Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАГРАТА ХРАМ Собор в честь Успения Божией Матери (Баграта храм) в Кутаиси. Нач. XI в. Реконструкция Собор в честь Успения Божией Матери (Баграта храм) в Кутаиси. Нач. XI в. Реконструкция [груз. ], собор в честь Успения Пресв. Богородицы нач. XI в. в Кутаиси (историческая пров. Имерети, Грузия). Расположен на холме Укимериони по левому берегу р. Риони, недалеко от кутаисского царского дворца. Назван в честь его основателя - первого царя объединенной Грузии Баграта III (978-1014). Отделка храма, по всей вероятности, могла продолжаться до 1008 г.; в 30-х гг. XI в. с запада и юга к собору были пристроены богато орнаментированные портики. Б. х., религ. и культурный центр Зап. Грузии, относится к Кутаисской епархии в составе Абхазского, затем Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви. В хронике Картлис Цховреба освящение собора отмечено как событие особой важности: Баграт III «благословил церковь в Кутаиси великим и беспримерным уложением, ибо собрал всех ближних царей и Католикосов, священноучителей и настоятелей всех монастырей и всех вельмож из Верхних и Нижних земель его вотчины и царства, а также находившихся во всех прочих государствах» (Т. 1. С. 61). В Б. х. Кутаисский епископ совершал обряд помазания на царство груз. (позже имеретинских) царей ( . С. 91). В соборе хранились чудотворные святыни Грузии, рус. послы стольник Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев видели здесь в 1651 г. гвозди Спасителя, мощи ап. Фомы (не сохранились) и много чудотворных икон (в наст. время в Кутаисском краеведческом музее). Руины храма. Фотография. 30-е гг. XX в. Руины храма. Фотография. 30-е гг. XX в. Начиная с 1555 г. Зап. Грузия по Амасийскому договору между Ираном и Османской империей вошла в состав последней, что привело к неоднократным карательным операциям турок в этих землях (1666; 1668). В 1692 г. они ограбили и взорвали собор, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Чудом уцелели святыни - копия Бичвинтской ( Пицундской ) и Палеостомская чудотворные иконы Богоматери (обе в Кутаисском краеведческом музее). С 1740 г. в здании Б. х. был размещен тур. военный склад. 6 авг. 1770 г. русско-имеретинские войска под предводительством ген. Г. К. Г. Тотлебена штурмом взяли Кутаисскую крепость, но уберечь стены собора от артобстрела не удалось. В 1775 г. имеретинский царь Соломон I восстановил юж. врата Б. х. и построил рядом маленькую ц., освященную также в честь Успения Пресв. Богородицы, где в 1775-1871 гг. располагалась кафедра Кутаисского епископа (кутатели). В 30-х гг. ХХ в. эта церковь была разрушена.

http://pravenc.ru/text/77326.html

Адрес: Грузия, край Квемо Картли, пгт. Манглиси. Подробнее... Свято-Успенский собор в Кутаиси (Баграти) [ править править код ] Храм Багратахрам, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году. Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель. Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта. В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения. Адрес: Грузия, Имеретия, Кутаиси Подробнее... Церковь Архангелов Михаила и Гавриила (Греми) [ править править код ] Комплекс Церкви Архангелов расположен на холме и состоит из самой церкви Архангелов Михаила и Гавриила, колокольни, трёхэтажного дворца и винного погреба (марани). Комплекс окружён стеной, с башнями и амбразурами. Сохранились остатки тайного подземного хода, ведущего к реке. Церковь Архангелов была построена по приказу царя Левана Кахетинскго в 1565 году и расписанна в 1577 году. Это каменный крестово-купольный храм. Традиционная грузинская каменная кладка, включает в себя местную интерпретацию иранских архитектурных вкусов. Здание имеет три входа — основной западный и два боковых — северный и южный. Купол храма лежит на углах алтарной апсиды и на двух опорных столбах. Барабан купола имеет аркатурный пояс и восемь узких окон. Фасад разделен на три арочные секции. В колокольне церкви выставлено несколько археологических экспонатов и пушка XVI века. Стены украшены серией портретов царей Кахети кисти современного грузинского художника Левана Чогошвили (1985).

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(храмы)

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Никорцминда [Николаосцминда, Цминда Николози; груз. ], муж. мон-рь (VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). До 1-й пол. XVI в. входил в юрисдикцию Кутаисской епархии Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. Расположен в центре одноименного села, в 10 км к юго-западу от г. Амбролаури (груз. историческая пров. Рача). Архитектурный ансамбль, окруженный оградой, включает в себя стоящий на возвышении кафоликон во имя свт. Николая и 3-этажную колокольню 1863 г. к северо-востоку от него. Собор, богато украшенный рельефами и расписанный (1660-1670), в 2007 г. был внесен в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. История Сведения об основании и о раннем периоде существования Н. сохранились в лапидарных надписях кафоликона и в Никорцминдской грамоте (1070-1080). Четырехстрочная надпись на тимпане зап. входа церкви гласит: «Христе, Сыне Божий, возвеличь во здравии и долгоденствии коронованного тобою Баграта, царя абхазов, ранов и куропалата картвелов. И возрасти сына их Георгия, по Твоему изволению, с ходатайством святого первосвященника Николая» (КГН. 1980. Т. 2. С. 54-55, 201). Долгое время ученые (М. И. Броссе, Д. Бакрадзе, А. Кутателадзе) отождествляли царя Баграта с Багратом IV (1027-1072); однако груз. историк и исследователь древностей Г. Бочоридзе убедительно идентифицировал его как Баграта III (978-1014). В научной лит-ре принято его мнение, поэтому время основания храма относят к 1010-1014 гг. Современником Баграта III, представителем царской власти в пров. Рача, являлся эристав эриставов и новелиссим Нианиа (Там же. С. 101, 209). Его имя было упомянуто в надписи на сев. стене храма; со временем облицовочная плита с надписью упала и во 2-й пол. XIX в. была использована при обновлении пола церкви. Надпись сильно пострадала. В 3-й и 4-й строках надписи перед именем Ниании группу графем (т. е. - покровителем перед Господом) Броссе ошибочно прочитал как имя Давида Мампали (по др. источникам неизвестен) ( Brosset. 1851. P. 56; Уварова. 1894. С. 133; Такаишвили. 1963. С. 84-85; Бочоридзе. 1994. С. 100-101). На зап. фасаде кафоликона справа от окна упомянут модзгвари ( - учитель, наставник) Георгий (КГН. 1980. Т. 2. С. 102-103, 209), один из первых настоятелей мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

В соборе Баграта обнаружено богатейшее в истории грузинской археологии захоронение Тбилиси, 5 августа 2009 г. Кутаисская археологическая экспедиция обнаружила в соборе Баграта захоронение, которое, по горячим следам, было датировано VII-IX веком. Археологи нашли золотые кольца, серьги и другие драгоценности в беспрецедентном количестве, передает Благовест-инфо. Захоронение, предположительно, принадлежит царице или высокопоставленной особе при царском дворе, сообщает Грузия Online. Количество драгоценностей настолько велико, а найденные экспонаты настолько важны с научной точки зрения, что на место обнаружения вызвали правоохранителей. По данным на ночь с 4 на 5 августа весь периметр собора контролировала полиция. На прилегающую к Багратскому собору территорию до сих пор никого не пускают. Журналисты тоже не имеют возможности войти в собор, который охраняется сотрудниками госохраны. Археологи временно приостановили работу у обнаруженного сегодня захоронения, так как там сейчас находятся эксперты. В Кутаиси прибыл председатель агентства по защите культурного наследия Грузии Николоз Вачеишвили. По его заявлению, новая находка приоткроет завесу над тайной. По предположению историков, захоронение принадлежит одной из цариц Эгриси-Абхазии, личность которой можно установить. По заявлениям специалистов и членов экспедиций, обнаруженное сегодня захоронение не имеет аналогов в Грузии по богатству и количеству золота, сообщает Интерпрессньюс. Министр культуры, охраны памятников и спорта Грузии Николай Руруа поздравил всех любителей истории, спецмалистов и неспециалистов, с уникальной находкой на территории храма Баграта в Кутаиси. Выступая в эфире телекомпании «Рустави-2», министр заявил, что обнаруженное захоронение высокопоставленной особы, в котором найдено беспрецедентное количество золотых украшений и драгоценностей: серьги, ожерелья, браслеты, и т.д., нуждается в основательной защите от охотников за сокровищами, Все превентивные меры приняты оперативно, и обнаружение защищено от возможных актов вандализма силами грузинских правоохранителей, оцепивших захоронение.

http://pravoslavie.ru/31469.html

Собор Светицховели в Мцхете. 1010–1029 гг. Собор Светицховели в Мцхете. 1010–1029 гг. План собора Светицховели в Мцхете. Храм в Ошки (ок. 961) строился как монастырский кафедрал. Несмотря на отсутствие документов, подтверждающих этот его статус, композиция плана, художественное воплощение, общий размах замысла тесно связывают храм с кафедральным строительством в Грузии. Согласно сохранившейся на стене строительной надписи, он был возведен по заказу Баграта, эристава эриставов, и Давида Магистра (впосл. царь Давид III Куропалат) из рода Багратиони. Руководил строительством еп. Григорий Ошкели. Именно здесь впервые проявилась новая художественная концепция груз. зодчества. Вместо 8-гранного барабана купола использовали цилиндрический, в к-ром прорезаны 12 окон; высокий купол над средокрестием утвержден на граненых столбах сложного профиля. Апсиды рукавов креста фланкированы 2-ярусными помещениями, вокруг зап. рукава устроены дополнительные помещения; на юге расположена арочная галерея. Снаружи церковь имеет форму свободного креста. На фасадах боковые помещения отделяются от апсид треугольными нишами. В декоре стен впервые появился принятый впосл. основной вид композиции вост. фасада, характеризующийся декоративным единством ниш и арок; по всему периметру постройки проходит ломаный карниз. Возведение храма Баграта в Кутаиси, согласно лапидарной надписи, было завершено груз. царем Багратом III в 1003 г. По сообщению летописца, при освящении храма во имя Успения Пресв. Богородицы присутствовали представители разных местностей Грузии. Торжественное празднество было устроено в знак общенационального значения первого храма, возведенного в единой Грузии (в 1691 церковь была взорвана захватившими Имерети турками; верхние части стен и перекрытия утрачены). По сравнению с собором в Ошки композиция храма Баграта упрощена: апсиды, завершающие горизонтальные рукава креста, не имеют угловых помещений, значительно расширен и зап. рукав. На 2-м ярусе боковых частей были устроены хоры. В 1-й пол. XI в. к зап. и юж. входам были пристроены богато орнаментированные притворы. Оформление первоначального объема храма и притворов различно: декор, датированный 1003 г., имеет графический характер, тогда как резьба притворов рельефная, глубокая, тяготеющая к живописности.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Надпись имела декоративную функцию и являлась элементом убранства храма. Ее текст состоит из 2 частей: 1-я - адоративная и восславляет царя Георгия I; во 2-й, обширной части сообщается, что архиеп. Антоний (I) возобновил юж. портал храма (не сохр.) при жизни царя Георгия I. Надпись содержит ценные исторические сведения, в ней упомянут отец Георгия I царь Баграт III (полный текст, палеографическую копию, фотоснимок см.: Такаишвили. 1952. С. 27. Табл. 9, 10; Закарая. 1990. С. 26, 31. Табл. 31, 32; Djobadze. 1992. Р. 211-213). Надпись 1032 г. была высечена на юж. стене храма. Она начинается в одну строку на левой пяте навершия 2-го юж. окна, обрамляет окно и, распадаясь на 10 строк, заканчивается на правой части стены. В тексте указано, что архиеп. Антоний (I) «для возвеличивания Баграта куропалата» (царь Баграт IV) и «рукою» зодчего Иване Морчаис-дзе «обновил и завершил святой храм Божий» ( Такаишвили. 1952. С. 28-29. Табл. 11). На юж. стене под карнизом сохранились фрагменты надписи, где упоминается о пожертвовании некоего Георгия за царя Баграта IV «в отпущение грехов наших». Надпись была снята С. Саргисяном (не изд.). Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Тимпан сев. входа ц. Пресв. Богородицы мон-ря Ишхани Наиболее ранняя надпись в И.- фресковая строительная, исполненная на юж. стене сев. придела асомтаврули в 27 строк (8 последних утрачены). Такаишвили датировал ее 954-955 гг. Надпись была скопирована в 1917 г. худож. М. Чиаурели. В ней сказано, что 7 сент. 917 г. (187 г. короникона) по приказу царя картвелов Адарнасе III Куропалата некий Василий (Басили) был хиротонисан во епископа Ишханского и, «прослужив этому святому храму 19 лет», скончался 26 дек. 936 г. Новый кандидат в ишхнели - Стефан (Стефане) - по приказу груз. царей Давида II Магистра (923-937), Ашота IV Куропалата (царь в 945-954), Баграта I Магистра (царь в 937-945) и Сумбата I Антипатрика (царь в 954-958) был отправлен в Трапезунд, где 1 марта 937 г. хиротонисан (Там же. С. 30-32). Церковь Пресв.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Богородица стоит на багровой земле, на ее зеленом мафории с золотой бахромой сидит благословляющий Младенец со свитком в руке. Подле них склонились архангелы Гавриил и Михаил в голубых диаконских стихарях с монограммами IC ХС в руках. По сторонам тройного окна, освещающего алтарь, помещена сцена Причащения апостолов, фланкированная двумя ангелами. Горнее место возвышено от солеи на четыре ступени для сидения епископов и пресвитеров, на восемь — для Католикоса. Над последней ступенью под верхним слоем росписи видна надпись: «Утверди, Господь, дом сей на скале веры. Аминь. О, да благословит Господь царствование царя царей Баграта и царицы цариц Елены и сыновей их в обеих жизнях. Аминь». Г. Церетели считает, что речь здесь идет о Баграте II, поновившим росписи и сделавшем Гелати ряд пожертвований. Между бемой главного алтаря и жертвенником сохранилось изображение Гелатского архиепископа XVI века Мелхиседека (Сакварелидзе), снабженное надписью: «Архиерея, епископа сего храма Мелхиседека Сакварелидзе да помилует Бог. Аминь»; также он упомянут в аналогичной надписи на седьмой ступени алтаря. В жертвеннике на престольном камне сохранилась третья его надпись: Возвеличь, Господь, царя царей Баграта и царицу цариц Елену. Архиепископ Генатский большого храма Сакварелидзе Мелхиседек построил алтарную преграду и престол этот, помилует Бог». На стенах сохранились фигуры святителей Афанасия и Павла Александрийских, Кирилла Иерусалимского, Григория Акраганского, первомученика Стефана. Стены собора покрыты изображениями многих святых и исторических лиц Грузии. На северной стене как первые храмоздатели помещены святые равноапостольные Константин и Елена, подле них — основатели церкви: святой царь Давид Строитель в зеленой далматике и венце с моделью основанной им церкви в левой руке и со знаменитым перстнем на большом пальце той же руки, составлявшим одну из наибольших ценностей ризницы Гелатского монастыря, и его современник Западно-Грузинский Католикос Евдемон. Рядом — фигуры имеретинского царя Баграта III в багряной далматике и остроконечном венце и супруги Елены с сыном их Георгием, подле последнего — его супруга Русудан, а меж ними мальчик, их сын Баграт.

http://sobory.ru/article/?object=05395

Виною всех зол была новая Гофолия или Мессалина позднейших времен, вторая жена Александрова, Нестар-Дареджань, дочь кахетинского царя Александра. Она начала с кровосмешения, женив пятнадцатилетнего пасынка Баграта, на родной своей племяннице Кетевани, дочери Теймураза, и потом, забыв всякий стыд, предложила юноше расторгнуть брак сей, чтобы обвенчаться с нею самой. Отринувший ее царь был ослеплен мачехой, лишился и жены, и царства; сама она овладела престолом и разделила его с избранным ею в супруги, из подвластных князей, Вахтангом. Раздраженные имеретины призвали на помощь Вамека Дадиана, который ослепил Вахтанга: как вороны на труп налетели все сильные соседи на потрясенное царство. Атабеки уже не существовали; но Аслан-Паша Ахалцихский вмешался вместо них в дела имеретинские, восстановил слепого Баграта и взял с собою в плен его неистовую мачеху, с мужем и племянницею, хотя она была супругою царя. Тем не окончились его бедствия, ибо слепому владыке суждено было делаться непрестанным игралищем столь же слепой судьбы. Шах-Наваз царь Грузии, будучи зятем великого Дадиана Левана, которого род отрешил от престола отец Багратов, двинулся против Вамека и мимоходом низложил Баграта. Он поставил на его место своего сына Арчила, которого также перебрасывала судьба с одного престола на другой, из Имеретии в Кахетию, минуя всегда прямое наследие его Грузию. Взаимные условия Порты Оттоманской с Персией, заставили шах-Наваза вызвать сына Арчила из Кутаиса, где в третий раз воцарился Баграт. Казалось он мог бы оставаться покойным, но вот вспыхнула война с новым Дадианом, заступившим место Вамека, и победитель Баграт, по коварному совету епископа Гелагского, взял за себя жену пленника Левана, выдав за него собственную сестру. Советником и распорядителем дел царственных является некто Сехния-Чекадзе, человек закоснелый в злодействах, выдавший сперва царя Вахтанга Вамеку, а потом крепость Кутаиса туркам, на краткое, однако, время, ибо весь их гарнизон вырезан был имеретинами. Коварная Дареджань не преставала строить новые ковы в Ахалцихе; богатыми дарами убедила она султана, возвратить ей царство и отмстить за честь своих воинов в Кутаисе. С мечем в руках проникла царица в бывшую область, окруженная дружинами турецкими, мингрельскими и гурийскими, и опять выдала вышгород туркам. Баграт бежал, но сами имеретины, возбужденные Сехнией, отмстили царице за все её ужасы. Как некогда Гофолил в преддверии Соломонова храма, так во вратах крепости, в виду собора, умерщвлена была нечестивая жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кутаиси. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Баграта. Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:между приблизительно 975 и 1003. Адрес: Грузия, край Имеретия, г. Кутаиси, ул. Баграти Координаты: 42.277223, 42.704255 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Собор Богоматери в Кутаиси (Баграти) (XI век) Сооружение собора Баграти, названного в честь Баграта III, первого короля объединенной Грузии, началось в конце X века и завершилось в первых годах XI-oro. Он был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Собор не дожил до наших дней, но его руины до сих пор сохранились в центре Кутаиси. Они находятся на холме Укимериони и являются культурным памятником города. Храм царя Баграта был особым местом, где оказалась сосредоточена вся интеллектуальная жизнь наших предков, а кроме того, в нём отмечались все великие события того времени, и там же можно было найти защиту от врага. Вообще собор имел не только духовное предназначение, но рассматривается также как символ объединённого грузинского народа. Согласно записи сделанной на северной стене храма " Когда этот пол был положен, был " хроникон " 223 " (1003 г.) Один из лучших образцов поздней средневековой архитектуры, Баграти, отличается изысканными, гармоничными пропорциями, изящными разновидностями декора и обширным внутренним пространством. Собор Баграти, это крестоообразное здание с куполом, опирающееся на четыре мощных столба, и его восточная, южная и северная ветви, заканчиваются полукруглыми апсидами. Его западный трансепт использовался для размещения хора. Вазы и капители были покрыты лепными украшениями, стены и пол - украшены мозаиками, фрагменты которых ещё видны. В южном вестибюле можно также проследить случайные фрагменты фрески Пресвятой Богородицы. С 1952 года проводится восстановление Собора и его научное исследование. В 1994 году в Кутаиси был основан фонд возрождения Багратского Собора. К настоящему моменту фонд всё ещё активно функционирует в заданном направлении. В наше время как и в прошлые времена прихожане собирались в Багратском Соборе на все большие религиозные праздники. Когда мы говорим о исторических и художественных ценностях этого памятника, невозможно не сослаться на событие связанное с Баграти. 16-летний Давид Строитель был там коронован 900 лет назад. Кто бы мог тогда подумать, что этот молодой человек способен объединить Грузию. Это причина, по которой Багратский Собор стал привлекательным и дорогим молитвенным местом для всей Грузии.

http://sobory.ru/article/?object=04718

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010