Нищета духовная есть духовное убеждение в том, что жизнь наша и все наши духовные и телесные блага (как-то жизнь, здоровье, силы, душевные способности, знания, богатство и всякие житейские блага), все это есть дар Творца Бога: без небесной помощи невозможно приобретение, ни материального благополучия, ни духовного богатства - все это Божий дар. Нищета духовная называется смирением, а добродетель ее - смиренномудрием. Смиренномудрие или смирение есть основная христианская добродетель, потому что она противоположна гордости, а от гордости произошло все зло в мире. Первый из ангелов стал диаволом, первые люди согрешили, а потомки их ссорятся и враждуют между собою из-за гордости. " Начало греха - гордыня " (Сир. 10, 15). Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Смирение дает нам возможность познавать самих себя, правильно оценивать свои достоинства и недостатки; оно благотворно действует на исполнение наших обязанностей к ближним, возбуждает и укрепляет в нас веру в Бога, надежду и любовь к Нему, привлекает к нам милосердие Божие, а также и расположена к нам людей. Слово Божие говорит: " Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит " (Пс. 50, 19); " Бог гордым противится, смиренным же дает благодать " (Притч. 3, 34). " Научитесь от Меня " , наставляет Спаситель, " ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим " (Матф. 16, 29). Нищета телесная, или бедность может много содействовать приобретению духовной нищеты, если эта нищета, или бедность воспринимается доброхотно и безропотно. Но не всегда " нищие телесно " могут быть и " нищими духовно " . И богатые могут быть " нищими духом " , если понимают, что видимое, материальное богатство есть тленное и скоропреходящее, и что оно не может заменить богатства духовного; если помнят слова Господа: " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп дает человек за душу свою? " (Матф. 16, 26). Но христианское смирение нужно строго отличать от своекорыстного самоунижения, роняющего человеческое достоинство, как например, подхалимство, заискивание и т. п.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Выражает же это Апостол отвлеченно (абстрактами), и тем речь его представляется более впечатлительною. «Яже во глубине нищета», η κατα βαθους πτωχεια, глубокая нищета, скудость, до того ниспадшая, что ниже уж и спускаться нельзя; и что она дает? — С избытком издает из себя богатую щедрость. Это то же, как если бы иссохшее дерево давало обильные и сочные плоды. Не чрезвычайность ли это? «Апостол сказал им самое высокое похвальное слово, ибо показал, что они в скорби благодушны и в крайней бедности богаты щедростию; отвсюду обуреваясь волнами, радуются, как бы носясь попутным ветром, и, редко имея у себя необходимое, показывают великодушие, как бы утопая в богатстве» (Феодорит). Радостию в скорбях Апостол потом не занимается, а одною только щедростию македонян, потому надо положить, что он и помянул о ней затем только, чтоб возвысить добродетель щедродательства. Скорбному, обыкновенно, бывает не до других, но у македонян, говорит, дела идут, не как обычно. Себя забывают, а заботятся лишь о других. Благодушие в скорбях не сжало их сердца, напротив, радостию расширяя их сердца, раскрыло скудные их сокровищницы и изнесло богатое подаяние. Эта картина должна была представиться очень возбудительною к подражанию для нескудных коринфян. Святой Златоуст говорит на это место: «Что значат слова: «во мнозем искушении скорбей избыток радости их» ? — То, что они в избытке имели и скорбь, и радость и, что весьма дивно, такая скорбь произрастила им такое обильное удовольствие; скорбь, и скорбь тягчайшая, не только не породила в них печали, но еще была для них виною радования. Македоняне не просто скорбели, но в скорби соделались искуснейшими чрез терпение, являя не только терпение, но, что гораздо выше терпения, радость; и не просто радость, но избыток радости. Ибо действительно радость их была велика и неизреченна. «И яже во глубине нищета их избыточествова в богатство простоты их». Опять то и другое с избытком. Как великая скорбь произвела великую радость и избыток радости, так великая нищета породила великое богатство милостыни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2956...

Мария 24 июня 2013, 13:21 продолжение предыдущего коммента... и после всех терзаний, всех попыток вырваться и мыслей, что ну, я же могу, я ведь могу - я ж и умная, и сильная, и красивая, и работящая. и руки - ноги есть, главное. не сидеть на месте! а потом идут болезни, предательства, обманы, которые дают... смирение. Слава Богу за всё! Простите меня. Пусть Святой Дух почивает на вас! Мария 24 июня 2013, 13:20 Марфа Н. Спаси Вас и ваших детей Господь! Какая Вы богатая! В семье, с такими детьми,каких Вы воспитали - главное богатство! Для меня сейчас очень актуальна тема нищеты и достатка (не говорю о богатстве). Всё познаётся в сравнении. если ты зарабатывал когда-то хорошие деньги,а потом что-то изменилось - и всё прекратилось. именно в этот момент происходит прозрение. очнь хорошее время для того, чтоб пробудиться духовно, пересмотреть свою жизнь, вспомнить всё. что считал " ну. все так делают " и искренне раскаяться. как-то вечером, оценивая день, решила, что вроде дела стали, как раньше... и странная реакция!!! - а как же моя нищета... как же я буду теперь к Богу обращаться? - подумала я. самая горячая молитва (а это самое главное в жизни) именно в нищете, бедствии, болезни и т.д. физической! и что бы не говорить, как бы не увиливать от этого факта. Господь напускает тьму, чтобы Его свет был ярче и ближе... как ни жалко нам себя, придумывая доводы почему " нищета " , она в Писании имеется " нищета духа " , а не физическая... Человек - это тело, душа и дух. Только когда человек немощен физически, он припадает ко Господу... а насколько, каждому отмеренно... кто, сколько может понести. Александр 28 февраля 2013, 01:12 Ольга: Статья хорошая.Но ее легко читать тому,кто не знает что такой крайняя бедность... Ольга! Напишите пожалуйста,чем могу Вам помочь. (e-mail есть в редакции). Ольга 25 февраля 2013, 13:19 Статья хорошая.Но ее легко читать тому,кто не знает что такой крайняя бедность. Я сейчас именно в такой ситуации. Поверьте, что когда ты видишь,как твоя мать не может получить нужное лечение, так как денег нет и социальные службы отказались признать ее бедной, впадаешь в гнев! Работать она не может из-за болезни,инвалидность тоже не дают. Не на что ездить по городу,оплачивать анализы,не на что вставить выпавший зуб. Что это такое? О том,чтобы выти замуж мне, речь не идет. Такой беднотой плохо одетой никто не интересуется просто. Я никогда , живя в СССр не думала,что узнаю на своей шкуре,что такое реальная бедность,когда в доме остается картофель и морковь,ни хлеба,ни чая,ни масла. Это так невообразимо в наш 2013 год,когда президент и его зам. хвалятся достижениями и сидят на нефтедолларах!

http://pravoslavie.ru/59540.html

Вопр. Как бл. Тихон утешает находящихся в бедности? Отв. Христиане истинные, по большей части, в бедности живут. Причина сему или та, что истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели – о телесном и временном; или – та, что от злых богачей лишаются того, что Бог им посылает: не богатии ли насилуют вам ( Иак. 2:6 )? Или сами они расточают богатство свое, по Писанию: расточи, даде убогим ( Пс. 111:9 ). Есть на то и другие причины, единому Богу известные. Христиане, которые терпят бедность, да утешают себя следующими рассуждениями: 1) Как прочие бедствия (о чем сказано – Част. 8, гл. 11), так и бедность от Господа попускается на вас: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть ( Сир. 11:14 ). На какой конец, ниже увидим. 2) Нищетою человек удобно может освободиться от всех тех зол, которыми богатство окружается: гордость, скупость, роскошь и пр. в бедности почти не имеют места. При богатых сии христианские язвы обретаются, и их сердца поражают... Бедный не боится татей и хищников; бедности тля не тлит, ни молие растлевает; бедность удалена от зависти, которая на богатство смотрит неприятно; бедный ответа не готовит за расточение богатства; бедность не дозволяет жить в праздности и лености. Нищета, глаголет св. Златоуст, не праздность, но трудолюбие рождает. Руководство некое пути, ведущего к небеси, нищета; помазание страдальческое, обучение некое великое и чудное; пристанище благоуспешное... Да будет убо нищета твоя во утешение тебе! 3) Нищий и богатый равно дни провождают: ни богатому – богатство, ни бедному бедность ни придает, ни отнимает дней и жизни. Тот и другой равно – богатою и бедною пищею подкрепляется; равно богатым платьем и рубищем покрывается; равно в хижине и в чертогах упокоевается; равно житие свое тот и другой оканчивает смертию и гробом. Но когда бы на всемирном суде равно судимы были! Но нет! Ему же дано много, много и взыщется ( Лк 12:48 ). 4) В бедности твоей помяни о вольной нищете Христа, Сына Божия, Иже нас ради обнища, богат сый ( 2Кор. 8:9 ). И убогих учеников и Апостолов имел, и повелел им нищету любить: не стяжите злата, ни сребра, рек им ( Мф. 10:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Марина Антонова 18.05.2018 18.04.2023 ( 7  голосов:  5.0 из  5) Какие причины чаще всего называют женщины, приходящие на аборт? Зачем психологи пытаются переубедить женщин?  И что происходит дальше с теми, кто меняет свое решение и отказывается прерывать беременность? Об этом и многом другом — наш разговор с практикующим психологом в женской консультации (по закону, чтобы получить направление на бесплатный аборт, нужно обязательно пройти предварительную беседу с психологом), сотрудником центра защиты материнства «Ева» в городе Подольске Мариной Антоновой. Что меняется за 5 минут консультации — Марина Васильевна, что чаще всего становится причиной абортов? Нищета, изнасилование, тяжелая болезнь? — Ни то, ни другое, ни третье. — То есть как? — С такими обращениями приходят единицы. Например, за всю мою практику у меня не было ни одного случая, связанного с изнасилованием, а я работаю в женской консультации уже около трех лет. Из общения с коллегами я знаю, что и в их работе это крайне редкие события. И тяжелые болезни тоже. — Но неужели не говорят про бедность? — Вот про бедность как раз говорят. Но вы сначала упомянули слово «нищета»… Скажите мне, невозможность заменить пятый айфон шестым — это нищета? Парадокс в том, что ко мне приходят и такие люди и заявляют о своей финансовой недостаточности. Говоря при этом: «Мы не хотим плодить нищету». И вы знаете, сначала я думала, что дело действительно в материальных проблемах. Но на практике тех, кто реально не способен прокормить еще одного ребенка, крайне мало. Представьте, что за месяц наш кабинет посещает примерно тридцать женщин, из них по-настоящему в бедственном положении — максимум одна. Но и те, и другие заявляют о материальных трудностях. Многие говорят, что им негде жить, а в ходе разговора выясняется: на самом деле есть где, но просто хотелось бы жить лучше. Я могу со всей уверенностью сказать, что 90 процентов моих пациенток, которые говорят, что не потянут, на самом деле в силах не только воспитать того ребенка, который сейчас у них в животе, но и других родить и вырастить. Не в богатстве, конечно, но тем не менее достаточно достойно. Потому что у них есть крыша над головой и у большинства, как ни странно, есть мужья. Возможно, их не удовлетворяет их финансовое положение, но все же оно вполне позволяет обеспечить ребенка всем самым необходимым.

http://azbyka.ru/zdorovie/aborty-ne-pro-...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button Закрыть «Аборты не про нищету. Они про нелюбовь» Баринова Дарья   11:30 14.05.2018 988 Время на чтение 13 минут Какие причины чаще всего называют женщины, приходящие на аборт? Зачем психологи пытаются переубедить женщин? И что происходит дальше с теми, кто меняет свое решение и отказывается прерывать беременность? Об этом и многом другом - наш разговор с практикующим психологом в женской консультации (по закону, чтобы получить направление на бесплатный аборт, нужно обязательно пройти предварительную беседу с психологом), сотрудником центра защиты материнства «Ева» в городе Подольске Мариной Антоновой. Фото Владимира Ештокина Что меняется за 5 минут консультации - Марина Васильевна, что чаще всего становится причиной абортов? Нищета, изнасилование, тяжелая болезнь? - Ни то, ни другое, ни третье. - То есть как? - С такими обращениями приходят единицы. Например, за всю мою практику у меня не было ни одного случая, связанного с изнасилованием, а я работаю в женской консультации уже около трех лет. Из общения с коллегами я знаю, что и в их работе это крайне редкие события. И тяжелые болезни тоже. - Но неужели не говорят про бедность? - Вот про бедность как раз говорят. Но вы сначала упомянули слово «нищета»... Скажите мне, невозможность заменить пятый айфон шестым - это нищета? Парадокс в том, что ко мне приходят и такие люди и заявляют о своей финансовой недостаточности. Говоря при этом: «Мы не хотим плодить нищету». И вы знаете, сначала я думала, что дело действительно в материальных проблемах. Но на практике тех, кто реально не способен прокормить еще одного ребенка, крайне мало. Представьте, что за месяц наш кабинет посещает примерно тридцать женщин, из них по-настоящему в бедственном положении - максимум одна. Но и те, и другие заявляют о материальных трудностях. Многие говорят, что им негде жить, а в ходе разговора выясняется: на самом деле есть где, но просто хотелось бы жить лучше.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/14/abort...

Однако Он не стал чертить его на пергаменте, но впечатывал в души учеников Своих пламенное слово Свое, словно ставя алмазной печатью оттиск по податливому воску человеческих душ. Первые слова Его открывают, с чего начинается созидание райской пирамиды и как закладывается первый уровень. Мф.5:3 . Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное Только эти слова произнес Божественный Строитель о закладке первого, самого пространного и самого прочного уровня, фундамента, который должен нести на себе все остальное здание. И этих слов тебе достаточно, о, христианин, если только искренне хочешь возвести царскую пирамиду, которой будешь радоваться в Раю вечности. Сам знаешь: чем фундамент здания глубже в земле, тем здание надежнее. Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не достигают ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов. Нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты: нищеты с точки зрения своих знаний, нищеты с точки зрения своей доброты, нищеты с точки зрения своих дел. Нищета есть высшая степень бедности. Когда человек размышляет о возможностях своего разума, либо о своих моральных качествах, либо о своей деятельности, он всегда убеждается в своей превеликой бедности, прямо нищенстве. Человек хотел бы узнать судьбу свою, хотел бы понять, кто он, откуда он и как ему нужно поступать, переплетая нити в ткани жизни. Однако он видит, пусть он даже самый ученый, что все его знания по сравнению с его невежеством – словно чаша воды рядом с открытым морем. Он хотел бы превзойти добротой все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие и грандиозные дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Таким образом, куда ни посмотри, человек убеждается в своей немощи и в своем ничтожестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Здесь уместно сравнить своеобразие художественного историзма Чехова и Толстого, например. Чтобы выразить свои представления об истории России, Толстому понадобилось создать четырёхтомный роман-эпопею – «Войну и мир», упомянуть в нём свыше ста исторических деятелей. Для Чехова оказалось достаточным написать несколько строк и упомянуть лишь трёх исторических лиц. Лаконичность – яркая самобытная черта творчества Чехова, во взгляде на историю это тоже проявляется. Так вот, в истории России чеховскому герою видятся лишь беспросветная нищета и безмерные страдания простого народа. «Лютая бедность, голод … невежество, тоска… мрак, чувство гнёта» осмысляются им не как случайные явления, имеющие отношение лишь к его собственной семье, а как сущностная, закономерная и непреодолимая черта исторического бытия его родины. Впрочем, ничего принципиального нового во взгляде на историю русского народа чеховский герой не открыл. Боль о страданиях простых людей переживали многие современники Чехова. Сам Чехов создавал рассказ «Студент» через несколько лет после того, как вернулся из поездки на Сахалин, где видел страшные картины жизни каторжного населения. Но, кроме этого, важно понимать и другое: в представлении православного человека бедность, нищета – лучший путь к святости, нежели богатство. Не случайно Ф. И. Тютчев в своём известном стихотворении о России «Эти бедные селенья…» увидел в нищете, долготерпении и смирении русского народа особое благословение Царя Небесного. То, что нищета – черта святости, не мог не знать студент духовной академии. Здесь существенно иное: как к этому относиться? Сострадать народу, уповая на милость Божию, готовить себя к служению людям многотрудным священническим подвигом или же предаваться унынию? Совершенно очевидно, что в начале рассказа настрой у героя пессимистический. Почему? В этом стоит разобраться. Иван отправился на весеннюю тягу не в обычный день, а в Великую Пятницу. Здесь-то, перед тем как переходить к анализу очередного эпизода рассказа, важно объяснить учащимся, что означают для православного человека следующие литургические реалии и церковные службы: Великий Четверг (Страстной Четверг, Великий Четверток по-славянски) и воспоминание о Тайной Вечере ; чтение Двенадцати Евангелий на вечернем богослужении (на утрене ) под Великую Пятницу (Страстную Пятницу, Великий Пяток ); утром в Великую Пятницу – чтение Царских Часов ; во второй половине дня – вечерня с чином Изнесения (выноса) Святой Плащаницы ; вечером в пятницу – утреня Великой Субботы (Преблагословенной Субботы) с чином Погребения Плащаницы. По-видимому, по завершении этих служб студент Иван решил немного развлечься и поохотиться на вальдшнепов.

http://pravmir.ru/k-voprosu-o-duxovnom-s...

Бердяев описывает Блуа как человека, живущего культом величия, героизма и гениальности, которые стали вовсе не нужны ни миру буржуазному, ни миру католическому, вполне приспособившемуся к миру буржуазному. «Самые тяжелые раны были нанесены ему единоверцами. В них встречал он чудовищное, леденящее равнодушие и непонимание». «Когда Л. Блуа сказал одному иерарху, что у Элло (религиозно ориентированный писатель-современник) были настоящие прозрения, тот ему ответил, что блаженный Августин и Фома Аквинат всё сказали и что католический мир не нуждается в прозрениях Элло». Имеющий уши пусть слушает. Способный же к мышлению пусть проведет аналогии. У нас таких «мудрецов» море разливанное, только вместо Фомы и Августина звучат другие славные имена. Вот и еще одна цитата, заставляющая замедлить ход: «Ненависть самая страшная, самая неумолимая, самая коварная пришла ко мне со стороны моих братьев по вере». Нет, положительно этот француз актуален для всякой эпохи, а не только для Франции XIX века. Блуа, как сказано, был нищим всю жизнь. Своей нищетой он дорожил не меньше Франциска из Ассизи. Разница только в том, что (пишет Бердяев) «жутка нищета в буржуазном Париже. В современной буржуазной культуре много страшней она, чем бедность в прекрасной долине Умбрии или в Фиваидской пустыне». «Нищета Франциска светлая и блаженная. Нищета Л. Блуа – черная и кровавая». «В XX веке францисканская бедность много труднее, сложнее и страшнее, чем в XII веке. Она не так прекрасна, не так умиляет. И те, которые эстетически восторгаются святым Франциском, отвращаются от Блуа. Он – христианин, переживший Новую историю, и в нем не осталось живого места». «Новая история» – это смерть короля на гильотине, парламенты, конвенты, гражданский брак и тотальная власть мещанства. От всего этого и многого другого душа воистину обугливается. «Он всегда называет Христа Le Pauvre, для него Христос прежде всего Бедняк». Богачи же, по его мнению, питаются кровью бедных, и это единственная Страшная Евхаристия, к которой они приступают с любовью. Мимо этих слов тоже трудно спокойно пройти.

http://pravoslavie.ru/124417.html

Итак, давайте внимательно всмотримся в чудесный план райской пирамиды, изучая этаж за этажом. ПЕРВЫЙ ЭТАЖ На невысоком берегу голубого Генисаретского озера сел Божественный Строитель на зеленую траву и начал набрасывать план нового здания. Однако Он не чертил его на пергаменте и не рисовал карандашом на бумаге, но страстными словами отпечатывал в душах учеников Своих, как алмазной печатью по податливому воску. Первые слова Его открывают, с чего начинается созидание райской пирамиды и как строится первый этаж. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное Только эти слова произнес Божественный Строитель о закладке первого, самого большого и самого прочного этажа, фундамента, который должен нести на себе все остальное здание. Но этих слов с тебя довольно, о, христианин, если только ты искренне хочешь возвести царскую пирамиду, которой будешь радоваться в Рае вечности. Сам знаешь, чем фундамент здания глубже в земле, тем здание надежнее. Нищета наша человеческая весьма глубока и сокрыта, так что многие не могут достичь ее дна. Но благо тем, которые спускаются до самых низов. Нищета духа является не каким-то подарком, получаемым извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто это сможет сделать, тот дойдет до понимания троякой нищеты: 1) нищеты с точки зрения своих знаний, 2) нищеты с точки зрения своей доброты, 3) нищеты с точки зрения своих дел. Нищета есть высшая степень бедности. Когда человек размышляет о возможностях своего разума, либо о своих моральных качествах, либо о своей деятельности, он всегда убеждается в своей превеликой бедности, прямо нищенстве. Человек хотел бы узнать судьбу свою, хотел бы понять, кто он, откуда он и как ему нужно поступать, переплетая нити в ткани жизни. Однако он видит, даже если он самый ученый, что все его знания по отношению к его невежеству подобны раковине с водой перед глубинами морскими. Он хотел бы превзойти в доброте все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие и грандиозные дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Таким образом, откуда ни посмотри, человек убеждается в своей немощи и в своем ничтожестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1152...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010