Какие причины чаще всего называют женщины, приходящие на аборт? Зачем психологи пытаются переубедить женщин? И что происходит дальше с теми, кто меняет свое решение и отказывается прерывать беременность? Об этом и многом другом — наш разговор с практикующим психологом в женской консультации (По закону, чтобы получить направление на бесплатный аборт, нужно обязательно пройти предварительную беседу с психологом. — Ред.), сотрудником центра защиты материнства «Ева» в городе Подольске Мариной Антоновой. Что меняется за 5 минут консультации — Марина Васильевна, что чаще всего становится причиной абортов? Нищета, изнасилование, тяжелая болезнь? — Ни то, ни другое, ни третье. — То есть как? — С такими обращениями приходят единицы. Например, за всю мою практику у меня не было ни одного случая, связанного с изнасилованием, а я работаю в женской консультации уже около трех лет. Из общения с коллегами я знаю, что и в их работе это крайне редкие события. И тяжелые болезни тоже. — Но неужели не говорят про бедность? — Вот про бедность как раз говорят. Но вы сначала упомянули слово «нищета»… Скажите мне, невозможность заменить пятый айфон шестым — это нищета? Парадокс в том, что ко мне приходят и такие люди и заявляют о своей финансовой недостаточности. Говоря при этом: «Мы не хотим плодить нищету». И вы знаете, сначала я думала, что дело действительно в материальных проблемах. Но на практике тех, кто реально не способен прокормить еще одного ребенка, крайне мало. Представьте, что за месяц наш кабинет посещает примерно тридцать женщин, из них по-настоящему в бедственном положении — максимум одна. Но и те, и другие заявляют о материальных трудностях. Многие говорят, что им негде жить, а в ходе разговора выясняется: на самом деле есть где, но просто хотелось бы жить лучше. Я могу со всей уверенностью сказать, что 90 процентов моих пациенток, которые говорят, что не потянут, на самом деле в силах не только воспитать того ребенка, который сейчас у них в животе, но и других родить и вырастить. Не в богатстве, конечно, но тем не менее достаточно достойно. Потому что у них есть крыша над головой и у большинства, как ни странно, есть мужья. Возможно, их не удовлетворяет их финансовое положение, но все же оно вполне позволяет обеспечить ребенка всем самым необходимым.

http://pravoslavie.ru/112844.html

«Слово» Даниила Заточника адресовано Ярославу Владимировичу, князю новгородскому с 1182 по 1199 г. Оно открывается авторским вступлением, в котором Даниил с гордым самосознанием ценности своей личности прославляет «разум ума своего». Разум – главное качество сердечной красоты, духовной сущности человека, утверждает автор. Он слагает панегирик человеческой мудрости, определяет главную тему «Слова», его жанровую структуру, основой которой является притча – мудрая сентенция. Даниил заявляет, что не может не писать своего «слова», только писанием он может облегчить душу, сбросить с сердца тяжкие оковы. Тут же Даниил сообщает и о своей жизненной неудаче: его «живот», т. е. достояние, богатство, «расыпася» и нищета покрыла его, «аки Чермное море фараона», и пишет он свое «слово», «бежа от лица художества». Он полагается на «добросердие» князя, на обычную его любовь. Без них он подобен «траве блещеной», растущей «на застении». Только страх княжеской «грозы» может оградить его от жизненных неурядиц, «яко оплотом твердым». Так возникает вторая, не менее важная тема – тема князя, способного защитить попавшего в беду умного человека твердым оплотом своего могущества, своей любовью-милостью. Прибегая к словесным каламбурам, Даниил отмечает бедственность своего положения, подчеркивая различие между собой и князем: «Зане, господине, кому Боголюбиво, а мне горе лютое; кому Бело озеро, а мне черней смолы; кому Лаче озеро, а мне на нем седя, плач горкии; и кому ти есть Новъгород, а мне и углы опадали, зоне не проценте часть моя». Как попал Даниил на Лаче озеро, был ли он туда заточен? – можно только предполагать! Далее Даниил вводит читателя в типичную жизненную бытовую ситуацию: от человека, попавшего в беду, отвернулись его друзья и близкие. Ведь он не может теперь поставить перед ними «трапезы многоразличных брашен». Его возмущает лицемерие друзей, и житейский опыт позволяет сделать малоутешительный вывод: «...не ими другу веры, ни надейся на брата». Теперь на первый план выдвигается тема бедности и богатства. Автор не может и не хочет примириться с нищетой. Нищета унижает личность: «Лепше смерть, ниже продолжен живот в нищети». Приводя слова Соломона, Даниил показывает, что богатство рождает гордость, а нищета толкает на воровство и разбой. Одержимый нищетой, он вопиет к сыну «царя Владимира» с просьбой о милости. Он обращает внимание на социальный контраст общества, контраст между богатым и «убогим» мужем: «Их же ризы светлы, тех речь честна».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По меркам деревни хорошая 25 тысяч. В совхозе  даже есть зарплата 30 тысяч. Мне кажется, это нормальная сумма. Я за 22 года служения получал зарплату 4 месяца, но это такая специфика. У меня сейчас восемь храмов и нас четыре священника. На самом деле, зарплату получают два моих вторых священника – один на одном приходе, второй на втором. Зарплата шесть и четыре тысячи, но они монахи». Анна Данилова прокомментировала: «И ни в чем себе не отказывайте». Протоиерей Андрей Ефанов: « А им не в чем отказывать. Для них эта зарплата нормальная, можно на эти деньги жить. Они не платят никакой коммуналки, потому что колодцы во дворе и уборные тоже. Им приносят конфеты, печенье и хлеб на панихиду. Вы знаете, хватает. Довольны, что есть возможность служить. Правда, я тоже очень доволен, что у меня есть возможность служить». Черта нищеты и помощь без границ Анна Данилова рассказала о последних материалах «Правмира», упомянув интервью с Мариной Андреевной Журинской. Острый текст про социальные проблемы современности вызвал серьезную дискуссию: «На днях мы будем вспоминать Марину Андреевну в связи с трехлетием ее ухода в жизнь вечную. Это человек, очень тонкого понимания современной жизни и умения колоссально внятно осмыслять эту жизнь по-христиански. Это то, чему я всегда поражалась – она могла писать про котов, она могла писать про митинги на Болотной площади, она могла писать про толчею в автобусе, и в каждой этой точке она находила отправной момент для глубочайшего христианского размышления, и я надеюсь, что наши размышления над трудами Марина Андреевны еще впереди. Она как-то раз мне сказала: «Аня, вы думали когда-нибудь над тем, что такое нищета? Мы привыкли говорить: бедность, средний класс. Вот нищета, это что такое?» Я бежала между одним метро и другим. Марину Андреевну слушала в пол-уха, она мне очень внятно сказала и несколько раз повторила: «Когда человек не может нормально лечить и учить своих детей, вот это нищета». Мы говорим в каких-то других терминах, а если посчитать, сколько стоит нормальное лечение и обучение в том случае, если оно не бюджетное, то окажется, что на самом деле по этому критерию за чертой нищеты находится существенная часть среднего класса. С фондом «Правмира» я тоже в эту тему погрузилась».

http://pravmir.ru/pravmir-eto-pro-lyudey...

Вопрос 2. Что уготовляется тому, кто печется о своих духовных делах? Ответ: Ему уготовляется и все необходимое для тела без тяжкого труда и заботы об этом. Вопрос 3. А) Что ненавидят люди? Ответ: Бедность. Б) Почему следует любить бедных? Ответ: Чтобы ради них получить милость от Бога. Вопрос 4. Что приносит человеку нестяжателъность? Ответ: Она избавляет его душу от смущения помыслов. Вопрос 5. Что находит обнищавший ради Бога? Ответ: Неистощимые сокровища. Вопрос 6. А) Что приносит человеку нестяжательность и пустынное житие? Ответ: Они отсекают причины и поводы страстей, поскольку чувства человека не находят способов для общения с врагом. Б) Каким образом можно приобрести нестяжательность? Ответ: Дня этого нужно возлюбить скорби. Нищета Вопрос 1. Что выше: ступень вольной нищеты или ступень милосердия? Ответ: Выше ступень вольной нищеты. Вопрос 2. Почту нищета выше милосердия? Ответ: По двум причинам: 1) благодаря свободе (освобождению от попрошайничества) и 2) благородству ума (то есть невозмутимости ума). Вопрос 3. Что является нищета в соединении с безмолвием? Ответ: Высшим совершенством. Страсть осуждения Вопрос 1. Что с нами происходит, когда мы кого-то осуждаем? Ответ: Мы становимся мертвыми духовно, и все наши дела бывают тщетными, даже если нас побудило произнести слова осуждения желание принести назидание. Страсть блуда – блуд – прелюбодеяние – ослепление ума – потеря страха Божьего Вопрос 1. Почему следует остерегаться общения с юношами? Ответ: Потому что при этом ум оскверняется нечистыми помыслами. Вопрос 2. Что вшивает в нашей мысли воспоминание о блуде? Ответ: Оно вызывает в нашей мысли постыдную похоть. Вопрос 3. А) Что служит обличением для блудников? Ответ: Добродетель окружающих их людей. Б) Что служит обличением для бесстыдных? Ответ: Потупленный взгляд находящихся рядом с ними. Вопрос 4. А) Что означает плотское разжжение при воздержании в пище? Ответ: То, что у нас есть страсть блуда. Б) Что помогает исцелиться от нее? Ответ: Воздержание от лицезрения женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

— Я сейчас смотрю вопросы, которые нам прислали наши читатели. Спрашивают про семью. Как строить отношения в семье, и где место любви, если семья бедна, все дерганные, муж добывает еле-еле, пытается контролировать доходы. У жены куча забот с детьми. Работать она не может, а в церкви говорят: «Смиряйтесь, бедностью спасетесь. Деньги, вообще, не главное, была бы любовь». Собственно, любовь и страдает.  — Во-первых, сама по себе нищета, как и само по себе богатство никого к Богу не приводит. Я уже говорил, почему опасно богатство? Это состояние, в котором легко положить фундамент своей жизни именно на него. Нищета — это состояние, в котором нужна помощь, в котором Бог хочет всегда тебе помочь, он всегда с тобой рядом, он всегда тебя ждет. Но сама по себе нищета никого не спасала.  Точно так же, как и само по себе богатство ничью душу еще не убило. Если ты богат и постоянно отдаешь, если ты богат, потому что ты, например, узкий специалист и получаешь хорошую зарплату за то дело, которое ты прекрасно делаешь, в этом при сопутствующих прочих равных нет ничего плохого.  Скажу о личном опыте. Во-первых, очень полезно и важно контролировать свое потребление и снижать его, даже если у вас на данный момент средний уровень дохода. Потому что именно резкий скачок особенно опасен для нашей психики. По-настоящему человек очень малым может довольствоваться. Помните историю про пиджак? Был один пиджак, другого не было.  Но если у человека, который привык каждый месяц обновлять свой гардероб, эту возможность резко отобрать, ему покажется, что вся его жизнь рухнула. Помните, такая есть цитата: «Какая хорошая машина? Та, которая ездит». Та, на которой ты сейчас ездишь, она и она хорошая, а если она не ездит, то плохая. То же самое и здесь. Но если ты привык по пять машин в год менять, очень сложно понять, что хорошая машина — это та, которая ездит. Эту привычку к умеренности важно формировать, даже если нет никаких предпосылок к тому, что ты будешь нищим.  Когда находишься в каком-то серьезном финансовом кризисе, пожалуй, единственное, что я могу рекомендовать — создавать новые привычки. Те, которые приносят, в конечном счете, радость, не требуют затрат, но нуждаются в усилиях. Формирование этих привычек очень важно. 

http://pravmir.ru/gde-napisano-chto-muzh...

Что значит эта «скука», переходящая в «тоску» и в безысходное томление? Мной овладевает безрадостность, мертвое безразличие ко всему, душевная подавленность, духовное бессилие. Мне все не мило, я ничего и никого не люблю. Словно иссякла во мне сила любви, дар видения, способность радования. Мир ли оскудел со всем своим богатством, во всех своих тайнах и глубинах, со всей своей красотой? Нет, это я оскудел: не говорит моя любознательность, не поет мое сердце, не мечтают мои желания. Это означает, что счастье наше - в любви, и что тоска - от ее угасания. Почему же она угасла во мне? Не потому ли, что я плохо и безмерно любил недостойное? Значит необходимо искусство любви, верный выбор предмета, любовь из главного (она не иссякает!), любовь по главному (она разгорается все сильнее!), любовь к главному (она не разочаровывает!). И если сейчас нет во мне всего этого, то я терпеливо пережду мою тоску и попытаюсь пробудить мою любовь состраданием и добротой. Чему учит меня моя бедность? Это школа - суровая, школа унижений: всем кажется, будто бедный - «хуже» других, «недостойнее» других и именно потому осужден жить без «радостей». И вот, человек не должен желать богатства, пока не победит этих унижений, т.е. пока не убедится в их мнимости. Чтобы убедиться, что он не «хуже» других, бедный человек должен найти настоящий критерий добра и зла, и утвердить свое сердце и свою волю в добре; этим он победит первое искушение бедности. Чтобы убедиться, что бедность и богатство не определяют ценности человека, бедный должен утвердить в себе чувство собственного духовного достоинства и тем победить второе искушение бедности. Затем он должен убедиться в том, что богатство не обеспечивает человеку ни любви, ни счастья, ни радости. Истинные источники радости доступны и бедному, и к этим источникам радости он должен найти верный путь, побеждая этим третье искушение бедности. И тогда его сердце станет неспособным к зависти, из которой родится всяческая злоба, пошлость и революционность; тогда он утвердится в доброте сердца и в свободе духа, и победит четвертое искушение бедности. Этим он духовно созреет к богатству и всякое имущество станет для него орудием свободы, доброты, любви и духа. Вот для чего нашему поколению послана нищета... Господи! Благодарю тебя за эту дивную школу бедности! Она научила меня духовной свободе от земных «благ»...

http://sedmitza.ru/lib/text/432239/

Е.Никифоров: - И стамесочка, если ты мужчина. Прот. А.Ткачев: - Если ты мужик  -  там есть мужские рабочие профессии; столярные, слесарные мастерские. Освой профессию и работай. Ты можешь вырваться из нищеты, снять какое-то жилье, через 2-3 года ты можешь уйти из казенной квартиры на свои хлеба. У тебя есть шанс. Такой шанс можно дать, потому что 15-20% деклассированных людей сохраняют в себе живые зерна желания жить по-другому. Вот об этом нужно говорить. Здесь целая карта возможностей. Но и просто кормить их тоже нужно, потому что каждый из нас знает, что такое голод. И в тюрьму нужно приходить к каждому человеку независимо от того, преступник он или случайно севший. Поэтому этот День бедных - многоплановая вещь, которая нам бы не помешала. И в деревне, и в городе. И в столичных городах, и в провинции. Чтобы обратить внимание местных властей, волонтерских организаций, или церковной общественности, да и вообще всякого человека на тех, кто  рядом с нами. Прот. А.Ткачев: - Реально есть много разных людей. Есть лентяи, есть опустившиеся. Достоевский пишет в " Преступлении и наказании " про Катерину Ивановну, что она жила в той степени грязи и бедности, когда человек перестает бороться. Е.Никифоров: - Вот, Островский говорил, что бедность - не порок. И это действительно не порок. А Оскар Уайльд говорил иначе: " А нищета - это уже порок " . Вот такие градации - бедность и нищета. Прот. А.Ткачев: - Да! То- есть когда уже сил бороться нет. Уже в каком-то возрасте человек не может бороться и остается за бортом. И таких людей много. Дома престарелых в себе таят тысячи историй ненужных стариков и старух, которые были не последними людьми.  Среди них можно найти летчиков, шахтеров, героев войны, и афганской, и ангольской,  и офицеров в отставке, и героев труда. Никто из них не думал, что они будут так доживать. Поэтому в принципе проблема бедности, невнимания к бедному человеку, того, что многие живут по-скотски, не имея возможности выкарабкаться из этого состояния -  это  большая социальная проблема. Я бы даже сказал, что столетие революции коррелирует с этим вопросом, потому что именно пафос справедливости поднял многих  на баррикады. Пусть они были обмануты,  пусть они отступили от монархической клятвы, пусть они были нецерковные, не причащающиеся давно люди, формально крещёные, с крестиком на шее. Но то хорошее, что в них было, то, что их подняло на великий социальный переворот, на  этот кошмар, который по ним же и ударил - это было желание социальной справедливости.

http://radonezh.ru/text/programma-obo-vs...

Не спорим: современная нам наука чудеса творит в тех областях, которые ей доступны. Астрономия, например, не только землю, а и солнце, месяц и т.д. взвесила, измерила и определила. Естествознание подметило и открыло в природе такие силы, о которых отцы наши даже и не гадали. Мало – открыло, а и заставило их служить человеку, и вот человек без лошади едет; сидя у себя в доме, ведет беседу с теми, кто от него живет за десятки тысяч верст. Поистине, голова идет кругом от изумления, как подумаешь, до чего ныне додумалось в этом отношении человечество. Само собой, нельзя и не благодарить за то науку. Но, други мои, если признательность и – доброе чувство, все же оно должно, я думаю, иметь границы. Пусть, по части техники, коммерции и промышленности, наука действительно ушла вперед: но ужели мы живем на свете для того только, чтобы жить и наживаться, есть, пить и веселиться? Я думаю, есть у человека нужды, потребности, желания и поважнее земных? есть вопросы посущественнее житейских? Так кто и как решит человеку вопрос «что я такое? откуда? зачем? Я должен умереть; что же потом? Ужели и моя судьба такая же, как бессловесного животного? Но в таком случае, зачем и откуда во мне все эти запросы и полеты мысли, эта ненасытимая жажды счастья, эта бездна желаний, самых разнообразных и несбыточных? Откуда все это, если я – кусок мяса, не более?» Все эти и подобные вопросы кто нам решит, помимо Церкви? Но что об этом говорить? Издревле в мире скорбь, нищета и бедность: переменил ли и это наш пресловутый прогресс с своей наукой? Напротив, с развитием удобств передвижения и т.д., нищета и бедность не увеличиваются ли со дня на день? Как и нравственная жизнь стала ли лучше за последнее время, с распространением образованности? Довольство душевное, мир, братство в людях, идут ли вперед? Похвались, наука! «Мы, говорят, передовые люди века, освободили зато женщину от рабства мужчине, и враги всех тунеядцев». Слушаем! Но что она, эта ваша хваленая свобода, дает женщине в будущем, скажите? что будет с ней, этой всенравной женщиной, когда она износит свою красоту и напоследок останется от множества мужей без мужа и от детей, которых не хотелось ей в свое время кормить, без детей, без роду и племени? Нет, други мои, это не есть прогресс, выдумать такую злую насмешку над женщиной, и что ни говори наши мудрецы, а учение Церкви по всем этим вопросам – единственное учение, разумное и многоплодное, способное благоустроить жизнь человека на земле. – Будем поэтому, братие, и на будущее время крепче держаться св. Церкви. – Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Изжившу ему все, бысть глад крепок на стране той, и той начат лишатися (ст. 14). Безразсудный сын думал, что он, живя на своей воле, будет всегда жить весело, будет жить так, как душе его угодно. И вот мечты его разсеялись. Он страдает от нищеты. Была ли когда нибудь страна заблуждения и порока, та область, где живет душа разсеянная, была ли когда нибудь страною изобилия и довольства? Ах! в ней всегда нищета и бедность, всегда крепкий голод. Дело только в том, что грешная душа, в чаду страстей, долго не замечает своего положения; долго не чувствует что теснит ее нищета, изнуряет ее крепкий голод. Если же начинает она видеть свою бедность: то это всегда по тайному действию благодати Божией, призывающей заблудшую к возврату в дом родной. Начат литатися: как много сказано сим о внутреннем состоянии грешника! Несколько времени жил он в упоении чувств и не понимал себя. Но вот начинает чувствовать, что не хорошо на душе его; начинает чувствовать скуку, томление, пустоту. И шед прилепися единому от житель тоя страны. И той посла его на села своя пасти свиния (ст. 15). Сын богатаго отца, сын, тяготившийся и такою нежною властию, какова власть отца, от нужд нищеты отдает себя в рабство чужому человеку, и тот посылает его пасти свиней. Какое унижение! Зачем же несчастный, теснимый нищетою и нуждою, не возвращается к отцу, нежно любящему его? Зачем вместо того, чтобы обрекать себя на низкую долю, не спешит он в дом родительский, богатый и покойный? Не то же ли бывает и с грешною душею? Почему бы ей тогда, как по милости Божией чувствует она пустоту жизни своей не спешит возвратом к Отцу небесному? Нет, своеволие влечет ее далее на распутие греха. Грешник пытается наполнить пустоту души грубою вещественностию и отдается в рабство греху. — Прилепися единому от житель тоя страны. Жители страны, далекой от дома Отца небеснаго, это — души, которыя живут в забвении о Боге и преданы превратному уму, чтобы делать непотребства (Рим. 1, 22). Душа заблудшая, но еще чувствующая себя и свое положение, пока не в числе погибших. Но несчастная, чтобы заглушить свою тоску по отчизне, она начинает вести жизнь самую низкую. И ум, и сердце, и воля ея порабощены греху. По временам ум хочет освободиться от власти чувственности и бедное сердце вздыхает по свободе святой: но уступает силе навыков и прелестям греха; и несчастный пасет и питает чувственныя скотския похоти, которых гнусность так отвратительна. Жалкое состояние!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Да… Нам довольно большой отрезок жизни довелось прожить в государстве, которое та же Америка клеймила как безусловно тоталитарное. Впрочем, мы и сами не считали Советский Союз свободной страной. Но не можем припомнить, чтобы родители бегали и кому-то что-то доказывали. Даже у диссидентов, которые не скрывали своей враждебности режиму, детей в позднесоветский период не отнимали! Самих диссидентов могли упрятать в психушку, отправить на поселение или в лагерь, но родительские права оставались при них. Более того (сейчас это кажется фантастичным), им не навязывали никакую «программу социальной реабилитации», не лезли в семью и не заставляли воспитывать детей в духе марксизма-ленинизма. Конечно, все получали такое воспитание в школе, и это очень волновало родителей из диссидентских и околодиссидентских кругов. «А не разовьется ли у ребенка шизофрения при такой раздвоенности? Ведь дома он слышит одно, а в школе – прямо противоположное!» – это был стандартный повод для волнений антисоветски настроенных родителей. Но никому не приходило в голову волноваться из-за того, что детей могут избавить от такой «шизофрении» при помощи детдома, где будет гарантировано полное идеологическое единообразие. Зона нового типа Так что же все-таки создается на наших глазах в самых разных странах? Вопрос этот в последнее время волнует не только нас. Вот что пишет священник Максим Обухов, руководитель известного на всю Россию медико-просветительского центра «Жизнь»: «С ужасом читаю новости, как с фронта, о волне похищений детей, о том, как у многодетных и приемных семей под разными предлогами: бедность, нищета, плохие жилищные условия – забирают детей… Я не знаю, что делать, и в потрясении пытаюсь найти аналогию в истории в какой-нибудь стране и в какое-нибудь время. Бывало ли такое? Живут в доме в аварийном состоянии. Бедность, нищета. Как свидетельствуют очевидцы, когда отбирали ребенка, он плакал, хватался за мать. Ребенку в детском доме запрещают видеться с родителями, терроризируют угрозами забрать оставшихся… К семьям применяется чудовищная форма насилия: похищенные дети воспитываются на иных принципах и ценностях, чем хотят родители; да и о каком воспитании может идти речь, если детей лишают даже возможности видеться с семьей?..

http://pravoslavie.ru/39130.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010