недопустимы. Это смерть. Благодать огнем разгорается в мире. Либо ты берешь этот огонь и сохраняешь его как огонь, либо ты все теряешь. Скажем, ты от полыхающего костра взял горящее полено. Пришел, положил в доме в железную бочку, закрыл, гордишься приобретением… Безумец, огонь погаснет. Только подбрасывая горючее, питая огонь, ты его сохранишь. Точно так же огонь благодати Св. Духа. Если ты его принял – не храни под сосудом, не прячь. Пользуйся и преумножай. Каждый раз, когда я совершаю Таинство Крещения, я напоминаю пришедшим, что это за Таинство. Во время Крещения в душе человеческой зажигается огонь. И человек должен поддерживать это пламя. Молитвой, участием в Таинствах Церкви, доброделанием… Только так. Иначе огонь погаснет. Он не совсем исчезнет. Как в погасшем костре долго сохраняются искры, так и в душе крещеного, но не воцерковившегося человека искры благодати долго будут сохранятся. Но какая польза в этом? Разве искра согреет, разве искрой разогреешь пищу, отгонишь злых диких зверей?.. Разве искрой благодати прогонишь бесов? Напитаешься? Согреешься, когда холодный и жестокий мир окружит тебя в очередной раз? К о. Вадиму пришел в гости знакомый протоиерей, о. В. Разговариваем. Рассказывает, что сейчас восстанавливает огромный храм – уже… третий.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Но не так Петр, Иаков и Иоанн на вершине Фавора узрели через тело Христово божественный свет, но как [свет] сокровенного в нем божественного благолепия, истинно явленного, подобно тому, как сквозь стеклянные оболочки [фонаря] просвечивает пребывающий внутри свет 663 , хотя и смутно, и применяя снисхождение. Ибо ни для ангелов, ни для архангелов, ни для высших их, не вместима вся божественная светлость. Поэтому и херувимы крылами закрывают лица ( Ис. 6:2 ), будучи не в силах понести оное постоянное молниевидное сияние и преизбыток неизреченной красоты. ГЛАВА 10. О том, что и Дух Святой из того, что он говорит, показывается тварным. 36. А старающийся повсюду хулить присносущные энергии Духа и пытающийся объявить их тварными из-за того, что они зовутся дарами ( Деян. 10:45 ; Рим. 5:15 ; Еф. 3:7 ), плодами ( Гал. 5:22 ) и добродетелями Духа, когда пишет: «никому не возможно иначе зреть Бога кроме как от Его творений, от других [даров] и от [рождающихся] в нас богодарованных добродетелей, благодаря которым мы очищаемся в Духе, и от плодов Духа», не убоявшись, несчастный, даже божественного оного положения, что «от плода познается древо» ( Мф. 12:33 ; Лк. 6:44 ). Итак, по справедливости к нему мог бы обратить кто изреченный прежде сего к иудеям Господень глас: безумец, облекший себя неизбежной хулой на Духа Святого, которой нет отпущения ( Мф. 12:31 ), «или сотвори древо добро и плод его добр, или сотвори древо зло и плод его зол» ( Мф. 12:33 ; Лк. 6:43 ). Ведь если божественный Дух нетварен, то как Он приносит не нетварные плоды? Если же плоды Его суть творения, то как и [Сам] Он не творение? 37. Ведь и Кирилл, сильный в вещах божественных, желая показать, что Сын нетварен, назвал Его плодом Отца. Ибо представив прежде то, что изречено Им к иудеям: «Аще Бог отец ваш бы был, любили бысте Мене. Аз бо от Бога изыдох и приидох» ( Ин. 8:42 ), затем говорит сам от себя: «Не возлюбившие Сына, явившегося от Бога Отца, как они могут говорить правду, утверждая, будто возлюбили Того, от Которого Он есть? Уничижившие плод, какую честь воздадут дереву? Если же плодом Бога и Отца является Сын, – ибо это означают слова «от Отца изыдох и приидох» , – то как бы Он был сотворенным ( γενητς )? Как вообще невыразимая природа божественности породила бы что-то чуждое и инородное по отношению к самой себе, когда даже сотворенная сущность не допускает, чтобы такое с ней происходило? Стало быть необходимо исповедовать Сына Богом от Бога явившимся, чтобы Отец не явился худшим своих творений» 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Дамаскин, видя, по молитве, что никто из турок не тревожится, вышел из Софии. На пути встретил он имама, читающего книгу, и спросил его: – Писано ли что-нибудь в книге твоей о Христе? – Не хочешь ли ты быть мусульманином? – отвечал ученый. – А что такое мусульманин? – сказал Дамаскин. Между тем, подошли и окружили их агаряне, слушали Дамаскина и насмехались над ним, как над неистовым. Тогда спросил их исповедник: – Хотите ли слышать слово к пользе вашей? – Хотим, скажи, – отвечали они. Мученик говорит: – Христос есть Бог истинный, Творец всего видимого и невидимого. – Ты безумец, – возразили они. – Не я, а вы безумны и несмысленны, если не веруете, что Христос есть истинный Бог. Не обращая внимания на него как на неистового, турки оставили его. Оттуда переходит святой исповедник в мечеть султана Мехмета и тоже проповедует тамошним имамам, но и они только прогнали его как неистового. Недовольный неисполнением своего желания, Дамаскин удалился к месту, называемому Капани, и там громко среди мусульман воззвал: – Мусульмане! Одна вера Христова есть истинная, а ваша вера ложная: вас обманул Магомет, и вы за свое заблуждение будете наказаны. Но как громко ни обличал он турок – и там никто не обратил на него внимания. На другой день утром, придя во дворец визиря, Дамаскин начал говорить: – Одна вера христианская есть истинная и Христос есть Бог истинный, а ваша вера ложная. Исступленные турки схватили его, били без милости и наконец как неистового выгнали. На третий день является исповедник в мечеть, называемую Сейзаки, близ казарм янычарских. Когда турки после обычных своих молитв выходили из мечети, он громко говорил им: – Несчастные! Кого вы почитаете? На что надеетесь от ложного пророка вашего? Одна есть истинная вера – вера христианская. Но, как и прежде, принимая исповедника за помешанного, никто не обратил на него внимания. Сильно огорченный тем, что и здесь не достиг желаемого, он нечаянно возвратился в Галату; всю следующую ночь провел в молитве и смиренно вопиял ко Господу: «Не возгнушайся мною, смиренным рабом Твоим, единородный Сыне Божий, удостой меня пролить кровь мою и положить живот мой за Тебя, моего Господа».

http://isihazm.ru/?id=1832

Спасайте от него ваших детей! Расстрел Священного Кремля, осквернение храмов, поругание святынь – все это есть организованный поход сатанистов-большевиков на религию, как о том и пишет один из разрушителей «иноплеменник Мост». Ведь в самом деле, глядя на оскверненный Кремль, невольно задаешься вопросом. Кому и для чего понадобились все эти ужасы? Нельзя же не понимать того, что в Кремле вся история могущества, величия, славы, святости и силы Земли Русской. Если древняя Москва есть сердце всей России, то алтарем этого сердца искони является Священный Кремль. Святотатственно посягнуть на него мог только безумец или человек, в сердце которого нет ничего святого: человек, чуждый сознания значения и важности этого памятника святорусской истории и, несомненно, под влиянием какой-то злой воли, исполненной сатанинской ненависти ко всему русскому – православному. Нельзя считать серьезным основанием то, что артиллерийская канонада, направленная на Кремль, имела цель сокрушить горсть защитников офицеров и юнкеров. Не смея приблизиться к ним, их искали по Кремлю снарядами, разрушая то главу Успенского собора, то Церковь Двенадцати апостолов, то колокольню Ивана Великого, то Чудов монастырь и дальше по порядку все до единого храмы. Хороший, нечего сказать, «стратегический» прием борьбы, весьма характерный для тех, кто к нему прибегает. То, что большевики сделали с Кремлем, делают ныне со всей Россией, разыскивая в ней орудиями смерти врагов своих неосуществимых противобожеских и противочеловеческих утопий. Всюду и везде на Руси большевики разрушают исторические памятники, оскверняют и уничтожают святыни, алтари, храмы; морят людей голодом, заливают кровью и слезами русский народ. Во всех действиях большевиков-коммунистов нельзя не видеть определенного плана, последовательности. Так и сказывается во всем чужая, темная, злая сила, не русского происхождения. Нельзя не заметить, не почувствовать, что тут орудует чужой ум, что чужая рука направляет и руководит. Ясно, что если в этом преступном, позорном деле участвовали не только иноплеменники, но и русские люди, то, несомненно, такие, из сердец которых было совершенно вытравлено чувство любви к своей Родине и которые были духовными рабами врагов России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010