Вскоре после учреждения К. в., в 1686 г., суперинтендант Гезелиус-младший обращался к карелам с призывом переходить в лютеранскую веру. Одновременно предлагались и более крутые меры. Особенно непримиримую позицию занимал Выборгский еп. Петр Лаурбеккиус (1696-1705). В 1698 г. он представил проект полного искоренения Православия в Финляндии, предполагавший запрет на проживание здесь правосл. священнослужителей. Однако времена изменились и такие радикальные планы уже не находили поддержки у верховной власти. Карл XII в посланиях 1701 и 1702 гг. запретил угрозы и насилие по отношению к своим правосл. подданным и призвал консисторских служителей «мягко» и «чинно» обращать их в лютеранскую веру (Историческая записка о положении Православия в Финляндской Карелии. Выборг, 1910. С. 13-14). Северная война (1700-1721) вновь изменила религ. жизнь края: Карелия вернулась в состав России (в 1710 рус. войска взяли Кексгольм). 18 янв. 1708 г. во епископа Ладожского был хиротонисан Иоиль (Вязьмитянин). Ист.: Царская грамота Новгородскому митр. Макарию о пастырском наставлении правосл. духовенству, оставшемуся в уступленных Швеции землях, 17 авг. 1619 г.//ААЭ. Т. 3. 107. С. 146-147; Грамота Новгородского митр. Макария в Корелу, к тамошнему духовенству, о том, чтобы оно хранило православие, а в духовных нуждах относилось к нему в Новгород, авг. 1619 г.//Там же. 108. С. 147-148; Царская грамота новгородскому воеводе кн. Мезецкому о дозволении жителям правосл. закона в уступленных Швеции землях обращаться к Новгородскому митрополиту за разрешением строить церкви и проч. и о воспрещении давать пристанище приходящим оттуда безъявочно людям, 14 нояб. 1622 г.//Там же. 127. С. 179-182; Царская грамота новгородскому воеводе кн. Ромодановскому о людях духовного звания православного закона, вышедших в Россию из уступленных Швеции земель, 15 авг. 1624 г.//Там же. 155. С. 221; Царская грамота новгородским воеводам кн. Пожарскому и Глебову касательно дозволения ходить в новогородские церкви рус. людям, приезжим из уступленных Швеции земель, 31 янв.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

благочинием (1678 г., 20 авг.)]; АИ. Т. 5. 75. С. 110; 98. С. 154-155; 100. С. 161-162; 117. С. 190-191; 137. С. 235-238; 146. С. 247-248; 151. С. 252-253; 186-188. С. 322-326; 80. С. 127-128 [Грамота К. архим. Тихвинского мон-ря Макарию об отдаче «под начал» и пострижении двух женщин, подвергнутых за уголовное преступление трехсуточному окопанию в землю (1682 г., 28 марта)]; 91. С. 144-145 [Грамота К. архим. Тихвинского мон-ря Макарию о казни раскольника разстриженного попа Никиты (1682 г., 3 авг.)]; 152. С. 262-264 [Наказ К. заведующему Тиунским приказом свящ. Н. Тихонову о наблюдении за церк. благочинием (1687 г., март)]; 203. С. 350 [Указ К. о приводе в его Разряд духовных лиц, бывающих на кружечных дворах и в нетрезвом виде ходящих по улицам (1690 г., 10 дек.)]; 213. С. 366-367 [Грамота К. архим. Иверского мон-ря Феогносту о совершении по воскресным и праздничным дням всенощных бдений, об употреблении иеромонахами при предстоянии в ликах клобуков и о благовесте и звоне по уставу]; Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 577, 580, 970, 974, 976, 978, 982, 1061, 1068, 1070, 1156 и др.; 1855. Т. 4. Стб. 575, 577, 580; ДАИ. Т. 5. С. 146, 149-150, 155-157; Т. 6. 121. С. 366-367 [Грамота К. приказному Казенного приказа С. Балавенскому о приписке к Софийскому дому Симеоновской Троицкой пуст. (1674 г., 24 нояб.)]; 125. С. 373-374; Т. 8. 78. С. 286-287 [Грамота К. архим. новоторжского Борисоглебского мон-ря Сергию, о молебствии по случаю бракосочетания царя Феодора Алексеевича с А. С. Грушецкой (1680 г., после 8 авг.)]; 92. С. 316-317 [Памяти митр. К. о соблюдении поста и о непострижении в монашество при живых супругах (1681 г., 25 февр.; 1682 г., март)]; Т. 9. 93. С. 202; Т. 10. 38. С. 123-124; 76. С. 321-322 [Две грамоты К. свящ. Иоанну Оштинского стана Шентозерской вол.: 1) о том, чтобы прихожане церквей, находящихся в означенном стане, говели в наступающем великом посте; 2) о наблюдении, чтобы духовенство и миряне крестились троеперстным сложением (1683 г., февр., май)]; 91.

http://pravenc.ru/text/2458701.html

У листа внизу приписи: По-гречески: александрийский Паисий. А антиохийский приписал по-арапски. (При подлинной грамоте сохранился конверт с тремя печатями и с надписью). Государю царю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя России самодержцу. – В Приказ Тайных дел. – (На конверте помета Подан Августа в 19-й день 174-го году переведен того ж числа. – С Чорного Яру. Грамота царя Алексея Михайловича к Федору Аврамовичу Лопухину о немедленном прибытии ему из Саратова в Москву и об оставлении там с денежною казною на расходы вселенским патриархам Тайного Приказа подьячего Перфилья Оловеникова От 28 Июля 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца Федору Аврамовичу Лопухину. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б тотчас ехал с Саратова к нам, великому государю, к Москве наскоро на заводных подводах. А Приказу наших Тайных дел подьячему Перфилью Оловеникову велел быть до нашего государева указу на Саратове и нашу денежную казну, которая послана с тобою на всякие расходы про вселенских патриархов, оставил у него Перфилья. Писан на Москве лета 7174-го июля в 28 день. Того ж числа такова государева грамота послана с стадным конюхом с Бориском Федоровым. Грамота царя Алексея Михайловича к иеродьякону Мелетию с похвалою его трудам и с обнадеживанием царскою милостью От 4 августа 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца многострадальному Мелетию иеродьякону, греку. Ведомо нам, великому государю, учинилось, что ты, будучи в путном шествии, нам, великому государю, работал и всякую нужду и утеснение терпел, и мы, великий государь, за то твое радение и многое терпение милостиво похваляем и впредь своим государевым жалованьем, как ты будешь на Москве, пожалуем; и тебе б на нашу великого государя милость быть надежну и александрейского папы и патриарха кир Паисия и антиохийского Макария патриарха нашею милостью обнадеживать и держать к ним всякую учтивость и береженье. А как к патриархом от нас, великого государя, прислан будет нашего царского величества стольник с нашею любезною милостью, и в тое пору и к тебе наша великого государя милость будет. Писан на Москве лета 7174-го августа в 4 день. Грамоты царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому, с извещением о получении от них писем из Астрахани и с приветствием по случаю благополучного приближения их к Москве

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Султан, приняв благосклонно посланников оных чрез своего визиря, согласился с великой охотой принять Дорошенко и народ малороссийский в свое подданство и в знак на то своего благоволения, послал Дорошенко клейноды свои, бунчук и знамя с полумесяцем, а в помощь его командировал 6 000 войск под командой одного чауша Ислам -Экмена. Посланников же оных от лица гетмана и народа на верность их подданства привели к присяге, по обычаю христианскому, в Соборной Патриаршей церкви, и от патриарха Константинопольского на сие, видно по повелению султанскому, дана посланникам открытая грамота, отлучающая от церкви и предающая анафеме всех непослушных гетману Дорошенко и против его бунтующих. Грамота сия наделала много шуму в Малороссии, но не меньше того повредила она и власти патриархов, которую они имели прежде в церкви и духовенстве малороссийском. Многие изуверы здешние считали ее претящей повиноваться всякой другой власти, мимо Дорошенко, опасаясь в таковом случае анафемы. Но митрополит Киевский Сильвестр, оповестил посланием в церкви и протолковал народу, что грамота оная есть или вынужденная властью султана турецкого, или похищенная обманами лживыми донесениями и происками Дорошенко, и она по тому вовсе для народа сего недействительна и ничтожна, и он ее навсегда касует и патриарху возвращает; а патриарху писал митрополит, что грамота его и анафема причинила великую смуту в народе русском и разврат в самой Церкви Христианской. Все считают ее претящей повиноваться законной власти и повелевающей следовать хотению злодея и изверга рода человеческого – Дорошенко, и что сей Дорошенко, о ней стряпавший, есть изверженный из своего достоинства и лишенный прежней должности за контакты его с народом иноверным на пагубу народа христианского, и он теперь не что иное, как только обманщик и лжец, злодейски присвоивший достоинство гетмана. Народ же русский, избрав, по правам своим и уставам, другого себе гетмана, повинуется с ним царю российскому, т.е. христианскому, с ним единоверному и единомышленному, следовательно, повинуется власти законной и анафеме за то отнюдь не подлежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

То есть Галерий обещает, что по издании эдикта 311 года будут еще изданы другие грамоты второстепенного значения, в которых точнее будут указаны условия, на которых давалась толерантность христианам. Так как история таких грамот не знает, то, говорит Цан, можно полагать или что этих грамот не было выдано вовсе, или же что они затеряны, не дошли до нас. Но предполагать, что таких грамот совсем не было выдано, нельзя, если Галерий и умер тотчас по издании эдикта 311 года, – так как эдикт 311 года издан не от лица только Галерия, но и от лица Константина с Ликинием; поэтому чего не успел сделать первый, имели возможность и обязаны были сделать двое последних. А если могли сделать это и даже обязаны были, то нет основания полагать, чтобы они не сделали этого. Указ Константина 312 года, догадывается Цан, по всей вероятности, и есть та грамота, какую хотел издать Галерий в добавление к эдикту 311 года, но не успел издать за смертью. Цан даже полагает, на некоторых соображениях, что эта грамота издана была Константином не от собственного только лица и Ликпния, но и от лица Галерия, обязавшего царственных его наследников исполнить его волю. Что указ Константина 312 года и есть именно та грамота, какую обещал издать в пополнение к эдикту 311 года Галерий, это Цан доказывает так: адресуется указ 312 года тем именно лицам, которым хотел адресовать пояснительную грамоту Галерий – начальникам, облеченным судебною властью – judicibus; 487 содержание указа 312 года именно таково, каким должно было быть содержание дополнительной грамоты, обещанной Галерием: в указе 312 года указываются условия (conditiones), на которых даровалась свобода исповедания христианского, а это-то именно и хотел разъяснить Галерий особой грамотой, он намеревался разъяснить, что должны были начальники наблюдать в отношении к христианам (quid debeant observare); тон эдикта Константинова 312 года не дружелюбен к христианам, но не иного характера должна была быть и грамота, какую обещал Галерий, так как и самый толерантный эдикт Галерия не дышит особенным благоволением к христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Все версии, предполагающие дату, оказались одинаково неверными. Единственная сложность заключается в том, что после этого идет а , а не ъ (в орфографии Онфима о ):  вероятнее всего, а взято просто из названия этого богослужебного текста Тропарь s ч са . Не случайно Онфим пропустил слова день же и , поскольку их нет в названии тропаря. Последующее на может быть предлогом из дальнейшей части того же текста. Вот несколько примеров исправлений, которые будут в новом томе, закрывающих иногда оживленнейшие дискуссии. Я закончил вторую часть нашей лекции, теперь перейдем к сенсационной вологодской грамоте. Впервые найдена грамота еще в одном древнем городе, древней новгородской вотчине, это грамота под названием Вологда (Вол.) 1. Она очень хорошо датируется внестратиграфическим методом — первая четверть (или первое двадцатилетие) XIV в.; редко получается такая узкая дата, очень хорошие датирующие признаки снизу и сверху. Как мы видели, иногда нужно 60 лет, чтобы прочесть грамоту. Грамота Вол. 1 найдена всего два месяца назад, поэтому вполне возможно, что то, что я вам рассказываю, еще может как-то усовершенствоваться. Надеюсь, не какие-то капитальные вещи, но детали изменятся наверняка; сейчас в ряде случаев все, что я могу предложить — это конкурирующие версии, а не окончательные результаты. Это оказался такой узел проблем, что давненько мы с грамотами такого порядка не встречались. Игорь Полиевктович Кукушкин, нашедший грамоту, был поражен, что нам нужны месяцы, чтобы ее осмыслить. Совершенно невозможно в этой грамоте идти слово за словом. Это не из тех грамот, которые я пишу на доске, а вы сразу из-под руки мне говорите, что есть что. Здесь я должен буду вам записать ее некоторым более сложным способом. Грамота абсолютно цела, сохранилась безупречно. Две буквы были прочтены не сразу, а спустя несколько суток, но теперь однозначно отождествлены (пока заменим их прочерками): _··ково к тоб к тоб с · онанико тьсть брать остафе послалъ съ тобою м_ рубле· ко самълу рубле· ни мн рубл ни мн проторъвъ Уже по первым трем словам ково к тоб вы видите, что мы имеем дело с чем-то, чего за 60 лет не было ни в одной берестяной грамоте никогда.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

Грамота, сама по себе, ничему не вразумит крестьянина; она скорее собьет его с толку, а не просветит. Перо легче сохи; вкусивший без толку грамоты норовит в указчики, а не в рабочие, норовит в ходоки, коштаны, мироеды, а не в пахари; он склоняется не к труду, а к тунеядству. А что читать нашим грамотеям? Вы мне трех путных книг для этого не назовете. А что писать нашим писакам? Разве ябеднические просьбы и подложные виды? Священное Писание, даже по цене, как оно продается и притом почти только в столицах, весьма редко может дойти до рук простолюдина, и то уже по цене удвоенной. Притом одним этим он не удовольствуется, а захочет знать, что говорится в других книгах. Упомяну мимоходом, что были когда-то так называемые лубочные издания, малополезные и безвредные; и их теперь нет, но и на место их нет ничего. Если бы вы убедились на деле, что вместе с грамотой, по какой-либо неразрывной связи, к какому бы то ни было народу прививается и нравственная порча, влекущая к употреблению нового знания своего во зло, я говорю только то, вероятно, бы согласились, что грамота не есть просвещение и что наперед грамоты надо бы позаботиться о чем-либо ином. Сутяжничество и все без- честные увертки, прикрываемые видом законности, появляются тотчас там, где грамота вытесняет совесть и занимает ее место, где совесть заменяется грамотой. Если бы ближайшее по соприкосновенности к мужику сословие промышляло злоупотреблением грамотности и закона, то такой обычай легко мог бы сделаться повальным. Удалите же наперед безнаказанный пример этот, покажите будущему ученику своему благое приложение грамоты — не на словах, а на деле, окружите его такими примерами — и с Богом, учите его. Прошу не принимать слов моих в таком смысле, будто я гоню грамоту; нет, я хочу только убедить вас, что грамота не есть просвещение, а относится к одному внешнему образованию, и потому не может быть сущностию забот наших для образования простолюдина. Придавать лоск прежде отделки вещи нельзя, разве для того только, чтобы обмануть наружным видом ее.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Послание к митрополиту Мцхетскому Николаю и всему Освященному Собору Иверския земли (апрель 1589 г.)//Христианское чтение. – СПб., 1869. – Ч. 2. – С. 867–893. Грамота константинопольскому патриарху Иеремие (март 1592 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Т. 12. – С. 388–401. Утешительное послание царице Ирине по поводу смерти царевны Феодосии (1592 г.)// Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 29 т. – М., 1851–1879. – Т. 7. – С. 449–450, примеч. 133. Грамота в Казань митрополиту Гермогену о трехдневном молебне по поводу избрания на царство Бориса Годунова (15 марта 1598 г.)//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. Окружная грамота о трехдневном молебне по случаю восшествия на престол царя Бориса Федоровича (15 марта 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Послание к царю Борису Федоровичу в ответ на царскую известительную грамоту о походе против крымского хана (2 июня 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Приветственная речь царю Борису Федоровичу по возвращении его из серпуховского похода (июль 1598 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Речь во время венчания на царство Бориса Годунова (3 сентября 1588 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2. Благословенная грамота земскому старосте города Слободской об устроении Богоявленского монастыря (4 января 1599 г.)//Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

II.2. Если архиерей готов принять заштатного клирика иной епархии в клир вверенной ему епархии, но намерен предварительно испытать его, он направляет епархиальному архиерею клирика соответствующую просьбу. В случае положительного ответа епархиальным архиереем клирика издается следующее распоряжение, которое выдается клирику, с направлением копии в запросившую епархию: Распоряжение о временном командировании В соответствие с обращением Преосвященного имярек, управляющего такой-то епархией, заштатному клирику вверенной мне епархии имярек благословляется служение в пределах указанной епархии в течении ____ месяцев [не более года]. По получении копии данного распоряжения в новой епархии клирику выдается распоряжение о временном назначении. В случае успешного прохождения испытательного срока епархиальный архиерей запрашивает отпускную грамоту на клирика и его личное дело. II.3. При прошении клирика о почислении его на покой по болезни или по возрасту епархиальный архиерей издает указ по следующей форме: Священнику (или иной сан) имярек, клирику такой-то епархии Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии. По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем. При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ. II.4. Отпускная грамота не выдается на руки клирику, но является документом, направляемым от одного епархиального архиерея другому. При направлении отпускной грамота прилагается оригинал личного дела клирика. Отпускная грамота составляется по следующей форме: Отпускная грамота Дана согласно 17 правилу VI Вселенского Собора в свидетельство того, что клирику имярек такой-то епархии благословляется переход в такую-то епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Грамота В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Грамота Грамоте учиться всегда (вперед) пригодится. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Побольше грамотных, поменьше дураков. Пророк Наум наставит на ум (1 декабря; с этого дня посылают детей в школу) . У Николы две школы: азбуки учат да кануны твердят. Читать по складам. Читать по верхам или по толкам. Без складу по складам, без толку по толкам. По складам, так не грамотей. Читает, как пономарь (как псалтырь). Азбуку учат, во всю избу кричат. Фита да ижица – к ленивому плеть ближится. Азбука наука, а ребятам бука (мука). За аз да за буки, так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки. Грамоте не знает, а цифирь твердит. Како он – кон, буки ерык – бык, глаголь аз – глаз. Ер да еры – упали с горы, ер да ять – некому поднять. По грамоте осекся, цифирь не далась. Книгами не лодыгами играть. В книги не в чурки. Ныне много грамотных, да мало сытых. Перо сохи легче. Грамотей – не пахарь (не работник) . И сам тому не рад, что грамоте горазд. Уела попа грамотка. Книга-то книга – слово-то слово! На-ка, пономарь, унеси ее в алтарь (о малограмотном попе) . Эко диво: поглядишь – чистехонько; погладишь – гладехонько, а станешь читать – везде задевается (сказал дьячок) . Гражданская грамота от антихриста (раскол.) . Все товар, и мусор товар, а книги не товар (сказал гр. Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку) . Книга – в ней два листа, а середка пуста. Книга, а в ней кукиш да фига. Бумага терпит, перо пишет. Перо скрыпит, бумага молчит. Перо смелее (ходчее) языка. Язык коснеет, а перо не робеет. Напишешь пером, не стешешь (не вырубишь) топором. Написано пером, не вырубить и топором. Напишешь пером, что не вывезешь волом. Вертит пером, что веретеном (что черт крючком, хвостом). Бумажки клочок в суд волочет. Читай, не вертись, а что написано, не сердись. Врет по-печатному. Врет, как газета. Супротив печатного (газетного) не соврешь.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010