7) Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Не всегда нищета похвальна, а только, когда она с евангельской целью принята произвольно. Ибо многие не по недостатку пищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову. Таковых и Господь называет блаженными, говоря: блажени нищии духом ( Мф.5:3 ), не бедные имуществом, но избравшие нищету от сердца. А что не от произвола, то и блаженным не делает. Посему всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета имеет отличительным признаком свободное произволение. Итак, сей нищий, говорит пророк, воззва. Незнаменующим гласом призывает он мысль твою к обнищавшему по Богу, алчущему, жаждущему и терпящему наготу. Сей нищий, едва не указывает он перстом, то есть сей ученик Христов. Можно слова сии относить и к Самому Христу: Он, богат сый по естеству (так как все, что имеет Отец, принадлежит и Ему), нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Да и всякое почти дело, ведущее к блаженству, предначал Сам Господь, Себя предложив в пример ученикам. Возвратись к блаженствам, и рассмотрев каждое, найдешь, что учение словом предварил Он делами. Блажени кротцыи. Где же нам научиться кротости? Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Блажени миротворцы. Кто же научит нас благам мира? Сам Миротворец, творяй мир и примиряющий оба в единаго новаго человека ( Еф.2:15 ), умиротворивый кровию креста Своего, аще небесная, аще ли земная ( Кол.1:20 ). Блажени нищии. Сам Он обнищал и истощил Себя в зрак раба, да мы ecu от исполнения Его приимем и благодать воз благодать ( Фил.2:7 ; Ин.1:16 ). Итак, если кто водимый Святым и человеколюбивым Духом, не мечтая о самом себе, но уничижая себя, чтобы возвысить других, возопиет духом, испрашивая чего-либо великого, и не произнесет ничего недостойного и низкого, выражающего искание земного и мирского; то вопль сего просящего услышан будет Господом. А какой же конец услышания? Тот, что избавится от всех скорбей неуязвленным, неизнемогшим, непоработившимся мудрованию плоти.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Закрыть О нищете и поголовном пьянстве в независимой Литве По прогнозам Eurostat, к 2100 году литовцы как народ исчезнут 13.03.2020 519 Время на чтение 5 минут Источник: Фонд Стратегической Культуры Алкоголиков в независимой Литве больше, чем было 30 лет назад в Литовской Советской Социалистической Республике. «На заре свободы медики надеялись, что ситуация кардинально изменится. Мол, старые советские алкоголики умрут, а новые не появятся. Увы, выросли дети алкоголиков и даже дети детей», – говорит Стяпонас Пукялис, заведующий отделением алкогольных психозов республиканской психиатрической больницы. И действительно: на смену «старым советским алкоголикам» в Литве выросла ещё более могучая поросль «молодых постсоветских алкоголиков». Всё это пришло на ум 11 марта, когда в республике отмечали юбилей – 30 лет со дня провозглашения независимости. В 1990 году депутаты Верховного совета Литовской ССР, позднее переименованного в Восстановительный сейм, приняли акт «О восстановлении Литовского государства». Литва стала первой из 15 советских республик, воспользовавшейся правом на отделение от СССР . После выхода из Советского Союза скорейшее вступление в НАТО и Европейский союз стало для официального Вильнюса idée fixe. Среди причин смертности в Литве алкоголизм обосновался на самой высокой ступени пьедестала. Чуть ниже стоят самоубийства, далее – преступления, бытовое насилие, безработица, нищета. 24,5% всех смертей в государстве так или иначе связано с чрезмерным употреблением алкоголя, браги домашнего производства и спиртосодержащих жидкостей. Журналисты литовского оппозиционного сетевого издания ekspertai в канун 11 марта поделились с читателями новостями, объединёнными под заголовком «Нищета и социальная несправедливость в Литве – это наследие советской оккупации». Оказывается, из-за нищеты и социальной разобщённости Европейская комиссия называет ситуацию в Литве «кризисной». В 1999 году население республики насчитывало 3,54 млн человек. По состоянию на 1 января 2020 года осталось 2,78 млн. Народ исчезает. Как отмечает профессор Дануте Гайлене, в 1985 году защитившая кандидатскую диссертацию по психологии в МГУ, «в 1999 году нищенствовало около 600 тыс. человек, примерно 17% от всех жителей. В 2019 за чертой бедности находилось 650 тыс., это 22,9%, без малого ¼ населения».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/13/o_niwe...

- Ваше Святейшество, видите ли Вы сегодня какие-нибудь предпосылки для преодоления бедности в нашем обществе в ближайшие годы? Что этому мешает и что, напротив, способствует? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: - На сегодняшний день нам приходится сталкиваться с тем фактом, что миллионы наших сограждан живут за порогом бедности. Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить эту проблему соборным разумом и предложить выходы из создавшегося положения силами государства, общества, Русской Православной Церкви и других традиционных религий. Назвать сроки, когда будет преодолена бедность, невозможно. Многое зависит от всех нас. И чем быстрее мы это поймем, тем лучше. - Как относиться к такой ситуации, когда при очень высоком уровне бедности в стране огромные финансовые средства лежат мертвым грузом в Стабилизационном фонде? Как Вы оцениваете работу Стабилизационного фонда России? Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: - Последнее время Стабилизационный фонд становится одной из главных тем предвыборных баталий. Мы слышим предложения некоторых политических сил вообще раздать все деньги из этого фонда нищим, пенсионерам. К таким заявлениям надо относиться с определенной долей осторожности, так как Стабилизационный фонд - это реальное богатство страны. При этом он является средством устранения тех или иных проблем в экономике и социальной жизни не только России сегодняшнего дня, но и будущей России. По этой причине требуется разумное и рачительное отношение к этим средствам. Можно проесть это богатство, растратить его. Однако неизвестно, что будет представлять собой Россия, когда понадобятся средства для осуществления процесса модернизации ее экономики. Поэтому этот фонд должен, во-первых, гарантировать стабильность экономического развития на будущее; во-вторых, он должен стимулировать развитие новейших технологий и инфраструктуры страны, которая позорно отстает от многих стран мира. Очень важно дальнейшее развитие общенациональных проектов, которые уже используют средства Стабилизационного фонда. И последнее, что хотелось бы сказать: определенные суммы из этого фонда все же должны направляться на разрешение имущественных и финансовых проблем наиболее бедных людей, потому что диспропорция между богатыми и бедными, нищета в России - это проблема, способная дестабилизировать положение в нашей стране. Полагаю, что тема, связанная с деятельностью Стабилизационного фонда, будет рассмотрена на первой секции работы Всемирного Русского Собора, которая по программе проводится завтра в 10 часов утра в гостинице «Даниловская».

http://pravoslavie.ru/21132.html

Намереваясь говорить вам слово, я должен наперед молить Господа, чтобы Он даровал вам слух сердца, чтобы вы могли благоплодно внимать предлагаемому слову, ибо не все имеют чистый и открытый сердечный слух, как и Господь сказал: имеяй – кто имеет – уши слышати да слышит [ Мф. 11, 15 ], – значит, некоторые, и очень многие, не слышат, как следовало бы слышать. Когда я живо представлю и восчувствую окаянство [мое], или многогреховность, многострастие и склонность ко всем страстям и порокам, бессилие для всякой добродетели, например для искренней любви к Богу и ближнему, для сочувствия ближнему в его горе, беде, бедность, нищету и слепоту и наготу своей души, и вспомню живо, что Спаситель мой Иисус Христос так часто спасал меня от моего окаянства, от моих грехов и страстей и от худой наклонности к ним и что Он может совершить во мне и чрез меня всякую добродетель, может быть покровом и облачением моим и, значит, может покрыть мою греховную наготу ризой своей правды, своих добродетелей, – тогда я исполняюсь радостью и благонадежностью, я восстаю от уныния и исполняюсь чувством своего достоинства; я познаю тогда, что Спаситель мой для меня и всех людей есть бесценное сокровище, есть высочайшее наше благородство, богатство, свет, одеяние – всё, всякое благо. О, как велика моя духовная бедность и нищета! Плачу и рыдаю, когда сознаю и восчувствую ее, особенно когда почувствую, что я сам, по своей воле впал в такую бедность и нищету и впадаю непрестанно. Как же нам, бедным, не сочувствовать бедным по телу и в телесных потребностях при мысли, что мы так бедны душевно. Богатые телесными благами, но бедные душевными, подавайте милостыню, да щедрый Владыка душ и телес помилует вас и очистит грехи ваши и обогатит вас нетленным богатством благодати Своей. [...]. Владычице наша Пресвятая Богородице, стоим ли мы во святыне благодатью Божией, согрешаем ли по природной наклонности ко злу, по невниманию, или по увлечению примером других, или по забвению, или по насилию и искушению от врага, – мы всегда Твои рабы, а Ты наша Пречистая Владычица, и разве Тебе, иныя Владычицы не вемы; помилуй убо нас, Владычице, помилуй нас, и не отвержи нас за грехи наши яко злонравных, и не лиши нас Твоего всеблагомощного предстательства пред Сыном Твоим и Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2. Хотя отцы Церкви энергично настаивают на долге милостыни, мы находим в «Учении» место, в котором советуется не давать каждому без различия. Сначала надо убедиться в достоинствах просителя и давать свою лепту только достойным и нуждающимся. Отчасти это предостережение совпадает с учением Климента Александрийского, который тоже не хвалит щедрость без всякого разбора. Но он рассуждает иначе, нежели «Учение». Он различает не достоинство получателя, а побуждения дающего. Уделять другим из своих благ имеет цену, если это вытекает из любви к ближним, а не из беспечности или тщеславия. Св. Иероним требует, чтобы при этом основным мотивом служила только бедность получателя, а не другие соображения. Кто решился раздать все и последовать за Господом, пусть оставляет свое имущество не богатым, не родственникам и не для того, чтобы другие могли предаваться роскоши, а для того, чтобы улучшить участь нуждающихся. Он должен руководствоваться не тем, что лицо, которое он желает одарить, – священник или родственник и свойственник, а только тем, нуждается ли оно. Златоуст тоже высказывается в подобном же смысле: как бедность есть единственная защита бедняка, и никто не может требовать от него того, чего он не имеет, так пусть бедность будет также единственным мотивом, устанавливающим право на вспомоществование. Хорош или плох нищий, это для дающего милостыню безразлично, он видит только самый факт нищеты. Как гавань принимает под свою защиту всех потерпевших кораблекрушение, добрых и злых, так милосердный человек должен быть готов утолить голод каждого бедняка. В этих рассуждениях отцов более позднего времени не следует видеть противоречия с советом «Учения» давать лишь достойным, а скорее дальнейшее разъяснение его; нищего делает достойным подаяния, прежде всего именно сама нищета его. Если бы при каждом милосердном даянии требовалось сначала доказательство, что получающий достоин подаяния, то, нет сомнения, такого рода помощь во многих случаях являлась бы лишь тогда, когда уже поздно.

http://azbyka.ru/xozyajstvenno-eticheski...

Тут у Бен-инхали вырывается следующее восклицание: «О бедность, бедность! Не понимаю, что побудило великого кордовского поэта сказать о тебе: Священный, но неоцененный дар. Я хоть и мавр, однако же соприкасался с христианами и отлично знаю, что святость заключается в милосердии, смирении, вере, послушании и бедности, но со всем тем я утверждаю, что человек, который в бедности находит удовлетворение, должен быть во многих отношениях богоподобен, если только это не та бедность, о которой говорится у одного из величайших святых: «Пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся», то есть так называемая нищета духа. Но ты, второй вид бедности (я о тебе сейчас говорю)! Зачем ты преимущественно избираешь своими жертвами идальго и прочих людей благородного происхождения? Зачем принуждаешь их чистить обувь сажей и носить одежду с разнородными пуговицами: шелковыми, волосяными и стеклянными? Зачем их воротники по большей части бывают только разглажены, а не гофрированы?» Отсюда явствует, что употребление крахмала и гофрированные воротники восходят к глубокой древности. Бен-инхали продолжает: «Жалок тот дворянин, который дома ест впроголодь, а на улице напускает на себя важность и лицемерно ковыряет во рту зубочисткой, меж тем как он не ел ничего такого, после чего ему требовалось бы поковырять в зубах! Жалок тот, говорю я, у кого честь стыдлива и которому кажется, будто всем издали видно, что башмаки у него в заплатах, шляпа лоснится от пота, накидка обтрепана, а в животе пусто!» На такие мысли навели Дон Кихота спустившиеся петли, однако ж он утешился, заметив, что Санчо оставил ему дорожные сапоги, и решил, что завтра наденет их. Наконец он лег, озабоченный и расстроенный, во-первых, тем, что с ним не было Санчо, а во-вторых, непоправимою бедою с чулками, которые он готов был заштопать даже другого цвета шелком, хотя это одна из последних степеней падения, до которой может дойти оскудевший идальго. Он потушил свечи; было жарко, и ему не спалось; он встал с постели и приотворил зарешеченное окно, выходившее в чудесный сад; как же скоро он отворил его, то ему показалось и послышалось, что в саду гуляют и разговаривают. Он насторожился. В саду заговорили громче, и он различил такие речи:

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

Еще с петровских времен в Кронштадте существует так называемая «Матросская слободка, служащая и поныне местом жительства для высылаемых из столицы административным порядком. Можно судить, что за люди населяют это предместье Кронштадта, какое чувство омерзения должно испытываться при посещении этого притона общественных отбросов. Ссыльные эти носят наименование «посадских», и в описываемое нами время городские жители много терпели от них. Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам города, рискуя подвергнуться нападению и грабежу. Вот на этих-то нравственно погибших людей и обратил свое внимание любвеобильный пастырь. Чуть загорелся восток... С моря потянуло прохладой... Спит еще Кронштадт, и только «посадская голь» лезет из своих «щелей» – грязных, вонючих углов, в низеньких ветхих домишках. – Боже! неужели здесь живут, – думал я, обходя в первый раз посадские трущобы, точно вросшие в землю. Оказалось, что не только живут, но живут плотнее и скученнее, чем, например, в богадельнях или казармах. Нары понаделаны рядами, а местами еще в два этажа! Голые доски, полутемная нетопленная изба, смрадная, нестерпимо-пахучая атмосфера – вот признаки посадских щелей. Не стану описывать подробнее отвратительную обстановку кронштадтской нищеты, потому что в ней не ничего исключительного и особенного: такую же обстановку и бедность и если бедность, то непременно антисанитарную грязь и можно встретить везде в России, и везде, где нищета, там и грязь, где бедность, там и вонь; парадной, «нарядной» нищеты, как, например, в Германии, у нас нет. Хоть чистота, в сущности, ничего не стоит, но у русских она составляет исключительное достояние богатых... Только что пробило 5 часов утра, как из убогих посадских избушек начали выскакивать фигуры, мужские и женские, в каких-то «маскарадных» костюмах: кто в кацавейке и больших калошах, кто в зипуне с торчащими клоками ваты; на голове остов цилиндра, соломенная в дырах шляпа и т. п. Все торопятся, точно по делу бегут... – Не опоздать бы, не ушел бы...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Неравнодушные люди живут везде, и их много – это и даёт надежду, что посильная помощь будет оказана всем – А кто отвечает на звонки, поступающие на федеральный номер? Часто ли сейчас звонят? – Звонки поступают постоянно, соответственно, вскоре нам нужно будет увеличивать штат работников кол-центра, простите за это древнеславянское слово. Мы решили, что на эти вакансии будем брать только людей с ограниченными возможностями, которые мечтают о том, чтобы быть полезными другим, не сидеть сиднем в четырех стенах. Первым нашим оператором стала Ирина – с детства инвалид-колясочник. Она сказала: а что, собственно, мешает нам помогать друг другу? Дикция у нее прекрасная, в деятельности «Дородомика» разбирается, все контакты под рукой, с трудностями тех, кому нелегко, мы все знакомы – «вот и давайте работать вместе». Мы с радостью и согласились. На телефоне «Добродомика» она трудится с огромной душой и энтузиазмом, оказываем помощь, устанавливаем новые контакты, и мы очень рады, что друг другу полезны. Кстати, благодаря Ирине и мы, и ваши читатели узнали о существовании Благотворительного фонда имени Святой Матроны Московской, который помогает детям-сиротам и инвалидам в Санкт-Петербурге. – Продолжаю печальную тему затянувшихся ограничений, карантинов, масок, запретов, которые, мягко говоря, не способствуют радостному восприятию действительности, – мешает ли это работе, или вы смогли найти другие способы помогать людям? Какие это способы и какие это люди? – Помните, мы были с вами в прошлом году на Гражданской улице, навещали тогда известного экскурсовода Вячеслава Раснера в его социальном жилье? Вас тогда еще поразила бедность, в которой он живет, а наши волонтеры кое-чем помогали ему. Так вот, есть гораздо более удручающие вещи. В связи с тем, что не бабушки стали приезжать в «Добродомик», а мы к ним с продуктами, у нас появилось больше возможностей своими глазами увидеть, в каких условиях живут многие наши пожилые люди. Есть квартиры без ванн, без самой необходимой техники – бытовой и санитарной, с буквально кричащей потребностью в ремонте. Понимаете, там не просто бедностьбедность еще как-то можно перенести, – там унизительная для человека нищета.

http://pravoslavie.ru/132596.html

Библия отвечает только на те вопросы, которые непосредственно касаются нашего спасения. Один из таких вопросов – о деньгах и сребролюбии, о скупости и щедрости. Если человек щедр, то никакое богатство ему не страшно, но если щедрости нет в его сердце, то никакая бедность не спасительна, никакая нищета не поможет. Можно быть миллионером и, обладая щедростью, прийти ко Христу, а можно быть бомжем, последним нищим, но скупым, и поэтому так и не совершить прорыва к Богу. Когда в I в. по миру начала распространяться евангельская проповедь, то многие поняли её как социальное учение. В апокрифическом «Евангелии бедняков» много говорится о том, что бедность спасительна сама по себе. Однако Христос об этом ничего не говорил. Не бедность хороша, а щедрость Не богатство плохо, а сребролюбие. Взгляните на птиц небесных Всё, что говорит Иисус в приведённых выше стихах, пронизано библейской фразеологией и содержит прямые цитаты из Ветхого Завета. Эти стихи из Нагорной проповеди очень хорошо читать параллельно с Ветхим Заветом, привлекая для более объёмного понимания евангельского текста отдельные места из книги Товита, из Второзакония, из книг пророков. Зато несколько следующих стихов не имеют прямых параллелей в тексте Ветхого Завета и в силу этого обстоятельства представляют особый интерес, так как содержат нечто принципиально новое, появившееся только в евангельской проповеди. Если мы пользуемся текстом Евангелия с параллельными местами (ссылками такого рода снабжены практически все наши издания), имеет смысл обращать особое внимание на стихи, к которым параллельные места не приводятся . Именно в таких стихах зачастую содержится исключительно важная информация о проповеди Иисуса, о том новом, что Он говорит Сам, от Своего имени, не опираясь на Ветхий Завет и духовный опыт пророков прошлого. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26–28). О птицах упоминается в Псалтири. Например, в 83м псалме, стих 4й: «И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой». Замечательная картинка: ласточка вьёт гнездо под крышей храма, чтобы вывести птенцов! В другом, менее известном тексте, близком к Священному Писанию, – Псалмах Соломона, которые печатаются в греческих изданиях Септуагинты, но в переводы Библии на другие языки обычно не включаются, – в 5м псалме есть такое место: «Птичек и рыб Ты кормишь, Господи, когда даёшь ливень пустыням, чтобы выросли травы, готовя пропитание в пустыне всему живому, и когда они взалчут к Тебе и обратят к Тебе лица свои, Ты даёшь им эту пищу. Царей и правителей, их народы Ты кормишь, Боже, и нищего, и бедняка. Кто надежда, если не Ты, Господи!»

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

[«Господи, на Небе милость Твоя, и истина твоя до облаков».] Стих: Правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. [«Правда Твоя, как горы Божии, определения Твои как великая бездна».] Чтение из книги Бытия (5, 1–24) пересчитывает потомков Сифа, вместе с указанием лет жизни каждого из допотопных патриархов. Прокимен, глас 6, пс. 36 Потерпи Господа, и сохрани путь Его. [«Твёрдо прилепись к Господу, и храни путь Его».] Стих: Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие. [«Не подражай делающим злое, и не завидуй беззаконникам».] Чтение книги Притчей (6, 3–20) поучает трудолюбию. «Пойди, ленивец, к муравью, и подражай ему, смотря на дела его. Нет над ним ни хозяина, ни смотрителя, ни повелителя, но он летом заготовляет себе пищу, во время жатвы собирает себе много запаса. Или пойди к пчеле, и поучись – какая она труженица, и сколь досточестную совершает она работу. Труды её употребляют на здоровье себе и цари и простые люди; любима она всеми и славна. Хотя по силе она и слаба, но за мудрость получает особый почёт. Долго ли ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт к тебе бедность, как наездник, и нищета к тебе, как скорый бегун. А если не будешь ленив, как источник потечёт жатва твоя, и убежит от тебя нищета, как скорый бегун». На вечерни стихиры на стиховне Не постившеся по заповеди Создавшаго, от сада разума первозданнии, смерть от преслушания приплодиша, древа же жизни и райския сладости устранившеся. Темже постимся вернии от пищей тленных, и страстей всегубительных, да от божественного креста жизнь обымем, и со благоумным разбойником к начальному отечеству возвратимся, приемлюще от Христа Бога велию милость. [«Первозданные, не постившись по заповеди Творца, за преслушание получили смерть от древа познания, и лишились древа жизни и рая наслаждения. Потому будем, верные, поститься от тленной пищи и губительных страстей, чтобы приобрести жизнь от божественного креста, и с благоразумным разбойником войти в древнее отечество, получая от Христа Бога великую милость».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010