Роспись юж. рукава утрачена полностью, под большим окном сохранилась только подпись: «Св. Константин». В сев. рукаве были представлены частично сохранившиеся композиции «Благовещение Пресв. Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Преображение Господне», «Распятие», «Снятие с Креста», на откосах северного рукава - изображения вмц. Варвары и вмц. Марины. На сев. и юж. стенах зап. рукава храма был размещен ктиторский ряд (не сохр.). В углах пилястр зап. стены читались исполненные красной краской надписи на асомтаврули - имена изображенных представителей таойской ветви груз. царской династии Багратиони - Адарнасе III Куропалат (881/889-923), его отец царь Тао Баграт I Магистр (937-945) и его сын эристав эриставов Баграт, строитель Ошки; на южной стене - фрагменты изображения царских одежд визант. образца. Такаишвили допускает, что здесь также находились портреты таойских Багратиони, поскольку в Ошки сохранились аналогичные барельефные изображения эристава эриставов Баграта и его брата царя Тао Давида III Куропалата (2-я пол. X в.- 1001) в имп. визант. одежде. Здесь же были представлены образы св. воинов вмч. Георгия и вмч. Феодора Стратилата. На зап. стене находились фрески, посвященные библейским сюжетам. Сохранились фрагменты надписи: «...и перед Авраамом», частично - декоративный орнамент стен и окон, состоящий из листвы и цветов. В нижнем регистре сев. рукава видны фрагменты росписи XII в. Здесь были представлены поясные фигуры 7 святых, написанных черной краской, читаются подписи к 4: свт. Николай, архиеп. Мирликийский; ап. Иаков, брат Господень; ап. Андрей Первозванный; ап. Лука. Эпиграфика Кафоликон И. имеет богатые эпиграфические памятники. На внешних стенах храма содержатся 3 лапидарные надписи XI в. Две из них - строительные времени правления архиеп. Антония (I), касающиеся проводимых реставраций. На архитраве юж. входа помещена обширная надпись, выполненная асомтаврули, борозды букв заполнены синей краской (частично сохр.). Строки расположены полукругом, заключительные буквы последнего слова текста - вертикально и продольно, образуя крест.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

3. Св. Иоанна Предтечи первозданный; поле сего храма весь покрыть мрамором, столпы имеете также мраморные, из зеленого камня, изяществом отделки превосходящие столпы второго выше представленного храма. Всех других малых параклисов иди храмов при монастыре Иверском считается 16. 1. Во имя Святителя Николая. 2. Собор Св. Архангела. 3. Введения во храм Пресвятыя Богородицы. 4. Св. Евстафия. 5. Св. Первомученника Стефана. 6. Константина и Елены. 7. Преображения Господня. 8. Св. Иоанна Богослова. 9. Всех Святых. 10. Св. бессеребренников Дамиана и Пантелеймона. 11. Св. Великомученика Георгия. 12. Воздвижения честного и животворящего креста. 13. Св. чудотворца Спиридона. 14. Дионисия Ареопагитск ого. 15. Св. мученика Неофита. 16.Св. Модеста. В ризнице сего монастыря доныне показываются путешественникам военные доспехи князя Торникия, распространителя Иверского монастыря. Об них Барский написал следующее: “его же (Торникия) обретаются хранима в ризнице монастырской воявственная оная удивительная оружия достохвальная и достозрачная,, Путеш. его изд. 3 стр. 580. Монастырь имеете и значительную библиотеку, множество Св. мощей, грамоты от царей Российских, Грузинских и императоров Греческих, называемый Хрисовулами. Между ими замечательны две от Иоанна Кантакузена, писаные на пергаменте в 1344 году, от Сербского царя Стефана в 1306, Иоанна Палеолога Императора Греческого, данная в 1357, от Михаила Дук (1073) Ангела Комнина, Палеолога в 1200 году, от Андроника в 1184. Из них грамота пожалованная царем Грузинским заслужила особенное внимание путешественника. Хрисовуль же” пишет он, “паче всех изряднейший, со многими печатями и “с златыми главнейшими грамоты на многих совокупленных “хартиях лепо писатъ, его же чести никто не может, кроме Грузинцев, понеже весь их буквами написан бяше,, (стр. 593.) 58 Кутаиский храм, разрушенный Турками в 1691 г. И ныне представляющий одни развалины построен царем Багратом и супругою царя Баграта IV, царицею Еленою дочерью Греч. Императора. Романа Аргира в начале XI века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарший собор Светицховели (версия для печати)/Православие.Ru Патриарший собор Светицховели Православие.Ru , 4 сентября 2001 г. / Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV в. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии – Алаверди и в Кутаиси – Храм Баграта. Сцетицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV–XVII вв. Священное Предание Грузинской Православной Церкви свидетельствует, что раввин Элиоз (I в.) выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки эту Святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии вырос большой кедр, который стал священным для жителей Мцхета, ему поклонялись как неведомому божеству. Элементы декора фасада Когда равноапостольная Нина в IV в. принесла Благую Весть в Мцхета, дерево срубили, чтобы построить на этом месте деревянную церковь. Однако главный ствол не смогли сдвинуть с места. Через некоторое время жители Мцхета видели, как этот столп, весь блистающий светом, то поднимался вверх над своим бывшим основанием, то опускался, причем из пня истекало благовонное миро. От светоносного столпа, названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели), было явлено множество чудесных исцелений. На этом месте была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI в. была перестроена в этот величественный собор. Таким образом, главный собор Грузинской Церкви стоит на месте захоронения Хитона Господня, который до сих пор находится в этом святом месте. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября. Животворящий Столп находится почти в центре Храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками, по всей вероятности, не ранее XVII в. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного Мира, истекавшего из Столпа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Царь Баграт, видя себя не в силах бороться со страшным завоевателем в открытом поле, заперся в тифлисской крепости. Кровопролитна была полугодовая осада; но сила одолела мужество: царь очутился пленником перед Тамерланом. Оставив в Тифлисе гарнизон, жестокий завоеватель отправился в Карабах, ведя за собой пленных и караваны добычи. Из Карабаха он снова отправил войско в Карталинию с приказанием истребить всё, особенно же св. храмы. В это же время опустошён и разрушен ими Мцхетский собор, причём разорение, произведённое Тамерланом, летопись сравнивает с опустошением Иерусалима Навуходоносором. «Последний, взяв драгоценности и св. сосуды, не посмел коснуться самого храма. Тамерлан же, не ограничившись тем, что расхитил драгоценные украшения, св. сосуды и сокровища собора, дерзнул наложить святотатственную руку свою и на самый храм, подвергнув его разорению и разграблению, опустошил пристройки собора, разрушил ограду вокруг него, палаты царские и проч.» Такому же разорению подверглись от Тамерлана также монастыри – Квабахтевский и Руисский в Карталинии 82 . Пока татары в точности исполняли приказание своего повелителя, Тамерлан с огнём и мечом прошёл весь Дагестан и поселил у подножья Кавказа магометанские племена, чтобы их влиянием удержать в зависимости обширный край. С тех пор стало угасать там христианство, насаждённое с таким успехом Давидом III и Тамарой. Чтобы освободиться от плена, Баграт притворно принял магометанство и даже предложил Тамерлану присоединить к исламу всех своих подданных, для чего и просил у него войска. Тамерлан осыпал царя дарами и отпустил с ним 12-тысячный отряд. Но по тайному уговору Баграта с сыном этот отряд поголовно истреблён на берегах Берджуджи. Тогда раздражённый Тамерлан сам двинулся на Грузию. В окрестностях Тифлиса произошла кровавая сеча, в которой погибла пятая часть татарского войска, но грузины всё же не могли продолжать открытой борьбы и скрылись в горы. Баграт вскоре умер, но сын и наследник его, Георгий VII (1395–1414), энергично продолжал борьбу. Ещё несколько раз Тамерлан вторгался в Грузию, но ни разу не встретил покорности – грузины уходили в горы, вели партизанскую войну и при каждом отступлении неприятеля отнимали у него обозы и награбленные сокровища. Наконец, при посредстве одного из любимцев Тимура, Георгию удалось примириться с завоевателем ценой незначительной дани. Разорение страны после нашествия Тамерлана было громадно, и многие церкви с тех пор так и не восстали из развалин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» ((?)... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией ((?)... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) ( //... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г. В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская , Бедийская и Моквская епархии. Собор Никорцминда. 1014 г. Зап. фасад В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV , объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети , что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (...

http://pravenc.ru/text/62536.html

Христос Вседержитель. Икона в чеканном окладе. Кон. XII — нач. XIII в. Лицевая и оборотная стороны (Кут. 3858)) Иконы и кресты, среди к-рых были произведения искусства, частично описаны в научной лит-ре XIX-XX вв. Большая часть утрачена. В алтаре храма хранился сребропозлащенный чеканный выносной крест XI в. вставленный в более поздний сион с фигурами и укрепленный на шесте с гладкими шарами (высота до сиона 29 см, ширина 20 см). К кресту были прикреплены чеканенные отдельно малый крест с распятием (в центре) и медальоны (на рукавах) с погрудными изображениями Пресв. Богородицы, арх. Михаила, ап. Иоанна Богослова и вмч. Феодора. Крест, украшенный 14 камнями (гранатами, сердоликами, изумрудом и бирюзой), был поломан ниже ступней Христа, подвергался неоднократной реставрации. Оборотная сторона креста орнаментирована. Сохранилась надпись в медальонах: «Христе, возвеличь царя абхазского и новелиссима Баграта. Христе, помилуй Софрония Ерушнели, сына Квели. Иисусе Христе, упокой душу Мхецидзе (или Мхци.- Авт.)». Упомянутый Баграт - царь Грузии Баграт IV (1027-1072), титул новелиссима он носил в 1048/50 - 1060 гг., что позволяет датировать крест этим временем. Софроний Ерушнели по др. источникам неизвестен. Мхецидзе - знатный род из Зап. Грузии; считается, что великомученики Давид и Константин происходили из этого рода. Крест вставлен в поздний ковчег с фигурами Спасителя, Пресв. Богородицы, великомучеников Давида и Константина. С 1923 г. крест хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Кут. 3271) ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 46; Кондаков. 1890. С. 56-57; Чубинашвили. 1959. С. 176-177; Сакварелидзе. 1980. С. 23-25). Также в XIX в. был известен серебряный складной крест от кадила с шарнирами внизу; орнамент (кресты на фоне аканта) выполнен чернью. В центре - чеканные изображения великомучеников Георгия и Феодора Тирона. Нек-рые исследователи считали, что крест визант. происхождения, и датировали его создание X-XII вв. ( Кондаков. 1890. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072). И. О. занял Патриарший престол после смерти католикоса-патриарха всей Грузии Мелхиседека I (ок. 1010-1033), воспитанником к-рого, согласно груз. хронике «Матиане Картлисай» (Летопись Картли), он был (КЦ. 1955. Т. 1. С. 296). Сохранилась подпись И. О. под «Мцхетским писанием» 1031/33 г., составленным католикосом-патриархом Мелхиседеком I мцхетскому кафедральному собору Светицховели ( Бердзенишвили Н. 1929/1930. С. 251-254; Мусхелишвили. 1942. С. 133-137; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 30-31), где И. О. называет католикоса-патриарха Мелхиседека I своим отцом. И. О. был ктитором церкви в с. Пока (ныне Ниноцминдский р-н), его имя упомянуто в 2 надписях в храме. В 1-й он назван «Иоанном Окропири, католикосом Картли», во 2-й - «католикосом Картли Окропири» ( Цискаришвили. 1959. С. 32-33; Бердзенишвили Н. 1964. С. 94; Бердзенишвили Д. 2000. С. 14). В колофоне Гефсиманского Четвероевангелия (НЦРГ. Н 1741, 1048 г. Л. 296 об.- 297) сохранились сведения о том, что уроженец Мцхеты свящ. Степане, служивший ранее в мон-ре Палавра на Чёрной Горе (Сирия), был определен духовником «католикосу Окропири» в ц. Снятия с Креста на Голгофе (Описание груз. рукописей. 1950. С. 173-174), на основании чего можно сделать вывод о паломничестве И. О. в Иерусалим. Ист.: Бердзенишвили Н. Мцхетский док-т XI в.//Бюл. Музея Грузии. Тифлис, 1929/1930. Вып. 6. С. 229-296 (на груз. яз.); Мусхелишвили Л. Древнейшие надписи Мцхетского храма Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелхиседека//Картули хеловнеба (Груз. искусство). Тбилиси, 1942. Вып. 1. С. 133-142 (на груз. яз., рез. на франц. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1950. Т. 4. С. 173-174 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. С. 30-31 (на груз. яз.). Лит.: Цискаришвили В. Г. Эпиграфика Джавахети как ист. источник. Тбилиси, 1959. С. 32-33 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Дневник Джавахетской экспедиции 1933 г.: Отчетный доклад// Он же. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1964. Т. 1: Историческая география. С. 45-173 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Джавахети: Ист.-архит. путев. Тбилиси, 2000. С. 14 (на груз. яз.); Абашидзе З. Иоане V (Окропири)//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 45 (на груз. яз.). В. И. Силогава Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469656.html

Образцы чеканного искусства (1838 ед. хр., среди них - 300 икон и крестов), ритуальная посуда и др. изделия хранились в церквах и мон-рях Грузии. Основную часть коллекции груз. ювелирных изделий (X-XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы груз. искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см; Кут. 3089, X в.); сребропозлащенные икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см; Кут. 3155, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см; Кут. 3400, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см; Кут. 3170), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см; Кут. 3085, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божией Матери из храма Баграта (135×92,5 см; Кут. 3149, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная рус. послами А. И. Иевлевым и Н. М. Толочановым; серебряная панагия с изображением Божией Матери (5,5×5,3 см; Кут. 3361, XIV-XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см; Кут. 3248, XVI в.); золотая икона Божией Матери из мон-ря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (Кут. 3866, XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см; Кут. 3272, XVI в.); серебряная икона свт. Николая из церкви в с. Квемо-Бари (34,5×22,5 см; Кут. 3180, XVI в.); сребропозлащенные киот из церкви в с. Кулаши (17,5×22 см; Кут. 3080, XVI в.), икона арх. Гавриила из церкви в с. Сори (23,3×31,5 см; Кут. 3208, XVI в.), крест с флага из церкви в с. Челиши (44,4×23,4 см; Кут. 3289, XVI в.), икона Божией Матери из Пицунды (29,4×4,5 см; Кут. 3081, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в с. Хончиори (Кут. 3098, XI в.); сребропозлащенная икона Божией Матери из мон-ря Джручи (57×40 см; Кут. 3195, 1775 г.); серебряная икона вмч. Георгия из церкви в с. Орхви (Кут. 3202, X-XI вв.) и др. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати. XI в. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

В Иерусалиме паломники посетили греческие монастыри Святого Креста и праведного Симеона Богоприимца. Первая обитель была основана на месте, где, по преданию, произросло трехсоставное дерево Креста Господня. Монастырь называют обителью грузинской славы. В нем жил грузинский поэт Шота Руставели, улица рядом названа в его честь. Есть множество легенд об основании обители Святого Креста. Первоначально ее строили греки. В XI веке он был опустошен и восстановлен на средства грузинского царя Баграта IV по благословению преподобного Евфимия Святогорца стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора. Под управлением иберийцев обитель оказалась в долгах и в XVIII веке перешла под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. В монастыре подвизалось много монахов, хотя им постоянно угрожали мусульмане. Иерусалимский Патриарх Кирилл II создал при обители богословскую школу для подготовки духовенства. Она просуществовала до начала XX века. После монастырь пришел в упадок. Многие десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля. В середине XX века Иерусалимская Патриархия восстановила здания обители, провела частичную консервацию настенных росписей. Фрески, сохранившиеся до наших дней, относят к концу XII - началу XIII веков. В главном храме паломники пропели тропарь и величание Святому Кресту, приложились к месту, где произрастало дерево Креста Господня. Последним местом посещения стал монастырь праведного Симеона Богоприимца, расположенный в районе Катамон, что означает " рядом с монастырем " . Обитель основана в конце XIX века греческим монахом Авраамием. Он знал, что, по преданию, в евангельские времена здесь располагался дом старца Симеона, а рядом должен находиться семейный склеп, в котором был погребен Богоприимец. Отец Авраамий начал раскопки и обнаружил в скале погребальные пещеры с вытесанными из камня могилами и человеческими останками в них. Позднее ученые нашли наскальную надпись, которая подтвердила, что захоронение принадлежит священническому роду праведного Симеона. Мощи Богоприимца находятся в Хорватии. В монастыре хранится лишь частица его останков. Она находится в алтаре храма, который возведен над могилой праведника.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В 4-й нотиции (до 869) фиксируются подчиненные К-польскому Патриархату кафедры Зап. Грузии: митрополия Фасиса (Поти) 27) с 4 епископскими центрами в Лазике; автокефальная архиепископская кафедра Севастополя 34 - Цхумская), Абазгии; автокефальная архиепископская кафедра Никопсии 26 - Джикетская, северо-запад Абхазии). Данные 4-й нотиции, касающиеся митрополий и архиепископских кафедр, подтверждает 5-я. Т. о., в VI-IX вв. церковная юрисдикция К-польского Патриархата распространялась на всю территорию Зап. Грузии. Однако существует мнение, что в определенные периоды вост. и горные районы Зап. Грузии (Аргвети, Рача-Лечхуми и др.) подчинялись Картлийскому (Мцхетскому) престолу. Восточногрузинская Церковь на протяжении VI-IX вв. старалась распространить свое влияние на Зап. Грузию и активно вела церковное строительство: так, в Чкондиди в VII в. была выстроена церковь типа мцхетского храма Джвари, освященная во имя св. мучеников. Католикос Картли Кирион I упоминается как архиепископ картлийской паствы Гуджарети и Эгриси ( Иоанн Драсханакертци . 1937. С. 9); в 1-й пол. IX в. церковно-политическим деятелем Картлийской Церкви прп. Григорием Хандзтийским в Убе (Убиси) был основан мон-рь. Лит.: Le Quien. OC. T. 1. P. 509-520, 1325-1352; Darrouz è s J. Listes Épiscopales du Concile de Nicée (787)//REB. 1975. Vol. 33. P. 5-68; Кудава Б. Западногруз. церк. кафедры в подчинении К-польского Патриархата (VI-IX вв.)//Клио. Тбилиси, 2002. Вып. 15. С. 180-197. Б. Кудава Картлийская Церковь в VIII в. В 30-х гг. VIII в. в Грузию вторглись войска Мервана ибн Мухаммада (Мурвана Глухого), после чего в Вост. Грузии надолго утвердилась власть мусульман. Тбилиси стал резиденцией наместника халифа в Грузии, эмира Картли, к-рому подчинялись эмиры др. крупных городов (Рустави, Дманиси, Хунани). Народно-освободительные силы объединились в защите христианства, исламу было противопоставлено Православие. К 740 г. относится мученичество братьев Давида и Константина Аргветских , возглавивших освободительное движение против Мурвана Глухого. Отказавшись в плену принять ислам, они были подвергнуты пыткам и утоплены. Ночью христиане тайно похоронили тела мучеников в разрушенной церкви возле р. Цкалцители. По велению царя Баграта IV в XI в. здесь был основан мон-рь Моцамета (груз., букв.- мучеников), где были упокоены мощи великомучеников.

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010