Генерал Баранов. — Н. Н. Баранов (1836–1901) — губернатор в Нижнем Новгороде (1883–1897), прославившийся своими полицейскими приказами. 166 …в военном образце с поперечиной. — Поперечина — знак отставки на погонах. 167 …«у него гляделась бедность в каждую прореху, из очей глядела бедность»…и далее. — Имеются в виду следующие стихи Гейне (1797–1856): На мосту сидел испанец, Музыкант в плаще дырявом; Нищета гнездилась в дырах, Нищета из глаз глядела. Струны старой мандолины Он терзал костлявым пальцем. Эхо в пропасти, дурачась, Передразнивало звуки. «Атта Тролль», ч. II, в современном переводе   В. Левака. 168 Буддийская карма (от санскр. karma — действие, дело) — одно из основных положений буддизма, заключающееся в утверждении, что сумма добрых и греховных деяний человека влечет за собою после смерти либо перевоплощение (для грешников), либо погружение в блаженное небытие, нирвану (для праведных); здесь — слепая вера. 169 Карлейль, Томас (1795–1881) — английский писатель, историк и философ, происходивший из крестьян. Его труды: «История французской революции» (1837), «Герои и героическое в истории» (1841), «Письма и речи Оливера Кромвеля» (1845). 170 …у меня был родственник… обруселый англичанин. — Шкотт (см. наст. изд., т. VI, стр. 627). 171 Опасаясь, чтобы на него… не подействовали… «луна, джерси и нашлепка»…— Здесь имеются в виду некоторые места из V, VI и VII глав «Крейцеровой сонаты»: «В один вечер, после того как мы ездили в лодке и ночью, при лунном свете, ворочались домой и я сидел рядом с ней и любовался ее стройной фигурой, обтянутой джерси, и ее локонами, я вдруг решил, что это она». 172 …куряне — «ведомые кметы» — подразумевались якобы «подурасливее». — Кмет — крестьянин, парень; выражение «куряне свдоми къмети» употребляется в «Слове о полку Игореве» в смысле: «известные, хорошие воины». 173 Пизарро (1470–1541) — завоеватель Перу, испанец по происхождению; без всякого образования и даже неграмотный, он обнаружил умение администрировать; отличался жестокостью, мстительностью и тщеславием. 174

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Кто фашисты? 14.01.2013 23:55:01 Протоиерей Максим Обухов С ужасом читаю новости как с фронта о волне похищений детей, о том, как у многодетных и приемных семей, под разными предлогами – бедность, нищета, плохие жилищные условия, забирают детей. По сути – похищают, потому что нет законных оснований. Я не знаю, что делать и в потрясении пытаюсь найти аналогию в истории, в какой-нибудь стране и в какое-нибудь время. Бывало ли такое? Живут в доме в аварийном состоянии. Бедность, нищета. Как свидетельствуют очевидцы, когда отбирали ребенка, он плакал, хватался за мать. Ребенку в детском доме запрещают видеться с родителями, терроризируют угрозами забрать оставшихся. Новости как сводка новостей необъявленной войны против многодетных. Производит впечатление, что существует разнарядка – план по отъему детей и заполнению детских домов. К семьям применяется чудовищная форма насилия: похищенные дети воспитываются на иных принципах, и ценностях, чем хотят родители, да и о каком воспитании может идти речь, если детей лишают даже возможности видеться с семьей? Многодетных семей в России мало. Настолько мало, что наших налогов, вполне хватило бы на то, чтобы обеспечить каждую отдельным домом по президентской программе малоэтажного строительства. Но ведь дети для государства это не только обуза, но и налогоплательщики в будущем. Причем на содержание аппарата по контролю уходит немало денег, которые можно было бы потратить с большей пользой. Какой статус этих отобранных детей? Временно в изоляции? Дети в госсобственности? Арестованные? Заложники? Военнопленные? Когда было подобное? Во времена гонений на христиан в Римской Империи? Я об этом не слышал. В советское время? Не было даже в самые лютые времена. Дети попадали в детские дома, но после того, как погибли, или были репрессированы их родители. Пытаюсь найти аналогию…. Нет, в советское время не было, хотя в ранний период воцарения самой экстремистской формы коммунизма, сразу после революции, была идея о том, что семья должна быть разрушена, а дети являются собственностью государства… Что-то похожее, но не совсем и быстро закончилось. Во времена османской империи воины ислама похищали христианских мальчиков, воспитывали их в антихристианском духе в специально отведенных «интернатах» и делали из них борцов против христианства, кажется, было именно так. Но Османская империя потерпела историческое поражение и преобразилась в светское государство.

http://radonezh.ru/analytics/kto-fashist...

«Иди, – сказал Он одному богатому, – продаждь имение твое и даждь нищим» ( Мф. 19:21 ). Вот и один из Апостолов говорит: «приидите, богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы» (Иак, 5:1). Слышите ли, братие, что говорится в слове Божием о богатых? Напротив того, всеми ублажается бедность. Иисус Христос называет блаженными нищих ( Лк. 6:20 ). Апостол Иаков осуждает богатых за презрение нищих ( Иак. 2:6 ). И кем не прославлялась нищета? Сам Господь не имел, где главу подклонить ( Лк. 9:58 ). Первоверховный Апостол Павел провел все время «Апостольства в труде и подвизе, во алчбе и жажди, в зиме и наготе» ( 2Кор. 11:27 ). Как же это так? Стало быть, бедность лучше богатства, бедные счастливее богатых? Да. Ежели станем рассуждать по-христиански, то это точно так. Богатые – счастливы, а бедные несчастны, но это только здесь, в настоящей жизни. А что настоящая жизнь? Для Христиан есть лучшая другая жизнь. Важно, значит, быть счастливым там, а не здесь. Кто же счастливее там – беспечный богач или нищий Лазарь? «Богатый – во аде, а Лазарь – на лоне Аераамовом» ( Лк. 16:22, 23 ). – Итак, вот какой ответ на вопрос: что лучше, богатство, или бедность? Лучше бедность, нежели богатство, счастливее бедные, нежели богатые. Отчего же это так? Богатство, что ли, причиной несчастия? Конечно, не богатство, а сами богатые. Были и богатые, которым богатство не помешало быть праведниками. Был богатый Авраам, но богатство его служило ему к принятию и упокоению странных ( Быт. 18 ). Был богатый Иов, «но он был око слепым, нога хромым, отец немощным» ( Иов. 29:14,15 ). Были, видите, и богатые святыми и праведными, но много ли таких? Не чаще ли бывает иначе? Вот то-то и беда, что человек не умеет правильно пользоваться богатством, а употребляет его в средство к жизни свободной и рассеянной. Богатство служит ему по большей части только к угождению плоти, к служению греховным страстям. Скажите: кто живет светло, пышно, великолепно, как не богатый? Где роскошь и всякие прихоти, как не у богатых? Где щегольство и чрезмерные наряды, как не у богатых? Где собрания, пиршества, всякие чувственные удовольствия, как не у богатых? Где веселости, забавы и потехи, как не у богатых? Где нега, праздность и пустая трата времени, как не у богатых? У кого больше спеси, гордости и презрения к другим, как не у богатых? Если же это так (а по большей части так), что же это? Христианский ли это образ жизни? Будет ли здесь место Богомыслию, молитве, любви к Богу и ближним? Не забудется ли тут жизнь будущая и Царство Небесное? Не страшен ли будет такому человеку час смертный? Не постарается ли он забыть его? Весело, приятно, кажется теперь жить богатому, да что будет после? Что, ежели случится ему еще и здесь потерять богатство, обнищать? А ведь это очень может быть, и бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

НИЩЕТА МАТЕРИАЛЬНАЯ Нищий всегда прибегает к богатому, так верующий ко Христу Люди нищие и бедные, во всякой скудости и недостатке живущие, зная некоего человека богатаго и щедраго, все к нему прибегают, и просят от него всяк в скудости своей помощи. Иный просит у него денег на нужду свою, иный хлеба, иный одеяния, иный инаго; и получают, чего просят. Христианине! мы все нищие, бедные и окаянные, как выше сказано. Нищете нашей, наипаче душевной, никто не может помощи, кроме Христа. Знаем мы, что Он богат, яко Бог, и щедр и милостив и человеколюбивый. Все убо и может и хощет нам подать. «Он ради нас обнищал, да мы нищетою Его обогатимся» ( 2Кор. 8, 9 ). Он нашу нищету на себе восприял, да подаст нам богатство благости Своея. Он убо нас нищих, бедных и убогих прибежище и обогатитель. К Нему предки и отцы наши в своей нищете, бедности, убожестве и окаянстве прибегнули, и получили помощь своим недостаткам, и обогатились всещедрою рукою Его. К Нему и ныне вси знающии Его прибегают, и получают свое удовольствие (4:339). Все, что ни имеет человек, – Божие Всяк человек, что ни имеет, «не свое имеет», но Божие, не от себе самого имеет, но от Бога получает ( 1Кор. 1, 7 ). Бог, яко благий и щедрый, отверзает Своя сокровища, и всем, яко нищим и убогим, всещедрою Своею рукою подает. Злато, сребро и медь. Божие добро есть, и нам в нуждах наших служит. Хлеб, которым питаемся; питие, которым напаяемся, прохлаждаемся и утешаемся; одежда, которою прикрываемся и согреваемся; дом, в котором упокоеваемся и от воздушной непогоды и бури защищаемся; огонь, которым согреваемся и варится пища наша; воздух, которым сохраняется живот наш; свет, которым просвещаемся; скоти, звери, птицы и рыбы, которые служат нуждам нашим; и все прочее – Божие добро есть ( Пс. 23, 1 ). Все тое Он, яко человеколюбивый, нищим, убогим и бедным нам подает по единой благости Своей. Откуда всего того, всего к нашему житию нужнаго, просим от Него в молитве: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф. 6, 11 ). Чрез «хлеб» зде разумеется все к содержанию нашего жития нужное (4:336).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В начале Нагорной проповеди Спаситель дает людям заповеди блаженств. Сама обстановка, в которой это происходит, проста и смиренна. Если на горе Синай, как мы помним из Ветхого Завета, Бог давал заповеди являя грозную силу — в огне, в дыме, в трубном звуке, то здесь Сын Божий, казалось бы, даже и не повелевает, а просто беседует со своми последователями. Тем не менее Он непосредственно обращается к человеческой совести, пробуждает духовное начало. Само слово блаженны, если принять во внимание и греческий и еврейский языки, означают людей, наделенных особым счастьем, которым уготовано вечное спасение, потому что уже здесь, на земле, они обладают таким совершенным внутренним миром, что живут в единении с Богом. Выражение нищие духом надо понимать как высшую степень смирения души, когда человеку открывается вся бездна его греховности и падения. Он понимает свою духовную нищету, свою оторванность от Бога, явившуюся следствием совершенного греха. И в том, что это произошло, нищий духом начинает винить не кого-то другого, и, конечно же, не Бога, а исключительно самого себя. Вот такое искреннее раскаяние способно не только преобразить, духовно обновить всего человека, но и привести его к высшей степени блаженства — праведной жизни во Христе и наследовании по прошествии ее Царства Небесного. Нищета духовная есть не что иное, как осознание того, что все блага, которые мы имеем, дарованы Богом. И таланты, и здоровье, и знания, и всяческие материальные блага. Сами мы ничего не имеем и своими способностями и разумением достигнуть не сможем, если на то не будет воли Божией. Смирение или смиренномудрие, то есть мудрость в смирении, дают нам возможность посмотреть на все духовными очами и познать самих себя. Некоторые путают нищету духовную с нищетой телесной, считая, что, говоря о нищих духом, Господь имел в виду людей бедных, не наделенных материальными благами. Но это не так. Естественно, телесная нищета, трудности и испытания, которые выпадают в жизни, могут способствовать приобретению нищеты духовной, но не всегда. Ведь и в бедности человек может не смириться, а, наоборот, озлобиться. И тогда виновным для него в переживаемых им бедствиях станет весь мир, все окружающие люди. Да и к Богу могут появиться претензии: за что мне все это? Но может быть и обратное. Богатые тоже способны стать нищими духом, если они помнят слова Господа: …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мф.16:26 ), если понимают, что все их земные материальные блага временны и преходящи, а надо искать иного сокровища — нетленного на небесах.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Есть нищета телесная, или внешняя, и есть нищета, крайняя бедность душевная, тем более жалкая, что, будучи более телесной, так сказать, разорительной, она менее ее бывает приметна. Есть болезни телесные, и есть столь же многоразличные недуги душевные, не менее телесных смертоносные, и тем более ужасные, что причиняют смерть духовную и для души бессмертной! И в том, и в другом из упомянутых случаев бедственного состояния человека, по душе и телу, без сомнения, ничего не может быть вожделеннее, как благовестие Христово о покаянии и приближении небесного царства. Ибо покаяние, возвещаемое и, можно сказать, даруемое Христом, есть избавление от всех зол; а царствие небесное, Им же благовествуемое и всем верующим приближенное и усвояемое, есть совокупность всех благ, и таких благ, которые бесконечно вознаграждают покаявшегося грешника за всякое претерпенное им бедствие! 1. Кто никогда в жизни не имел нужды в куске хлеба, не испытывал недостатка в дневном пропитании; кто ни разу не был поставлен в необходимость дрожать от холода и носить изодранное рубище: тот может ли представить себе все ужасы нищеты и бедности? – Но всякий может понять, что это бедствие весьма велико. А из всякого рода нищих может ли быть кто несчастнее того, который прежде нежели впал в крайнюю нищету, имел огромное богатство, и с ним возможность наслаждаться всеми удобствами и удовольствиями жизни? Если же еще этот обнищавший богач дошел до такого жалкого состояния за какие-либо преступления, по которым он лишен обладания своим имуществом, и наконец, лишен свободы, – подвергнут состоянию хуже рабского, – заключен в темницу: то можно ли еще что-нибудь придумать для увеличения его бедственного состояния? Представьте же себе, возлюбленные братья, что этому нищему, этому обнищавшему богачу, по законам правосудия лишенному имущества, а с ним и власти и свободы, сам Царь объявил бы, что Он ожидает только его совершенного исправления, требует лишь покаяния, чтобы возвратить ему с избытком и прежнюю власть и все утраченные им сокровища! Мог ли бы сей нищий услышать весть более утешительную и приятную?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

13. Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа бессердечна. Учитель мудрости не всегда учит одними словами. В числе учеников его могут быть люди бессердечные, – бестолковые, нечувствительные, невосприимчивые к учению истины. Одними словами не вразумишь их. В отношении к ним иногда полезно употреблять жезл. Мудрый учитель не пренебрегает и этим способом учения, – подражая отцу, не щадящему жезла своего для вразумления сына глупого и упрямого. 14. Премудрии скрыют чувство (ведение), уста же продерзого (опрометчивого) приближаются сокрушению. Мудрому свойственна осторожность в речах. Не всякому и не всегда говорит он, что знает. Многое, ему известное, он или совсем скрывает, – не бросает бисера всякому, или выжидает удобного случая, соображаясь с обстоятельствами места, времени, с приемлемостию слушателей, чтобы поделиться с ними своими сведениями. Осторожности в слове противоположна опрометчивость. Опрометчивый говорит невпопад, предварительно не обдумав своих слов; прежде времени разглашает то, о чем следовало бы смолчать; из уст его часто сыплются слова тщеславия, самохвальства, дерзости, лжи. Все это не всегда безнаказанно для него проходит. Случается, что своими несдержанными речами он выводит из терпения слушателей, и подвергается опасности получить сокрушение болтливых уст своих. 15. Стяжание богатых град тверд, сокрушение же нечестивых (бедных) 6 нищета. Заключающаяся в сих словах истина дознана путем наблюдения над делами людскими. Опыт действительно показывает, что для богатых стяжание – град тверд, – они смотрят на свое богатство, как на несокрушимую крепость, в которой чувствуют себя огражденными от житейских невзгод. Были бы деньги, рассуждают они, всё будет. Обладание богатством поднимает дух обладателей, внушает им самонадеянность и уверенность в безопасности от бед и напастей. Напротив бедность и нищета принижает бедняка, служит для него сокрушением, т.е. ударом, под тяжестию которого он делается боязливым и мрачно смотрит на жизнь. – Так свидетельствует опыт; но это не значит, что так и должно быть, и Соломон, указывая на свидетельство опыта, не имел в виду хвалить богатых и порицать бедных, а хотел разве предостеречь одних от лености, приводящей к нищете и уничижению, а других от самонадеянности, к которой располагает пристрастие к богатству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Е. Котова: Вы поставили эту триаду — дореволюционная, советская и западная. А мне кажется, что нет противоречий между дореволюционной и западной. Все эти недостатки, которые здесь упоминались, западной модели… А.Архангельский: Западной какой — европейской или американской? Е. Котова: Я принципиально не буду проводить различие. Различия все равно маргинальны по сравнению с тем, что существует у нас. Культура, участие, общество, участие меценатов, выявление живущего, живучего, востребованного и хорошего. Неудачный пример, когда люди сами выбрали только мостик Брюгге и мюнхенскую башню. Но если им постоянно давать эти возможности, через десять-пятнадцать-двадцать лет они будут выбирать гораздо более достойные объекты культурного наследия, с которыми они хотят установить собственный интерфейс. И последнее – это о нищете, о чем Михаил говорил. Конечно, это нищета. Но нищета у нас, прежде всего, на уровне нашего населения. И каждому человеку из этих ста сорока пока еще живущих миллионов дайте доступ к культурному наследию. И в этом контексте нужно воспринимать то, что если он сможет прочитать Тургенева в личном кабинете на компьютере. М. Левитин: Вас так задел этот компьютер? Е. Котова: Меня не задел компьютер, я просто прихожу в библиотеку, а там тетка со шваброй, которая только ждет, когда я уйду, потому что ей хочется уйти полпятого домой. И когда там половину томов уже сперли. Если весь библиотечный фонд будет собран и к нему будет обеспечен доступ населения, пусть даже через компьютер — это будет уже прогресс. Это первое. Второе. Если я пойду в областной театр, и там по бедности будут петь кошмарные голоса, то гораздо больше мне и моему ребенку будет толку, если нам будет позволено и по карману купить CD с Марией Каллас, послушать ее дома. Р. Шакиров: Если взять музеи, о которых мы меньше, может быть, говорили. Я слышу очень много о выставках, которые проходят за рубежом, а вот это вот движение в глубинку, мягко говоря, немного… А. Смелянский: Эта советская традиция вообще завершена. Гатсролировать не дают, потому что нет денег на это.

http://pravmir.ru/aleksandr-arxangelskii...

А что не кучами имения обложить себя, но не желать иметь у себя что-либо нужно для того, чтобы прекратить в себе желание обогащения, сему, как и многие другие с ним, поучал он, чрез меру богатых обличая в скудости, так как они по ненасытной страсти имеют нужду гораздо в большем, нежели что имеют у себя, а богатыми называя тех, которые щедро отлагают что-нибудь из необходимого на потребу как излишнее и не пригодное для любомудрия. Ибо последнее в подлинном смысле есть богатство, и справедливо должно так называться, а первое – бедность и крайняя нищета, потому что одно удерживает от насыщения и чрезмерного обременения себя тем, что есть, а другое возбуждает еще новое и неутолимое желание приобрести и то, чего нет, и приобретение чего сомнительно, между тем как осуждение за любостяжательность несомненно и по приговору Судии подлежит наказанию. Любостяжательностию же будет не только стараться отнять чужое, но и желать иметь у себя нечто большее того, что нужно для довольства. А как жизнь сия есть ночь и совершающееся в ней – сновидение, как говорил этот блаженный, то какую пользу людям приносит роскошь по миновании этого состояния, когда ночные привидения исчезнут и не оставят даже чувства скорби и упокоения? " С наступлением дня, – говорил он, – сонные грезы для пробудившихся оказываются пустыми; представлявший себя разбогатевшим поутру ничего у себя не имеет; мечтавший, что пьет или ест, находит, что вовсе этого не делал. Кто во сне достиг начальства, накопил много денег, держал в руках серебро или спрятал его за пазуху, оказывается не имеющим всего этого. Иной во сне подвергался опасностям, а иной напастям и скорбям, иной терпел наказание, а иной был даже убит; все они встают, одни – радуясь, а другие – печалясь о том, что представлявшееся во сне было мечтою, а не действительностию; и радуются, как избегшие испытания зол, печалятся же, как не нашедшие у себя того, что их увеселяло. И никому нет никакого плода от такового мечтания, днем не оказывается имеющим у себя что-либо из того, что, как представлялось, имел у себя ночью, кроме одного воспоминания о радующих или огорчающих призраках, возбуждающего сожаление о наслаждениях, которых лишился, и о веселии, из которого исторгнут. Так после этого позорища, когда сновидение жизни сей, подобно ночной грезе, кончится, теряет наконец цену все здешнее: богатство и нищета, пресыщение и скудость, слава и унижение. Остается же одним веселие, другим – ужас и трепет, и сие восприемлют они как достойное воздаяние за то, что сделано в жизни " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

Духовная гордость, как состояние противоположное нищете духовной, состоит в духовном самодовольстве, являющемся следствием слепоты духовного зрения, направленного не во внутрь себя, а во вне, следствием тупости и невосприимчивости душевных сил: в таком состоянии человек не может ни сознать своих недостатков, ни покаяться в своих грехах и пороках, ни обратить свой взор с верою и надеждою к Подателю благодати и Искупителю. Господь возвещает Ангелу Лаодикийской церкви: Зане глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую: и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищь и слеп и наг. Совещаю тебе купити от Мене злато разжжено огнем, да обогатишися, и одеяние бело, да облечешися, и да не явится срамота наготы твоея: и коллурием помажи очи твои, да видиши. Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую. Ревнуй убо и покайся. Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Апок.3:17-20 ). Яко тех (нищих духом) есть Царствие Небесное ( Мф.5:3 ). Происходит как бы второе мipombopehue: как некогда первотворение земной жизни во вселенной, так теперь творение новой жизни в жизни человека и прежде всего в его душе; там из ничего – мир и прежде всего во тьме – свет, здесь из нищеты – Царство Небесное и прежде всего в душе, окутанной мраком греховности, тьмою заблуждений, – свет святости, сияние истины. Но Царство Небесное не обещается нищим духом как награда, как нечто ими заслуженное, но все же внешнее, а оно рассматривается как сопутствующее, принадлежащее им – «тех есть Царство Небесное»: нищие духом потому-то и блаженны, что Царство Небесное принадлежит им, а не кому-то другому. Так как нищета есть состояние внутреннее, душ людей, то, очевидно, и Царство, рождающееся, на основе духовной нищеты, есть, прежде всего, состояние душ людей верующих. Сознание своего духовного убожества, греховности, и виновности пред Богом, сопровождаемое чувством безвыходности этого положения, – тяжелое, мучительное состояние, как и сознание безвыходной материальной бедности. Такое состояние рождал и питал ветхозаветный закон, как то прекрасно раскрыл апостол Павел. Не таково состояние нищеты духовной в Новом Завете, в христианстве: в Ветхом Завете нищета духовная – цель, плод, в Новом Завете – начало, семя; торжество Ветхого Завета в том, что он приводил людей к сознанию нищеты духовной – и только; торжество Евангелия, что оно нищих духом делает богатыми, принося им примирение с Богом, людьми, с собою, внося в их душу чувство высвобождения от греховности, освещая ее лучами отрадного света истины, приближая их к идеалу – Богу. В христианине состояние нищеты духовной сопровождается радостным сознанием посильного, изо дня в день, приближения к праведности, спасению, Богу; а истинное счастье души, истинная ее отрада – не в осуществлении идеала (это и вообще невозможно, как невозможно осуществление евангельского идеала – совершенства Бога), а в беспрерывном стремлении и приближении к нему.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010