Бабье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца была построена в 1823 голу капитаном Мельницким и подрядчиком Мельниковым, на средства, собранные прихожанами, вместо обветшалой деревянной постройки 1753 года. План церкви был утвержден еще 1810 г., а в следующем 1811г. начато строительство. В 1823г. каменная церковь была построена, а 1824 г. был освящен второй придел церкви в честь Параскевы Пятницы, расположенной в трапезной. Тогда же начата роспись храма, лишь в 1832 г. освящен главный придел церкви Св. Николая. Это кирпичное отштукатуренное на гранитном цоколе здание стоит на окраине села, на высоком берегу Тверцы. Здесь река Тигма отдает свои воды Тверце. Здание церкви выстроено в стиле перехода от барокко к классицизму, имеет традиционную трехчастную композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольней. Всего в церкви было прихожан: 1159 мужчин, 1221 женщин, это 419 дворов - деревень: Домославля, Цирибушева, Спирова (35 дворов), 195 мужчин и 1007 женщин деревень Колягино, Яковцево, Добрыново, Ладеньково. Юхово, Горбуново, Русское Козлово, Зыбуново, Локтево. В 1896 г. при храме была открыта церковно - приходская школа, в ней было 20 книг, 24 мальчика, 20 девочек. Занятия вел священник Иоан Афанасьевич Критский, награжденный скуфьей и камилавкою, оставивший в народе о себе добрую память, служил до закрытия.  www.spirovo.ru Село Бабье расположилось выше, чем Выдропужск по течению Тверцы. В древности здесь проходила старая гужевая дорога на Вышний Волочёк. Она шла по берегу реки Тверцы из Бабья в Николо-Столпенский монастырь, а оттуда в Вышний Волочёк. Село это - родина, пожалуй, одного из самых известных мирян-мучеников XX столетия - Михаила Александровича Новосёлова. Род Михаила Новосёлова весьма крепкими узами связан с Вышневолоцким уездом. Его прадед служил в храме села Заборовье неподалёку от Вышнего Волочка, ещё один родственник в 1920-х г.г. служил диаконом в с. Выдропужске. Само село Бабье, по преданию, было названо так после одного из вражеских нашествий, во время которого бродившие по Руси банды захватчиков разграбили и сожгли эту деревню. Как гласит легенда, они перебили всё население мужского пола, оставив лишь женщин. Так и получилось, что селение, где жили одни бабы, прозвали Бабье. Что это было за нашествие – Смутное ли время, а, может быть, ещё более раннее татаро-монгольское, теперь сказать трудно. Одно ясно, что село это древнее.

http://sobory.ru/article/?object=02064

Вахитовский район. Кремль. Церковь Сошествия Святого Духа при Губернаторском дворце. Дворцовая Духосошественская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Всякому, кто любуется панорамой нашего белокаменного кремля хоть со стороны Казанки, хоть со стороны вокзала, видны над его густой застройкой шесть куполов: пять над Благовещенским собором и один – над Духосошественской церковью. И это все из храмовой архитектуры кремля, что осталось после революции. Два храма: бывший кафедральный собор и бывшая дворцовая церковь. Традиция возведения дворцовых и домовых церквей повелась издревле. Их строили еще при княжеских теремах и боярских хоромах домонгольской Руси. В эпоху Руси Московской при царском дворце в Кремле находилось сразу несколько церквей. В Петербурге же вообще домовых церквей было гораздо больше, чем обычных приходских (около 60 приходских на весь город, тогда как вместе с церквями дворцов, учебных заведений и разных ведомств – 465). Казанский губернаторский дворец в кремле также должен был иметь свой храм. По проекту одного великого архитектора – К. Тона был возведен и Большой Кремлевский дворец в Москве и губернаторский в Казани (ныне – резиденция президента РТ). И как московский дворец XIX века, включил в свой комплекс множество построенных ранее палат и церквей, так и Казанский был соединен переходом с заново отреставрированной старинной церковью, которая в XVIII в. называлась Введенской. Точная дата постройки первоначального храма неизвестна. В 1565 г. на этом месте уже стояла церковь с приделом в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. В XVIII в. храм был перестроен и уже весь освящен как Введенский. Русское барокко, господствовавшее в ту эпоху, и русский «теремной стиль» более раннего XVII века удачно соединились в его облике. Пожар 1815 года превратил Введенскую церковь в обгорелые развалины. После этого целую треть века она стояла без ремонта. На одной из литографий Э. Турнерелли (1830-е гг.) мы видим ее: без купола, с потрескавшимися стенами, с пустыми глазницами окон, с кружащимися воронами. Но по этой литографии все же видно, насколько новопостроенная в 1849 – 1854 гг.

http://sobory.ru/article/?object=10280

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь неизменная 02.05.2013 519 Время на чтение 7 минут Принципиальных изменений в храмовой архитектуре не может быть по определению " - М.Кеслер. Михаил Мошкин, Мария Михантьева Заместитель заведующего кафедрой архитектуры Российского православного университета, председатель комиссии Союза архитекторов России по культовым зданиям Михаил Кеслер побеседовал с " Московскими новостями " о современном храмовом зодчестве. - Утверждение проекта храма чем-то отличается от того, как утверждается проект светского здания? - Практически то же самое. Если мы говорим о московском храме, то проектная документация проходит согласование в Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе и других уполномоченных инстанциях - в общем, происходит то же, что и в случае светского проекта. Единственное что - до всех обращений в государственные и городские структуры проект храма должен пройти специальную искусствоведческую комиссию при Московской епархии. Ее с 1998 года возглавляет протоиерей Владимир Силовьев, глава издательства Московской патриархии. Такие же епархиальные комиссии существуют, насколько я знаю, и в Московской области, в Санкт-Петербурге, и в некоторых других регионах. - Существует ли какой-то мейнстрим, какое-то основное направление в нынешнем храмовом зодчестве? - Если говорить о тенденциях современной храмовой архитектуры, то, безусловно, преобладает очень традиционный подход, с ориентацией на устоявшиеся образцы. - Всегда ли такого рода консерватизм был свойствен «массовому» храмовому строительству в России? - Это, в общем, всегда было характерно для практики храмоздательства во все времена. Образец, канон важен в преемственности развития любого церковного искусства, будь то иконопись или строительство и роспись храмов. Если же говорить о новациях, о каких-то эстетических тенденциях, то в Новое время русское храмовое строительство прошло все стилистические этапы - и барокко, и классицизм. Но никаких революционных скачков не было, эволюция от стиля к стилю шла очень плавно. И замечу, уже русско-византийский стиль XIX - начала XX веков подразумевал возвращение к традиционным решениям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Севск. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Вознесения Господня построена в 1765 г. в бывшей Казачьей слободе на месте древней деревянной церкви, сгоревшей при осаде города польско-литовскими интервентами в 1634 г. Упоминается в писцовых книгах 1646 и 1711 гг. Императрица Елизавета Петровна в 1744 г. ехала в Киев на богомолье и, остановившись в Севске, посетила этот храм. В знак царственного молитвенного посещения и монаршей милости на царских вратах велено было установить государственный герб - двуглавого орла, над крестом храма - царскую корону. Вознесенская церковь представляет собой тип традиционного " восьмерика на четверике " . Стиль архитектуры - русское барокко в весьма скромном проявлении. Вместо ожидаемой пышности декора непритязательные украшения в виде парных лопаток. Наличники окон и дверей, простые профили карнизов носит самобытный характер, придающий облику памятника задушевность и теплоту. Величественность интерьеру придается развитием пространства вверх. Арочные тромпы перехода от нижнего четверика к восьмерику изящным пластическим эффектом украшают интерьер подкупольного зала. Храм перестраивался в 1830 и 1883 годах. В 1926 г. церковь была закрыта. Во время оккупации Севска (октябрь 1941 - август 1943 гг.) храм использовался как тюрьма. Во время боев по освобождению города здание церкви сильно пострадало. После войны в нем хранили торф, который использовали для отопления соседней школы. К 1980-м гг. храм представлял собой развалины. В книге, посвященной архитектуре Севка, можно найти следующие строки: " Бывшая Вознесенская церковь, от которой остался только остов центральной части - четко выраженный восьмерик на четверике, увенчанный стройным барабаном с главкой. Сохранившийся наружный декор явственно говорит о том переходном времени, когда барочные формы уже соседствуют с классицистическими, например пилястры и полуколонны с килевидными наличниками проемов. От кровли нет и следа, купола обнажены, и на них даже выросли деревья. Ни окон, ни дверей нет, а памятник последние пятнадцать лет стоит без особых изменений и будет стоять еще долго, если его не разберут. К сожалению, такую картину можно наблюдать и на других церквях Севска. "

http://sobory.ru/article/?object=01624

Сумки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с. Сумки) На правом берегу Волги, напротив пос. Юрино, в селе Сумки стоит храм Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь была построена в 1824 году. По своим архитектурным формам этот храм относится к памятникам архитектуры XVIII века. Традиционный тип «восьмерик на четверике», одноглавый, лишенный сколько-нибудь значительного декора, храм, тем не менее, как бы сочетает в себе два стиля — уходящее барокко и новые классические черты. Барочные формы чувствуются в больших окнах и рисунке наличников основного куба храма, алтарной апсиды, завершении колокольни, формах барабанов основной главы и колокольни. Симметричность, строгость, декоративная сдержанность — это от классицизма. В прошлом приход храма был большим. Служили три штатных священника, два дьякона. В 1938-1939 годах храм был закрыт. Некоторое время он использовался под школу. В 1944 году приход вновь открыли, в храме начались богослужения. Казалось, церкви уже ничто не угрожает. Но настоящая беда для храма пришла в 80-90-е годы XX века. В связи с разливом Чебоксарского водохранилища вода подступила к стенам. Храм оказался в зоне затопления. Сейчас он расположен как бы на полуострове: с трех сторон берега омываются и разрушаются водами Волги. Необходимы срочные меры для спасения этого великолепного сооружения. с сайта Село в устье р. Сумка, на правом ее берегу, при впадении в р. Волга, на расстоянии 6 км от с. Емешево. Название села связано с названием реки Сумка. Другое название " село Рождественское " произошло от названия престола Сумской церкви во имя Рождества Богородицы. Это старинное русское селение было основано архиерейскими крестьянами, частично переселившимися сюда из с. Покровское и д. Копани в конце XVII в. По данным 1717 г. в Козьм. уезде в " с. Рождественском, Сумки тож " числилось 33 двора (172 муж. и 234 жен.), в 1795 г. - 95 дворов (292 муж. и 307 жен.), в 1859 г. - 132 двора (401 муж. и 529 жен.), 1897 г. проживало 1259 чел. (575 муж. и 684 жен.), в 1924 г. - 1262 чел., а в 1933 г. - 1631 чел. В административно-территориальном отношении село до 1779 г. находилось в составе Козьм. уезда. Казанской губернии. По губернской реформе передано в Емангашскую волость Васильского уезда Нижегородской губернии, где находилось до 1918 г. В 1924-1931 гг. числилось в Юринском кантоне, позднее в Юринском и Горномар. районах. С 1918 г. являлось центром одноименного с/с, с 1928 г. - в составе Емангашского с/с, а позднее - Емешевского с/с.

http://sobory.ru/article/?object=19845

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская культура: дух или стиль? 22.10.2005 450 Время на чтение 20 минут Русская культурная традиция - это поиск смысла жизни, который открывается нам в понимании добра и зла. Тот, кто старается это постигнуть - приходит к пониманию Бога. Пространство нашей культуры - это религиозное постижение отношений человека с Богом. Все наиболее глубокое и оригинальное - то, что мир знает, как русское, - сделано в работе русского духа и в формах искусства, прямо связанных с ним. Жизнь нации включает в себя множество аспектов, которые могут быть подвергнуты анализу. Но, вероятно, нет ничего интереснее, чем познание своей духовной неповторимости, особого пути, присущего только твоей национальности. Традиционно, последние два века русские причисляют Россию к европейским странам; мы вели и ведем многочисленные дискуссии на эту тему и в конце концов уговорили самих себя о своей европейской альма матер; для европейцев вопрос о европеизации русских так до сих пор и не существует. В силу идеологической установки наших предков в течение двух последних веков искусство в России неизбежно было вовлечено в культурологические течения Западной Европы. Это факт, и на него мы будем опираться. Проблема, поднятая в этой статье, лежит в сфере эстетики: что есть искусство России по сравнению с искусством Запада? В чем близость этих двух миров, в чем их связанность и в чем отличие? Через пространство эстетики мы рассмотрим на наш взгляд фундаментальные отличия русского и западного менталитета, которые определяют состояние культурного развития. Начнем не с теории, а с конкретных примеров. Рассмотрим известные объекты культуры, которые имеются в нашем распоряжении. Архитектура. Раннее барокко. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге. Известно, что внутреннее убранство этого дворца было детально скопировано с обстановки голландских жилых помещений. Какое впечатление производит на нас, как на наблюдателей, этот интерьер? Мы видим хорошо выполненную голландскую мебель, красивые изразцовые печи, стены, выложенные изразцами ручной работы, и чем дольше мы всматриваемся в этот интерьер, тем сильнее видится в нем отсутствие органичности, стиля. Это не Голландия и не русский царский дворец, что же это такое?

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/22/...

Скачать epub pdf Люди, приехавшие из России в Америку, часто бывают удивлены при посещении богослужений в приходах православной церкви – наследнице русской миссии, основанной в 1794 г. на Аляске и распространившейся далее вдоль побережья Тихого океана к югу до Сан-Франциско и в восточном направлении через весь континент до Нью-Йорка. Посетители удивляются внутреннему убранству наших церквей: церковным скамьям со спинками, цветным витражам, иконостасам, выполненным в различных стилях – от массивного русского барокко до почти символической перегородки, которая ничего не скрывает от глаз посетителей. К их изумлению они обычно слышат евхаристический канон, произносимый вслух, видят почти всю паству, причащающуюся каждую неделю. Их ошеломляет относительная краткость Божественной литургии, которая, как правило, длится от одного до полутора часов. Они слышат псалмы антифонов в целом и не понимают, почему некоторые ектении опускаются, чаще всего ектения об оглашаемых. Эти отличия могут быть частично объяснены различиями в культуре. Православная литургия всегда зависит от местных условий, от исторических обстоятельств. Человек славянского происхождения, посещающий службу в греческой или арабской общине, может задаться вопросом, принадлежит ли он к той же самой вере. В этом и заключается сущность нашей литургической традиции, где опыт веры так глубого усвоен и так полно воплощен в культуре. Каждая культура имеет собственную историю, собственный опыт. Культуры, относящиеся к одной и той же вере, несмотря на их внешние отличия, предполагают совершение по существу одной и той же литургии. Что касается православия в Америке, то различия в богослужении не могут быть объяснены только различием в культуре. Посещающий американский приход становится свидетелем не просто американизированной службы, хотя она и проводится на американском английском языке в здании, скамьи в котором иногда действительно взяты из протестантских церквей. Фактически большинство изменений в церковной службе имеют русское происхождение. Изменения эти – выражение связей и преемственности, которая существует между нашими церквами. И это совсем не означает разрыва с нашим прошлым или капитуляции перед «иностранным» влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вадинск. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя Богоявления Господня, с приделом с правой стороны трапезной во имя Казанской иконы Божией Матери (раньше был еще придел в трапезной во имя св. вмч. Харлампия). Построена в 1764 (1733) году на средства керенского купца А.Т. Милякова. Во 2-й половине XIX века церковь была расширена пристройкой к трапезной притвора и колокольни. Проект на распространение трапезной и постройку новой колокольни вместо ветхой прежней, перестраивавшейся за 40 лет до этого, был составлен инженером Пруссаком и утвержден 16 ноября 1881 года. Однако при производстве работ оказалось, что на проекте церковь показана меньших размеров, чем она есть на самом деле, из-за чего равномерное размещение окон в трапезной не получилось. Поэтому пришлось проект перечертить, тем более, что было решено оставить прежним и украшение фасадов, а также в новой части трапезной вместо трех малых сводов сделать один крестовой. Переделанный проект был заново утвержден в строительном отделении 18 мая 1883 года. 16 декабря 1891 года был утвержден еще один проект - " надстройки над церковью вместо существующей верхней части, для улучшения вида " . Однако, из-за дороговизны каменной надстройки, решено было сделать надстройку деревянной, на что епархиальным архитектором А.Е. Эренбергом был подготовлен соответствующий проект, утвержденный 15 марта 1894 года. Церковь была обнесена чугунной оградой. Храм сооружен в формах барокко, что проявляется в высоком четырехгранном куполе над двухсветным четвериком и типично барочных наличников окон. Украшения на скатах крыши четверика в виде кокошников являются реминисценцией " русского " стиля. Здание в плане имеет вид прямоугольника с полукруглой алтарной частью и включает в себя равный по ширине четверик храма, обширную трапезную и трехъярусную колокольню с двумя притворами по бокам, над которыми устроены такие же помещения. В результате чего два яруса колокольни воспринимаются как одно мощное основание для небольшого третьего яруса звона, прорезанного по сторонам света круглыми окнами. Причем закомары второго яруса колокольни, имеющие " русское " килевидное завершение, вступающих в противоречие с барочными формами колокольни, что свидетельствует не о точном повторении ее прежнего облика, а о привнесении в него новых элементов, выдающих более поздний период строительства этой части церкви, совпадающий со временем господства эклектики.

http://sobory.ru/article/?object=02582

Калуга. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Первое известие об этом храме содержится в описи 1685 года, где он описывается как деревянный. Каменная церковь была возведена в 1735 году, она полностью сгорела в 1754 году. Только храмовый образ Иоанна Крестителя был " вынесен на огороды и уцелел. А пономарь сей церкви Трифон, вбежавший в нее для взятия Евангелия, от усилившего пламени сгорел " . Храм был расписан живописью. Иконостас был переписан на новом полотне по рисункам церковных художников - Васнецова, Нестерова, Маковского. Пол выстлан метлахскими плитками. Стены, оконные откосы, борта были покрыты искусственным мрамором. Извне храм величественный, обильно орнаментированный. В основании храма лежит четырехугольник. В верхней части храма по углам стоят 4 маленькие главки. Единственная глава усеяна звездами на серебряном фоне. Колокольня внешне похожа на Георгиевскую на Воробьевке. В храме также хранилась икона Иоанна Предтечи: святой изображен с крыльями и в руках у него чаша, а в ней - глава. Эта икона особо чтится сельскими жителями, которые молятся о помощи в головных болезнях. При закрытии храма в 1930-х годах в нем был устроен склад горторга, позже здание было передано городскому колледжу культуры, который оборудовал второй этаж под классы и библиотеку. В 1956 году храм претерпел сильные изменения: был разобран алтарь, выходивший на улицу Московскую. С 1997 года храм вернули Епархии. Информация с сайта: Церкви Калуги Пара домов – и вот на ту же улицу выглядывает, как ярчайшая расписная игрушка, церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Новой слободе. Она такая же пасхально-красная, как собор Георгия за Верхом, но другой формы: восьмерик на четверике. Это уже не раннее русское, а «европейское» барокко. Церковь-башня, полая внутри, имеет высоту до сводов около 25 м. Башня эта кажется изысканной керамической вазой. И цвет её – керамический, и узор. Сложный геометрический орнамент на плоскостях стен группируется вокруг пяти ярусов окон (самые верхние – на восьмигранном барабане). Контраст белых линий, красных стен и ярко-синего барочного купола со звёздочками – всё это создаёт необыкновенно праздничное настроение. Колокольня имеет почти равную с храмом высоту, и очень удачно гармонирует с ним.

http://sobory.ru/article/?object=01752

Палдиски. Церковь Георгия Победоносца. Paldiski püha Georgi kogudus Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Важной исторической и архитектурной достопримечательностью эстонского города Палдиски является храм Святого Георгия. Расположен он неподалёку от порта на улице Пакри, 2. Храм находится под юрисдикцией Эстонской Апостольской Православной Церкви, подчиняющейся Константинопольскому патриархату. Принято считать, что церковь Святого Георгия в Палдиски была основана в 1721 году. Изначально это был палаточный приход, паству которого составляли солдаты и рабочие, присланные в портовый город великим императором Петром I для постройки крепости. Строительство деревянной церкви на этом месте началось в 1724 году, а спустя четыре года, в 1728 году – храм был освящён и назван именем Святого Великомученика Георгия Великого. Новое здание, построенное из камня, появилось гораздо позже. Его строительство пришлось на 1784 – 1787 годы. Автором первоначального проекта был архитектор Иоганн Мор. Освящение храма состоялось в последний год его строительства. В XIX столетии здание церкви подверглось реконструкции. Выдержано оно в стиле классицизма с элементами барокко и больше напоминает католическую церковь. Автором последнего проекта храма был архитектор Эдельсон. Храм благополучно существовал до 1939 года, после чего был закрыт, а его имущество было передано в другие церкви Эстонии. Сегодня двери церкви большую часть времени закрыты, богослужения здесь не проходят. Оценить её убранство можно лишь заглянув в окошко. Источник: Палдиски (русское название Балтийский Порт) был основан императором Петром I в первую очередь как военный порт для кораблей Балтийского флота в 20-х годах XVIII века. С возникновением поселения была устроена полотняная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца, где богослужения совершались флотскими священниками. В 1728 году в порту была сооружена деревянная церковь, но храм был сооружен без печей и в нем было трудно совершать богослужения в холодный период. В 1784 – 1787 годах по проекту архитектора Иоганна Моора была сооружена новая каменная Георгиевская церковь. В конце XIX века ее перестроили по проекту архитектора Эдельсона. В 1939 году храм был закрыт и его имущество было передано в различные церкви Эстонии.

http://sobory.ru/article/?object=34204

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010