б) На стр. 124 и 125 (Там же, ч. 1) своего «Путешествия» патриарх Макарий повествует; аа) «спустя немного времени после кончины царя Александра (имеретинского 1639–1661), жена его (Дареджан) потребовала от своего пасынка Панкратия, чтобы он разошёлся со своей невестой – ее племянницей и женился на ней(?). Однако Панкратий отказался сделать это, сказав: как можно мне жениться не жене моего отца? Это страшно рассердило Дареджан и она в одну прекрасную ночь пригласила во дворец несколько служителей, которые в присутствии католикоса и ее самой, и не без совета первого, набросились на Панкратия и ослепили его, вырвав ему глаза». На самом-же деле, причина разрыва между Багратом (Панкратием) и его мачехой Дареджан была совершенно другая, как это и усматривается из действительной истории, гласящей следующее: «Баграт, сын царя Александра, вступил на престол и был помазан на царство в Кутаисе. Царица Нестан–Дареджан, мачеха Баграта, выдала за своего пасынка, ставшего таким образом ее зятем Кетеван, дочь своего брата Давида (сына кахетинского царя Теймураза) и торжественно обвенчала ее с ним. Спустя шесть месяцев, вследствие ложных инсинуаций, Дарежан схватила своего пасынка–царя Баграта и выколола ему глаза, отняв у него предварительно его жену Кетеван» (См. там же примечание переводчика П. Жузе. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 230); bb) на стр. 90 (Там же, ч 2) патриарх Макарий пишет: «знай, что из всех святых грузины особенно почитают св. Николая, которому посвящено в Грузии бесчисленное количество церквей, из которых три совершают чудеса в его праздники. Все эти три церкви находятся в Мингрелии. Первая из них находится на востоке от Черного моря и называется Илодской (Илорской). Храмовой праздник этой церкви весьма торжественно совершается в октябре, приблизительно около того времени, когда празднуется возобновление храма св. Георгия»... В отрицание приведенного скажем: кому не известно, что в Грузии из святых больше всех почитается св. Победоносец и Великомученик Георгий, в честь которого посвящено действительно великое множество церквей, тогда как во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

X в., когда Кутаиси стал столицей объединенных царем Багратом III груз. гос-в. В этот же период был образован Абхазский Католикосат, последовал процесс перемещения древних церковных центров. Царь Баграт III перенес кафедру из Зиганеви в Бедиа, из Родополя - в Кутаиси. Подразумевалось полное правовое наследование: новой епархии передавались территория, приходы, паства, земли, пожертвованные церквам и мон-рям, и др. имущество (святыни, церковная утварь, ценности). Значение К. е. усиливало и то, что Кутаиси на протяжении длительного времени (до 1122) был столицей объединенной Грузии и не потерял своего политического, экономического и культурного значения и после переноса столицы в Тбилиси, став столицей Зап. Грузии, позднее - царства Имерети. При возведении груз. монарха на царство венец на чело царя возлагал кутатели (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). В 1003 г. был возведен храм Баграта, освящение к-рого царь Баграт III отметил «великим и беспримерным уложением»: были приглашены «все ближние цари и католикосы», архиереи, настоятели всех мон-рей и все вельможи «из Верхних и Нижних земель» Грузии и из соседних гос-в (Летопись Картли. 1982. С. 61). С расцветом и подъемом царства развивалась и К. е.: строились новые церкви, мон-ри, возводились архитектурные комплексы, напр. построенный царем св. Давидом IV Строителем (1089-1125) в окрестностях Кутаиси и ставший царской усыпальницей комплекс Гелати , в к-ром действовала Гелатская академия (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Первым Кутаисским архиепископом был Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.). В датируемой нач. XI в. надписи на известняковой плите в церкви в с. Годогани (к востоку от Кутаиси) указано, что он принимал участие в строительстве и перекрытии храма Баграта и др. церквей. Вторым кутатели считается архиеп. Самуил (Чорчанели), упоминаемый в Книге агап (поминальных записей) груз. Иверского монастыря на Афоне ( Метревели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Отсюда берет свое начало целый ряд этих изображений, окончательно окрепших в своих формах и определившихся в своем смысле (изображений Богородицы), именно: на одном мраморном барельефе VI b., указанном проф. Буслаевым, в мозаиках св. Софии в Константинополе, в капелле Венанция при ваптистерии Иоанна Латеранского в Риме (VII b.), в церкви Богоматери в Равенне, в числе фресков, открытых в последнее время в киевском Кирилловом монастыре (XII b.) и в наших мозаиках – киево-софийской и гелатской. Насколько важна, таким образом, гелатская мозаика по своей глубокой древности, отличной сохранности и по своему значению для характеристики византийско-русского иконописного предания, настолько же она высока и по своему стилю, совершенно сходному со стилем киевских мозаик. Не видно здесь ни особенной манерности, ни излишней наклонности к аскетическим формам представления, ни педантического увлечения мелочами в ущерб целому, характеризующих позднейшую эпоху упадка византийской живописи; наоборот, заметно желаемое соединение изящных форм с глубиною богословского понимания сюжета, что и заставляет относить наш памятник к средней эпохе византийской иконографической школы. Весьма важны также с точки зрения иконографической гелатские фрески, которыми покрыты все стены главного гелатского храма. Правда, они не столь древни, как мозаика, и судя по тому, что здесь, между прочим, встречаются изображения абхазского католикоса Евдемона, жившего в XVI b., также Баграта III-ro и его супруги Елены, Георгия, молодого царевича, носящего имя Баграта, и царицы Русудани, – необходимо признать их произведением не ранее XVI – XVII b. Таким образом, важность этих фресков заключается не столько в их сравнительно неглубокой древности, сколько в том, что они, во-первых, удерживают главнейшие черты византийского иконописного предания, во-вторых, заключают в себе черты, несомненно характеризующие долю самобытности в грузинской иконографии. Для того чтобы убедиться в первом, достаточно рассмотреть одно-два изображения и указать несколько сторонних фактов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

13 и 15 июля 1651 г. митрополит представлял гостям мон-рь Гелати и его святыни, а также столицу Зап. Грузии Кутаиси и Баграта храм , сопровождая экскурсию подробными рассказами и преданиями, позже записанными Иевлевым и Толочановым. Так, о заинтересовавших гостей железных воротах Гелати З. рассказал, что они были привезены из Дербента «в те поры как ходил воевать в кизылбаскую землю Меретийской царь Давид» ( Иевлев. 1969. С. 52) - вероятно, речь идет о железных вратах 1039 г., к-рые груз. царь Димитрий I (1125-1154/55) привез в 1138 г. из Гянджи в Гелати. Осматривая кафоликон мон-ря - Успенскую ц., послы отметили серебряную икону вмч. Георгия, сделанную, по словам митрополита, из сребреников Иуды и привезенную из К-поля в Грузию в иконоборческий период; крест, в к-ром, по свидетельству З., сохранялись власы и брада страждущего на Голгофе Иисуса Христа (у Иевлева - власы Богоматери, «как терзала у себя при Распятии Господнем»), с ковчежцем, отлитым из золота волхвов, где хранился зуб Пресв. Богородицы; украшенную золотом и драгоценностями икону Пресв. Богородицы, написанную ап. Лукой, и др. крест и икону, к-рые, по словам З., прислал «в древних летах царь Констянтин, как выдал дочь свою за грузинского царя Георгия» (у Иевлева дочь названа по имени - Ирина, царь - имеретинский Давид). Также З. рассказал послам о Ризе Пресв. Богородицы, хранящейся в мон-ре Хоби и привезенной, по его словам, из К-поля в иконоборческий период. Показывая Кутаиси, З. рассказал Иевлеву историю о чуде Палеостомской иконы Пресв. Богородицы из храма Баграта (ныне хранится в Гелати), как «из Гурелей (Гурии.- Т. К.) от потопления града Палестона (г. Поти близ оз. Палеостоми.- Т. К.) на воздухе вышла и сохранила свой Пресвятый образ» ( Толочанов. 1970. С. 225-230; Иевлев. 1969. С. 51-55, 58-62). Закончив осматривать Гелати, гости «у митрополита у стола были... митрополит вставал и... Алексея Михайловича... за многолетное здоровье чашу пил» ( Иевлев. 1969. С. 58). Толочанов упоминает и царский обед 29 июля 1651 г., на котором З. сидел слева от Александра III, поднявшего 1-й тост за Алексия Михайловича, и «учал подавать чашу» за патриарха всея Руси Иосифа (1642-1652) ( Толочанов. 1970. С. 234-235).

http://pravenc.ru/text/182693.html

Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани В VIII в. княжество Тао перешло под власть груз. Багратидов (Багратиони). Восстановив Ишхани и Бана из руин, Багратиони закрепили за ними церковную юрисдикцию ГПЦ ( Чеишвили. 2007. С. 113-114). Возрождение церковной жизни в Тао-Кларджети и, в частности, основание И. е. связано с деятельностью прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) и свт. Саввы Ишхнели (в источнике - Саба, Сабан) в 30-х гг. IX в. Эти события описываются в соч. Георгия Мерчуле «Житие Григола Ханцтели» (951 г.; Hieros. Patr. 2, XI в.- Георгий Мерчуле. 1911; Он же. 1963. Т. 1. С. 248-319; Он же. 1982. С. 107-204; Он же. 1999. С. 253-324). Однажды, когда святые возвращались из К-поля, куда ездили поклониться св. местам, им «от Бога открылась прежняя слава Ишхани, святые церкви в селе при нем, и было им возвещено, что Ишхани опять обновится рукою Сабана». Также им был указан путь к заброшенной церкви, поскольку «место это было недоступно для людей того времени». Добравшись, святые «были обрадованы обретением славного места, так как в нем имелось и духовное, и телесное утешение». Прп. Григорий остался в мон-ре Хандзта , а свт. Савву благословил на возрождение храма и «дал двух учеников». В Житии также указано, что, когда святые прибыли в Тао, был убит царь Тао-Кларджети св. Ашот I Великий Куропалат. Позже при участии прп. Григория и царя Баграта I Куропалата (826-876), сына св. Ашота I, свт. Савва «Божьею волею сделался епископом в Ишхани, построенном блаженным католикосом Нерсесом, в соборной церкви и на кафедре его, которая многие годы была во вдовстве» и возобновил храм. Эти сведения позволяют уточнить, что вторично И. е. была основана после 826 г. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 87, 98, 105, 107; Он же. 1963. Т. 1. С. 252, 264, 265, 272, 274). Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора базы колонны кафоликона мон-ря Ишхани Царь Баграт I содействовал развитию монашества и церковной жизни в Тао-Кларджети. По просьбе прп. Григория он жертвовал земли и средства на постройку церквей и основание монастырей. В Житии цитируется беседа свт. Саввы и царя Баграта I. Акад. Груз. АН, прот. Корнелий Кекелидзе , опираясь на сведения Мерчуле о том, что свт. Савва занимался литературно-переводческой деятельностью, отождествил ответ свт. Саввы царю с соч. «О Давиде и Голиафе» христ. историка Ипполита Римского (III в.) и, найдя мн. параллелей, сделал вывод, что, очевидно, свт. Савва в 831-842 гг. перевел это сочинение на груз. язык ( Кекелидзе. 1943. С. 296-272; Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 231-234; Он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 156, 459). Сохранился груз. перевод, оканчивающийся словами, аналогичными ответу царю свт. Саввы, и внесенный в Шатбердский сборник (X в.). В одном из колофонов переписчик Иоанн-Бераи указывает: «Труд сей переписан с подлинника Ишхани, кто будет читать, молитесь за переписчика» (Шатбердский сб. X в. 1979. С. 20, 249).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

до Р. Х.), в фонде также представлены колхидская драхма с изображением львиной головы (V в. до Р. Х.), ставшая символом К. м., т. н. кутаисские, заратские, хонские, персатские, месхетинские клады колхидских полудрахм, статир Александра Македонского (IV в. до Р. Х.), колхидские золотые статиры (II-I вв. до Р. Х.), греч., рим., понтийские, босфорские, мидийские, парфянские монеты, а также визант. и персид. монеты раннего средневековья. Разнообразие коллекции свидетельствует об экономическом развитии древней Колхиды и активных торгово-экономических и культурных отношениях Зап. Грузии. В фонде также много монет, отчеканенных царями Грузии св. Давидом IV Строителем , Георгием III, его дочерью царицей св. Тамарой , царицей Русудан, Димитрием I (см. Дамиан-Димитрий ), Георгием IV Лашей, Давидом VI Нарином и др.; встречаются трапезундские серебряные асперы и их груз. имитации, т. н. кирманеули (, от имени кесаря Трапезунда Мануила I (1238-1263), 84 выявлены на территории храма Баграта), золотые, серебряные и медные тур. монеты. Фонд рукописей и старопечатных книг Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Ап. Иоанн Богослов и прп. Андрей (Критский?). Миниатюра из Гелатского служебника. XI–XII вв. (Кут. 657) Фонд рукописей и старопечатных книг содержит экспонаты, хронология к-рых охватывает X-XX вв. Фонд отличается не только количеством экспонатов (67 424 ед. хр.), но и их научно-исторической ценностью. Среди 730 ед. хр. коллекции рукописей особенно интересны рукописные книги церковного и светского характера, представляющие все 3 этапа развития груз. письма: они выполнены письмом асомтаврули (V-X вв.), нусхури (IX-XIX вв.) и мхедрули (X-XIX вв.). В коллекции представлены произведения на груз., араб., греч., персид., арм. языках. Географический ареал хранимых в К. м. рукописей довольно широк: это не только мон-ри и церкви Грузии (Гелати, Моцамета, храм Баграта, Кацхи , Джручи , Табори, Сева, Челиши , Хончиори, Вани и др.), но и груз.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

В 1937-1944 гг. из 15 епархий ГПЦ действующими были только 6, в т. ч. К.-Г. е. 24 окт. 1944 г. еп. Кутаисско-Гаенатским стал вышедший из заключения Ефрем (Сидамонидзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ), 12 июля 1945 г. возведенный в сан митрополита (27 сент. 1952 переведен на Чкондидскую кафедру). При нем в 1952 г. были предприняты консервационно-реставрационные работы в храме Баграта: частично были восстановлены стены и подкупольные устои, внутренняя и внешняя облицовка. Епархия периодически вдовствовала, и управление ею брали на себя католикосы-патриархи Ефрем II (1969-1971) и Давид V (VI) ( Девдариани ; 1974-1977). В 1983 г. кафедру возглавил действующий архиерей митр. Каллистрат (Маргалиташвили). В К.-Г. е. в то время действовали 4 церкви и мон-рь Моцамета, служили 14 священников, не было ни одного духовного учебного заведения. В 1990 г. открылась Гелатская ДА (подробнее см. в ст. Кутаисская духовная семинария ), в 1995 г.- Кутаисская ДС им. свт. Гавриила (Кикодзе) и при ней - Кутаисское ДУ. В 2001 г. в Кутаиси был открыт Богословский ин-т им. царя Грузии св. Давида IV Строителя, в котором есть фак-ты искусствоведения и журналистики. В 2008 г. в Цхалтубо начала работу духовная гимназия им. свт. Гавриила (Кикодзе). В 2003-2012 гг. были предприняты работы по восстановлению исторического облика храма Баграта. С нач. XXI в. в Кутаиси выпускаются духовные печатные издания К.-Г. е.: журналы «Мермиси» (Грядущее) и «Тетри хиди» (Белый мост; на неск. языках), газ. «Квали натели» (Светлый след). В епархии действуют свыше 70 церквей и 13 мон-рей, в штат епархии входят 117 священнослужителей (архимандрит, 68 протоиереев, 6 иеромонахов, 42 иерея), 6 иеродиаконов и 16 диаконов; подвизаются 12 монахов и 12 монахинь. Архиереи Кутаисские: митр. Антоний (Гиоргадзе; сент. 1917 - 18 сент. 1918), митр. сщмч. Назарий (Лежава; 14 окт. 1918 - 27 авг. 1924), митр. Давид (Качахидзе; осень 1924 - янв. 1927); Кутаисско-Гаенатские: митр. Давид (Качахидзе; янв. 1927 - 1930), митр. Симеон (Челидзе; 1930-1935), католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе; нояб. 1935 - июль 1937), митр. Варлаам (Махарадзе; 7 июля 1937 - 1943), еп. Ефрем (Сидамонидзе; 24 окт. 1944 - 27 сент. 1952; повторно, в сане католикоса-патриарха: 1969-1971), еп. Гавриил (Чачанидзе; 1953 - апр. 1957), еп. Наум (Шавианидзе; апр. 1957-1969), митр. Роман (Петриашвили; 1971-1974), католикос-патриарх Давид V (VI) (Девдариани; 1974-1977), митр. Шио (Авалишвили; 1978-1981), митр. Николай (Махарадзе; 1981-1983), митр. Каллистрат (Маргалиташвили; 25 дек. 1983-20 июня 2019), митр. Иоанн (Гамрикели; с 22 июня 2019 временно управляющий, с 31 окт. 2019 правящий) Монастыри

http://pravenc.ru/text/2462343.html

город Кутатиси заселили татарами и... они занимают крепость, и молы молятся над большой церковью и монастырем...». Церковь при крепости была переделана в мечеть. В 1698 г., после безуспешной осады Кутаисской крепости царем Имерети Арчилом II (1661-1698, с перерывами), тур. гарнизон взорвал храм Баграта, купол и свод храма были разрушены. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г. В царствование Соломона I (1752-1784) ситуация улучшилась: на церковном Соборе 1759 г. он восстановил К. е. ( Какабадзе. 1913. С. 3-6), вернул ей отнятые феодалами земли и собственность, даровал новые владения (ПГП. 1965. Т. 2. С. 428-433), поставил во главе ее энергичных и пользовавшихся авторитетом митрополитов Максима II ( Абашидзе ; 1759-1781; в 1776-1795 католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский)) и сщмч. Досифея ( Церетели ; 1781-1820), к-рые наряду с церковной деятельностью активно участвовали в политической жизни страны. Митр. Максим неск. раз был послом в России - в 1768-1769 гг. его направил царь Соломон I, в 1784 г.- царь Давид I (1784-1789). Из 2-го путешествия кутатели Максим, в то время уже католикос-патриарх, не вернулся и скончался в Киеве в 1795 г. В его отсутствие обязанности католикоса-патриарха Зап. Грузии исполнял сщмч. Досифей. В 1770 г. груз. войска под рук. Соломона I и российский экспедиционный корпус под рук. ген. Г. К. Г. Тотлебена освободили Кутаиси. Кутаисская крепость и вместе с ней Верхний город потеряли стратегическое значение и функцию царской резиденции, на его развалинах появились деревянные дома обычных граждан. Нем. путешественник И. А. Гюльденштедт в авг. 1772 г. писал, что в Кутаиси в это время было 10 храмов: на правом берегу р. Риони - храм Баграта, церковь, расположенная в цитадели, остатки 2 церквей - с севера и запада от ограды цитадели (по предположению историков, это церкви во имя вмч. Георгия и свт. Николая); на левом берегу - 6 известняковых церквей на расстоянии 400 шагов друг от друга ( Гюльденштедт.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Интерес представляют описания иконы оставленные русскими послами XVII века Алексеем Иевлевым и НикифоромТолочановым . В 1651году во время посещения храма Баграта (храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его царства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году) в Кутаиси А. Иевлев касаясь находящейся в храме иконы Пресвятой Богородицы,пишет,что священник храма монах Гавриил и его сыновья Сехний и Симон рассказали следующее: «Раньше эта икона находилась в Гурии в главном храме города-крепости Палиастоми. У главного священнослужителя этого храма Силибистро было видение. (Силибистро же в свою очередь был далеким предком и родственником священнослужителя Гавриила.) Во сне явившаяся Силибистро Божья Матерь, велела ему вынести ее икону из Палиастоми и отвезти ее в город-крепость, т.к. городу крепости Палиастоми грозило погружение в воду. Главный священнослужитель не поверил сну. После первого явления Пресвятая Богородица дважды являлась Силибистро с тем же наказом. Но он и в этот раз не поверил и никому не сообщил об этом. Сам священнослужитель жил за пределами города-крепости вблизи другого храма. Но вскоре исполнилась воля Божья и город-крепость вместе с населением погрузились в воду. Икона же Пресвятой Богородицы по Божьему указу была спасена. По Божьей воле,она свободно воспарила в небеса. Когда главный священнослужитель Силбистро увидел данное чудо, низ пал перед чудодейственной иконой и слезно просил отпущения грехов и благодати. Приблизившись к чудодейственной иконе он вознес руки, и она плавно опустилась на них. После этого Пресвятая Богородица опять явилась Силибистро и приказала ему отнести икону с ее ликом в Кутаисскую город- крепость. Он повиновался приказу. С того дня по наши дни потомки главного священнослужителя Силибистро живут вблизи этой чудодейственной иконы Божией Матери.Эта икона была доставлена в Кутаисскую город- крепость во времена царя Георгия,внука царя Давида ( А.Иевлев. Отчетное описание пребывания послом в Имеретии 1650-1652 г.г. Изд.: И.Цинцадзе 1968 г. Стр. 139).

http://pravicon.com/info-685

Он отличается от новейшего Баграта Иерусалимского, который написан на стенах храма, с окладистою черною бородою. На нем голубая мантия, подбитая горностаем, поверх красного полукафтанья с золотыми застежками. Корона его совершенно похожа на ту, которую доселе хранят в ризнице Гелатской под его именем. Дважды была украшаема сия замечательная икона, имеющая кроме святыни еще достоинство историческое портрета. Это видно по двойному числу кругов, по ней рассыпанных с ликами святых: двенадцать более древних из эмали, двенадцать новейших чеканного серебра. Под великолепною иконою Баграта стоят две малые, из выпуклого серебра, великомученика Георгия и св. Маманта, сидящего на льве с крестом в руках. Тут же еще один небольшой образ Спаса, в золотом окладе, с ликами верховных апостолов и евангелистов на эмали, который был устроен, судя по надписи, новейшею царицею Тамарью из рода Дадианов, После священных икон, привлекающих к себе благоговейное внимание, невольно устремляются взоры на исторические и церковные фрески, доселе украшающие стены собора. Неизвестно, когда были они обновлены, но конечно по древним рисункам, и если принять в соображение, что тут написан католикос Захария, перенесший кафедру в Гелат, при великом царе Александре в половине XVII века, то к сему времени можно отнести и стенную живопись храма, вероятно им обновленного и едва ли опять обновляемого в смутную эпоху междоусобий. С левой стороны иконостаса где изображены равноапостольные цари Константин и Елена, как первые храмоздатели, замечательна белая фигура католикоса Абхазского Евдемона; ои строил в XI век собор Гелатский по образцу своей Пицундской кафедры, вместе с великим царем Давидом возобновителем. Сам Давид представлен держащим в руках церковь Гелата, в зеленой далматике и корон, в греческом вкусе. Длинная борода отличает его от последующих ликов царских, и в сравнении с ними заметен исполинский рост его. Левее стоят Баграт и супруга его Елена, но не великие предки Давида, потому что в их время еще существовала обитель Гелатская.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010