Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским. Не напрасно воздал им выше так много похвал, но с той целью, чтобы смягчить их, ибо намеревался побудить их к нищелюбию. Поэтому и сказал выше: могу положиться на вас, то есть все, что ни говорю вам, вы делаете. Впрочем, не сказал сразу: подайте милостыню, но, поставив в пример сделанное другими, и их возбуждает к подобной ревности. Примечай, что расположение к милостыне называет благодатью Божией. Чрез это и слово свое делает неукоризненным, и коринфян призывает к милостыне, как к дару Божию. И не сказал: в том или другом городе, но хвалит всю Македонию, чтобы и они все возревновали также. Ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью. То есть, имея много скорбей, делаются искуснейшими чрез терпение; не пали, но более радовались, не просто радовались, но радовались с избытком. И глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. То есть как великая скорбь их произвела избыток радости, так и великая и крайняя бедность их не только не воспрепятствовала им подавать милостыню, но еще больше побудила их преизбыточествовать в богатстве. Не сказал же; в богатстве подаяния, но радушия, то есть чистосердечного расположения к щедрости. Ибо благотворительность ценится не по множеству подаваемого, но по расположению подающих. Удивительно, что при такой бедности (ибо были оторваны от своих соплеменников) показали такую щедрость. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель: они весьма убедительно просили нас. Объясняет сказанное выше и говорит: по силам, даже сверх сил; ибо в этом состоит избыток простоты, то есть в том, что сверх сил. Притом, они не были увещеваемы нами, но доброхотны. И что я говорю? Они сами много просили и умоляли нас. Говорит это для того, чтобы и их побудить не столько ко многому подаянию, сколько к подаянию с охотой. С этой целью и останавливается на сем предмете. Принять дар и участие их в служении святым. Здесь недостает слов: просили нас принять это служение. Сказал: дар, чтобы коринфяне, как ревновавшие о дарах духовных, прибегали и к милостыне, как к дару, о чем и выше сказано. Участием же назвал ее, дабы знали, что, давая другим, сами получают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

Флп.4:17 .  Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. «Не яко ищу даяния, но ищу плода множащагося в слово ваше». Ибо не имею в этом нужды, но высоко ценю вашу выгоду. Потом, возвеличивая услугу, говорит: Флп.4:18 .  Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. «Приях же вся и избыточествую; исполнихся, прием от Епафродита посланная от вас, воню благоухания, жертву приятну, благоугодну Богу». Вы дали Епафродиту, Епафродит – мне, а чрез меня принял жертву Бог . Увеличивает же похвалу собственная их бедность, потому что послали, сами не имея избытков, но живя в крайней бедности. И сие Апостол дал видеть во Втором послании к Коринфянам. Говорит же так: «и яже во глубине нищета их избыточествова в богатство простоты их» ( 2Кор. 8, 2 ). Флп.4:19 .  Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом. «Бог же мой да исполнит всякое требование ваше по богатству Своему в славе, о Христе Иисусе». Апостол воздает им богатством небесным. Весьма же уместно присовокупил благословение. Ибо, посланное ими назвав «вонею благоухания, жертвою приятною, благоугодною Богу», и им испрашивает у Даровавшего сие потребного и для жизни настоящей, и говорит: «да исполнит всякое требование ваше». А испрашивая им сие благословение, не сделал Апостол ничего неприличного, потому что Господь в Священном Евангелии повелел говорить: «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф. 6, 11 ). Но Апостол испрашивал им и будущей славы о Христе Иисусе, а Он силен даровать то и другое, потому что богатство Его безмерно. Флп.4:20 .  Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. «Богу же и Отцу нашему слава во веки веков, аминь». Здесь Апостол прославил одного Отца, в другом же месте прославляет одного Сына; ибо говорит: «от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь» ( Рим. 9, 5 ). Но и там не отлучает Отца от Сына, и здесь – Сына от Отца, общее же песнословие приносит Божественному естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Хочет ли кто рассмотреть еще и оценить высокое достоинство бедности, когда держится ее кто-либо ради Христа, ради Евангелия Его и будущих благ? Обрати внимание на то, что говорит Господь: аще хошеши совершен быти, – продаждь имение и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Слышишь, как нищета Христова обогащает своего избранного; как она наделяет его небесными дарами: и потому Сам Господь указал на нее как на совершенство в жизни духовной, богоподобной. Ничто так не угодно Богу, как жизнь по закону Христову, по Его Божественному учению; потому и говорит Он: иже аще сотворит волю Отца Моего, той есть брат Мой ( Мф.12:49 ). Кто уразумеет величие такого достоинства, как почитаться и быть братом Единородного Сына Божия равного со Отцем Богом?! Вот состояние, которого достигать должны все мы, именующиеся христианами, последователями Христовыми! И это последование или подражание Иисусу Христу состоит наиболее в том, чтобы быть отчужденным от всего здешнего, как бы не принадлежащим миру сему, быть в таком состоянии, на которое указывая, апостол говорит всем христианам: горняя мудруствуйте а не земная ( Кол.3:2 ). И вот, этот раб Христов, который умудряется достигнуть небесных благ, так дорог пред очами Божьими, что ничем земным не оценить его; ибо о таких людях говорит Писание, что и весь мир не достоин их ( Евр.11:38 ). Так много значит богоугодный человек, как тысяча пудов сена и соломы не могут сравниться в цене далее с одной жемчужиной, так лучше, как говорит Писание: един праведник, нежели тысяща грешников ( Сир.16:3 ). А кто праведник, как не тот, кто, поучаясь оправданиям Господним день и ночь ищет одного только Царствия Божия и правды Его! Праведник тот, кто с пророком Давидом взывает так: Господи! Избавь душу мою от людей мира сего, которых удел в здешней жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты, и оставят остаток детям своим. А я в правде буду взирать на лице Твое, – буду насыщаться образом Твоим (Ср. Пс.16:13–15 ), утешаться тем, что я подобен Тебе. Также научает Господь и притчею богача и нищего Лазаря, где праведным пред Богом не тот оказался, кто почивал здесь наверху блаженства, наслаждаясь обилием благ земных, но тот, кто не имел и крошки хлеба. И Писание не без причины говорит, что Бог избрал бедных мира сего быть богатыми верою и наследниками Царствия Его ( Иак.2:5 ), а не тех, которые пользуются благами века сего и, благоденствуя здесь, живут, как враги Креста Христова, без всякого страха Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Что заставляет так думать? Действительно, в Ветхом Завете материальный достаток представлен как благословение Божие и обязательный атрибут мессианского обетования (например, Быт. 13: 14 ), с чем отчасти связано и устойчивое представление о Царстве Мессии как времени благословенном во всех отношениях: наступят дни, когда Бог «из праха подъемлет… бедного, из брения возвысит нищего, посаждая с вельможами, и престол славы даст им в наследие» ( 1Цар. 2: 8 ), потому что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» ( 1Цар. 2: 7 ). Так что неудивительно, что все иудеи, богатые и бедные, в качестве жизненного идеала имели богатство, хотя бы и будущее. Бедность, как общее явление, понималась как попущенное Богом зло и последствие греха (например: Притч. 6: 9–11; 10: 4; 21: 17 ), но конкретная бедность, нищета конкретных людей не считалась грехом или каким-то постыдным состоянием; бедные находились под особым покровительством Закона, люди состоятельные призывались заботиться о них, милостыня бедным представлялась как занятие душеполезное для людей богатых. Зачастую в книгах учительных и пророческих бедность представлялась признаком человека благочестивого и праведного ( Пс. 9: 10 ; Притч. 19: 1, 22; 28: 6 ), которому дается обетование будущего утешения и воздаяния за лишения, кротко переносимые на земле ( Пс. 36: 71 ; Ис. 29: 19 ). И не только Писание, но и современная апостолам жизнь давала примеры благословенной, непостыдной бедности – прежде всего, таким примером является жизнь Спасителя. Близка притче о неверном управителе притча о десяти минах. Рассказанная в Евангелии от Луки, эта притча непосредственно предваряет Вход Господень в Иерусалим и предызображает ближайшие события, касающиеся Самого Христа, а также будущее служение учеников. Евангелист отмечает, что в учениках при приближении к Иерусалиму усилилась надежда (вопреки всему сказанному Христом об инаковости Его Царства и о том, что Он Сам – это Царство) на скорое явление Царства. Господь несколько отрезвляет их этой притчей, в которой показывает, что Он должен удалиться от них (умереть) ради наступления Царства, об отвержении Его «своими» ( Ин. 1: 11 ), то есть иудеями, о поручении рабам (ученикам) усердно трудиться во время отсутствия господина: «Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

1) Как прочее бедствие, как выше сказано, так и нищета от Господа попускается нам. «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» ( Сир.11:14 ) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь. 2) Нищетой человек от всех тех зол, которыми богатство окружается, удобно может освободиться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места. Нищета смиряет всякого, и расточительным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся, и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богатство подвержено; ржавчина нищеты не истребляет, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богатства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попускает, как обычай есть богатым, но понуждает работать. «Нищета, – говорит св. Златоуст, – не праздность, но трудолюбие порождает» (Беседа 2-я на Послание к Ефесянам). Видишь, от скольких зол и бед нищета освобождает тебя! Да будет же нищета твоя в утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, нежности и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководствует к небесам. «Руководство некое, – говорит св. Златоуст, – на пути, ведущем к небесам – нищета, помазание страдальческое, обучение некое, великое и чудное, пристанище благоутишное» (Беседа 18-я на Послание к Евреям). Что и Христос, назнаменуя, говорит: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» ( Мф.19:23 ). Если богатому неудобно, удобно нищему благодатью Христовою войти в царство небесное. 3) Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни богатому богатство, ни нищему нищета дней жизни не отнимает и не придает; немощная плоть равно богатою и убогою пищею подкрепляется, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и светлых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другой оканчивает, но только с тем отличием, что богатый как живет, так и кончится с печалью и страхом, – нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти богатый с нищим равняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Блажени нищии духом». Кроме телесной нищеты, есть нищета духовная, и таковых, преимущественно, нищих здесь ублажает Господь. Духовная нищета тем ужаснее нищеты телесной, чем превосходнее бессмертная душа тленного тела. Что ж это за нищие духом, и в чем состоит духовная нищета? Как телесная нищета состоит в лишении пищи, одеяния и других потребностей для временной жизни, так нищета духовная состоит в лишении блаженного общения с Богом, в утрате духовных даров и сил, и в оскудении святых добродетелей, необходимых для жизни вечной. Духовная нищета, именно, есть внутренняя бедность и совершенное обнажение души, лишение всех сокровищ, данных ей Творцом. Человек по духу нищ теперь, в сравнении с Ангелами, богатыми Святыми дарованиями, которых он немного был беднее в сотворении, как «умаленный малым чим» от них ( Пс.8:6 ); нищ в сравнении и с самим собою, ежели настоящее свое состояние сравнить с тем, в каком он жил в раю, где, как святой богач, вопреки нечестивому богачу Евангельскому, одевался Боготканной порфирой, и в присутствии Творца веселился с Ангелами «на вся дни светло». Человек нищ по духу сделался с тех пор, как захотел через меру быть богатым. Приняв святотатственное намерение похитить богатство Божественное, но обманувшись в оном, он, гонимый страхом суда Божия, сам потерял у заветного древа райского собственное богатство. Тогда почувствовал он всю тяжесть своего преступления, и в первый раз увидел свое лишение и наготу. «И отверзошася, – говорит бытописание, – очи обема и разумеша, яко нази Быша» ( Быт.3:7 ). Теперь-то погибли первобытное богатство и слава человека, сокрушен образ Божий, разодрана Боготканная одежда, отнято древо жизни, заключен блаженный Едем. С сих пор нищета духовная водворилась во всем человечестве, и весь человеческий род теперь не что другое, как толпа нищих и увечных. Такое понятие о падшем человеческом роде дает само Священное Писание , когда говорит о падшем человеке, что он «окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ). Как нищие телесно, по большей части, донашивают старое платье, и доедают куски, оставшиеся от трапезы богатых: так нищие духовно, падшие человеки, руководствуются теперь скудными остатками естественного разума, померкшим светом совести и остывшим чувством добра, и доживают последние телесные силы, сократившие человеческую жизнь до семидесяти лет и гораздо менее. Сколько же теперь, братие, нищих духом? столько, сколько было, есть и будет людей во вселенной? Какая подлинно великая и ужасная нищета!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

В евангельской заповеди блаженства нищета духовная — не просто физическая нищета. Бедность на самом деле не делает нас нищими духом. В этой нищете духовной есть два элемента: один — по которому мы оказываемся лишенными всего, другой — делающий эту обнаженность благословением. Лишенные — мы и так всего лишены. Мы были сотворены, существуем лишь по воле Божией. Мы не обладаем своим существованием. Наша жизнь — Божий дар, который сохраняется лишь Его постоянной, беспрерывной волей, непрестанно поддерживающей нас. Все, что у нас есть в жизни: наше тело, воздух, которым мы дышим, свет, который мы видим, чувства, связывающие нас с окружающим миром, сердце, соединяющее нас с тем, что нас окружает, — да все: друзья, родные, предметы и люди — мы не можем ни вызвать их к бытию, ни удержать их, когда они от нас ускользают. Если подумать об этом серьезно, мы абсолютно нищи, потому что не только у нас ничего нет, мы и сами — ничто вне дара Божия и дара, который нам делают другие, — дара своей милости, своей любви. Но если бы нищета духовная состояла только в этом, она не привела бы нас к блаженству, она привела бы нас, вероятно, в состояние отчаяния, потому что мы чувствовали бы себя лишенными существования и бытия. Чудесным образом это положение приобретает качество блаженства благодаря тому, что все, чего у нас нет — на самом деле есть у нас, все, чем мы не обладаем — у нас ведь есть. Мы живем, мы существуем, мы движемся, у нас есть тело, у нас есть сердце и разум, у нас есть окружение, у нас есть человеческие отношения, и все это просто означает, что мы любимы. И это нас и приводит к блаженству. Не подлинная и абсолютная нищета сама по себе, а тот факт, что она уравновешена, если можно так сказать, она заменена, смещена, она заполнена действием Божественной любви, в результате чего оказывается, что отсутствие обладания — самая большая драгоценность в мире, потому что не обладать и в то же время иметь все, что у нас есть, означает, что мы любимы и что мы обладаем Любовью. В этом чудо, которое делает для нас возможным войти в Царство Божие. Так вот эта-то нищета нас освобождает со всех точек зрения, она делает нас свободными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

Итак, приступим собственно к толкованию Нагорной проповеди. Узрев же народы, взыде на гору; и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его 1 ( Мф.5:1 ). Спаситель взошел на гору, во-первых, ради удобства, чтобы проповедовать ученикам с естественного возвышения, а во-вторых, чтобы проверить произволение тех, кто Его окружал. Те, кому была безразлична проповедь Спасителя, остались внизу, а те, кто жаждал не только получить исцеление, но и услышать нравственный урок, последовали за Ним. И отверз уста Своя, учаше их, глаголя: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное 2 ( Мф.5:2–3 ). Спаситель начинает проповедь с противопоставления Своего понимания блаженства обычным взглядам людей. Принято считать, что если человек имеет в этой жизни успех, то это благословение Божие. И когда он чего-либо лишается, то нам кажется, что это Божие наказание. Таким образом мы показываем, что взгляд на жизнь у нас не такой, какой проповедовал Спаситель: мы не думаем, что блаженны нищие духом и вообще нищие. Наоборот, мы уверены, что блаженны богатые, удачливые, практичные, ловкие. Есть распространенное выражение: «Желаем вам всех благ». Что под этим понимается? Отнюдь не внимательная молитва , не смирение, не кротость, а нечто земное. Но Спаситель говорит: Блаженны нищие духом. Блаженство – это по сути и есть благо, в русском языке у этих слов даже корень один и тот же. Значит, благом для нас должно быть не земное преуспеяние, а нищета духовная. Приобретению нищеты духовной нередко содействует нищета обыкновенная, то есть бедность: человек не имеет имущества, а очень часто и сам от него отказывается. Мы знаем, что многие и многие подвижники добровольно обнищали ради Христа. И Спаситель, как мы знаем, советовал богатому юноше, который хотел последовать за Ним, сначала продать имение, раздать деньги нищим, а потом уже идти за Ним. Однако же нищета духовная и нищета телесная не обязательно взаимосвязаны. Трудно богатому войти в Царствие Небесное, однако невозможное человеку возможно Богу 3 ( Лк.18:27 ). Люди богатые, но не имеющие пристрастия ни к власти, ни к деньгам, такие как Филарет Милостивый, могут быть нищими духом. Они всё раздают бедным, не считают богатство своим, даже не заботятся о себе. В материальном благополучии они видят только предоставленное им Промыслом Божиим средство для служения ближним. Поэтому не нужно думать, что нищета духовная возможна только для людей нищих в буквальном смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Предложили: «Напишите что-нибудь о просвещении селян». И я вдруг почувствовал, что та деревня, которая мне дорога, с ее тоской, хмурым небом, пьянкой и могилами молодых мужиков – действительно никому не нужна. Гораздо приятнее читателям дать пищу к размышлениям о «просвещении, смирении, спасении, воздержании» и т.д., нежели соприкасаться с этими отвратительными, но, увы, реальными атрибутами деревенской жизни. Но ведь не обязательно же быть врачом, чтобы понимать, что тяжелая болезнь зачастую сопровождается неприятным запахом от больного, рвотой, гнойными язвами и т.п. Слова «просвещение селян» меня не просто задели, а отрезвили (пишу это без всякой улыбки). Во-первых, по ассоциации сразу вспомнилась реплика Фарады: «Селянка, хочешь большой и чистой любви?», а во-вторых, о каком «просвещении» вообще может идти речь, когда скоро вообще некого будет просвещать, не останется людей? У нас нередко утром выходишь и видишь на дороге следы не человека или машины, а лося, кабана, волка, а то и самого «хозяина» – медведя. Вот так тайга приходит на смену бывшим сельхозугодьям, сосны да березы, бурьян, бредьё и всякий хмызник заняли некогда сенокосные луга и пашни, кормившие не так давно миллионы людей… Кого унижает нищета? – …И ко всему этому давайте добавим нищету сельского прихода. Только не говорите, что всё хорошо! Или, быть может, именно бедность (не нищета, а бедность) и помогает укреплению церковной общины, делает людей действительными братьями и сестрами во Христе? – Все без исключения наши прихожане – люди весьма скромного достатка. Растлевающего воздействия богатства, избытка, роскоши никто из нас не испытывает. Те, кто имеет возможность, помогают нуждающимся, делятся по заповеди. В деревне это просто происходит. Амбиций особых нет ни у кого, и, конечно, это приход укрепляет. Он, как и наша деревенская школа, маленький, «семейного» типа, так сказать. Радости и скорби общие. При нынешнем культе комфорта, сытости, покоя, обеспеченности нищета выглядит совсем не так, как в XIX или даже в XX веке. Без хлеба никто не сидит. Но ведь сегодня у нас другие запросы! Помогает нищета? Вряд ли, а вот унижает она современных людей совсем не так, как тогда.

http://pravoslavie.ru/108807.html

Тема болезни переплетается в романе с темой бедности. Прежде всего они связаны по смыслу: ведь одна из главных причин болезненного состояния героев, бесспорно, нечеловеческие условия их существования. Лохмотья, скудная и «пустая» пища, холодные и грязные, безобразные «углы» - все это складывается в картину нищенского и в высшей степени нездорового существования (ср. описание «угла» Мармеладовых, где образ нищеты словно изнутри прорастает образом болезни, - 6;22). Лексические ряды, входящие в комплексы бедности и болезни, пересекаются, и это одно из проявлений их семантической корреляции: бедность - социальная болезнь общества, она калечит людей физически, а в перспективе обрекает на смерть. Но несравненно более страшен для Достоевского нравственный аспект болезни общества, что также непосредственно связано с бедностью. «Милостивый государь, ... бедность не порок, это истина ... Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с ... в нищете в никто и ничто ..., ибо в нищете я первый готов оскорблять себя» (6;13), - эта сентенция Мармеладова с первых страниц романа увязывает бедность и разврат в один проблемный узел. Пьянство, проституция - неизменные спутники ни­щенского существования. Поэтому бедность (нищета - ее уси­ленный вариант) и разврат связаны не только по смыслу, но и на уровне словесной ткани, ибо созданная Достоевским картина «неблагого мира», как правило, представляет собой сплав образов, которые воплощают эти семантические цепочки. Логическое продолжение лексического ряда пьянства и проституции - воровство, грабеж, убийство. Эти понятия объединяются в комплекс преступления, крайним выражением которого и стало убийство, совершенное Раскольниковым. Бедность (нищета) порождает преступление - таков социальный аспект проблемы. Но Достоевского, разумеется, более волнует ее внутренняя, нравственная суть: человек на каждом шагу «переступает» через свою Божественную природу - становится пьяницей (Мармеладов), проституткой (Соня), убийцей (Раскольников). Тема преступления как насилия над собственным «внутренним человеком», то уходя в подводное течение, то вновь всплывая, - неизменно присутствует в романе.

http://bogoslov.ru/article/324357

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010