Гаенатский монастырь построен царем Давидом возобновителем (1089–1126). Там доныне показываются Дарбентские врата – трофеи побед царя Давида III, с куфическими надписями разобранный Академиком Френом; Erklärung den Arabischen inschrift des eisernen Thorflügels in kloster zu Gelathi in Imerethi mit zwei litograph. tafeln. St.-Petersbdurg 1836 III, Tom. Mémoires de L’Académie Imperiale des sciences VI Série, science historique etc. Сафарский собор находится в 7 верстах от Ахалциха. Он построен в X веке, наместниками Груз. царей в Западной Грузии, которые в последствии именовались Атэбегами. Храм замечательный Архитектурой, и удивительными произведениями Скульптуры и многими историч. воспоминаниями оставался, упраздненным с 1625 года, с того времени, как происками Сафар-Паши овладевшего Ахалцыхом жители Ахалцыха принуждены были принять Магометанство. Графе Паскевич Ерив. приобрав Грузии старое ее достояние снова открыл его службе Православной церкви (1829 г.). Зодчеству этого храма удивился ученый и славный, путешествователь по Кавказу Дюбоа. Мы ему обязаны между прочим и славным описанием его. Voyage autor du Caucase tom. II. pag. 392–299. Храм сей был первоначально освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Хахуль есть местечко в западной оконечности населения Грузин к реке Испири, пограничной с древнею Каппадокиею монастырь Божией матери, Славный в Летописях Грузинских и богатыми пожертвованиями царей быль построен Давидом Курополатом, усыновившим Баграта, который наследовал ему престол под именем IV (1069–1126). Храмовый образ Божией матери один из древнейших, богатейших и редких икон, во время смут произведенных Магометанами в Самцхе перенесен в Имеретию и находится в Гаенатском монастыре в 7 верстах от города Кутайса. Монастырь же Хахульской Божией матери и другие церкви упразднены еще в XVI веке. Остающиеся там развалины богатейшего храма доныне напоминают Христианам обращенным уже в Магометанство, но удержавшим обычаи и язык своих единокровных братьев не забытую в продолжение VII веков икону Хахульской Божией матери и веру предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Программа декора алтарной апсиды храма в Джоисубани включает неск. сцен, объединенных темой Второго пришествия: на полукруглом обрамлении окна представлен Христос на троне между апостолами Петром и Павлом, ниже справа - арх. Михаил, взвешивающий праведные и грешные души, слева - трубящий ангел и ктитор с моделью храма (в композицию, согласно надписи, включен исторический персонаж - Гавриил Мамасахлис). Ниже находятся 2 плитки с орнаментом, под к-рыми представлены св. воины Георгий и Феодор. На плитах нижнего ряда изображено спасение пророков Даниила и Ионы. Юж. фасад украшают рельефы «Благовещение» и «Встреча Марии и Елисаветы». Нижняя часть сев. фасада декорирована фризом с изображением шествия священников со свечами. Сложная иконографическая программа декора храма мон-ря Хахули посвящена гл. обр. темам Воскресения и Вознесения Господня. Композиции «Вознесение креста» в тимпане созвучна сцена «Вознесение Александра Македонского», редкая в груз. искусстве, но распространенная в X-XIII вв. в искусстве Византии и Зап. Европы. В декор портала включена сцена «Спасение прор. Ионы из чрева китова» (из пасти чудовища выходит Иона с воздетыми руками, рядом - 2 рыбы) и рельефные изображения стражей храма - паскунджи, петуха, львов. Над окном фасада высечен орел с раскрытыми крыльями - символ Воскресения и Вознесения Христа. У дверного проема изображен ап. Петр с ключом в левой руке и замком в правой. На фасадах храма в Кумурдо соседствуют сцены из ВЗ и НЗ: тему Сотворения мира раскрывают изображения голов бородатых мужчин (ниши вост. фасада), олицетворяющие, согласно надписям, Небо и Землю, и голов Адама и Евы (ниши юж. и сев. фасадов); алтарное окно декорировано символами евангелистов. В интерьере, по сторонам от алтаря, изображены мать Баграта III царица Гурандухт и ее супруг, царь картвелов Гурген (или, возможно, брат, царь абхазов Леван), на тромпах юж. пристройки - фигуры ангелов (помещенное на высоте человеческого роста рельефное изображение ангела, возможно, служило молебной иконой).

http://pravenc.ru/text/168199.html

Возможно, она была вытесана в период царствования Баграта IV и во время управления Ишханской епархией архиеп. Антонием (I) (Там же. С. 29). План кафоликона и малой церкви мон-ря Ишхани. Чертеж экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. План кафоликона и малой церкви мон-ря Ишхани. Чертеж экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. В 1033 г. ишхнели архиеп. Иларион (II) (Масурис-дзе) пожертвовал И. Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.). По его заказу был переписан также сборник аскетических сочинений (НЦРГ. А 35). Из надписи сер. XII в. (очевидно, 1155), выполненной на среднем нефе сев. стены кафоликона И. архиеп. Ишханским Игнатием, известно, что И. владел недвижимым имуществом. В частности, упоминается о возвращении И. царем всей Грузии Димитрием I (Деметре) (1125-1155/56) с. Лозни, попавшего в залог. В бумажных вставках XVI в. в пергаменную рукопись песнопений св. Тбели Абусеридзе (НЦРГ. А 85, 1233 г.), сделанных при Ишханском архиеп. Аверкии каллиграфом Симеоном Каргаретели, сохранились сведения о том, что в XVI в. И. был действующим монастырем. Созданные в И. рукописи были использованы для составления Шатбердского сборника (НЦРГ. S 1141) и Пархальского Многоглава (НЦРГ. А 95), о чем сказано в колофонах последнего (подробнее о деятельности монастырей тао-кларджетской литературной школы см. в разд. «Монастырские школы» ст. Грузинская Православная Церковь ). После захвата Тао-Кларджети турками в кон. XVI в. произошла исламизация этой области. Историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского» характеризует Ишханскую крепость как «довольно твердую», упоминает «огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 681). В 1917 г. в И. побывала экспедиция Грузинского об-ва истории и этнографии под рук. Такаишвили, в ее составе находились инженер А. Н. Кальгин, художники Ладо Гудиашвили и Михаил Чиаурели (впосл. народный артист СССР), художник-график, архитектор и настоятель монастыря Вардзиа иером. Ипполит. Они выполнили точные замеры храмов, сделали чертежи, скопировали и зарисовали надписи и фрески. Такаишвили указал, что во 2-й пол. XIX в. в зап. приделе кафоликона устроили мечеть: помещение было отделено от восточной части храма, включающей 3 рукава, поперечной булыжной стеной с окном. Для входа в вост. часть были пробиты крупные бреши в сев. стене жертвенника и в зап. стене сев. придела. Парадную юж. дверь храма замуровали: здесь был устроен кюмбет (куполообразный водоем) ( Такаишвили. 1952. С. 26-27).

http://pravenc.ru/text/1237981.html

Архитектурно-конструктивные части в интерьере храма украшены аниконической росписью кон. VII в. Рисунок выполнен по неокрашенной фактуре облицовочного камня. В конхах апсид, софитах окон и дверей роспись имитирует кладку; в больших тромпах - веерообразный рисунок, в конхах трехчетвертных ниш - лучистые солнцеобразные фигуры. Доминантой аниконической росписи является большой красный крест в своде купола, символизирующий Христа Спасителя. На подкупольных выступах и архитравах угловых помещений изображены 12 процветших крестов, исполненных красной и белой красками, символизирующих 12 апостолов. Кресты нанесены на известковую штукатурку, к-рой была покрыта нижняя часть стен в интерьере вскоре после завершения строительства храма. На штукатурке сохранились многочисленные граффити. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. Явление во сне прав. Иосифу ангела. Роспись Атени Сиони. 90-е гг. XI в. В 90-х гг. XI в. стены А. С. были полностью покрыты живописью в технике секко. В тромпах изображены персонификации райских рек: Нила, Фисона, Тигра и Евфрата в виде юношей античного типа, возлежащих в волнах. В конхе алтарной апсиды - Богоматерь «Никопея» с Младенцем Христом, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Ниже представлены апостолы в молитвенных позах, обращенные к кресту, на стенах вимы композиция «Евхаристия». В нижнем регистре фронтально изображены монументальные фигуры святителей (Власия, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Александрийского и др.), в проеме центрального окна - столпники Симеон Алеппский и Симеон Дивногорец, на выступах апсид - архидиак. Стефан Первомученик и св. Роман Сладкопевец. В своде вимы представлен медальон с погрудным образом Христа Пантократора, по обе его стороны фигуры пророков и св. Иоанна Предтечи в рост. В юж. апсиде располагаются сцены из апокрифического жития Пресв. Богородицы (14 сцен); в сев.- праздничный цикл (11 сцен); в зап.- композиция «Страшный Суд». В алтарной апсиде также представлены ктиторские изображения царя Давида IV Строителя и царского мцигнобартухуцеси (канцлера) еп. Чкондидского Георгия в предстоянии Спасителю, образ к-рого вписан в сегмент неба, царей Баграта IV и Георгия II, царицы Исдухт и феодала Сумбата, сына Ашота, обращенные к Богородице, представленной в сегменте неба. Изображение Сумбата из кларджетской ветви рода Багратиони, исконных владетелей Атени, вместо клдекарских эриставов из рода Багваши,- дополнительное свидетельство перемен, происшедших в стране в начале царствования Давида IV, к-рый в 1093-1094 гг. взял в плен и выслал из страны Липарита Багваши. Роспись выполнена вскоре после этого события артелью живописцев.

http://pravenc.ru/text/76764.html

Александр II, наместник на Кавказе кн. А. И. Барятинский, экзарх Грузии митр. Исидор, а также указано, что восстановление храма было осуществлено архитектором полка Чулковым при «ревностном содействии» 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка под командованием полковника Ф. Х. Де-Саже. Работу проводили не подготовленные к реставрации мастера, что привело к бессистемной кладке фасадного камня, уничтожению части надписей и орнаментов, добавлению к фасадам несоответствующих элементов. 14 сент. 1858 г. на куполе церкви был воздвигнут крест, в том же году был устроен позолоченный иконостас. В 1862 г. кафоликон М. был причислен к штабу 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка и обращен в кладбищенскую церковь. На пожертвования офицеров и нижних чинов был восстановлен зап. портик и сооружена колокольня. Сохранилась русскоязычная эпиграфика (слева от царских врат, на зап. портике, над аркой под колокольню), передающая историю восстановления различных частей храма ( Бобровский. 1898. Ч. 5. С. 11, 335-336; Сливицкий. 1902. С. 53-54; Такаишвили. 1913. С. 141-142; Двали. 1974. С. 45). 9 июня 1862 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский ; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877) торжественно освятил храм М. В храме М. хранились значимые общехрист. святыни - подножие и гвозди (по др. источникам, гвоздь) Креста Господня. Во время персид. похода визант. имп. Ираклий I (610-641) пошел на Картли и «забрал из Манглиси и Эрушети подножные доски и гвозди Господа нашего Иисуса Христа, что были даны Мириану Константином» ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 227-228; Он же. 2008. С. 107). Предположительно эти святыни были возвращены в Грузию в XI в. в связи с бракосочетанием царя Грузии Баграта IV (1027-1072) и визант. царевны Елены. При царице Русудан (1223-1245) гвоздь был вставлен в специально изготовленную для этого митру манглели ( Иоселиани. 1866. С. 147). По приказу Давида VI Нарина (царь Грузии в 1247-1259, царь Зап. Грузии в 1259-1293) для хранения митры был сооружен серебряный чеканный ларец с надписью: «Царь всея Грузии Давид, сын Русудан, соорудил вместилище для святого гвоздя» (Древности Российского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/2561814.html

Сегодня отмечается престольный праздник храма Светицховели — кафедрального собора Грузинской Церкви 13 июля 2007 г. 13:29 13 июля Грузинская Православная церковь отмечает праздник «Светицховлоба», посвященный кафедральному храму Светицховели во Мцхета, древней столице Грузии в двадцати километрах к северу от Тбилиси. Праздничное богослужение в Светицховели совершает в этот день Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II . Праздник «Светицховлоба» отмечают дважды в год — 13 июля и 14 октября. Он считается одним из главных христианских праздников в Грузии. После торжественного молебна, собирающего паломников со всей Грузии и гостей из-за рубежа, проводится массовое крещение у слияния рек Арагви и Куры, ставшее составной частью праздника «Светицховлоба». В этот день сюда приезжают с разных концов страны люди, чтобы крестить в реке своих детей или креститься самим. Светицховели — Патриарший собор, построенный в 1010-29 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви IV века. Аналогичные соборы в это же время были построены в Кахетии — Алаверди и в Кутаиси — храм Баграта. Светицховели подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV-XVII веках. По преданию, в I веке раввин Элиоз, родом из Грузии, выкупил в Палестине у римских воинов Нешвенный Хитон Господень, и, прибыв во Мцхета, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, взяв в руки святыню, скончалась на месте. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле Сидонии выросло большое дерево, которое стало священным для жителей Мцхета — ему поклонялись как неведомому божеству. В IV веке святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, попросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить их на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства. Когда дерево было чудесным образом спилено и уложено на землю, то из оставшегося ствола стало источаться целебное благодатное миро, которое истекало до нашествия персидского шаха Аббаса в XVII веке. Мироточащий ствол дерева стал именоваться Животворящим столпом, по-грузински Светицховели. Над столпом была построена первая в Грузии церковь в честь Двенадцати апостолов Христовых, которая в XI веке была перестроена в величественный собор. Все главные церковные события Грузинской Церкви, в частности интронизация Католикоса-Патриарха, происходят именно в этом Соборе. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/269075.htm...

Голгофский крест над окном барабана кафоликона. X в. О., основанный как центр груз. духовности и культуры, называли великой (великолепной) лаврой (Ath. Iver. georg. 1. Fol. 213v; Ath. Iver. georg. 3. Fol. 141-141v; Ath. Iver. georg. 9. Fol. 377 v; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 29, 47; Рукописное наследие. 2018. С. 220, 225). В надписи над окном вост. апсиды кафоликона упомянуты современники строительства кафоликона священники Михаил и Иоанн - предположительно настоятель и руководитель книжников О.; в колофонах рукописей Ath. Iver. georg. 3 и Ath. Iver. georg. 9 упомянут настоятель О. «святой» Савва (кон. 70-х гг. X в.). После кончины Давида III (1001) его владения, в т. ч. О., Отхтаэклесиа и Пархали , перешли под власть Византии. В груз. 8-строчной надписи под окном средней арки юж. рукава кафоликона (утрачена) было указано, что при настоятелях Григории и Давиде кафоликон на средства визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII был покрыт кровлей; также там упомянуты Григол (возможно, руководитель строительством О.) и каменщик Иесе. Такаишвили датирует это событие 1022-1025 гг. Василий II также упомянут в надписи над юж. входом. В 1036 г. по заказу патрикия Джоджика (груз. сановник на службе Византии) интерьер храма был расписан: дата росписи и портрет ктитора сохранялись на вост. стене алтаря ( Такаишвили. 1952. С. 63-64; Джобадзе. 2007. С. 162-163). Особенное культурно-историческое значение имеет фреска со сценой бракосочетания царя Грузии Баграта IV с визант. царевной Еленой в храме Бана (рядом с Баной изображен кафоликон Отхтаэклесиа) ( Thierry. 1986. P. 135-153), свидетельствующая о возвращении мон-ря Грузии. Пограничные территории, на которых находился О., неск. раз захватывали сельджуки и затем отвоевывали груз. цари (напр., в кон. XI в.- св. Давид IV Строитель (1089-1125)). В нач. XIII в. Хахули, О. и Бана были окончательно возвращены в состав Грузии (Летопись времен царя Лаши Георгия. 1955. С. 368; То же. 2008. С. 215). В центральной части южного рукава храма сохранилась 2-строчная ктиторская надпись покровительствовавшего О. царя Грузии прп. Дамиана-Димитрия (1124-1156) ( Схиртладзе. 1993. С. 97-99). О мон-ре заботились и местные феодалы: в надписи в юж. рукаве сказано, что некие Свимеон, Варнама (sic!) и Ткома Гедаонисдзе (по др. источникам неизвестны) 2 раза в год обязывались снабжать братию О. вином и пшеницей (Там же. С. 99-102). Особое значение для О. имело приобретение статуса ставропигиального мон-ря (не позже нач. XIII в.) ( Силогава. 2006. С. 62). Ок. 1516 г. атабаги (князья) Джакели, владевшие Юго-Зап. Грузией с кон. XIII в., подтвердили права Мцхетского Католикосата на О., Пархали и Вардзию (ПГП. 1970. Т. 3. С. 242-244; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Матерь Божия изображена в золотом поле, стоящею на багровой земле; она легко поддерживает свое зеленое покрывало, на котором сидит её божественный младенец, благословляющий одною рукою, имеющий свиток в другой. Так обыкновенно изображались Влахернская и наша Печерская иконы. Три звезды на челе и раменах Пречистой Девы; золотая бахрома по краям покрывала, искусно обозначает волнистое движение сей одежды, которая спускается до самых ног и обливает стройный высокий её стан. Зеленый однообразный цвет гораздо приличнее тех ярких красок, голубой и багряной, которые сделались как бы необходимою принадлежностью риз Богоматери; но пурпурные сандалии показывают царственное её достоинство. Весь в белом сидит предвечный Младенец на лоне своей земной Матери, и так отрадны оба лика, что следовало бы их списать для подражания в наших храмах. Два преклоненных архангела, Гавриил и Михаил, стоят по сторонам, в голубых диаконских стихарях, в знамение служительского своего назначения; крестообразно опоясанные орари их как бы осыпаны драгоценными камнями; оконечности белых крил блещут радужными цветами, а в руках благоговейно держат они монограмму человеческого имени Сына Божия, в светлых кругах, IC. ХС., которое некогда архангел возвестил Деве. Как все это исполнено мысли и красоты! Вечером, когда подымается во мраке паникадило, пред самый лик Богоматери, он сияет особенным светом, при отблеске золотого поля вокруг. Таков драгоценный дар сей, достойный обоих державных. Но прежде нежели войти во внутренность алтаря, я остановился пред святынею иконостаса, являющего целый ряд древних чудотворных икон, которые почитаются залогом спасения всей Иверии. Первая и более всех именитая, привлекающая благоговейное внимание, есть икона Хахульской Божией Матери, писанная по преданиям евангелистом Лукою и принесенная царем Давидом, из одного древнего храма, области Кларджетской; начало же её восходить до первых времен христианства на поморье Черном, где проповедали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Пречистая Дева представлена без божественного Младенца, темным колоритом, как наша Владимирская, и совершенно сходна с тою иконою, которая теперь находится в алтаре придворной церкви зимнего дворца. (Сия последняя почитается руки евангелиста и привезена из Патраса, что в Морей; на задней доске её есть императорский герб Палеологов.) Имя Хахульской сохранилось иконе от знаменитой обители царя Баграта II, уже разоренной ныне, и что весьма замечательно, она не утратила ни одного из драгоценных украшений, которыми осыпали ее цари, от времен Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

С именем Давида IV Строителя (1089-1125) связан заключительный период объединения Грузии - при нем был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират, а столица гос-ва перенесена из Кутаиси в Тбилиси. Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, в т. ч. и на Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии, а территория Зап. Грузии вошла в состав единого Мцхетского Патриархата. Вопрос о точной дате возникновения А. К. остается спорным. Исходя из отсутствия упоминаний в нотициях К-польского Патриархата Лазской митрополии, а также Абазгийской и Фасисской архиепископий на рубеже IX - X вв., М. Лордкипанидзе, П. Ингороква и Б. Ломинадзе склонны считать IX в. временем возникновения А. К. Другой т. зр. придерживаются К. Кекелидзе и З. Анчабадзе, относя дату возникновения А. К. к X в. Первый раз А. К. упоминается в 1290 г. в грамоте царя Давида VI, первое же упоминание Абхазского Католикоса относится к XI в. и содержится в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие «два католикоса» - Мцхетский и Бичвинтский, т. е. Абхазский. Тот факт, что А. К. не упоминается в источниках ранее кон. XIII в., а Абхазский католикос не назван среди западногруз. иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI-XII вв., дает основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер. Образование А. К. логичнее было бы отнести к сер. XIII в., когда в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское гос-во распалось на два царства - вост. во главе с царем Давидом Улу (сыном блгв. царя Георгия IV Лаша) и зап. с царем Давидом V Нарином (сыном царицы Русудан), что неизбежно повлекло за собой и разделение Церкви. Интересна точка зрения Н. Бердзенишвили, к-рый полагает, что со 2-й пол. XI в. до 2-й пол. XIII в. А. К. временно не существовал, а в XIII в. был вновь восстановлен.

http://pravenc.ru/text/62536.html

Зарзмский монастырь, основанный в царствование Баграта IV (1027–1072 годы), лежит в 30 верстах от города Ахалциха, вправо от реки Коблианки, в деревне Зарзма, состоящей из нескольких дворов грузин-мусульман. Местоположение монастыря, окруженного со всех сторон густым, девственным лесом, в высшей степени живописное, воздух, напоенный ароматами сосны и липы, превосходный. Самый храм монастыря, бывшего в запустении еще во времена царственного историка Вахушта, представляет из себя один из лучших памятников церковной архитектуры в Грузии и поражает зрителя своею грандиозностью и богатством резных украшений. Внутри церкви и доныне видны остатки фресок с портретами и разными надписями на грузинском языке, каковые надписи имеются также на изящной и довольно хорошо сохранившейся колокольне. Монастырь окружен полуразвалившеюся каменною оградою из разноцветного камня. До самого последнего времени Зарзмский храм был в запустении и в полуразрушенном виде, но благодаря заботам и щедрым дарам в Бозе почивающего цесаревича и великого князя Георгия Александровича он призван к новой жизни. Увидев Зарзму с его прекрасным куполом и поразившись величественным и изящным архитектурным стилем храма, Георгий Александрович повелел его реставрировать в первозданном виде и в тоже время распорядился постройкой в Абастумане церкви по образцу его же. Согласно слову покойного Наследника цесаревича, работы по реставрации древней святыни закипели, но неумолимая смерть наложила свою леденящую руку на Любимца Грузии и не дала Ему возможности взглянуть на дело рук Его. Однако же, Благочестивейшая Государыня Императрица Мария Феодоровна не дала заглохнуть святому делу её Царственного Сына и повелела продолжать работы по реставрации, не щадя средств для окончания её. Благодаря этому, Храм уже покрыт каменными плитами, исправлена облицовка его и внутри поставлены леса для обновления сохранившейся живописи. Уже близко то время, когда Зарзма, восстав из развалин милостью Георгия Александровича и Августейшей Его Родительницы, предстанет взорам во всем своем величии и красе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010