Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Богатство – Достаток В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Богатство – Достаток Деньги не голова: наживное дело. Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили. Деньги – временем хлопоты. Лишние деньги – лишняя забота. Не убогий должает, а богатый. Деньги – забота, мешок – тягота. Богатый и не тужит, да брюзжит. У богатого мужика все в долгу, у богатого барина всё в долгу. Богатому не спится: богатый вора боится. Мамон гнетет, так и сон неймет. Убогого докука, богатого скука одолевает. Богатый и не тужит, да скучает. Богатство родителей – порча детям (или: кара детям). Отец богатый, да сын неудатный. Соболино одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах. Через золото слезы льются. И то бывает, что и деньгам не рад. Богатство с рогами, бедность с ногами (рога – надменность). Богатый – что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. Мужик богатый – что бык рогатый. Не шумаркай, голый, коли Марко пьет. И двери богатых стыдятся нищих. Богатство спеси сродни. Богатый никого не помнит – только себя помнит. Будешь богат, будешь и рогат. Кто богат, тот и рогат. Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут. Убогий Бога боится и богача боится, а богатый (до поры) никого не боится. Богат Тимошка, и кила с лукошко. Богатство гинет, а нищета живет. Нищета прочней богатства (шуточ.). Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся. Богатство полюбится, и ум расступится. Богатый совести не купит, а свою погубляет. Ведь я не на богатого мужика шлюсь, а на Бога (если не верят божбе). И бедный украдет, да его Бог прощает. Хлеб с водою, да не пирог с лихвою. Деньгами души не выкупишь. Пусти душу в ад, будешь богат. Грехов много, да и денег вволю. В аду не быть – богатства не нажить. Не отвернешь головы клячом, не будешь богачом. Ростовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают. Богатому черти деньги куют. Деньги копил, да нелегкого и купил. Копил, копил, да черта и купил.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Ежели тебе что-нибудь препоручено, или в смотрение, или во управление: будь во всем верен, и ни к чему чуждему не прикасайся. Понеже в строителе или в смотрителе ничего более по слову Апостола, не ищется, как да он верен будет. Таковый за верность свою и в будущей жизни получит похвалу; Господь скажет ему тогда: добре рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего 377 . Не укради! – А чтобы тебе не красть, то прилежно трудись, потом приобретай себе пищу: так-то и Господь, за преступление, назначил, говоря: в поте лица твоего снеси хлеб твой 378 ; с чем согласуяся, и Иов сказал: человек раждается на труд. И не убиет гладом, говорит Соломон, Господь душу праведную, трудящуюся. Нищета мужа ленива смиряет; руце же мужественных, трудолюбивых, обогащаются 379 . Чтобы тебе не красть, то имей во всем бережливость и умеренность, трудом приобретенное с воздержанием употребляй напрасно не расточай, не пиянствуй, сверх доходов своих не роскошествуй. Не укради! – Кража, по большей части, происходит от зависти, от того, что человеку кажется у другого много, а у него мало: следовательно, чтобы не дойти до кражи, надобно истреблять в себе зависть. Зависть же истребить можно тем, чтобы приобрести навык малым быть довольну: велие бо снискание есть благочестие с довольством. Ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем. Имеюще же пищу и одеяние, сими доволни будем 380 . Ежели же кто и сего не имеет, великую бедность сносит, и трудом никак не может пропитаться: таковому лучше о Имени Божием испросить, нежели украсть. Благая бо и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть: следовательно, к Нему в оных должно прибегать, и чрез Него помощи себе искать; и без сомнения будет. Ибо даяние Господне пребывает благочестивым, и благоволение Его благопоспешится во век. Есть богатяйся удержанием и скупостию своею; и сия часть мзды его. Внегда рещи ему, обретох покой, и ныне ям от благих моих. И не веть, кое время приидет, и оставит я инем, и умрет. Стой в завете твоем, и пребывай в нем: и в деле твоем обветшай. Не дивися делам грешника; веруй же Господеви, и пребывай в труде твоем: яко удобно есть пред очима Господнима внезапу обогатити нищаго. Благословение Господне на мзде благочестиваго, и в час скор процветет благословение его: се бо очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его, избавити от смерти души их, и препитати я в глад 381 . Лучше, говорю, бедному испросить, нежели украсть: испрошенный о Христе хлеб есть благословенный; украденный же есть камение устам крадущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Ибо Христос тогда избавил ценою крови Своея души праведных из руки адовы, когда по воскресении Своем, снизшед во ад, с Собою возвел их на небо. Мы здесь видим пресветлое свидетельство веры древних святых Отцев, живших под законом, в которой они и жили и умерли. Они не останавливалися на пределах жизни сея, но, возводя мысли свои на небо, текли исполинскими шагами по кругу мира, донележе, совершив течение, достигли предназначенныя цели. Давид, надеяся жить по смерти, превозмогал тьму мира, возводя очи свои к оному утру, которое приносило ему вечный день. Пс.48:17 . Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его: Пс.48:18 . яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его. Пророк из вышереченных слов выводит нравоучительное наставление, что не должно бояться силы богачей мира сего, поскольку есть кратковременна. Не убойся, (глаголет всякому бедному, угнетаемому от богатых), егда разбогатеет человек, то есть, не устрашайся силы его, дабы, бояся силы временныя, не раздражил ты всемогущия вечнаго Творца. Не устрашайся также и тогда, когда увидишь, что человек враг твой не токмо сделался богат, но и усилился славою дома чрез многочисленное семейство, чрез богатства, чрез силу друзей. Ибо когда умрет, то не избежит смерти, которой никто избежать не может, и которая общая есть и богатым, и убогим. Тогда не возмет ничего с собою. Итак богатство и слава нечестивых, на самое кратчайшее время служит им: а нищета и срам во веки продолжатся. Напротив нищета и посрамление благочестивых суть мгновенны. Их богатство и их слава пребывает во веки веков. Сие Апостол изобразил следующими прекрасными словами: яко скорбяще, присно же радующеся ( 2Кор. 6:10 ). Пс.48:19 . Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему. Пророк дает причину, чего ради слова нечестивых не будут совозследовать им во ад. Понеже, как они хвалили и благодарили Бога тогда, когда Он им благодетельствовал, подавая временная благая: так и Бог благословлял их в жизни сей. Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему. Сие сказано по свойству Еврейскаго языка, а по свойству нашего означает: хвалил Его тогда, (ежели только мог и хотел хвалить Его), когда Он благодетельствовал ему; напротив, когда или несчастие посылал на него, или бедностию усмирял, или намерения его не исполнял, тогда хулил Его: ибо был и есть не из числа тех, которые говорят: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих ( Пс. 33:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Притч.6:11 . Потом приходит к тебе бедность, как злой путник, и нищета, как хороший скороход. А если ты будешь неленив, то придет жатва твоя как поток, нищета же убежит как худой человек [[Тоже нет.]]. 3. Охвати их перстами твоими, и напиши на скрижали сердца твоего. Притч.6:4 . Говори, что премудрость сестра тебе, и познакомься с благоразумием, Притч.6:5 . Да остережет тебя от жены чужой и лукавой, когда она будет говорить тебе речи ласковыя. Притч.6:6 . Ибо она из окна дома своего смотря на улицы, Притч.6:7 . Увидит ли кого либо из неумных чад, юношу скудоумнаго, Притч.6:8 . Проходящого улицею подле угла на перекрестках домов ея, Притч.6:9 . И блуждающого [[Κα λ ντα ν σκ τει σπεριν . В нашем славянском переводе: «и глаголющого в темный вечер». Значит, составители сего перевода читали по гречески λαλ ντα. Такое чтение – неправильно. Тут видна ошибка греческого писца.]] в вечернем мраке, когда настанет ночная тишина и тьма; Притч.6:10 . Идет эта жена на встречу ему, имея вид блудницы, как способная восхищать юные сердца. Притч.6:11 . Крылата она и ненасытима. В дому не покоятся ноги ея. Притч.6:12 . Порой она глумится вне (дома своего), порой же разставляет сети у всякого угла. Притч.6:13 . Потом обняв его, целует его, и с безстыдным лицем говорит ему: Притч.6:14 . У меня есть жертва о мире: сегодня я возношу молитвы мои. Притч.6:15 . Посему я вышла и встретилась с тобою. Любя лице твое, нашла тебя. Притч.6:16 . Простынями я убрала постелю мою, и двуличневыми покрывалами египетскими устлала ее. 17. Шафраном посыпала ложе мое, и дом мой корицею. Притч.6:18 . Иди, и насладимся любовию до утра. Иди, и потешимся похотением. Притч.6:19 . Ибо мужа моего нет дома: пошел в далекий путь, Притч.6:20 . Связку серебра взяв в руку свою, а возвратится в дом свой по прошествии многих дней. Притч.6:21 . Обольстила же его многословием, и тенетами из уст увлекла его. Притч.6:22 . Он же последовал за нею, отупевши, как бык ведется на заколение, и как пес к привязи, Притч.6:23 . Или как олень, стрелою уязвленный в печень, и спешит как птица в сеть, не зная, что бежит погибнуть душею.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Теперь ты беден, но свободен. А взяв взаем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший взаем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу. Псы, получив кусок, делаются кроткими, а заимодавец раздражается по мере того, как берет; он не перестает лаять, но требует еще большего. Если клянешься, не верит, высматривает, что есть у тебя в доме, выведывает, что у тебя в долгах. Если выходишь из дома, влечет тебя к себе и грабит. Если сокроешься у себя, стоит пред домом и стучит в двери, позорит тебя при жене, оскорбляет при друзьях, душит на площади. И праздник невесело тебе встретить, самую жизнь он делает для тебя несносною. Но говоришь: нужда моя велика и нет другого способа достать денег. Какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, яко благ течец (Притч. 24, 34), и та же нужда явится с новым приращением. Ибо заем не вовсе освобождает от затруднительного положения, но только отсрочивает его ненадолго. Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать сего на завтра. Не взяв взаем, равно ты будешь беден и сегодня и в следующие дни, а взяв, истощишь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста. Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло непроизвольно, а когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрасчетность. Итак, к невольным бедствиям не будем, по неразумию своему, прилагать еще произвольное зло. Детскому разуму свойственно не покрывать своих нужд тем, что имеешь, но, вверившись неизвестным надеждам, отваживаться на явный и непререкаемый вред. Рассуди наперед: из чего станешь платить? Из тех ли денег, которые берешь? Но их недостанет и на нужду и на уплату. А если ты вычислишь и рост, то откуда у тебя до того размножатся деньги, что они частью удовлетворят твоей нужде, частью восполнят собою что занято, а сверх того принесут и рост? Но ты отдашь долг не из тех денег, которые берешь в рост? Разве из другого источника возьмешь деньги? Подождем же исполнения этих надежд, а не станем, как рыбы, кидаться на приманку. Как они вместе с пищею глотают уду, так и мы ради денег пригвождаем себя к росту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Первая заповедь блаженства призывает человека понять свою духовную болезнь и обратиться к Богу за помощью. Труден этот первый шаг! Нелегко «блудному сыну» придти в себя, признать свою вину и несостоятельность, начать обратный путь. Поэтому за одно его волевое усилие, за одно доброе начало человеку уже обещается великая награда: «Блаженны нищие духом, потому что их есть Царствие Божие» . Замечательно, что как падение человека началось горделивым желанием сравняться с Богом («Будете, как боги» — обещал обольститель нашим прародителям, Быт. 3:5), так и восстановление человека начинается смиренным признанием своей беспомощности.   Нищета духовная — это не материальная бедность или душевная бездарность. Напротив, «нищий духом» может быть при этом очень богатым или очень одаренным человеком. Нищета духовная — это смиренный образ мыслей , который вытекает из честного признания своего несовершенства. При этом христианское смирение не есть отчаяние или пессимизм. Напротив, оно полно упования на Божие милосердие, на реальную возможность стать лучше. Оно проникнуто радостной надеждой на то, что с Его помощью мы станем добродетельными и угодными Ему детьми. У верующего человека сознание своего убожества и греховности непременно выражается в покаянном настроении  —в осуждении своего прошлого и в намерении исправиться. Искреннее покаяние, которое нередко сопровождается слезами, обладает великой благодатной силой. После него чувствуется такая легкость, будто гора спала с плеч. К такому сердечному покаянию призывает вторая заповедь, говоря: «Блаженны плачущие, потому что они утешатся»   Когда с совести смыты грехи, тогда у человека водворяется внутренняя гармония — полный порядок в его мыслях, чувствах и желаниях. Прежняя раздраженность и озлобленность заменяется чувством умиротворенности и тихой радости . Человеку с таким настроением уже не хочется ни с кем ссориться. Он даже предпочитает потерпеть урон в каком-либо житейском деле, чем утратить свой душевный мир. Так, покаяние возводит христианина на третью ступень добродетели — кротость :

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Нищета О том же напоминали мне и эти прекрасные черты и признаки жизни по Богу, эти безмолвные проповедники – волосы сухие и нечистые, ноги босые и, подобно апостольским, ничего не носящие на себе мертвого, стрижение волос тому же соответствующее; одежда, смиряющая гордость, пояс, прекрасный своей неукрашенностью, подбирающий несколько, но нимало не приподнимающий одежду, походка твердая, взор неблуждающий, улыбка приятная или, лучше сказать, только вид улыбки, целомудренно удерживающий от неумеренного смеха, слово с разумом, молчание драгоценнее самого слова, хвала, приправленная солью, но не для ласкательства, а в руководство к лучшему, порицание – более самой похвалы вожделенное, умеренность в печали и в веселости и растворение одной другой, мягкость, соединенная с мужеством и суровость со скромностью, так что одно другому не вредит, но одно через другое делается похвальным; умеренность в общении с другими и в уклонении от общения – общении для назидания другим и уклонения для собственного поучения тайнам Духа – общении, сохраняющем уединение среди самого общества, и уклонении, соблюдающем братолюбие и человеколюбие среди самого уединения, а что и этого еще важнее и выше богатство, состоящее в бедности, обладание – в пришествии, слава – в бесчестии, сила – в немощи, прекрасное чадородие – в безбрачии, так как рождаемое по Богу лучше порождений по плоти. Наконец, люди, почитающие для себя наслаждением не иметь никаких наслаждений, смиряющиеся ради Небесного Царства, не имеющие ничего в мире и стоящие выше мира, живущие во плоти как бы вне плоти, которых часть – Господь ( Чис. 18, 20 ), нищие ради Царствия (см. Мф. 5, 3 ) и нищетой царствующие – вот кто своим присутствием веселил меня, составлял мое богатство, мое лучшее утешение и своим отсутствием приводил меня в уныние (1)! Тебе предает себя нищий (см. Пс. 9, 35 ), как самому Богу, хотя ты и слишком надменно (может быть, хоть этими словами приведу тебя в стыд) проходишь мимо него. Тебе предлагается случай доказать свое человеколюбие, хотя и отвращает тебя враг от собственного твоего счастья (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Представим себе дряхлого старика. Он немощен и слаб, но критически у него ничего не болит. Он кряхтит, еле-еле передвигается, но в целом спокоен и любит подремать. Это образ духовной бедности. Духовная нищета, напротив, дремать не дает – ее может символизировать как старик, так и совсем молодой человек, у которого, например, болит зуб. Эта боль делает человека невероятно энергичным, сильным и упорным. Он способен встать с кровати посреди ночи и пойти искать утешения у врача – даже если для этого придется пешком преодолеть расстояние в десяток километров. Никто не сравнится в целеустремленности и силе с человеком, в котором включился инстинкт самосохранения. Вот потому и у нищего духом лучше не стоять на пути. Представим себе жаждущего. Жажда бывает разной. У благополучного человека она выражается в желании выпить кваса, или пива. Он может стоять в задумчивости в магазине, вслушиваясь в себя в попытке определить, чего ему больше хочется. Иное дело жажда умирающего в пустыне. Это уже не прихоть – это болезненный вопль умирающего организма, это навязчивая идея, работающий на полную мощность базовый инстинкт. Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли вдохновляющего его художественного предмета. Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «природа не терпит пустоты» и стремится ее заполнить. Принято полагать, что под «нищими духом» подразумеваются слабые. Но духовная нищета на языке динамики – это, наоборот, потенция, или сила, то есть причина всякого движения. Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

http://azbyka.ru/semya/muzhskaja-filosof...

«Делание добродетели, — говорит св. Исаак Сирин 2 , — есть хранение заповедей Господних». «Добродетель, собственно, не что иное есть, как исполнение воли Божией», — вторит ему св. Симеон, почтенный Церковью прозванием Нового Богослова 3 . Некоторые подвижники во главе со св. Василием Великим определяют еще добродетель как некую «красоту», нечто «прекрасное», «художество», «соразмерность» во всем, «средину», в противоположность пороку, который есть безобразие, неумеренность, излишество 4 . К сему еще замечание. «Всякая добродетель, а преимущественно пред всеми нищета, имеет отличительным признаком свободное произволение. А что не от произвола, то и блаженным не делает» 5 . Приведу из классической древности два примера, иллюстрирующие данное положение. Философ Сенека, воспитатель императора Нерона, после того как его, по приказанию последнего, пытались отравить, стал питаться только дикими плодами и пить ключевую воду 6 . Но это не была, конечно, добродетель в христианском смысле, и даже христианин, принявший такой же образ жизни при подобных обстоятельствах, не мог бы считаться «крайним постником», потому что поступки его были бы вынужденными. Точно так же у знаменитого римского поэта Катулла, этого Пушкина латинской поэзии, по его собственным словам 7 , «пауки в карманах гнезда вили» — …nam tui Catulli Plenus sacculus est aranearum, — но его нельзя назвать нестяжательным, потому что он лишился богатства из-за конфискации своего имущества в эпоху междоусобий. «Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели и голову и ноги, подобно телу; и как телу нельзя быть без головы и ног, так и им. Ноги добродетели — смиренномудрие; а глава — любовь. Совокупность добродетелей можно еще уподобить колонне, которой основанием служит смиренномудрие и верхом (капителью) любовь, которая есть престол Божий. Под любовью находятся благоутробие, сострадание, милостивость, щедродательность, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею делают человека богом 8 по благодати. Окрест же смиренномудрия стоят послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все, все почитая благодеянием, коим Он благодетельствует нам, т. е. и десное и шуее: славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность и прочее… А произвольная нищета, пост, обуздание гнева и языка и всякой другой бессловесной похоти состоят под игом правды…» 9

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Откуда по большей части и бедность и нищета, как не от праздности и лености? Трудолюбивый не всегда может быть богатым, но никогда нищим и бедным. Аще не ленив будеши, говорит премудрый, приидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злой течец отбежит ( Притч.6:11 ). Напротив того, ленивый и праздный непременно наследуют нищету и убожество. Найдет тебе, говорит тот же премудрый о ленивом, аки зол путник убожество, скудость же аки благий течец ( Притч.6:11 ). Действительно, кому всегда угрожают долги и разорение, как не ленивому? У кого домашнее нестроение и нищета, как не у ленивого? У кого жены и дети часто без пищи и одеяния, как не у ленивого? Такое бедствие готовят человеку леность и праздность здесь: что же там – в вечности? Не забудьте того раба, который получил от своего господина один талант, и вместо того, чтобы трудиться и приобретать другой талант, он закопал его в землю. Что же сделал господин? Он назвал этого раба лукавым, и ленивым и неключимым, и повелел ввергнуть его во тьму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубов ( Мф.25:26,30 ). Бегайте, братие, нерадения и лености! Удаляйтесь праздности и тунеядства! Будете трудолюбивы и тщательны, и упражняйтесь в делах, каких требует звание и состояние каждого. Только всегда просите благословения Божия на ваши труды, и всякое дело начинайте с молитвою. Тогда будет светлость Господа Бога нашего на вас, Господь дело рук ваших исправит ( Пс.89:17 ). Аминь. Поучение о почитании родителей же здесь не говорится об этом, даже не заповедуется любить родителей, а чтить их? Это очень просто, братие. Какой бы изверг стал делать зло своим родителям? Можно ли и не любить родителей? Эту любовь вложила в нас сама природа, с этою любовью мы рождаемся. Другое – чтить родителей. Это уже долг, который по причине всегдашнего нашего обращения с родителями, может иногда забываться. Вот поэтому закон и напоминает, и предписывает нам чтить своих родителей. В чем же состоит эта священная обязанность наша к родителям? Да. Мы всегда должны питать в душе своей чувство уважения и почтения к родителям.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010