Вещи ты можешь иметь и земному можешь служить до того момента, пока не будешь посвящать им все свои земные устремления. Словом, служи не им самим по себе, а в них и через них отдавай свое сердце и всю свою жизнь одному Богу. В изумлении и трепете души спрашивали апостолы друг друга: «Кто же может спастись, если такое требование к спасающимся?» Спаситель соглашается с учениками. «Да, — говорит Он, — человекам это невозможно. Своими собственными силами человек не сможет совершить этот великий подвиг и спастись, но Богу … всё возможно, то есть при помощи Божией христианин сможет и должен освободить свою душу от пристрастия к чему бы то ни было земному, очистить себя от всякой скверны плоти и духа и спастись». Аминь. В тридцатую Неделю по Пятидесятнице Объяснение воскресного евангельского чтения ( Лк. 18,18 — 30 ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! …Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Что это значит, дорогие братия и сестры? Неужели в Царствие Божие один только путь — бедность и нищета? Неужели всем должно или не приобретать ничего, или и приобретенное бросать в огонь? Что же было бы с человеческими обществами, если бы они состояли из одних нищих? Кто же будет и в Царствии Божием, если из него изгнаны будут все, имевшие стяжания (приобретения) в этой жизни? Ибо кто, живя в обществе, не имел или не имеет каких-либо приобретений? Так, может быть, рассуждали и слушавшие Господа, когда с удивлением спрашивали: «Кто же может спастись?» Надо внимательно вслушаться в слова Спасителя, тогда увидим, что Он не сказал, что богатые не войдут в Царствие Божие, что могло бы, конечно, подать повод к роптанию на самый промысл Божий, который, по слову Писания, «богатит и убожит», или привести к отчаянию в своем спасении всякого, имеющего стяжания. Напротив, прежде всего, Господь указал путь к вечной жизни, общий для всех, богатых и бедных, знатных и незнатных. «Если хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше и, конечно, всем нам, — соблюдай заповеди».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь»? И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это – кому уготовано». Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали. Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига. Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: «Господи, мы хотим быть рядом с Тобой. Но будет ли для нас какая-то польза от того, что мы рядом с Тобой, или нет? Если Ты – Царь земной и Небесный, обетованный Мессия, должны же мы хоть что-то получить». И Господь им отвечает: «Вы можете пить чашу и креститься крещением, которым Я крещусь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

иеромонах Иов (Гумеров) Лукас Кранах (Старший). Это не икона, а картина немецкого художника и графика эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553). Называется она «Мадонна с Младенцем под яблоней» (1526), хранится в Государственном Эрмитаже. В западной культуре сложилась традиция представлять в качестве плода древа познания добра и зла яблоко. Произошло это, возможно, из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло). В картине Лукаса Кранаха Старшего Божия Матерь изображается как вторая Ева , Которая содействовала искуплению рода человеческого от греха прародителей. В правой ручке Богомладенец держит хлеб, что указывает на великое таинство тела Христова. Является ли большая зарплата служением мамоне? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Наша земная жизнь временна и не является самоцелью. Она дана нам, чтобы приготовиться к жизни вечной. Окончательно загробная участь человека (быть ли в райских селениях с праведниками или в месте мучений) определится на Страшном суде: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 . «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14:10 . До Суда человек проходит испытание. Одних Бог испытывает бедностью. Удел этот не легкий. От бедного требуется не озлобиться, не завидовать, не унывать. И, конечно, не пожелать чужого. Бедный должен с полным доверием к Богу принять свой жизненный жребий, уповать на Господа и верить в небесную награду. Других Бог испытывает богатством. Это испытание является более тяжелое, чем первое. Многие его не выдерживают. Важно, чтобы богатство не овладело человеком, не подчинило себе его сознание и сердце; чтобы не родилась в нем пагубная мысль о своем превосходстве. Богатый должен понимать, что имение дал ему Бог , и дал не для того, чтобы он жил лучше других, а обладал возможностью спасаться, совершая дела милосердия и благотворительности. «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны,» ( 1Тим.6:17–18 ). Святые отцы, продолжая мысль апостола, говорили богатым: то, что вы имеете, вашим является только по узким человеческим меркам. В действительности же это Божие, и Господь дал вам великие возможности спасаться, являя жертвенную любовь. Всемогущий Господь силен в короткое время всех обуть и накормить, но потому и попущена нищета в этом мире, чтобы богатые имели возможность спасаться.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из книги: «Притчей Соломоновы 168 » Гл. I. Слушай, сын мой, наставление отца своего, и не отвергай учения матери. Гл. II. Сын мой, если будут уговаривать тебя законопреступники, не соглашайся с ними; если скажут: «поди с нами.... наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы свои добычею..» Не ходи, сын мой, с ними по одной дороге, удержи ногу свою от тропы их. Гл. III. Надейся на Бога всем сердцем своим, а на разум свой не опирайся. На всех дорогах своих знай Его, и Он уравняет пути твои. Чти Господа из имения своего, и из начатка всех прибытков своих; и наполнены будут житницы твои до избытка. Не отказывай в благодеянии, кому оно нужно, когда в руке твоей есть сила сделать его. Не говори другу своему: «поди и приди опять, я завтра дам», тогда как есть у тебя теперь. Не заводи с человеком ссор без причины, когда он не делал тебе зла. Не завидуй человеку, живущему неправдою, и не избирай ни одной из дорог его. Гл. IV. Паче всего хранимого храни сердце свое, ибо из него источники жизни. Отвергни от себя ложь уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть смотрят прямо, и ресницы твои пусть будут направлены вперед ровно. Гл. VI. Поди ленивец, к муравью, посмотри на дела его, и будь умнее. Нет у него ни судьи, ни смотрителя, ни повелителя. Но он летом заготовляет себе хлеб, во время жатвы собирает корм. Долго ли ты, ленивец, будешь спать? Когда ты пробудишься от сна своего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет к тебе бедность, как наездник, и нищета к тебе, как вооруженный разбойник. XII. Праведник печется и о душе скота своего, а сердце беззаконных немилостиво. Праведные уста вечно устоят, а лживый язык на мгновение. XIII. Кто презирает учение, тот в нищете и унижении, а кто любит образование, тот будет в чести. Кто обращается с умными, тот будет умен, а кто дружится с глупыми, тот будет дурен. Добродетельный оставит наследство и детям детей, а имение грешника сберегается для праведника. XIV. Умная женщина устроит свой дом, а глупая своими руками расстроит его. Дом беззаконных разгорится, а шатер добрых стоит весело. Неопытный верит всякому слову, а осмотрительный наблюдает каждый шаг свой. Вспыльчивый легко может сделать глупость. Бедного и друг его возненавидит, а у богатого много друзей. Кроткое сердце есть жизнь для тела, а горячность есть костоеда для костей. Кто теснит (бедного, тот порочит Творца его, а чтущий Его благотворит нищему. Праведность возвышает народ, а беззаконие есть унижение народов. К умному рабу благоволит царь, а злонравный под гневом его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Иисус видит, как безнадежно замкнулся этот юноша от слова Божия, как он неистовствует всем своим существом против живой заповеди, против скромного послушания. Иисус хочет помочь юноше. Он полюбил его. Поэтому Он дает ему последний ответ: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» — трижды в этих словах к юноше обращается внимание следующее: Во-первых, вот Он, здесь и сейчас, Иисус, Который повелевает, Иисус, Который был для юноши учителем благим и стал единственно благим Богом, во всесилии Своего права сказать последнее слово и заповедь. Юноша, должен осознать, что перед ним стоит Сам Сын Божий. Это было сокрытое от юноши Сыновство Иисуса, позволяющее Ему быть с Отцом, с которым Он находится в совершенном единстве. Это то самое единство, согласно которому Иисус Сам говорит о заповедях Отца. Для юноши должно стать недвусмысленно ясно, как он принимает призыв следовать. Это сумма всех заповедей, юноша должен жить в единении с Христом, Христос — цель заповеди. Этот Христос стоит сейчас перед ним и призывает его. Больше нет лазеек в сторону нравственных коллизий. Заповедь однозначна: Следуй за Мною. Во-вторых, и этот призыв следовать нуждается в пояснении, чтобы не быть истолкованным превратно. Для юноши должно стать невозможным ложное понимание следования как некоего нравственного приключения, как захватывающе интересного пути (с которого при случае, правда, можно и сойти) и стиля жизни. Следование было бы, далее, понято тоже превратно, если бы юноша, воззрел на него как на последнее окончание своих прежних дел и вопросов, как на суммирование пройденного, как на завершение, усовершенствование, дополнение прежнего. Поэтому нужно недвусмысленно прояснит ситуацию, не допускающую возврата назад, необратимую ситуацию, и к тому же должно стать ясно, что она никоим образом не является лишь завершением прежнего. Эта требуемая ситуация создается требованием Христа принять добровольную бедность. Она — существенная, душеспасительная сторона дела. Она призвана помочь юноше действительно понять и действительно повиноваться. Она соответствует любви Христа к этому юноше. Она только промежуточный элемент между прежним путем юноши и следованием. Но она — заметим — не идентична самому следованию, она не первый шаг следования, но — послушание, в котором следование будет единственно действительным, сперва юноша должен пойти, продать все и раздать нищим и потом прийти и следовать. Цель — следование, путь же в этом случае — добровольная нищета.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Истинность единой Церкви определяется православием ее членов, а не их количеством в тот или иной момент. Св. Григорий Богослов писал о православно Константинопольской Церкви перед 2-м Вселенским собором: «Нива эта некогда была мала и бедна... это вовсе не была нива, не стоила, может быть ни житницы, ни гумна, ни серпа; на ней не было ни копны, ни снопов, а разве малые и незрелые рукояти (трава), какие вырастают на кровлях, которыми жнец не наполнит руки своей, которые не призовут на себя благословение мимо ходящих ( Пс. 128:6–8 ). Такова была наша нива, наша жатва! Хотя она велика, тучна и обильна перед Видящим сокровенное..., но она неизвестна в народе, не соединена в одном месте, а собирается понемногу, как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода ( Мих. 7:1 ). Такова была прежняя нищета и скорбь.» «Где же те,» говорит св. Григорий в другом слове, «которые упрекают нас за бедность и гордятся богатством; признаком Церкви поставляют многолюдство и презирают малое стадо; измеряют Божество (ариане учили, что Сын Божий меньше Отца) и взвешивают людей; высоко ценят песчинки (т.е. массу) и унижают светила; собирают в сокровищницу простые камни и пренебрегают жемчужинами?» (слово 33 против ариан). В молитвах Церкви содержатся прошения о прекращении возможных разногласий среди церквей: утоли раздоры церквей... еретические восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа (лит. Св. Василия Великого ):...благую едино начальную Троицу Тя ныне славословящей, грехов прощения просим, мира мирови, и церквам единомыслия... вскоре мир подаждь человеколюбно и церквам соединение (канон воскр. Полунощн.). Святость Церкви Господь Иисус Христос совершил подвиг земного служения и крестной смерти, Христос возлюбил Церковь ... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Церковь свята своей Главой, Господом Иисусом Христом. Свята присутствием в ней Святого Духа и Его благодатными дарами, сообщаемыми в таинствах и в других священнодействиях церковных. Свята своей связью с Небесной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Источник: Храм Святой Троицы в Хохлах   Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его учеников, и сказали: «Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с Тобой». И Иисус говорит им на это: «Вы не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь»? И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот сесть одесную или ошую, это — кому уготовано». Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство Небесное наследовали. Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий, удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости Божией и подвига.

http://pravmir.ru/propoved-v-5-yu-nedely...

Надежда же, когда видит, не есть надежда; " (Рим. 8:24); и опять: " … кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно " (2 Кор. 4:17,18). Выйдя из отчизны и поставив на чужбине свой шатёр, блаженный этот Авраам опять выразил апостольские повеления своими делами. Когда он воздвиг тот блестящий трофей - одержал неожиданную победу, преодолел иноземцев не крепостью тела, но силою веры, и ему предлагалось спасенными взять награду за те труды и бедствия, - когда иноземец ему говорил: " … отдай мне людей, а имение возьми себе " (Быт. 14:21), - тогда что он говорит? " … Поднимаю руку мою к Господу Богу всевышнему, Владыке неба и земли,  что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего … " (ст. 22,23). Видишь ли, как он исполнил то евангельское повеление, которое говорит: " … даром получили, даром давайте " ( Мат. 10:8)? И Моисей был воспитан и выращен в иноземном доме, однако не получал отсюда никакого для себя вреда, но и он любомудрствовал не меньше патриарха, осмеи­вая сибаритскую трапезу , будучи выше той роскоши, не ценя богатство, царство и скипетр Египта, но сам перешёл к глине и приготовлению кирпича. Потому именно и Павел, уди­вляясь ему, говорил: " … поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища … " (Евр. 11:26). Потом показывая также учителя этих благ, присоединил, говоря: " … он, как бы видя Невидимого, был тверд " (ст. 27), - что было делом величайшей веры. Итак, не будем считать стыдом, что в Церкви есть иноземцы, но -  даже большим украшением, потому что и сам Господь наш Иисус Христос, пришедши во вселенную, первыми призвал иноземцев. Когда Он был рождён и положен в ясли, волхвы, придя из Персиды, покланялись Ему. О, неслыханные и странные дела! Когда имеет входить в город царь, - занавесы и светильники (устраиваются) , встречают все санов­ники и власти со светлым видом, (бывают) флейты, свирели, кифары и всякий род музыки, блестящие одежды и венки и много великолепия; а когда имел входить во вселенную Царь небес, - ничего такого, но всё противное: шатёр; палатка и ясли, мать по-видимому простая, большая нищета и гнетущая бедность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

– Не братья ли богатый и бедный? – спросил молодой Король. – Братья, – ответил тот, – и имя богатому – Каин. Бедность не порок, а нищета – порок. Когда людям не хватает на хлеб, дети голодают, а работящие родители не могут найти работу, когда кадровые военные вынуждены оставлять службу, потому что поставлены в невыносимые и унизительные условия – это порок, но только не честных тружеников, а тех «братьев-каинов», которые «жадною толпою» стоят у трона и свои богатства и власть используют не для служения ближним, а для умножения своих богатств и власти. Падение нравов приводит к страшным последствиям не только личным, но и социальным, экономическим, политическим. Повторяется то, что уже было когда-то в прошлом, о чем говорят грозные слова Священного Писания: Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… Земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней… Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовицы не доходит до них (Ис. 1:21, 23; 24:3, 5–6). Эти слова пророка Исаии не нуждаются в комментариях, настолько злободневно они звучат. Известия ЦК КПСС. 1989. 6. С. 176–178. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России. М., 2001. С. 15. Головин Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне. Жуковский-Москва, 2001. Поляков Ю.А. Советская страна после окончания гражданской войны: территория и население. М., 1986. С. 155. Слава, обретенная в боях. М., 2001. С. 15, 236. Бухарин Н.И. Путь к социализму. Новосибирск, 1990. С. 300, 303. МВД России. Энциклопедия. М., 2002. С. 158. МВД России. Энциклопедия. М., 2002. С. 158. Вульфович Т. Там, на войне. М., 2001. С. 166. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России. М., 2001. С. 171. Мальцев В., Максимов А. «Спасение России через семейный подвиг». Статья взята из Интернет.

http://pravmir.ru/esli-ideal-okazalsya-l...

— Не братья ли богатый и бедный? – спросил молодой Король. — Братья, — ответил тот, — и имя богатому – Каин. Бедность не порок, а нищета – порок. Когда людям не хватает на хлеб, дети голодают, а работящие родители не могут найти работу, когда кадровые военные вынуждены оставлять службу, потому что поставлены в невыносимые и унизительные условия – это порок, но только не честных тружеников, а тех «братьев-каинов», которые «жадною толпою» стоят у трона и свои богатства и власть используют не для служения ближним, а для умножения своих богатств и власти. Падение нравов приводит к страшным последствиям не только личным, но и социальным, экономическим, политическим. Повторяется то, что уже было когда-то в прошлом, о чем говорят грозные слова Священного Писания: «Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… Земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней… Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовицы не доходит до них». (Исаия 24:3,5,6; 1:21,23). Эти слова пророка Исаии не нуждаются в комментариях, настолько злободневно они звучат.   Известия ЦК КПСС 1989 г . 6 с. 176-178 И. А. Гундаров. Демографическая катастрофа в России. М. 2001 г . с 15. Слава, обретенная в боях. Москва. Издательство «Атлантида-ХХ I век. 2001 г . стр. 15, 236. Н. И. Бухарин. Путь к социализму. Новосибирск. Издательство «Наука». 1990. с. 300,303. МВД России. Энциклопедия. Москва 2002 г . стр. 158. МВД России. Энциклопедия. Москва 2002 г . стр. 158. Теодор Вульфович. Там, на войне. Москва, 2001 г . с. 166. И. А. Гундаров. Демографическая катастрофа в России. М. 2001 г . с. 171. В. Мальцев, А. Максимов. «Спасение России через семейный подвиг». Статья взята из Интернет. Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2002 г . с. 355,356.

http://pravmir.ru/esli-ideal-okazalsya-l...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010