Его допросили и освободили, однако с этого времени начались гонения на него со стороны властей. 10 июня 1922 г. он был вновь задержан вместе с протоиереем Квирильского благочиннического окр. Иаковом Гвелесиани, протоиереем кутаисского кафедрального собора во имя св. Александра Невского Василием Долаберидзе, прот. Мелитоном Келенджеридзе и управляющим канцелярией Кутаисско-Гаенатской епархии Э. Тутберидзе, когда они намеревались выехать в Свирский и Сачхерский округа (Журналы заседаний. 2016. С. 348). 25 февр. 1921 г. в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского гос-ва. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис. Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе). Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через неск. дней в Кутаис приехал католикос-патриарх исп. Амвросий (Хелая), принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой. 24 апр. 1923 г. представитель Кутаисского политбюро Цирекидзе допросил архим. Павла и кутаисского прот. Платона Цкитишвили. Архим. Павел заявил, что, приехав в Кутаис, все 4 ящика и мешок оставил на железнодорожной станции и ничего не знает об их дальнейшей судьбе, а прот. Платон дал показания, что вместе с архим. Павлом видел эти 4 ящика в кутаисском кафедральном соборе и что их отнесли в дом митр. Назария. Из-за несоответствия показаний их обоих арестовали. 25 апр. специальная комиссия обнаружила ценности в указанном месте ( Гамахария. 2006. С. 167-168). Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. Сщмч. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский. Фотография. Ок. 1909 г. 12 янв. 1923 г. представители советской власти арестовали членов Католикосского совета, католикос-патриарх исп.

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1; 2013. Т. 2; 2014. Т. 3 (на груз. яз.); The Geography of Ananias of Širak: Ašxarhac " oyc " , the long and the short recensions/Ed.: R. Hewsen. Wiesbaden, 1992; Силогава В. Надписи из Квемо-Картли//Дманиси. Тб., 2000. Вып. 2. С. 214-313 (на груз. яз.); он же. Мемориальные книги феод. дома Багваши и их поминальные приписки//Dedicatio: Ист.-филол. изыскания. Тб., 2001. С. 223-286 (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв./Сост.: Г. Отхмезури, Г. Мчедлидзе, М. Сургуладзе и др. Тб., 2007. Т. 4 (на груз. яз.); Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Жизнь царя царей Давида//Там же. С. 181-212; Матиане Картлиса//Там же. С. 139-180. Лит.: Куфтин Б. Археологические раскопки в Триалети. Тб., 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Григолия Г., Джгамаия Дж. Одна древнегруз. надпись из мон-ря Пиргебули//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1970. Вып. 20. С. 36-43 (на груз. яз.); Джандиери Г. К вопросу об ист. хронологии Вост. Грузии XVII в.: Хронол. ряд епископов//Мравалтави (Многоглав). Тб., 1971. Вып. 1. С. 328-355 (на груз. яз.); он же. К вопросу о феод. землевладении кафедр. соборов Манглиси и Болниси в XVII в.//Там же. 1980. Вып. 8. С. 91-101 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Очерки из ист. географии Грузии. Тб., 1979. Т. 1: Квемо-Картли (на груз. яз.); он же. Очерки из ист. географии Квемо-Картли. Тб., 2014 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Неизвестная надпись 1050 г. Баграта IV Новелиссима из Триалети//Очерки/Гос. музей искусств Грузии. Тб., 2004. Вып. 9. С. 48-53 (на груз. яз.); Шаоршадзе М. К уточнению нек-рых эпизодов жизни и деятельности св. Иоанна Манглели//Вопросы истории Грузии в средние века. Тб., 2008. Вып. 9. С. 186-190 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. Церковное право. Каноны. Тб., 2012 (на груз. яз.); Гоголадзе Т. Строительная надпись Арсения Манглели 1667 г. из храма Манглиси и ее значение для истории феод.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Собор Николая Чудотворца (Никорцминда) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Николая Чудотворца - Никорцминда (груз. ) — собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Находится в 14 км к юго-западу от города Амбролаури. Внутри собора росписи датированные XVI—XVII веками. На фасадах храма богатейшая резьба по камню. Содержание История [ править править код ] Сооружен в 1010—1014 годах, во время царствования Баграта III и был отремонтирован в 1534 году царём Багратом III из Имерети. Трёхэтажная колокольня рядом с собором была построена во второй половине XIX века. Современное состояние [ править править код ] Архитектура Собор в Никорцминда представляет собой в плане крестово-купольный храм. Купол лежит на барабане, который имеет 12 окон с аркатурным поясом и декоративным архитравом. Барабан покоится на шести парусах. К подкупольному пространству примыкают пять апсид, а массивный купол лежит на полуколоннах. Алтарная апсида и примыкающий к подкупольному объёму западный рукав создают большое внутреннее пространство. Притворы с юга и запада пристроены позднее, но тоже в XI в. Интерьер украшен фресками XVII века и богатым орнаментом. Наружное очертание плана - крестообразное. Камни из которых выложены фасады гладко отёсаны. Декор Наружные украшения стен представляют собой аркатурный пояс, разнообразные резные орнаменты и многофигурные барельефные композиции — Преображения Господня, Судного дня, Воздвижения Креста Господня, фигур святых, фантастических животных - образуя продуманную изобразительную программу. Декор собора в Никорцминда — один из самых красивых среди грузинских церквей. Здесь можно увидеть соединение нескольких различных художественных стилей, что говорит о свободе выбора мотива и манеры исполнения. Собор Никорцминда представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Грузия, Рача-Лечхуми, Амбролаурский муниципалитет, п. Никорцминда Проезд: от Кутаиси через Ткибули и затем мимо озера Шаори, сразу за озером будет поселок Никорцминда Паломнику [ править править код ] Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Николая_...

В кон. 1642 г. Н. И. вновь отправился в Иерусалим, где занял пост настоятеля Крестового мон-ря. Понимая, что груз. мон-ри на Св. земле находятся в упадке в связи с отсутствием средств, к-рые не могла отсылать терзаемая персид. нашествиями метрополия, Н. И. еще до отъезда предпринял энергичные шаги по сбору средств среди местной знати для оказания материальной помощи Крестовому мон-рю. Очевидно, ему это удалось: его прибытие в Иерусалим было отмечено значительным потоком пожертвований. Имена меценатов Н. И. вписал на вечное поминовение в Синодик Крестового мон-ря ( Марр. 1914. Агапа 13). В 1643 г. Н. И. развернул обширные строительные работы в мон-ре: был капитально отремонтирован кафоликон, обновлен купол, укреплены стены, часть алтаря отделана мрамором и т. д. Особенно значительным стало обновление фресок кафоликона. В росписях была отражена история Крестового монастыря: созданы потреты царей святых Мириана и Вахтанга Горгасали , при к-рых на Св. земле появились груз. обители, основателя груз. монашества в Палестине прп. Петра Ивера , афонских подвижников Евфимия и Георгия Святогорцев, груз. царя Баграта IV, способствовавших процветанию обители. Кроме того, по инициативе Н. И. программа росписи была пополнена ктиторскими портретами его современников-меценатов: Левана II Дадиани, супруги царя Картли Ростома Мариам, католикоса-патриарха Абхазского (Западногрузинского) Максима I (Мачутадзе) , архиеп. Тбилисского Елисея (Сагинашвили), архиеп. Манглисского Феодосия (Ревишвили), самого Н. И., Пааты и Кайхосро Цулукидзе. Также был поновлен портрет поэта и деятеля XII в. Шота Руставели . О масштабных работах в Крестовом монастыре, развернутых Н. И., повествуют надписи, сохранившиеся на стенах мон-ря. Напр., в надписи, высеченной на столпе (в интерьере кафоликона, у входа), сказано: «Я - недостойный отец Креста и Святой Голгофы, тяжелым трудом моим было расписано. Аминь» ( Цагарели. 1888. С. 243). Там же, а также в надписи над главным входом было указано, что на личные средства Н. И. были восстановлены купол и алтарь кафоликона. В надписи на мраморных плитах алтаря отражена идея законности прав Грузии на Крестовый мон-рь: «Стойте твердо и непоколебимо и поминайте меня, грешного настоятеля Крестового, Никифора-Николая. 1643» ( Чехановец. 2012. С. 91). Еще одна надпись Н. И. находится на стене храма Гроба Господня: «Иисусе Христе, помилуй грешного Николоза. Помяни, Господи, грешного Крестового Никифора». Сведения о восстановительных работах в Крестовом мон-ре и о вкладе Н. И. сохранились также в приписке к надписи в Крестовом монастыре, выполненной после ухода Н. И. из обители (Там же. С. 251). Энергичная деятельность Н. И. заинтересовала Иерусалимского патриарха Феофана IV (1608-1644). Приблизив его к себе, патриарх проявил по отношению к нему «любовь, доверие и уважение». Перед смертью он назвал Н. И. своим преемником. Однако благодаря усилиям местной знати Патриарший престол занял управляющий поместьями святых мест Палестины Паисий (НЦРГ. S. 3677).

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. Преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы. Роспись кафоликона. XVII в. С внутренней стороны над входом в храм в нише дверного проема помещено изображение Божией Матери с Младенцем в медальоне, с надписью на груз. и греч. языках, где сообщается о росписи времени архим. Никифора, выполненной на средства кн. Левана Дадиани. Греч. надпись неск. отличается от грузинской и содержит информацию о живописцах: «Расписан и возобновлен сей божественный храм… рукой и искусством нижайших иеромонахов Моисея, Григория, сына Неофила, и иеродиакона Герасима, сына Мины, в лето от рождества Христова 1644, месяца января 11-го дня». На притолоках - изображения прор. Соломона, свт. Петра Ивера (?) и монаха с завязанными глазами (возможно, сподвижника свт. Петра Иоанна, из Жития известно о болезни лица и глаз, которые прикрыты повязкой), на юж. прясле зап. стены - преподобных Евфимия и Георгия Святогорцев. На западной стене находились ныне утраченные росписи: над входным проемом - ростовой образ прп. Прохора Грузина, южнее двери - образы равноапостольных Константина и Елены, на сев. половине - груз. царей св. Мириана, св. Вахтанга Горгасали и Баграта IV, с именем к-рых связаны основные этапы строительства К. м. На крайних отрезках стены были изображены современники архим. Никифора - приближенные кн. Дадиани и групповой портрет братии К. м. Ктиторский портрет семьи Дадиани размещался в вост. части юж. стены храма. На зап. стене были выполнены образы равноапостольных Константина и Елены и легендарных основателей обители, а также современников архим. Никифора. Этот ряд изображений объединен идеями утверждения прав грузин на К. м. как его основателей и первых строителей и связи груз. Православия со Св. землей. В надписях, раскрытых в 1960 г., во время реставрации при участии Абашидзе, Шанидзе и Церетели, особо подчеркнута национальная принадлежность изображенных, напр., преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы были именованы как «Св. Евфимий Грузин» и «Св. Георгий Грузин».

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Еще одна группа версий относит строительство К. м. ко времени царствования визант. имп. Ираклия (610-641): возвращаясь с победой из похода против персов, в к-ром императору удалось отвоевать вывезенный персами Крест Господень, Ираклий не стал въезжать в Иерусалим, а остановился у того места, где некогда росло Живоносное Древо. Крест был вновь воздвигнут на Голгофе (по др. сведениям, на месте произрастания Живоносного Древа), а на избранном месте в благодарность Господу и Пресв. Богородице Ираклий велел основать К. м. (он присутствовал при закладке алтаря 1-й церкви мон-ря). Однако из-за нашествия арабов, начавших войну с Византией, строительство монастыря не было завершено ( Gu é rin. 1868. Vol. 1. С. 91; Давид. 1976. Т. 1. С. 262). Согласно мнению совр. ученых (Л. Менабде , Н. Томадзе и др.), источниковедческая база как «грузинской», так и «греческой» версий недостаточна, несмотря на то что очевидна высокая активность в Палестине не только греков, но и грузин уже в IV (события, сопутствующие Крещению Картли) и V вв. (приобретение в правление св. Вахтанга Горгасали прав на мн. христ. святыни Палестины). В последнее время в груз. историографии на основании сочинения еп. Тимофея (Габашвили) (НЦРГ. S 3244. Л. 114-116) получила распространение версия об основании К. м. в XI в. прп. Прохором Грузином при финансировании царя единой Грузии Баграта IV и его семейства ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 73; Томадзе. 2003. С. 18). Идея создания и возобновления К. м. грузинами была передана в росписи зап. стены кафоликона монастыря. На ней представлены как деятели IV-V вв. (груз. цари св. Мириан и св. Вахтанг Горгасали, визант. имп. Константин и св. Елена, еп. Петр Ивер), так и возобновители К. м. в XI в. (груз. царь Баграт IV, преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы, прп. Прохор Грузин) ( Вирсаладзе. 1973. C. 40, 47; Мамиствалишвили. Иерусалимский Св. Креста мон-рь. 2014. C. 36-79). Археологические обоснования возникновения К. м. В XX в. в К. м. был проведен ряд реставрационных и археологических работ. Исследования выявили, что К. м. был выстроен на месте катакомб с захоронениями III-IV вв. После поднятия мозаичного пола нефа храма были обнаружены могилы, из них 3 склепа, высеченные в камне; 2 не были использованы; в 2 погребены 2 женщины, 75 и 40 лет, со следами ожогов на руках; еще в одной - трое мужчин разного возраста и женщина, к-рые умерли неестественной смертью.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Монастырь Тетри Удабно Монастырь Тетри Удабно Согласно преданию, после паломничества св. Давида в Иерусалим основанная им пустынь была наделена «третью иерусалимской благодати» (троекратное посещение Г. приравнивалось к паломничеству в Иерусалим), поэтому в Г. прибывали богомольцы со всего христ. Востока. Особенно почитались могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре и св. Додо в Додос Рка. В лавре хранился принесенный св. Давидом из Иерусалима Камень Благодати (в наст. время в Патриархии Грузии). Священным до наст. времени считается источник в лавре, образовавшийся во впадине у подножия горного отрога, из к-рого по каплям сочится целебная вода. В Г. много эпиграфических памятников, в т. ч. с надписями, выполненными богомольцами на разных языках, и граффити (в мон-рях на пути к лавре). Новый этап в истории Г. (с сер. IX в.) связан с деятельностью прп. Илариона Грузина . Традиции пустынничества и аскетизма были заменены новыми принципами организации монастырского уклада. Вернувшийся в Г. после 7 лет пребывания в Св. земле и в Иорданской пустыне прп. Иларион расширил церковь VI в. в честь Преображения Господня в лавре, обновил и украсил могилу прп. Давида, способствовал утверждению его почитания. Монастырский комплекс разросся, пополнилось церковное имущество, увеличилось число монахов, на востоке и западе от мон-ря были основаны обители, в мест. Акура близ Телави построен жен. мон-рь. К этому периоду относятся высеченные в скале, в верхней части юж. крыла лавры, помещения, включающие малую церковь и трапезную, к-рые, по преданию, являлись обителью прп. Илариона. С царствования Баграта IV (1027-1072) Г. находился под покровительством правителей единого Грузинского царства, однако нашествия турок-сельджуков («великая туретчина», ок. 1080) затормозили развитие комплекса. В царствование Давида IV Строителя (1089-1125), после присоединения к Грузинскому царству Эрети и Кахети (1104) и победы над турками, Г. окончательно перешел в царское владение, о чем свидетельствуют письменные источники и целая галерея фресковых изображений груз. правителей в росписях главной церкви мон-ря Натлисмцемели, посл. 10-летие XII в. (Баграт IV, Давид IV, Димитрий I, Георгий III, царица Тамара, Давид Сослани и отрок Георгий Лаши); главного храма Бертубани, нач. XIII в. (царица Тамара, Георгий Лаши); главной церкви Колагири, кон. XII в. (многочисленный ряд представителей высшего духовенства и светской власти с обширными надписями); ц. Благовещения в мон-ре Удабно, кон. XIII в. (Димитрий II Самопожертвователь, еп. Иоанн).

http://pravenc.ru/text/161684.html

В 60-х гг. XV в. крышу храма отделали медью и свинцом. Также были обновлены двери (Кут. 608. Л. 1-2; Жгенти. 2011. С. 205). На иконе вмч. Георгия из М. сохранилась надпись, в которой упоминается Ишханский еп. Мелхиседек. Поскольку икона утрачена и при описании не была датирована, исследователи полагают, что речь может идти о деятеле XVI в. Мелхиседеке (Сакварелидзе), жившем во время правления в Имерети царя Баграта III (1510-1565). Первоначально он был Гелатским епископом, затем, в период нахождения княжества Самцхе в составе Имерети (1535-1545), занял южногрузинскую церковную Ишханскую кафедру. С 1559 г. упоминается как епископ Никорцминдский. Очевидно, после потери Самцхе царь Баграт III еп. Мелхиседека и других архиереев, которых он поставил на самцхийские кафедры, отозвал в Имерети. Поскольку в 1545 г. Никорцминдскую кафедру занимал предыдущий архиерей, еп. Давид (Сакварелидзе), еп. Мелхиседек, возможно, в этот период (до поставления на Никорцминдскую кафедру) жил в М. и привез туда свою икону, где впосл. и оставил ( Жгенти. 2014. С. 44-47). О высоком значении М. свидетельствует случай, произошедший во 2-й пол. XVIII в. Католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) свт. Иосиф (Багратиони ; 1769-1776) решил примирить своего брата, царя Имерети Соломона I, и проявлявшего сепаратистские намерения рачинского эристава Ростома. Рачинская рать и Ростом с почестями встретили царя на горе Св. Георгия, у стен М. (офиц. процедура примирения состоялась в мон-ре Баракони) ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 434). Главным престольным праздником в М., как и в др. мон-рях и церквах во имя вмч. Георгия, являлся мариамоба, который отмечали на Успение Пресв. Богородицы, 15 авг. В этот день в М. собирались квемо-рачинцы и земо-имеретинцы; мн. жертвователи именно на мариамоба заказывали поминовения себя и членов своих семей. Такое почитание Успения Пресв. Богородицы может указывать на существование здесь дохрист. языческого культа, по мнению И. Джавахишвили , связанного с культом Луны; этот праздник в древности отмечали так же в сер. авг. ( Джавахишвили. 1979. С. 88-99).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

В VII в. на месте большой базилики, разрушенной, очевидно, во время византийско-персид. войн персидским полководцем Мермероем в 50-х гг. VI в., была выстроена новая церковь с выступающей апсидой. Эта церковь упомянута в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» как «Кутаисский храм» (28,3×15,8 м) (КЦ. 1955. Т. 1. С. 241), фундамент части ее стен был использован в качестве фундамента храма Баграта. На основании того, что в раннехрист. эпоху в Кутаиси сооружались столь значительные храмы, часть ученых допускает возможность существования в то время епархиального центра в городе. Однако, по мнению Г. Мчедлидзе, основывающегося на отсутствии упоминания кафедры в Кутаиси в исторических источниках или преданиях, строительство большой базилики может говорить лишь о многочисленности города, в к-ром укрепилось христианство. В Кутаисском храме был похоронен Картлийский эрисмтавар (князь) Стефаноз, укрывавшийся от преследования арабов в Зап. Грузии: выявленное близ церкви малое здание квадратной формы, построенное тесаным камнем, предположительно является его гробницей. В нач. 30-х гг. VIII в. Кутаиси вместе с др. поселениями Эгриси стал жертвой карательного похода араб. полководца Марвана ибн Мухаммада (Мервана Глухого). Западногруз. (абхазский) эристав Леон II (758-798), воспользовавшись ослаблением Византии, распространил власть на Зап. Грузию, создал Эгрис-Абхазское царство со столицей в Кутаиси и принял титул царя. Кутаиси пережил очередное возрождение: были основательно обновлены фортификационная и водопроводная системы, в цитадели были выстроены украшенный арочными окнами 2-этажный кирпичный дворец и баня, перекинут мост через р. Риони, на развалинах церкви VII в. выстроена новая 3-нефная базилика, в воротах к-рой в 2009 г. было обнаружено богатое захоронение молодой женщины (до 25 лет) предположительно царского рода, сходное с могилами хазар. Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати Новый этап строительства города начался в кон.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

Поддерживаемый греками, он до тридцати лет властвовал в пределах Иверии, счастливо сражаясь с Сарацинами; но под конец ему изменило счастье, и, преследуемый врагами, умерщвлен был в стенах своей крепости Артануждской. Малолетние сыновья его держались некоторое время в ущельях Ахалцихских; однако род Ашота утвердился на престоле, хотя и продолжались междоусобия. Халиф Махмет, сын Валида, вступив в Грузию для покорения возмутившегося эмира Тифлисского (841г.), признал царем Баграта I, сына Ашотова, и во все время жестоких разорений Эмира Буги, слабый владетель держался в своей наследственной области, которую передал по себе сыну Давиду. Давид сей памятен только основанием храма в честь иконы Хахульской Божией Матери в Кларджете: война с владетелем Абхазии Георгием и единокровными ему князьями почти заняла все его царствование; он был наконец убит одним из них Нерзесом, и титул царский перешел (881г.) сыну его Адарнасию. Но сей новый властитель укрепился на царстве, одолел всех своих соперников и вступил в тесный союз с царем Армянским Сумбатом: оба они взаимно венчали друг друга по праву, предоставленному с давних лет роду Багратидов. Опустошительное нашествие эмира Абулкасима, посланного Халифом против Буги, разорило еще однажды бедствующую Грузию, и пало много жертв его ярости. В числе подвижников, увенчавшихся венцом мучений, Церковь Грузинская празднует память святого Або, который пострадал в Тифлисе за свое обращение из мрака Магометанского к свету Христову, и князя Михаила Габрова. Мужественно защищая в Кахетии свой родовой замок, он был обезглавлен эмиром, ибо не хотел отречься от Господа Иисуса. По удалении жестокого Абулкасима Царь Адарнасий заключил союз с владетелями Кахетии Кирионом и Абхазии Константином, чтобы впредь противостоять подобным нашествиям, но все три скончались вскоре после союза. Слабый Сумбат заступил место Адарнасия без титла царского; владетель Абхазский Георгий овладел пред его глазами Карталинией и провозгласил там сына своего Константина; но местом пребывания сих непрочных властителей быль пещерный город Уплисцихе, а не Тифлис, постоянно занятый эмирами.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010