з десятильники и заещики и со всеми пошлинники за петровской и за рождественской корме и за зборную куницу, а платить ту дань в Торжку и за тех попов и за дьякона владычню десятильнику или заещику Константиновского села прикащику, а записного и смотренного с той данью нести архиепискупу Новгородскому и Псковскому те мои попы с тяглыми....... а наместники и десятильники и заещики и все пошленники к тем попам и дьякону не доезжают и не высылают ни почто ни пошлин своих за них ни которых ни емлют: ни осеньнаго, ни зимняго уезду десятильничья, ни довотчиновы пошлины, ни зборные ни благословенные куницы, ни пищие, ни дьячие, ни зазывные пошлины, а наместники и десятильники архиепискупли и мои прикащик Константиновскаго села тех попов и дьякона ни судить ни в чем, а в духовных делах судить тех моих попов сам Архиепископ, а кому будет до тех попов каково дело, опричь духовнаго дела, и ино их сужу аз князь великий или мои дворецкои тверской, а приедет от кого по тех моих попов мои великаго князя пристав дворцовои или архиепискупль Новгородскаго пристава в духовном деле и они им пишут два срока в году: зимою в тоиже день по крещеньи христове, а в лете в тоиже день по петрове дни; а от поруки у них не емлют ничево, опричь тех двух сроков иных сроков на них сильно не наметывает, а кто на них накинет срок не по их грамоты жалованные, и аз им к тем срокам ездить не велел, а кто на них возмет безсудною грамоту не на те их сроки, и та безсудная не безсудною; а от знамен....... Милосердный Государь Царь и великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец пожалуй нас холопей своих и сирот, вели Государь те пустоша справить на церковь Божию, а в погосте, что Ты Государь укажешь, чтобы нам холопям Твоим и сиротам не помереть без покаяния, а у Твоего Государева богомоления у церкви Божия без пения не быть. Царь Государь смилуйся, пожалуй!» 4-й. Челобитная к Иоанну и Петру Алексеевичам Архимандрита Тарасия, Иегуменьи Параскевы и других «Царем Государем и Великим Князем Иоанну Алексеевич у и Петру Алексеевичу всея великия и малые и белыя России Самодержцем бьют челом богомольцы Ваши из Торжку Борисоглебскаго монастыря Архимандрит Тарасий с братиею, да Воскресенскаго девича монастыря Иегуменья Параскевья с сестрами, да холопи ваши Бориска Ермолаев сын Свечин, Сенька, Ивашка, Фетька Андреевы детишки, да Афонька Герасимов сын, да Якушка Алексеев сын Шишковы, да Фетька Миронов сын Сумин, Федосейка Иовлев сын Негоновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Выводы 1. Наименования являются памятниками истории и должны охраняться. 2. Первоначальные наименования открытых ГЭСЛО земель, в отличие от современных названий, отвечали и отвечают сегодня государственным интересам России. 3. Возвращение первоначальных наименований будет соответствовать решениям РПЦ и Президиума Верховного Суда РФ в отношении царя Николая ll и его семьи, и станут для народа России долгожданным знаком покаяния и исправления допущенных в прошлом ошибок. 4. Это также восстановит попранное право первооткрывателей назвать открытый ими объект по своему усмотрению, и станет отданием последнего долга участникам экспедиции Б.А.Вилькицкого. Учитывая вышеизложенное, предлагаем: 1. отменить Постановление ВЦИК N186 от 1926 года, как не выполненное, и не соответствующее интересам России. 2. наименовать группу островов в Северном Ледовитом океане: «Цесаревича Алексея», «Старокадомского», «Октябрьской Революции», «Большевик», «Комсомолец», «Пионер» и «остров Шмидта»- «архипелаг «Земля Николая Второго». В этом случае: 1. Будут возвращены первоначальные исторические наименования острову Цесаревича Алексея и архипелагу; при этом, однако, наименование последнего, в соответствии с требованием ст 7 п.2 Закона РФ от 18.12.1997 П152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», должно быть сокращено до трех слов: «Земля Николая Второго». 2. Будет устранена неразбериха в составе архипелага. 3. Будут восстановлены попранные права первооткрывателей. Возвращение исторических наименований было бы делом справедливым и соответствующим духовным, культурным, экономическим и военным интересам России. Возможные возражения и ответы на них. - Николай Романов был плохим царём. Но преступником он не был. Расстрелян без суда, Президиумом Верховного суда РФ признан невиновным. - Возвращение имени царя на карты может привести к расколу общества на «белых» и «красных». «Красные» в первую очередь должны быть за возвращение названия, чтобы искупить свою вину за безсудный расстрел царя и невинной его семьи! Кроме того, при возвращении архипелагу его первоначального наименования, в соответствии с Законом РФ П152-ФЗ, слово «Императора» скорее всего будет из него исключено.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/07/...

17 . Этнографические рисунки Тамбовской и Воронежской губерний, писанные с натуры г. С. Павловым. (День. 1865 г. 31 и 32). 18 . О городах на Руси до Монголов. (Журн. Мин. Народн. Прос.) 19 . О языке договоров Олега и Игоря. (Извес. Акад. Наук) 20 . Святые мужи. (Альман. при Москвит.). 21 . Биография вел. кн. Михаила Всеволодовича. (Киевлянин). 22 . О географических сведениях в древней России. (Зап. Рус. Геогр. Общ.). 23 . О северном береге Черного моря и прилежащих к нему степях до водворения в этом крае Монголов. (Зап. Одес. Общ. Истор. и Древн.) 24 . Били ли на Руси монету до XIV столетия? (Записки Рус. Археол. Общ.). 25 . История Москвы как города. (Москвит.). 26 . Несколько слов по поводу статьи Грановскаго «О родовом быте у древних Германцев”. (Москвитянин, 1855 г. 12). 27 . Церковь св. Иоанна Златоустог о в Переяславле Залессом. (Москвит. 1855 г. 12). 28 . Полоцкая православная церковь до Брестской унии. (Правосл. Обоз. 1870 г. 1–2). 29 . Построена ли Русская церковь в Ташкенте (День. 1865 г. 47 и 48). 30 . Несколько слов Боклю с братиею. (День. 1765 г. 45 и 46). 31 . Новгород Великий до Рюрика. (Зритель. 1862 г. 2). 32 . О суде наместничьем на Руси в старину. (Юрид. журн. изд. Садмановым, 1861 г. 7 и 8). 33 . О судных списках, безсудных и правых грамотах. (Ар. Истор. Юрид. Сввд. Калач. 1854 г.). 34 . Даниил Митрополит Московский и всея России. (Изв. Ак. Наук. 1856 г.). 35 . Рассказы из Русской истории от смерти царя Ивана Васильевича до смерти Петра Великаго, (Народн. чтен.). 36 . Исследования о степенях рабства в России. (Ар. Ист. Юр. Св. 1859 г.). 37 . Земские соборы на Руси. (Речь читан. 12 января 1867 г. на торжественном акте Москов. Универ.). 38 . Объяснение судных списков, докладных правых грамот и безсудных. (Ар. Ист. Юр. свед. Калач. 1855 г.). 39 . О русском войске в царствование Михаила Феодоровича и после его до преобразований, сделанных Петром Великим. 40 . О наследстве без завещания по древним русским законам до уложения царя Алексея Михайловича. 1858.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/i...

А коли будет до игумена Алимпея с братьею и до их слуг монастырских и до крестьян каково дело городскому человеку или становому и волостному, и игумена Алимпея с братьею и их слуг и крестьян от городских людей и от становых или волостных или от ково нибудь дает на поруку в исцовых искех даной пристав; а будет до ково дело игумену Алимпею с братьею и их монастырским слугам и сельским до городсково человека или до станового, или до волостного, или до ково нибуди; ино их дает на поруки и срок чинит тот же даной пристав; а опричь того данаго пристава наши недельщики по игумена с братьею и по их слуг и по крестьян, и от игумена с братьею и от слуг и от крестьян по городецких людей и по становых и по волостных, или по ково нибудь не ездят и на поруки не дают, а игумену с братьею и их людям и крестьянам и сельским и Вологодским и Белозерским даной пристав пишет в году три сроки становиться им к суду на Москве на Рождество Христово, на Троицын день на Семен день (1 число сентября) летопроводца; и хто по них приедет Наш пристав, а опричь тово даново пристава, да учнет их давати на поруки и срочную на них накинет сильно мимо тех трех сроков, и Мы им к тем срокам ездити не велели, а хотя хто на них и безсудную граммату возмет не по тем срокам, и та безсудная не в безсудную, а пристав и езду лишен. Также есмя их пожаловал: что их деревни и вотчины и пустоши в Вологодском и в Ярославском уезде, деревни и починки и селища, да в Пошехонском, да в Костромском уездех их же деревни монастырские, и хто у них в тех деревнях и в починках и на пустошах и на селищах учнет жити, людей их монастырских и крестьян, и наш и наместницы Вологодские, и Белоезерские, и Пошехонские, и Волостели Костромские и Ярославские и их тиуны тех их монастырских людей и крестьян не судят ни в чем опричь душегубства и разбоя с поличным, и кормов своих у них не емлют и не всылают к ним ни по что, и проведчики поборов своих у них не емлют же и не въезжают к ним ни во что; а ведают и судят тех своих слуг и крестьян игумен сам во всем или кому прикажут; а случится суд смесной тем их монастырским людям и крестьянам с городскими или с волостными людьми, и Наши Наместницы и волостели и их тиуны судят, а игумен с братьею или их прикащик с нимиж судит, а прав ли будет или виноват монастырской человек или крестьянин, и он в правде и в вине Игумену с братьею или прикащику; а Наместницы Наши и волостели и тиуны их в монастырскаго человека ни в крестьянина не вступаются ни в праваго, ни в виноватаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А кто на котором Игумене и на Попе и на Диаконе взыщет бою и грабежу и учнут в том просити поля и целования без довода, и наш Наместник тем Игуменом и Попом и Диаконом у поля и у целования ставитися не велит, а велит обоих исцов давати на поруку, да срок чинити перед меня Архиепископа в Великий Новгород, да и суда своего список тех обоих исцов присылает ко мне к Архиепископу к докладу, а поля и целования до моего докладу Игуменом и Попом и Диаконом не присужает. Также есми пожаловал Старость шти Соборских и Игуменов и Священноиноков и Священников и Диаконов, случится которому суд смесной с черными людми перед Великаго Князя Наместники, и перед нашим Наместником, и Наместники Великаго Князя и наш Наместник емлют с них пошлины одни по Государеву Великаго Князя Указу, да теми пошлинами Великаго Князя Наместники Псковские с нашим Наместником делятца по половинам по Государеву Великаго Князя жалованной грамоте, а в двое на них с общаго суда пошлин не емлют. Да наши дей ходцы, когаорые нашему Наместнику дани, дают Игуменов и Священников и Диаконов на поруку, да емлют у них от поруки не померно, и наш Наместник того бережет накрепко, чтоб от поруки не имали ничего у них, а пошлину нашу емлют с них пересуды и хоженое по Судебнику и от писма по старине, как прежде сего было. Да били мне челом Игумены и Священноиноки и Священники и Диаконы Пригородские и Сельские, а сказывают что по них ездять наши ходцы с приставными, а в приставной выши две или три; да едут и от поруки емлют денги многие, да и от печати емлют на исцех по десяти денег по Ноугородскую и от писма емлют много; и яже пожаловал Пригородских и Сельских Игуменов и Священноиноков и Священииков и Диконов от печати и от писма исцом не давати, а давати от печати и от писма ходцом свои денги, а писати в приставную вытей двадцать или полтретьятцать, а от поруки им не имати ничего, а езду имати нашим ходцом, как мои неделщики емлют Новгородские повытно, сколько в которой в приставной будет вытей на версту по денги по Московской, а на правду в двое, а в городе хоженого имати нашим ходцом по денги по Новгородской, а от поруки не емлют ничего; да тех же дей Игуменов и Священноиноков и Священников и Диаконов Пригородских и Селских дают наши ходцы на поруки от ябедников и срочные на них наметывают, да тех ябедников к сроку не ставят, а велят на них правыя грамоты и безсудныя имати, а они их отнюдь не знают.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А посылают их по их нашего данного пристава, которой им дан, ходит от них и по них, и тот им данной пристав чинит по сей нашей государской жаловалной грамоте в году три сроки на Рожество Христово да на Троицын день, да на Семен день Летопроводца, а опричь тех наших указных трех сроков, на иные сроки их не судит и сроков не по тем нашим указным сроком и мы им к тем сроком ездити не велели. А хто на них возмет безсудную или правую не по тем их сроком, и та безсудная не в безсудную и правая не в правую, а пристав езду лишен. А в духовных делех игумена Елиазара з братьею судит богомолец наш, митрополит Новгородцкий и Великолуцкий, по священным правилом и по Соборному уложению, а опричь духовных дел, десятинников к ним не посылать, в иных ни в которых делех их не судить и обид им никоторых не чинить. (Л. 7) А случитца у них на монастырской земле душегубство или татба или хто подкинет убитым человеком, а доищутся душегубца, и они дают наместником веры 2 рубли со всеми пошлинами. А учинитца у них душегубство без хитрости: ково громом или древом убьетили з древа, или с хоромины убьется, или от своих рук утеряется, или иною какою не хитростию смертию умрет, и игумену з братьею и их слугам и крестьяном в том веры и продажи нет, а тиуну смотренного одна гривна. Также есмя игумена з братьею пожаловали. Купити им по росписи на год на церковной и на монастырской обиход на свечи воску и ладану и вина церковного и на братью, и на слуг, и на служебников на платье сукон всяких и шуб, и овчин, и холстов, и кож на обуви на 20 рублев да лошадей и коров на 30 рублев, и обоего купити им на 50 рублев. Да которово году в монастыре хлеба не родитца, и им про монастырской обиход купити хлеба (Л. 7 об.) 104 чети ржи, 50 чети овса да 200 пуд соли. А купити хлеб и соль в год одинова, как цена подымет. И по городом бояром нашим и воеводам, и дьяком, и приказным людям, и таможенником, и целовалником, и по мытом мытчиком, и по рекам перевощиком, и всяким пошлинником с того их покупного запасу с воску и с ладану, и з хлеба, и з соли тамги, и мыта, и явки и весчего, и перевозов, и померново, и иных никоторых пошлин не имать.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Да наши деи ходцы, которые нашему наместнику дани емлют дают игуменов и священников и диаконов на поруку, да емлют у них от поруки непомерно, и наш наместник того бережет накрепко, чтоб от поруки не имели ничего у них, а пошлину нашу емлют с них пересуды и хоженое по Судебнику и от писма по старине, как пмрежде сего было. Да били мне челом игумены и священноиноки и священники и диаконы пригородские и сельские, а сказывают, что по них ездят наши ходцы с приставными, а в приставной выти две или три, да едут и от поруки емлют денги многие, да и от печати емлют на исцех по десяти денег по Неугородскую и от писма емлют много. И я же пожаловал пригородских и сельских игуменов и священноиноков и священников и диаконов от печати и от писма исцем не давати, а давати от печати и от писма ходцом, свои денги, а писати в приставную вытей двадцать или полтретьятцать, а от поруки им не имати ничего, а езду имати нашим ходцом, как мои недельщики емлют Новгородские повытно, сколько в которой в приставной БУДЕТ Вытей на версту по денги по Московской, а на правду в двое, а в городе хоженого имати нашим ходцом по денги по новгородской, а от поруки не емлют ничего. Да тех же деи игуменов и священноиноков и священников и законов пригородских и селских дают наши ходцы; на поруки от ябедников и срочные на них наметывают, да тех ябедников к сроку не ставят, а велят на них правыя грамоты и безсудныя имати, а они их отнюд не знают. И аз того приказал наместнику своему беречь накрепко, кто память учнет давать на пригородских и на селских игуменов и на священноиноков и на священников и диаконов, и аэ велел тех памятей досматривать своему наместнику, да тех исцов велел на поруку давать, чтоб те исцы к сроком ставилися к иску за срочными. Да били челом те до игумены и священноиноки и священники и диаконы, что приходят к нашему наместнику на доклад о какове деле без пристава, и наш деи наместник те доклады их ставит в суд и приставом велит приступитися и пошлины с них емлет. И аз впред наместнику своему тое силы чинить не велел, кто с которым о какове деле придет перед нашего наместника о докладе, наместник наш по их докладу и по делу укажет, а пошлин не емлет никаких, и приставов не дает.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

по естеству вся воды творит возмущенный 848 . Даже наводнению великому быти. окрест поля сущая с плоды их топити. Подобне ропотницы ум 849 си 850 возмущают 851 , егда обличения камень усмотряют 852 . Роса Тиху воздуху сущу, роса низпадает, а егда бурен аер, она не бывает. Христос – Роса небесна, тем же низпустися, егда во всей вселенней тишина явися. Рота или клятва Кто ротитися часто навыкает, безсудным словом Бога огорчает 853 . Налогом в клятву лживую приходит, неверство себе у сверстников родит. 2 Рота есть чинна, аще со правдою, с 854 разсуждением, купно с истинною. Едино от сих аще ся лишает, рота падает. Ругание Иже ся обещает грехов не творити. а по мале дерзает к ним ся возвратити, Непоругаемому Богу ся ругает. за что его в геенне вечна мука чает. Рук воздеяние Елма нам на молитве руки воздвизати горе, что знамением сим хощем являти? Винныя ны являем связания быти, яко не бояхомся 855 пред Богом грешити. Сипе смиряющеся. молим щедра Бога, да нам согрешения оставит премнога. Он бо кающыяся обыче прощати. яко не хотяй смерти, но живот нам дати 856 2 Кто милостиню нищым обыче даяти, к тому они руки си тщатся протязати. Мы нищии, с небесе милостыни 857 чаем, тем же к небеси руки нашя воздвизаем. 3 Руки к небеси того ради воздвизаем, сердце с молбы пожренно Господу являем. 4 Елма креста образно руки воздеваем, Распятаго заслуги Богу поминаем, Да тех ради услышит наше моление. грехи оставив, подаст душам спасение. Рука Божия Тяжко бе древле в руки Божия впадати, тем Христос, рождься 858 , дал я пелены 859 связати, Да нескоро 860 с казнию оны простирает, всяк грешник приступити к Нему да дерзает. Руно Гедеоново руно прежде оросися, а вся земля без росы суха оставися. Потом земля росою окропленна 861 бяше, руно же влаги тоя кроме пребываше. Тако прежде Израиль Христом приглашенный 862 к благодати, язык же бе род оставленный 863 . А послежде языцы 864 приглашени бяху апостолми, жиди же без тоя остаху. Тем же. яко без росы трава, изсушени имуть быти, в снедь 865 огню адску повержени 866

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Слышав же се князь Борисъ Васильевичь, посла ко князю Андрю Васильевичю Углетцкому, брату своему болшому, жалуяся на великого князя: что какову силу чинить надъ ними, что неволно кому отъхати къ нимъ. Они ему молчали, князь Юрье умеръ, братъ ихъ старйший, 952 и князю великому вся отчина его досталося, а им подла не далъ ис тое отчины. Новгородъ Великый взяли съ нимъ, ему ся все подостало, а имъ жеребья изъ него не далъ. А нынеча и зд силу чинить: кто отъдет отъ него къ нимъ, и тхъ безсудно емлет, уже ни за бояре почелъ братью свою. А духовные отца своего забылъ, какъ ни писалъ, по чему имъ жити, ни докончаниа, что на чемъ кончали после отца своего. И здумавше межи себя, пометавше городы своя, и събрашеся съ всми людьми, и поидоша къ Литовскому рубежу. 953 Князь великый, слыша, много нелюбие подрьжа на матерь, мнвъ, яко та здума братье его отъ него отступити, понеже князя Андря вельми любяше. 954 И послаша къ нимъ въ Лукы въ Великые. В лто 6989 . [Поход хана Ахмата на Русь.] И ужасъ наиде на нь, и въсхот бежати отъ брега, 955 а свою великую княгиню Римлянку и казну съ нею посла на Белоозеро. А мати же его великая княгиня не захот бежати, но изволи въ осад седти. А съ нею и съ казною послалъ Василья Борисовича, и Андря Михайловича Плещева, и диака Василья Долматова, 956 а мысля: будеть Божие разгнвание, царь перелзеть на сю страну Окы и Москву возметь, и имъ бежати и къ Окияну морю. А на Москв остави князя Ивана Юрьевича да диака Василья Мамырева. 957 Князь же великый совтниковъ своихъ слушаше, Ивана Васильевича Ощры, боярина своего, да Григорьа Ондревича Мамона, 958 иже матерь его князь Иванъ Андревичь Можайской за волшество сжегъ. 959 Т же бяху бояре богати князю великому, не думаючи противъ татаръ за крестьянство стояти и битися, думаючи бжати прочь, а хрестьянстьво выдати, мня тм без року смерть бьющимся на бою и помышляюще богатество много, и жену, и дти. 960 Тмъ же збысться реченное апостолом Павлом сице, якоже: «Никтоже воинъ бывая, обязаяся куплями житийскыми, воевод угоденъ бываетъ, Аще стражеть кто, не внчается, аще незаконн, мученъ будеть». 961 Т же бояре глаголаху великому князю, ужасъ накладываючи, въспоминаючи, еже подъ Суздалемъ бой отца его с татары, како его поимаша татарове и биша, тако же егда Тахтамышь приходилъ, а князь великый Дмитрей Ивановичь бежалъ на Кострому, а не бился съ царемъ. 962 Князь же великый повинуяся ихъ мысли и дум, оставя всю силу у Окы на берез, а городокъ Коширу самъ велл зжечи, и побежа на Москву. 963 А князя великого Ивана Ивановича тамъ же остави у Окы, а у него остави князя Данила Холмъского, 964 а приказа ему, какъ придеть на Москву и пришлеть к нему, инъ бы съ сыномъ часу того прихалъ къ нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слышавше, дивляхуся вси вернии благодушию твоему, исповедниче, темницу бо, в нюже затворен бысть, прибежище благое от поветрия обновленческаго нарицал еси. Имея же тамо соузников немало, вкупе с тобою за веру Христову страждущих, веселился еси о Господе со единомысленники твоими, вся святыя земли Русския молитвенно воспевая. Мы же ти, достойный образ нам злострадания явльшу, приносим таковая: Радуйся, темницу молитвенным сиянием озаривый; радуйся, и во вратех смертных Жизнодавцу хвалу возсылавый. Радуйся, страждущих истины ради милосердый утешителю; радуйся, и безбожников заточенных человеколюбный питателю. Радуйся, скорбьми от любве Божия не разлученный; радуйся, в терпении твоем от Господа укрепленный. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и молитвы наставниче. Кондак 5 Богохранимаго избранника помышляем тя, друже Христов Афанасие, зане на брезе Онежскаго езера в темнице нарочито учиненной, да бы заточенныя тамо смерти удобно предати, мнози спленницы твои нуждне от мучителей кончину прияша, тебе же, трие месяцы день и нощь убиением безсудным угрожаема бывша, избави Господь Многомилостивый, Емуже благодарно воззвал еси: Аллилуиа. Икос 5 Видя всегда очима сердца твоего, духоносне Афанасие, коликими ранами и труды стяжаша отцы святии истинное по Бозе житие, досады и укоризны многая претерпевал еси, гонителей твоих, яко заповеда Христос, благословляя. Обременен же быв горькими работами, во узилищи, аки вторый Иоанн Дамаскин, вся места нечистая рукама твоима безропотне омывал еси. Неизреченнаго ради смирения твоего приносим ти похвальная сия: Радуйся, кротости пречудныя образе; радуйся, блаженнейшаго послушания сыне. Радуйся, от нечестивых уничижение в честь себе вменивый; радуйся, обидящим тебе вседушно погрешения простивый. Радуйся, враждебников твоих возлюбителю нелицемерный; радуйся, ненавидящим тебе благодетелю усердный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010