Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий Васильевич Болотов – человек и ученый 1. Жизнь и личность В.В. Болотова 1 В истории церковно-исторической (и, вообще, гуманитарной) науки можно найти не так уж много примеров, когда величие совершаемого дела находилось бы в полном созвучии со смирением его автора. Одним из таких наиболее ярких примеров и является личность Василия Васильевича Болотова 2 . Родился он в ночь с 31 декабря 1853 г. на 1 января 1854 г. 3 Отец его – Василий Тимофеевич Болотов – был дьячком Осташковского Троицкого собора. Овдовев, он женился второй раз (от первого брака у него были сын и дочь) на дочери умершего священника села Кравотыни Марии Ивановне Вишняковой. Однако 16 ноября 1853 г. (за полтора месяца до рождения Василия Васильевича) он случайно (загоняя гусей) утонул в Селигере. Мария Ивановна, прожив с мужем всего несколько месяцев и внезапно овдовев, вынуждена была вернуться в родное село Кравотынь. Здесь и родился будущий великий историк. Молодую вдову ожидали не просто бедность, достаточно обычная для сельского приходского духовенства тогдашней России, но практически нищета. Не имея никаких средств к существованию, Мария Ивановна, положась на волю Божию, добывала их тем, что пекла просфоры для местного кравотынского храма и шила одежду для крестьян. От природы чрезвычайно одаренная, Мария Ивановна еще в детстве сама выучилась читать и писать и почти все свободное время посвящала чтению духовных книг. Обладая удивительной памятью, она, по словам одного ее знакомого (Н.Μ. Берзина), «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальной точностью. Она не могла ничего забыть». Эту черту характера Марии Ивановны и ее природную одаренность унаследовал и Василий Васильевич. Еще он воспринял от матери и другую сущностную черту ее личности – искреннее, а поэтому неброское и несклонное к внешним ярким проявлениям благочестие. Каждый день матери и сына начинался усердными молитвами с земными поклонами, воскресное утро они проводили за Литургией, а по большим праздникам ходили в Нилову пустынь, отстоящую не столь далеко от Кравотыни. Другими словами, Православие было тем воздухом, которым дышал В.В. Болотов с младенческих лет. Примечательны и его детские игры: обычно со сверстниками он либо строил из песка монастырь, изображая настоятеля, либо возводил из кирпича маленькую церковь , для которой сам нарисовал икону Спасителя. Посвятив всю жизнь сыну (которого ласково называла «сынушкой» и «Васильюшкой»), Мария Ивановна заложила и основы его образования. К семи годам маленький Василий уже «прекрасно читал и, обладая от природы феноменальной памятью, с поразительной точностью передавал прочитанное» 4 . Начатое дома образование В.В. Болотов продолжил в сельской школе, прочитывая также все попадавшиеся в его руки книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Второй университет Интервью с народным артистом СССР Юрием Соломиным 31.08.2006 772 Время на чтение 10 минут Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин 30 августа в Санкт-Петербурге, а 4 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 250-летию государственного театра в России. " Виновники " торжества - два прославленных русских театра: Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр) и Государственный академический Малый театр. Еще во времена Щепкина и Островского ввиду исключительного влияния на жизнь общества за Малым театром, который стал центром духовной жизни Отечества, закрепилось славное имя " Второго университета " . О том, как прославленный коллектив выполняет эту миссию сегодня, когда нищета духа страшнее бедности народа, и на другие вопросы отвечает художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР, профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина, академик Российской академии словесности, Международной академии творчества, член-корреспондент Российской академии образования Юрий Соломин. - Этот театральный сезон, - говорит Юрий Мефодьевич, - будет для нас удивительным. Ведь в 1756 году, ровно 250 лет назад, по указу императрицы Елизаветы Петровны о создании и субсидировании государственного русского театра было положено начало нашей труппе, сформированной первоначально при Московском университете. Мы изначально договорились о том, что Александринка готовит юбилейное представление, в котором мы будем принимать участие. Очевидно, от нас будет ода. Ее зачитают несколько наших актеров. А когда 4 сентября мы будем отмечать юбилей в Москве, актеры Александринки тоже будут принимать участие в празднике. Подводя итоги прошедших летних гастролей, замечу, что, где бы мы ни выступали, будь то Санкт-Петербург, Прибалтика, Краснодар или Италия, всегда погода в зрительном зале была прекрасная! Из-за насыщенного гастролями графика в этом сезоне планируется выпустить только три новых спектакля. Это " Ревизор " Гоголя в моей постановке, " Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский " (режиссер Владимир Драгунов) по Островскому и его же " Бедность не порок " (режиссер Александр Коршунов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Нищие духом Нагорная проповедь Христа – средоточие христианства – веры, которая, по слову апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие». «Блаженны нищие духом». Ложность или неточность толкования этой заповеди и в самом деле способна обратиться и «безумием», и «соблазном». Для людей, далеких от Церкви, слова о «нищих духом» звучат скандально: если христианство – религия слабых и убогих, а я не таков, значит, правильно, что я не христианин. Внутри церковной общины ложно понятый идеал духовной нищеты время от времени вызывает безумие в виде так называемой «концепции спасения через грех»: не согрешишь – не покаешься; не покаешься – не спасешься; следовательно, не согрешишь – не спасешься. Между тем, уже простой философский анализ понятия духовной нищеты оказывается вполне достаточным для его ясного определения. Этот анализ состоит в различении нищеты и бедности: бедный – это тот, кто не имеет лишнего; нищий – тот, у кого нет даже необходимого. Нищий не в состоянии покрыть и неотменимые «нулевые» потребности – в питье, пище, лекарствах, защите от непогоды. Бедный живет скромно, но покойно – нищий беспокойно и нескромно умирает. Именно поэтому его имя – жажда, его бытие – борьба и молитва. Инстинкт самосохранения угасающей жизни действует помимо воли, преодолевает иннертность, ленность и сопротивление личного достоинства, заставляя искать необходимое – то, чем можно восполнить роковую недостаточность быта, а в случае духовной нищеты – ущербность бытия. Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения. Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах...

http://pravoslavie.ru/50564.html

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 10:52 мин. Размер 7.9 Mb ) «Благополучие и благосостояние – вот самый яркий признак хорошей жизни, неотъемлемое условие земной радости и счастья. Изобилие и богатство возвышают дух человека и отгоняют уныние. Нужда, наоборот, гнетет несчастного, и если бедность, по пословице, пороком не является, то нищета и постоянная нужда в самом необходимом – это уже страшный порок и ужасная болезнь, от зараженного которой отвернутся все, даже самые близкие родственники». Подобным образом всегда мыслил и продолжает мыслить мир. И опровергнуть устоявшееся заблуждение о роли благополучия в земной жизни очень сложно. Еще мыслители и мудрецы древности пытались противопоставить стремлению к земному, временному благополучию духовное совершенствование человека. Философ-стоик Сенека учит: «Благополучие похоже на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей». Поэт Гораций взывает, что «полного благополучия нет». Цицерон замечает, что ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод. Все эти мудрецы – язычники Древнего Рима – до сих пор уважаемы и авторитетны. Но слова их и пример жизни не имели большой популярности: лишь немногие к ним прислушивались. Живя среди грубого распутства, вызванного пресыщением богатством и невоздержанием, мыслители скорбели о всё большей и большей деградации окружающих их людей и видели источником этого упадка благополучие. Мужественное терпение бедности и лишений, предельный аскетизм повседневной жизни – всё это ими признавалось лекарством против телесной и духовной слабости и всячески делом и словом проповедовалось. Но они осознавали, что, кроме личных усилий всех и каждого, для спасения гибнущего в похоти и разврате человечества необходима помощь свыше. Итогом же Божественного вмешательства будет новый век – то есть преображенная вечная жизнь. В ожидании великого праздника Рождества Христова, когда в храмах уже поются чудные ирмосы «Христос раждается, славите», хочется вспомнить и слова древнеримского поэта Вергилия:

http://pravoslavie.ru/66728.html

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Шестой день. Поучение 3-е. Свт. Николай Чудотворец. (Разбор возражений против нищенства). I. Сегодня мы бр., поминаем наставника нашего, святителя Христова – Николая. В жизни своей он явил много высоких подвигов веры и благочестия для нашего подражания. Но в венце его добродетелей красуется одна великая добродетель, которая служит краеугольным камнем, началом, средоточием и концом всей деятельности, всех чудотворений, какие только являл этот святитель в жизни, являл и не престает являть и по своей блаженной кончине. Если он избавляет от неповинной смерти трех воевод, спасает корабль от потопления, подает тайно несчастному семейству три узельцы злата; если он вообще является «алчущих кормитель, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врач, по морю плавающих управитель, пленников свободитель, вдов и сирот питатель и заступник, нищих и убогих изобильное богатство» (Молитв. Акаф. св. Николаю): то что все это, как не одна великая добродетель – милосердия, сострадания, благотворительности к несчастным? Св. церковь выражает зто, когда говорит о святителе Николае, что он «отнимал всяку слезу от лица люте страждущих» (Акаф. св. Николаю конд. 3). II. Подражаем ли мы, братие, этой высокой добродетели нашего св. наставника? Все ли общественные раны заживлены, все ли насущные потребности всех и каждого удовлетворены, все ли скорби бедности утолены, все ли слезы нищеты и убожества осушены? Ах, сколько еще до сих пор есть Лазарей и открыто лежащих у врат богатых, и таких, которые «копати не могут и просити стыдятся!» ( Лук. 16, 3 ). Об этих людях если и говорят иногда серьезно в наше время, то только о том, как бы сделать так, чтобы их не было. Желание прекрасное... но достаточно-ль его одного для облегчения горькой судьбы несчастных? Когда горит дом, мало только рассуждать о том, какие бы средства предпринять против пожаров вообще, – подобное рассуждение в настоящем случае ничего не поможет, теперь надобно самым делом тушить огонь, а после уже, если угодно, можно и порассудить. Равным образом, когда пред нами нищета во всей ее ужасающей наготе, недостаточно для ее облегчения, если мы станем только составлять планы, как бы ее уничтожить: этим планам место в будущем, – в настоящую минуту она требует от нас деятельной, живой помощи. Голода и жажды, холода и стужи не уймешь никаким, самым глубоким соображением, если не дать страждущему от них пищи и пития, одежды и крова. Большею же частию, против этих людей, – и в наше время, преимущественно хвалящееся своим человеколюбием, – слышатся отовсюду старые вопли и возгласы, в силу которых выходит, что нищие скорее достойны презрения, чем сострадания и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благоприятное лето Господне Первое сентября – это древний Новый церковный год. При вступлении в Новый год, каждый из нас – или бывает проникнут различными благожеланиями себе и другим, – или строит разные планы, как бы получше создать себе счастие в наступающем году, – или же просто, часто безнадежно, задается вопросами, когда и где наступит счастливое, благоприятное время?! На все эти желания, предположения и вопросы ответ заключается в следующих словах Господа: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя в отраду (или – измученных на свободу): Проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ). Слова эти в первый раз сказаны были пророком Исаиею о грядущем Мессии ( Ис.61:1–2 ); потом они повторены и приложены к Себе уже пришедшим Мессией ( Лк.4:21 ); и доселе проповедуются в назидание наше. Помазанник и Посланник Божий, Господь Иисус Христос , явился для того, чтобы проповедать лето Господне приятно: это было дело, которое Отец поручил Сыну. Исходным началом сего дела было благовествование нищим. Евангелие есть спасение Божие для человека, – восполнение духовной скудости человека – в естественном его положении; и Небесный Вестник, принесший истину Евангелия, сделался Посредником обогащения бедного человечества и Споручником явления приятного лета. Вот почему и вот для чего Господь Иисус Христос проповедал Евангелие и притом нищим! Пусть человечество нашего времени превозносится своими совершенствами и успехами в области наук и искусств, пусть законодатели хвалятся законами, усовершенствованными для блага народов, пусть промышленники гордятся изобретениями, весь мир – своими сокровищами; а все-таки все неминуемо должны признать, что в человечестве, при всех его совершенствах в области наук и искусств, есть нравственный недостаток, – такая бедность, которой не могут восполнить сокровища мира, ни открытия наук, ни памятники искусства, ни искусство политики. Эта такая нищета, которую тем менее могут прикрыть пресловутая, поверхностная цивилизация, произведения непостоянной моды, или блеск современной роскоши, нищета, которая при всем этом – становится более очевидною и слышнее взывает о помощи. Истина сия доказана историй целого человечества. Если же человечество сознает, что такой недостаток есть и тяготит его, то оно чувствует свою нищету: и насколько оно сознает нищету свою, настолько ему может прийти помощь свыше. Человек же, в частности, настолько беден, насколько ему не достает душевного спокойствия; и настолько не достает ему душевного спокойствия, насколько не достает ему веры; и настолько не достает ему веры, насколько он еще не соделался собственностью Того, Который пришел освятить грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Глава 8 2Кор.8:1 .  Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским. «Сказуем же вам, братие, благодать Божию, данную в церквах Македонских». Сказав о блаженном Тите и достаточно ублажив похвалами коринфян, Апостол присовокупил: «радуюся, яко во всем дерзаю в вас»; и на самом деле показывает свое дерзновение и предлагает увещание иметь промышление о святых. Но прежде сего описывает искреннюю веру македонян, подвиги веры их и великодушие в нищете. «Благодатию же Божиею " наименовал приобретение благ, не отрицая свободы воли, но научая, что с Божиею только помощию возможно собрать богатство добродетели. 2Кор.8:2 .  Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. «Яко во мнозем искушении скорбей избыток радости их, и яже во глубине нищета их избыточествова в богатство простоты их». Апостол сказал им самое высокое похвальное слово, ибо показал, что они в скорби благодушны и в крайней бедности богаты щедростию; отовсюду обуреваясь волнами, радуются, как бы несясь попутным ветром, и, редко имея у себя необходимое, показывают великодушие, как бы утопая в богатстве. 2Кор.8:3 .  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель. 2Кор.8:4   Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым. «Яко по силе их, свидетелствую, и паче силы доброхотни, со многим молением моляще нас благодать и общение служения, еже ко святым». Ибо свидетельствую о них, что усердием превысили силы свои и сами предупредили наше увещание, упросив нас дозволить им позаботиться о служении святым. А таковое служение Апостол назвал благодатию и общением, научая тем и другим, что уделяющий другому сам бывает в прибытке, потому что услуживающие делаются сообщниками приемлющих услугу. 2Кор.8:5 .  И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией. 2Кор.8:6 .  Поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Заем Брать в заем – начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению. Иное говорит, кто берет в заем, а иное, с кого требуют долг. «Лучше бы мне не встречаться тогда с тобою! Я бы нашел средства освободиться от нужды. Не насильно ли вложил ты мне деньги в руки? И золото твое было с подмесью меди, и монеты обрезаны». Ежели дающий в заем тебе друг, не берись за случай потерять его дружбу. Если он враг, не подчиняй себя человеку неприязненному. Недолго будешь украшаться чужим, а после потеряешь и отцовское наследие. Теперь ты беден, но свободен. А взяв в заем, и богатым не сделаешься, и свободы лишишься. Взявший в заем стал рабом заимодавца, рабом, наемником, который несет на себе самую тяжелую службу. Псы, получив кусок, делаются кроткими, а заимодавец раздражается по мере того, как берет; он не перестает лаять, но требует еще большего. Если клянешься: не верит, высматривает, что есть у тебя в доме, выведывает, что у тебя в долгах. Если выходишь из дома, влечет тебя к себе и грабит. Если скроешься у себя, стоит перед домом и стучит в двери, позорит тебя при жене, оскорбляет при друзьях, душит на площади. И праздник не весело тебе встретить, самую жизнь делает он для тебя несносной. Но говоришь: «Нужда моя велика, и нет другого способа достать денег». – Какая же польза от того, что отдалишь нужду на нынешний день? Нищета опять к тебе придет, как прохожий ( Притч. 24:34 ), и та же нужда явится с новым приращением. Ибо заем не вовсе освобождает от затруднительного положения, но только отсрочивает его ненадолго. Вытерпим ныне тяготу бедности и не станем отлагать на завтра. Не взяв в заем, равно ты будешь беден и сегодня, и в следующие дни; а взяв, истощишь себя еще больше, потому что нищета возрастает от роста 46 . Теперь никто не винит тебя за бедность, потому что зло не произвольно, а когда обяжешься платить рост, всякий станет упрекать тебя за безрассчетность. Итак, к невольным бедствиям не будем по неразумию своему прилагать еще произвольного зла. Детскому разуму свойственно не покрывать своих нужд тем, что имеешь, но, вверившись неизвестным надеждам, отваживаться на явный и непререкаемый вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010