А теперь обратимся к тексту «Написания о грамоте»: «Грамота есть самовластие, умнаго волное разумение и разлучение добродетели от злобы…« Это написано на листе, завершающем вводную часть сочинения, а на листе, открывающем его, читаем следующее: «И потом дал (Бог. — А К.) ему (человеку. — А. К.) самовластие ума: смерть и живот предложив пред очима его, рекше волное произволение хотения и (к) добродетели или злобе, путь откровения изяществу и невежествию» . Мы все же не решаемся приписать «Написание о грамоте» Федору Курицыну, как бы ни склоняли к этому идеологические и грамматические параллели и даже точки текстового скрещения между «Лаодикийским посланием» (включая «Литорею») и «Написанием о грамоте». Вне сомнений внутренняя и внешняя связи этих сочинений. Нельзя исключить производности «Написания о грамоте» по отношению к «Лаодикийскому посланию» и его грамматической части. Нельзя и ограничиться сказанным о том и другом сочинении именно по факту их взаимосвязи. «Написание о грамоте» не афористично, линия его логического развития стройна и никаких загадок для исследователя не содержит. Оно поэтому открывает возможность расширить информацию, относящуюся к мировоззрению еретических и вообще свободомыслящих кругов, которым обязано своим происхождением. «Написание о грамоте» состоит (имеем в виду его вводную часть) из разделов: 1. «Что есть грамота и что ея строение»; 2. «Что прежде бысть, грамота ли от ума состроена или ум от грамоты»; 3. «Какова есть грамота и коль угодна». В ответно–обличительном сочинении «Беседа о учении грамоте» имеются (сочинитель «Беседы» идет по пятам автора «Написания о грамоте») следующие разделы: 1. «Что есть грамота»; 2. «Что прежде составис, ум ли от грамоты или грамота от ума»; 3. «Коея ради вины состроена бысть грамота и что от нея полза и приобретение»; 4. «Какова есть грамота и кол угодна пред Господем и что ея приобретение и чего ради учитис». В выделенных словах и состоит коренное отличие между «Написанием о грамоте» и «Беседой о учении грамоте»: в первом из них вопрос состоит не в том, «кол угодна пред Господем», а в том, насколько необходима она человеку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

Перечисленные факты следуют из анализа духовных грамот Василия Дмитриевича, составленных в конце его жизни. Таких грамот имеется три: РГАДА, ф. 135 (Государственное Древлехранилище), отд. 1, рубр. 1, 13, 15, 16. В существующем их описании и датировке допущены неточности и прямые ошибки . В литературе грамота 13 приурочена к 1417 г., грамота 15 датируется мартом 1423 г., а грамота 16 признается копией XV в. с грамоты 15. На обороте грамоты 16 сохранились пометы, имеющие датирующее значение: 1) «Список з грамоты, что поимал Олексей з собою в Литву, коли с митрополитом поехал с Фотеем на середохрестье»; 2) «Список с тое грамоты, что пошла к великому князю к Витовту с Олексеем в лето 30 первое, з середохрестья». Важнейшие уточнения, которые мы вносим в описание перечисленных грамот, следующие: 1) Несмотря на то, что в грамоте 13 указан писец—дьяк великого князя Тимофей Ачкасов, в грамоте 15 — дьяк великого князя Алексей Стромилов, а грамота 16 считается вообще поздней копией, все эти грамоты написаны одним почерком (судя по всему, Тимофеем Ачкасовым). Таким образом, грамоту 16 следует признать не поздней копией, а еще одним подлинником, причем и пометы на ее обороте принадлежат тому же основному писцу. 2) Все три грамоты по палеографическим данным относятся к началу 20–х годов XV в. 3) Печать на грамоте 15, оттиснутая в ковчежке, с изображением всадника на скачущем коне с круговой латинской надписью, принадлежит не великому князю Василию Дмитриевичу (как ошибочно утверждается в описании  ), а великому князю литовскому Витовту. 4) В грамоте 13 сохранились не три печати, как сказано в описании , а все пять (первые две, правда, в меньшей степени сохранности). Не все из печатей черновосковые, вторая печать—желтовосковая и совпадает с печатью на грамоте 15, т. е. является печатью великого князя литовского Витовта . История духовных грамот Василия Дмитриевича последнего периода его жизни представляется в следующем виде. В начале 1420–х годов (не ранее 1421 г.)  было составлено великокняжеское завещание, написанное рукой дьяка великого князя Алексея Стромилова (подлинник не сохранился). Его копию, переписанную дьяком Тимофеем Ачкасовым, Алексей Стромилов вместе с митрополитом Фотием повез в марте 1423 г. на утверждение к великому князю литовскому Витовту (грамота 15, на которой стоит греческая подпись Фотия и прикреплена печать Витовта). Сохранилась другая копия этого времени (грамота 16), написанная Ачкасовым и неизвестно кем заверенная, так как окончание грамоты с возможными печатями отрезано. Грамота 13 — завершающий документ в этой серии: она скреплена подписью митрополита Фотия и печатями Василия Дмитриевича, Витовта и младших братьев Василия I — Андрея, Петра и Константина; датироваться грамота должна временем между 1423 и 1425 гг. Новая датировка грамоты 13 теперь подтверждает наше построение об антилитовской направленности Летописного свода митрополита Фотия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

(Л. 58) Февраля в 1 де[нь] запечатана грамота в Арзамас Преображенского монастыря игумену Феодосию по челобитью арзамаской съезжей избы подъячего Кузьмы Васильева. А велено сыскать, что бутто тот Кузьма женил брата своего родного Гаврила, женил в ближнем свойстве. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Переславль Залеской в уезд в государево дворцовое село Костентиновское сытнику Ивану Развалигородову по челобитью Антона Башмакова, а того ж села Костентиновского по михайловского попа Дмитрея Иванова в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Кострому десятильнику Ивану Кокошилову по чело (Л. 58 об.) битью боярина княз Алексея Михайловича Львова крестьянки Степановской жены вдовы Марьицы Михайловы дочери по костромич по посадцких людей земские избы по подьячего по Емелка Колинина в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Кострому ж десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью с Костромы Богоявленского монастыря старца Авакума по костромитина по посадцкого человека по Фторышку Бузанова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Володимер десятильнику Ивану Чортову по челобитью их Володимеря Успенского монастыря старицы Великониды (Л. 59) да Афиногены. А велено, что на них взял по рядной записи приданое съезжие избы подъячей Дорофей Часовников, справяся с отписьми другово приданово имать не велено. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Белозерской уезд Воскресенского монастыря, что в Череповце, архимариту Гедеону за братьею по челобитью белянина Микифора Кольчюгина по беглово ево крестьянина деревни Моксимовского по Петрушку Ермолина з женою и з детми. Пошлин гривна. Взято. Февраля в 2 де[нь] запечатана грамота в Белозерской уезд домового Воскресенского монастыря архимариту Гедеону по челобитью Данила Румянцова по беглово (Л. 59 об.) ево крестьянина Волоцкого уезду деревни Лукьяново по Форку по Лукьянова з женою и з детми. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Галич десятильнику Иналею Белово по челобитью старицы Стефаниды Молчаниновы дочери Захарова по брата ее родново по костромитина по Тимофея Захарова в поместном владенье и в животах в пожитке отца их. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Индикт – своего рода хронологический ученый изыск, закономерность его упоминания в летописных текстах выявить непросто, по-видимому, он отмечался по усмотрению летописцев. Однако в случае с митрополитом Киприаном в этом, быть может, имеет смысл усматривать что-то большее, чем просто привычку (или стремление) к максимальной точности. Ведь индикт указан даже в актах митрополита. Таковы Уставная грамота Царево-Константинову монастырю 1391 г.: «А дана грамота на Москве в лето 6900 месяца октября в 21 день, индикта Жалованная подтвердительная грамота 1399 г. Владимирскому Рождественскому монастырю: «А дана грамота на Москв, м() сца сентбр въ 13, индикта 8 л т(о) Уставная грамота о церковных людях: «А писана грамота на Мскв м(е)с(я)ца iю н(я) въ 28 д(е)нь, индикта въ Для актов указание индикта – ситуация крайне редкая, и едва ли столь последовательное присутствие этого хронологического параметра в грамотах одного и того же лица могло быть непреднамеренным. Сам по себе индикт был связан с византийской системой, которая предполагала сентябрьский (а не мартовский) год. Мы знаем о том, что ученые и просветительские устремления подвигали святителя на разного рода новаторские для русской церковной жизни деяния, о чем свидетельствуют введение нового Служебника; распространение Иерусалимского устава в целом и создание в этой традиции Службы митрополиту Петру, в частности; «Сказание о отреченных книгах»; содержащиеся в Ответах игумену Афанасию рекомендательные перечни книг для чтения; переведенные, привезенные и переписанные им библейские, богослужебные, канонические книги и аскетические сочинения. Возможно, в ряду этих устремлений шло и введение сентябрьского года. Есть подобная приведенным выше (формулярная?) фраза и в последних словах его Прощальной грамоты: «Списана бы ст(ь) грамота си у Тре х с(вя)т(ите)ль м(е) с(я)ца се м(тября) 12 д(е)нь инди к(та) 15», – на этот раз с прибавлением: «да не по дписалъ есмь немощи ради Но не менее значима в той же Грамоте хронологическая автобиографическая выкладка Киприана: «А понеже съчтохъ лта своя, отнели въ митрополиты поставленъ быхъ, и обртеся числомъ, яко тридесятое лто течеть къ приходящему мсяцю декамврию въ 2

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

Того ж дни запечатана грамота в Можаеск воеводе князю Ивану Вадбольскому по челобитью из Можайска из собору никольского попа Ивана Ивстратьева по можайских по посадцких людей по Мишку Щикина да по Ивашка по Тупицу в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Генваря в 13 де[нь] запечатана грамота в Севеск к воеводе к Роману Неплюеву по челобитью Комарицкие волости Радогосково стану села Бочарова Троецково попа Степана тое ж Камарицкой волости села Оркина по никитцкого попа Данила в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. (Л. 44 об.) Того ж дни запечатана грамота во Ржеву Володимерову к воеводе Ивану к Данилину по челобитью никольского понамаря Богдашка Нефедева тое ж церкви по дьякона Григорья Максимова в духовной черного попа Федора в церковном доходе. Пошлин гривна. Взято. Генваря в 14 де[нь] запечатана грамота в Нижегороцкий уезд Дудина монастыря игумену Илинарху з братьею Муромского уезду патриарше Рымовские волости деревни Рыбиной крестьянки вдовы Федотьицы Савельевы дочери. А велено им из монастыря ее, Федотьицыных, детей дву сынов да дочь отдать. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Юрь (Л. 45) ев Польской десятильнику Денису Чертову. А велено по судному делу, что искал в патриарше Судном приказе из Юрьева Польского Григорей Селезнев, на жилце на Михаиле Стромилове духовного дела в Юрьевском уезде Польского опчею их правду повальным обыском сыскать. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана помесная грамота патриарша сына боярского Дмитрея Пятово сына Всеволоцкого в Володимерском уезде в Ыльмехотцком стану на половину деревню на Жаровою на двацать пять чет по денге с чети. Итого четыре алтына с денгою. Взято. Того ж дни запечатана поместная грамота патриарша сына боярского Пятовские жены Всеволотцкого вдовы Марьи (Л. 45 об.) с меньшим ея сыном с Микитою Всеволоцким в Володимерском же уезде в Ыльмехоцком стану в усадьбище на пустошь Костылеву да на пустошь Прокофьеву на двацать на две чети, по денге на четь. Итого три алтына четыре денги. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

2) Грамота патриарха Филофея новгородскому епископу Моисею о том, чтобы он оказывал каноническое повиновение новопоставленному митрополиту киевскому и всея Руси Алексию Июль 1354 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 347–349; РИБ. Т.6, С. 51–60 (русск. и греч. яз.) 3) Его же грамота к новгородскому епископу Моисею о том, чтобы он признавал законным митрополитом киевским и всея Руси Алексия, а не Феодорита Июль 1354 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 350–351; РИБ. Т.6, С. 59–64 (русск. и греч. яз.) 4) Определение патриаршего собора о перенесении кафедры русской митрополии из Киева во Владимир Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 351–353; РИБ. Т.6, С. 63–70 (русск. и греч. яз.) 5) Грамота (неопубликованная) патриарха Филофея о присоединении литовской митрополии к киевской После 08.10.1364 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 525–527; РИБ. Т.6, С. 91–98 (русск. и греч. яз.) 6) Грамота патриарха Филофея к Великому Князю Димитрию Ивановичу, похвальная за добрые отношения к церкви, с известием о грамотах, посланных другим князьям и митрополиту Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 516–518; РИБ. Т.6, С. 97–104 (русск. и греч. яз.) 7) Его же грамота к митрополиту Алексию, похвальная за добрые отношения к патриаршему престолу Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 518–520; РИБ. Т.6, С. 103–110 (русск. и греч. яз.) 8) Его же грамота к русским князьям с увещаниями повиноваться митрополиту Июнь 1370 Издано: Miklosich M., Muller L. Acta patriarchatus Constantinopolitani. Wien, 1860–1862, P. 520–522; РИБ. Т.6, С. 109–114 (русск. и греч. яз.) 9) Его же грамота к новгородскому епископу (Алексию) о том, чтобы он сложил с себя крестчатую фелонь и оказывал повиновение митрополиту Алексию и великому князю Димитрию

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

рукописные строчная и прописная буквы -. Др. юго-западнорус. скорописный вариант XVII в.- - послужил основой для совр. начертания строчной буквы в курсиве - д . В серб. канцелярских почерках («ранняя скоропись») 2-й пол. XIII в. появляется начертание Д в форме совр. заглавной печатной А с перекладиной на уровне строки и с левой стороной, продолжающейся вверх после образования угла с правой (грамота короля Драгутина общине Дубровника, ранее 1282). Практически современны ему варианты с укороченной правой ножкой (Г, увенчанное треугольником) в грамотах королевы Елены Дубровнику (1289) и короля Милутина жупану Твртко (после 1289). Не позднее нач. XIV в. в серб. документах встречается начертание буквы в форме строчного Р с наклоном влево, практически без правой ножки (грамота кор. Милутина Дубровнику от 14 сент. 1302) и вариант в форме «клещей» (его же грамота семейству Жаретичей, 1319). В сер. XIV в. известны варианты в форме лат. прописного R (выходная запись писца Иерусалимского устава, 1357-1371 гг.- Прага, Народный музей. IX Н 23) и строчного курсивного k (грамота кор. Стефана Душана рус. Пантелеимонову мон-рю на Афоне от 12 июня 1349). В боснийских канцелярских почерках с кон. XIV в. встречается вариант в форме большого Ь (грамота кн. Павла Радиновича Дубровнику, 1397), а неск. позже - в виде цифры 9 с длинным хвостом под строкой (грамота воеводы Сандаля Хранича Дубровнику, 1419). В памятниках серб. деловой письменности XV-XVII вв. (в особенности в документах слав. канцелярии османских султанов) известны начертания буквы практически без левой ножки, в форме курсивной греч. «альфы» с крючком внизу (грамота боснийского кор. Стефана Томашевича Дубровнику, 1461; письмо султанши Марии (Мары) Бранкович дубровницкой общине, 1470-1487). Серб. печатные каллиграфические руководства XVIII в. ( Орфелин З. Каллиграфия. Сремски Карловци, 1759, 1776) рекомендовали курсивные начертания строчной буквы (наряду с восходящим к полууставному) в форме лат. строчного q, цифры 9 и начертание, близкое к современному.

http://pravenc.ru/text/168466.html

Синодальная грамота Мефодия патриарха Константинопольского, от июля 1667 г. Κανονικν δκ. стр. 36–40. 56 Из второй, синодальной грамоты патриарха Нектария (от июля 1668 г.) мы видим, что архиепископ Анания был тогда в Валахии, куда писал ему и сам патриарх. Κανονικν δκ. стр. 32. 61 Грамота Иакова патриарха Константинопольского от 1687 года. Κανονικν δκαιον. стр. 69. Не можем не заметить в этом случае непримиримого противоречия в наших документах. Тогда как грамота патриарха Иакова говорит, что Анания, в следствие ходатайства синайских отцов, после низложения удостоен прощения и снова некоторое время был епископом-игуменом синайской горы, позднейшая грамота патриарха константинопольского же Каллиника от 1691 года свидетельствует, что Анания подал отречение прежде чем последовало соборное низложение (Κανον. δκ. стр. 97). Вероятнее справедливость первого свидетельства, как ближайшего по времени к рассказываемому событию. 62 Синодальная грамота Мефодия, патриарха константинопольского от января 1671 г. Κανονικν δκαιον стр. 48–54. 65 Συμφωνα τν σιναιτν πατρων μετ το ποψηφου ρχιεπισκπου ωαννικου. Κανονικν δκαιον, стр. 55–58. 67 Синодальная грамота, которою утверждено соглашение синайских отцов с архиепископом Иоанникием. Там же, стр. 63–66. 68 «Исповедание веры, которое дают архиепископы Синайские при хиротонии их по чину православной церкви». Там же стр. 61–62. 71 С 1622 по 1700 г. в течение 77 лет было 48 перемен патриархов; а с 1657 по 1694 г. в течение 37 лет сменено было 23 патриарха. См. «Исторический список константинопольских патриархов Захарии Мафа» по переводу Христианского Чтения 1862 г., стр. 775–781. 72 В первый раз с 1672 по 1673 г., во второй раз с 1676 по 1679 г., в третий – с 1682 по 1684 г., в четвертый раз патриаршествовал два месяца в 1686 г. в пятый раз семь месяцев в 1693 г. См. там же. 75 Синодальная грамота Каллиника, патр. константинопольского от 1688 г. Κανον. δκ., стр. 84. См. его же грамоты от 1691 г. Καν. δκ., стр. 98. Архимандрит Порфирий во «Втором путешествии» проводит текст этой грамоты, но только в извлечении, представляет лишь то, что говорится о синайском подворье, стр. 305. В Κανονικν δκαιον грамоты Дионисия не приведено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грамота блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Иванъна Васильевича всеа Росии, за приписью дьяка Ивана Каблукова, 7065-го году на монастырскую мельницу на Захаровку, что под Красным селом на реке на Рпени. Грамота блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Росии жалованная, за при (Л. 83) писью дьяка Ивана Болотникова, на монастырския вотчины: на село Сокурово, Нераж тожь, и на Вальковския деревни, и на сельцо Семязино, и на полсельца Тельмечеева, и на деревню Нежетино 122-го году. Грамота великого государя царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Росии, за приписью дьяка Ивана Болотникова, — судить на Москве в приказе Большаго дворца на три срока — 122-го году. Грамота великого государя царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Росии (Л. 83 об.) жалованная , за приписью дьяка Прокофья Пахирева, на вотчину Успенского девича монастыря, что переписаны прежние грамоты государя царя и великого князя Иванна Васильевича всеа Росии: Володимерского уезду Жегаловския волости на село Сокурово, Нераж тожь, з деревнями и с починками, да Боголюбовского и Опольского станов на деревни Вальковския, что было за князем Дмитрием Федоровичем Бельским, на деревню Городок з деревнями, да на деревню Филяндино з деревнями и на рыбные ловли, и на деревню Нежетино, да на половину сельца Тельмечеева, да на сельцо Семязино, (Л. 84) да пот Красным селом на мельницу Захаровку 131-го году. Грамота государя царя и великого князя Михайла Федоровича всеа Русии, за приписью дьяка Герасима Мартемьянова, 138-го году — крестьян Проньки да Ивашка Курбатовых из-за Успенского девича монастыря в государево дворцовое село Спаское вывозить не велено. Ево жь, великого государя, грамота, за приписью дьяка Григорья Нечаева, 150-го году монастырским сторожем и крестьяном оберегальная от всяких людей и от ямъщиков. (Л. 84 об.) Грамота великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца из приказу Сыскных дел, за приписью дьяка Богдана Обобурова, 158-го году на монастырской огород, что в Володимере в осыпи городовой подле слоботки Вознесенского девича монастыря, к Лыбеди идучи. И тое грамоты нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Я начну с грамоты, которая найдена вчера. Это единственная целая новгородская грамота этого года. Что, впрочем, очень логично: у нас четыре грамоты, средний процент целых грамот в Новгороде 25%, и именно такое соотношение и осуществилось в лице этой единственной целой грамоты. Часто бывает, что целые грамоты не очень велики по размеру. Если грамота была крохотная с самого начала, то несколько больше шансов, что ее никто не разорвет, половина ее не сгорит, ее не отдавит копытом лошади и так далее. Поэтому наша целая грамота этого года невелика. Это такой квадратик примерно 5 на 5 сантиметров, и вот какой там текст: 1067 щен Немного! Ну, что вы скажете? (Из зала) — Привет Онфиму! (Ряд других голосов предлагают деление на слова и перевод) Ну, конечно же, тут такое деление на слова:  щен «Я — щенок». Сверху этого квадратика есть дырочки для привязывания.  (Смех, аплодисменты) . Что такие вещи были новгородским писателям на бересте не чужды, говорит грамота 199 , принадлежащая Онфиму, — так что вы совершенно правы, это привет от Онфима, — который, нарисовав зверя (я уж не буду воспроизводить, как он это сделал), написал над этим зверем такую надпись: звере «Я — зверь». Теперь у нас уже вторая такая грамота: этот щеночек, значит, решил нам объявить, кто он такой. На самом деле в грамоте есть еще три буквы: в верхнем ряду написано несколько неаккуратно зо «я». Видимо, сначала он решил написать полностью з , а потом бросил первое слово и написал просто щен . Вот это наша первая грамота, такой сюрприз, имеющий на данный момент стаж один день существования. Дальше перехожу к грамотам по порядку. Поскольку, как я уже сказал, все остальные  грамоты фрагментарны, разбирать их с такой подробностью, как потом мы будем разбирать вологодскую грамоту, я не буду, а укажу наиболее интересные для нас моменты даже в этих фрагментах. Вот 1064 — первая находка в этом году. Это грамота XIII века, найденная на 15-м Троицком раскопе. Три разных раскопа действовало в этом году в Новгороде: 15-й Троицкий, 16-й Троицкий и Косьмодемьянский. На них найдено всего четыре грамоты, в основном, потому что раскопки велись выше тех слоев, где мы ожидаем настоящее скопление грамот.

http://pravmir.ru/zaliznyak/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010