Павел Федоров - крестьянин деревни Шубина, церковный староста церкви села Иудина избран в 1881 г. на трехлетие. Михаил Васильев - церковный староста в 1883 г. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». - Владимир: Типо-литография В.А. Паркова, 1895 г. Село Иудино с церковью Рождества Христова стоит в 15 километрах от Сергиева Посада по дороге на Углич. Церковь построена в редком архитектурном стиле «екатерининского барокко». В XVIII веке в храме находилась Казанская икона Божией Матери, подаренная князем Несвицким. Он был родственником участника заговора, который привел Екатерину II к власти. Сегодня в храме чтут другой Казанский список с двадцатью девятью отверстиями от пуль. Название села в документах XVIII века имело и другие варианты написания – Июдино и Юдино. В любом случае оно происходило от библейского имени Иуда, ставшего символом коварства и предательства. Неблагозвучные и обидные имена встречаются в русской топонимике. В Подмосковье есть села и деревни Дурыкино, Черная Грязь, Дыдылдино, Могильцы, Свиноедово. В советские годы рядом с селом Иудино появилось ракетное предприятие, а вокруг него поселок. Он получил также не самое красивое название – Реммаш. Тем не менее, Иудино могло быть не связано с апостолом-предателем, потому что имя Иуда носят в Библии и праведники. Даже среди двенадцати апостолов был тезка предателя – Иуда Фаддей.  На стене Рождественского храма в Иудино сохранилась ценная реликвия – старинная чугунная доска, на которой вкратце описаны обстоятельства постройки церкви. Эта доска «в память будущим родам» была отлита и установлена в 1792 году. На ней повествуется, что церковь заложили в 1763 году, знатным жертвователем был князь Лука Иванович Несвицкий, а строительство завершилось в 1771 году «в случившуюся в Москве свирепую моровую язву». Время закладки церкви в Иудино произошло спустя год после восшествия на престол императрицы Екатерины Второй. В первое десятилетие царствования Екатерины оформился особенный архитектурный стиль церковных построек. Его называют «екатерининским барокко» или «барочетто» по аналогии с похожим стилем в Европе. Русское барокко являлось главным направлением в церковной архитектуре с конца XVII до конца XVIII веков. За столетие стиль видоизменялся, поэтому известны его разновидности по именам правителей или фамилиям князей: «нарышкинское», «голицынское», «петровское», «елизаветинское» и, наконец, «екатерининское» барокко. Рождественскую церковь в Иудино строили в екатерининском варианте.

http://sobory.ru/article/?object=00050

Были также исполнены западные песнопения и светские произведения эпохи барокко. Хору аккомпанировал ансамбль духовых инструментов «Кронверк-брасс», а артисты театра «Малый Трианон» сопровождали музыку барочными танцами. Прозвучали «Te Deum» и «Prelude» Марк-Антуана Шарпантье, «Vittoria, mio core» Джакомо Кариссими, «Военная песня» Андреа Габриэли, канты «Как на матушке, на Неве-реке», «Буря море», «Мире лукавый», «Днесь отверзеся», «Николае Чудотворче». Оркестр «Кронверк-брасс» исполнил инструментальные произведения «Музыка на воде» Георга-Фридриха Генделя, концерт для двух труб-пикколо до-мажор Антонио Вивальди. В завершение прозвучали песнопение «Тебе Бога хвалим» Дмитрия Бортнянского и многолетие. Знаком священномученика Серафима Петроградского награждены те, кто стоял у истоков возрожденного хора духовенства: протоиерей Богдан Жук, протоиерей Андрей Жук, иерей Максим Устименко, протодиакон Павел Шуклин и протодиакон Артемий Лебедев. Грамотами митрополита награждены певчие: протоиерей Никита Бадмаев, протоиерей Андрей Щербан, иерей Андрей Бондарев, иерей Алексий Третевич, иерей Антоний Малаховский, иерей Игорь Марчук, иерей Андрей Бондарев, иерей Феодор Ваховский, диакон Андрей Реймерс и другие. Грамотами епархиального совета по культуре награждены руководитель I Всероссийского конкурса-фестиваля «Русское барокко» Светлана Исаева и директор Санкт-Петербургского дома народного творчества и досуга Ольга Богомазова. Статуэтки от оргкомитета фестиваля «Русское барокко» вручены Юрию Герасимову, Илье Кузнецову, руководителю ансамбля «Малый Трианон» Ярославе Бубновой. Гости вечера расходились под марш Преображенского полка в исполнении оркестра «Кронверк-брасс». Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии был создан в 1971 году и состоит из действующих священнослужителей. Его основная задача — проповедь Слова Божия через молитвенные песнопения. Хор ведет гастрольную деятельность, выступая на концертных площадках России и зарубежья. Одной из традиций стало проведение ежегодных, начиная с 2010 года, благотворительных акций в помощь онкобольным детям . Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Трудно говорить о датах строительства церквей в условиях постоянных пожаров, но очевидно, что в начале XVIII века в Саратове существовали Троицкая соборная церковь, построенные приблизительно в одно время с ней Казанская и Крестовоздвиженская монастырские, Никольская (она же Смоленская или Одигитриевская), Четверосвятская нового мужского монастыря (которую А.Ф. Леопольдов называет Спаса Преображения) и «Покровская на Волге (Введенская)». Примерно на рубеже веков состоялось историческое событие - создание первого каменного строения в Саратове. Несмотря на его положение, Саратов не стал первым городом Поволжья, в котором возвели каменный храм. На несколько десятилетий раньше, в 1664 году, в г. Царицыне была освящена Иоанно-Предтеченская каменная церковь женского монастыря, построенная первыми насельниками города. Первым каменным зданием Саратова, как известно, стал соборный Троицкий храм. Постоянные пожары деревянного здания церкви, которое саратовцами регулярно восстанавливалось, по мнению В.П. Соколова, стали одной из причин намерения построить несгораемую каменную церковь. История деревянного собора была недолгой - уже через 10 лет, в 1685 году, соборный протопоп просит дозволения строительства каменного собора на старом месте, начинаются подготовительные работы. Новейшее исследование протоиерея Михаила Беликова, сделанное в свете новых данных, предполагает, что окончательно каменный Троицкий собор был достроен не ранее 1701 и не позднее 1710 года. Эти цифры интересны связью с Покровским (Введенским) храмом, которым стал старый деревянный соборный храм, перенесенный по просьбе жителей новой слободы. Слобода за южной окраиной города по храму получила наименование Покровской. Эти данные не противоречат приведенным ранее примерным датировкам. Троицкий собор в камне был возведен в стиле московского «нарышкинского» барокко, которое было характерно для храмовой архитектуры Саратова вплоть до начала XIX века. Это можно увидеть наглядно на первых фотографиях храмов, хотя и частично перестроенных в стиле классицизма, но сохранивших характерные черты московского барокко (это, прежде всего, «восьмерик на четверике» Троицкого, Воздвиженского, Преображенского, Казанского храмов, разнообразный фасадный декор пышными волнами узоров - фронтоны, колонны, барельефы, изразцы, пилястры, обрамление пролетов и ребер зданий). Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов. По мнению академика Д.С. Лихачева, нарышкинское барокко - «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII-XVIII столетий. Заимствуя формы фасадного декора различных течений и стилей, зодчие оставались верны канонам русского формосложения. Для зданий московского барокко характерна двойственная масштабность: это сочетание гигантского, устремленного вверх, и второго - миниатюрно-детального.

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/14/so...

Русское Баймаково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно не ранее 1900. Адрес: 431475 РМ, Рузаевский район, с. Русское Баймаково, ул. Солнечная, 12. Телефон: 8-834-515-65-86, 8-927-641-60-80 Координаты: 54.038789, 44.692778 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Русское Баймаково расположена на речке Юнейке в 25 км от районного центра и 7 км от железнодорожной станции Пайгарм. Население составляет 388 человек по данным переписи 2001г. Основано в середине XVII в. как русская община в составе деревни Мордовское Баймаково служилыми людьми Шишкеевско-Инсарской засечной черты. В 19 в. принадлежало роду Огарёвых. В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Русское Баймаково — деревня владельческая из 47 дворов (413 чел.) Инсарского уезда. В «Списке населённых мест Средне-Волжского края» (1931) Русское Баймаково — деревня из 153 дворов (690 чел.). До конца XIX в. баймаковцы входили в приход с. Спасского, затем построили свой храм, аналогичный Никольской церкви в Новой Муравьевке. Скорее всего, это был один проект, в который для различения были внесены частные изменения. Одноглавая церковь с колокольней и куполами шатрового типа построена в начале ХХ века в стиле русского барокко. Отнята у верующих в начале 30-х годов, но для хозяйственных нужд местными властями не использовалась. В годы войны с 1941 года в здании церкви был размещен перевалочный пункт для призывников. После окончания войны помещение было отдано под колхозный склад. К счастью, за годы советской власти здание храма не претерпело утрат и реконструкций. В 1991 году, после образования Саранской и Мордовской епархии, храм был возвращен Церкви и в том же году освящен Митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием. В последующие годы стараниями прихожан здание было полностью отремонтировано. II-e Рузаевское благочиние Саранской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25924

В начале XVIII века император Петр I прорубил «окно в Европу», и через это окно на Русь широким потоком хлынули иноземные вкусы и стандарты. Петровская реформа затронула все стороны церковной жизни, в том числе храмоздательство. На смену традиционным крестово-купольным храмам пришли архитектурные сооружения, не имеющие никакой генетической связи с предшествующим развитием храмового зодчества в Византии и на Руси. Наиболее значительные храмы этого периода воспроизводят западные образцы эпохи барокко. Внутреннее убранство храмов тоже ориентируется на чуждые православной традиции барочные модели. Строительством храмов с этого времени руководят либо итальянцы, либо русские архитекторы, учившиеся на Западе. И если в XVI веке итальянские архитекторы, приглашавшиеся для строительства кремлевских соборов в Москве, ориентировались на традиционно русские образцы, то теперь, наоборот, – русские архитекторы стали воспроизводить западные образцы. Западные стандарты начали проникать в русское церковное зодчество еще до начала петровских реформ. В конце XVII века в храмовой архитектуре получает распространение стиль, называемый «нарышкинским барокко» (по имени боярина Л.К. Нарышкина, дяди Петра I). Для этого стиля характерно усложнение архитектурной конструкции, симметричность композиции, использование полукруглых форм в планировке приделов, обилие декора, отказ от целого ряда традиционно русских архитектурных элементов в угоду западным барочным стандартам. В этом стиле выстроен московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690–1694). Основание храма представляет собой четверик, к которому примыкают полукруглые выступы. Сверху на четверик поставлен широкий восьмигранник, на него еще один (колокольня), а сверху еще один, служащий основанием для граненого купола (по форме напоминающего купола австрийских и баварских церквей). Богато декорированный белокаменными наличниками и ажурными орнаментами, храм напоминает праздничный торт, изготовленный искусным кондитером. По тому же плану построена Знаменская церковь в Дубровицах (1690–1704) – наиболее затейливый образец «нарышкинского барокко». Верхний восьмерик храма вместо купола увенчан изображением царской короны. Портал храма украшен статуями святых, исполненными итальянскими мастерами в манере, характерной для эпохи Ренессанса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Информация с сайта храма, http://kazan-bm.cerkov.ru/ Ещё издали при приближении к селу возникает чудное виденье, «плывущее» над равниной Судости и господствующее над ней, и над застройкой села. Это изящнейший каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Не найдено документальных данных о дате построения храма. Язык его архитектурных форм дает основание считать временем создания последнюю треть XVIII в. Поклонник красоты и всего изящного, XVIII век оставил отпечаток своих вкусов и на Брянской земле. Мы знаем, хотя и не видим ныне, что ещё до 1920-х г.г. здесь существовал архитектурный ансамбль, состоявший из двух каменных храмов: поныне сохранившейся в израненном виде церкви Казанской Божией Матери и построенной в 1851 году Петром Павловичем Небольсиным - местным помещиком - Петропавловской церкви. Какой была архитектура этой последней, можно лишь догадываться... По своему типу Казанский храм бесстолпный, одноапсидный, одноглавый «восьмерик на четверике», с четырехъярусной колокольней в одной связи с церковью. Пространственное построение памятника - это хорошо найденные соотношения его основных масс: объема церкви, грандиозной колокольни и низкихтрапезной и алтаря. Выразительность архитектуры церкви достигнута за счет простых, но изящных соотношений как в целом, так и в отдельных частях. Красивы пропорции колокольни и объема церкви, находящихся друг от друга на хорошо найденном расстоянии. Силуэты этих основных частей богаты разнообразием линий и форм. Фасады храма отражают архитектуру переходного периода от стиля русское барокко к раннему классицизму. На смену живописным, игривым формам барокко пришли более строгие классицистические элементы членении и декора. Хотя формы наличников у проемов, укрепление углов пучками пилястр и лопаток, сложная форма главы над церковью и общая живописность объемных сочетаний - явные следы стиля барокко. Путешествие по Брянску, http://www.puteshestvie32.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=10825

Проникновение бытовизма в храмовую роспись – печальный признак – Какие-то бытовые детали в росписи XVII века уже появляются. И по ним можно судить о жизни людей того времени. Но это проникновение бытовизма в храмовую роспись – печальный признак: начинается десакрализация церковного искусства. В древних иконах все внешние детали убирались, на них вообще внимания не обращалось, поскольку икона являет горний мир, мир преображенный. Но, начиная с XVI века, под влиянием западного искусства – обмирщенного, заземленного – и в православное искусство проникает бытовизм. В XVII веке эти тенденции усиливаются, в XVIII веке наблюдается отступление от канона, ну, а в XIX веке уже было принято писать, как на Западе. Восточнохристианское искусство отошло от канонов, стало зависимым от искусства западноевропейского. Такое искусство, может быть, прекрасно с точки зрения художественной, но... В икону врывается мир неочищенный, падший, мир, отступивший от Бога. И теперь много внимания уделяется орнаменту, архитектурным деталям, пейзажу, бытовым жанровым сценам... На костромское искусство XVII века сильное влияние оказала голландская культура. Так, например, в это время для разработки иконографических сюжетов часто брали иллюстрированные голландские издания Библии Пискатора. Именно они послужили основой построения композиций фресок Троицкого собора. Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря – В Троицком храме удивительны не только фрески, но и иконостас. – Да, иконостас собора вызывает восхищение. И с гордостью говорю: над ним трудились костромичи. Рама иконостаса – работа Петра Золотарёва и Макара Быкова, выполнена в 50-е годы XVIII века в стиле нарышкинского барокко. Василий Ильин Запокровский написал иконы трех верхних ярусов иконостаса в 50-е годы XVII века. Два нижних яруса икон написаны в 50-е годы XVIII века Василием Никитиным Вощиным. – Русское барокко – стиль, родившийся под влиянием западного искусства. Значит, не всегда это влияние было, скажем так, отрицательным? – Русское барокко – замечательное явление. В этом стиле созданы прекрасные произведения искусства и архитектурные сооружения. И все же... Да, западное искусство вызывает восхищение – но это чисто эстетическое удовольствие. Святые отцы учат: человек трехсоставен – дух, душа и тело составляют человеческое естество. Сфера деятельности души – интеллектуальное, эстетическое постижение мира. Восточнохристианское искусство – это сфера более высокая, сфера деятельности духа, а не души. А дух человеческий от Бога исходит. Наше искусство более глубоко, более высокого духа. И речь не идет об эстетическом выражении, об эстетическом восприятии этого искусства.

http://pravoslavie.ru/97177.html

7 Православные храмы в Европе создавались и для европейских принцесс, вышедших замуж за русских царей и великих князей и перешедших в связи с этим в православие: навещая своих родных в Европе, члены русской императорской семьи желали молиться в православных храмах. Это были домовые дворцовые храмы, не открытые для широкой публики. Так, в Штутгарте в разное время было пять русских православных церквей, первая из которых была создана в 1776 г. для матери великих княгинь Александры и Елены Павловны – императрицы Марии Федоровны, до замужества вюртембергской принцессы Софии-Доротеи. 8 В 1897 г. семейный храм Романовых был заложен в немецком Дармштадте, родном городе императрицы Александры Федоровны и ее сестры великой княгини Елизаветы Федоровны. Он был освящен во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в память другой уроженицы Дармштадта – супруги императора Александра II императрицы Марии Александровны. В XIX – начале XX в. в Европе начинают активно строиться отдельно стоящие каменные русские церкви. Выразительным свидетельством о самом духе православной веры становилась замечательная архитектура русских храмов, проекты которых создавались лучшими русскими зодчими, такими как А. В. Щусев, М.Т. Преображенский, Л. Н. Бенуа. Православные храмы Европы стали своего рода ответом России на проникновение в нее европейской духовной и художественной культуры со времен Петра Великого. Как бы в обмен на экспансию в русское искусство западноевропейских стилей (барокко, классицизм, рококо, ампир), происходившую весь XVIII и начало XIX в., Россия строила свои храмы в Европе в традиционных русских допетровских формах 9 – в стилях нарышкинского барокко конца XVII в., Московской Руси XVI в. и даже псковско-новгородской домонгольской архитектуры (например, паломнический комплекс в Бари архитектора А. В. Щусева). Так выстраивался «диалог» русской и западноевропейской культур, шло их взаимное обогащение. И Европа усваивала себе эти реплики русской культуры, они стали неотъемлемым достоянием ее городов, местными достопримечательностями, определяющими подчас «лицо города».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Церковь Воскресения Христова в Медведево (1755) Храм стоит при впадении речки Большая Нореньга в Сухону, на старинной дороге от Устюга к Тотьме. Первоначально погост с двумя деревянными церквями был в деревне Князь (Сидоровская) на левом берегу Сухоны, напротив устья реки Старая Тотьма, где в стародавние времена располагалось первое русское поселение в Тотемском районе. В середине XVIII века погост решили перенести в деревню Медведево. Каменные церкви Вокресения Господня и Благовещения Богородицы в Старототемской волости Тотемского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Воскресенскую церковь построили на средства богатого тотемского купца Ивана Левзинова. Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0 Исследователи считают, что именно медведевская церковь стала первым храмом с конструкционным решением, который позже воплотился в основе большинства тотемских и других церквей с картушами на стенах. Правда, у храма в Медведеве клейма на стенах еще очень простые, незатейливые. С настоящими тотемскими картушами они несравнимы. Тем не менее эти разрезные фронтоны в духе московского барокко XVII века перекликаются с украшениями церквей Великого Устюга XVIII века и могут считаться предшественниками так называемого тотемского барокко. Колокольня старототемской церкви была пристроена в конце XIX века в классическом стиле и ничего общего с барокко не имела. Ее снесли в советские годы, до войны. Сам закрытый храм местные жители потихоньку растаскивали на кирпич, но председатель колхоза приспособил пустующие здание под гараж и ремонтные мастерские. Это продлило жизнь руинам церкви. Увы, сегодня состояние стен памятника плачевное. Местные жители пытаются провести противоаварийные и консервационные работы на здании. На куполе и стенах второго этажа сохранились росписи, созданные умелым художником. Храм ждет своих спасителей и реставраторов. 3 Церковь Спаса Преображения (1780), слобода Коченьга, Тотемский район Фото Михаила Ильина/sobory.ru/CC BY-SA 3.0

http://sever.foma.ru/hramy-po-suhonskim-...

618 Янковска Л.А. Литературно-богословское наследие... С. 296; ОР ГИМ. Син. Д. 187. Оборот переплёта. 658 Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 273–274. 660 Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века//Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 336. 661 Живов В.М. К типологии барокко в русской литературе XVII − начала XVIII в.//Человек в культуре русского барокко. М., 2007. С. 25. 665 Зеньковский С.А. Идеологический мир братьев Денисовых//Он же. Русское старообрядчество. В двух томах. М., 2009. Т. 2. С. 604. 667 Гурьянова Н.С. Старообрядцы и «киевская учёность»//Человек в культуре русского барокко. С. 269–270. 668 Сложно говорить о смоленском шляхтиче Спиридоне Потемкине и, тем паче, об отучившемся в Сорбонне «немчине» старце Вавиле как о носителях аутентичной московской культуры, не затронутой «западным влиянием». Между тем, оба этих деятеля сыграли значительную роль в идейном развитии раннего старообрядчества. 673 См. Cary Ph. Outward Signs. The Powerlessness of External Things in Augustines Thought. Oxford. 2008. 681 Лескин Д., прот. Онтологический статус имени и слова в философской культуре Древней Руси//Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2006. 1 (4). С. 221. 683 См. Мещерина Е.Г. Духовно-нравственные проблемы и «внешнее любомудрие» в произведениях Андрея и Семена Денисовых: традиции Средневековья в контексте культуры XVIII века//Verbum. Вып. 6. Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени. Альманах. СПб., 2008. C. 196–211; Гурьянова Н.С. Старообрядцы и творческое наследие Киевской митрополии. Новосибирск, 2007. С. 255–256. 699 Аввакум. Из толкований псалмов//Житие протопа Аввакума им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960. C. 159. 702 В «Слове на Рождество Христово» митр. Димитрий, впрочем, отмечает, что Ангел, «по преданию учителей» говорил по-еврейски, ибо несомненно еврейский язык «был язык наичестнейший и святейший пред другими языками». Димитрий Ростовский , свт. Сочинения. Т. IV. С. 474.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010