В руках ваших да будет всегда Священное Писание, в сердцах же воспоминание о Господе! Не переставайте молиться и продолжайте заниматься своим спасением, чтобы враг при искушении всегда находил ваши сердца огражденными и вооруженными. Святой Киприан Карфагенский (113, 48). Как царь, когда намерен кому-нибудь даровать свободу и помилование, обнародует свое повеление: придите ко мне и получите помилование. Если же они не хотят прийти к нему и воспользоваться даруемой им милостью, то бесполезно для них читать это повеление. Тем не менее они повинны смертной казни, потому что отказываются прийти и получить помилование от руки своего царя. И Священное Писаниеп подобная грамота Бога людям, в которой повелевает Он любящим Его, молящимся Ему с преданностью принять из божественной Его десницы небесное благо... Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то чтение Священного Писания не принесет ему никакой пользы. И он остается виновным, ибо не хочет принять от Царя Небесного даруемого блага (духовной) жизни, без которой невозможно быть причастником бессмертной жизни. Преподобный Макарий Египетский (113, 48). Священное Писание боговдохновенно и полезно и написано; содействием Святого Духа с тем намерением, чтобы каждая ищущая спасения душа могла во всякое время выбирать себе из него, как из общего хранилища лекарств, нужные для нее целебные средства. Святитель Василий Великий (113, 48). Упражняйся всегда и сердцем и устами в Священном Писании: Бог не забудет вознаградить этот твой труд. Некий тайный свет воссияет в твоей душе. И более того, благодаря этому устремится от преходящего к вечному. Святитель Григорий Назианзин (113, 48). Надо заботливо наблюдать, чтобы ложное толкование Священного Писания, подделываясь под чистое золото, не обмануло нас. Так, диавол старался искусить и Господа Спасителя, как простого человека, когда ...говорил: " Ангелам Своим заповедает о тебе- охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею " (Пс. 90, 11-12). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Моисей 53, 184).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

«Выбор креста» . Выделено мной. - Л.Б. 131. Слова: «Яко же рече Божественный Апостолъ: его же бо хощу, рече Богъ, того и помилую, и его же ущедрю, того и ущедрю: мой бо есть даръ, ему же хощу предамъ его» соотносятся с Посланием к Римлянам Святого Апостола Павла: Моисеови бо глаголет: «помилую, егоже аще помилую, и ущедрю, егоже аще ущедрю» (Исх. 33, 19). Темже убо ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога. Глаголет бо писание фараонови: «яко на истое сие воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою, и да возвестится имя Мое по всей земли». Темже убо егоже хощет, милует: а егоже хощет, ожесточает (Рим. 9, 15-18). В русском Синодальном переводе это звучит так: Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (Рим. 9, 15-18). - Выделено мной. - Л.Б. 132. Слова «Яко же Пророкъ рече: Жpeбiй убо Бoжiй Царьское Величество: на него же возложитъ Богъ, на томъ и совершится» мне пока не удалось идентифицировать с каким-либо текстом Священного Писания, с кем-то из Пророков Божиих. Но эта фраза, как и предыдущий Библейский пассаж, целиком присутствует в Утвержденной Грамоте 1613 года (Утвержденная Грамота объ uзбpahiu на Московское Государство Михаила едоровича Романова съ предисловиемъ С.А.Белокурова. 2-е uздahie Императорскаго Общества Ucmopiu и Древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ Университет±. Москва, 1906. С. 47). 133. Текст: «Яко же рече святый Деонисей Ареопагитъ: Превысокою, рече, дражайшею честно предпочтилъ есть Богъ чeлobeчeckiй родъ, еже рече npeдnoчmehieмъ царьскимъ: его же бо дapobahieмъ симъ одарить Богъ восхощетъ, на семъ уже во чреве матери честь ciю возложитъ и изъ младенства на cie предустроитъ», в сочинениях Священномученика Дионисия Парижского Ареопагита мне пока найти не удалось.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

Если при чтении царской грамоты бывает великая тишина и прекращается всякий шум и беспорядок, потому что все стоят с напряженным вниманием и желают услышать то, о чем возвещает царская грамота, а тот, кто хотя немного зашумит и прервет последовательность чтения, подвергается великой опасности, то тем более здесь нужно стоять со страхом и трепетом, наблюдать глубокое молчание и избегать волнения мыслей, чтобы и понимать предлагаемое, и удостоиться за послушание еще больших даров от Царя небесного. Посмотрим же, чему и теперь учит нас блаженный Моисей, который говорит это не сам от себя, но по внушению благодати Духа. “ И взял , – говорит он, – Господь Бог человека ”. Прекрасно он в самом начале поставил эти два имени; сказав: “ Господь ”, – он не замолчал, но прибавил: “ Бог ”, – научая нас этим чему-то тайному и сокровенному, дабы мы знали, что, услышим ли имя “ Господь ”, или “ Бог ”, в этих именах нет никакой разности. Об этом я упомянул теперь не без цели, но для того, чтобы, когда услышишь слова Павла: “ Один Бог Отец, из Которого все, … и один Господь Иисус Христос, Которым все ” (1Кор.8:6), не подумал ты, будто есть разность в этих названиях, и будто одно значит больше, а другое меньше. Писание для того и употребляет эти имена безразлично, чтобы любящие состязаться не могли примешивать своих измышлений к правильным догматам. А для удостоверения, что божественное Писание ни которого из этих имен не употребляет в нарочитом и отдельном значении, обрати внимание на то самое, что говорит оно теперь. “ И взял , – говорит, – Господь Бог ”. О ком, думает еретик, сказано это? Об одном Отце? Хорошо. Послушай же, что говорит Павел: “ Один Бог Отец, из Которого все, … и один Господь Иисус Христос, Которым все ”. Видишь ли, как имя “ Господь ” он усвоил Сыну? Да и почему можно говорить, будто наименование “ Господь ” важнее имени “ Бог ”? Видите, какая нелепость, какое страшное богохульство! Кто не хочет следовать правилу божественного Писания, а дает место собственным умозаключениям, тот возмущает и ум свой, и в здравое учение о православных догматах вносит бесконечные споры и словопрения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, с Богом, начинайте свое спасение: кто положил начало, тот сделал, говорят; половину дела. Начинайте теперь же, с этого дня, свое спасение, – Господь поможет вам. Помните, что страдания и лишения в этом веке ничего не значат в сравнении с той славой, которая уготована любящим Господа и страдающим за Него ( Рим.8:18 ). Господь, молитвами Пречистой Своей Матери и святых праведных богоотец Иоакима и Анны, да помилует и спасет всех нас! Слово учащимся в церковно-приходских школах перед началом молебна по случаю исполнившегося 25-летия существования церковных школ в империи Дети! Когда к Иисусу Христу приносили матери своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а апостолы не допускали приносящих, то Господь сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ( Мк.10:14 ). Потом Он обнял их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ). Видите, как Господь любит детей. Значит, и вас, дети, Он любит, когда вы приходите к Нему. Когда же вы бываете у Него? Тогда, когда приходите в церковь или когда усердно молитесь Ему дома. Вот и теперь вас допустили к Нему – сюда, в церковь , для того, чтобы вы помолились Ему и чтобы Он благословил вас. Он слышит детскую молитву и исполняет ее. Молитесь же, дети, усердно, молитесь, благодарите Господа за то, что Он сподобил вас учиться грамоте: чрез грамоту вы можете научиться всему доброму, полезному; грамота может провести вас и к Царствию Небесному. Вот за это вы и благодарите Господа. Помолитесь и за тех, кто вам дал возможность учиться грамоте. Прежде всего молитесь за государя нашего, который повелевает отпускать средства для содержания церковных школ, где вы учитесь; молитесь за всех начальствующих и учащих в этих школах. Ныне исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как стали заводиться школы при церквях. Первый позаботился об открытии таких школ покойный теперь государь император Александр Александрович. Помолитесь о упокоении души сего царя, благодетеля вашего. Помолитесь также о упокоении и тех царских сановников, также усопших, которые любили церковную школу, много труда и старания прилагали, чтобы церковные школы множились и чтобы они не имели недостатка в средствах содержания и в учебных пособиях. Итак, все будем усердно молиться: и мы, и вы, дети, молитесь: нашу общую молитву услышит Господь и пошлет Свое благословение. Влияние школы. Речь при освящении дома градовоскресенской церковно-приходской школы, выстроенной братьями Кухтериными 45

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

к Римлянам Рим. 14:11 , говоря о Господе нашем Иисусе Христе. Ср. с этим Флп. 2:10–11 : „дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца“. 24 . Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила: к Нему придут и устыдятся все враждовавшие против Него. 25 . Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево. Царствие Божие в правде и силе 1517 . Только „у Господа“ в земной Церкви Его, в Церкви Христовой будут свидетельствовать „правда и сила“ о присутствии Единого Бога. Только в эту Церковь могут придти для успокоения те, которые враждовали против Еммануила, но устыдились и воскликнули: „благословен грядый во имя Господне“ ( Мф. 23:39 ). Племя Израилево могло быть оправдано и прославлено только Еммануилом, Господом нашим Иисусом Христом. Главы: сорок шестая и сорок седьмая В этих двух главах пророк видит идолопоклоннический град, предназначенный к гибели. Напоминая Израилю, что Господь охранял его и что идолы суть ничто, пророк именем Господним требует от народа, которому даны обетования, чтобы он памятовал о чудесах, ему явленных, и о пророчествах, напоминавших ему его обязанности. Орла воззвал от востока Господь, чтобы исполнить Его веления (XLVI, 11–13) и совершить на земле Его правду. Исполнение Божией правды в предлежащий исторический момент заключается в падении Вавилона. Указывая в XLVII главе, что „Господь Саваоф-Искупитель наш“, пророк предсказывает полное исчезновение народа, предназначенного к гибели за его жестокость, разврат, волшебство и чародейство. Вместе с народом должна исчезнуть и его культура в пламени гнева Господня. Мы знаем, как буквально исполнилось это пророчество, как, безследно почти, погибли его города и памятники; как самая грамота его, не смотря на усилия многих ученых, с трудом поддается уразумению 1518 ; мы имели случай говорить выше о том, что самый народ не оставил по себе никаких потомков, которые бы хвалились происхождением от Вавилонян. „Свет Израиля пожег терния“. (Ис. 10об Ассуре и Ис. 13:11–22 о Вавилоне). 1482 Быт. 9с примеч. в 1 т. Св. Летописи. Заметим, что даже самым рьяным рационалистам критикам не приходило в голову доказывать, что это замечательное пророчество в кн. Бытия начертано после XIII гл. Исаии или после движения Персов на Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Потом без всякой епитимии и без всяких рассуждений бунтовщики завлекали подписываться под сим актом всех, кто только изъявлял к сему хоть малейшее желание. Сколько человек подписалось под сим еретическим актом – достоверно неизвестно. Наказание свыше от игумена Арсения Вскоре после сего иг. Арсений был разбит параличем 28 и лишился употребления речи. В этом ясно обнаружилась карающая десница Божия, но имябожцы понимали это по-своему и подыскали в Библии у св. Пр. Иезекииля в 3-й главе, ст. 20–27, следующий стих: «И язык твой я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им. Так говорит Господь Бог, кто хочет слушать – слушай, а кто не хочет слушать – не слушай, ибо они мятежный дом. Несмотря на найденный текст, который бунтовщики хотели применить к оставшимся верными православной церкви, они ошиблись в своих расчетах, так как уста иг. Арсения не отверзались более для хуления церкви Божией и для совращения православных в имябожескую ересь. Смерть игумена Арсения Дабы закончить с о. Арсением, с момента паралича переставшим играть в описываемой истории смуты какую-либо активную роль, прервем хронологическое выяснение событий. За несколько дней до смерти о. Арсения к нему приходил арх. Иероним и спрашивал его, принимает ли он послание Св. Синода и Вселенского Патриарха, причем и показал ему акты. На это о. Арсений, не имея возможности говорить, движением руки дал знать, что не принимает. Вследствие сего, по распоряжению Афонского Протата, после его смерти, над телом его не было совершено обычного отпевания, но только тело о. Арсения закопали при пении «Святый Боже», как принято погребать всех отщепенцев православной церкви. Такой печальный конец о. Арсения должен послужить вразумлением всем тем, которые, слушая его учение, сбились с правого Пути и, как известно из газет, и доселе остаются в своем заблуждении. Грамота вселенского Патриарха Германа V Киноту

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Поэтому в удостоверение ему выдана настоящая грамота, утвержденная моей личной подписью и свидетельствами тех, кого я ранее объявил достойными доверия свидетелями. И затем подписывается и духовник, и свидетели. 1864 г. Образец грамоты для бедных Почтеннейшие клирики, благоговейнейшие иереи и все прочие благословенные христиане нашей области, благодать вам и мир от Бога! Предъявитель настоящей нашей грамоты, честнейший во Христе брат (имярек), из города (такого-то), из-за некоторых временных обстоятельств и невзгод впал в огромные денежные долги, о чем мы сами достоверно узнали и о чем нас известили знающие положение этого брата. Поэтому несчастный, не имея другого места, откуда получить помощь и милостыню, обращается к вашим, милостивые христиане, христолюбивый сердцам. Вы все, приняв его приветливо, будучи научены Богом любить друг друга, по апостолу ( 1Фес.4:9 ), каждый подайте ему милостыню по силе, ради Господа, ублажающего милостивых (см. Мф.5:7 ). Ибо вы знаете, что милостыня от смерти избавляет, по словам книги Товит ( Тов.12:9 ), и что, согласно Приточнику, милующий нищего дает взаймы Богу ( Притч.19:17 ), благодать и милость Которого вместе с нашей молитвой и благословением да будет со всеми вами. Аминь. После того как Господь наш Иисус Христос пришел на брак в Кану и там претворил воду в вино, явив таким началом знамений Свою славу, о чем повествует превосходнейший из евангелистов Иоанн, брак удостоен Божественного благословения и чести и возведен на высокую степень таинства, указующего на еще большее таинство. И ап. Павел показывает это, восклицая иной раз: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ), а иной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Поэтому и говорится, что вступающих в брак по божественным правилам и законам благословляет и сочетает Господь, так как, согласно Приточнику, от Господа соединяется жена с мужем ( Притч.19:14 ). Поскольку и мы – Петр и Мария – намереваемся сочетать таким законным и каноничным браком нашего сына Иоанна с честной Еленой, дочерью Павла и Елизаветы, то прежде всего мы от всей души и всего сердца наделяем его нашими родительскими молитвами и благословениями, чтобы они всю жизнь служили ему опорой и спасительным напутствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

3. Прошение Амвросия австрийскому императору. С. 4. Ставленная грамота Амвросия. С. 5. Дозволение Амвросию отслужить литургию, данное из Патриархии. С. 6. Извещение из губернии о дозволении Амвросию жить в Белой Кринице. С. 7. Донесение Амвросия в Крайзамт о прибытии в Белую Криницу. С. 8. Грамота Амвросию о принятии в австрийское подданство. С. IV. Документы со времени прибытия Амвросия в Белую Криницу до удаления в Цилли (1846–1848). 1. Краткое соображение о религиях. С. 660–668. 2. Соборное Деяние о чиноприятии Амвросия. С. 668–680. 3. Свидетельство духовника об Амвросии. С. 680–692. 4. Дело о поставлении Кирилла в епископы. С. 692–684. 5. Грамота Амвросия о назначении Кирилла в духовники. С. 684–693. 6. Грамота Амвросия по случаю поставления священника в Климоуцы. С. 693–695. 7. Дело Иеронима. С. 695–699. 8. Дело о поставлении священника в Яссы. С. 699–701. 9. Дело о поставлении епископа за Дунай. С. 702–712. 10. Следственное дело об Амвросии: а) Грамота патр. Анфима Карловицкому митрополиту. С. 712–713. б) Вторая грамота ему же. С. 714–717. в) Третья грамота ему же. С. 717–723. г) Грамота патр. Анфима Амвросию. С. 724–728. д) Перевод. С. 728–730. е) Предписание Амвросию явиться в Лемберг. С. 730. ж) Вопросные пункты Амвросию. С. 731–733. з) Ответ на 1–е предписание министра. С. 734–737. и) Второе предписание. С. 737–738. i) Прошение по случаю второго предписания. С. 738–741. к) Прошение Алимпия графу Коловрату. С. 741–748. л) Последнее решение Амвросию. С. 748–749. V. Документы со времени удаления Амвросия из Белой Криницы до вступления Кирилла в звание митрополита. 1. Дело о поставлении Онуфрия в епископы. С. 749–759. 2. Ответ на вопросы из селения Потапова. С. 759–764. 3. Запретительная грамота Иоасафу. С. 764–770. 4. Отпускная грамота Иерониму на жительство в Цилли. С. 770–771. 5. Доверенность липованских обществ. С. 771–772. 6. Доверенность Павлу и Алимпию от монастыря. С. 772–773. 7. Соколинский общественный приговор о содержании попу Сисою. С. 773–775. 8. Грамота Герману. С. 775–777.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9. Вторая грамота ему же. С. 777–782. 10. Письмо попа Сисоя к Кириллу. С. 782–784. 11. Обличительное послание соколинскому обществу. С. 784–793. 12. Присяга Софрония пред постановлением в епископы. С. 793–796. VI. Документы за время от вступления Кирилла в звание митрополита до смерти инока Павла (1849–1854). 1. Дело о возведении Кирилла в звание митрополита. С. 796–810. 2. Дело о поставлении епископа в Тульчу и учреждении Славянской архиепископии. С. 810–814. 3. Окружная грамота. С. 814–817. 4. Жалованная грамота ясскому попу Никифору. С. 817–818. 5. Соборный приговор о попе Алексее Егорове. С. 819–820. 6. Предписание ясскому попу Никифору. С. 820–822. 7. Окружная грамота к буковинским липованам. С. 822–829. 8. Окружная грамота иархиальным священникам и прочим. С. 829–839. 9. Особое послание Белокриницкому общества. С. 840–842. 10. Предписание ясскому попу Никифору. С. 842. 11. Обязательство белокриницкого общества. С. 843. 12. Грамота Софронии о постановлении епископов для России. С. 844–845. 13. Грамота Онуфрию. С. 846. 14. Ответ Кузьмину о супружестве со второй женой. С. 846–847. 15. Выбор архимандрита. С. 847–849. 16. Пастырское наставление Аркадию. С. 850–852. 17. Приказ от архимандрита. С. 853. 18. Другой приказ его же. С. 853–855. 19. Грамота Алипию Тульчинскому. С. 856–857. 20. Устав Владимирской архиепископии. С. 857–859. 21. Грамота Сафронию. С. 859–860. 22. Дело о дочери Ивана Филиппова. С. 860–865. 23. Дело о выборе нового попа в Климоуцы. С. 866–875. 24. Дело о Спиридонии. С. 875–894. 25. Грамота Ясскому протопопу Никифору. С. 894–896. 26. К нему же письмо Кирилла. С. 896–898. 27. Письмо Никифора к Павлу. С. 898–899. 28. Кириллова грамота Никифору. С. 899–902. 29. Дело Софрония: а) Павлово объяснение. С. 902–911. б) Пространное изложение от имени Кирилла. С. 912–953. в) Формальное приглашение Софрония на суд. С. 953–963. г) Письмо Кирилла и Онуфрия к Антонию. С. 963–967. Читать далее Источник: Братское слово : журнал по изучению и критике старообрядчества. – Москва, 1875-1876 гг.; 1883-1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Того ж дни запечатана благословенная грамота в Руской уезд по челобитью Богдана Хитрова на два престола Пречистые Богородицы Казанские да святаго праведнаго Иева. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота на Кострому губному старосте Михаилу Алалыкину по челобитью костромитина Ивана Высоцкого патриарша сына боярского Козьмины жены Сурмина вдовы деревни Любимцева по Матю (Л. 22) шку да по Водку Максимовых в ыску. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 12 де[нь] запечатана грамота в Галич десятильнику Иналею Белово по челобитью княз Борисовы жены Урусова вдовы княгини Татьяны. А велено в Галицком уезде в Судалской осаде в вотчине в сельце в Елцове к церкве к Николе Чюдотворцу приходить ее крестьяном десяти деревень и всякой церковной доход к той церкве велено приносить. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 13 де[нь] запечатана грамота на Кострому десятильнику Алексею Патрекееву по челобитью костромитина Савы Рубцова по костромич по посадцких людей по Еремку Перевина с товарыщи в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. (Л. 22 об.) Ноября в 15 де[нь] запечатана грамота в Темников десятильнику Степану Патрекееву по челобитью Темниковского уезду государева дворцового села Троецкого крестьянина Ивашки Козлова того ж села Троецкого по брата своего родного по Левку Овдокимова в ыску по духовной. Пошлин две гривны. Взято. Ноября в 16 де[нь] запечатана благословенная грамота в Володимерской уезд в Медушской стан в село Великое по челобитью княз Ивана Кореевича Юсупова на один престол Благовещения Пречистые Богородицы. Пошлин гривна. Взято. Ноября в 17 де[нь] запечатана грамота на Кинешму Сытного дворца стряпчему Григорию Дурову по челобитью кинешемца посадцкого человека Ивашка Иванова (Л. 23) по кинешемцов же по посадцких людей по Селиверстка сусальника да по Томилка Трофимова сына, кузнеца, да по Ларку Вылогова в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. Ноября в 18 де[нь] запечатана грамота на Углеч воеводе Игнатю Манамахову по челобитью ярославца сына боярского Емельяна Лобанова по жильца по Федора Загрясково з братьями в ыску по рядной записи. Пошлин две гривны. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010