— Недавно в СМИ появилась информация об одном афонском монастыре, основанном запорожскими казаками. Так ли это на самом деле? — Действительно, запорожские казаки поддерживали регулярные связи с Афоном. В 1747 г. они основали скит Черный Выр, насельниками которого становились выходцы из Запорожья. Судя по сохранившимся описаниям, храм этого скита в честь Рождества Богородицы был расписан в стиле так называемого казацкого барокко. Черный Выр действовал до первой половины ХХ в. Последнее известное упоминание о нем относится к 1930 г. Тогда в этом скиту жил всего один монах. Вскоре скит пришел в запустение. Сегодня там по-прежнему нет монашеской жизни. Из помещений скита сохранилась лишь церковь Рождества Богородицы, но, увы, там не совершается богослужение. Также хотелось бы напомнить, что преподобный Паисий Величковский, который был уроженцем Полтавы, поддерживал тесные связи с Запорожской Сечью. Он переписывался с Петром Калнышевским — последним кошевым атаманом Запорожской Сечи. В архивах сохранилась часть их переписки. В 2014 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении Петра Калнышевского к лику святых: торжественное прославление состоялось в Запорожье 13 ноября 2015 г. Так что его переписка с преподобным Паисием — это переписка двух святых людей, которая представляет большой интерес.      — Насколько достоверна информация о том, что на Афоне русское монашество появилось еще при равноапостольном князе Владимире? — Можно, конечно, предположить, что выходцы из Киевской Руси появились на Святой Горе еще на рубеже X-XI вв. Но столь ранний период истории нам малоизвестен. Первые упоминания о русских монахах на Афоне мы встречаем в документах начала XI в. Так, в акте афонского Протата, датированном февралем 1016 г., есть подпись Герасима, игумена русского монастыря. То есть, к тому времени на полуострове были не просто отдельные выходцы из Руси, но уже существовал и русский монастырь. Что это был за монастырь, в самом документе, к сожалению, ничего не сказано. По мнению исследователей, речь идет о монастыре Ксилургу в честь Успения Божией Матери. Более поздние документы ясно говорят о том, что именно здесь жили русские монахи. В 1169 г. монастырю Ксилургу передали опустевший монастырь Солунцев, который был посвящен великомученику Пантелеимону. Именно с этого времени Пантелеимоновский монастырь становится центром русского монашества на Афоне. Этот статус он сохраняет и поныне.

http://pravoslavie.ru/92815.html

Палдиски. Церковь Георгия Победоносца. Paldiski püha Georgi kogudus Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Важной исторической и архитектурной достопримечательностью эстонского города Палдиски является храм Святого Георгия. Расположен он неподалёку от порта на улице Пакри, 2. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Апостольской Православной Церкви, подчиняющейся Константинопольскому патриархату. Принято считать, что церковь Святого Георгия в Палдиски была основана в 1721 году. Изначально это был палаточный приход, паству которого составляли солдаты и рабочие, присланные в портовый город великим императором Петром I для постройки крепости. Строительство деревянной церкви на этом месте началось в 1724 году, а спустя четыре года, в 1728 году – храм был освящён и назван именем Святого Великомученика Георгия Великого. Новое здание, построенное из камня, появилось гораздо позже. Его строительство пришлось на 1784 – 1787 годы. Автором первоначального проекта был архитектор Иоганн Мор. Освящение храма состоялось в последний год его строительства. В XIX столетии здание церкви подверглось реконструкции. Выдержано оно в стиле классицизма с элементами барокко и больше напоминает католическую церковь. Автором последнего проекта храма был архитектор Эдельсон. Храм благополучно существовал до 1939 года, после чего был закрыт, а его имущество было передано в другие церкви Эстонии. Сегодня двери церкви большую часть времени закрыты, богослужения здесь не проходят. Оценить её убранство можно лишь заглянув в окошко. Источник: Палдиски (русское название Балтийский Порт) был основан императором Петром I в первую очередь как военный порт для кораблей Балтийского флота в 20-х годах XVIII века. С возникновением поселения была устроена полотняная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, где богослужения совершались флотскими священниками. В 1728 году в порту была сооружена деревянная церковь, но храм был сооружен без печей и в нем было трудно совершать богослужения в холодный период. В 1784 – 1787 годах по проекту архитектора Иоганна Моора была сооружена новая каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века ее перестроили по проекту архитектора Эдельсона. В 1939 году храм был закрыт и его имущество было передано в различные церкви Эстонии.

http://sobory.ru/article/?object=34204

100. С. 298, 300. Ил. на с. 299). Оклад этой чудотворной иконы с драгоценными камнями, жемчугом и полупрозрачными эмалями зеленого и темно-синего тонов исполнен мастерами дворцовой Золотой палаты Московского Кремля. К. и. кон. XVII в. из московской ц. свт. Николая Чудотворца на Берсеневке имеет драгоценный оклад 1-й четв. XVIII в. также работы кремлевских мастеров (ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 41, 42. С. 63-65 с ил.). Традиции мастеров Оружейной палаты прослеживаются в живописи К. и. 1-й пол. XVIII в. (Русское искусство из собр. ГМИР/Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. Ил. на с. 2, 88), в подписных иконах: 1720 г. иконописца, придворного певчего дьяка иерея Феодота Протопопова-Ухтомского, видимо обучавшегося у Симона Ушакова (Иконы из частных собраний: Рус. иконопись XIV - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2004. Кат. 26. С. 202-203. Ил. на с. 53), 1721 г. иконописца Успенского мон-ря Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) Тихона Семёнова (ГВСМЗ) (Иконы Владимира и Суздаля. М., 2004. Кат. 106. С. 473. Ил. на с. 472). В стилистике К. и. 2-й пол. XVIII в. заметно влияние стиля барокко (Из новых поступлений: Кат./ЦМиАР. М., 1995. Кат. 37. С. 29-30. Ил. 36). Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) Казанская икона Божией Матери. 1649 г. Иконописец свящ. Тимофей Ростовец (ГМЗРК) К. и. особо почиталась старообрядцами. Художественным своеобразием отличаются созданные в различных старообрядческих центрах К. и. 2-й пол. XVIII-XIX в. на Ветке (Ветковский музей народного творчества. Минск, 1999. 82, 86, 93, 95 с ил.), в Невьянском Заводе (Невьянская икона: Альб. Екатеринбург, 1997. Кат. 56, 91, 113, 117. Ил. на с. 78, 117, 138, 142; Невьянского письма благая весть: Невьянская икона в церк. и частных собраниях. Екатеринбург, 2009. С. 54-59, 266-267 с ил.), в Сызрани (Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 14, 38, 134. Ил. на с. 15, 39, 135). Иконные образцы с изображением К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Сумки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не ранее 1824. Адрес: Россия, республика Марий Эл, Горномарийский район, село Сумки Координаты: 56.250587, 46.26852 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Сумки) На правом берегу Волги, напротив пос. Юрино, в селе Сумки стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь была построена в 1824 году. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века. Традиционный тип «восьмерик на четверике», одноглавый, лишенный сколько-нибудь значительного декора, храм, тем не менее, как бы сочетает в себе два стиля — уходящее барокко и новые классические черты. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность — это от классицизма. В прошлом приход храма был большим. Служили три штатных священника, два дьякона. В 1938-1939 годах храм был закрыт. Некоторое время он использовался под школу. В 1944 году приход вновь открыли, в храме начались богослужения. Казалось, церкви уже ничто не угрожает. Но настоящая беда для храма пришла в 80-90-е годы XX века. В связи с разливом Чебоксарского водохранилища вода подступила к стенам. Храм оказался в зоне затопления. Сейчас он расположен как бы на полуострове: с трех сторон берега омываются и разрушаются водами Волги. Необходимы срочные меры для спасения этого великолепного сооружения. с сайта Село в устье р. Сумка, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга, на расстоянии 6 км от с. Емешево. Название села связано с названием реки Сумка. Другое название " село Рождественское " произошло от названия престола Сумской церкви во имя Рождества Богородицы. Это старинное русское селение было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из с. Покровское и д. Копани в конце XVII в. По данным 1717 г. в Козьм. уезде в " с. Рождественском, Сумки тож " числилось 33 двора (172 муж. и 234 жен.), в 1795 г. - 95 дворов (292 муж. и 307 жен.), в 1859 г. - 132 двора (401 муж. и 529 жен.), 1897 г. проживало 1259 чел. (575 муж. и 684 жен.), в 1924 г. - 1262 чел., а в 1933 г. - 1631 чел. В административно-территориальном отношении село до 1779 г. находилось в составе Козьм. уезда. Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 г. В 1924-1931 гг. числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномар. районах. С 1918 г. являлось центром одноименного с/с, с 1928 г. - в составе Емангашского с/с, а позднее - Емешевского с/с.

http://sobory.ru/article/?object=19845

С 1968 церковь открылась для посетителей в качестве музея. Иногда она используется для богослужений Украинской Автокефальной Православной Церковью. В мае 2008 года было сообщено о принятом решении в секретариате президента В. Ющенко о передаче Андреевской церкви с баланса национального заповедника «София Киевская» Украинской автокефальной православной церкви. Оригиналы чертежей Андреевской церкви находятся в Альбертине (Вена, Австрия). Андреевская церковь в г. Киев В творчестве великого русского архитектора Растрелли Андреевская церковь занимает скромное место, хотя превосходит многие его работы в изысканности и гармоничности композиции. Благодаря гармонии с ландшафтом днепровского побережья она считается шедевром русского зодчества. Создатели храма использовали смелые художественные приемы, дополненные последними достижениями науки и техники. Безукоризненные формы постройки в течение многих лет представлялись образцом местной архитектуры, став отправной точкой в развитии строительного дела на Украине. В этом прекрасном здании отразились черты старинного зодчества, в частности легкость, живописность и романтизм, которые ранее не приветствовались столичными мастерами. Заказ на постройку Андреевской церкви исходил от Елизаветы Петровны, поэтому не удивительно, что создание эскизов и чертежей поручили Растрелли – любимому зодчему императрицы, создателю оригинального стиля под названием «русское (елизаветинское) барокко». Перед тем интересный вариант предложил Шедель, но его проект разочаровал скромностью и был отвергнут. Судя по сохранившимся чертежам, он намеревался строить обычный крестчатый однокупольный храм, что не согласовалось с утонченным вкусом государыни. Помпезный замысел Растрелли воплотил его ученик и помощник И.Ф. Мичурин, прибывший в Киев осенью 1747 года. Каменная Андреевская церковь заняла место деревянной, развалившейся «от великих ветров». Высокому стройному зданию предстояло выдержать бури и оползни, довольно часто возникавшие из-за обилия подземных вод. Благодаря таланту проектировщика и строителей сооружение получилось не только красивым, но и прочным. Взметнувшись на огромную высоту, храм прочно стоял на 15-метровом фундаменте особого устройства. Именуемое стилобатом основание примыкало к холму с востока, имея вид двухуровневого сооружения с запада.

http://sobory.ru/article/?object=00350

Храм Константина и Елены (Вологда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены — православный храм в Вологде, построенный около 1690 года, один из лучших памятников XVII века. Является памятником архитектуры, категория охраны — федеральная. Содержание История [ править править код ] Храм святых равноапостольных царей Константина и Елены – является федеральным памятником истории и культуры, был построен в 17 веке. Он был одним из самых красивейших храмов города. В архивном фонде Вологодской духовной консистории в ведомости Цареконстантиновской церкви г. Вологды за 1900 год указано, что церковь построена в связи с тем, что в 1503 году 13 июля образ Преподобного Димитрия Прилуцкого был возвращен из Москвы. Образ из Прилуцкого монастыря Великим князем Иоанном Васильевичем III был взят в первый поход на Казань. Храм был закрыт 24 февраля 1930 года, и в нём были размещены учреждения культуры. В 1997 году началось восстановление храма, который является памятником культуры республиканского значения. 10 апреля 2008 года на колокольню были подняты восемь новых колоколов весом от 10 до 430 килограммов, привезённых из города Тутаева. В 1998 г. храм передан церкви, с 2000 г начали совершаться регулярные богослужения, в 2008 г. отремонтирован и освящен верхний храм. Современное состояние [ править править код ] Описание [ править править код ] Храм Константина и Елены принадлежит к ряду храмов, построенных в Вологде во второй половине XVII века под влиянием московской архитектуры русского узорочья — это двух- и четырёхстолпные, на подклете, пятиглавые храмы с колокольнями, с тёплой храмом на первом этаже и двухсветным холодным храмом на втором. Таковы храмы Иоанна Златоуста (1664 год), храм Николы во Владычной слободе (1669 год), церковь Андрея Первозванного во Фрязинове (1670 год), храм Николая на Горе «Золотые Кресты» у Ленивой площадки (начало XVIII века) и другие. Такой архитектурный тип храма был популярен не только в Москве, но и в Ярославле и других городах. В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас. Храм Константина и Елены — единственный сохранившийся представитель этой эпохи в Вологде. Остальные наиболее типичные памятники (Вознесенский храм, Спасо-Всеградский собор) уничтожены в конце 1920-х годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Константи...

За Львовом возникли братства в Вильне, в Могилеве, в Полоцке и других городах. «После Брестского собора именно братства становятся опорными точками литературной полемики и богословской работы. Братства организуют школы, открывают типографии, издают книги»… В 1615 году возникает знаменитое Киевское Братство и, при содействии казаков, открывается Братская школа: тут и создается главный центр югозападного Православия. Но если первыми влияниями здесь были влияния византийской традиции, очень скоро она стала все сильнее смешиваться с влияниями западными. Борясь с латинством, «по необходимости обращались к западным книгам. Новое поколение проходило уже вполне западную школу. Привлекал и западный, латинский пример» (Флоровский). И весь смысл, всё значение этой Киевской главы в истории Православия в том, что именно тогда православное богословие во имя защиты Православия от агрессивной унии само постепенно вооружилось западным оружием, постепенно православную традицию «переложило» в латинские, схоластические категории. Решающим оказалось влияние знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы (1633—1647) «Это был убежденный западник, западник, по вкусам и привычкам». И в Киеве, в противовес Братской — славяно-греческой школе, он основал уже вполне латино-польское училище, вскоре поглотившее братское. «Программа этой школы была взята из иезуитских школ», и преподавали в ней учители, прошедшие польские иезуитские коллегии. Здесь вопрос о Православии и Католичестве превратился в вопрос всего лишь о «юрисдикции»: разности в вере эти западники уже не чувствовали, вернее весь склад их собственного ума был уже всецело латинский. И главный богословский памятник этого движения «Православное Исповедание» (надписываемое обычно именем Могилы) было исповеданием в сущности латинским, по латыни оно было и написано. Оно отвергало, правда, папский примат, но весь дух его был католическим. С Могилой же начинается проникновение латинских формул и теорий и в православное богослужение. И вот в истории Русского православия необычайно важной оказалась прививка ему этого «украинского барокко», — еще до Петра Великого и его «окна в Европу» поставившая всё русское богословие, всю русскую духовную школу в зависимость от Запада.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Кубическая кирпичная церковь-часовня с шатровой кровлей. Заложена в 1999 г. Окончена отделкой в 2007 г. 55° 48 " 18.93 " N, 39° 47 " 59.26 " E Илкодинский приход выделился из дальних деревень пустопольского прихода. Кирпичная церковь в стиле ампир сооружена в 1841-1851 гг. при помощи А.К. Поливанова. Это храм под купольной кровлей с трапезной и колокольней. 56° 16 " 26.73 " N, 37° 35 " 21.96 " E Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к типовым, построена в 1873-1881 гг. Четырёхстолпный храм с декоративным пятиглавием и шатровой колокольней. Боковые приделы Ильинский и Никольский. 56° 27 " 4.44 " N, 38° 5 " 58.65 " E Каменная церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко, с трапезной и колокольней (кон. XVIII в.). Построена в 1763-1771 гг. при помощи князя Л.И. Несвицкого. В трапезной Казанский придел. 55° 31 " 14.33 " N, 39° 9 " 59.69 " E Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 гг. при помощи А.В. Смирнова как единоверческая. После революции занята старообрядческой окружнической общиной, в 1930-х закрыта. 54° 20 " 0.06 " N, 38° 40 " 25.87 " E Каменный храм в стиле раннего классицизма, сооруженный в 1793 г. Одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Был выстроен на средства помещика Я.М. Маслова. 55° 46 " 46.11 " N, 36° 13 " 36.96 " E Каменная одноглавая церковь, построенная на средства А.Г. Жеребцова. Капитально перестроена в псевдорусском стиле в 1846-1849 гг. пристроены трапезная с Симеоно-Аннинским и Харлампиевским приделами и колокольня. 55° 42 " 59.36 " N, 37° 22 " 26.85 " E Современный каменный одноглавый храм в русском стиле со звонницей строится с 2005 г. В 2010 г. освящён нижний престол немчиновского новомученика Елисея (Штольдера). В верхнем храме намечен также придел иконы Богоматери " Утоли Моя Печали " . 55° 39 " 2.94 " N, 38° 3 " 19.95 " E Двухэтажный кубический храм в формах, стилизующих русское средневековое зодчество, увенчанный пятью главами. В нижнем этаже крестильная церковь Матроны Московской и Льва Катанского.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Тит. 1510). «Преблагословенна еси» имеется в рукописях как на 8 гласов знаменного распева, так и киевского распева (БАН. Арханг. 59). Песнопения В. б. вошли в печатный Обиход синодального издания 1772 г. Наследуя рукописной традиции, это издание содержит идентичные распевы. Кроме Обихода разных распевов был издан Сокращенный Обиход, где также имеются песнопения В. б., дополненные нек-рыми изменяемыми песнопениями. В 80-х гг. XIX в. печатные синодальные книги были пересмотрены, была создана их 2-я редакция, в к-рой песнопения В. б. составляют отдельную часть. Распевы 2-й редакции Обихода в основном соответствуют более ранним изданиям, за исключением песнопения на входе «Свете тихий», к-рое зафиксировано 5 распевами, 2 из к-рых ранее не появлялись в печатных Обиходах. Н. Б. Захарьина Песнопения В. б. в русской многоголосной певческой традиции В ряде рукописных памятников XVI - нач. XVIII в. песнопения В. б. распеты в стиле раннего рус. многоголосия (строчного, демественного), напр. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите имя Господне» (ГИМ. Син. певч. 233, 375), величание Рождеству Богородицы (ГИМ. Син. певч. 220) (опубл.: Беляев В. М . Раннее русское многоголосие. М., 1997. С. 115-127, 133-143, 144-147). В многоголосных нотолинейных певч. рукописях кон. XVII - 80-х гг. XVIII в., записанных квадратной киевской нотацией, песнопения В. б. представлены 2 типами партесного стиля: переменным и постоянным многоголосием (термины В. В. Протопопова ). Переменное многоголосие свойственно концертным формам с разновременным произнесением текста разными партиями хора, чередованием соло и хорового tutti, применением имитационной техники. В таком складе написано, напр., 12-голосное «Всенощное бдение» государева певчего дьяка Василия Титова , рус. композитора кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ. Епарх. певч. 1). Сборник состоит из 9 частей: предначинательный псалом (опубл. в изд.: Титов В. Ансамбли и хоры без сопровождения. М., 2004. Вып. 1. С. 48-73), «Свете тихий», 2 варианта «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, великое славословие и 2 варианта «Взбранной воеводе». «Всенощное бдение» на 12 голосов диак. Киселёва (в той же рукописи) представляет собой др. версию 9-частного сборника (предначинательный псалом, кафизма «Блажен муж», «Свете тихий» (опубл.: Антология рус. и восточнославян. духовной музыки: Моск. барокко XVII - 1-й четв. XVIII в.: Восстановление партитур из хоровых голосов (партий)/Ред., вступ. ст. В. В. Протопопова. СПб., 2000. Т. 5. С. 100-113), «Ныне отпущаеши», 2 варианта полиелея, антифон «От юности моея», великое славословие, «Взбранной воеводе»).

http://pravenc.ru/text/155522.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010