Визит Патриарха Варфоломея в Грузию: подробности Александра Никифорова HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Визит Патриарха Варфоломея в Грузию: подробности С 19 по 24 сентября 2003 года Константинопольский Патриарх Варфоломей посетил православную Грузию. Его визит был приурочен к 1000-юбилею со дня постройки драгоценной жемчужины средневекового грузинского зодчества - храма Баграта в Кутаиси. С 19 по 24 сентября 2003 года Константинопольский Патриарх Варфоломей посетил православную Грузию. Его визит был приурочен к 1000-юбилею со дня постройки драгоценной жемчужины средневекового грузинского зодчества - храма Баграта в Кутаиси. Вступив на землю Иверии, Патриарх Варфоломей поблагодарил Его Святейшего Католикоса-Патриарха Илию II, членов Священного Синода, президента господина Э.А. Шеварнадзе за приглашение посетить Грузию в эти знаменательные дни и возможность разделить с грузинским народом радость праздничных торжеств. 20 сентября в теплой и доверительной обстановке прошла встреча Патриархов – Константинопольского Варфоломея и Грузинского Илии, где предстоятели двух Православных Церквей вспомнили свои прежние диалоги, рассмотрели дальнейшие перспективы взаимодействия Церквей, обменялись памятными дарами. «Неразрывны связи, веками объединяющие Вселенский и Грузинский Патриархаты и зиждущиеся на единой и непорочной нашей православной вере. Кроме того, нас сближают и святые: прежде всего, апостол Андрей Первозванный, проповедовавший в обеих странах, чудодейственное предстательство великомученика и победоносца Георгия, в честь которого освящен всечестной храм в Вселенской Патриархии в Константинополе и которого с особым благочестием почитает боголюбивый грузинский народ, равным образом и уроженка Каппадокии Нина. Проповедь апостола Андрея и святой равноапостольной Нины являет Бога – любовь, возвещает гармоничное единство всех во Христе», - подчеркнул Патриарх Варфоломей. После этого Патриархи направились в Тбилисский государственный университет, где Патриарх Варфоломей был удостоен награды - ордена И. Джавахишвили.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Южный фасад наиболее парадный. Фронтон читается целиком. Орнаментированы все 7 окон фасада: 6 обрамлены полуциркульными резными наличниками, верхнее окно средней арки - круглым. Над средней аркой выступающей части рукава помещен высокий процветший крест с орнаментом. Южный вход имеет богатый резной 3-уровневый портал с лапидарной надписью. На плоскости стены вырезан геометрический орнамент, обходящий проем вместе с тимпаном, в к-рый включена надпись. Выступающие пилястры состоят из парных жгутов. Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит еще одна профилированная арка, ее опорой служат кронштейны со сложным орнаментом (Там же. Табл. 9). В нижней части 3-го окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов - водоплавающие птицы (Там же. Табл. 4, 7, 11). Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части сев. рукава (орнаментированы все 3 окна). Из 8 капителей колоннады 2 капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные 6 по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) 4 столбов И., решенных попарно одинаково: восточные - многогранные, западные - сложной формы, имеют пилястры с 4 сторон и крупные валики между ними. Базы 2-частные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др. Роспись Интерьер храма был украшен фресками, по всей видимости относящимися к разным периодам ( Привалова. 1996. С. 10-11). Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Такаишвили и Арамишвили, можно датировать 1-й пол. IX в., временем реставрации храма свт. Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко 2-й пол. X в. (не позднее 966). На пилястре сев. стены зап. рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, очевидно, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958-961) эристав эриставов Баграт († 966), при к-ром был возведен и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту т. зр., они писали, что поновление И. в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Очевидно, в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царем Грузии Багратом IV ( Вирсаладзе. 2007. С. 239). Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана 2-й пол. Х в. или нач. XI в., зап. рукава - 30-ми гг. XI в., юж. и сев. рукавов - XII в. ( Thierry. 1975. Р. 86-104).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Живопись дошла до нас в достаточно хорошем состоянии. В конхе апсиды помещено изображение Богоматери в полный рост, держащей перед собой Младенца в мандорле. Композиция фланкирована изображениями святых Петра и Павла. Бема занята изображением Вознесения Господня, ниже расположен пророческий ряд (пять фигур), под ним — святительский. Под окном — тело Христа в пеленах в гробу, на северной стене алтаря Сошествие во ад, на южной —Мироносицы у гроба. Центральное изображение купола исчезло, сохранилась лишь круговая композиция херувимов, ниже — архангелов; между окон размещены пророки; на парусах — евангелисты. В южном своде помещены композиции Благовещение и Рождество Христово; на восточной стене — Уверение Фомы, святые Константин и Елена; на западной стене — Беседа с самарянкою, фигуры двое мучеников; в северном своде — Вход Господень в Иерусалим, Распятие, на северной стене — поясные фигуры святых жен, двое воинов в рост; восточный склон сохранил композицию Надгробный плач и изображение святого Георгия Победоносца на коне; на западном склоне расположена композиция Исцеление слепого. В южном рукаве храма сохранилось также изображение Католикоса Евдемона с надписью; там же, по свидетельству русских послов Иевлева и Толочанова, находится и его могила. Рядом с ним стоят еще две фигуры. Надпись первой, мужской фигуры в царском облачении, полностью стерта; от надписи третьей, женской, также в царском облачении, уцелело только несколько букв, что в восстановленном виде должно значить: «Царица цариц Елена». Таким образом, среднюю фигуру следует считать изображением Баграта III, надпись на южной подкупольной арке упоминает именно эту царскую чету: «Христос, возвеличь душою царя царей Баграта и царицу цариц Елену, ибо эго покой наш, ибо его возжелали (мы. Аминь)». Для изображения этих трех больших фигур, выполненных во весь рост, были заложены нижнее и часть верхнего окон рукава. В южном своде под хорами находятся две сцены жития святого Георгия и пять поясных мучеников. В северном своде под хорами — две сцены мучения святого Георгия и также пять поясных мучеников, на соответствующей части западной стены — поясная фигура святителя (вероятнее всего, Николая) и архангел со сферой; аналогичная композиция — в южном нефе под хорами. Западный свод содержит композиции Сретенье, Крещение, Успение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Сошествие Святого Духа; в арках размещены святые, в примыкающей части западной стены — святые воины.

http://sobory.ru/article/?object=05397

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Досифей (Церетели). Икона. Нач. XXI в. (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820). Принадлежал к имеретинскому княжескому роду, представители к-рого занимали высшие гос. должности в Имерети: отец Николоз был меабджретухуцеси (министр вооружения), дед Папуна - сардали (военачальник) В. Имерети, двоюродный брат Зураб - сахлтухуцеси (министр хозяйства царского двора); двоюродная сестра Дареджан была супругой восточногруз. царя Ираклия II (в Кахети - 1744-1762, в Картли-Кахети - 1762-1798). Занимая Кутаисскую кафедру, Д. проявлял заботу о развитии хозяйства епархии и возвращении захваченных груз. азнаурами церковных земель и крестьян: он скупал их на личные средства и жертвовал мн. церквам и мон-рям Зап. Грузии, в частности Джручи в 1779 г. (Кут. E 455), Мгвимеви в 1808 г. (Кекел. H 1705) и др. Кутаисскому кафедральному собору, храму Баграта, он пожертвовал изготовленный по его благословению настоятельский крест ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 424). Вблизи храма Баграта Д. имел небольшой жилой дом, разрушенный после его смерти. С 60-х гг. XVIII в. Д. жил также и во 2-й резиденции Кутаисских митрополитов - в с. Маглаки (близ Кутаиси). Д. являлся активным сторонником восстановления единства Грузии: вместе с западногруз. деятелями того времени К. и З. Церетели, П. Микеладзе, И. Абашидзе и др. он входил в состав делегации Имеретинского царства, обратившейся в 1790 г. к царю Картли-Кахети Ираклию II с предложением о воссоединении царств и княжеств Зап. и Вост. Грузии ( Иоселиани. 1978. С. 15) После кончины католикоса Зап. Грузии Максима II (Абашидзе) (30 мая 1795) имеретинский царь Соломон II назначил Д. преемником католикоса. Однако интронизация Д. так и не состоялась. В документах этого периода Д. подписывался как «Преосвященнейший митрополит Кутаисский и правитель Католикосата» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 1105, 1119).

http://pravenc.ru/text/180311.html

Церковь вмч. Георгия. Интерьер Церковь вмч. Георгия. Интерьер Фасады церкви завершены профилированными карнизами, нек-рые окна декорированы наличниками с геометрическим орнаментом. Дверной проем украшен широким орнаментированным порталом, к к-рому с обеих сторон примыкают по 2 глухие арки, поддерживаемые полуколонками. С зап. стороны храма - портик с 3 арочными проемами, построенный предположительно в нач. XVI в. Багратом III и его супругой Еленой. Документальных источников о времени сооружения церкви не сохранилось; строение не имеет первоначальных надписей. Ряд исследователей основывали датировку на изображениях исторических персонажей в росписи храма, однако ошибочная идентификация образа имеретинского царя Баграта III (1510-1565) как царя объединенной Грузии в XI в. привела к бытованию неправильной даты построения храма. Анализ внутреннего пространства здания показал, что по пропорциональному построению храм нужно поставить в один ряд с группой памятников рубежа XII-XIII вв. (Икорта, Кватахеви, Питарети, Бетаниа, Цугругашени). Однако широкое применение в оформлении утопленных в стену наличников вместе с нек-рой сухостью их исполнения, а также характер резьбы орнаментов относят время создания храма к сер. XIII в. Вместе с тем такие его особенности, как равномерное распределение света без акцентирования центральной подкупольной части и вход с запада, изолируют этот памятник в кругу хронологически близких зданий и указывают на активное влияние облика соборной церкви. Храм был украшен росписью в кон. XVI в. по заказу католикоса Евдемона I в правление Георгия II. В декоре купола выражена идея Славы Христа, в алтарной апсиде изображены Богоматерь Никопея между апостолами Петром и Павлом, «Поклонение жертве», фигуры святых. В центральном пространстве храма представлены сцены земной жизни Христа, житийные композиции небесного покровителя церкви вмч. Георгия, изображения отдельных святых. Портреты ктитора католикоса Евдемона (Чхетидзе) и многочисленных членов царской семьи занимают нижний регистр росписи. Одновременно с росписью храма была расписана и алтарная преграда. Церковь во имя свт. Николая

http://pravenc.ru/text/161963.html

Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. Зап. и юж. части фасада храма. Фотография. 2-я треть ХХ в. 23 авг. 1872 г. Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей Б. х. ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению Б. х. (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского еп. Леонида (Окропиридзе) ), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма. В 1930 г. Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 г., были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и Б. х. В 1952 г. под рук. В. Цинцадзе начались консервация и реставрация собора. В наст. время восстановлены зап. портик и часть стен (реставрация продолжается). 15 янв. 1994 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Шиолашвили) был основан Фонд восстановления Б. х., в задачи к-рого вошла реконструкция Б. х. и всего прилегающего архитектурного комплекса. 15 февр. 1993 г. в храме возобновлено богослужение. 7 мая 1994 г. Патриарх К-польский Варфоломей посетил Б. х.; 30 апр. 1996 г. совместную молитву в соборе вознесли Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх Илия II. В 2003 г. планируется торжественное празднование 1000-летнего юбилея храма. Дж. Самушия План храма Архитектура. Б. х.- один из наиболее крупных соборов в Грузии (35×43 м без пристроек). Триконховый план храма, система декоративного украшения фасадов и ряд орнаментальных мотивов восходят к церкви в мон-ре Ошки (963-973) в Тао. В архитектурном решении крестово-купольной постройки просматривается влияние южногруз. зодчества 2-й пол. Х в. Купол опирается на 4 мощных, свободно стоящих устоя, к подкупольному квадрату с востока, юга и севера примыкают апсиды, с запада - удлиненный прямоугольный рукав. По сторонам алтарной апсиды располагаются дополнительные двухэтажные помещения. Юж. и сев. апсиды образуют рукава, выступающие из общего объема здания и имеющие снаружи прямоугольные очертания. На уровне 2-го этажа зап. трехнефного рукава устроена обширная трехсторонняя галерея, где, по свидетельству Н. Толочанова и А. Иевлева, молились женщины из царской семьи. В сев.-зап. углу Б. х. находится трехэтажная башня с жилыми помещениями. Фасады оформлены декоративной аркатурой. На капителях нек-рых колонн, как в самом храме, так и в юж. портике, высечены рельефные изображения животных. Интерьер собора был украшен мозаикой (утрачена).

http://pravenc.ru/text/77326.html

Рельефные изображения имеются и в интерьере храма. В вост. паре тромпов помещены плиты с ростовыми фигурами мужчины и женщины в светской одежде (имя женщины, согласно сохр. надписи,- Гурандухт). Считается, что это изображения абх. царя Леона, упомянутого в строительной надписи храма, и его сестры Гурандухт, матери царя единой Грузии Баграта III. Расположение рельефов повторено в юж. приделе, где каменные плиты с изображениями ангелов вставлены в углы сомкнутого свода (свод впосл. рухнул, скульптуры уцелели). В алтарной апсиде сохранились фрагменты росписи. Стилистически они тяготеют к тао-кларджетской школе живописи. Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848, avec un Atlas de 45 planches lithographiées. St.-Pb., 1851; Кумурдский храм//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. С. 85; Такаишвили Е. Христианские памятники: Кумурдо//МАК. 1909. Вып. 12. С. 34-55. Лит.: Северов Н. П. Кумурдо//Памятники груз. архитектуры. М., 1947. Т. 1. С. 186-187; Беридзе В. К тысячелетию основания храма Кумурдо//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1964. Вып. 2. С. 25-27 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Кумурдо и Никорцминда как пример разных этапов развития бароккального стиля в груз. искусстве// Он же. Вопросы истории и искусства. Тб., 1970. Т. 1. С. 236-261; Бердзенишвили Д. Очерки ист. географии. Тб., 1985; Схиртладзе З. Композиция Успения Богоматери в церкви Кумурдо, 964 г.//Мацне (Вестник): Сер. истории, этнографии и истории искусств/АН Грузии. Тб., 1992. Вып. 2. С. 143-159 (на груз. яз.); Силогава В. Кумурдо: Эпиграфика храма. Тб., 1994 (на груз. яз.). Э. Хоштария Рубрики: Ключевые слова: АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии) ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462247.html

Рельефное изображение орла над окном юж. фасада храма в Хахули соседствует с плоскостными орнаментальными композициями портала. Рельефы этого периода рассчитаны на восприятие издалека. Их формы обобщены, силуэты четки, фигуры схематичны, жесты условны, пропорции искажены для усиления выразительности, поверхность изображений нередко покрыта орнаментом. На рельефе храма в Тбети в Тао-Кларджети нерасчлененная моделировкой крупная фигура патрона храма значительно выступает из фона, голова в чалмообразном уборе показана в 3/4-ном повороте, пропорции вытянуты. Фигуры ктиторов высотой 143 см в композиции «Деисус» на юж. фасаде храма Ошки (X в.) выполнены в горельефе в 3/4-ном повороте, их движения и пропорции естественны, одежды графически проработаны. Развитие стиля прослеживается в рельефах собора Баграта в Кутаиси. На верхней части его юж. фасада помещены 2 муж. скульптурные головы; слегка повернутые друг к другу, они почти обособлены от поверхности стены, овальные лица трактованы схематично. Экспрессия образов вызывает ассоциацию с западноевроп. скульптурой романского стиля. Рельефы X в. содержат сцены из ВЗ и НЗ, изображения св. воинов, мучеников, местных святых и исторических лиц. Наиболее распространены истории пророков Ионы и Даниила. Центрально-симметричная композиция «Прор. Даниил во рву львином», использованная в декоре алтарных окон храмов в Бавра, Бурнашети, Хоспио, Бза (2 церкви), Азаврети, Гумбати, на архитраве портала церкви в Вале, а также в декоре фасадов (зап. фасад церкви в Табацкури, вост. фасад - в Зарзмис-Цкаро и др.), прообразовательно толковала тему Спасения. Среди сцен истории прор. Ионы наиболее распространена «Спасение прор. Ионы из чрева китова», понимаемая как прообраз смерти и Воскресения Христа, а также таинства Крещения (портал храма в Хахули, архитрав ц. Пресв. Богородицы в Гомарети, рельефы храмов в Сагамо, Кваиси и Джоисубани). Перечисленные сюжеты, дополненные второстепенными изображениями или надписями, составляли часть иконографической программы, посвященной личному спасению устроителей храмов (рельефы церквей в Кваиси и Гомарети с фигурами ктиторов, держащих модели храмов, храм в Бурнашети с молебными надписями от имени ктиторов).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Юж. портал кафоликона Юж. портал кафоликона Окончание строительства кафоликона монастыря М. И. Броссе датирует 1045 г.; Д. Бакрадзе - периодом царствования Баграта III (975-1014), П. С. Уварова - рубежом XIII и XIV вв. Прав. Евфимий Такаишвили сначала датировал памятник X в., затем XI в. В. Беридзе, т. зр. которого признана наиболее авторитетной, связывает строительство храма со временем правления в Самцхе атабага Беки Мандатуртухуцеси и датирует храм и его роспись периодом до 1308 г. (Там же. С. 128-129, 136). Построенный из квадров серого и розового камня кафоликон относится к классическому для грузинской архитектуры XI-XIV вв. типу крестово-купольного храма, вписанного в прямоугольник внешних стен. Широкий подкупольный квадрат вместе со слабо развитыми рукавами, с объемной апсидой с вимой, а также с центральным зап. компартиментом создает обширное цельное пространство, отличающееся от пространства ряда др. храмов того же типа (напр., ц. св. Саввы в мон-ре Сапара , кон. XIII - нач. XIV в.) протяженностью по оси «запад-восток». Прямоугольные в плане пастофории (помещения, находящиеся по сторонам алтарной апсиды) отделены от остального пространства храма стенами; небольшие дверные проемы открываются в рукава креста, жертвенник имеет также вход в алтарь. Над зап. боковыми компартиментами, открывающимися в храм арками, устроены по традиции хоры (патронике), не имеющие здесь функционального значения. Подчеркнута мощь нерасчлененных стен, особенно в нижнем регистре, где ритм отдельно стоящих и равноудаленных друг от друга изображенных фигур объединяет внутреннее пространство (Там же. С. 93-112). Карниз опоясывает пространство храма на уровне основания конхи. Монументальность внешнего облика храма подчеркнута контрастом гладких поверхностей стен и отдельных зон графичного декора. По сравнению с церквами XII-XIII вв. в кафоликоне не много окон: по одному в алтаре и рукавах, 6 вместо 12 в куполе. На вост. фасаде исчезли традиц. треугольные ниши; основной акцент сделан на сухом по прорисовке кресте большого размера, занимающем все поле фасада над алтарным окном. По сравнению с ранними памятниками при разработке орнаментных украшений «ощущаются линейка и циркуль вместо живой руки мастера» (Там же. С. 109). С юж. стороны по всей длине к храму примыкает перекрытая цилиндрическим сводом галерея-притвор, открывающаяся наружу двойной аркой. Здесь находится один из 2 входов в храм, другой устроен в зап. стене с небольшим смещением к югу (как и в храме мон-ря Сапара). Роспись кафоликона

http://pravenc.ru/text/182627.html

Атени Сиони. 2-я пол. VII в. [Груз. ], храм в честь Успения Пресв. Богородицы. Расположен в c. Атени к югу от г. Гори, в ущелье р. Тана (груз. историческая пров. Шида-Картли). Возведен во 2-й пол. VII в. в правление эрисмтавара Картли Нерсе (682/86-689), относится к кругу архитектурных памятников т. н. переходного периода типа Джвари . Из сир. послания VI в., в к-ром еп. Симеон из мон-ря Бейт-Мар (Сирия) угрожает анафемой епископам Картли, собравшимся в Атени, известно о существовании здесь церкви еще до VII в. (Draguet R. P. 59-89). Археологические раскопки 1969-1970 гг. на площадке (24 ´ 19 м; высота 22 м), где находится А. С., показали наличие под его основанием остатков базилики V в. (фрагменты барабанов, баз, капителей, четырехгранных колонок от амвона или алтарной преграды из проконесского мрамора, обломки каменных крестов). Факт возведения ныне стоящего центральнокупольного храма отмечен в однострочной арм. эпиграфической надписи на юж. фасаде, относимой по палеографическим признакам к VII в. В ней указано имя строителя А. С.- зодчего Тодосака, вместе с к-рым трудились упомянутые также в арм. надписях мастера Аарон, Гиорг, Григор, Дапс. Согласно др. концепции, надписи на арм. языке и ряд рельефных композиций, сопровожденных надписями на арм., были созданы при восстановительных работах кон. X в. На стенах юго-вост. и сев.-зап. угловых помещений в 80-х гг. VII в. высечены надписи с перечнем пожертвований эрисмтавара Нерсе I на строительство храма. Среди множества др. груз. надписей на асомтаврули (в т. ч. греч. и евр. тексты), нусхури и мхедрули - надпись 711 г., к-рая повествует о восшествии на престол Степаноза Мампала, сына эрисмтавара Нерсе I, и о посылке ему короны визант. кесарем Филиппиком (Варданом). Там же находится надпись об установлении поминального дня Нерсе и десятистрочная фресковая надпись, сделанная Георгием, сыном Степанозы, о кончине Степаноза Мампала 14 окт. 739 г. Рядом находятся эпитафии царице Гуарамавр (837) и феодалу Сумбату (885). В юж. апсиде - рифмованные стихи на груз. языке 1-й пол. IX в. и надпись 835 г., повествующая о нашествии Буги Турка. Из надписи 980 г. в зап. апсиде известно об облицовочных работах, проведенных в интерьере храма при царе Баграте III; в пространной надписи на юж. фасаде храма зафиксировано, что в строительстве г. Атени (1060-1068) по распоряжению царя Баграта IV принимали участие Мириан, сын Тархуна, и глава атенской крепости Гурганели. На фасадах храма сохранились также сир., греч., араб., персид., церковнослав. надписи, множество надписей паломников и надписи офиц. характера.

http://pravenc.ru/text/76764.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010