Також есми их пожаловал. Кому будет до их попов и дьяконов, и до людей, и крестьян каково дело, и тот по них пошлет моего, царева и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, данова пристава одново, которой им дан, и он им пишет (Л. 21) один срок в году Рожество Христово, а опричь того сроку иных сроков на них не наметывают. А хто опричь даново пристава дасть на поруку и срок на них накинет сильно не по тому их сроку, и яз им к тому сроку ездити не велел. А хто на них безсудную возмет, и та безсудная не в безсудную, а пристав езду лишен, опричь лихих людей, татей и разбойников. И на которых будет людей взговорят в татбе или в разбое, и по тех людей пошлю яз, царь и великий князь Василей Иванович всеа Русии или мой дворецкой Болшого дворца, а боярские люди и иные хто ни буди к монастырским попом и людям, и крестьяном на пиры незваны и на братчины не ходят. А хто к ним на пиры и на братчины придет не зван пити, и оне того вышлют вон безпенно. А не пойдет вон и учнет питии силно, а учинитца у них какова гибель, и тому та гибель платить вдвое без суда и без исправы . Також есми их пожаловал. Своих царевых и великого князя Василья Ивановича всеа Русии кормов и посолских кормов имати на них не велел и на ям ямщиком и всяких гонцов, где ни буди, у их слуг и у попов, и у дьяконов, и их людей и у крестьян подвод и проводников не имать. А хто у них возмет через сю мою грамоту, и тому от меня, царя и великого князя Василья Ивановича всеа Русии, быти в казне и в продаже. Также у них наши князи и бояре и воеводы ратные и посланники и ездоки в их вотчине в починках и в деревенке, и в слоботке ни у кого силно не ставятца, ни у кого кормов ни проводников не емлют. Также есми их пожаловал. Что в их монастыре у храмех служить учнут попов и дьяконов, и те их попы и дьяконы архиепископу Новгородскому дани ни иных никоторых пошлин не дают, и десятинники и заезщики к ним не въезжают ни по что. Также есми их пожаловал, не велел на их крестьянех своих царевых и великого князя Василья Ивановича всеаРусииповозов и сен не косити и не возити и из домниц горнового не имати и иных никоторых дел не розметывати.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Того же лта заложи князь великый церковь камену Иоана Златауста на посаде. В лто 6987 . здилъ князь великый в Новгородъ Великый и поималъ владыку Новугородцкого, 944 и посади на Москв у Михаилова Чюда в манастыр. И седлъ пол 3 лта, и ту преставися. И много же им пыташе, и написаниа не обрте о священии церкви, что посолонь ли ходити, или не посолонь. Речей же много: овии по митрополите глаголаху архимандриты и игумены, иной рече: «Въ Святей гор виделъ, что так же свящали церковь , а со кресты против солнца ходили». И много о том спору чини князь великый, Генадиа призва архимандрита и владыку ростовскаго Васиана на споръ. 945 Митрополитъ свидтельство приводя: егда престолъ диаконъ кадит въ олтар, на правую руку ходит съ кадиломъ. А они свидтельства никоего ни приношаху, но глаголаху: «Солнце праведное, Христосъ, на ада наступи, и смерть связа, и души свободи, 946 и того ради, – рече, – исходять на Пасху, то же прообразують на утрени». И много спирашася, не обретоша истинны. Того же лта родися великому князю сынъ Гаврило, мсяца марта 26, и нарекоша имя ему Василей Парийский. 947 Въ лто 6988 . Того же лта сведе князь великый намстника с Лукъ с Великых изъ Новугородцкого съ Литовского рубежа, и биша челомъ князю великому лучане на него о продаже и о обиде. А намстникъ тамъ былъ князь Иванъ Володимировичь Оболенской Лыко. Князь же великый суди его съ ними: иное же на немъ дотягалися, и онъ оборотню въ продажехъ платилъ, а иное князь великый безсудно веллъ платити имъ, потому же много жалобъ лучане учиниша. Иное по правд, а иное и клепали его: гд мало взялъ, а они о мноз жалобу положили, а надючися на великого князя, что имъ потакиваеть. 948 Князь же Иванъ Володимировичь Лыко не мога того терпти, да отъхалъ отъ великого князя къ брату его къ князю Борису на Волокъ Ламскый. Князь же великый посла Юрья Шестака, 949 веллъ его поимати середь двора у князя Бориса на Волоце. И князь Борисъда отнялъ его у него сильно. И князь великый послалъ къ нему Андря Михаиловича Плещева, 950 чтобъ его выдалъ ему головою, князь же Борисъ не выдастъ его, но рече ему: «Кому до него дло, ино на него суд да и справа». И князь великый халъ въ Новгородъ, коли владыку поималъ, и посла из Новагорода грамоту въ Боровеск къ намстнику къ Василью къ Федоровичю Образцу, 951 и повел тайно изымати князя Ивана Лыка, гд его надеть. Села же б его въ Боровц. Тамо же князь великый въ Новгороде, и Василей изъха князя Ивана въ его сел в Боровц, и таемъ объхавъ, поима его, и окова, и на Москву привезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь и государь князь велики пожаловал прислал, успенские милостинные деньги 29 рублев 5 алтын 2 деньги с Кузмою с Офонасьевым сыном Бибикова с Москвитином. Игумен Кирил дал о Успеньеве дни молебных денег 60 алтын з деньгою; да о Успеньеве же дни взял с чюдотворцова гробу пол 2 рубля з гривною и пол 4 деньги. У П(ок)ровсково игумена у Плишки взял за лошадь рубль. Взято на Рюме по кабале и безсудной по правежной убытки и езд недельщиков 6 рублев. Старица Варсонофья Мякинина дала вкладу 20 рублев. У белозерца у священика взял за онтимис пол полтины. И всех денег в августе в приходе 84 рубли 9 алтын пол 5 деньги. Месяца сентября приход деньгам. Дружина Григорьев сын Недюрева дал на молебен 16 алтын. Собрал пятенных денег по Воздвижениев день лета 7077-го пол 2 рубля без с пол 4 деньги. Фома Иванович Третьяков прислал с слугою своим с Селчюком по отце своем иноке Ионе на корм 5 рублев. И всех денег в сентябре месяце в приходе 7 рублев без пол 8 деньги. Месяца октября приход деньгам. Выдали старцы соборные ларечных денег 70 рублев. Старец Геласея Судцково дал вкладу 5 рублев. Продал шапку под сукном, взял гривну. Богдан Васильевич Заболоцкой дал на молебен 3 алтыны без 2 денег. В Ферапонтов монастырь пуд воску продал, взял 40 алтын. Старец Селивестр привез из Романовы слободки приходных денег 5 рублев 11 алтын. И всех денег в октябре в приходе 81 рубль 23 алтына 4 деньга. Месяца ноября приход деньгам. Старцы рядчики Федор да Никон привезли оброчных денег с Семеновского седа из Душилова 10 рублев 5 алтын з деньгою; да из Карповсково села ис Ескина оброчных же денег 11 рублев 20 алтын и пол 3 алтына; да из села ис Кукобоя привезли оброчных же денег 12 рублев 20 алтын; да з Бруснишника привезли приходных денег 3 рубли 30 алтын 4 деньги, да с перевозу приходных денег и перевозных и оброчных 2 рубля 10 алтын. Да рядчики-ж старцы Дорофей да Деонисей привезли из Рукины приходных денег 9 рублев 15 алтын; да с Колкача привезли приходных же денег 20 алтын без 3 денег. Да старцы ж рядчики Зиновей да Иев привезли приходных денег с Сезмы 4 рубли 26 алтын, да с Новых деревень с Ырдомских привезли оброчных денег 3 рубли пол 16 алтына; да из Санникова привезли оброчных же денег з деревни з Борку 20 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Я уже писал Вам подробно о его службе. И повторю – безвинно погиб. И – безсудно. И, получив покровительство, я не могу уже 6 недель узнать – за что и когда. Мне не удается узнать, когда, – день, последний день жизни моего мученика-сына. О том, чтобы найти его останки – я не смею и думать. И о расстреле-то я узнал не непосредственно: власти мне отвечали – пока еще мы не могли узнать. Тогда кто же знает?! М[ожет] б[ыть] власть меня жалеет? Но я молил сказать мне правду, пусть самую страшную. Я не ищу вины. Я хочу знать – за что? Я хочу знать день смерти, чтобы закрепить в сердце. Помогите узнать. Помогите правде. Или уже не мож[ет] быть и слова – правда?! Сов[етскую] власть я считал, и считаю властью правовой, государственной. В так[ом] случае я вправе знать – за что? день смерти! Но здесь я не смогу. Я бьюсь тщетно. Беспрерывно 6 недель я бьюсь. Я был в Феодосии. Я прошел там и здесь сотни канцелярий и управлений. Я испытал столько, что хватило бы на тысячи душ, на десятки лет. И ни-че-го не узнал. Да, «Ваши сведения подтверждаются, да, он расстрелян». Если бы я мог все сказать Вам! Но на письма у меня нет силы. Я прошу, – это посл[едняя] просьба – дать мне возможность приехать в Москву. Прошу вытребовать меня и жену в Москву. Иначе я не смогу выехать. Я прошу охранной грамоты, чтобы мне дали пропуск и возможность, больным нам, приехать. Симферополь, получив запрос Москвы о сыне, затребовал дело из Феодосии. Но я ничего не узнал. Знаю только, что приговор был 29 дек[абря], а казнь «спустя время», т.к. сын болел. Кажется месяц мой невинный мальчик ждал, больной, смерти. Есть данные думать, что его убили в 20-х числах января. По кр[айней] мере, есть люди, видевшие сына в Феодосии, в Циленских казармах в конце января. Я прошу Вас – помогите правде. Мне не нужно виновных. Мне нужно знать правду. Я полагаю, что нужно затребовать дело моего покойного сына в Москву. Мне кажется, что, в лучшем случае, произошла ошибка. Почему же мне не говорят? Мне нужно самому быть в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Мы обязаны «искать не (только) своей пользы, но пользы многих, чтобы (все) спаслись» ( 1Кор.10:33 ). Для этого все (Правосл. Догмат. Богословие Филарета, архиеп. черн., изд. 1865 г., ч. 2 § 304, стр. 412–415) мы всем и всегда должны «проповедовать слово Божие... назидать, наставлять и увещевать друг друга каждый день, пока можно говорить... ( 2Тим.4:2 ; 1Фес.5:11 ; Евр.3:13 ; Евр.10:25 ); одних исправлять в духе кротости... а других строго обличать... страхом спасать» ( Гал.6:1 ; Тит.1:13 ; Иуд.1:23 ). Так вот, и должны мы всеми силами нашими содействовать ближним нашим сохранять высокое достоинство образа Божия и возвышаться постепенно к тому духовному совершенству, какое указано всем нам Богом, «доколе все приидем в единство веры и познание Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения», – но дабы истинною любовью, «облечься (нам) в нового человека, созданного по Богу... и жить в любви, которая есть исполнение всего закона Божия ( Еф.4:13–15 ; Еф.4:24 ; Еф.5:2 ; Рим.13:10 ). А достигать такого состояния особенно помогает нам грамота. Она дает нам возможность всесторонне научиться закону Божию, выраженному письменно. Грамота же помогает нам познавать Всевышнего небесного нашего Отца «чрез рассматривание Его творений» ( Рим.1:20 ), объясняемых в благочестивым книгах. Помогая нам ясно уразумевать Божественные истины учения Христова, грамота вместе с этим научает нас истинно благой жизни христианина во всех общественно-житейских положениях и состояниях. Из всего этого ясно, что христиан грамоте учат главным образом затем, чтобы образовать как можно больше хороших, деятельных людей – христиан. Вот для этого-то вас научили грамоте, и вы должны учить других. (См. «Народн. собеседник» ч. I, изд. 1898 г.). Май месяц. 21-ый день. Празднование Владимирской иконы Божией Матери Еванг. от Лук. зач. 58-е, гл. X, 38–42; XI, 27–28 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Зятя моего, нижегородского князя Бориса схватили и княжество у него отняли; напали на зятя моего, новосильского 3494 князя Ивана и на его княжество, схватили его мать и отняли мою дочь, и крестного целования не сложили. Против этого целования, отняли у меня до двадцати городов (эти города он исчисляет поименно). И мы, не стерпя того, снова напали на них, и если они не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их. По твоему благословению, митрополит и доныне благословляет их на пролитие крови. И при отцах наших не бывало таких митрополитов, каков сей митрополит! – благословляет Московитян на кровопролитие, и к нам не приходит, ни в Киев не наезжает. Иван Козельский, Иван Вяземский и нагубник Василий целовали ко мне крест и дали поручителей, наконец оставили жен и детей своих и убежали туда, и митрополит снял с них крестное целование. Митрополиту следовало благословить Московитян, чтобы помогали нам, потому что мы за них воюем с немцами. Мы зовем митрополита к себе, но он не идет: дай нам другого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, Малую Русь, Новосиль, Нижний Новгород». Все это он написал ко мне. Посему я послал к твоему святительству близкого своего человека Иоанна, мужа разумного, доброго, искусного и образованного, по всему – нашего, и пишу тебе, что нужно было бы тебе самому прийти сюда по всем этим делам. Но как это неудобно для тебя, то пошли своего доброго человека, от которого мы могли бы в точности узнать о всех делах, рассмотреть и увидать, как нам нужно поступить, чтобы не сделать чего-либо к твоему огорчению. Пусть будет все так, а не иначе. Благодать Божья да будет с твоим святительством. На подлиннике честной патриаршей рукой написано: месяца августа, индикта 9. 26. 1371 г. в сентябре. Его же грамота к митрополиту Алексию, с требованием явиться в Константинополь на суд, по жалобам тверского князя Михаила Из Acta Patriarchatus t. I, p. 585–586. Другая патриаршая грамота к тому же Преосвященный митрополит киевский и всея Руси пречестный, во Святом Духе, возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности: благодать и мир от Бога да будет с твоим святительством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

     Книги Нового Завета расположены в порядке усложнения. Самая сложная и с трудом поддающаяся толкованию книга Откровения завершает Библию. А непосредственно идущая перед ней едва уступает Откровению в сложности. Это Послание к Евреям. Оно читается постом на литургиях, и нужно думать потому, что пост очищает ум, бодрит душу и делает ее более способной к постижению смыслов Писания. Послание к Евреям говорит о Христе как о Царе и Боге, как о Первосвященнике, при этом используя богатый материал Ветхого завета. Читая это послание, то и дело стоит по ссылкам уходить в текст закона и пророков, без знакомства с которыми послание будет для читателя не более чем «китайская грамота». Мне хочется предложить пример такого чтения на нескольких цитатах из Послания к Евреям. Вот автор Послания в 3-й главе убеждает читателей быть внимательными, чтобы не отпасть от Бога живого. Для этого он просит, чтобы верующие наставляли друга, пока есть время. «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне " , чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3:12-13). Для убедительности он цитирует слова, хорошо известные среди евреев. А именно – Псалмы. Вот 94-й псалом обращается к людям со словами: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». И возникает вопрос: какого ропота? О чем речь? Для ответа на этот вопрос и для складывания целостной картины придется совершить путешествие в Книгу Исхода, в 17-ю главу. Там рассказывается о ропоте евреев на Моисея и требовании воды. Тем жезлом, которым Моисей разделил море, Бог повелел пророку ударить в скалу. В месте удара скала треснула, и потекло столько воды, что весь народ напился. Место получило имя Масса и Мерива, то есть «ропот и искушение». Об этом событии напоминает псалом и это цитирует Павел: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: “не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем, они не познали путей Моих”» (Пс. 94:8-10).

http://pravoslavie.ru/101989.html

А сю есмя свою грамоту запечатали своею болшею печатью, извещая тобе, каково намъ Богъ поручилъ государство. Писана в царъствия нашого дворе града Москвы лета сем тисечъ осмъдесятъ девятого июня въ двадцать девятый ден, индикта девятого, государъствия нашого сорокъ шостого, а царствъ наших: Росейскаго тридцать четвертого, Казанского двадцать осмого, Астороханского двадцать семого. Послание Александру Полубенскому Подготовка текста Ю. Д. Рыкова, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Грозного Полубенскому было впервые опубликовано в 1951 г. в издании «Послания Ивана Грозного» (сер. «Литературные памятники») по копии XIX в., снятой со списка XVII в. по указанию известного археографа A. Н. Попова , так как оригинал тогда считался утраченным. Уже после выхода в свет этого издания список XVII в., с которого была сделана копия для А. Н. Попова , был обнаружен (А. А. Зиминым и О. П. Лобачковой), и в настоящем издании Послание Полубенскому (как и Второе послание Ивана Грозного Курбскому) печатается по этому списку. Послание Полубенскому принадлежит к числу посланий, отправленных Иваном Грозным своим противникам во время летне-осеннего похода 1577 г. в Ливонию, когда им было завоевано почти все побережье Западной Двины до Риги. Можно предполагать, что Послание Полубенскому, как и Второе послание Курбскому и ряд других, входили в особый сборник, составленный с определенной политической целью – восславить успехи царя (успехи эти оказались временными, из-за чего данный сборник и не получил широкого распространения). Послание Полубенскому печатается по списку 80-х гг. XVII в. – РГБ, ф. 304 (Троицкое II собр.), 17, лл. 221–235. ТАКАЯ ГРАМОТА ПОСЛАНА ОТ ГОСУДАРЯ ИЗ ПСКОВА С КНЯЗЕМ ТИМОФЕЕМ РОМАНОВИЧЕМ ТРУБЕЦКИМ ВО ВЛАДИМИР К КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ ПОЛУБЕНСКОМУ Трехсолнечного Божества благоволением, и благословением, и волею – как говорит избранный Божий сосуд апостол Павел: «Мы знаем, что в мире не один идол, но нет другого Бога кроме единого, ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, но у нас один Бог-Отец, из которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос , которым все, и мы им, и один Дух Святой, в нем все, и мы в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александрийский патриарх адресовал свою грамоту (писанную еще в 1623 г.) на имя самого государя Михаила Федоровича и, выражая ему свои приветствия и благожелания, свидетельствовал, что Кормчие Восточной Церкви неуклонно сохраняют все апостольские предания, писаные и неписаные, без всяких прибавлений и убавлений и что он при всех изысканиях в греческих книгах нигде не нашел прилога «и огнем» в молитве великого освящения воды. Затем удивлялся, откуда появился этот прилог в Русской Церкви, разве только «от некиих мненомудрых», и выводил заключение: «Тем же убо сему прилогу всячески не подобает в вас пребывати, но паче отвержену быти далече». Наконец, умолял государя не допускать у себя любопрения о таких вещах и неподвижно хранить предания святых отцов, писанные и неписанные. Грамота Иерусалимского патриарха была несравненно обширнее и обращена ко всем православным христианам и епископам Великия и Малыя России. Сказав, что он сам, когда находился в Москве, нашел многих любопрящихся о прилоге «и огнем» в молитве на освящение воды и, выразив недоумение, «како, от древняго ли обычая или от неуков, и неписменных мужей, и неискусных, множицею книги любодействующих, удержася и случися сей прилог», Феофан старался доказать православным «нелепость» этого прилога. Вы ссылаетесь, говорил первосвятитель, на слова Иоанна Крестителя о Христе: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3. 11). Но Креститель разумел два различных крещения: крещение Духом Святым здесь и крещение огнем, геенское, в жизни будущей, как видно из всего хода речи. Когда Иоанн, как повествует евангелист, увидел многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, то сказал им: Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас водою в покаяние, но идущий за мною... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

Благодарим Тебя, Создатель наш,за то, что Ты удостоил нас Своей благодати, чтобы нам принять учение.Благослови наших начальников,родителей, и учителей, которые руководствуют нас к познанию добра,и подай нам силы и здоровье кпродолжению этого учения. О чем мы молимся в молитве после учения? В ней мы молимся собственно о том, о чем должно молиться после учения: во-первых, благодарим Бога за то, что Он дал нам возможность учиться и помогает нам в учении; во–вторых, молимся за тех, которые учат нас, каковы: родители, начальники, учители наши, и в третьих, просим у Бога помощи к продолжению учения. В каких словах молитвы мы благодарим Бога за то, что Он дал нам возможность учиться и помогает нам в учении? В начальных словах молитвы: Благодарим Тебе... внимати учению. В каких словах молимся за тех, которые учат нас? В дальнейших словах молитвы: Благослови... блага . В каких словах просим у Бога помощи к продолжению ученья? В последних словах молитвы: И подаждь...учения сего. В пример того, как бывают успешны наши дела, когда мы попросим у Бога помощи в них, можно указать следующие случаи. Однажды апостолы целую ночь ловили рыбу, и ничего не поймали. Пришел к ним Иисус Христос и повелел закинуть сеть. Тогда ап. Петр сказал Иисусу: «Наставник, мы промучились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закинем сеть». И что же? Лишь закинули сеть, с благословения Божия, апостолы, то поймали такое множество рыбы, что сеть прорывалась, и они едва вытянули ее. ( Лк. 5:1–7 .) Относительно успеха в учении. Когда был маленьким св. препод. Сергий и учился грамоте, то грамота ему не давалась, хотя он и старался учиться, сколько мог. Учитель наказывал его, и он очень огорчался. Однажды, ходя по лесу, он увидел около дерева молящегося старца монаха. Он подождал, пока окончил молитву монах. Тогда препод. Сергий подошел к нему. «Что тебе надобно, дитя?» – спросил монах. «Я учусь грамоте, но плохо успеваю, отвечал Сергий; помолись за меня Богу, святой отец, чтобы Он открыл мне смысл.» Старец помолился и благословил мальчика; и с тех пор он стал учиться отлично.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010