Но и чужое богатство тоже порой завораживает. И Апостол именно бедных предостерегает: «если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы» первому скажете: «тебе хорошо сесть здесь», а второму – «ты стань там», то не пересуживаете ли вы в себе»? Неужели в церкви то же, что и в мире? Неужели и здесь смотрят не на сердце, а на кольца и на одежду? И даже не в том беда, что с уважением отнеслись к богатому. Беда в том, что при этом – «презрели бедного». Тем самым нарушили «закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». А преступив один закон, немедленно стали преступниками и «во всем». Преклонившись пред сильным мира, тем самым преклонились и пред самим миром, показав себя «судьями с худыми мыслями»! А чтобы вошедший в церковь «богатый» стал, по слову Апостола, хвалиться «унижением своим», надо, чтобы сначала «брат униженный» стал хвалиться «высотою своею» ( Иак.1:9–10 ). Если бедный будет помнить, какое богатство приобрел здесь, то и богатый ощутит всю бедность и нищету, которая тащится за ним из мира. Суббота. О нашем и не нашем, о праведном и неправедном Лк.16:10–15 Кол.1:3–6 Рассказав притчу о управителе, который сумел выпутаться из беды, Господь посоветовал: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» ( Лк.16:9 ). И потом сказал: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто даст вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше»? Итак, малое – многое, неправедное – истинное, чужое – ваше. В руках управителя было большое имущество, а Господь называет его малым. Полученное управителем было неправедным, но он заслужил похвалу. И неужели «ваше» и есть то, что получаешь за чужой счет? Все в нашей греховной жизни запутано. Может ли вообще богатство быть праведным, если вокруг – нищета, и если Господь сказал: «не можете служить Богу и маммоне»? Но перед фарисеями эти вопросы не стояли. Слушая Иисуса, «они смеялись над Ним». Они считали, что их богатство несомненно праведно, что оно – дар Бога за тщательное следование законам. Господь же сказал им: «вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Вот – тоже противопоставление: «высоко у людей» – «мерзость пред Богом». Всегда ли это так безусловно? Святыми угодниками мирские люди тоже порой восхищаются, еще при жизни почитая их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но, когда человек познаёт свою греховною нищету, лишение праведности, сокрушается о содеянных грехах и старается обуздывать свои порочные желания, тогда у него пробуждается сильное стремление к оправданию пред Богом, желание стать праведным пред Ним. Он начинает алкать и жаждать правды – оправдания пред Господом. Чем более кто сознает свою бедность и мерзость греховную, тем сильнее пробуждается в нем желание достигнуть сего оправдания. Однако оставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но голода своего утолить не может. Он не имеет средств, чтобы загладить грехи, которыми оскорбил Бога, нет у него и сил освободиться от греха, чтобы не грешить, так как все существо его, душа и тело заражены грехом. Но Господь ублажает алчущих и жаждущих правды, и потому они насытятся ( Мф. 5:6 ). Он Сам указывает им путь к достижению оправдания чрез веру в Него как Единородного Сына Божия, Который пришел на землю по воле Отца Небесного, чтобы исполнить всякую правду, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Поэтому под правдой Божией в собственном смысле надо разуметь оправдание через веру в Иисуса Христа. Слушавшие проповедь Его и веровавшие в Него и были теми алчущими и жаждущими правды, которых ублажает Господь. Об этом же оправдании через веру в Иисуса Христа апостол Павел так говорит: Ныне, независимо от дел закона, явилась на земле правда Божия; правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, а оправдываются даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим. 3:21–25 ). Но вера в Иисуса Христа, конечно, должна сопровождаться добрыми делами, потому что вера без добрых дел мертва есть ( Иак. 2:26 ). И Господь говорит: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ( Ин. 14:15 ). Итак, блаженны алучщие и жаждущие правды через веру во Иисуса Христа, ревностно исполняющие святые заповеди Его. Ищущим оправдания через веру в Него обещает Господь насыщение, то есть успокоение, удовлетворение их духовной потребности. Как, поев и утолив жажду, получает человек подкрепление своих телесных сил, так же, с искренним желанием принимая веру во Иисуса Христа, утоляет человек свой душевный голод, оправдывается верою, успокаивается благодатью Святаго Духа, укрепляется в исполнении заповедей Божиих. Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша греховная нищета прикрывается ими так, что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами, – елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Но ничто из всего этого не послужило препятствием. Укажу и на седьмое препятствие, — на того, кто имел быть принятым женою. Он был не близкий и не знакомый ей, но иностранец и чужой, и по самому богопочитанию был отделен от нее; и не только иностранец и чужой, но и тот самый, кто навел голод. 9. Но ничто подобное не остановило этой жены; она дала пищу устам, которые истребили всю ее пищу, и виновника голода напитала остатками голода. Чрез тебя, говорит она, все мое состояние осталось в этой горсти; но и этой горсти я не щажу для тебя, а себя и детей предам смерти, чтобы ты, виновник бедствия, не испытал ни малейшего присутствия бедствия. Кто может представить себе другой, высший пример гостеприимства? Невозможно найти никакого. Она увидела странника, и тотчас забыла о природе, перестала думать о болезнях рождения, и, видя сонм детей, не смутилась. Я знаю, и часто слыхал, как многие говорят, что один человек, увидев бедного, снял с себя одежду, которою одною был одет, и одел ею нагого, а сам занял одежду у другого и пошел; и этот поступок кажется великим и удивительным. Подлинно, он велик; но поступок этой вдовицы гораздо выше его. Тот, обнажив себя и одев нагого, мог взять одежду у другого; а эта, отдав горсть муки, не могла получить другой горсти; и не опасность наготы угрожала ей, но после того ожидалась смерть ее самой и детей. Итак, если ей не воспрепятствовали ни бедность, ни забота о пропитании детей, ни жестокий голод, ни такая нищета, ни ожидаемая смерть, то какое оправдание будем иметь мы, богатые, какое — бедные? « И вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем ». Эти жалкие, или — лучше — эти блаженные и достойные небес слова пусть каждый начертает на стенах дома своего, в спальне, в которой мы спим, в комнате, в которой обедаем. И дома, и на торжище, и в собраниях друзей, и отправляясь в судилище, и входя, и выходя, пусть каждый повторяет эти слова; и я очень уверен, что хотя бы кто был каменным, железным, или адамантовым, он не позволит пришедшему нищему отойти с пустыми руками, если начертает эти слова, если будет иметь пред глазами эту вдовицу. Но, может быть, кто скажет: приведи и ко мне пророка, и я приму его с такою же благосклонностью. Обещай это, и я приведу к тебе пророка. Что я говорю: пророка? Я приведу к тебе самого Владыку пророка, общего, нашего Бога и Господа Христа. Он сам говорит: видели Меня алчущим — и напоили (Мф. 25:35). Если же некоторые не верят этим словам и нерадят о человеколюбии, то они узнают это тогда — чрез наказание и мучение, потому что, как пренебрегшие самого Христа, они подвергнутся невыносимому наказанию. Таким образом, те, которые питают бедных, как послужившие самому Христу, войдут в царство небесное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Объект познания не во власти познающего. Напротив, лишь к тем, кто заранее готов предать себя в руки ожидаемой Истины, Она придет сама. Лишь если при первом соприкосновении с Ней человек заранее говорит в сердце своем: «о, если бы это оказалось правдой — я буду Тебе служить, но Ты отвори мое сердце для Себя», — лишь тогда он услышит ответ. Здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали: как читать Евангелие , как слушать Слово Божие. Можно сказать теперь: лишь нищие духом, лишь готовые отдать себя в служение Истине познают ее. Лишь те, кто видит в Евангелии живое Слово, а не мертвый текст, который можно препарировать согласно своим вкусам, могут понять эту Весть. Познать тайну Христа значит дать Ему действовать в себе. И поэтому вера есть именно дело. Более того, она оказывается единственно возможным и единственно нужным делом. «Что нам делать, чтобы творить дела Божии? …вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6:28-29). Понимание библейскими авторами веры как дела, как активного движения (а не как пассивного согласия) хорошо видно из сопоставления двух апостольских текстов. «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев?..» — вопрошает ап.Иаков (Иак 2:21,25). А Павел, приводя те же примеры Священной истории, говорит не о деле, а о вере — «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака… Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев, не погибла с неверными» (Евр 11:17,31). Нищий библейской традиции — это человек активного действия, его вера подобна воинской верности, его нищета сродни аскетизму солдата. Именно в этом контексте ведет речь о бедности христиан апологет II в. Минуций Феликс: «Что мы по большей части слывем бедными (pauperes) — это не позор для нас, а слава. Как роскошь расслабляет душу, так бедность ее укрепляет. И беден ли тот, кто не нуждается, кто не зарится на чужое, кто богатеет в Боге?.. Мы владеем всем, если нас не одолевает жадность» .

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

«Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (ст. 23–24). По-славянски это звучит более образно и емко: «Како не удобь (то есть неудобно. — Игум. А. ) имущий богатство в Царствие Божие внидут». Действительно, очень неудобно и трудно войти в Царствие Небесное человеку даже праведной жизни, но уповающему не на Бога, а на что-либо земное. Неудобно до такой степени, что Спаситель приводит устрашающий пример — как сказали бы литературоведы, употребляет гиперболу: «Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (ст. 25). Верблюд — одно из самых больших животных, известных в тех местах, которое, конечно же, не может пройти в игольное ушко. Так и человеку, надеющемуся на богатство, как уточняет слова Спасителя евангелист Марк (см. Мк.10:24 ), практически невозможно войти в Царствие Небесное. Именно надеющемуся на богатство, потому что можно обладать значительным состоянием, но уповать на Бога, и наоборот — иметь малое имущество и надеяться на него, сделав себя богатым лишь в собственных глазах. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Конечно, ученики Спасителя весьма изумились Его словам. Во-первых, этот князь был, как я уже сказал, благочестивым; во-вторых, богатство и земное благополучив были в глазах людей того времени (впрочем, многие и сейчас так считают) признаком Божия благословения. Но, оказывается, это не так. Спаситель открыл нам еще одну духовную тайну: богатство не имеет никакого значения и не является признаком Божия благоволения. Отсюда следует, что бедность и нищета — не обязательно признак гнева Божия. Главное — внутреннее отношение человека к имуществу. Если мы будем надеяться на что-то земное, то сами себе создадим препятствие для того, чтобы войти в Царствие Божие и получить некий залог ожидаемой блаженной вечности, испытав благодатные переживания не только в будущей, но уже и в этой жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Откройте же свои сердца для восприятия новых заповедей — откройте их: тогда Господь вложит в них заповеди Свои и напишет в сердцах ваших Свой Новый Завет, и тогда не будете вы просить никаких знамений и никаких чудес. О равномерном распределении земных благ 12 июня 1947 г. Четверг 1-й недели по Пятидесятнице Святой апостол Павел пишет во Втором своем послании к Коринфянам: «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель» (8, 1–3). Почему говорит св. апостол Павел такие слова коринфянам? Он повсюду, где путешествовал, собирал пожертвования для бедных иерусалимских христиан, ибо в те годы был голод, и многие бедствовали. Он отовсюду собирал пожертвования хлебом, разными продуктами, деньгами и пересылал пожертвования эти в Иерусалим. Он собрал такие пожертвования и в Македонской Церкви. Он говорит о том, что благодать Божия снизошла на церкви Македонии. Это столь важное событие — снисхождение благодати Божией, — что нужно было святому апостолу Павлу говорить об этом везде и всюду. В чем же выразилась благодать Божия? Эти церкви имели великое множество скорбей, было у них много горя; но среди этих скорбей они не унывали, не плакали, а наоборот, преизбыточествовали радостью. Это как будто странно: люди бедствуют, страдают, у людей много скорбей, а они преизбыточествуют радостью. Были они в нищете, были совсем бедны и в этой нищете и бедности все преизбыточествовали тем добрым чувством, той радостью, с которой встретили святого апостола Павла, и с величайшей готовностью уделяли Церкви Иерусалимской что могли от нищеты своей. «Ибо они доброхотны по силам и сверх сил». Откуда это настроение душ, откуда эта радость, эта готовность отдать последнее далеким братьям во Иерусалиме? Ведь от Македонии (южнее нынешней Болгарии) до Иерусалима весьма далеко. Откуда эта радость? Именно потому, что благодать Божия посетила македонские церкви, о чем свидетельствует сам святой апостол: «Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор, 8, 4–5). Каким святым они хотели послужить? Святыми во всех посланиях называются все христиане. Ибо подлинные христиане должны быть святыми. «Не только то, чего надеялись, но они отдали самих себя, во-первых Господу, потом и нам по воле Божией».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

«Поди, ленивец, к муравью, посмотри на поведение его и будь умен. Нет у него ни судьи, ни надзирателя, ни владетеля, но он летом заготовляет себе хлеб; во время жатвы собирает себе корм. Долго ль ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь. А тут и не увидишь, придет к тебе бедность, как наездник, и нищета, как вооруженный разбойник» ( Притч. 6:6–11 ). «Заповедь (Божия) – светильник; ученье – свет; уроки образования – путь жизни» (ст. 23-й. Так говорит и наша пословица: «ученье – свет, неученье – тьма»). «Мудрость лучше жемчуга, и все драгоценности не сравняются с нею» ( Притч.8:11 ). «Держащийся учения идет к жизни, а небрегущий об образовании себя заблудится» ( Притч.10:17 ). «Во множестве слов не миновать греха; а кто удерживает уста свои, тот умен. Язык праведника – отборное серебро; а сердце беззаконных ничего не стоит» ( Притч.10:19, 20 ). «Придет гордость, придет и срам; со смиренными мудрость» ( Притч.11:2 ). «Кто срамит другого, тот не умен; разумный человек молчалив». «Кто запирает хлеб, того клянут люди; а на главу раздающего сыплется благословение» ( Притч.11:26 ). «Кто презирает учение, тот в нищете и в бесславии, а кто любит образование, тот будет в чести» ( Притч.13:18 ). «Праведность возвышает народ, а беззаконие – уничтожение народа». «Лучше поданная на стол зелень, и при ней дружба, нежели откормленный бык и при нем неприязнь» ( Притч.13:15, 20, 34 ). «Лучше немногое с правдою, нежели множество доходов беззаконных» ( Притч.16:8 ). «Укрощающий гнев лучше храброго, и владеющий духом своим лучше завоевателя городов» ( Притч.16:32 ). «Лучше сухой кусок хлеба и при нем согласие, нежели дом, полный богатства – с раздором». «Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь». «Кто дает ответ, не выслушав, у того выйдет нелепость – к стыду его». «Дух человека может подкрепить его и в болезни, а когда упадет дух сам, кто возставит его?» ( Притч.18:8, 13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Посему-то взывай к Господу Богу: к Тебе, Господи, воздвигох душу мою, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеются врази мои ( Пс.24:1 ). Ведай, что Господь не оставит тебя без защиты и скорой помощи. Он Сам обещает сделать это. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и (его), яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:13–16 ). Так говорит Господь. Но не забывай и того, что только ищущего спасения спасает Бог. Он видит и знает все не только дела, но и помышления наши. Если ты живешь для Господа, то и Он с тобою против врагов твоих. Но горе тебе, если у тебя есть кумир на земле. Сердце твое привязано к нему. Ты не обладаешь уже свободою. Лежит на тебе ярмо, положенное врагом твоего спасения. Это ярмо уже не дозволит никому приобрести духа самоотвержения. А без сего, как предупредил Спаситель, никто не может быть Его учеником. Тако убо всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик ( Лк.14:33 ), оканчивает Спаситель притчу. Отречься от имения, это значит избрать нищету ради Господа. Много на земле людей бедных. Но все ли они нищие духом ради Господа? Далеко нет. Многие из бедняков живут порочно. И самая бедность то произошла от таковой жизни. Иные предаются зависти и ропщут. Только тому из бедняков вменяется подневольная нищета, как добровольно избранная, который смиренно несет свой крест, не ропщет и не завидует. Кто не имеет имущества, тому, конечно, нечего и отрекаться от него. Спаситель, очевидно, разумел людей с достатками. Их-то пленяет часто имение. По словам Господа, трудно богатому войти в Царство Небесное ( Мф. 19:23 ). Богатство стоит на пути к небу и преграждает вход в него. Так что же, неужели никто из богатых и не будет достоин жизни вечной со Христом? Спаситель не говорит сего. Разве богатый не может отречься от богатства? Конечно может. Кто не слышал жития преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Проповедь именуется Нагорной потому, что Господь произнес ее на горе, куда к Нему стеклись ученики и народ ( Мф 5:1 ). Как ветхозаветный закон Божий был дарован Израилю на горе Синай, так и евангельский закон Господь Иисус Христос даровал, взойдя на гору. Евангельский закон является новым Откровением Божиим, в котором Богочеловек Иисус Христос дополняет и углубляет заповеди Декалога. В отличие от закона Моисеева, требования евангельского закона обращены ко всем людям, с верою следующим за Спасителем Христом, то есть к новому народу Божию, составленному из представителей всех народов. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф 5:3 ). Выражение «нищие духом» в буквальном смысле означает «добровольно нищие» или «нищие по велению своего духа». По словам святителя Василия Великого , «нищие духом — это те, которые обнищали не по другой какой причине, но по учению Господа, сказавшего: “пойди, продай имение твое и раздай нищим” ( Мф 19:21 ; Лк 18:22 ). Но если кто, приняв приключившуюся ему нищету, будет управлять собой по воле Божией, как Лазарь ( Лк 16:20–26 ), то и он не чужд Этой заповедью Господь обнадеживает тех, кто обделен земными благами, указывая на тщету мирских стяжаний, которым Он противопоставляет истинное богатство, обретаемое в вечном Царстве Небесном. Бедность и нищета принуждают человека возлагать надежду на Бога, о чем говорит Псалмопевец: «Я беден и страдаю; помощь Твоя, Боже, да восставит меня» ( Пс 68:30 ); «Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне!» ( Пс 69:6 ; см. также: Пс 73:21; 85:1–6 ). Также под «нищим духом» понимается тот, кто надеется не на себя, не на свой разум и таланты, а на Промысл Божий и на помощь благодати Божией. По слову святителя Иоанна Златоуста, нищие духом — это «смиренные и сокрушенные сердцем»; Господь называет «блаженными тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают», тех, «которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» ( Ис 66:2 )». По слову Псалмопевца, «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс 50:19

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Смотри, сколько понесли они мук, дабы с дерзновением получить мздовоздаянне. Они «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр.11:36, 37). И чего не потерпели в мире эти люди, которых не был достоин весь мир? Вот крест болезней, который, как известно, не только полезен, но иногда и необходим. Израильтяне в благополучии не вспоминали о Боге, но когда «умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому» (Пс.15:4). «Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу» (Пс.77:34). Во многих телесные болезни возбудили трезвение ума: «ибо недуг лют отнимает сон» (Сир. 31:2), и соделывает душу бодрою. А потому болезнь считай не за иное что, как за полезное вразумление, чтобы человек, возненавидев все телесное и скоропреходящее, предал всего себя Отцу небесному (Св. Григор. Назианз. посл. I.). Вот крест, у которого, как ты видишь, привязаны посох и сума; это крест нищеты. Нищета или бедность бывает также руководительницею к добродетели, если только разумно переносят её. Кто не знает, что приобретение богатства сопряжено с тяжкими и зловредными заботами, сбережение его со страхом и боязнью, а утрата с великою скорбью? Когда человек любит богатство, оно оскверняет его; когда оно умножается, то отягощает; а когда умаляется, сокрушает.    СТАВРОФИЛА. А что такое означает вот этот крест, который при одре?    АНГЕЛ. Он означает скорбь при потере родителей, сродников и друзей. И этот крест должно нести благодушно. И хотя тяжело лишиться любимых, однако роптать не должно; ибо восхищает их Тот же всеблагий Бог, Который и даровал их. А многим и не полезно иметь друзей, особенно когда они живые отвращали их от Бога.    Потом Ангел, видя, что Ставрофила с любопытством обратила взор на крест с изображением безумного, сказал ей: ты удивляешься этому необычайному изображению и не понимаешь, что это такое? Это тяжкий крест посмеяний, уничижений и поруганий. Истинно терпящие этот крест не стыдятся и не устрашаются ради Христа носить имя безумных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010