Разделы портала «Азбука веры» 28 Фев 2023 Строители во время реставрации Лазаревской церкви XVIII века в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из древнейших и самых крупных в России мужских монастырей, обнаружили ранее неизвестный дверной проем и каменный подклет, который предположительно относится к XV веку. Об этом сообщает  ТАСС  со ссылкой на пресс-службу АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)». «Во время реставрации Лазаревской церкви в Псково-Печерском монастыре обнаружен заложенный дверной проем. Церковь датируется XVIII веком. Каменный подклет относится предположительно к XV веку. Устройство входа было открыто во время демонтажа старой штукатурки с фасада здания», — отмечается в сообщении. По данным пресс-службы, церковь построена между 1792 и 1800 годами при настоятеле архимандрите Петре (Можайском) для монастырской больницы. «Это двухэтажный одноглавый храм на подклете в стиле барокко, а русское барокко характеризуется оптимистической приподнятостью, праздничностью, отсюда яркий желтый цвет и вставки. Единственным украшением церкви служит пышная глава на граненом барабане с постаментом», — говорится в сообщении. В настоящее время реставрация храма продолжается. Благоустройство территории вокруг церкви и фасадные работы планируется завершить этим летом, к 550-летию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Обитель находится в 50 км от Пскова, вблизи границы с Эстонией, является одним из древнейших и самых крупных в России мужских монастырей. Официальной датой основания Псково-Печерской обители считается 1473 год. Ансамбль монастыря насчитывает более десяти храмов. На территории обители сохранились также старинные зубцы стен и бойницы, боевые ходы и остатки земляных укреплений, возведенные при Петре I. Карстовые пещеры на территории монастыря представляют собой комплекс подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова. Пещеры также являются монастырским кладбищем, по примерным подсчетам, там покоятся более 10 тыс. человек. Источник: Благовест Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/pri-restavracii-ce...

Петропавловский собор Первым каменным сооружением Петербурга становится колокольня Петропавловского собора, выполненная мастером Доменико Трезини. Она не выделялась особыми архитектурными изысками, в ее конструкции не просматривалось соблюдение какого-либо определенного стиля, зато по желанию Петра колокольня была увенчана высоким шпилем и обустроена часами. Можно сказать, что и многие другие архитектурные сооружения в Петербурге воздвигались по сходному принципу. Не устраивало Петра и иконописное дело. Еще в 1707 году он повелел попечительство и надзор об иконописном деле митрополиту Стефану (Яворскому) и живописцу И.П. Зарудному, выходцу из Украины. Малоросские традиции, в петровское время будучи очень близкими к западным, становятся наиболее предпочтительными. Начиная с петровского периода, традиционное русское искусство становится невостребованным и переходит в разряд народного и ремесленного. Петербург диктовал свои правила и вкусы. К середине XVIII века пышно расцветает барокко, предлагая свои представления о красоте. Москва, многие монастыри, а также подавляющее большинство провинциальной России, естественно, ориентируются на столицу, порой неумело копируя петербургские образцы. В этот период в Россию приглашается большое количество иностранцев — не только для строительства, но также для росписи и украшения храмов. Важным событием для всего русского искусства стало основание в 1757 году Императорской академии художеств, где иностранные мастера обучали русских учеников премудростям живописи, скульптуры, архитектуры. Фактически к началу XIX века Академия становится законодателем всех направлений искусства. Со времени императрицы Екатерины II вновь меняется общее направление в искусстве. На смену пышному барокко приходит холодный классицизм. В образцах этого стиля русскому самосознанию уже сложно уловить те иконографические формы, какие были когда-то традиционны на Руси. Под мощным прессингом светской власти меняется облик русских храмов. Удаляется традиционная монументальная живопись, уходят в прошлое многоярусные иконостасы и иконы. В Екатерининский период гибнет большое количество старых русских икон. Стоит вспомнить, что Императрица издала указ, по которому необходимо было освидетельствовать монастырские ризницы и удалить из них все лишнее. Предписывалось отправлять в огонь ветхие иконы, предметы церковных облачений, спарывать жемчуг и дробницы с памятников лицевого шитья.

http://pravoslavie.ru/468.html

Как взметнулся ввысь эффектный пятиярусный иконостас, оформленный скромной, но вместе с тем изящной и достойной резьбой. Иконостас увенчан крестом, над ним - изображение Святой Троицы, по кругу от неё - архангелы, евангелисты, Богородица: фрески на своде. Барабан главки - глухой и чисто декоративный; внутрь храма он не раскрывается. В приделе иконостас - простой, одноярусный, отгораживающий внешне никак не выделенную алтарную часть. При взгляде на Троицкую церковь трудно отделаться от ощущения, что с ней словно что-то не так. Вроде бы сам храм вполне выдержан в традициях " московского барокко " : классика жанра - восьмерик на четверике, композиция и пропорции соответствуют принятым правилам, витиеватый барабанчик с главкой... Но странным выглядит на этом фоне полное отсутствие традиционного для эпохи резного декора. Тут-то самое время вспомнить, что церковь подвергалась серьёзным переделкам как минимум трижды. Белокаменную резьбу она утратила, скорее всего, в процессе реконструкции 1823 года, при Тютчеве-старшем. В частности, опытному глазу тут явно не хватает одной из главных примет московского барокко - наличников. Вернее, то, что имеется, наличниками можно считать лишь с большой натяжкой: лапидарная геометричность плоского, словно вырезанного из бумаги декора свойственна скорее классицизму. Кстати, до самого недавнего времени на окнах четверика и южного придела не было даже и этих скупых наличников - просто четырёхугольные проёмы в плоскостях стен. Это уже плод второй переделки, советской - под лабораторию. Декор восстановили в наши дни по образцу сохранившегося на окнах алтаря и трапезной. Колокольня и вовсе наша современница (третья переделка - 1990-е годы). Первый ярус, оставшийся от старинной постройки, сохранил нечто похожее на фронтон; то, что выше - в особенности ярус звона с широкими проёмами и шатёр - больше похоже на провинциальное " как бы русское " зодчество середины XIX века, чем на сооружение XVII века в подмосковной усадьбе. Напоследок сравним завершения самой церкви и её колокольни: строго говоря, и то и другое - плоды современных реставрационных работ, ещё каких-то пятнадцать лет назад обе главки были несколько другими.

http://sobory.ru/article/?object=08524

Руководимая божественным промыслом Россия»православно, единогласно и безраздорно, всесоборне и всецерковне, содержаху православную христианскую веру " 990 , что в свое время подтвердили и восточные патриархи Иеремия, Мелетий, Феофан и многие другие 991 , которые в своих посланиях действительно писали, что Московская Русь осталась главным защитником православия и что " великое русское государство превзошло всех благочестием» 992 . Все эти аргументы в защиту древлего русского православия были уже приводимы в челобитных Никиты Дружинина, в Соловецких челобитных, в писаниях Федора и Аввакума, в словах Спиридона Потемкина, но теперь они были собраны воедино, логически организованы в работах Андрея и Семена Денисовых и облечены в особенно торжественный стиль панегириков, столь свойственный пышным формам барокко. Что было действительно новым в сочинениях Денисова, так это некоторая идеологическая демократизация Третьего Рима, хотя они это выражение почти не упоминают. Теперь вместо стольного города Москвы на роль преемника вселенской задачи охраны подлинного православия в их писаниях выступают все русские города и деревни, веси и села, сам русский народ, а не " великий государь» Московской Руси, которого, поскольку он стал императором Санкт-Петербургской империи, они вообще предпочитают замалчивать. Этому перенесению роли защитника христианства с Москвы на всю Русь, с великого государя на народ российский соответствовала и иерархическая перестройка своей церкви, предпринятая Денисовыми. Вместо грозных владык епископов, необходимость которых для преемственности Господней благодати они не отрицали, Денисовы выдвинули новую соборную организацию своей поморской церкви. В их сочинениях и посланиях неизменно бесконечное количество раз подчеркивается соборное, а не иерархическое начало. Слова: собор, соборный, собрание, совокупность, соединение, братоводительство изобилуют в их словаре для обозначения своей церкви и Выга, который они называют равноапостольским обществом, святым равноангельским собранием, апостольским совокуплением, всепрекраснейшим церковным соединением, богоспасаемой христособранной киновией 993 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Вместе с тем Белградский договор 1739 г. справедливо считается поворотным пунктом в истории отношения балканских народов к России. До этого они надеялись, что освобождение им принесет Австрия. С этого времени христиане на Балканах, как и на Ближнем Востоке, обращают свои взоры к России. К самому началу XVIII столетия относится такой интересный памятник русской паломнической литературы как «Хождение в Святую Землю» московского священника Иоанна Лукьянова (1701–1703). В XIX в. памятник был преимущественно известен историкам русского раскола как «Хождение инока Леонтия». Иоанн Лукьянов по праву считается одним из наиболее ярких и самобытных писателей петровского времени. Историки и литературоведы так и не смогли решить, кто он был по своей религиозно-политической позиции – воинствующий традиционалист или «ретроградный новатор». В литературном смысле его «Хождение» относят к выдающимся творениям московского барокко. Московский священник с Арбата, тайный старообрядец, путешественник и публицист, Лукьянов оставил заметный след в истории книжности Москвы, Ветки, Брынских лесов. При этом имя его до сих пор мало известно даже специалистам в области русской старообрядческой литературы. Хождение в Святую Землю относят к традиции школы протопопа Аввакума. 911 Как сообщает автор, он был родом из Калуги, из купеческого сословия. По тексту ясно, что он не только разбирался в тонкостях торгового ремесла, но и приторговывал российскими товарами в ходе своего восточного путешествия. Он состоял священником в церкви Покрова, что за Смоленским воротами, на Песках, в Москве. В Иерусалим он отправился на богомолье, получив в Посольском приказе проезжую грамоту, в декабре 1701 г. Официальной целью было поклонение христианским святыням, неофициальной – выяснение положения дел на греческом Востоке, в том числе возможности поставления старообрядческого епископа от зарубежных архиереев. За время путешествия по России и Украине Лукьянов не остановился на отдых ни в одном монастыре, предпочитая подворья «боголюбцев», т.е. раскольников, которые «по эстафете» передавали паломников на всем протяжении хождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом году в восстановление памятника вложат 3,5 миллиона рублей. Средства собраны благотворительным фондом, надзор за их расходованием осуществляет Попечительский совет под руководством О.А. Кувшинникова. «Этот уникальный храм, выделяющийся среди других своей архитектурой, стал первым объектом попечения Фонда. Выбор обусловлен тем, что у нас есть научно-проектная документация с историко-культурной экспертизой для проведения реставрационных работ, — отметил губернатор. — Мы понимаем, что у Фонда есть ресурсы приступить к сохранению церкви благодаря вложениям меценатов, которые заинтересованы в восстановлении наших православных святынь. Имя каждого благотворителя войдет в историю этой церкви. Я сам с удовольствием принимаю участие в благом деле своими средствами и буду продолжать помогать». Митрополит Савва поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в восстановление церкви. Владыка подчеркнул, что Сретенский храм является одной из архитектурных доминант и видовых точек в центральной части Вологды. В его архитектуре сочетаются русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Это единственный храм в Вологде, настолько богато украшенный лепниной и изразцами. «Символично, что первое совместное посещение реставрируемой святыни мы проводим в преддверии великого праздника Дня Крещения Руси. Это праздник символизирует начало особого духовного возрождения. И этот объект — первая ласточка большой работы, которую мы проводим по сохранению богатого наследия Русского Севера. Считаю это дело своим долгом, а вологжанам хочу пожелать любить родную землю», — сказал глава Вологодской митрополии . Губернатор напомнил, что на сегодняшний день в список первоочередных объектов попечения входят семь храмов. Перечень будет расширяться с увеличением количества благотворителей и меценатов. Стать благотворителем может каждый, реквизиты для перечисления пожертвований указаны на сайте Фонда. Сретенская церковь, по словам О.А. Кувшинникова, станет эталоном восстановительных работ. У храма была непростая судьба, долгое время он использовался не по назначению: в нем размещалось общежитие и складские помещения. Реставрация восстановит историческую справедливость и вернет объекту прежний облик.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Анализируя новую ситуацию в России как в сфере духовного просвещения, так и в сферах общего образования и культуры, мы приходим к следующим рассуждениям. Ход развития русской государственности приводит к тому, что Россия «включается в орбиту Западной культуры». Отсутствие собственного просвещения приводит к внедрению просвещения западного типа. В этом процессе решающую роль сыграла Юго-Западная Русь, которая не только сама соприкоснулась с проблемами Запада этого времени, но и вынуждена была их переживать и решать. «Сама уже зараженная западничеством, она заразила болезнями Запада и Русскую Церковь », и все русское общество в целом. Получается, что влияние Юго-Западной Руси немногим было лучше тех влияний, которые нес «инославный» Запад» 51 . В Москве в борьбе с латинским влиянием, как отмечал протоиерей Г. Флоровский , «по необходимости обращались к западным книгам. Новое поколение проходило уже вполне западную школу. Привлекал и западный, латинский пример» 52 . «И весь смысл, все значение этой киевской главы в истории Православия в том, что именно тогда православное богословие во имя защиты Православия от агрессивной Унии само постепенно вооружилось западным оружием, постепенно православную традицию «переложило» в латинские, схоластические категории» 53 . Решающим оказалось влияние знаменитого Киевского митрополита Петра Могилы , который был убежденным западником и по вкусам, и по привычкам, который и в Киеве в противовес Братской – славяно-греческой школе, основал уже вполне латино-польское училище, вскоре поглотившее Братское. Хорошо известно, что именно с него начинается проникновение «латинских формул и теорий» в православное богослужение. «И вот в истории русского Православия необычайно важной оказалась прививка ему этого «украинского барокко», еще до Петра Великого и его «окна в Европу» поставившая все русское богословие, всю русскую духовную школу в зависимость от Запада». В.О. Ключевский пишет: «Западнорусский православный монах, выученный в школе латинской или русской, построенной по ее образцу, и был первым проводником западной науки, призванным в Москву».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из храма происходит несколько известных икон, находящихся сейчас в коллекциях российских музеев. С искусствоведческой точки зрения особенно интересна икона " Снятие со креста " XVI века - экспонат Государственной Третьяковской галереи . Архитектура В архитектуре храма слились поздно пришедшее в Вологду русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века. Сретенский храм - бесстолпный трехчастный храм на подклете. Основная часть храма - сильно вытянутый в высоту куб, увенчанный пятью главами на тонких барабанах. С востока к кубу примыкает одноапсидный алтарь, а с запада - двухэтажная трапезная, в которой располагался теплый храм с двумя приделами - Никольским и в честь святителей Московских . Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры. Фасады храма украшает широкий карниз с фигурной кладкой из кирпича в виде кронштейнов-городков. Тот же мотив использован на барабанах главок, на фасаде трапезной и на трёхъярусной колокольне. Углы здания оформлены парными пилястрами. Под карнизом, на пилястрах, наличниках и фронтонах помещены вставки из поливных фигурных изразцов - уникальная для вологодских церквей этого времени деталь. Замечательны богатые наличники окон, сочетающие мотивы русского узорочья с новыми формами, пришедшими в русскую архитектуру в Петровское время ( " рваные фронтоны " ). Колокольня, вероятно, раньше была шатровой. Затем она была сломана наполовину, а на оставшуюся часть наложили новую высокую колокольню, увенчанную высоким шпилем. Надстройка не испортила храма, стройная и высокая она, напротив, придала легкость его силуэту. Боковые входы у колокольни пристроены в 1870-е годы. Прежде вход в церковь был один - от реки, по крутой лестнице, теперь устроены два боковых входа, а вход от реки уничтожен. Но и эта пристройка вышла удачной. В культовой постройке прослеживается четкая связь с гражданской, светской архитектурой. Церковь, особенно ее трапезная часть, напоминает каменные палаты. Сходство с гражданским " палатным делом " дополняет двух маршевое крыльцо церкви. Убранство интерьера не сохранилось.

http://drevo-info.ru/articles/13675709.h...

Огни гаснут. Молился ли я? Мог ли я молиться, – спрашиваю я себя. Нет, – отвечаю себе, – поражен, оглушен, ошеломлен, порабощен, но молиться я не мог. Нет, не молился. 9 мая 1952, г. Бари В пять утра я уже у собора. И хорошо, что рано пришел: там уже толпа, но я успею еще до начала службы осмотреть этот дивный памятник XI века. Как величав его строгий византийско-римский стиль! Как отдыхают глаз и душа после вычурной роскоши итальянского барокко! Огромная чеканная серебряная рака Святителя – чудо красоты, но перед ней… … Я снова поражен: перед ракой Чудотворца висят соответственно ей тяжелые и огромные серебряные паникадила… в чистейшем русском (суздальском) стиле! – Что это? Откуда! – Приношение русского царя Николая II. Я опускаюсь под ними на колени и кладу земной поклон. – Он же выстроил здесь русскую церковь, – называют мне улицу и номер. Я изумлен: прожив более шести лет в Италии, зная почти всё ее русское население от Венеции до Неаполя, я ни разу не слыхал об этой церкви. И, едва дослушав хоралы знаменитой Ватиканской капеллы и не дождавшись выхода процессии, которой предстоит еще шесть дней обходить город и округу, я несусь туда. Весь город полон памятью о Святителе: на перекрестках улиц – временные алтари перед его изображением; огромные макеты его корабля; на базарах – бойкая торговля его изображениями всех видов и размеров, образками, статуэтками; у церквей – его большие статуи… Но вот, из-за крыш элегантных вилл тихого квартала показываются такие знакомые, такие близкие, скромные главки с крестами, суздальские звонницы. Я стучусь в ворота, словно перенесенные сюда, под яркое, южное небо из Углича или Керженского скита. Академик Щусев, строивший этот храм, тонко знал русский стиль… Кованую калитку открывает настоящая русская просвирня. Так и оказалось потом: землячка моя, тульская, из-под Венёва . Теперь я на Руси. Тишь и благодать. Церковный садик упоен запахом сирени и жасмина, столь редких в стране пальм и олеандров. Вот и наш деревенский батюшка в истертой скуфеечке идет мне навстречу. Это отец Андрей Копецкий. Он с матушкой и монашка-просвирня – всё население этого уголка Святой Руси на берегу Адриатики, у святых мощей ее небесного заступника. Прежде, при церкви было и обширное русское подворье, выстроенное также Царем-Мучеником. Теперь, к стыду нашего Зарубежья, оно продано. Но это, как и многое другое печальное, я узнал потом, а теперь – в церковь, в маленькую, нижнюю, темную, временную. Большая верхняя до сих пор не отделана: работы прерваны в 1914 году.

http://azbyka.ru/fiction/nikola-russkij-...

Оно отвергало, правда, папский примат, но весь дух его был католическим. С Могилой же начинается проникновение латинских формул и теорий и в православное богослужение. И вот в истории Русского православия необычайно важной оказалась прививка ему этого «украинского барокко», - еще до Петра Великого и его «окна в Европу» поставившая всё русское богословие, всю русскую духовную школу в зависимость от Запада. «Западно-русский монах, выученный в школе латинской или в русской, устроенной по ее образцу, и был первым проводником западной науки, призванным в Москву» (Ключевский). Отцами нового русского школьного богословия были два очевидных «латинника» - Симеон Полоцкий и Паисий Лигарид. В самой Москве появляются иезуиты, и спор «о времени преложения Св. Даров», возникающий в семидесятые годы в Москве, по самой своей теме есть типично западный спор. Первые школы открываются в Москве по образцу Киевских - и, когда наступит Петровская реформа, русская богословская наука будет уже «западнической»! Церковь не смогла ничего противопоставить этим влияниям. Еще раз - это была не свободная встреча православной традиции с Западом, это было завоевание «латинизмом» невооруженного Православия. Об этом же кризисе Предания свидетельствует трагическая история Раскола. Главной причиной его был вопрос об исправлении церковных книг, но за этим вопросом в церковном сознании стояли более глубокие вопросы и сомнения. Со Смутным временем кончилась «изоляция» Московского Царства, оно оказалось на перепутье или даже на распутье. Встречи с иностранцами, участившиеся и укрепившиеся связи с Киевом, с Востоком, а также с Западом, непосредственно, настоятельно требовали «приведения в порядок» собственного церковного хозяйства, будили мысль, вскрывали односторонность, недостаточность, незащищенность московских преданий. Особенно остро, в связи с книгопечатанием, стоял вопрос о богослужебных книгах. В рукописях было слишком много разночтений. По каким спискам печатать? Книги «литовской печати» вызывали сомнения в православии, русские оказывались испорченными и противоречивыми.

http://sedmitza.ru/lib/text/436732/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010