4738 . По принесённым из Святой Земли чертежам и модели иерусалимского храма Патриарх начинает строить величественный храм в честь праздника праздников – Воскресения Христова, повторив с высокой точностью архитектонику иерусалимского храма Гроба Господня. В житии Первосвятителя говорится об этом следующее: «Святейший же Патриарх повеле в Воскресенском монастыре созидати велику церковь зело и пространну, яковыя во всей России и во иных государствах в настоящем времени нигде не обретается; ибо оная Иерусалимская святая церковь , от озлобления турков, во многих местах разорена бысть, и иными неправославными верами, по своим их обычаям, изперепорчена». В ротонде соборного храма была устроена часовня соразмерно иерусалимской Кувуклии, заключающая в себе копию сокровища всех христиан – Гроба Господня. В 1839 году, по завершении облицовки мрамором стен этой часовни, она была освящена приснопамятным святителем Московским Филаретам. В XVIII веке русское повторение общехристианской святыни получило характерное для русской архитектуры оформление в формах стиля барокко. Однако первоначально для украшения храма изнутри и снаружи были во множестве использованы поливные изразцы. Главная идея Патриарха Никона – создание «Русского Иерусалима» – была осуществлена с большим архитектурным и художественным размахом, какого Русь до тех пор ещё не знала. Во время всего строительства решающее слово было за Патриархом, который «всегда церковного строения назираще сам». Известно, что как в валдайском Иверском, так и в Ново-Иерусалимском монастырях подвизалось разноплеменное монашеское братство, что долженствовало подчеркнуть вселенский характер никоновых начинаний. Символика строительных форм являлась наглядным призывом к Царству Небесному, к Новому Иерусалиму. С построением Ново-Иерусалимского монастыря для всех его посетителей пасхальное песнопение «Светися, светися, Новый Иерусалиме...» приобретало качественно новое звучание. Не случайно в иконографии Святейшего Патриарха Никона есть изображение, где он представлен на фоне основанного им монастыря со свитком в руке, содержащим надпись: «Светися, светися...».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Такого большого и богатого храма на берегах Волги от Нижнего Новгорода до Макарьева в 18 веке не было. Столетия простоял храм в Работках, служа делу развития духовности православной культуры, распространению грамотности, пока в середине 30-х годов 20 века не был закрыт, а затем и варварски разграблен... По благославлению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая в 1993 году храм был вновь открыт для совершения богослужений. В настоящее время силами прихожан и благотворителей ведётся постепенная реконструкция, по крупицам восстанавливается былое величие храма. Первое упоминание о селе Работки датируется XVI веком. Своё название, по преданию, село получило в 1548 году, когда в нём остановилось русское войско во время войны с Казанским ханством. В XVII веке село было в личном владении патриарха Никона, а после ликвидации патриаршества, с 1700 года перешло в дворцовое ведомство. В 1742 году императрица Елизавета Петровна за заслуги подарила село генерал-майору А.Я. Шубину в числе прочих имений за перенесенную ссылку во время правления Анны Иоанновны, где после отставки он поселился. Впоследствии им владели граф В.Г. Орлов, графиня В.Н. Панина. Первая деревянная церковь в честь святого мученика Дмитрия Солунского была построена в середине XVIII века. Церковь была деревянная, трехъярусная и располагалась на возвышенном месте, над Волгой. В начале ХХ века пришла в ветхое состояние и была разобрана. Существующая каменная церковь во имя Образа Спаса Нерукотворного была построена в 1794 году, согласно клировым ведомостям, участием помещика полковника Алексея Алексеевича Шубина. В «Русской родословной книге» князя Лобанова-Ростовского о А.А. Шубине говорится, что он сын известного Алексея Яковлевича Шубина, фаворита Елизаветы Петровны, родился в 1723 году, полковник, умер 6 июня 1794 года, бездетный, жена Елизавета Кирилловна Сытина. Храм построен в стиле барокко, характерном для того времени. Спасская церковь особо выделяется из произведений своей эпохи столичным характером архитектуры, что не свойственно провинции. В объемном построении данного храма все подчинено динамичному развитию композиции по вертикали. Высокий двухсветный четвериковый объем перекрывался сомкнутым сводом стрельчатого сечения, значительно выдвинутым над основанием и увенчанным центральной главой. Особенностью компоновки завершения является постановка боковых глав, не мешающих восприятию сводчатого завершения. Небольшие по размеру боковые главы были максимально сдвинуты к углам основания и выполняли двойную роль.

http://sobory.ru/article/?object=28890

Икона как раз и говорит человеку о той глубине, которую человек не может до конца уничтожить в себе. В момент необратимого крушения христианской цивилизации старой Европы икона входит в мир распада и разложения как образ веры, как обращение к свободной воле человека, сотворённого по образу Божию. Она показывает то, к чему призван человек, чем он должен быть, ставит его в иную, «обратную» перспективу, в которой зрение замыкается не на твари, а на Творце. Икона обличает безбожные пути человека и мира, но вместе с тем показывает ему иные, небесные пути. «Перспективе видимого мира в ней противопоставляется перспектива евангельская, миру, во грехе лежащему, – мир преображённый. И весь строй иконы направлен на то, чтобы приобщить человека к тому Откровению, которое явлено миру в христианстве, раскрыть в видимых формах сущность внесённого им переворота» 698 . Иными словами, икона – это замысел Бога о человеке. В своём докладе «Богословие иконы в Православной Церкви» Высокопреосвященнейший Иларион (Алфеев) говорит о том, что «репродукции с византийских и русских икон можно увидеть, как в православной, так и в католической, протестантской и даже нехристианской среде. Икона является безмолвным и красноречивым проповедником Православия не только внутри Церкви, но и в чуждом для неё, а то и враждебном по отношению к ней мире». Хочется верить, что увлечение православной иконой в инославном мире вызвано не просто модой или эстетическими предпочтениями. Мир по-прежнему лежит во зле ( 1Ин.5:19 ). Падший человек похож на потемневшую от времени и копоти икону, которую необходимо расчистить для того, чтобы она засияла в своей первозданной красоте. Это отчётливо поняли духовно одарённые люди, раскрывшие богословие иконы на рубеже цивилизаций. Бог даст, и в XXI веке, веке новых кризисов и рисков, богословие образа откроет глаза хотя бы некоторым. «Русское барокко» в церковной архитектуре города Саратова Священник Александр Сирин, кандидат богословия, преподаватель СПДС, Беляков А., студент V курса СЗО СПДС Архитектура –– тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для выполнения этого задания в Верхотурье приехали 22 московских мастера, а также каменщики из Соликамска. Местные жители стали учениками приезжих зодчих. Впоследствии верхотурские умельцы поучаствовали в возведении многих храмов Урала и Сибири. К собору, как самому важному и сложному элементу кремлёвского ансамбля, приступили в последнюю очередь, после окончания стен, башен, гостиного двора и хозяйственных построек. Храм заложили в 1703 году, а 16 апреля 1709 года состоялось его освящение. Строительство велось за счёт казны. Возможно, особое внимание московских властей к Верхотурью и ведущая роль московских мастеров в строительстве повлияли на облик собора, в котором присутствуют некоторые " московские " черты и особое столичное изящество, не характерное для более аскетичной архитектуры Урала и Сибири того времени. Вместе с тем, храм получился абсолютно ни на что не похожим, отнести его однозначно к распространённому в то время московскому барокко сложно. Строители смогли не просто совместить казавшиеся несовместимыми элементы, но и сделать это с таким вкусом, что Троицкий собор Верхотурья вполне можно отнести к лучшим произведениям отечественного зодчества. С одной стороны, осевое построение комплекса, в котором на одной линии друг за другом расположены собственно храм, трапезная и колокольня, имело широкое распространение в те годы, хотя и редко мспользовалось для соборных храмов. С другой стороны, авторам удалось удачно сочетать " чужую " для них форму " восьмерика на четверике " с пятиглавием, которое, наоборот, является отличительной чертой именно соборов. Картину дополняют исключительно нарядное декоративное убранство и эффектное расположение храма на высоком берегу живописной реки Туры. В начале XVIII века в русское зодчество стали проникать ордерные формы, и Троицкий собор прекрасно иллюстрирует эту тенденцию. Ордерные элементы - трёхчетвертные полуколонны по углам - ещё несут вспомогательное значение и даже не сразу заметны, однако они вносят в композицию храма регулярность, свойственную более поздним постройкам. Колонны завершены простыми, но эффектными кирпичными капителями, которые специалисты называют одной из самых ранних русских интерпретаций капители коринфского ордера. Под карнизом нижнего прямоугольного объёма храма выложена надпись, описывающая его возникновение: " Лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, обложена сия церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы нашего монарха, великаго Государя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея Белыя и Малыя России самодержца 32 его, при благоверном при благородном Государе нашем Цесаревиче и Великом Князе Алексие Петровиче, от рождения его в 15 лето, Государя между патриаршества в управлении патриаршего престола Преосвященнаго Дмитрия, Митрополита Рязанскаго и Муромскаго, благословением в духовном чину Преосвященнаго Филофея, Митрополита Сибирскаго и Тобольскаго, при прибытии на Верхотурье воеводою стольника Алексея Ивановича Калетина совершился в лето 1705 году " .

http://sobory.ru/article/?object=00344

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.  В честь 300-летия Полтавской битвы в Санкт-Петербурге 3 июля у Сампсониевского собора на месте захоронения героев Северной войны и первостроителей города на Неве освящен памятный знак. Стелу с крестом и надписью «В память о захоронениях кладбища XVIII века» освятил настоятель храма протоиерей Иоанн Малинин. Во время панихиды были молитвенно помянуты имена захороненных на первом погосте северной столицы, устроенном по указу императора Петра Великого. Как сообщил заместитель директора ГМП «Исаакиевский собор» Виталий Пятигорский, в чьем ведении находится храм, во время гидроизоляционных работ рядом с храмом были найдены останки захороненных. «Мы решили не восстанавливать кладбище в историческом виде, а просто перезахоронить прах по христианским канонам в одну братскую могилу. В память о всех погребенных на месте погребения установлен общий мемориал», — рассказал Пятигорский. Захоронения на Сампсониевском кладбище осуществлялись до 1772 года. Здесь были погребены многие сподвижники царя Петра Алексеевича. В их числе — «князь-папа» Петр Бутурлин, сибирский губернатор князь Михаил Гагарин, лейб-медик Лаврентий Блюментрост, зодчие Доменико Трезини и Жан Леблон. Блестящая битва, «Русское Воскресение», как назвал ее царь Петр Алексеевич, завершилась в 1709 году в день преподобного Сампсония Странноприимца 10 июля (27 июня по старому стилю) и была увековечена основателем имперской столицы храмом во имя этого святого. Образец барокко возвели предположительно по проекту Доменико Трезини. Церковное здание занимает филиал Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 2002 году здесь возобновились богослужения, которые проходят по большим православным праздникам и воскресеньям. 10 июля, как сообщили организаторы торжеств, впервые за многие послереволюционные десятилетия Божественная литургия в соборе будет отслужена архиерейским чином. «Вода живая», 03.06.09 

http://old.aquaviva.ru/news/2009-07-03/1...

Москва. Церковь Рождества Христова в Черкизове. Храм Рождества Христова в Черкизове (Новоподрезково) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Деревянный храм в с. Черкизово известен с 1584 г. Он представлял собой " клетскую церковь " , окруженную с трех сторон открытой галереей-папертью с двумя входами-лестницами. Храм был построен на дворцовые средства и богато украшен иконами в серебряных вызолоченных ризах. Каменный храм построен в 1779-1789 гг. иждивением последнего гетмана Малороссии графа К.Г. Разумовского и освящен 3 ноября 1789 г. Продольно-осевая композиция церкви с прямоугольной алтарной частью свойственна переходному периоду от позднего барокко к раннему классицизму. В 1860 г. по благословению свт. Филарета Московского, храм расширен, построены два придела: Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая. Вокруг храма находился сельский погост. В 1897 г. по благословению митр. Московского Сергия при храме была основана богадельня. Богослужения прекращены в 1938 г., с 1940 г. здание использовалось разными хозяевами. Богослужения возобновлены в 1993 г. По материалам сайта " Русское православие " Упоминается впервые в писцовой книге 1584–1586 годов как деревянная церковь на каменном фундаменте. В 1778–1779 гг. владелец села граф Кирилл Григорьевич Разумовский начал работы по возведению каменного храма. Его освятили 3 ноября 1789 г. Это была однопрестольная церковь с каменным двухъярусным иконостасом, украшенным гипсовой лепниной, и с двухъярусной колокольней. В 1860 г. с правой стороны трапезной возвели придел в честь Казанской иконы Божией Матери, с левой стороны – во имя святителя Николая. В 1879 г. при храме основали богадельню. В 1940 г. храм закрыли и переоборудовали «под культурные цели». Во время Великой Отечественной войны он был обезглавлен. В 1991 г. при храме Рождества Христова вновь образовалась православная община. В Великий четверг 1993 г. в нем была совершена первая литургия. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни "

http://sobory.ru/article/?object=03155

– В том, что здесь совмещаются две иконографии, – творческая смелость иконописца, –говорит Елена Гувакова. – Вероятно, это заказ крупного ярославского монастыря или храма, очень образованных людей, и в итоге размышления о библейской космогонии получают русское осмысление. – Интересна судьба новгородской иконы XVI века святителей Никиты и Иоанна, епископов Новгородских. Она находилась в коллекции старообрядца-коллекционера Егора Егоровича Егорова (1862–1917), затем, после революции, оказалась в Третьяковской галерее, в 1930-е годы была продана за границу и находилась в знаменитой коллекции Джорджа Ханна в США… Стремление передать Свет «Спас Нерукотворный»Переход в следующий зал – словно путешествие на машине времени. Ты видишь, как изменилась жизнь, как изменилась икона. Вот иконы из праздничного чина последней трети XVIII века, и в них – стремление в изображении традиционных иконографических сюжетов дать прямую перспективу, которое проявляется в том числе в изображении классического «клетчатого» пола, изображения пейзажных фонов; стремление передать сложную архитектуру, разноплановость украшений. Здесь и характерные для эпохи барокко завивающиеся складки одеяний. Насколько по-разному создавали иконописцы Оружейной палаты один и тот же образ, очень хорошо видно на примере трех образов «Спаса Нерукотворного», явно восходящих к образу, написанному Симоном Ушаковым. Одна и та же иконография – Спас на убрусе, на плате, но в каждом случае в образ Христа мастер привносит какие-то особенные черты. – В этом зале представлены несколько образов Иоанна Богослова, – Елена Гувакова указывает на стену в зале, где размещены небольшие иконы с изображением евангелиста. – Один из них создан в Оружейной палате в конце XVII века. Здесь тщательно выписаны слова раскрытого Евангелия, которое пишет апостол, украшения скатерти, двойного стола. У Иоанна Богослова – плащ с подбоем. В этом, несомненно, влияние западных традиций. А вот икона мастера из круга Тихона Филатьева. В чем-то похожую композицию мастер решает по-другому: апостол достаточно динамично оборачивается в сложном ракурсе к Духу Святому, как бы слыша Его. А вот икона, написанная игуменом Корнилием (в миру Кириллом) Улановым, прославленным придворным мастером, одним из ближайших сподвижников Симона Ушакова, в конце жизни принявшим монашество. У него совсем другой образ евангелиста – строгий, аскетичный. Уникальная особенность – символ евангелиста изображается в потире, и это новое художественное решение.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/03/kakoi_...

Православная икона, которая почти тысячелетие была выразителем веры и жизни народа, предана культурным его слоем забвению, причем настолько, что, когда Гете, познакомившись в Веймарском храме с палехскими иконами, был поражен тем, что они написаны современными мастерами, сохранившими византийские традиции, и запросил сведений о суздальской иконописи, то не только придворные круги и местные власти, но и известный историк Карамзин и даже Академия художеств этих сведений дать ему не смогли . Как пишет П. Муратов, «в несколько десятилетий рассеялось все, что накоплялось веками. Иконостасы барокко или классицизма сменяли, где только возможно, древние новгородские и московские иконостасы. Старинные иконы сваливались в церковных подвалах или на колокольнях. Переписанными или искаженными они сохранились лишь в забытых церквах глухих городов или в Олонецких или Вологодских деревянных церквах, не знавших ни соседства, ни попечения помещика . И «главная причина порчи и уничтожения наших древних икон, — писал еще в 1907 г. Тренев, — заключается все же в том равнодушии, которым их дарит просвещенное русское общество и наше православное духовенство» . «Иконопись была великим, мировым искусством в те дни, когда благодатная сила, жившая в Церкви, созидала Русь [...]. Потом времена изменились. Церковь испытала на себе тлетворное влияние мирского величия, попала в плен и мало-помалу стала превращаться в подчиненное орудие мирской власти. И царственное великолепие, к которому она приобщилась, затмило благодать ее откровений. Церковь господствующая заслонила Церковь соборную. Образ ее поблек в религиозном сознании, утратил свои древние краски. Потемневший лик иконы в богатой золотой одежде — вот яркое изображение Церкви, плененной мирским великолепием» с одной стороны. А с другой стороны, официальное церковное искусство, выражающее дух и мощь государства. На православную икону было поставлено клеймо «старообрядчества», а «смиренное подражание» католичеству и до сих пор принимается как православное и, как таковое, упорно защищается и многими иерархами, и верующими.

http://sedmitza.ru/lib/text/440374/

В Первопрестольной у Миранды установились теплые отношения с наиболее именитым архиереем Русской Церкви того времени — архиепископом Московским Платоном (Левшиным). Они неоднократно встречались в резиденции московских святителей в Черкизове, беседовали о философии, литературе, особенностях российского общества. По совету «друга-архиепископа», как отозвался о владыке в своем дневнике дон Франсиско, он побывал в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Вифанской обители, Ново-Иерусалимском монастыре. Пройдет 100 лет, и обосновавшиеся в Аргентине переселенцы с Балкан и из Греции письмом попросят Александра III направить в Буэнос-Айрес священника. Община, в которой не было ни одного русского, обращалась к российскому императору как к правителю могущественнейшей православной державы. В июне 1888 года царь не только велел командировать священнослужителя в «латиноамериканский Париж» (так именуют аргентинскую столицу), но и образовать при тамошней дипломатической миссии России домовый храм. В первый день 1889 года в нем была отслужена первая в Латинской Америке Божественная литургия по восточнохристианскому обряду. С 1891 года православных верующих Аргентины окормлял иерей Константин Изразцов. Молодой пастырь задался целью «воздвигнуть в Аргентине русское святилище, которое могло бы поднять родное Православие на подобающую ему высоту». Заручившись покровительством обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева, отец Константин развернул по всей России кампанию в пользу строительства храма в Аргентине. Люди различных сословий жертвовали деньги, драгоценности, иконы, ткани, предметы утвари. Свою лепту внесли Николай II, члены монаршей семьи, праведный Иоанн Кронштадтский. В сентябре 1901 года в Буэнос-Айресе состоялось торжественное открытие пятикупольного храма в стиле московского барокко XVII века, посвященного Святой Живоначальной Троице. Церемонию посетил Президент Аргентины Хулио Рока. Отец Константин произнес эмоциональную речь, причем на испанском языке с типично аргентинским выговором, чем пленил слушателей. В донесении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) священник справедливо отметил, что «это был дебют Православия в Южной Америке».

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

     – Отец Петр, костромичи от москвичей отличаются? – Разница большая. И я могу сказать, что самое главное отличие в том, что здесь люди более нравственны и чисты. Москвичи – более испорченные люди, и я это говорю с большой любовью к москвичам, ведь я сам коренной москвич. Здесь люди более спокойные, более цельные, но они более «тугие» в отличие от москвичей. Но это еще, видимо, какая-то природа костромской земли: то есть они, как Лесков писал, «тесто», и они действительно как тесто. Сравнить в отношении благочестия трудно, потому что Москва – это более чем 10-миллионный город, и поэтому неудивительно, что храмы в Москве полны. Но все же я не замечаю здесь такого активного участия в богослужебной жизни, как в Москве. Тут люди я бы не сказал, что более ленивые, но более сдержанные, что ли, в этом отношении.      – Перед нашим интервью я зашел в Троицкий храм и был покорен иконостасом. Такого я нигде и никогда не видел. – Это раннее русское барокко. Церковный организм – организм очень живой. Церковь никогда не была закосневшей структурой, она всегда развивалась, она всегда двигалась вперед, потому что человеку свойственно всегда познавать и творить что-то новое. Ему свойственно что-то делать. Даже в Раю, по заповеди хранить его и возделывать, он продолжал бы что-то созидать новое. Потому что Господь создал человека по Своему образу и подобию, и в этот образ входит качество творца, то есть человек был создан со-творцом Богу, значит, он призван создавать, и то, что он призван создавать, должно быть прекрасно. За всей богословской и канонической строгостью Православия, за, казалось бы, на первый поверхностный взгляд весьма узкими рамками церковной жизни стоит широкая перспектива развития, определенная Богом для всей твари, и это развитие и восхождение безгранично – уходит в вечность. И поэтому Церковь все время находилась в творческом процессе: византийская церковная культура развивалась: храмоздательство, живопись – все это доходило до какого-то своего пика, предела, высшего состояния, ускорялось, замедлялось, переживало закономерные спады. И тем более для церковной культуры русского человека, который вообще является человеком таким всеобъемлющим, очень любопытным, всеохватывающим, никогда не представлялось трудным вбирать в себя какие-то, казалось бы, на наш первый взгляд, чуждые элементы.

http://pravoslavie.ru/139934.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010